Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШИЗОФРЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / КОРРЕКЦИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бабатова Заира Максудовна

В данной статье рассматриваются эмоциональные нарушения лиц с установленной шизофренией, а также возможности их коррекции. У людей, страдающих шизофренией, наблюдаются неадаптивные аффективные паттерны реагирования. В связи с этим предлагается вариант коррекционного вмешательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бабатова Заира Максудовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF EMOTIONAL DISORDERS IN PATIENTS WITH SCHIZOPHRENIA

This article discusses the emotional disturbances of persons with established schizophrenia, as well as the possibility of their correction. People with schizophrenia exhibit maladaptive affective response patterns. In this regard, a variant of corrective intervention is proposed.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ»

Оценка эффективности психологической коррекции эмоциональных нарушений у

больных шизофренией

Evaluation of the effectiveness of psychological correction of emotional disorders in patients

with schizophrenia

Бабатова З.М.

Студент 6 курса

Факультет Факультет социальной работы и клинической психологии Волгоградский государственный медицинский университет, студент

Волгоград, Россия e-mail: babatovaz@bk.ru

Babatova Z. M.

Student 6 term

Faculty of Faculty of Social Work and Clinical Psychology Volgograd State Medical University, student Volgograd, Russia e-mail: babatovaz@bk.ru

Научный руководитель Деларю В. В.

Кандидат медицинских наук, Доктор социологических наук, Профессор Факультета социальной

работы и клинической психологии Волгоградский государственный медицинский университет

Волгоград, Россия e-mail: vvdnvd@smail.ru

Scientific adviser Delarue V.V

Candidate of Medical Sciences, Doctor of Sociological Sciences, Professor Faculty of social work and clinical

psychology

The Volgograd State Medical University Volgograd, Russia e-mail: vvdnvd@gmail.ru

Аннотация.

В данной статье рассматриваются эмоциональные нарушения лиц с установленной шизофренией, а также возможности их коррекции. У людей, страдающих шизофренией, наблюдаются неадаптивные аффективные паттерны реагирования. В связи с этим предлагается вариант коррекционного вмешательства.

Annotation.

This article discusses the emotional disturbances of persons with established schizophrenia, as well as the possibility of their correction. People with schizophrenia exhibit maladaptive affective response patterns. In this regard, a variant of corrective intervention is proposed.

Ключевые слова: шизофрения, эмоциональные нарушения, коррекция, тревожность, исследование, психология.

Key words: schizophrenia, emotional disorders, correction, anxiety, research, psychology.

Шизофрения относится к наиболее часто диагностируемым психическим расстройствам. К 2019 году в России шизофрения регистрировалась в 14,5% случаях расстройств непсихотического уровня, в то же время, темпы заболевания психическими расстройствами прогрессируют и оказывают значительное влияние на системы здравоохранения [5]. С каждым годом шизофрения создает все больше давления на социальную и экономическую сферу страны, что влечет за собой серьезные последствия. Помимо того, что сам факт наличия заболевания является для человека травмирующей ситуацией, данное заболевание ведет к неспособности человека

регулировать свою психическую деятельность, потере дееспособности, проблемам коммуникативного характера [6].

Под шизофренией подразумевают группу психических расстройств неустановленной этиологии, развитие которых, вероятно, обуславливают общие внутренние патогенетические механизмы по типу наследственных аномалий, которые до определенных периодов жизни человека не проявляются.

Одной из наиболее популярных теорий о причинах шизофрении является теория о влиянии генетических факторов, которую уже не подвергают сомнению [3]. Исследования показали, что риск развития заболевания намного выше у людей, родственники которых имели шизофрению в анамнезе, а также зависит от степени родства [2]. Так, если болен один их родителей, то риск развития шизофрении составляет около 10-15%, если больны оба родителя - то около 50% (генетический вклад в этиологию шизофрении весьма значителен, от 63 до 85%).

Часть исследователей придерживается патогенетической модели шизофрении, которая рассматривает это расстройство как патологию развития нервной системы и приводит к образованию аномальных синаптических связей [4].

В отечественной психиатрии шизофрения долго рассматривалась как заболевание, обусловленное не выявленными еще генетическими и биологическими факторами и, соответственно, лечение сводилось исключительно к медикаментозной терапии, а также к электросудорожной терапии при кататонической форме. Однако в последние 15-20 лет в комплексной терапии стала применяться и психотерапевтическая и/или психологическая помощь [1, 3, 7, 8].

Изучение особенностей эмоционально-личностной сферы больных шизофренией в последние годы стало особо актуальным, так как это играет особо важную роль в их реабилитации, ресоциализации и адаптации в социуме.

У людей больных шизофренией настроение крайне носит неустойчивый характер. Наиболее характерными для шизофрении являются депрессивное расстройство, дисфория, эмоциональная тупость, амбивалентность чувств, неадекватность эмоций, аутизация, в некоторых источниках есть информации о диссоциации чувственной сферы. Также у больных шизофренией отмечается снижение социальной активности, эмоциональная уплощенность, повышенный уровень тревожности, снижение потребности к общению и депрессивные тенденции.

Для проведения психокоррекционной работы с больными шизофренией имеются достаточные основания. Лонгитудинальные исследования прогноза подтверждают наличие генетически обоснованной повышенной чувствительности к социальному стрессу у больных шизофренией и убедительно доказывают провоцирующую роль психосоциальных факторов в возникновении рецидивов психоза, а также стабилизирующую роль социальной компетенции больных в их предотвращении. Это делает ясными основные задачи психокоррекционных занятий при шизофрении: обучение способам улучшения психологической защиты от социального стресса, своевременного распознавания стрессоров; коррекцию навыков социального взаимодействия, повышение эффективности в общении и проблемно-решающем поведении. Получены и доказательства практической эффективности: психокоррекционные занятия в общем комплексе восстановительного лечения снижает рецидивирование в среднем на 25-30% сверх того, что оказывается возможным при использовании лишь биологических и реабилитационно-средовых методов терапии. Такие данные получены разными авторами в разных странах, в том числе и в России (В. Д. Вид, 2003).

Вышеизложенное и определило проблематику исследования - целесообразно ли включение в организацию лечебного процесса оказание психологической помощи больным шизофренией людям с учетом

того, что, эмоциональные нарушения характерны для данной категории и именно эмоциональные нарушения «основная мишень» деятельности психолога.

В рамках эмпирического исследования выборку составили 21 мужчин и женщин с диагнозом «шизофрения» возрастом от 19 до 54 лет; контрольная группа состояла из 10 человек, в основной группе было 11 (пациенты в обеих группах характеризовались аналогичными возрастно-половыми и клинико-психологическими характеристиками). В рамках первичной психодиагностики были применены опросники В. Бойко (диагностика типа эмоциональных реакций, диагностика помех в установлении эмоциональных контактов), опросник Басса-Дарки, шкала самооценки тревоги Цунга, тест распознавания эмоций.

Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды, предложенная Виктором Бойко, позволяет определить доминирующий тип эмоциональной реакции человека, способа преобразования внутренних и внешних воздействий в положительную, нейтральную или отрицательную энергию состояний и поведенческих актов.

Методика диагностики "помех" (барьеров) в установлении эмоциональных контактов В.В.Бойко направлена на выявление уровня эмоциональной эффективности в общении и выявление типа эмоциональных помех. Среди эмоциональных барьеров В.В. Бойко выделяет пять подгрупп: неумение управлять эмоциями, неадекватное проявление эмоций, неразвитость эмоций, доминирование негативных эмоций, нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.

Методика предназначения для выявления уровня агрессивности испытуемых. Опросник состоит из 75 утверждений. Опросник Басса-Дарки - один из наиболее популярных в зарубежной психологии опросников для исследования уровня агрессивности. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и фрустрирующих ситуациях, вызывающий психическую напряженность.

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Агрессия физическая как использование физической силы против другого лица;

2. Агрессия косвенная как агрессию, которая направлена на другое лицо (сплетни, шутки), либо не направлена ни на кого (вспышка гнева, крик, топанье и т.д.);

3. Раздражение как готовность к проявлению раздражения при малейшем возбуждении, что проявляется во вспыльчивости, резкости и грубости;

4. Негативизм как оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства;

5. Обида - чувство, вызванное завистью и ненавистью к окружающим, обусловленное горечью, гневном на вест мир за действительные или мнимые страдания;

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

7. Агрессия вербальная как выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы) ;

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Шкала самооценки тревоги Цунга - профессиональный психологический тест для самооценки тревоги. Используется в качестве вспомогательного средства диагностики тревоги и тревожных расстройств. Данный тест является косвенным признаком наличия тревожного расстройства в той или иной степени.

Для оценки восприятия мимических реакций используется тест распознавания эмоций, который обеспечивает идентификацию и оценку реагирования на эмоции, а также контекстуальные особенности модуляции эмоционального реагирования человека. Стимульный материал включает в себя 40 цветных фотографий лиц, выражающих 4 основных эмоции - счастье, грусть, гнев или страх, а также нейтральные выражения. Стимулы сбалансированы по признаку пола, возраста и этнической принадлежности, и для каждой категории эмоций включены 4 лица с высокой интенсивностью выражения эмоций и 4 - с низкой интенсивностью. Все стимулы представляют собой реальные изображения вызванных или переживаемых людьми эмоций.

В ходе оказания психологической помощи с пациентами основной группы были проведены 12 занятий психокоррекционных занятий, в основу которых был положен когнитивно-бихевиоральный подход; с пациентами контрольной группы проводились занятия по типу «плацебо» - им были предложены диагностические методики с последующими «беседами на общие темы». Полученные результаты представлены в таблице 1.

Показатель Количество ДО Количество ПОСЛЕ

Тест Бойко негативные 2 негативные 0

амбивалентные 9 амбивалентные 10

позитивные 0 позитивные 1

Тест «помех» третий уровень помех 0 третий уровень помех 2

четвёртый уровень 3 четвёртый уровень 7

пятый уровень 8 пятый уровень 2

Басса Дарки (негативизм) высокий уровень 11 высокий уровень 2

повышенный уровень 0 повышенный уровень 6

средний уровень 0 средний уровень 3

Басса Дарки (раздражительность) высокий уровень 11 высокий уровень 0

повышенный уровень 0 повышенный уровень 3

средний уровень 0 средний уровень 8

Басса Дарки (подозрительность) очень высокий уровень 2 очень высокий уровень 0

высокий уровень 9 высокий уровень 4

повышенный уровень 0 повышенный уровень 6

средний уровень 0 средний уровень 1

Тест Цунга высокая тревожность 11 высокая тревожность 2

средняя тревожность 0 средняя тревожность 6

низкая тревожность 0 низкая тревожность 3

Тест распознавания эмоций низкая способность 11 низкая способность 2

средняя способность 0 средняя способность 9

Из представленных материалов следует:

• Изменений удалось достичь в коррекции показателя развития помех в установлении эмоциональных контактов. Так, из восьми обследуемых с самым высоким, - пятым - уровнем помех к концу программы лишь двое сохранили этот показатель. Число больных на четвёртом уровне увеличилось с 3 до 7, а двое приобрели достаточное количество адаптивных навыков для перехода на третий уровень.

• Если до применения программы все 11 обследуемых проявляли высокий уровень негативизма, то после применения программы он сохранился лишь для 2 человек, в то время как уровень 6 опустился до повышенного, а 3 - до среднего. Показатель раздражительности удалось скомпенсировать полностью - из 11 обследованных с

высокой раздражительностью у 3 он упал до повышенного, а у 8 - до среднего. Показатель подозрительности оказался наиболее стоек к коррекции - оба испытуемых с очень высоким уровнем перешли в ранг просто высокого, а среди обследованных с высоким уровнем - 6 опустились до повышенного уровня и лишь 1 до среднего.

• По методике Цунга высокий показатель тревожности сохранился у 2 респондентов из 11, при этом средний уровень теперь представлен 6 обследованными, тогда как 3 продемонстрировали результаты, характерные для низкого уровня.

• 2 обследуемых в ходе реализации программы не приобрели должных социальных и личностных компетенций для эффективного распознавания эмоций других людей, в то время как 9 опрошенных достигли среднего уровня понимания и дифференциации эмоций.

• Число респондентов, проявляющих негативные реакции, снизилось с 2 до 0, вырос двойственный показатель - с 9 до 10, а также выявился случай перехода от негативной к позитивной реакции.

В ходе проведения коррекции контрольная группа получала занятия, эффект которых сводился к плацебо - им были предложены простые творческие задания, не являющиеся проективными или терапевтическими методами, а также беседы на общие темы. Результаты такого воздействия отражены в Таблице 2:

Показатель Количество ДО Количество ПОСЛЕ

негативные 1 негативные 0

Тест Бойко амбивалентные 9 амбивалентные 10

позитивные 0 позитивные 0

третий уровень помех 1 третий уровень помех 1

Тест «помех» четвёртый уровень 3 четвёртый уровень 4

пятый уровень 6 пятый уровень 5

Б-Д (негативизм) высокий 10 высокий 10

Б-Д (раздражительность) высокий 10 высокий 10

очень высокий 1 очень высокий 1

Б-Д (подозрительность) высокий 8 высокий 8

повышенный 1 повышенный 1

Тест Цунга высокая тревожность 10 высокая тревожность 10

ТРЭ низкая способность 10 низкая способность 10

Как видно из таблицы 2, позитивных изменений в контрольной группе не получено, в связи с чем представляется правомерным вывод о том, что включение оказание психологической помощи правомерно рассматривать как парадигму организации лечебного процесса больным шизофренией людям в рамках принятого комплементарного подхода (т.е. взаимодополняемости медицинской, социальной и психологической помощи).

Список используемой литературы:

1. Атякова А.С., Ковтюх Г.С. Эволюция представлений о шизофрении: исторический обзор и современные концепции // Лечебное дело. 2019. №4. С. 215-218.

2. Гареева А. Э. Генетика шизофрении / А. Э. Гареева, Э. К. Хуснутдинова // Генетика. - 2018. - Т. 54. -№ 6. - С. 585-596. - DOI 10.7868^0016675818060012. - EDN XQKNDF.

3. Голимбет, В. Е. Современные направления генетических исследований шизофрении / В. Е. Голимбет // Психическое здоровье. - 2018. - Т. 16. - № 3(142). - С. 27-28. - DOI 10.25557/2074-014X^018.03.27-28. - EDN XPMBP

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Девялтовская, М. Г. Генетические механизмы шизофрении / М. Г. Девялтовская, И. М. Голоенко, О. А. Скугаревский // Военная медицина. - 2020. - № 2(55). - С. 118-126. - EDN RVPOFJ.

5. Морозько П. Н. Изучение и анализ заболеваемости психическими расстройствами населения Российской Федерации / П. Н. Морозько, П. Д. Бубнова, Е. С. Немешкина // Актуальные вопросы гигиены: сборник научных трудов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 27 февраля 2021 года / Северо-Западный государственный медицинский университет имени

И.И. Мечникова. - Санкт-Петербург: Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова, 2021. - С. 238-245. - EDN DZJAH

6. Раевский А.А., Грехов Р.А., Кондратьев Г.В. Аффективные расстройства в практике клинического психолога. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2020. - 92 с.

7. Шмуклер А. Б. Шизофрения. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 171 с.

8. Япаров А. Э, Бабина С. А, Шуклин Г. О Шизофрения. Диагностика и лечение шизофрении / и др. // Международный студенческий научный вестник. - 2019. - № 3. - С. 17. - EDN BPBELS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.