Научная статья на тему 'Оценка эффективности реализации жилищной политики в муниципальном образовании "Город Магадан"'

Оценка эффективности реализации жилищной политики в муниципальном образовании "Город Магадан" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА / HOUSING POLICY / ИНВЕСТИЦИИ В ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / HOUSING FUND / МОДЕРНИЗАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ЖИЛЬЯ / MODERNIZATION AND / RESIDENTIAL DEVELOPMENT INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковальчук Светлана Геннадьевна

Автор даёт оценку эффективности реализации жилищной политики на территории муниципального образования «Город Магадан», обращает внимание читателей на проблемы в сфере жилищного строительства региона и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness evaluation of the implimintation of the housing policy in the municipal entity of the city of Magadan

The author evaluates the effectiveness of the implemented housing policy within the municipality of the city of Magadan. The article highlights current problems and possible solutions in terms of residential development in the region.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности реализации жилищной политики в муниципальном образовании "Город Магадан"»

УДК 332.87

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД МАГАДАН»

С. Г. Ковальчук

Магаданский институт экономики, филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

Автор даёт оценку эффективности реализации жилищной политики на территории муниципального образования «Город Магадан», обращает внимание читателей на проблемы в сфере жилищного строительства региона и пути их решения.

Ключевые слова: жилищная политика, инвестиции в жилищное строительство, жилищный фонд, модернизация и реконструкция жилья.

Магаданская область является наиболее урбанизированным регионом Дальнего Востока России. Система расселения представлена областным - город Магадан - и районными центрами. Вследствие отработки месторождений полезных ископаемых на территории Магаданской области перед частью населённых пунктов возникла проблема дальнейшей перспективы социально-экономического развития. Следствием проблемы стала необходимость закрытия подобных населённых пунктов и, соответственно, выезда жителей. В связи с этим спрос на благоустроенное жильё в областном центре постоянно растёт. Ежегодно более 70 % населения, мигрирующего внутри области, выбирает местом своего проживания город Магадан.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области, на 1 января 2012 г. на территории муниципального образования «Город Магадан» проживало 147,8 тысяч человек, что составляет 95,7 % общей численности населения Магаданской области. Однако возможности города в расселении прибывших на постоянное место жительства ограничены: около 2 тысяч горожан состоят в очереди на получение мест в общежитии, более 2,5 тысяч человек - на получение квартир [3].

В последние годы в регионе сделано немало для улучшения качества жилищной сферы. Состояние жилищного фонда - важнейший социальный показатель ситуации в городе. Затраты в этом

секторе городского хозяйства существенны как для горожан, так и для муниципального бюджета. К 2013 г. в Магадане отмечается активизация строительного рынка. Основные показатели строительной деятельности представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные показатели строительной деятельности в магадане

показатели исследуемый период (год)

2009 2010 2011

Число действующих строительных организаций (на конец года), ед. 121 123 123

Объём работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млн руб. 5653,1 6569,7 8632,4

Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», % к предыдущему году 92,5 100,9 114,0

Всего введено в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади, в том числе: 15,6 15,9 18,2

построенных индивидуальными застройщиками 3,8 6,0 7,3

Источник: Магаданстат [2].

Строительство, модернизация и реконструкция жилья в городе ведутся с использованием новых технологий, применение которых способствует решению проблемы дефицита жилья. Так же активно ведутся строительство, реконструкция и модернизация объектов энергетики, коммунальной сферы, культуры и спорта. Ввод в действие зданий жилого и нежилого назначения представлен в табл. 2.

Таблица 2

Ввод в действие зданий жилого и нежилого назначения

показатели исследуемый период (год)

2009 2010 2011

Число зданий, всего шт. 88 103 114

в том числе:

жилого назначения 40 55 81

нежилого назначения 48 48 33

Общая площадь зданий, всего, тыс. кв. м 40,9 60,4 52,3

в том числе:

жилого назначения 19,9 20,3 21,2

нежилого назначения 21,0 40,1 31,1

Источник: Магаданстат [2].

Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяет, что одним из основных показателей эффективности реализации жилищной политики в регионе является уровень обеспеченности жилой площадью в расчёте на душу населения региона (табл. 3). В целях облегчения системного анализа данных, в таблице приведена также общая площадь жилых помещений на территории Магаданской области.

Таблица 3

Основные показатели обеспеченности жилой площадью в расчете на душу населения

показатели исследуемый период (год)

2009 2010 2011

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя региона, м2, 27,5 28,0 28,4

в том числе: на одного жителя областного центра, м2 23,1 23,2 24,2

на одного жителя районов области, м2 34,7 34,8 35,1

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя РФ, м2 22,0 22,4 нет данных

Общая площадь жилищного фонда по региону, тыс. м2, 4 479,3 4 440,5 4 439,3

в том числе: по муниципальному образованию «Город Магадан», тыс. м2 2 457,0 2 470,0 2 478,7

Источник: Магаданстат [2].

Данная методика рекомендует производить оценку способности населения региона приобретать жилые помещения за счёт собственных средств (покупательная способность), определяемую как отношение средней цены одного квадратного метра общей площади на первичном рынке жилья к среднедушевым доходам населения (табл. 4).

Данный показатель, приведённый на рис. 1, имеет обратно пропорциональную динамику, т. е. динамическое снижение значений индикатора свидетельствует об эффективности реализации жилищной политики, и наоборот.

2009 г. 2010г. 2011г.

■ в Магаданской области ■ по Российской Федерации

Рис. 1. Динамика индекса средней цены одного квадратного метра общей площади на первичном рынке жилья к среднедушевым доходам населения, в %

Таблица 4

Отношение средней цены одного квадратного метра общей площади на первичном рынке жилья к среднедушевым доходам населения

Наименование показателя, единица измерения исследуемый период (год)

2009 2010 2011

Средняя цена 1 м2 общей площади на первичном рынке жилья:

в Магаданской области, тыс. руб. 39,9 45,6 43,3

по Российской Федерации, тыс. руб. 26,6 30,3 31,9

Среднедушевой доход населения:

в Магаданской области, тыс.руб. 24,2 27,1 31,3

по Российской Федерации, тыс.руб. 17,0 18,9 20,7

Отношение средней цены 1 м2 общей площади на первичном рынке жилья к среднедушевым доходам населения, в %:

в Магаданской области 1,65 1,68 1,38

по Российской Федерации 1,57 1,60 1,54

Источник: Магаданстат [2].

Бесспорно, важным показателем является интенсивность жилищного строительства в регионе, которая отображена показателем общей площади и количества жилых помещений, введённых в эксплуатацию за исследуемый период (табл. 5). Данный показатель приведён раздельно для региона и регионального центра.

Таблица 5

показатели интенсивности жилищного строительства в магаданской области

показатели исследуемый период (год)

2009 2010 2011

Общая площадь введённых в эксплуатацию жилых помещений в регионе, тыс. м2, 15016,0 15646,0 15921,0

в том числе: в МО «Город Магадан», тыс. м2 9985,0 13671,0 11617,0

в районах Магаданской области, тыс. м2 5031,0 1975,0 4304,0

Источник: Магаданстат [2].

Как уже было показано ранее, строительство нового жилья тесно связано и во многом напрямую зависит от инвестиционного климата в регионе. В табл. 6 приведены абсолютные и относительные показатели объёмов инвестиций в основной капитал (в том числе в жилищное строительство) в МО «Город Магадан».

Таблица 6

Объемы инвестиций в основной капитал в г. Магадан

Показатели Исследуемый период (год)

2009 2010 2011

Инвестиции в основной капитал, всего млн руб., 15177,6 16808,7 18897,3

в том числе: инвестиции в жилищное строительство, млн руб. 436,1 463,0 747,4

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % к предыдущему году 99,8 99,9 100,8

Источник: Магаданстат [2].

Интересным показателем, характеризующим инвестиционный климат в области жилищного строительства в регионе, является распределение инвестиционных вложений по источникам (табл. 7).

Таблица 7

Источники инвестиций в жилищное строительство в Магаданской области в 2009-2011 гг.

Источник инвестиций, млн руб. Исследуемый период (год)

2009 2010 2011

Инвестиции в основной капитал, всего 100 100 100

В том числе по источникам финансирования:

собственные средства 32,7 35,2 23,2

привлеченные средства 67,3 64,8 76,8

из них:

- средства федерального бюджета на возвратной и безвозвратной основе 37,4 22,4 36,3

- средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов 13,2 12,8 7,8

- внебюджетные фонды 2,0 1,7 1,2

- кредиты банков, заемные и прочие источники 14,7 27,9 31,5

Источник: Магаданстат [2].

Результаты табл. 7 представим в виде диаграммы (рис. 2.)

Средства Средства Внебюджет-

федерального бюджетов ные фонды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бюджета субъектов

на возвратной Российской и прочие

и безвозвратной Федерации источники

основе и местных

бюджетов

Рис. 2. Источники инвестиций в жилищное строительство, млн руб.

Таким образом, на рис. 2 наглядно видно, что за исследуемый период статья «Средства федерального бюджета на возвратной и безвозвратной основе» к 2011 г. практически достигла уровня 2009 г., тогда как в 2010 г. по ней было выделено значительно меньше средств. Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также средства внебюджетных фондов показывают динамику снижения. Однако за 2010 и 2011 гг. значительно возросли средства по статье «Кредиты банков, заёмные и прочие источники», что говорит о возврате интереса населения к ипотечному кредитованию.

Следует отметить, что из общей суммы привлечённых инвестиций 84,24 % были вложены в объекты капитального жилищного строительства в региональном центре, и лишь 15,76 % -в районах Магаданской области.

Электро-, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение входят в число ключевых жизнеобеспечивающих элементов городского хозяйства. В 2011 г. в рамках реализации городской целевой программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса города Магадана на 2011-2012 годы» на модернизацию объектов коммунальной сферы направлено более 687,3 млн рублей.

В соответствии с действующим нормативными документами территория муниципального образования «Город Магадан» относится к районам с высокой сейсмичностью, характеризуемой, в основном, возможностью землетрясений в 7-10 баллов шкалы MSK-64 (СНиП II-7-81*), вызывающих катастрофический или серьёзный ущерб. В связи с этим разработана долгосрочная целевая программа «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в муниципальном образовании «Город Магадан» на 2011-2013 годы». Цели и задачи программы:

- обеспечение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения муниципального образования «Город Магадан» в условиях высокой сейсмичности;

- создание условий для устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов жизнеобеспечения;

- создание условий для безопасной жизнедеятельности населения;

- создание и развитие научной базы по оценке сейсмической опасности территории - уточнение карт общего сейсмического районирования и сейсмическое микрорайонирование муниципального образования «Город Магадан»;

- повышение сейсмоустойчивости жилых домов, зданий и сооружений, объектов и систем жизнеобеспечения [5].

Ввиду того, что уровень обеспеченности населения Магаданской области жильём ещё недостаточен, жилищный вопрос по-прежнему остаётся одним из наиболее острых. Первостепенной задачей является обеспечение жильём граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в Бюджетном Послании 2012 г. так сказал об этой проблеме: «Расселение аварийного фонда должно стать долгосрочной программой, которая переломила бы неблагоприятные тенденции в этой сфере и помогла бы миллионам граждан России решить свои жилищные проблемы.

Нужно посмотреть правде в глаза и признать, что сегодня без поддержки государства многие наши сограждане, оказавшиеся в наиболее тяжёлых, сложных жизненных условиях, сами решить этот вопрос не в состоянии. И вы, конечно, прекрасно понимаете, что именно здесь кроются корни многих острых проблем -таких, как пьянство, высокая смертность, преступность, в том числе и подростковая. Беспризорность, в конце концов» [1].

Таблица 8

показатели предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в магаданской области

Наименование показателя, единица измерения исследуемый период (год)

2009 2010 2011

Число семей, состоявших на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях на конец года, ед. 3374 3016 2860

- в МО «Город Магадан», чел. 2182 1946 1965

- в районах Магаданской области, чел. 1192 1070 895

Количество семей, принятых на учёт в качестве нуждающихся, чел., 490 401 327

в том числе: - в МО «Город Магадан», чел. 281 4 Со 156

- в районах Магаданской области, чел. 209 253 171

Количество семей (граждан), снятых с учёта в качестве нуждающихся, чел., 464 834 463

в том числе: - в МО «Город Магадан», чел. 223 384 3 -а

- в районах Магаданской обл чел. 241 450 326

Количество семей из числа состоящих на учёте в качестве нуждающихся, которым предоставлены жилые помещения в Магаданской области, чел., 251 431 316

в том числе: - в МО «Город Магадан», чел. 93 149 111

- в районах Магаданской области, чел. 158 282 211

Наличие незаселённой площади муниципального жилищного фонда, предназначенной для обеспечения нуждающихся жилыми помещениями, м2 10 954,0 11 856,0 20 729,0

- в МО «Город Магадан», м2 0,0 603,0 819,0

- в районах Магаданской области, м2 10 954,0 11 259,0 19 910,0

Очень информативными индикаторами эффективности проводимой в регионе жилищной политики являются показатели предоставления жилых помещений по договорам социального найма нуждающимся гражданам. Динамика таких показателей и статистика, характеризующая потенциальные возможности региона по обеспечению нуждающихся граждан жилыми помещениями (общая площадь пустующих жилых помещений муниципального жилищного фонда) приведены в табл. 8.

Одной из насущных жилищных проблем в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации является расселение и ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда. В табл. 9 приведены основные индикаторы, характеризующие динамику процесса в Магаданской области и в региональном центре.

Таблица 9

Динамика изменения площадей ветхого и аварийного жилищного фонда

показатели исследуемый период (год)

2009 2010 2011

Общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда по региону, тыс. м2 507,1 492,0 493,0

- в МО «Город Магадан», тыс. м2 123,1 123,1 120,1

- в районах Магаданской области, тыс. м2 384,0 368,9 372,9

Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади жилищного фонда региона, % 11,3 11,1 11,1

- в МО «Город Магадан», % 5,0 4,9 4,9

- в районах Магаданской области, % 20,5 20,9 20,8

- по Российской Федерации в целом, % 3,2 3,1 3,1

Источник: Магаданстат [2].

Источник: Магаданстат [2].

В целях реализации Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» была разработана областная адресная программа «Переселение граждан Магаданской области из аварийного жилищного фонда в 2010 году с привлечением средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Программа) [4]. В настоящей Программе участвует два муниципальных образования - город Магадан, посёлок Омсукчан.

Реализация Программы включает формирование в Магаданской области нормативно-правовой базы, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

Эффективность от реализации программных мероприятий следует рассматривать в социальном и экономическом аспектах. В качестве оценки эффективности рассматриваются следующие критерии:

1) количество граждан, переселённых из ветхого и аварийного жилищного фонда;

2) количество снесённого ветхого и аварийного жилищного фонда;

3) объём привлечения целевого бюджетного финансирования на реализацию Программы из федерального бюджета;

4) объём привлечения на реализацию Программы внебюджетных средств;

5) оптимизация жилищной инфраструктуры Магаданской области.

На рис. 3 представлены основные цели программы, и задачи, решаемые для их достижения.

ншели

Рис. 3. Цели и задачи Программы

Успешная реализация Программы позволит:

- обеспечить безопасность и комфортность проживания граждан в многоквартирных домах;

- снизить площадь аварийного жилищного фонда на 74,44 тыс. кв. метров;

- уменьшить социальную напряжённость в обществе;

- переселить 1032 семьи или 2128 человек;

- ликвидировать 167 аварийных многоквартирных жилых домов[4].

Таким образом, жилищная проблема была и остаётся одной из наиболее сложных и острых в городе Магадане. Тем не менее, работа в этом направлении ведётся достаточно активными темпами. На сегодняшний день наблюдается улучшение ситуации в жилищной сфере, повышение доступности жилья для населения и планомерная работа по обеспечению комфортных и безопасных условий проживания.

Общий сравнительный анализ статистических показателей эффективности реализации жилищной политики в региональном центре Магаданской области и сравнение полученных данных со среднероссийскими показали в целом динамику значений целевых индикаторов, свидетельствующую об эффективности деятельности

органов региональной власти и органов местного самоуправления в части реализации региональной жилищной политики, в том числе:

- положительная динамика увеличения обеспеченности общей площадью жилых помещений в расчёте на одного жителя региона, средний уровень показателя практически на четверть превышает общероссийский;

- устойчивый прирост общей площади введённых в эксплуатацию жилых помещений в течение исследуемого периода;

- устойчивое снижение индекса отношения средней стоимости квадратного метра на первичном рынке жилья к среднедушевому доходу населения в регионе, причём если в 2009 г. индекс превышал средний по России уровень, то в 2011 г. значение индекса стало ниже среднероссийского;

- рост абсолютного показателя объёмов инвестиций в жилищное строительство в Магаданской области;

- значительная доля инвестиций собственных средств организаций и частных лиц в общем объёме инвестиций в строительную деятельность;

- постепенное снижение численности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

- значительно более высокий, чем в среднем по России, уровень благоустроенности жилых помещений;

- устойчивое снижение доли бюджетных средств, направляемых на компенсацию предприятиям жилищно-коммунальной сферы разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения и на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги.

Однако системный анализ значений индикаторов и их взаимного влияния позволил выделить ряд проблем в жилищной политике, характерный для региона, а именно:

- невысокие по отношению к объёму существующего жилищного фонда показатели вводимого в эксплуатацию жилья в регионе, что напрямую связано с неблагоприятным инвестиционным климатом в области жилищного строительства;

- высокая численность семей, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в сочетании с крайне низкой скоростью обеспечения нуждающихся жилыми помещениями,

- низкая скорость расселения и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в сочетании с высокой по среднероссийским меркам долей ветхих и аварийных жилых помещений в общем количестве жилищного фонда.

Разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда

Формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда

Привлечение финансовой поддержки за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства^

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда

_

Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан

Формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда

Разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда

Формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда

Привлечение финансовой поддержки за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Бюджетное послание президента РФ В.В. Путина от 28 июня 2012 г. «О бюджетной политике в 20132015 годах» // КонсультантПлюс: Информационно-поисковая система.

2. Магаданская область в цифрах: краткий стат. сб. Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области. -Магадан, 2012.

3. Официальный портал Муниципального образования «Город Магадан». [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.magadangorod.ru/index. php?newsid=7184

4. Переселение граждан Магаданской области из аварийного жилищного фонда в 2012 году с привле-

чением средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: областная адресная программа, утв. постановлением администрации Магаданской области от 16.02.2012 № 72-па // КонсультантПлюс: Информационно-поисковая система.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. О принятии долгосрочной целевой программы муниципального образования «Город Магадан» «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в муниципальном образовании «Город Магадан» на 2011-2013 годы»: постановление мэрии города Магадана от 26 октября 2010 г. № 3257 // КонсультантПлюс: Информационно-поисковая система.

Ковальчук Светлана Геннадьевна - кандидат экономических наук, замес- Статья поступила в редакцию

титель директора по научной работе Магаданского института экономики - 28.01.2013 г.

филиала НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

© С. Г. Ковальчук, 2013

УДК 332.025

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ КАК МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. А. Соловьева

ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия» (СибАДИ),

В статье раскрыты преимущества кластерной политики и роль формирования кластеров в экономике. Автор заостряет внимание на государственной поддержке малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; бизнес-климат; кластер; технопарк; инновационная деятельность.

Сектор малого и среднего предпринимательства играет всё более важную роль в экономике страны. Малое предпринимательство инвестирует средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства. Поэтому взаимодействие крупного и малого предпринимательства важно для перевода экономики на инновационный путь развития. Экономический рост и модернизация отраслей экономики Российской Федерации в короткие сроки возможны только в случае увеличения темпов развития отдельных отрас-

лей, особенно высокотехнологичных. Для этого необходимо проведение государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности отраслей экономики, поддержку российских производителей продукции и услуг, содействие продвижению этой продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках.

Малый и средний бизнес отличается мобильностью, быстрым принятием решений, способностью реагировать на колебания рынка и координацией всех сил компании на изменение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.