Научная статья на тему 'Государственно-общественное партнерство в сфере межнациональных отношений'

Государственно-общественное партнерство в сфере межнациональных отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
431
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АССАМБЛЕЯ НАРОДОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мельницкая Юлия Александровна

В статье представлены основные аспекты государственной национальной политики в укреплении межнациональных отношений в современной России на институциональном уровне гражданского общества. На примере Ассамблеи народов России и ее регионального отделения в Хабаровском крае проанализирован опыт государственно-общественного партнерства в укреплении межнациональных отношений в регионе. На основе результатов всероссийских и региональных социологических исследований дана оценка состоянию межнациональных отношений в стране и Хабаровском крае, проанализированы основные направления функционирования национальных объединений в структуре Ассамблеи края. Показано, что укреплению межнациональных отношений и этнокультурного развития народов, населяющих Хабаровский край, способствуют информационная, социокультурная, интегративная, коммуникативная роли государственных и общественных организаций в рамках социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мельницкая Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-общественное партнерство в сфере межнациональных отношений»

DOI 10.22394/1818-4049-2018-82-1-85-93 УДК 334.723.021.1:323

Ю. А. Мельницкая

Государственно-общественное партнерство в сфере межнациональных отношений

В статье представлены основные аспекты государственной национальной политики в укреплении межнациональных отношений в современной России на институциональном уровне гражданского общества. На примере Ассамблеи народов России и ее регионального отделения в Хабаровском крае проанализирован опыт государственно-общественного партнерства в укреплении межнациональных отношений в регионе. На основе результатов всероссийских и региональных социологических исследований дана оценка состоянию межнациональных отношений в стране и Хабаровском крае, проанализированы основные направления функционирования национальных объединений в структуре Ассамблеи края. Показано, что укреплению межнациональных отношений и этнокультурного развития народов, населяющих Хабаровский край, способствуют информационная, социокультурная, интегратив-ная, коммуникативная роли государственных и общественных организаций в рамках социального партнерства.

Ключевые слова.: социологические исследования, межнациональные отношения, Ассамблея народов Хабаровского края, социальный институт, государственная национальная политика, государственно-общественное партнерство.

В современных условиях перед рос- народов, взаимодействие с национально-

сийским государством и его социальны- к^ьтуртти автон°миями.

ми институтами стоят масштабные за- В постсоветский период в страж

дачи обеспечения прорывного развития сформировалась новая зак°н°дательная

страны на новых технологических осно- нормативная правовая база ретул^ую-

ваниях. Их решение возможно на осно- Щая достаточно сложный комплекс меж-

ве консолидации многонационального национальных отнюш^нии. В ее основу

российского общества, его сплоченности была положена Клщетцм государсгает-

перед внешними угрозами и вызовами ной национальной политики Российской

современности. Федерации (далее - Концепция)1. Наряду

В этой связи одним из важнейших с позитивной оценкой состояния межна-

приоритетов развития российского граж- циональных отношений как стабильных,

данского общества является укрепление в в Концепции акцентировалось внима-

нем межнациональных отношений. Го- ние на существовании «опасных зон»:

сударственная национальная политика территорий, соседствовавших с зонами

как инструмент его реализации призва- открьпых: конфликтов; мест сосредото-

на укреплять единство многонациональ- чения беженцев и вынужденных пере-

ного народа России, обеспечивать меж- селенцев; регионов с проблемами разде-национальное согласие и этнокультурное ленных народов; территорий со сложной развитие, защиту прав национальных социально-экономической, экологиче-меньшинств и коренных малочисленных ской и криминогенной обстановкой и

иных проблем.

1Указ Президента Российской Федерации от 15.06.1996 №909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» // Российская газета. №128. 10.07.1996.

Мельницкая Юлия Александровна - младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (680000, Россия, Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 33). E-mail: ua.melnickaya@gmail.com

В целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России Концепция в 2012 г. была заменена Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года2. При этом приоритеты государственной национальной политики сохранились, а осуществленные за этот период изменения принесли положительные результаты. Главные из них - удалось преодолеть дезинтеграционные процессы, создать предпосылки для формирования общероссийского гражданского самосознания.

В целях вовлечения некоммерческого сектора в деятельность по гармонизации межнациональных отношений и этнокультурному развитию была принята государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», включающая в себя восемь подпрограмм3. Она стала основой для разработки и принятия региональных программ в области развития межнациональных отношений. Так, государственная программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в Хабаровском крае» в своем текущем виде реализуется на территории региона с 2016 года. Ее основная цель - сохранение и поддержание межнационального мира, согласия и единства, формирование общегражданской идентичности и одновременно сохранение этнокультурного многообразия всех народов, проживающих в нашей стране4.

В этот период стало очевидно, что одними из важных партнеров по реали-

зации государственной политики укрепления межнациональных отношений в стране должны стать институты гражданского общества. Как подчеркнул Президент России В. В. Путин, «...государство и гражданское общество - естественные союзники в достижении общих целей, главная из которых - благополучие наших людей. Конструктивный, содержательный, уважительный диалог между властью различных уровней и представителями гражданского общества всегда нужен и, безусловно, крайне полезен»5.

Наряду с многочисленными общественными объединениями, реализующими государственную национальную политику, консолидирующую роль стала выполнять Ассамблея народов России, созданная в конце 90-х гг. ХХ века. Ее основной целью было определено налаживание диалога между органами государственной власти, национальными общностями, участие в законотворческом процессе и осуществление миротворческой деятельности. Как социальный институт Ассамблея народов России действует в соответствии с собственными принципами, направленными на достижение большой стратегической цели - собирание многонационального Отечества, утверждение достоинства каждого народа, каждого человека, вне зависимости от национальной принадлежности6.

Следует отметить, что применение институционального подхода в исследовательском процессе возможно при проведении анализа исторически сложившихся или созданных целенаправленными усилиями активных субъектов социальных отношений, одним из которых и является Ассамблея народов России. Как социаль-

2 Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»// Собрание законодательства Российской Федерации. №52, ст. 7477. 24.12.2012.

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 №1532 (ред. от 17.02.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» // Собрание законодательства Российской Федерации. №2 (Часть I), ст. 361. 09.01.2017.

4 Постановление Правительства Хабаровского края об утверждении государственной программы Хабаровского края ««Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае» на 2013-2020 гг. // Официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края.. URL,: https://laws.khv.gov.ru/pdf/%D0%BF%D0%BF_00258_05082016_001.pdpv=0,8789.

5 Заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека. URL: http://kremlin. ru/events/president/news/53440.

6 Ассамблея народов России: официальный сайт. URL: ассамблеянародов.рф.

ный институт она выполняет функции по внедрению, закреплению и воспроизводству определенных отношений и практик в межнациональной сфере жизнедеятельности народов.

В деятельности социального института Ассамблеи народов можно выделить следующие основные функции:

- закрепление и воспроизводство общественных, в том числе межнациональных отношений, в соответствии с нормами и правилами, делающими поведение предсказуемым и обеспечивающим устойчивость структуры общества;

- регулятивная функция, обеспечивающая предсказуемость поведения;

- интегративная функция, обеспечивающая сплоченность, взаимозависимость и взаимную ответственность членов общества;

- транслирующая функция, заключающаяся в передаче социального опыта;

- коммуникативная функция, заключающаяся в распространении воспроизводимой информации как внутри института, так и во взаимодействии с другими институтами [Дегтярев, 2017. С. 1131].

При влиянии на ситуацию в сфере межнациональных отношений, особенно при решении разногласий или конфликтных ситуаций, представляется достаточно важным применение «мягкой силы». Дж. Най, который ввел термин «гибкая (мягкая) сила» («soft power»), указывал на то, что знание и понимание языка, истории, культуры и традиций играет ключевую роль в международных отношениях, прямо или косвенно влияя на политику и деловые связи [Дегтярев, 2017. С. 11331134]. Именно такой подход активно используется в деятельности Ассамблеи народов России.

Ассамблея народов Хабаровского края (далее - Ассамблея народов), реализуя функции социального института гражданского общества по укреплению межнациональных отношений в регионе, объединяет в своем составе 23 общественные национальные структуры. Отметим, что в регионе продолжается динамичный процесс самоорганизации

народов, населяющих Хабаровский край, в национально-культурные организации и объединения. Так, в 2017 г. Ассамблея народов заключила договор о сотрудничестве с созданной Хабаровской региональной чеченской общественной организацией «Башлам (Тающая гора)».

Как институциональное образование, Ассамблея народов активно реализует информационную функцию в укреплении межнациональных отношений в регионе и за его пределами посредством издания информационно-публицистического журнала «Ассамблея народов Хабаровского края» и выпуска ежемесячной газеты «Вести Ассамблеи народов Хабаровского края». Информационный портал (www. assembly-khv.ru) дополняет эти издания, реализуя не только информационную, но и коммуникативную роль в межнациональном взаимодействии.

Совместно с учреждениями культуры края Ассамблея народов выполняет важную функцию трансляции национальной культуры представленных в ней народов. Под ее эгидой проводятся крупные культурные мероприятия (концерты, фестивали и др.) с целью информирования жителей края о культуре, традициях и обычаях населяющих его народов. На наш взгляд, это служит примером использования «гибкой (мягкой) силы» для сохранения многообразия национальных культур в процессе формирования общероссийской нации. Ассамблея народов - активный участник ежегодного Гражданского форума Хабаровского края и других площадок национально-культурного формата.

Отметим, что нововведением в деятельности Ассамблеи народов является ресурсная поддержка национальных некоммерческих организаций (далее - НКО) через созданный ею Ресурсный центр7. Его основной целью является оказание поддержки социально-ориентированным НКО в области социального проектирования и управления проектами в межнациональной сфере. Это позволяет поднять деятельность национальных объединений на принципиально новый

7 Ресурсный центр НКО Ассамблеи народов Хабаровского края // Официальный сайт Ассамблеи народов Хабаровского края. URL: Mtp://cssemMy-khv.u/index/resursnyj_certir_nko/0-21 (дата обращения: 22.12.2017).

уровень, используя возможности гранто-вого финансирования муниципального, регионального и федерального уровней. Таким образом, оказание поддержки национальным НКО является своеобразным проявлением интегративной функции Ассамблеи народов как института гражданского общества, так как демонстрирует свою заинтересованность и вовлеченность в процессы, происходящие в национальной сфере региона, формируя взаимную ответственность своих членов.

Показательным является тот факт, что обучающие мероприятия по социальному проектированию, семинары проходят не только на территории краевой столицы, но и в муниципальных районах Хабаровского края. Так, в практику входят проведение обучающих семинаров в рамках муниципального этапа Гражданского форума Хабаровского края в муниципальных районах края (в 2017 г. такие мероприятия прошли в Нанайском и Верхнебуреинском районах). Активная вовлеченность Ассамблеи народов в ежегодный Гражданский форум является проявлением ее транслирующей, коммуникативной и информационной функций.

Реализация национальной политики невозможна без налаженного взаимодействия органов власти с некоммерческим сектором региона, общественными активистами. Так, эффективным инструментом государственно-общественного партнерства зарекомендовал себя Совет по межнациональным отношениям при Губернаторе Хабаровского края. На одном из заседаний на дебат-площадке «Межнациональное согласие - основа национальной идеи наращивания человеческого и социального капитала» обсуждались основные направления реализации национальной политики в Хабаровском крае. Реализация современных форм государственно-общественного партнерства является еще одним проявлением «мягкой силы», когда представители национальных объединений и органов власти, погруженные в атмосферу взаимного уважения и понимания ситуации, доверия и добровольного участия, ведут

поиск путей решения возникающих проблем в межнациональной сфере региона.

Национальные объединения, входящие в состав Ассамблеи, принимают активное участие в грантовых конкурсах различных уровней. Так, в 2017 г. Еврейская организация «Мизрах» в партнерстве с женским клубом «Дружба без границ» (проект «Уроки дружбы») и Центр военно-патриотического воспитания «Взлет» (проект «Фестиваль социальной рекламы «25 кадр») стали победителями конкурса по предоставлению муниципальных грантов8. В 2018 г. победителями муниципальных грантов стали Ассамблея народов с проектом «Хабаровск - многонациональный», Ассоциация корейских организаций Дальнего Востока и Сибири с проектом «Развитие международного сотрудничества средствами «народной дипломатии», Хабаровская краевая общественная организация «Молодежная ассамблея народов Хабаровского края» с проектом «Национальная одежда на современный лад», а также Местная религиозная организация Ортодоксального Иудаизма г. Хабаровска «Мизрах» с проектом «Ночь в синагоге».

Национальные объединения не остаются без поддержки на региональном уровне. Например, в 2017 г. в работе находились три национальных проекта. Проект Ассамблеи народов был направлен на работу с социальной рекламой. Проект центра народного прикладного творчества «Синтез культур» проводился под эгидой «Корейского национального молодежного культурного центра «КОРЁ» совместно с Ассоциацией коренных малочисленных народов. Кроме того, был организован «Фестиваль российско-армянской дружбы» под эгидой общероссийской общественной организации «Союз армян в России» в Хабаровском крае.

Активное участие национальные объединения принимают в конкурсе президентских грантов. По направлению «Укрепление межнационального и межрелигиозного согласия» победу одержал «Центр военно-патриотического воспитания «Взлет» с проектом «Дальний Восток - дружба народов». Суть проекта состоит в создании музея народов Хабаровского

8 Вести Ассамблеи народов Хабаровского края. 2017. №4. С. 8.

края, Дальнего Востока России в период его освоения, начиная с XVI в. и до наших дней. Он предназначен для детей и подростков, молодежи и студентов, а также для мигрантов, которые получат возможность познакомиться с тематическими стендами народов Хабаровского края, их описанием и тем вкладов, который они внесли в развитие региона9.

Семейная община малочисленного народа Севера «Лантарь» реализовала проект «Надежда на удачу завтрашнего дня», направленный на популяризацию культуры аяно-майских эвенков, сохранение языка, традиций и образа жизни эвенских оленеводов, посредством съемки фильма о семьях оленеводов, продолжающих образ жизни кочевников, получил поддержку на федеральном уровне10.

Отдельным аспектом вовлечения национальных объединений в реализацию государственной национальной политики в Хабаровском крае стоит отметить роль их руководителей, большинство из которых являются лидерами общественного мнения. Нарративы формализованного интервью с ними дают представление об их заинтересованности и мотивации в укреплении и развитии межнациональных отношений:

- «... мои мотивы были в том, что российские корейцы разобщены. Но главное, хотелось разобраться, как же они вживаются в новые реалии постсоветской действительности, учитывая, что это было начало 90-х годов. Я понял, что все они патриоты России. Большая часть из них считает себя прежде всего гражданами России, а потом уже корейцами по национальности. В этом направлении мы стали строить свою общественную работу, которую ведем двенадцатый год.» [Лидеры общественного мнения Хабаровска... Бейк Ку Сен, 2017. С. 20].

- «... нужно постоянно стоять на страже интересов народа, иначе его положение может резко ухудшиться. Причем мало кто знает, какие усилия приходится прилагать, решая ту или иную проблему»

[Лидеры общественного мнения Хабаровска. Одзял, 2017. С. 184].

- «.где-то в конце 90-х разговаривал с земляками, и они посетовали, что до сих пор абсолютно ничего нет у нас: ни культурных атрибутов, ни национальных. Единственное, что у нас есть - это кладбище. Ну, вот татарское, мусульманское - и больше ничего нет» [Лидеры общественного мнения Хабаровска. Тук-таров, 2017. С. 271].

- «... вёл активную общественную деятельность не только в новой России, но и раньше - был комсоргом, возглавлял студенческие строительные отряды, работал в крайкоме комсомола. Условия в стране изменились, но я не хотел оставаться в стороне от общественной жизни» [Лидеры общественного мнения Хабаровска. Хидиров, 2017, с. 290]. Как можно заметить, у всех них была необходимость сохранить и распространить свои традиции и культурные ценности.

Участие национальных объединений в грантовых конкурсах по реализации государственной национальной политики помогает транслировать общественности многообразие народов, проживающих на территории Хабаровского края, их историю и культуру.

Сохранение памяти об истории заселения Хабаровского края различными народами, об их образе жизни невозможно без сохранения их культурных особенностей и традиций. Для просвещения населения о спортивных традициях народностей Хабаровского края в 2017 г. во Дворце дружбы «Русь» состоялся первый краевой фестиваль национальных и неолимпийских видов спорта. Кроме спортивных фестивалейь Ассамблея народов уже не первый год проводит и поддерживает танцевальные фестивали, например международный фестиваль хореографического искусства «Созвездие наций» - фестиваля, целью которого является демонстрация традиционного и современного искусства хореографии народов Дальнего Востока России, Южной Кореи

9 Проект «Дальний Восток - дружба народов». Фонд Президентских грантов. URL: https://npe-зидентскиегранты.рф/Рго]ес£/¥1еи)/9996 (дата обращения 23.12.2017).

10 Проект «Надежда на удачу завтрашнего дня». Фонд Президентских грантов. URL: https://пре-зиденсткиегранты.рф/Р'го]еС1/У1еи1/19277 (дата обращения 23.12.2017).

и Китая. Не обходятся без внимания Ассамблеи народов и фольклорные фестивали: в 2017 г. в Хабаровске впервые прошел большой фестиваль-эстафета фольклорных и обрядовых праздников «Бубен дружбы».

Театр является еще одним способом выражения культурных традиций народов, населяющих территорию Хабаровского края. Разнообразие способов распространения и закрепления информации о культуре и традициях народов является важной и неотъемлемой частью реализации национальной политики, и поэтому при поддержке Правительства региона и Ассамблеи народов в 2017 г. состоялся первый краевой национальный театральный фестиваль «Овация», участие в котором приняли 14 профессиональных и любительских коллективов. Трансляция культуры, истории, ценностей и традиций является ключевой задачей, стоящей перед Ассамблеей народов, с которой она справляется успешно, выполняя свои информационную и коммуникативную функции.

Также Ассамблея народов совместно с Правительством Хабаровского края и краевым Дворцом дружбы «Русь» организовали и провели краевую научно-практическую конференцию «Победа многонационального народа во Второй мировой войне», с целью привлечения внимания общественности к истории страны, края и его жителей11.

При реализации национальной политики большое внимание как на федеральном, так и на региональном уровне стало уделяться работе с молодежью. Этому посвящено немало мероприятий Ассамблеи народов. Так, песенно-танцевальный ансамбль «Дружба» состоит из более чем 30 детей разных национальностей, которые посредством своих национальных костюмов, песен и танцев вместе со своими родителями успешно делятся своими культурными особенностями, традициями народов, совместным творчеством, что укрепляет семейные связи. Работа с молодежью является одним из механизмов

закрепления и воспроизводства необходимых для стабильного функционирования общества отношений, социальных связей, что в дальнейшем обеспечивает предсказуемость и устойчивость структуры общества.

Главным событием в сфере работы с детьми и молодежью стало появление детско-взрослого отделения Ассамблеи народов - Малой ассамблеи, которая стала единственной в своем роде на территории нашей страны. В её состав входят детская и молодежная ассамблеи, которые работают над профилактикой конфликтов, поддержанием и развитием общенациональной культуры в детской и молодежной среде12.

Работая в сфере реализации национальной политики, невозможно обойти стороной вопросы работы с мигрантами. Согласно законодательству России, все мигранты, желающие получить разрешение на работу в России, обязаны пройти комплексный тест по русскому языку, основам права и российской истории и получить подтверждающий прохождение экзамена сертификат. Ассамблея народов ведет активную разъяснительную работу о том, каким именно образом проходит сам экзамен, что необходимо знать и, самое главное, где получить сертификат. Необходимость в разъяснительной и информационной работе возникла после того, как участились случаи, когда мигранты сдавали экзамен в нелегальных Центрах тестирования. Получение недействительного сертификата несет риск не только его аннулирования, но и отсутствия возможности устроиться на работу или получить вид на жительство. Работа с мигрантами помогает Ассамблее народов реализовывать одновременно несколько своих функций:

- регулятивную, помогающую спрогнозировать дальнейшее поведение мигрантов на территории региона;

- интегративную, повышающую ответственность мигрантов перед принимающим сообществом и обратно;

- коммуникативную, обеспечиваю-

11 Вести Ассамблеи народов Хабаровского края. 2017. №9. С. 4.

12 Вести Ассамблеи народов Хабаровского края. 2017. №8. С. 7.

Источник: Межнациональные отношения в России: мониторинг // Пресс-выпуск №2501. ВЦИОМ. URL: https://wciom.ni/index.php?id=236&uid=114690.

Таблица 1

Динамика представлений россиян об изменениях межнациональных отношений за последний год (в % от числа опрошенных)

Варианты ответа 2006 г. 2010 г. 2011 г. 2013 г.

Они стали напряженнее, нетерпимее 36 .32 39 49

Какими были, такими и остались 40 44 40 39

Стали более терпимыми 17 16 11 9

Затрудняюсь ответить 7 8 10 3

щую взаимодействие между государственными институтами, работающими с мигрантами, и обществом, в котором они в дальнейшем планируют жить, работать, строить свою жизнь.

Таким образом, отметим, что несмотря на долгосрочную деятельность в сфере укрепления межнациональных отношений со стороны государственных и общественных структур, все еще существует необходимость в ее актуализации. Как показывают результаты всероссийских социологических исследований, идеи Президента России, относительно национальной политики разделяют большинство россиян. Так, большинство опрошенных поддержали инициативы, направленные на предотвращение появления замкнутых национальных анклавов, живущих обособленно (79%); ужесточение миграционного законодательства и введение уголовной ответственности за нарушение правил и норм регистрации (77%); ужесточение правил регистрации и санкций за их нарушение (75%); введение обязательных для мигрантов экзаменов по русскому языку, литературе, истории России, основам государства и права (67%)13.

Несмотря на реализацию программных мер государственной национальной политики, в общественном мнении рос-

сиян доминируют критические оценки межнациональных отношений. Так, по данным социологического мониторинга доля тех, кто считает, что они «стали терпимыми» сократилась в два раза. При этом увеличивается количество респондентов, оценивающих межнациональные отношения за последний год как напряженные, нетерпимые. Достаточно высокой сохраняется доля тех россиян, кто не заметил изменений в межнациональных отношениях (табл. 1).

Определенное представление о состоянии межнациональных отношений в Хабаровском крае дают результаты социологического исследования14. Три четверти опрошенных жителей края (71,7%) положительно оценивают состояние межнациональных отношений в месте своего проживания, и только каждый десятый житель (12,3%) даёт отрицательную оценку. Как следствие, отношения с приезжими, мигрантами, а также конфликты на межнациональной почве волнуют статистически незначимую долю опрошенных (2,8%). Несколько критичнее оценивают состояние межнациональных отношений жители Комсомольского (7,0%) и Хабаровского (6,3%) муниципальных районов.

Наряду с этим большинство опрошенных (77,9%) оценивают отношения меж-

13 Идеи Путина по миграционной политике: общественная, оценка // Пресс-выпуск №1942. ВЦИОМ. ШЬ: https://wciom.ru/index.php?id=236&шd=112370.

14 Социологическое исследование «<Оценка населением эффективности деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края»> выполнено научным коллективом Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС, 2017 г., п=7000, ошибка выборки не превышает 5%. Опрос проведен в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, а также в 17 муниципальных районах Хабаровского края. Тип выборки - маршрутная, (поквартирная) многоступенчатая, случайная на этапе отбора респондента. Выборка репрезентативна по основным социально-демографическим параметрам (пол, возраст, территория проживания). Научный руководитель - канд. социол. наук, доцент, Ю.В. Березутский.

ду людьми разных национальностей и вероисповеданий в месте своего проживания как доброжелательные, нейтральные, бесконфликтные. Однако следует особо подчеркнуть, что лишь треть опрошенных жителей края (29,9%) считают, что отношения являются доброжелательными, способствующими общественному согласию. Потенциал напряженности межнациональных отношений проявляется в оценках населения, считающего их напряженными, конфликтными (12,8%).

Опрос жителей показал, что проблема приезда трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья волнует по-прежнему небольшую часть населения (2016 г. - 13,5% обеспокоенных, 2017 г. - 14,3% обеспокоенных)15. Такого же мнения придерживаются и эксперты из числа журналистов и представителей СМИ Хабаровского края (15,6%), которые отметили пользу некоммерческих организаций в решении проблем межнациональных и религиозных отношений (34,4%)16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, анализ государственно-общественного партнерства в укреплении межнациональных отношений гражданского общества на региональном уровне свидетельствует о его результатив-

ности, что подтверждается результатами социологических опросов. В то же время в деятельности государственных и общественных структур сохраняет актуальность усиление системности и комплексности в профилактике потенциальных угроз скрытой конфликтности и напряженности в межнациональной сфере, особенно в среде трудовых мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья.

Список литературы:

1. Аналитический доклад «О состоянии и развитии гражданского общества в Хабаровском крае». Хабаровск : Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС. URL: http:// dviu.rcnepc.ru/news/?ELEMENT_ID=11905.

2. Дегтярев Г. П. Институциональный подход к исследованию межнациональнъх: отношений // Материалы VII международной социологической Грушинской конференции «Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях», 15-16 марта 2017 г. / отв. ред. А. В. Кулешова. М : АО «ВПИОМ», 2017. С. 1131 -1134.

3. Лидеры общественного мнения Хабаровска: портреты в зеркале социологических интервью. - Хабаровск : Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, 2017. 307с.

Библиографическое описание статьи

Мельницкая Ю. А. Государственно-общественное партнерство в сфере межнациональных отношений / / Власть и управление на Востоке России. 2018. № 1 (82). С. 85-93. DOI 10.22394/1818-4049-2018-82-1-85-93

15 Социологический мониторинг «Социальная активность жителей Хабаровского края», Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, 2016-2017 гг. В рамках данного исследования в качестве объекта исследования выступали жители Хабаровского края в возрасте от 18 лет и старше (анкетный опрос, 2016 г. п=650; 2017 г. п=600, статистическая погрешность не превышает 5%). Выборка репрезентативная по территории проживания респондентов, полу и возрасту. В исследовании была использована методика маршрутной (поквартирной) многоступенчатой случайной выборки, позволяющая при массовых опросах достичь желаемой точности и достоверности информации. Социологический опрос проведен во всех 19 муниципальных: образованиях Хабаровского края. Научные руководители - д-р. социол. наук, профессор Н.М. Байков и канд. социол. наук, доцент Ю.В. Березутский.

16 Социологический экспертный опрос «Гражданское общество Хабаровского края», Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, 2017 г. В рамках исследования в качестве экспертов выступили 32 журналиста и представителя 16 краевых, и муниципальных: средств массовой информации Хабаровского края. Это представители газет: «Тихоокеанская звезда», «<Молодой дальневосточник XXI век», «Приамурские ведомости», «Хабаровский край сегодня», «Анюйские перекаты», «<Амгуньская правда», «Вяземские вести», «Звезда Севера», «Восход Ванино», «Наше время», ««Советская звезда»; телевидения: «Губерния», «Хабаровская студия телевидения»; информационных агентств и сетевых изданий: «Восток-Медиа», «<AmurMedia», «<Шдта.1п]о». Научный руководитель - канд. социол. наук, доцент Ю.В. Березутский.

Melnitskaya Yu. A. - junior associate research of the research laboratory, Far Eastern Institute of Management - branch of RANEPA (33, Str. Muravyev-Amurskiy, Khabarovsk, 680000, Russian Federation). E -mail: ua.melnickaya@gmail.com

State-public partnership in the sphere of interethnic relations

The article presents the main aspects of the state national policy in strengthening interethnic relations in modern Russia at the institutional level of civil society. The example of the Eurasian People's Assembly and its regional branch in the Khabarovsk Region analyzed the experience of public-private partnership in strengthening interethnic relations in the region. Based on the results of all-Russian and regional sociological studies, the state of interethnic relations in the country and the Khabarovsk Territory is assessed, and the main various directions of the functioning of national associations in the structure of the People's Assembly of Khabarovsk Region are analyzed. It is shown that the informational, sociocultural, integrative, communicative role of state and public organizations contributes to the strengthening of interethnic relations and the ethno-cultural development of the peoples inhabiting the Khabarovsk Region within the framework of social partnership.

Keywords: sociological studies, interethnic relations, People's Assembly of Khabarovsk Region, social institution, state national policy, state-public partnership.

References:

1. Analiticheskij doklad«<Osostojaniiiraziitii grazhdanskogo obshhestva v Habarovskom krae». — Khabarovsk : Dal'nevostochnyj institut upravlenija — filial RANHiGS [Analytical report «<The state and development of civil society in the Khabarovsk Region»]. URL: http://dviu.ranepa. ru/news/?ELEMENT_ID=11905.

2. Degtjarev, G.P. InstitucionaVnyj podhod k issledovaniju mezhnacional'nyh otnoshenij [Institutional approach to the study of interethnic

relations] // Materialy VII mezhdunarodnoj sociologicheskoj Grushinskoj konferencii «Navstrechu budushhemu. Prognozirovanie v sociologicheskih issledovanijah»>, 15-16 marta 2017 g. / otv. red. A. V. Kuleshova. M. : AO «VCIOM»>, 2017, pp. 1131-1134.

3. Lidery obshhestvennogo mnenija Habarovska: portrety v zerkale sociologicheskih interv'ju [Leaders ofpublic opinion in Khabarovsk: portraits in the mirror of sociological interviews]. — Khabarovsk : Dal'nevostochnyj institut upravlenija — filial RANHiGS, 2017, 307p.

Reference to the article

Melnitskaya Yu. A. State-public partnership in the sphere of interethnic relations // Power and Administration in the East of Russia. 2018. No. 1 (82). PP. 85-93. DOI 10.22394/1818-4049-2018-82-1- 85-93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.