Научная статья на тему 'Оценка эффективности работы органов местного самоуправления при управлении территорией г. Шебекино'

Оценка эффективности работы органов местного самоуправления при управлении территорией г. Шебекино Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
86
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / БЛАГОУСТРОЙСТВО / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Даниленко Е.П., Коробейник В.А.

В статье рассмотрен вопрос эффективности муниципального управления территорией г. Шебекино. Изучена структура и механизм работы муниципальных органов управления территорией города. Проанализирован бюджет городского поселения «Город Шебекино». Предложена методика оценки эффективности работы органов местного самоуправления при управлении территорией муниципального образования. Проведена оценка работы муниципалитета г. Шебекино при управлении территорией по предложенной методике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности работы органов местного самоуправления при управлении территорией г. Шебекино»

001: 10.12737/22075

Даниленко Е.П., доц.

Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова

Коробейник В.А., магистрант Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ТЕРРИТОРИЕЙ Г. ШЕБЕКИНО

danilenko_ep@mail.ru

В статье рассмотрен вопрос эффективности муниципального управления территорией г. Шебекино. Изучена структура и механизм работы муниципальных органов управления территорией города. Проанализирован бюджет городского поселения «Город Шебекино». Предложена методика оценки эффективности работы органов местного самоуправления при управлении территорией муниципального образования. Проведена оценка работы муниципалитета г. Шебекино при управлении территорией по предложенной методике.

Ключевые слова: городская территория, земельные ресурсы, благоустройство, органы местного самоуправления, управленческие решения, эффективность управления._

Введение. Городская территория - это совокупность множества природных, архитектурно-планировочных, экологических, социальных и других факторов, в которых обитает городской житель и которые определяют комфортность его проживания на данной территории. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение городской территорией на принципах эффективности, справедливости, публичности и открытости, создать условия для достойного и комфортного проживания граждан, а также для эффективного функционирования и использования всей совокупности объектов, расположенных на территории города. В связи с этим, оценка эффективности работы органов местного самоуправления, позволяет рассмотреть уровень соответствия результатов деятельности поставленным целям и задачам.

Основная часть. Значительную часть территории в границах г. Шебекино занимают территории, не свойственные городским функциям - территории с/х использования и территории естественного ландшафта, что свидетельствует о достаточных территориальных резервах для развития города [8].

Организационной основой города являются система и структура органов местного самоуправления, формы и принципы их деятельности. Основным документом, регулирующим деятельность органов местного самоуправления г. Шебекино является Устав городского поселения.

Структуру органов местного самоуправления городского поселения составляют: городское собрание, исполняющий полномочия председателя городского собрания, администрация городского поселения, возглавляемая главой

администрации и контрольно-ревизионная комиссия [7].

Все работы при управлении территорией города финансируются из городского бюджета. Проект бюджета г. Шебекино, в котором указываются его основные характеристики, утверждается решением городского собрания. Исполнение бюджета осуществляется отдельно по статьям доходов и расходов [1].

Как показывает анализ бюджета г. Шебеки-но за три последних года, с каждым годом происходит рост доходов и расходов. Городской бюджет за 2015 г. исполнен по доходам на 101,9 % от плановых значений (табл. 1).

В общем объёме доходов наибольший удельный вес занимают налоговые поступления, а именно земельный налог, который составляет 43 % от всех доходов города.

Ставки налога на земельные участки полностью соответствуют требованиям Налогового Кодекса РФ, нет необоснованных завышенных показателей ни по одному виду использования [2].

Кроме федеральных льготников, на территории города льгота действует и для других категорий лиц: многодетные семьи; физические лица, имеющие садовые участки, расположенные на склоновых землях крутизной от 50 градусов и больше, в карьерах; садоводческие товарищества: «Виктория», «Виктория-2», «Химик-1», «Химик-3», «Каштан», «Садовод», «Вишенка», «Автомобилист», «Надежда-1», «Белогорье-1», «Белогорье-2», «Дубравушка», «Золотой ранет», «Дорожник», «Труженик»; а также одинокие матери и семьи с детьми-инвалидами [6].

Одной из задач управления территориями является повышение количества поступлений земельных и имущественных платежей в бюд-

жет муниципального образования [9]. Перечисленные категории лиц и организаций полностью освобождены от уплаты земельного налога, что приводит к уменьшению суммы налоговых платежей в городской бюджет.

Исполнение муниципального бюдж

Исполнение бюджета по всем статьям расходов за 2015 год составило 97% плана. Все принятые на 2015 год расходные обязательства были выполнены в полном объёме и представлены в таблице 2.

Таблица 1

г. Шебекино по доходам за 2015 год

№ п/п Наименования показателя доходов Утверждено на 2015 г., тыс. руб. Исполнено на 1.01.2016 г., тыс. руб.

1 Налог на доходы физических лиц 44 703 45 992

2 Доходы от уплаты акцизов 4 450 4 788

3 Единый сельхозналог 32 24

4 Налог на имущество физических лиц 10 778 11 542

5 Земельный налог 68 279 67 849

6 Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки 12 916 10 212

7 Доходы от сдачи в аренду имущества 365 432

8 Доходы от продажи земельных участков 7 562 10 877

9 Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 24 10

10 Штрафы - 48

11 Возврат дебиторской задолженности - 15

12 Прочие неналоговые доходы - 3

13 Прочие безвозмездные поступления 4 199 4 417

14 Доходы от возмещения ущерба - 64

15 Межбюджетные трансферты 15 15

Всего ДОХОДОВ 153 323 156 288

Таблица 2

Исполнение бюджета г. Шебекино по расходам за 2015 год

№ п/п Наименования показателя расходов Утверждено на 2015 г., тыс. руб. Исполнено на 1.01.2016 г., тыс. руб.

1 Общегосударственные вопросы 27 028 25 375

2 Национальная безопасность 224 224

3 Дорожное хозяйство 47 643 47 643

4 ЖКХ 16 488 13 931

5 Образование 845 845

6 Культура 50 057 49 822

7 Социальная политика 300 230

8 Физкультура и спорт 21 161 21 161

ВСЕГО РАСХОДОВ 163 746 159 231

Цель государства - сделать управление территорией муниципального образования прозрачным и открытым. Для достижения этой цели в Российской Федерации ведется работа по внедрению системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих

принципах организации местного самоуправления РФ», оценка деятельности органов местного самоуправления должна проводиться по утвержденным показателям и в установленной форме, порядок утверждения перечня показателей определяется Президентом РФ [3]. Системы показателей федеральной и региональной методик оценки деятельности органов местного само-

управления оценивают работу органов местного самоуправления в сферах образования, здравоохранения, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и других сферах [4, 5].

Для анализа нами выбраны показатели оценки в тех сферах деятельности, которые характеризуют эффективность управления территорией города, кроме того, нами добавлены собственные показатели оценки эффективности. Для оценки эффективности работы органов местного самоуправления по управлению территорией г. Шебекино, нами были выделены следующие сферы управления:

- дорожное хозяйство и транспортное обслуживание;

земельно-имущественные отношения; жилищно-коммунальное хозяйство; жилищное строительство;

- благоустройство территории и озеленение.

Приведём результаты анализа в разрезе каждой сферы управления.

1. Качество жизни людей в городах - это и качество транспортного обслуживания, и его доступность для всех горожан. Поэтому проанализировано состояние и развитие городской транспортной системы, которая является частью многоотраслевого городского хозяйства. Ежегодно муниципальным бюджетом г. Шебекино предусматривается финансирование работ в сфере дорожного хозяйства. Несмотря на достаточное количество выделяемых денежных средств и исполнение бюджета по статье расходов «Дорожное хозяйство» в городе все же остаются дороги, которые находятся в аварийном состоянии и требуют ремонта.

Нормативным требованием к автодорогам является ежегодное обеспечение твердым покрытием 100% доли автодорог общего пользования местного значения. Фактический результат был рассчитан по формуле:

д =

Дн

* 100%,

(1)

Добщ

где ДН - протяженность дорог, отвечающих нормативным требованиям, км; ДОБщ - общая протяженность основных улиц и дорог местного значения, км.

Процент протяженности дорог, отвечающих нормативным требованиям, составил 99,78.

Нами была составлена карта зонирования территории г. Шебекино по транспортной доступности. В качестве исходной информации использовались схемы движения основных видов транспорта и интервалы движения (рис. 1).

Рис. 1. Карта зонирования территории г. Шебекино по уровню транспортной доступности

Из проведенного расчета следует, что вся территория города имеет хорошо развитую транспортную сеть. Наибольшая интенсивность движения наблюдается в центре города, но и удаленные от центра микрорайоны обеспечены общественным транспортом.

2. В сфере оценки управления земельными ресурсами нами был выбран показатель из федеральной методики по налогообложению земельных участков [4]. Нами проанализированы значения доли земельных участков, являющихся объектами налогообложения на территории г. Шебекино (табл. 3).

Налогооблагаемые земельные участки на территории г. Шебекино

Таблица 3

№ пп Наименование показателя Ед. изме- 2013 2014 2015 2016 2017

рения (факт) (факт) (факт) (план) (план)

Доля земельных участков, яв-

1 ляющихся объектами налогообложения земельным налогом % 82,08 82,36 83,08 83,45 83,5

Количество земельных участ-

ков, являющихся объектами

2 налогообложения (право собственности на которые зарегистрировано) Ед. 12485 12650 12770 12834 12850

Общее количество земельных

3 участков на территории городского поселения Ед. 15210 15360 15370 15380 15390

Также проведён расчет экономической эффективности системы управления земельно-имущественным комплексом муниципального образования - отношением фактически поступивших земельных платежей к запланирован-

Земельные платежи, поступивш]

ным (табл. 4). Согласно данному показателю, управление земельными ресурсами муниципального образования г. Шебекино эффективно (значение эффективности больше 100 %).

Таблица 4

в бюджет г. Шебекино за 2015 год

№ пп Наименование показателя доходов Запланировано, тыс. руб. Поступило, тыс. руб.

1 Земельный налог 68 279 67 849

2 Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки 12 916 10 212

3 Доходы от продажи земельных участков 7 562 10 877

Итого 88 757 88 938

3. Работа жилищно-коммунального хозяйства г. Шебекино стабильна. В городе работают управляющие компании: ООО «Коммунальщик», ООО «Шебекино-дом», ООО «Жилкомм-Сервис», ООО «Жилищник», осуществляющие свою деятельность по микрорайонам города [11]. Анализируя статьи расходов городского бюджета за последние 3 года можно сделать вывод, что расходы муниципалитета на жилищно-коммунальное хозяйство не достигают утвержденных плановых значений, что свидетельствует о неполном выполнении запланированных работ и мероприятий (рис. 2).

Рис. 2. Исполнение бюджета г. Шебекино по статье расходов «ЖКХ»

4. В области жилищного строительства показатель оценки установлен федеральной методикой. Наблюдаем, что общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя с каждым годом возрастает. Это связано с реализацией долгосрочной целевой программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Белгородской области на 2014-2020 годы», а также

развитием ипотечного кредитования в Белгородской области.

Средний показатель общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя по Российской Федерации на 2015 год составляет 23,4 м2/чел., в г. Шебекино -25,8 м2/чел [11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. В г. Шебекино активно ведутся работы по благоустройству и озеленению территории. За 2015 г. на территории города было выполнено множество мероприятий, которые представлены в таблице 5. Все возложенные обязательства, согласно муниципальному заданию ШМБУ «Благоустройство города» на 2015 год, выполнены в полном объеме.

Население города может оценить работу местного самоуправления на портале «Оценка населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований области, предприятий и учреждений, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований области», который создан в рамках реализации Указа Президента РФ (рис. 3) [10]. Обращения граждан - один из источников информации о социально-экономическом развитии города, комфортности проживания на его территории различных групп населения. Еженедельно в администрацию г. Шебекино поступают обращения граждан по различным вопросам (рис. 4) [11].

Расчёт итоговой эффективности деятельности органов местного самоуправления при управлении территорией г. Шебекино, приведён в таблице 6.

Таблица 5

Мероприятия по благоустройству и озеленению территории г. Шебекино за 2015 год

№ пп Мероприятия Ед. измерения Запланировано Факт. выполнение Выполнение, %

1 Волейбольная площадка шт. 1 1 100

2 Хоккейная коробка шт. 1 1 100

3 Гимнастический городок шт. 1 1 100

4 Детская площадка шт. 10 12 120

5 Устройство цветников кв. м. 126 136 108

6 Устройство озеленения шт. цветов 3300 3300 100

7 Восстановление газонов кв. м 3000 2800 93

8 Посадка деревьев (саженцы) шт 400 400 100

9 Уходные работы за деревьями шт 8522 8522 100

10 Уходные работы за кустарниками шт 22051 22051 100

11 Валка деревьев шт 100 92 92

12 Кронирование деревьев шт 2040 2040 100

13 Обрезка деревьев шт 1547 1688 109

Итого, % выполняемости работ 101,7

Рис. 3. Оценка населением деятельности ОМСУ в сфере управления территорией г. Шебекино

Рис. 4. Актуальные вопросы в обращениях граждан в администрацию г. Шебекино

Таблица 6

Итоговая оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления г. Шебекино в сфере управления территорией города

№ Сфера деятельности Наличие показа- Показатель Оценка насе- Итоговый по-

пп теля в федераль- оценки, лением, казатель

ной и региональ- % % оценки,

ной методиках %

оценки

1 Дорожное хозяйство 94,24 75,17 70,84

1.1 состояние автомобильных дорог +(*) 99,78

1.2 транспортное обслуживание - 88,7

2 Управление земельными ресурсами 91,64 - 91,64

2.1 ЗУ, являющиеся объектами налогообложения + 83,08

2.2 поступающие земельные платежи - 100,2

3 Жилищно-коммунальное хозяйство 97,3 74,47 72,46

3.1 обеспечение населения услугами ЖКХ +(*) 94,6

3.2 строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов 100

4 Жилищное строительство 110,3 - 110,3

4.1 обеспеченность жильем + 110,3

5 Благоустройство и озеленение 101,7 74,47 75,74

5.1 выполнение работ по благоустройству и озеленению 101,7

Итого: 84,2

* значения показателей отсутствуют и были рассчитаны самостоятельно

Выводы. Деятельность органов местного самоуправления г. Шебекино можно оценить как достаточно эффективную (84,2%), однако в деятельности муниципалитета имеются проблемы, требующие оперативных управленческих решений. Необходимо прогнозирование изменений в сферах дорожного и жилищно-коммунального хозяйства на основе полученной информации о прошлом и настоящем с учётом всех условий и факторов влияния, а также разработка и обновление нормативно-правовых актов - правил землепользования и застройки.

Рассчитанная фактическая эффективность работы органов местного самоуправления в сфере управления территорией города по предложенной методике близка к показателю портала «Оценка населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований области, предприятий и учреждений, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований области» (81,94%).

Полученные в ходе исследования результаты и данные могут быть приняты во внимание органами местного самоуправления г. Шебекино в целях повышения эффективности процесса управления городской территорией.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г., № 145-ФЗ (ред. от 23.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2016) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.09.2016)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): ФЗ от 05.08.2000 №117-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.09.2016)

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: ФЗ от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от

15.02.2016) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.09.2016)

4. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (ред. от 14.10.2012) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.09.2016)

5. Постановление Губернатора Белгородской области от 4.09.2015 г. № 87 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.09.2016)

6. Решение Городского собрания города Шебекино Белгородской области от 27 октября 2011 г. № 2 «Об установлении земельного налога с 2012 года» [Электронный ресурс] // URL: http://gorod.shebekino.ru (дата обращения: 29.09.2016)

7. Устав городского поселения «Город Ше-бекино» муниципального района «Шебекинский

район и город Шебекино» Белгородской области [Электронный ресурс] // URL:

http://gorod.shebekino.ru (дата обращения: 29.09.2016)

8. Перькова М.В., Заикина А.С. Особенности формирования общественных пространств в г. Шебекино // Евразийский Союз Ученых. 2015. №11-1(20). С. 11-15.

9. Трунова И.В., Даниленко Е.П. Оптимизация использования территории города Шебекино Белгородской области // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2016. №1. С. 54-61.

10. Портал «Оценка населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований области, предприятий и учреждений, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований области - Белгородская область» [Электронный ресурс] // URL: http://ocenka.belregion.ru/ (дата обращения: 29.09.2016)

11. Официальный сайт Администрации города Шебекино. - [Электронный ресурс] // URL: http://gorod.shebekino.ru (дата обращения: 29.09.2016)

Danilenko E.P., Korobeinik V.A.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF LOCAL AUTHORITIES IN THE MANAGEMENT OF THE TERRITORY OF THE CITY OF SHEBEKINO

In the article the question of efficiency of municipal management area of the city Shebekino. Studied the structure and mechanism of work of the municipal organs of administration of the territory g. Shebekino. Analyzed the budget of city settlement the City Shebekino. The proposed method of assessing the effectiveness of local authorities in the governance of the territory of the municipality. Assess the work of the municipality of the city of Shebekino in the management of the area by the proposed method. Key words: urban area, land resources, landscaping, local authorities, management decisions, management efficiency.

Даниленко Елена Петровна, доцент кафедры городского кадастра и инженерных изысканий. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. Адрес: Россия, 308012, Белгород, ул. Костюкова, д. 46. E-mail: danilenko_ep@mail.ru

Коробейник Виктория Александровна, магистрант кафедры природопользования и земельного кадастра. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Адрес: Россия, 308012, Белгород, ул. Победы, д. 85. E-mail: vikul-2012@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.