Научная статья на тему 'Оценка эффективности системы менеджмента качества (на примере ООО "РЦМ")'

Оценка эффективности системы менеджмента качества (на примере ООО "РЦМ") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / CHECKING OF MEASURING INSTRUMENTS / CRITERIA OF EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бублиенова О.В., Макарова Л.В.

В процессе функционирования системы менеджмента особое внимание уделяется оценке ее эффективности. Особое значение в этом случае имеет задача, связанная с обоснованным выбором критериев ее оценки. В статье предлагается методика оценки эффективности системы менеджмента на примере деятельности организации, занимающейся поверкой и калибровкой средств измерений. Предложенная методика предполагает разделение основной деятельности на четыре категории: процессы, продукция, документы и ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бублиенова О.В., Макарова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности системы менеджмента качества (на примере ООО "РЦМ")»

УДК 005.6-047.43

Технические науки

Бублиенова О. В., магистрант ФГБОУ ВО «Пензенский государственный

университет архитектуры и строительства» Макарова Л. В., к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ООО «РЦМ»)

Аннотация: В процессе функционирования системы менеджмента особое внимание уделяется оценке ее эффективности. Особое значение в этом случае имеет задача, связанная с обоснованным выбором критериев ее оценки. В статье предлагается методика оценки эффективности системы менеджмента на примере деятельности организации, занимающейся поверкой и калибровкой средств измерений. Предложенная методика предполагает разделение основной деятельности на четыре категории: процессы, продукция, документы и ресурсы.

Ключевые слова: система менеджмента качества, поверка средств измерений, критерии эффективности.

Abstract: In the course of functioning of a system of management special attention is paid to assessment of its efficiency. In this case the task connected with the reasonable choice of criteria of its assessment is of particular importance. In article the technique of assessment of system effectiveness of management on the example of activity of the organization which is engaged in checking and calibration of measuring instruments is offered. The offered technique assumes division of primary activity into four categories: processes, products, documents and resources.

Keywords: quality management system, checking of measuring instruments, criteria of efficiency.

Построение инновационной экономики невозможно без насыщения производств и инфраструктуры самыми современными средствами измерений, поставляющими точную и надежную измерительную информацию [1].

19 апреля 2017 года Распоряжением Правительства Российской Федерации 737-р утверждена Стратегия обеспечения единства измерений до 2025 года, которая задает целевые ориентиры для развития системы обеспечения единства измерений (ОЕИ) в условиях продолжения в России рыночных преобразований и построения инновационной экономики [2].

На начало 2018 г. государственный Реестр аккредитованных лиц содержал сведения о 2106 аккредитованных метрологических организациях.

Одной из таких молодых компаний Пензенской области является общество с ограниченной ответственностью «Региональный центр метрологии» (ООО «РМЦ»). Несмотря на небольшой срок существования, данное предприятие совершенствует свою деятельность не только с позиции предоставления качественной услуги по поверке и калибровке, но и участвует в процессе расширения области аккредитации. Это позволяет данной компании успешно конкурировать на рынке Пензенской области с другими подобными предприятиями.

Деятельность компании ООО «РЦМ» основана на принципах комплексного управления качеством и положениях Руководства по качеству обеспечения единства измерений и Политики в области качества.

Система менеджмента качества (СМК) является ключевым инструментом повышения конкурентоспособности любого предприятия [3; 4; 5]. В этих условиях особый интерес представляет процедура оценки эффективности функционирования данной системы.

СМК состоит из четырех составляющих: процессы, организация, документы и ресурсы. Каждая из четырех категорий может оцениваться собственными критериями.

1. Процессы:

- привлечение квалифицированных специалистов: специалист должен иметь соответствующее техническое образование, желательно опыт работы, должен ориентироваться в тех приборах, которые предприятие поверяет;

- вложение в новое оборудование, которое участвует в поверке: оборудование, даже довольно старое может работать до того, пока признается годным, однако перспектива поломок данных приборов возрастает, соответственно необходимо считать альтернативные издержки и в случае заменять то оборудование, которое выгоднее заменить на новое;

- постоянный состав персонала: в связи с тем, что в сфере поверки приходится постоянно проходить всякого рода обучения, повышения квалификации, аттестации поверителей, что является капиталоемкой процедурой для предприятия, то очень важно, чтобы не было текучки кадров, команда была сформирована крепкой, что в свою очередь принесет уверенность в персонале;

- поддержание необходимого климата в помещении для проведения поверки средств измерений: на каждом рабочем месте 1 раз в пять лет рекомендовано проводить производственные замеры, которые влияют непосредственно на поверку средств измерений (СИ), проводятся они специализированной аккредитованной организацией, на основании заключений проводится анализ несоответствия и подключается вспомогательное оборудование, например, увлажнители воздуха при низкой влажности, несоответствие температурного режима, что исправляется кондиционером воздуха и пр. нюансы, а также исключаются внешнее воздействие среды, например, вибрация и прочие факторы;

- возможность травматизма: создание безопасных условий труда на предприятии является немаловажным фактором. Основной оценкой безопасности на рабочих местах является проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах, данная процедура также проводится один раз в пять лет, однако регламентировано это законом. Именно СОУТ определяет уровень вредного фактора на производстве, что помогает

исключить вероятность возникновения травматизма при проведении поверки, установить правильно оборудование, поддержание достаточного освещения, использование необходимых санитарных средств защиты и пр.;

- поддержание оборудования в рабочем состоянии: так как основным направлением деятельности предприятия является поверка, то необходимо, чтобы оборудование было вовремя поверено, находилось в рабочем состоянии, и было вовремя проведено необходимое техническое обслуживание, что помогает исключать простой предприятия из-за поломок.

2. Организация:

- компетентность персонала: способность специалиста выполнять свои профессиональные обязанности, которые прописаны непосредственно в Руководстве по качеству, Положении о метрологической службе, должностных инструкциях, Политике в области качества;

- вовлечение персонала в создание системы: сущность принципа заключается в том, чтобы привлечь весь персонал к внедрению СМК, это помогает руководству лучше ориентироваться во всех процессах, которые происходят на предприятии и вовремя их решать, не усугубляя и не заостряя внимание на легко решаемых проблемах, помимо этого вовлечение персонала дает возможность почувствовать сотруднику важным звеном во всем производственном процессе, объединяя персонал, улучшая микроклимат в целом.

- повышение эффективности за счет вежливого обращения с клиентом, ведь основной тезис, который прописан в Политике в области качестве -«Клиент всегда прав», соответственно все недоразумения необходимо решать путем переговоров;

- продвижение своей компании на рынке поверочных работ, а также продвижение продаж оборудования, которое было признано непригодным к использованию в области государственного регулирования. Это дает возможность клиенту не тратить время на заказ специфического оборудования, а получать годный прибор с поверкой именно того типа, который ему нужен.

Соответственно необходимо держать на складе достаточное количество аналогичных приборов для продажи;

- возможность сертификации: для поверочных лабораторий сертификация СМК в настоящий момент носит добровольный характер, поэтому не каждая компания захочет вкладывать достаточно большие средства для получения сертификата соответствия ИСО 9001. Однако перспектива такая, что законодательство может в любой момент измениться, к чему нужно быть готовым, вести свое СМК в ногу со временем и при необходимости пройти этот процесс.

3. Документы:

- деятельность в области обеспечения единства измерений строго регламентирована, поэтому использовать нормативно-техническую документацию необходимо только действующую, соответственно каждое изменение в законодательном документе, который используется в работе, должно отслеживаться, и работа должна перестраиваться с учетом тех изменений, которые были приняты;

- полнота документации: при подготовке к разработке документации следует определить полный перечень документированных процедур, требуемых для функционирования системы менеджмента.

4. Ресурсы:

- денежные ресурсы - это капитал компании;

- инфраструктура: компания определяет то, что именно необходимо задействовать, чтобы получить услугу по поверке средств измерений в качественном виде.

Инфраструктура ООО «РЦМ» включает:

- помещение - рабочее пространство лаборатории и связанные с ними устройства;

- технологическая составляющая: эталоны, средства измерения, вспомогательное оборудование, программное обеспечение;

- подразделения обслуживания и поддержки: транспорт, инженерные коммуникации: вентиляция, отопления и пр.;

- рабочая среда: организация должна определить рабочую среду, необходимую для достижения соответствия услуги требованиям, и управлять ей;

- персонал.

Организация, действующая в области обеспечения единства измерений должна:

- определить требования к компетентности персонала, выполняющего работу, влияющую на качество услуги по поверке СИ,

- обеспечивать специалистам возможность самообразования, а также прохождения специализированных курсов по повышению квалификации не реже, чем 1 раз в пять лет;

- вести работу с персоналом в том направлении, что они вносят неоценимый вклад для достижения высокого качества при оказании услуг по поверке СИ.

Ресурсы необходимы для достижения непрерывного совершенствования оказания услуги и удовлетворения потребителей.

Для грамотного управления организацией необходимо на регулярной основе проводить оценку эффективности действующей системы менеджмента качества. Это позволяет эффективно распределять имеющиеся ресурсы среди процессов, составляющих основу деятельности организации.

Для оценки эффективности СМК ООО «РЦМ» предлагаются критерии и их количественные оценки, представленные в табл. 1.

Наименование Состояние Количествен Установлен Внедряемая

критерия ная оценка ная оценка оценка

Процесс

¡.Привлечение квалифицированных специалистов Свыше 70% 1

От 50% до 70% 0,8 0,5 1

От 20% до 50% 0,5

Менее 20% 0

2.Низкая текучесть Более 90% 1 1 1

персонала От 70 до 90% 0,8

От 50 до 70% 0,5

Менее 50% 0

З.Замена устаревших Не менее 50% от 1

эталонов, СИ и фонда

вспомогательного От 15% до 50% 0,5 1 1

оборудования (ВО) фонда

на новые Менее 15% от фонда 0

4.Поддержание

установленных производственным Поддержание 1

контролем

параметров необходимого 1 1

климата в Отклонение от нормы 0

помещении для

проведения поверки

Возможность

5.Возможность травматизма производственного травматизма 0 0 1

Отсутствие 1

травматизма

б.Состояние Удовлетворительное 1

оборудования, состояние 1 1

участвующего при Неудовлетворительно 0

проведении поверки е состояние

Организация

Повышение

квалификации в Академии

стандартизации, 1

7.Повышение компетентности метрологии сертификации 1 1

(АСМС)

персонала Самообразование по 0,5

месту работы

Отсутствие курсов по

повышению 0

компетентности

Свыше 80% от общей

численности 1

8.Вовлечение персонала

персонала в От 50% до 80% от

создание и общей численности 0,8 0,8 1

функционирование персонала

СМК Не более 50% от общей численности персонала 0

9.Повышение Свыше 80% 1

эффективности за От 50% до 80% 0,5 1 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

счет вежливого Не более 50% 0

обращения с клиентами

10.Предложение покупки оборудования взамен забракованного При каждом возможном случае, если имеется оборудование в продаже 1 0,5 1

Частично 0,5

Не предложение клиенту оборудования 0

11.Возможность сертификации Возможно 1 1 1

Невозможно 0

Документы

12.Использование действующих нормативных актов Использование действующих актов 1 1 1

Использование устаревших актов 0

13.Полнота Полная база документации 1 1 1

Неполная база документации 0

Ресурсы

14.Денежные ресурсы Наличие свободных финансовых ресурсов 1 1 1

Отсутствие свободных финансовых ресурсов 0

15.Персонал Необходимое количество рабочих 1 0 1

Нехватка рабочих кадров 0

16.Инфраструктура Развитая 1 1 1

Слабо развитая 0,5

Неразвитая 0

17.Рабочая среда Благоприятная 1 1 1

Неблагоприятная 0

Таблица 1 - Перечень критериев и их количественных оценок.

Используя данную информацию, следует произвести экспертную оценку данных критериев по степени значимости. Для этого была создана экспертная комиссия, состоящая из 6 человек компетентных в рассматриваемой области. Результаты анкетирования приведены в таблице 2.

№ крите рия Эксперты Сумма рангов Отклонение от среднего значения Квадрат отклонения от среднего значения Значения коэффициентов весомости, М

1 2 3 4 5 6

1 12 11 14 13 14 12 76 22 484 0,083

2 11 12 12 14 13 13 75 21 441 0,082

3 15 14 13 16 15 11 84 30 900 0,092

4 13 15 11 12 11 16 78 24 576 0,085

5 4 2 10 8 8 7 39 -15 225 0,042

6 14 13 15 11 12 17 82 28 784 0,089

7 10 9 8 9 10 10 56 2 4 0,061

8 8 10 9 10 9 8 54 0 0 0,059

9 9 8 6 6 6 9 44 -10 100 0,048

10 5 7 7 7 7 6 39 -15 225 0,042

11 1 1 1 2 4 3 12 -42 1764 0,013

12 16 17 16 17 17 15 98 44 1936 0,107

13 2 3 5 1 2 1 14 -40 1600 0,015

14 17 16 17 15 16 14 95 41 1681 0,103

15 6 5 4 3 5 5 28 -26 676 0,031

16 3 6 2 4 3 4 22 -32 1024 0,024

17 7 4 3 5 1 2 22 -32 1024 0,024

Таблица 2 - Результаты анкетирования.

Коэффициент конкордации составил W=0,92, следовательно, степень согласованности соответствует лингвистической оценке «отлично».

Необходимо установить при каком условии внедрение системы менеджмента будет эффективным.

Q™=ZUiMi*kiBB (1)

QycT — Tdli Mi * kiyCT (2X

где Mi - коэффициент весомости;

kim, kiycm - оценка внедрения и установленная оценка соответственно.

буст=0,85, Qbh — 1 .

Отношение двух показателей @уст/@вн как раз показывает, есть ли смысл во внедрении или корректировке процесса СМК на предприятии. Если данное значение будет равно 1, то все организованно правильно и услуга оказывается качественно.

В анализируемом варианте ^уСТ = 0,85, означает, что СМК функционирует

Qbh

недостаточно эффективно и необходимо уделять внимание следующим аспектам деятельности:

- привлечению квалифицированных специалистов;

- замене устаревших эталонов, СИ и ВО на новые;

- вовлечению персонала в создание и функционирование СМК;

- обновлению производственных фондов.

Необходимо отметить, что разработанная методика может быть использована при внедрении и функционировании системы менеджмента качества на предприятии.

Библиографический список:

1. Бублиенов А. Е. Анализ конкурентных преимуществ организаций сферы услуг / А. Е. Бублиенов, Л. В. Макарова // Молодежный научный вестник.-2018.-№4.- С.315-318.

2. Ростест-Москва [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //www.rostest.ru/services/metrology.

3. Селяев Е. В. Формирование стратегии обеспечения конкурентоспособности на предприятиях сферы услуг // Инженерный вестник Дона, 2011, №1.URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2011/346.

4. Бублиенова О. В. Повышение конкурентных преимуществ предприятий сферы метрологических услуг / О. В. Бублиенова, Л. В. Макарова // Дневник науки [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://dnevniknauki.ru/images/publications/2018/6/economy/Bublienova_Makarova.p df.

5. Костаков М. В. Конкурентоспособность продукции: подход к экономическому содержанию и методы оценки // Экономика и социум. 2016. №12-1(31). С.1529-1533.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.