3. Vvedenskiyj, V.N. Modelirovanie professionaljnoyj kompetentnosti pedagoga II Pedagogika. - 2003. - № 10.
4. Druzhilov, S.A. Obuchenie i stadii professionaljnoyj kompetentnosti I Neprerihvnoe obrazovanie kak uslovie razvitiya tvorcheskoyj lichnosti: sbornik trudov Festivalya pedagogicheskogo tvorchestva. - Novokuzneck, 2001.
Статья поступила в редакцию 21.07.13
УДК 159.9.072 Azanova A.N. EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF MEDIATOR'S PROFESSIONAL ACTIVITY.This article is devoted to the description of the technique of effectiveness of mediator's professional activity. This technique was developed by the author on the basis of mediation negotiation's model. The model treats mediation negotiations as structured interaction of the mediator and the parties to the conflict.
Key words: mediation, mediator, interaction, model, professional activity, aim, objective.
А.Н. Азарнова, доц. каф. практической психологии Российского нового университета (РосНОУ),
г. Москва, Е-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИАТОРА
Настоящая статья посвящена описанию методики оценки эффективности профессиональной деятельности медиатора. Данная методика была разработана автором на основе модели медиативных переговоров как структурированного взаимодействия медиатора и сторон конфликта.
Ключевые слова: медиация, медиатор, взаимодействие, модель, профессиональная деятельность, цель, задача.
Медиация - процедура урегулирования споров путем добровольных переговоров сторон с участием нейтральной независимой стороны (посредника). В нашей стране в качестве правового института медиация начала официальное существование с 1 января 2011 года (Федеральный закон от 27.07.2010г. №193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)). Задачи создания программ эффективного обучения профессиональных медиаторов, выделения критериев их аттестации, оценки эффективности профессиональной деятельности медиаторов являются в настоящее время остроактуальными.
Как показывает анализ первоисточников, существующие на сегодняшний день в мировой практике подходы к исследованию эффективности обучения профессиональных медиаторов основаны на оценке качества результата его деятельности (качества медиативного соглашения), а также качества овладения им профессионально важными знаниями и умениями. При этом отсутствует единый список данных знаний и умений, а существующие перечни в ряде случаев противоречат друг другу. Данный феномен является отражением недостаточной разработанности психологической модели медиативных переговоров и психологической модели профессиональной деятельности медиатора, что отмечается как в отечественной, так и в зарубежной психологии и конфликтологии. Предлагаемый в рамках настоящей работы подход к исследованию эффективности обучения профессиональных медиаторов основан на модели медиации как структурированного и организованного взаимодействия сторон конфликта и медиатора, а также на модели профессиональной деятельности медиатора, протекающей в форме взаимодействия со сторонами конфликта, в котором медиатор реализует профессиональные цели и задачи. Кратко охарактеризуем упомянутые модели.
1. Медиативные переговоры могут быть поняты как взаимодействие медиатора и двух сторон конфликта, носящее организованный и структурированный характер. Основные этапы данного взаимодействия определяются его содержанием и целями и лишь отчасти совпадают с традиционно выделяемыми фазами медиации - презентацией сторон, дискуссией по выработке тем для обсуждения и т.п. Единицами анализа взаимодействия в рамках медиативных переговоров являются ситуации взаимодействия.
2. Предметом данного взаимодействия являются субъективные представления сторон о конфликте (его объекте и предмете, мотивах, интересах и потребностях - как своих, так и оппонента, третьих лицах и их роли в конфликте, ресурсах, возможностях и ограничениях участников, представления о том, как конфликт воспринимается оппонентом, какие эмоции вызывает у него и т.д.). Результатом данного взаимодействия (в наиболее благоприятном варианте) являются найденные сторонами ре-
шения конфликтной ситуации. С психологической точки зрения данные решения есть согласованные представления сторон об алгоритмах их (сторон) действий, которые, будучи реализованными, приведут к удовлетворению интересов, мотивов и потребностей сторон, ущемленных в конфликте или так или иначе связанных с ним.
3. Медиатор имеет специфические цели и задачи в медиативном взаимодействии. С точки зрения автора настоящей статьи, цели, стоящие перед медиатором непосредственно в процессе переговоров, могут быть объединены в три большие группы: цели, связанные с организацией и управлением взаимодействием сторон; цели, связанные с обеспечением содержательных аспектов взаимодействия; цели, связанные с обеспечением психологических условий эффективного взаимодействия.
Цели, связанные с организацией взаимодействия сторон в переговорах, конкретизируются в следующих более частных целях: побуждение сторон к взаимодействию друг с другом, контроль конструктивного хода взаимодействия (медиатор не дает сторонам уйти в сторону от обсуждаемого вопроса, пресекает попытки перевести диалог «на личности» и т.п.) и его формальных аспектов (порядок обсуждения, время и т.п.), структурирование взаимодействия (медиатор задает рамки взаимодействия на каждом этапе медиативных переговоров, подводит итоги взаимодействия, управляет динамикой взаимодействия, то есть его переходом от фазы к фазе), фасилитация взаимодействия (медиатор выступает как посредник во взаимодействии сторон, вмешиваясь там, где диадическое непосредственное взаимодействие сторон оказывается затрудненным).
Цели, связанные с обеспечением содержательных аспектов взаимодействия, конкретизируются в следующих более частных целях: содействие сторонам в четком осознании собственных представлений о конфликтной ситуации и собственных мотивов и потребностей, связанных с конфликтом, а также представлений партнера о конфликтной ситуации и мотивах и потребностях партнера, связанных с конфликтом (содействие в выявлении предмета взаимодействия); содействие сторонам в осмыслении представлений о конфликтной ситуации (своих собственных и партнера) путем соотнесения данных представлений с ключевыми мотивами и потребностями, рассмотрения конфликта в контексте жизненной перспективы участника, а также соотнесения мотивов и потребностей участников друг с другом (содействие участникам конфликта в постановке цели взаимодействия); содействие сторонам в нахождении, критической оценке и координации способов снятия противоречия конфликта, то есть способов обеспечения максимального удовлетворения потребностей и мотивов сторон, затронутых в конфликте (содействие в нахождении способов достижения цели взаимодействия).
Цели, связанные с обеспечением психологических условий эффективного взаимодействия, конкретизируются в следующих
более частных целях: систематическая регуляция психоэмоционального состояния участников конфликта, создание благоприятного социально-психологического климата и поддержание его на всем протяжении медиативных переговоров, создание психологических предпосылок для эффективного личного взаимодействия медиатора с каждой из сторон конфликта.
Самого серьезного внимания, с точки зрения автора настоящей статьи, заслуживают действия медиатора, направленные на достижение целей, лежащих в содержательной плоскости взаимодействия. Анализ литературных источников по проблеме исследования показывает, что до последнего времени им не уделялось должного внимания [1-5].
Предлагаемая автором настоящей статьи методика оценки эффективности профессиональной деятельности медиатора была создана с использованием методов наблюдения (включенного и невключенного) за ходом медиативных переговоров, беседы, экспертных оценок, контент-анализа, видеоанализа. Методика предполагает моделирование профессиональной деятельности медиатора в имитационной игре с использованием специально разработанных вводных; моделирование предполагает воссоздание ситуации медиативных переговоров (включая все их этапы) с привлечением специально проинструктированных лиц, играющих роли сторон конфликта. Оценка эффективности профессиональной деятельности медиатора осуществляется экспертами (профессиональными медиаторами высокого класса) по следующим показателям: 1) процессуально-динамический аспект взаимодействия медиатора со сторонами конфликта (показатели: качество реализации медиатором основных профессиональных целей и задач; особенности операционально-технической стороны деятельности медиатора; объем и характер допущенных неуспешных действий); 2) качество итогового результата переговоров (экспертной оценке подвергалось качество медиативного соглашения по параметрам соответствия соглашения интересам сторон, степени разрешения конфликтных противоречий, исполнимости, детализированности, а также степень эмоциональной удовлетворенности сторон исходом переговоров (данный показатель оценивался сторонами конфликта)); 3) качество анализа медиатором ситуаций взаимодействия (экспертной оценке подвергались адекватность рефлексии медиатором собственной цели в исследуемом фрагменте переговоров, адекватность самооценки успешности ее достижения, широта поведенческого репертуара в исследуемой ситуации взаимодействия). При оценке всех показателей использовалась 10-балльная шкала.
В ходе описываемого исследования данная методика была применена для оценки эффективности профессиональной деятельности 82 слушателей, прошедших обучение медиации в соответствии с программой базового уровня.
Анализ профессиональной деятельности медиатора показал, что оценки качества достигнутого соглашения и эмоциональной удовлетворенности сторон составляли3,5 и 3,7 балла соответственно (по 10-балльной шкале). Максимальные оценки испытуемые получили по критерию реализации цели «организация и управление взаимодействием сторон» (максимальными были оценки для задач «создание у сторон конфликта адекватных представлений относительно медиации» (5,1) и «структурирование взаимодействия» (4,8), минимальные баллы для задач «фасилитация затрудненного взаимодействия сторон» (2,3 бал-
Библиографический список
ла) и «контроль осуществления взаимодействия в конструктивном ключе» (2,2 балла)); на втором месте оценки достижения целей, связанных с обеспечением психологических условий эффективного взаимодействия сторон (3,8 балла) (максимальные оценки получены для задач «создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата в переговорах» (средний балл 4,2), минимальные - по задаче «регуляция психоэмоционального состояния сторон» (средний балл 2,1)).. На третьем месте - оценки достижения целей, связанных с обеспечением содержательных аспектов взаимодействия сторон (средняя выборочная оценка 3,6 балла) (максимальные оценки получены для задач «оказание сторонам содействия в критической оценке и коррекции найденных вариантов урегулирования конфликта» (средний балл 6,7), минимальные для задач «оказание сторонам содействия в постановке и трансформации их целей» (средний балл 1,7) и «оказание сторонам содействия в структурировании единого предмета взаимодействия» (средний балл 1,8).
Данные анализа операционально-технической стороны деятельности медиатора говорят о том, что испытуемые мало внимания уделяют эмоциональному состоянию сторон конфликта, склонны к блокированию либо контролю активности сторон в высказывании представлений относительно видения конфликта, неадекватно и много используют закрытые вопросы, а используя техники слушания, делают это неадекватно ситуации либо неэффективно. При этом техники, позволяющие контролировать ход беседы, используются чаще, чем техники, содействующие активности сторон.
Исследование объема и содержания допущенных испытуемыми неуспешных действий показало, что среди неуспешных действий, допускаемых испытуемыми, лидируют те, что связаны с неадекватными действиями медиатора в области обеспечения содержательных аспектов взаимодействия (57% всех неуспешных действий). На втором месте находятся показатели неуспешных действий, связанных с решением задач обеспечения психологических условий эффективного взаимодействия (25%). На третьем месте - неуспешные действия медиатора в области организации и управления взаимодействием сторон (17%). Распределения количества неуспешных действий, допускаемых испытуемыми при достижении отдельных групп целей, не совпадают друг с другом (р<0,05).Среди неуспешных действий медиатора, связанных с обеспечением содержательных аспектов взаимодействия, наиболее представленными являются действия, связанные с решением задач содействия сторонам конфликта в постановке целей (более 70% испытуемых), а также действия, связанные с решением задач структурирования единого предмета взаимодействия (около 57% испытуемых).
Исследование анализа испытуемыми отдельных фрагментов медиаций показало, что наибольшие сложности для них составляет самоотчет относительно цели, которую они ставили перед собой в исследуемом отрезке медиации. Приведенные данные говорят о том, что наиболее слабым звеном в существующем подходе к подготовке профессиональных медиаторов является обучение адекватному решению задач обеспечения содержательных аспектов взаимодействия, что в свою очередь, связано с отсутствием разработанной теоретической модели процесса медиативных переговоров.
1. Christopher Honeyman. On The Importance Of Criteria For Mediator Performance www.mediate.com/articles/honeyman.cfm
2. Etty Lieberman, Yael Foux-Levy, Peretz Segal. Beyond Basic Training: A Model for Developing Mediator Competence // CONFLICT RESOLUTION QUARTERLY. - 2005. - Vol. 23. - no. 2, Winter
3. Аллахвердова, О.В. Медиация - конструктивное разрешение конфликтов / О.В. Аллахвердова, А.Д. Карпенко. - СПб., 2008.
4. Бесемер, Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. - Калуга, 2004.
5. Карпенко, А.Д. Медиация. - СПб., 2006.
Bibliography
1. Christopher Honeyman. On The Importance Of Criteria For Mediator Performance www.mediate.com/articles/honeyman.cfm
2. Etty Lieberman, Yael Foux-Levy, Peretz Segal. Beyond Basic Training: A Model for Developing Mediator Competence // CONFLICT RESOLUTION QUARTERLY. - 2005. - Vol. 23. - no. 2, Winter
3. Allakhverdova, O.V. Mediaciya - konstruktivnoe razreshenie konfliktov / O.V. Allakhverdova, A.D. Karpenko. - SPb., 2008.
4. Besemer, Kh. Mediaciya. Posrednichestvo v konfliktakh. - Kaluga, 2004.
5. Karpenko, A.D. Mediaciya. - SPb., 2006.
Статья поступила в редакцию 30.07.13
З0