Научная статья на тему 'Оценка эффективности реализации молодежной политики'

Оценка эффективности реализации молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
12133
1372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рожнов О. А.

Молодежная политика как отрасль государственного управления нуждается в разработке и применении единых критериев и индикаторов оценки ее эффективности. Анализ регионального опыта работы с молодежью на основе обобщенных показателей стал первым шагом по созданию паспорта молодежной политики в субъекте Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности реализации молодежной политики»

УДК 316.354

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Министерство спорта, туризма и молодежной политики

Российской Федерации

О.А.РОЖНОВ

Молодежная политика как отрасль государственного управления нуждается в разработке и применении единых критериев и индикаторов оценки ее эффективности. Анализ регионального опыта работы с молодежью на основе обобщенных показателей стал первым шагом по созданию паспорта молодежной политики в субъекте Российской Федерации.

e-mail:

minstm.gov.ru/contacts

Ключевые слова: молодежная политика, индекс развития мо лодежи, показатели оценки эффективности молодежной политики.

Объективно оценить эффективность, результативность и действенность принимаемых мер, действий и шагов в сфере молодежной политики возможно только при наличии единых критериев, показателей и индикаторов в этой отрасли. Единого подхода к их определению в оценке эффективности проводимой молодежной политики до последнего времени не существовало. Это позволяло оценивать действенность молодежной политики через призму субъективного понимания целесообразности той или иной деятельности, как на муниципальном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации их руководителями и органами, ответственными за работу в этой сфере.

Формулировки, зафиксированные в отношении молодежной сферы в 184-ФЗ и 131-ФЗ («программы для детей и молодежи») позволяли определять цели и задачи, оценивать эффективность работы с молодежью на усмотрение соответствующего чиновника.

В некоторых регионах проведение исключительно 2-3 массовых мероприятий в год оценивалось как целостная системная молодежная политика.

Несколько лет назад в ряде исследований для оценки эффективности достижений поставленных стратегических задач в молодежной сфере стал использоваться Индекс развития молодежи — композитный показатель, близкий по содержанию и методологии к Индексу развития человеческого потенциала, и позволяющий комплексно оценить состояние человеческого потенциала молодого поколения. Методология расчета данного показателя предложена ЮНЕСКО. Он рассчитывается на базе 3 групп показателей (рисунок): индекса здоровья, индекса образования, индекса дохода.

При расчете индекса здоровья используются данные о количестве умерших молодых людей по различным причинам, при этом все причины сгруппированы по двум категориям: различные болезни и несчастные случаи. К последней, в том числе, относятся: самоубийства, убийства, повреждения, полученные в военных действиях, отравления и травмы, которые привели к летальному исходу, в том числе и связанные с употреблением наркотиков и алкоголя.

Для расчета индекса образования анализируются данные о доле грамотных среди молодежи, об охвате образованием различного уровня, а также о качестве полученного ими образования. Оценка качества полученного молодежью образования производится на основании данных о результатах единого государственного экзамена по русскому языку и математике.

Последняя составляющая индекса развития молодежи — индекс дохода, рассчитываемый по данным обследований Росстата.

Обобщающий индекс развития молодежи рассчитывается как среднее значение всех показателей его составляющих.

В 2008 году Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, на основании указанных выше и других имеющихся наработок, разработало, обсудило на общероссийском совещании с руководителями органов по делам молодежи регионов документ «Статистические данные для оценки эффективности реализации государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации».

Рис. Методология расчета индекса развития молодежи

Документ был разослан во все субъекты Российской Федерации для заполнения. Информация из регионов была в течение нескольких месяцев получена и обобщена.

Сам процесс сбора информации показал весь спектр понимания приоритетов в работе с молодежью. В ряде регионов руководители были удивлены тем, что показателями эффективной молодежной политики являются, в том числе, низкий уровень безработицы в молодежной среде, наркомании, преступности и рецидивной преступности. В некоторых регионах целый спектр статистических данных о состоянии дел с реализацией молодежной политики оказался вовсе выпадающим, т.е. не отслеживался органами власти на момент сбора статданных.

Конечно, существуют общественные процессы и ценностные параметры (духовное развитие, патриотизм, толерантность и т.п.), которые достаточно сложно напрямую оценить количественно, а тем более определить результативность усилий, направленных на их развитие. Практически чтобы их измерить необходимо прибегать к косвенным показателям, которые могут быть не менее информативными.

Тем не менее, необходимо определить перечень статистических показателей, который бы с высокой долей объективности смог охарактеризовать эффективность проводимой молодежной политики в России на современном этапе. При оценке эффективности молодежной политики следует принимать во внимание также факторы, отражающие многообразие категорий и социальных групп молодежи: различия по регионам, географическим районам, различия между селом и городом, между мужчинами и женщинами, между коренной и мигрирующей молодежью и т.д.

В перечне должны быть следующие показатели.

1. Оиенки. оп ред еляющие п оложен ие молодежи и в том ч исле:

1.1. Социально-демографические характеристики

Доля молодежи в возрасте 14-30 лет

Половозрастное распределение молодежи и ее этнонациональный состав

Распределение молодежи по типам поселений и ее миграция между городами и сельской местностью внутри субъекта РФ

Миграция молодежи между субъектом РФ и другими субъектами РФ, странами СНГ, зарубежными странами

Численность мигрирующей молодежи

Заболеваемость молодежи в субъекте РФ (общая динамика по всем видам болезней).

Структура причин смертности в молодежной среде Семейное положение молодежи в субъекте РФ

Численность молодых семей в субъекте РФ (с учетом определения молодой семьи)

Браки и разводы среди молодежи в субъекте РФ Рождаемость в молодых семьях

1.2. Занятость молодежи

Формы занятости молодежи

Распределение занятости молодежи по сферам производства Средняя продолжительность молодежной безработицы

Молодежь, приступившая к работе по специальности после окончания учебных заведений профессионального образования

1.3. Образование молодежи

Уровень образованности молодежи

Количество учебных заведений профессионального образования Количество учащихся учебных заведений профессионального образования

1.4. Служба молодежи в армии (количество призывников, молодежи, отслужившей и не отслужившей срочную службу)

1.5. Социальная активность молодежи и в том числе:

1.1.1. Общественно-политическая активность молодежи

Молодежь, участвовавшая в выборах федерального и регионального уровня Молодежь, состоящая в политических партиях и региональных общественнополитических формированиях

Молодежь, участвующая в деятельности детских и молодежных общественных объединений, а также органов самоуправления

1.1.2. Трудовая и деловая активность молодежив субъекте РФ Молодежь, участвующая в программах по трудоустройству и профессиональной ориентации

Молодые люди, создавшие фермерское хозяйство (задействованные в его деятельности)

Молодые люди, зарегистрированные в качестве учредителей коммерческих предприятий

Молодежь, участвующая в работе студенческих отрядов и трудовых объединений по сезонной и временной занятости

1.1.3- Творческая активность молодежи

Молодежь, участвующая в конкурсах, фестивалях, олимпиадах и т.п. мероприятиях межрегионального, всероссийского и международного масштаба, проходящих в субъекте РФ (доля от общего числа молодежи в субъекте РФ)

Молодежь, участвующая в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, и т.п. мероприятиях регионального уровня, проходящих в субъекте РФ

Молодежь, участвующая в работе неформальных и формализованных творческих молодежных союзов и объединений

1.1.4. Спортивная активность молодежи в субъекте РФ.

Молодежь, занимающаяся в организациях физической культуры и спорта Молодежь субъекта РФ, участвующая в межрегиональных, всероссийских и международных молодежных соревнованиях

Молодежь, занимающаяся в организациях РОСТО (ДОСААФ)

Молодежь, занимающаяся в учреждениях по месту жительства

Молодежь, занимающаяся физической культурой и спортом в организациях военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки

1.6. Преступления и правонарушения, совершенные молодежью

Молодежь, совершившая административные правонарушения и уголовные преступления

Административные правонарушения и уголовные преступления, совершенные с участием молодежи

Молодежь субъекта РФ, находящаяся в исправительных учреждениях Экстремистские проявления в молодежной среде

2. На этом Фон е н еобход имо оиен итъ д еятельн ость органов в л асти

п о реализации осн овн ых направ лен ий госуд арств ен ной молод ежн ой пол и-

тики в су бъекте РФ, сред и них:

2.1. Поддержка и сопровождение талантливой молодежи в субъекте РФ

Наличие базы данных по талантливой молодежи

Количество программ по работе с талантливой молодежью

Организация работы с молодежью, тяготеющей к деятельности в научной сфере

2.2. Помощь и поддержжа молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (далее - ТЖС)

Наличие базы молодежи, оказавшейся в ТЖС

Количество программ по работе с молодежью, оказавшейся в ТЖС Специализированные учреждения для молодежи, оказавшейся в ТЖС

2.3. Система профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи

Программы по профессиональной ориентации и трудоустройству молодежи Специализированные учреждения по профориентации и трудоустройству молодежи

Количество бизнес-инкубаторов

2.4. Деятельность по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде

2.5. Патриотическое воспитание и допризывная подготовка детей и молодежи

Программы по патриотическому воспитанию и допризывной подготовке детей и молодежи

Организации, работающие в сфере патриотического воспитания и допризывной подготовки детей и молодежи

2.6. Поддержжа молодых семей

Наличие базы данных по количеству и состоянию молодых семей

Наличие региональных нормативных и правовых актов в отношении молодой

семьи

Программы в отношении молодых семей (в том числе по обеспечению жильем) Обеспеченность жильем молодых семей

2.7. Работа с целевыми группами молодежи

2.8. Работа с объединениями молодежных субкультур Наличие базы данных по объединениям молодежных субкультур

Перечень объединений молодежных субкультур в субъекте РФ, с которыми ведет работу орган по делам молодежи

Программы (подпрограммы) по работе с объединениями молодежных субкультур

3. След июший разд ел п оказателей касается ип рае лен ия госид арс тв ен ной молод ежной п олитикой и ее инфраструктуры:

3.1. Нормативная и правовая база отрасли

Законы и нормативные правовые акты, принятые в отношении молодежи и молодежной политики

Целевые программы

3.2. Учреждения и организации по работе с молодежью

Общая численность учреждений по работе с молодежью

Молодежные общественные и некоммерческие организации, работающие с молодежью в субъекте РФ, входящие и не входящие в реестр

Формы институциональной самоорганизации молодежи в субъекте РФ 3-3- Орган по делам молодежи

Наименование, структура и штатная численность сотрудников органа, отвечающего за реализацию государственной молодежной политики Количество сотрудников органа по делам молодежи

Количество структур по работе с молодежью, подведомственных органу по делам молодежи

Коллегиальные органы (советы, комиссии и т.п.) при органе по делам молодежи Финансирование сферы государственной молодежной политики Бюджетное финансирование сферы государственной молодежной политики Обобщение и сопоставление этих показателей формирует достаточно полную картину эффективности политики в отношении молодежи (своего рода паспорт молодежной отрасли по регионам).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все эти показатели важны не только в абсолютных цифрах, но и с учетом их доли в общем количестве молодежи, проживающей в субъекте РФ, а также в динамике.

Второй составляющей, характеризующей эффективность молодежной политики, должен быть ежегодный доклад «О положении молодежи в Российской Федерации», информация для которого собирается социологическими методами. Он показывает не статистическую картину, а мнение и оценку самой молодежью, и обществом в целом действенности и результативности проводимой политики.

Все это в совокупности может стать универсальной системой оценки деятельности государства и общества в сфере государственной молодежной политики на всех уровнях управления в Российской Федерации.

ESTIMATION OF EFFICIENCY OF REALIZATION OF THEYOUTH POLICYAND ITS STANDARD-LEGAL MAINTENANCE

O.A. ROZHNOV

Ministry of Sport, Tourism and Youth Policy

of the Russian Federation

e-mail:

minstm.gov.ru/contacts

The youth policy as government branch needs working out and ap- plication of uniform criteria and indicators of efficiency estimation. The analysis of regional experience with youth on the basis of the generalized indicators became the first step on creation of the passport of a youth policy in the subject of the Russian Federation.

Key words: youth policy, index of development of youth, indicators of an estimation of efficiency of a youth policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.