УДК 316.4
doi: 10.21685/2072-3016-2023-2-15
Оценка эффективности социальных проектов некоммерческих организаций в сфере межнациональных отношений (на примере Саратовской области)
О. Г. Антонова1, Е. А. Колоярцева2, И. Ю. Новичкова3
1 Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Саратов, Россия
2'3Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Россия 1 [email protected], 2Е1епак-22@таП.т, [email protected]
Аннотация. Актуальность и цели. Раскрывается сущность и основные проблемы оценки эффективности социальных проектов, направленных на развитие региональной системы поддержки некоммерческих организаций. Цель исследования - анализ результативности и эффективности реализации социальных проектов в сфере межнациональных отношений некоммерческих организаций Саратовской области. Материалы и методы. Исследовались классические и современные научные подходы к процессу оценки эффективности, анализ отечественных и зарубежных публикаций по данной проблематике, статистические данные, правовые документы, материалы справочных и периодических изданий, данные официальных источников. Результаты. Саратовская область - один из многонациональных субъектов Российской Федерации. Политическая стабильность обеспечивается совместными мерами органов управления и общественных организаций в сфере межнациональных отношений. Для оценки показателей результативности используются социологические методы (опрос, экспертные оценки, фокус-группы и др.). Оценка социальных проектов и инициатив происходит в соответствии с индикаторами эффективности: социальный эффект наступает в отдаленной перспективе; результат определяется как изменение; социальный эффект тесно связан с понятием социального блага и определен как эффект, относящийся к неэкономическим результатам, влияющим на благополучие людей и сообществ. Грантовый фонд социальных проектов некоммерческих организаций в 2021 г. составил 30 млн руб., среди победителей 4 проекта по развитию межнационального сотрудничества; в 2022 г. - 4 организации в области этнополитики и укрепления межконфессиональных отношений. Проект «История Православия в Саратовском крае в лицах и артефактах: собрание антиминсов Х1Х-ХХ1 вв. из Музея истории Саратовской митрополии как уникальные памятники графического искусства и свидетельства эпохи» на сумму 499 848,00 руб. направлен на содействие гражданскому и духовно-нравственному воспитанию. Проект «Содействие беженцам-соотечественникам из Донбасса в социальной адаптации в регионе и укрепление гуманитарных, культурных связей со страной исхода - Луганской Народной Республикой» на сумму 495 300,00 руб., реализованный Саратовской региональной общественной организацией «Центр вынужденных переселенцев "Саратовский источник"», направлен на сохранение единства российской нации и этнокультурного многообразия народов Саратовской области. Выводы. В основу классификации социальных эффектов
© Антонова О. Г., Колоярцева Е. А., Новичкова И. Ю., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
в сфере межнациональных отношений положено обеспечение прав и свобод граждан всех национальностей, проживающих на территории Саратовской области. Социальные проекты некоммерческих организаций в области этнополитики направлены на укрепление общероссийского самосознания, духовной и культурной общности народов, гармонизацию межнациональных отношений и предотвращение экстремизма и ксенофобии в приграничных районах Саратовской области.
Ключевые слова: некоммерческие организации, социальный проект, эффективность, критерии оценки, межнациональные отношения
Для цитирования: Антонова О. Г., Колоярцева Е. А., Новичкова И. Ю. Оценка эффективности социальных проектов некоммерческих организаций в сфере межнациональных отношений (на примере Саратовской области) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2023. № 2. С. 170-182. doi: 10.21685/2072-3016-2023-2-15
Evaluation of the efficiency of social projects of non-profit organizations in the sphere of international relations (by the example of the Saratov region)
O.G. Antonova1, E.A. Koloyartseva2, I.Yu. Novichkova3
Saratov State University, Saratov, Russia 2'3Saratov State Law Academy, Saratov, Russia [email protected], [email protected], [email protected]
Abstract. Background. The study reveals the essence and main issues of evaluating the effectiveness of social projects aimed at developing a regional support system for nonprofit organizations (NPOs). The purpose of the study is to analyze the effectiveness and efficiency of the implementation of social projects in the field of interethnic relations of NPOs in Saratov region. Materials and methods. The study of classical and modern scientific approaches to the process of evaluating the effectiveness, analysis of domestic and foreign publications on this issue, statistical data, legal documents, materials of reference and periodicals, data from official sources. Results. Saratov region is one of the multinational subjects of the Russian Federation. Political stability is ensured by joint measures of government bodies and public organizations in the field of interethnic relations. To evaluate performance indicators, sociological methods are used (survey, expert assessments, focus groups, etc.). Evaluation of social projects and initiatives takes place in accordance with performance indicators: the social effect comes in the long term; the result is defined as a change; the social effect is closely related to the concept of a social good and is defined as an effect related to non-economic outcomes that affect the well-being of people and communities. The grant fund for social projects of NPOs in 2021 amounted to 30 million rubles, among the winners are 4 projects for the development of interethnic cooperation; in 2022 - 4 organizations in the field of ethnopolitics and strengthening interfaith relations. Project "The History of Orthodoxy in Saratov region in persons and artifacts: a collection of antimensions of the 19th - 21st centuries from the Museum of the History of Saratov Metropolis as unique monuments of graphic art and evidence of the epoch" in the amount of 499,848.00 rubles aimed at promoting civil and spiritual and moral education. Implementation of the project "Assistance to compatriot refugees from Donbass in social adaptation in
the region and strengthening of humanitarian, cultural ties with the country of origin - the Lugansk People's Republic" in the amount of 495,300.00 rubles. The Saratov regional public organization "The Center for Forced Migrants "Sarativskiy Istichnik" is aimed at preserving the unity of the Russian nation and the ethnic and cultural diversity of the peoples of the Saratov region. Conclusions. The classification of social effects in the sphere of interethnic relations is based on ensuring the rights and freedoms of citizens of all nationalities living in the Saratov region. The social projects of NPOs in the field of ethnopolitics are aimed at strengthening the all-Russian identity, spiritual and cultural community of peoples, harmonizing interethnic relations and preventing extremism and xenophobia in the border areas of the Saratov region.
Keywords: non-profit organizations, social project, efficiency, evaluation criteria, inter-ethnic relations
For citation: Antonova O.G., Koloyartseva E.A., Novichkova I.Yu. Evaluation of the efficiency of social projects of non-profit organizations in the sphere of international relations (by the example of the Saratov region). Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzh-skiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2023;(2):170-182. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3016-2023-2-15
Введение
Среди негосударственных поставщиков социальных услуг в последнее время все большую значимость приобретают некоммерческие организации (НКО), деятельность которых не связана непосредственно с получением прибыли и направлена на достижение общественных благ1 [1].
В современных условиях в регионах недостаточно развита поддержка социально ориентированных НКО, так как для возможности реализации социально значимых общественных инициатив требуется постоянная материальная база и необходимая инфраструктура.
Широко распространенной в нашей стране стала практика реализации целей НКО через особую форму организации деятельности - социальный проект, который, как правило, ориентирован на достижение заранее определенного результата заранее определенным способом с использованием заранее оговоренного количества ресурсов в заранее установленные временные сроки.
По существу, цель социального проекта - это образ ожидаемого результата, соответственно, формулировка цели зачастую указывает на достижение результата посредством выполнения определенных действий, таким образом, формулировка не только включает цель, но и указывает, как она будет достигнута, другими словами, по сути, описывает замысел проекта [1, с. 280].
Социальные проекты могут быть инновационными и поддерживающими. Инновационные проекты предполагают внедрение новых подходов,
1 О некоммерческих организациях : федер. закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 (ред. от 05.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_8824/ (дата обращения: 28.01.2023).
методов и технологий, причем не обязательно это абсолютная новизна, но и создание чего-то нового, в то время как поддерживающие социальные проекты направлены на деятельность в рамках уже существующих подходов и методов.
Обязательным условием реализации социальных проектов является анализ их результативности, выявление конкретных социальных эффектов, которые они формируют. Социальные проекты могут подвергаться оценке с двух сторон: во-первых, по финансовым и экономическим результатам деятельности, во-вторых, по социальным итогам.
Оценка социального проекта является сложным процессом, требующим учета многих факторов. Он включает в себя анализ условий и затрачиваемых ресурсов, оценку альтернативных подходов к решению проблемы.
Чтобы сделать вывод о степени эффективности проекта, необходимо провести оценку на основе тщательно разработанных индикаторов, отражающих издержки и выгоды от реализации социального проекта. В мировой практике экономической оценки эффективности это метод анализа издержек и выгод (cost-benefit analysis - СВА) [2, с. 45].
Однако главная проблема заключается в измерении собственно социального эффекта, полезности социального проекта, нежели результата в денежном выражении.
На практике зачастую возникает ситуация, когда на основе оценки эффективности социальных проектов ставится задача выбора между проектами с учетом расходования средств на их реализацию, сравнения между собой и ранжирования по уровню значимости. Основной проблемой здесь является субъективизм при экспертном определении, а также оценка проекта, имеющего множественный результат.
В целях оказания содействия органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в оценке социальных проектов НКО Министерством экономического развития Российской Федерации были разработаны методические рекомендации по оценке эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных НКО.
В методических рекомендациях указывается, что социальные программы (проекты) могут рассматриваться с точки зрения следующих критериев оценки:
- соответствие приоритетным направлениям поддержки (оценивается соответствие целей, мероприятий программы (проекта) выделенным приоритетным направлениям для предоставления поддержки);
- актуальность (оценивается вероятность и скорость наступления отрицательных последствий в случае отказа от реализации мероприятий программы (проекта), масштабность негативных последствий, а также наличие или отсутствие государственных (муниципальных) мер для решения таких же или аналогичных проблем);
- социальная эффективность (улучшение состояния целевой группы, воздействие на другие социально значимые проблемы, наличие новых подходов и методов в решении заявленных проблем);
- реалистичность (наличие собственных квалифицированных кадров, способность привлечь в необходимом объеме специалистов и добровольцев для реализации мероприятий программы (проекта), наличие необходимых ресурсов, достаточность финансовых средств для реализации мероприятий и достижения целей программы (проекта), а также наличие опыта выполнения в прошлом мероприятий, аналогичных по содержанию и объему заявляемым в программе (проекте), предоставление информации об организации в сети Интернет);
- обоснованность (соответствие запрашиваемых средств на поддержку целям и мероприятиям программы (проекта), наличие необходимых обоснований, расчетов, логики и взаимной увязки предлагаемых мероприятий);
- экономическая эффективность (соотношение затрат и полученных результатов (в случаях, когда такая оценка возможна), количество создаваемых рабочих мест, количество привлекаемых к реализации программы (проекта) добровольцев, возможности увеличения экономической активности целевых групп населения в результате реализации мероприятий).
Оценка критериев может производиться по балльной шкале. Сумма средних арифметических баллов, выставленных по критериям на основании заключений на проект, составляет коэффициент рейтинга [3].
Кроме того, Министерство экономического развития РФ проводит в последние годы оценку эффективности региональных программ поддержки социально ориентированных НКО, включая региональные конкурсы проектов социально ориентированных НКО. Отчеты по результатам оценки можно найти на официальном сайте Министерства [4].
В формах отчетности по проектам, поддержанным государственными и муниципальными властями, чаще всего заложены требования количественной оценки социальных результатов.
Оценка эффективности и результативности социальных проектов НКО происходит уже на этапе конкурсного отбора на финансовую и иную поддержку организаторами конкурсов, в том числе на уровне экспертных позиций по критериям, выдвигаемым различными фондами. Анализ чаще всего концентрируется на социальных, а не финансовых результатах проекта.
Существуют различные подходы к определению эффективности. Например, она может рассматриваться как способность достигать поставленные цели. В рамках данного подхода наиболее сложным этапом является формулирование целей социального проекта. Проблемой является и то, что при большом количестве целей оценку сложно аккумулировать.
Эффективность социального проекта часто рассматривается и как соотношение полезного результата деятельности по реализации проекта и затраченных ресурсов. Недостаток данного подхода - необходимость отображения полученных результатов в численном (количественном или денежном) выражении.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000 -2008 дает следующие определения результативности и эффективности:
«Результативность - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Эффективность - связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами» [5].
Таким образом, результативность проекта определяется только достигнутым результатом без учета затрат на его достижение, т.е., чтобы измерять результативность, нужно иметь четко определенные цели и планы, так как без этого не будет точки отсчета для оценки результативности.
Результаты социальных проектов должны быть измеримы (количественно или качественно), реалистичны, привязаны ко времени, сравнимы с ситуацией до реализации проекта.
Количественная результативность фиксирует количество оказанных услуг, количество участников мероприятий, количество получателей конкретной помощи, количество охваченных проектом людей, количество мероприятий за определенный период и т.д.
Качественная результативность отражает позитивные изменения, которые произошли в результате реализации проекта. Например, повышение информационной культуры, привлечение внимания общественности к социальной проблеме и др.
Для анализа и оценки количественных и качественных показателей результативности используются социологические исследования: опрос (анкетирование, интервьюирование), экспертные оценки, фокус-группы и др.
Для большинства организаций социального сектора, а также для социальных проектов и инициатив выделяют несколько видов эффективности в зависимости от исследуемых результатов:
1) социальная (общественная) эффективность, которая учитывает результаты деятельности или реализации проекта для благополучателей, общества в целом и для самих инициаторов, с поправкой на затраченные ресурсы. При этом учитываются не столько экономические, сколько социальные и экологические результаты реализации проекта или деятельности в целом;
2) экономическая эффективность учитывает различные внешние нефинансовые последствия деятельности и не связана напрямую с изменениями в жизни людей и сообществ;
3) социально-экономическая эффективность отражает рациональность использования ресурсов для достижения социальных целей;
4) бюджетная эффективность - максимизация результата при использовании заложенных в бюджете проекта средств (или экономия бюджета при достижении запланированного результата). При использовании государственного или муниципального финансирования некоммерческими организациями под бюджетной эффективностью также следует понимать результативность использования бюджетных средств.
Рассматривая все виды эффективности, особое внимание надо обратить на социально-экономическую эффективность как наиболее агрегированную оценку для социальных проектов.
Оценка социально-экономического эффекта тесно связана с подходом к измерению получаемого социального блага. Наиболее сложной проблемой является установление причинно-следственных связей и количественных соотношений между затратами и результатом реализации проекта.
Показатель социально-экономической эффективности можно рассчитать только в том случае, если имеется информация о непосредственных результатах и социальном эффекте проекта.
Существует множество подходов к определению социального эффекта. В общем виде социальный эффект реализации проекта НКО может быть определен как эффект, относящийся к неэкономическим результатам, влияющим на благополучие людей и сообществ.
Чаще всего социальный эффект наступает не сразу после окончания проекта, а в отдаленной временной перспективе. Результат проекта, с точки зрения инвесторов, определяется как изменение, которое произошло в результате вложения денежных средств.
Определение социального эффекта тесно связано с понятием социального блага: «Созданная измеряемая социальная стоимость или ценность -в абсолютном выражении или на душу населения, и (или) ярко выраженная способность содействовать совершенствованию системы формирования и поставки социальных благ, основанная на продуманной и привлекательной модели социальных преобразований; способность организации измерять социальное воздействие и добиваться максимального социального эффекта» [6].
Для государственных органов власти социальный эффект - это результат создания и применения нормативных документов и один из важнейших критериев эффективности работы.
Социальные результаты проектов НКО необходимо классифицировать по определенным признакам.
По общественному значению социальные эффекты делятся на позитивные (положительные) и негативные (отрицательные). При анализе социально ориентированных проектов необходимо понимать, что в результате их реализации могут одновременно наблюдаться и позитивные, и негативные социальные эффекты.
Социальные эффекты обладают следующими характеристиками:
1) масштаб (широта его проявления);
2) продолжительность;
3) величина как оценка степени изменений, произошедших в результате реализации социального проекта;
4) частота проявления эффекта (может быть постоянным, а может возникать время от времени).
Саратовская область - один из многонациональных субъектов Российской Федерации. Политическая стабильность и устойчивость региона во многом обеспечивается эффективной совместной работой органов власти региона и общественных организаций в сфере межнациональных отношений.
Грантовый фонд конкурса социальных проектов НКО в 2021 г. составил 30 млн руб. (в том числе 15 млн руб. - средства областного бюджета, 15 млн руб. - софинансирование из средств Фонда президентских грантов).
Среди победителей данного конкурса было четыре проекта по развитию межнационального сотрудничества.
1. Саратовская региональная общественная организация «Армянская община Саратовской области "КРУНК" (Журавль)» выиграла и отработала грант на сумму 481 760 руб. Грант носил злободневное название «Диалог культур и поколений». Грантовое направление - развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации. Данный проект представляет собой ряд мероприятий, реализация которых способствовала созданию условий для формирования у жителей Саратовской области, в том числе молодежи, чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.
2. Большую практическую значимость имел проект - победитель некоммерческого партнерства «Информационно-аналитический центр "Евразия-Поволжье"». Тема гранта - «Программа адаптации и социализации мигрантов и вынужденных переселенцев в местах компактного проживания на приграничных территориях Саратовской области». Грантовое направление -социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов, укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, содействие профилактике экстремизма и ксенофобии. Размер грантовой поддержки составил 482 892 руб. Основной целью данного проекта являлось повышение правовой грамотности мигрантов и вынужденных переселенцев, социальная и культурная адаптация мигрантов и вынужденных переселенцев и, как следствие, укрепление межэтнических и межконфессиональных отношений на территории Саратовской области и профилактика экстремизма и ксенофобии среди молодежи приграничных районов Саратовской области. Для достижения данной цели был проведен мониторинг развития межэтнических, межнациональных и межконфессиональных отношений в приграничных районах Саратовской области посредством социологического опроса. С учетом полученных результатов была организована серия образовательных вебинаров, а также цикл юридических консультаций по теме оказания правовой помощи мигрантам и вынужденным переселенцам. По итогам реализации проекта разработаны методические рекомендации по развитию межнациональной ситуации в приграничных районах Саратовской области, адаптации и социализации мигрантов и вынужденных переселенцев.
3. Достаточно интересную тему представила на конкурс «Местная национально-культурная автономия немцев Марксовского района Саратовской области» представив на конкурс проект «Традиции костюма немцев Поволжья», размер грантовой поддержки составил 498 013 руб. Грантовое направление - развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации. В рамках проекта «Выставка-показ "Традиции костюма немцев Поволжья"» был произведен пошив 6 исторически достоверных национальных
костюмов поволжских немцев и их демонстрация в рамках выставки-показа. На демонстрации были представлены 6 мужских и женских костюмов, включая праздничный, городской и свадебный костюм. Каждый костюм сопровождался исторической справкой и выкройкой, к которым можно получить доступ с помощью QR-кодов. В рамках проекта произведен сбор исторических данных по пошиву костюма поволжских немцев, закупка необходимых материалов для демонстрации и пошива костюмов. Выставка была интересна широкой аудитории, включая школьников, студентов, учителей, туристов, специалистов в области истории, культуры, фотографии, кино, а также руководителей и сотрудников общественных культурных и муниципальных организаций. Данный проект справился с одной из важных задач нашего времени - сохранение и передача истории и самобытной культуры народов России.
4. Не менее интересным и актуальным был проект «Местной еврейской национально-культурной автономии города Саратова», его тема - «ЭтноОт-пуск на два дня», грантовое направление - развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, сумма поддержки - 482 943 руб. В рамках проекта «"ЭтноОтпуск на два дня": учим в школе» уникальный образовательно-просветительский контент, собранный командой, был массово презентован на школьных площадках, вошел в качестве образовательной технологии вовлеченного обучения в практику внеурочной деятельности и коллективной классной проектной работы, сможет быть использован в качестве одного из региональных компонентов образовательного модуля по саратовскому краеведению. Через внедрение новых современных форматов эдь-ютейнмента (образование через развлечение) дети и родители Саратова и Саратовской области, учащиеся саратовских школ вовлечены в тестирование новых этномаршрутов по Саратовской области, а самые активные семьи и классы были награждены тематическими призами. В ходе реализации данного проекта была достигнута его основная цель - популяризация этнического внутрирегионального туризма посредством образовательно-развлекательного телевизионного спецпроекта с массовой региональной телеаудитотрией.
Также на территории Саратовской области успешно реализуется подпрограмма «Гармонизация межнациональных отношений и этнокультурное развитие народов Саратовской области». Сумма финансирования вышеобо-значенной подпрограммы в 2021 г. составила 1927,3 руб., в 2022 г. она составила уже 6363,6 руб.
В рамках исполнения данной подпрограммы в апреле 2021 г. в с. Пи-терка Питерского района Саратовской области был проведен областной национальный праздник. Праздник в связи с ограничительными мероприятиями и угрозой распространения коронавирусной инфекции был проведен в онлайн-формате. В 2022 г. данный праздник проходил весной в Советском районе Саратовской области. В рамках мероприятия состоялись возложение цветов к памятнику «Защитникам Отечества» в парке им. Геннадия Лузя-нина, концертная программа, а также выставка национально-культурных
организаций и муниципальных образований Советского района. Праздник «Наурыз» стал объединяющим для всех жителей Саратовской области. На праздновании присутствуют жители и гости региона различных национальностей, конфессий. Он укрепляет и приумножает нашу многовековую дружбу и согласие между народами Саратовской области.
Не менее интересным является фестиваль иноязычных культур «Мы вместе». Данный фестиваль, ставший традиционным, - яркое событие в культурной жизни Татищевского района. Основной идеей проекта является укрепление единства и духовной общности многонационального народа, проживающего на территории Татищевского муниципального района Саратовской области. Представители 40 национальностей различных конфессий живут в Татищевском районе без розни, вражды и разногласий. С их хлебосольством и радушием, готовностью сообща трудиться, лучшими национальными традициями знакомятся гости и жители района на районном фестивале. Здесь русские и казахи, украинцы и поляки, чуваши и мордва, армяне и азербайджанцы, чеченцы и казаки. И каждые по-своему уникальны, порадовали неповторимым национальным колоритом, гостеприимством.
В качестве основы классификации социальных эффектов в сфере межнациональных отношений можно рассматривать обеспечение прав и свобод граждан всех национальностей, проживающих на территории Саратовской области, в следующих сферах:
- политических прав и свобод;
- защиты и сохранения культурного наследия;
- защиты прав собственности и т.д.
Большинство социальных эффектов в сфере межнациональных отношений не могут быть выражены в денежном измерении, однако для большинства социальных эффектов денежное измерение возможно.
В 2022 г. продолжилась грантовая деятельность НКО. Победителями конкурса социальных проектов среди некоммерческих неправительственных организаций Саратовской области 2022 г. стали 66 организаций. Из них четыре организации работают в области этнополитики и укрепления межконфессиональных отношениях.
Упрочению межконфессиональных отношений будет способствовать реализация централизованной православной религиозной организацией Саратовская Епархия Русской православной церкви (Московский Патриархат) проекта «История Православия в Саратовском крае в лицах и артефактах: собрание антиминсов Х1Х-ХХ1 вв. из Музея истории Саратовской митрополии как уникальные памятники графического искусства и свидетельства эпохи» на сумму 499 848,00 руб. Проект направлен на содействие гражданскому и духовно-нравственному воспитанию жителей области путем представления передвижной выставки с уникальными историческими свидетельствами различных эпох через экспонирование ее в муниципальных образованиях региона.
Укреплению межнационального мира в Саратовском крае будет способствовать исполнение гранта Саратовским региональным отделением
межрегиональной общественной организации «Общество Российско-Китайской Дружбы». Оно выступило с проектом «Молодежный образовательный форум "Россия и Китай - укрепление дружеских связей школьников и студентов"» на сумму 100 000,00 руб. Грантовое направление - «Деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности». Проект направлен на разработку региональной модели народной дипломатии и активизацию гражданского потенциала молодежи.
Укреплению единства российской нации и сохранению этнокультурного многообразия народов Саратовской области будет способствовать реализация гранта Саратовской региональной общественной организацией «Центр вынужденных переселенцев "Саратовский источник"». Центр выиграл проект «Содействие беженцам-соотечественникам из Донбасса в социальной адаптации в регионе и укрепление гуманитарных, культурных связей со страной исхода - Луганской Народной Республикой» на сумму 495 300,00 руб. Гран-товое направление - «Социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов, укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, содействие профилактике экстремизма и ксенофобии». Проект направлен на оказание всестороннего содействия в социальной адаптации беженцев-соотечественников из Донбасса в Саратовской области.
Не менее злободневна заявленная тема и Саратовской региональной общественной организацией «Национальный культурный центр закавказских народов "Кавказ"». Данная организация победила с проектом «Культурное наследие народов» на сумму 499 991,00 руб. Грантовое направление - «Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации». Проект направлен на укрепление межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации посредством формирования поликультурных разножанровых творческих коллективов и развития деятельности службы межрелигиозной и межэтнической медиации.
Все изложенное свидетельствует о том, что проектная культура организации находится на очень высоком уровне.
Таким образом, социальные проекты НКО в области этнополитики Саратовского региона направлены на укрепление общероссийского самосознания и духовной и культурной общности народов, гармонизацию межнациональных отношений и недопущение распространения экстремизма и ксенофобии среди проживающих в приграничных районах Саратовской области.
В рамках проектов НКО проводится мониторинг развития межэтнических и межнациональных отношений в приграничных районах Саратовской области.
Одним из результатов проектов является серия образовательных веби-наров, циклы юридических консультаций по теме оказания правовой помощи мигрантам и вынужденным переселенцам, работа фокус-групп для молодежи по профилактике экстремизма и ксенофобии.
Реализация проектов выявляет самые сложные вопросы межэтнических, межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений, на основе мониторинга разработаны методические рекомендации по развитию межнациональной ситуации в приграничных районах Саратовской области, адаптации и социализации мигрантов и вынужденных переселенцев [7].
Список литературы
1. Кузьмин А. Социальное проектирование // Путеводитель для НКО: что нужно знать, чтобы деятельность некоммерческой организации была успешной. М. : Агентство социальной информации, 2020. С. 280-295.
2. Емельянов А. М., Исакин М. А., Исакина Е. А. Оценка эффективности социальных проектов на основе индикаторов качества жизни населения // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 10 (190). С. 43-52.
3. Методические рекомендации органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (утв. Минэкономразвития России) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-organam-gosudarstvennoi-vlasti-i-organam/ (дата обращения: 08.02.2023).
4. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 08.02.2023).
5. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9000-2008 // Гарант. URL: https://base.garant.ru/12168234/ (дата обращения: 08.02.2023).
6. Кодекс добросовестной практики содействия социальным изменениям // Дайджест публикаций международного филантропического сообщества. URL: https:// ep-digest.ru/wp-content/uploads/2014/12/The_Code_of_Good_Impact_Practice.pdf (дата обращения: 11.12.2022).
7. Доклад о состоянии гражданского общества в Саратовской области в 2021 году. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1668333273&tld=ru&lang=ru&name=Док-лад-о-состоянии-ГО-в-Сар.области-в-2021 -ro^.pdf&text (дата обращения: 11.12.2022).
References
1. Kuz'min A. Social engineering. Putevoditel' dlya NKO: chto nuzhno znat', chtoby deyatel'nost' nekommercheskoy organizatsii byla uspeshnoy = A guide for NPO 's: what you need to know to be a successful nonprofit organization. Moscow: Agentstvo sotsi-al'noy informatsii, 2020:280-295. (In Russ.)
2. Emel'yanov A.M., Isakin M.A., Isakina E.A. Evaluation of the effectiveness of social projects based on indicators of the quality of life of the population. Ekonomicheskiy an-aliz: teoriya i praktika = Economic analysis: theory and practice. 2010;(10):43-52. (In Russ.)
3. Guidelines for government authorities and local governments on the implementation of support mechanisms for socially oriented non-profit organizations (approved by the Ministry of Economic Development of Russia). Zakony, kodeksy i normativno-pravovye
akty Rossiyskoy Federatsii = Laws, codes and regulations of the Russian Federation. (In Russ.). Available at: https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-organam-gosudarstvennoi-vlasti-i-organam/ (accessed 08.02.2023).
4. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF = Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. (In Russ.). Available at: https://www.economy.gov.ru/ (accessed 08.02.2023).
5. National standard of the Russian Federation GOST R ISO 9000-2008. Garant. (In Russ.). Available at: https://base.garant.ru/12168234/ (accessed 08.02.2023).
6. Code of good practice for promoting social change. Daydzhest publikatsiy mezhdu-narodnogo filantropicheskogo soobshchestva = Digest of publications of the international philanthropic community. (In Russ.). Available at: https://ep-digest.ru/wp-content/uploads/2014/12/The_Code_of_Good_Impact_Practice.pdf (accessed 11. 12.2022).
7. Doklad o sostoyanii grazhdanskogo obshchestva v Saratovskoy oblasti v 2021 godu = Report on the state of civil society in the Saratov region in 2021. (In Russ.). Available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1668333273&tld=ru&lang=ru&name=Dok-lad-o-sostoyanii-G0-v-Sar.oblasti-v-2021-godu.pdf&text (accessed 11.12.2022).
Информация об авторах / Information about the authors
Ольга Геннадьевна Антонова
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры истории, теории и прикладной социологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83)
E-mail: [email protected]
Елена Алексеевна Колоярцева
кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры философии, Саратовская государственная юридическая академия (Россия, г. Саратов, ул. Вольская, 1)
E-mail: [email protected]
Ирина Юрьевна Новичкова
доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры философии, Саратовская государственная юридическая академия (Россия, г. Саратов, ул. Вольская, 1)
E-mail: [email protected]
Olga G. Antonova
Doctor of sociological sciences, professor, professor of the sub-department of history, theory and applied sociology, Saratov State University (83 Astrakhanskaya street, Sarartov, Russia)
Elena A. Koloyartseva
Candidate of political sciences, associate
professor, associate professor of the sub-
departmnet of philosophy, Saratov State
Law Academy (1 Volskaya street, Saratov,
Russia)
Irina Yu. Novichkova
Doctor of sociological sciences, associate
professor, professor of the sub-department
of philosophy, Saratov State Law
Academy (1 Volskaya street, Saratov,
Russia)
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию / Received 26.02.2023
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 27.04.2023 Принята к публикации / Accepted 20.05.2023