Научная статья на тему 'Оценка эффективности параллельной работы выпрямительных преобразователей тяговых подстанций на основе данных измерительных систем'

Оценка эффективности параллельной работы выпрямительных преобразователей тяговых подстанций на основе данных измерительных систем Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
350
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ENERGY EFFICIENCY / ВЫПРЯМИТЕЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ / ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РАБОТА / PARALLEL OPERATION / ВНЕШНЯЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / EXTERNAL CHARACTERISTIC / ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / MEASURING SYSTEMS / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТОКОВ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ / CONVERTERS CURRENT DISTRIBUTION / ПОТЕРИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ / ELECTRICAL ENERGY LOSSES / УСТРОЙСТВА РЕГУЛИРОВАНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ / VOLTAGE CONTROL DEVICE / СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ОБОРУДОВАНИЯ / АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ / ALGORITHM FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF OPERATION / RECTIFIERS / EQUIPMENT DIAGNOSTICS SYSTEMS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Комяков Александр Анатольевич, Эрбес Виктор Владимирович, Незевак Владислав Леонидович

В статье рассмотрены вопросы анализа эффективности работы преобразовательных агрегатов на основе данных измерительных систем постоянного тока. Рассмотрены подходы к оценке эффективности параллельно работающих преобразовательных агрегатов на основе отличия фактических потерь электроэнергии от нормативных и различия внешних характеристик. Измерения на сторонах переменного и постоянного тока тяговых подстанций позволяют получить фактически имеющие место технологические потери электроэнергии и внешние характеристики выпрямительных преобразователей для использования указанных данных в системах диагностирования работы тяговых подстанций и последующего анализа. Представлены полученные на основе измерений внешние характеристики преобразовательных агрегатов, в условиях параллельной работы с управляемыми реакторами и без них. Представлен алгоритм оценки эффективности параллельной работы выпрямительных преобразователей на основе результатов измерений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Комяков Александр Анатольевич, Эрбес Виктор Владимирович, Незевак Владислав Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION THE EFFECTIVENESS OF PARALLEL OPERATION OF TRACTION SUBSTATION RECTIFIERS BASED MEASUREMENT SYSTEMS

The paper deals with the analysis of the efficiency of the conversion units based on the measurement of DC systems. Approaches to evaluating the effectiveness of parallel conversion units based on the differences between actual energy losses from the normative and differences of external characteristics are considered. Measurements on the AC and DC sides of traction substations allow to obtain actually occurring power losses and external characteristics of rectifiers for the use of these data in the traction substations work diagnostics system and subsequent analysis. External characteristics of converting units in a parallel operation with controllable reactors and without them based on measurements are presented. Algorithm for evaluating the effectiveness of parallel operation of adjustable pre-rectifiers based on the results of measurements is presented.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности параллельной работы выпрямительных преобразователей тяговых подстанций на основе данных измерительных систем»

УДК 621.311 Комяков Александр Анатольевич,

к. т. н., доцент кафедры «Теоретическая электротехника», Омский государственный университет путей сообщения,

тел. (3812) 44-39-23, e-mail: tskom@mail.ru Эрбес Виктор Владимирович, аспирант кафедры «Теоретическая электротехника», инженер-проектировщик научно-производственной лаборатории «Энергосберегающие технологии и электромагнитная совместимость»,

Омский государственный университет путей сообщения, тел. (3812) 44-39-23, e-mail: erbes-viktor@mail.ru Незевак Владислав Леонидович, к. т. н., доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», старший научный сотрудник научно-производственной лаборатории «Энергосберегающие технологии и электромагнитная совместимость», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), тел. (3812) 44-39-23, e-mail: NezevakWL@mail.ru

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВЫПРЯМИТЕЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЙ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

A. A. Komyakov, V. V. Erbes, V. L. Nezevak

EVALUATION THE EFFECTIVENESS OF PARALLEL OPERATION OF TRACTION SUBSTATION RECTIFIERS BASED MEASUREMENT SYSTEMS

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы анализа эффективности работы преобразовательных агрегатов на основе данных измерительных систем постоянного тока. Рассмотрены подходы к оценке эффективности параллельно работающих преобразовательных агрегатов на основе отличия фактических потерь электроэнергии от нормативных и различия внешних характеристик. Измерения на сторонах переменного и постоянного тока тяговых подстанций позволяют получить фактически имеющие место технологические потери электроэнергии и внешние характеристики выпрямительных преобразователей для использования указанных данных в системах диагностирования работы тяговых подстанций и последующего анализа. Представлены полученные на основе измерений внешние характеристики преобразовательных агрегатов, в условиях параллельной работы с управляемыми реакторами и без них. Представлен алгоритм оценки эффективности параллельной работы выпрямительных преобразователей на основе результатов измерений.

Ключевые слова: энергетическая эффективность, выпрямительные преобразователи, параллельная работа, внешняя характеристика, измерительные системы, распределение токов преобразователей, потери электрической энергии, устройства регулирования напряжения, системы диагностики оборудования, алгоритм оценки эффективности работы.

Abstract. The paper deals with the analysis of the efficiency of the conversion units based on the measurement of DC systems. Approaches to evaluating the effectiveness of parallel conversion units based on the differences between actual energy losses from the normative and differences of external characteristics are considered. Measurements on the AC and DC sides of traction substations allow to obtain actually occurring power losses and external characteristics of rectifiers for the use of these data in the traction substations work diagnostics system and subsequent analysis. External characteristics of converting units in a parallel operation with controllable reactors and without them based on measurements are presented. Algorithm for evaluating the effectiveness of parallel operation of adjustable pre-rectifiers based on the results of measurements is presented.

Keywords: energy efficiency, rectifiers, parallel operation, external characteristic, measuring systems, converters current distribution, electrical energy losses, voltage control device, equipment diagnostics systems, algorithm for evaluating the effectiveness of operation.

Введение

Повышение энергетической эффективности работы системы тягового электроснабжения является одной из приоритетных задач, стоящих перед отечественным железнодорожным транспортом. Актуальность данного вопроса обусловлена как необходимостью сокращения затрат в эксплуатационной работе при перевозке грузов и пассажиров железными дорогами, так и необходимостью достижения целевых показателей снижения удельного расхода электроэнергии на перевозки [1]. Уровень технологических потерь, снижение которого направлено на повышение энергетической эффективности перевозочного процесса, может с достаточно высокой степенью точности

определяться при помощи синхронных измерений в системе тягового электроснабжения [2, 3].

Находящиеся в эксплуатации на железных дорогах тяговые подстанции системы тягового электроснабжения постоянного тока содержат, как правило, два преобразовательных агрегата (ПА). Исключениями являются одноагрегатные подстанции и тяговые подстанции, расположенные на участках с горным профилем, содержащие три преобразователя, два из которых включены на параллельную работу. Как известно, режим работы выпрямительных преобразователей обусловлен тяговой нагрузкой и может предусматривать постоянную параллельную работу преобразователей или подключение второго преобразователя в зависимости от уровня нагрузки с помощью автомати-

ческого ввода резерва. Вне зависимости от того, в каком режиме организована работа ПА, на эффективность параллельной работы оказывают влияние параметры понижающих и преобразовательных трансформаторов, вентилей, системы внешнего электроснабжения, состояние ошиновки и ряд других. Следует отметить, что применение различных устройств по регулированию напряжения, к которым следует отнести управляемые реакторы, а также вольтодобавочные трансформаторы с регулируемыми преобразователями, заставляет более пристально рассмотреть вопросы параллельной работы с позиций энергетической эффективности.

1. Оценка загрузки преобразователей

В условиях эксплуатации эффективность параллельно работающих преобразователей может быть упрощенно оценена путем сравнения объемов переработки электроэнергии за период одновременной работы или путем определения отношения объемов с помощью коэффициента загрузки, определяемого в общем виде по выражению (1):

к -

кВП

ж

О)

(1)

ВЩ

] -1

ж ж

К _ гг ВП1 тттт„ ь — ж ВП2 кВП1 - ^-или кВП2 - -

ж

ж

(2)

ВП 2 ВП1

Оценка эффективности параллельной работы преобразователей невозможна без точных и достоверных результатов измерений тока нагрузки и напряжения на шинах постоянного тока. В настоящее время получить информацию о работе ПА можно только с помощью эксплуатирующейся системы коммерческого учета, позволяющей определять расход электроэнергии, значения нагрузки и напряжения по получасовым интервалам на стороне переменного тока. Следует отметить, что рассмотрение результатов параллельной работы выпрямителей в целом ряде случаев показывает их неравномерную загрузку. В качестве одного из примеров на рис. 1 для условий одной из тяговых подстанций постоянного тока представлен график расхода электроэнергии по получасовым интервалам.

2300 кВтч

1500

к

1 100 700 300

} 1 - -ПА-1 )

-[1Л-2 д г. . . 1 >

1 V 1 1 \ V / 1Л , л ч А 'А /V а К а 3\* 1 Л И \л1 и V Л »1 1 Щ " И/У \1\] у< л ц ГVI

1 1 г 7 — // . ч

I

где Жвт - расход электроэнергии 7-го выпрямительного преобразователя в режиме параллельной работы;

N - количество ПА, работающих параллельно.

Учитывая, что на тяговых подстанциях в работе находится только два агрегата, коэффициент загрузки преобразователей можно определить по выражению (2):

Рис. 1. Результаты измерения объемов переработки электроэнергии выпрямительных преобразователей ПА-1 и ПА-2

В рассматриваемом случае коэффициент загрузки для первого преобразователя, определяемый по выражению (2), составляет по результатам измерений в течение суток 1,19 и свидетельствует об отличии загрузки преобразователей более чем на 15 %. Следует отметить, что с помощью усредненных данных по получасовым интервалам можно оценить эффективность параллельной нагрузки работы ПА. Полученная таким образом оценка является приближенной, поскольку равенство коэффициентов загрузки ПА может наблюдаться и в условиях различных внешних характеристик выпрямителей. Получить объективную оценку можно с помощью данных измерительных систем на стороне постоянного тока, позволяющих проанализировать внешние характеристики преобразователей. Одной из таких систем является автоматизированная система мониторинга и учета электрической энергии постоянного тока ОмГУПС, опытная эксплуатация которой начата на Свердловской железной дороге. С помощью указанной системы могут быть определены значения токов, напряжений и мощности, усредненные по трехсекундным интервалам в различных режимах (тяги и рекуперативного торможения). Подобные измерения позволяют не только оценить эффективность параллельной работы ПА, но и подойти на практике к решению задачи повышения эффективности рекуперативного торможения [4, 5].

Основными причинами различной загрузки преобразователей являются неодинаковые напряжения холостого хода преобразовательных трансформаторов, внешние характеристики, зависящие от ряда параметров (мощность системы внешнего электроснабжения, тип схемы выпрямления, тип применяемых вентилей, параметры понижающего и преобразовательного трансформаторов, техническое состояние шин и присоединений подстанции и др.). Различие характеристик преобразовательных агрегатов в целом ряде случаев приводит к необоснованному росту потерь электроэнергии на тяговых подстанциях, поэтому возможности, от-

крывающиеся системой измерений на стороне постоянного тока, способствуют своевременному выявлению случаев неэффективной работы с целью устранения вызвавших их причин.

2. Потери электрической энергии

Потери электрической энергии в ПА складываются из потерь в вентильных конструкциях и трансформаторах. Расчет потерь энергии в вентилях преобразователя осуществляется в соответствии с выражением [6, 7], кВт-ч:

АЖ = ка

и

1 -

К ЯЛ2

103

2а^Рилио

(3)

где к^сх коэффициент схемы выпрямления (для нулевых схем ксх = 1, для мостовых - ксх = 2); 5, а - соответственно число последовательно и параллельно включенных диодов в вентильном плече выпрямителя; Цо - пороговое напряжение диода, В; Ж - количество электроэнергии, переработанной преобразователем за время Ц, тыс. кВт-ч; Яд - усредненное динамическое сопротивление прямой ветви вольт-амперной характеристики диода, Ом;

кэ - коэффициент эффективности нагрузки преобразователя (принимаемый кэ = 1,2); Ц - среднее значение выпрямленного напряжения за время Расчетные потери электрической энергии в преобразовательных трансформаторах определяются по формуле, кВт-ч:

(

АЖ =

АР +АР

^ • ^2

Л

V р У

•106

t„

(4)

У

где

электроэнергии на основе аппроксимации. Результаты расчетов и обработки измерений представлены на рис. 3.

Из рисунков видно, что фактические потери электроэнергии различны для преобразовательных агрегатов и в обоих случаях превышают расчетный уровень. С целью дополнительной оценки эффективности работы ПА для рассматриваемого случая определим внешние характеристики выпрямителей.

АРхх - потери мощности холостого хода трансформатора, кВт;

АРкз - потери мощности короткого замыкания трансформатора, кВт;

- номинальная мощность трансформатора, кВА.

При помощи выражений (3) и (4) могут быть определены потери электроэнергии в преобразовательном трансформаторе и выпрямителе расчетным способом. Для оценки эффективности работы преобразователей представляет интерес сравнить расчетный уровень потерь электроэнергии с фактическим уровнем. Схема измерений, позволяющая оценить уровень потерь, представлена на рис. 2.

На примере одной из тяговых подстанций с неравномерной загрузкой выпрямителей рассмотрим различие расчетного и фактического уровня технологических потерь. Последний получим во всем диапазоне изменения объема переработки

Рис. 2. Схема измерений электроэнергии на тяговой подстанции постоянного тока

Д\У

кВт-ч

1500 1000 500

о

-Расчетная ✓ У

--Фактическая У ✓ у у

*

^ _

------'

О 20000 40000 60000 кВтч 100000 АУ-►

а)

б)

Рис. 3. Зависимость потерь электрической энергии от ее переработки на тягу поездов для преобразовательных агрегатов: а - ПА-1, б - ПА-2

3. Внешняя характеристика

Внешняя характеристика га-пульсового преобразователя определяется в соответствии с выражением [8]:

п

ий - ийо(1 - вш—и

т

I

(5)

й ном

где т - количество пульсаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цо - среднее значение выпрямленного напряжения при холостом ходе, В; - ток выпрямителя, А; ном - номинальный ток выпрямителя, А; Пк - приведенное напряжение короткого замыкания, учитывающее потери напряжения в индуктивных сопротивлениях питающих линий электропередачи, понижающем и преобразовательном трансформаторах, которое можно определить по выражению, %:

и

100-Б1ном (X,

. х

" тр.преобр тр.пониж

+ X)

кприв

и2

, (6)

где Ц - напряжение вторичной обмотки преобразовательного трансформатора, В;

тр.преобр» Хтр.пониж>

преобразователей как обусловливающие повышенный уровень потерь электроэнергии. Переходу на режим одиночной работы выпрямителей в рассматриваемом случае препятствует сложившийся уровень пиковых нагрузок, превышающий номинальный ток выпрямителя (3,15 кА) в 1,5-2 раза. На рис. 5 представлено распределение значений токов выпрямителей, полученных на основе измерений, свидетельствующее о необходимости параллельной работы выпрямителей.

3,6

кВ

и

3,2

3.0

-ПА-1 факт

--ПА-1 расчет

ПА-2 факт

--ПА-2 расчет

500 1000 1500

I '

2000 -►

2500

3500

Хс - индуктивные сопротивления преобразовательного и понижающего трансформаторов, системы внешнего электроснабжения, приведенные к напряжению

и2, Ом;

Slном - номинальная мощность первичной обмотки преобразовательного трансформатора, ВА.

Представленные внешние характеристики выпрямителей здесь и далее получены по результатам обработки измерений на основе аппроксимирующих функций. Для рассматриваемых выпрямителей расчетные и фактические внешние характеристики принимают следующий вид (рис. 4).

Отличие расчетного и фактического уровня потерь электроэнергии свидетельствует о крутизне наклона внешних характеристик. Оценка потерь электроэнергии, соответствующая режиму работы выпрямительных преобразователей, позволяет по уровню переработки электроэнергии определить целесообразность параллельной работы.

В хозяйстве электроснабжения данный уровень определяется в соответствии с техническими указаниями № П-151-82 Главного управления электрификации и энергетического хозяйства МПС СССР в зависимости от переработки электроэнергии на тягу поездов. Тяговые подстанции, на которых проводилась оценка эффективности параллельной работы ПА, имеют суточную переработку электроэнергии от 60 до 140 тыс. кВт-ч, что характеризует условия параллельной работы

Рис. 4. Расчетные и фактические внешние характеристики преобразовательных агрегатов ПА-1 и ПА-2

В технических указаниях МПС СССР не рассмотрены режимы работы для преобразовательных трансформаторов ТРДП-16000/10 и управляемых реакторов РТДП-6300/10 в зависимости от суточной переработки электроэнергии и максимального тока нагрузки. Оценка, выполненная на основе измерений, показывает, что одиночный режим работы целесообразен до достижения уровня суточной переработки электроэнергии до 60 тыс. кВт-ч, выше 60 тыс. кВт-ч - целесообразен одиночный режим работы с подключаемым резервом или параллельный режим работы.

Рис. 5. График распределения токов ПА

Идеальным вариантом является случай совпадения внешних характеристик. В данном случае коэффициент загрузки преобразовательных агрегатов будет близок к единице, а потери электроэнергии будут минимальны и составят от

1 до 2 % от переработки электроэнергии. Однако отрегулировать параметры преобразовательных агрегатов таким образом крайне сложно. На практике можно встретить несколько вариантов взаимного расположения внешних характеристик преобразовательных агрегатов, работающих параллельно. В случае равенства напряжения холостого хода и различия наклонов внешних характеристик коэффициент загрузки и потери электроэнергии определяются углом наклона внешних характеристик.

При различных напряжениях холостого хода для случая как равных, так и различных коэффициентов наклона внешних характеристик коэффициент загрузки увеличивается с ростом тока нагрузки, а уровень потерь электроэнергии находится в диапазоне от 2 до 3,5 % от переработки электроэнергии.

При пересечении внешних характеристик (рис. 6) коэффициент загрузки увеличивается до точки пересечения внешних характеристик, а затем, при росте тока нагрузки, начинает уменьшаться. Потери электроэнергии в данном случае составляют от 1 до 2 % от переработки электроэнергии, что ниже, чем в других случаях.

3,7

щью реакторов типа РТДП-6300/10 и преобразовательных трансформаторов ТРДП-16000/10. Данная схема предназначена для стабилизации напряжения во всем диапазоне изменения нагрузки. Как показывают измерения, стабилизация напряжения, осуществляемая таким образом, не всегда оказывается эффективной. Так, в диапазоне токов выпрямителя от 0,8 до 1,0 1ном (от 2500 А и выше) падение напряжения при 1тм оказывается равным величине падения напряжения естественной внешней характеристики (рис. 7).

кВ

3,4

U

3,2

___

n \

- ПА-1 без УР \ \

ч

ПА-2 без УР

--ПА-1 с УР

-ПА-2 с УР

0 500 1000 1500 2000 2500 А I -►

3500

0 500 1000 1500 2000 2500 А 3500 I-►

Рис. 6. Внешние характеристики преобразовательных агрегатов ПА-1 и ПА-2

4. Внешние характеристики в условиях

регулирования напряжения

Применение на тяговых подстанциях устройств регулирования напряжения, например устройств бесконтактного регулирования напряжения с помощью управляемых реакторов или вольтодобавочных трансформаторов, приводит к формированию так называемой «жесткой» внешней характеристики. Однако на практике встречаются случаи, в которых регулируемая характеристика в диапазоне номинальных токов практически совпадает с естественной характеристикой. Рассмотрим внешние характеристики преобразователей, работающих параллельно, на примере тяговых подстанций, на которых используются управляемые реакторы.

Регулирование напряжения с помощью управляемых реакторов осуществляется с помо-

Рис. 7. Внешние характеристики ПА без управляемых реакторов и с управляемыми реакторами

В данном случае применение системы регулирования напряжения приводит не только к увеличению потерь, но и к снижению коэффициента мощности, что обусловлено применением более мощных преобразовательных трансформаторов, а также наличием управляемых реакторов. По результатам обработки данных измерений на шести тяговых подстанциях зафиксировано различие напряжений холостого хода для пар преобразовательных агрегатов, работающих параллельно, которое может составлять 50 В, что оказывает существенное влияние на равномерность загрузки преобразовательных агрегатов и уровень потерь электроэнергии.

5. Алгоритм оценки эффективности

работы

С целью эффективного использования данных измерительных систем на стороне постоянного тока необходимо формализовать порядок получения и обработки измерительной информации и проработать вопрос об ее использовании в системах диагностики оборудования тяговой подстанции, а также как элемента smart grid для решения задач автоматического регулирования напряжения, ввода резервного ПА и др.

С этой целью предложен алгоритм обработки данных для использования оценки эффективности работы преобразовательных агрегатов в системе диагностики оборудования подстанций (рис. 8), в основу которого положено сравнение потерь электроэнергии в ПА, а также анализ фактических внешних характеристик.

Рис. 8. Оценка эффективности работы преобразовательных агрегатов

В предложенном алгоритме анализ эффективности работы ПА осуществляется путем сравнения фактических АЖфакт и расчетных АЖрасч потерь электрической энергии в ПА, напряжений холостого хода ПА Ц01 и Ц02, коэффициентов наклона внешних характеристик а1 и а2.

Сравнение расчетных и фактических потерь электроэнергии позволяет получить оценку эффективности работы преобразовательных агрегатов с позиций энергоэффективности, выявить случаи, когда фактические потери электроэнергии оказываются больше расчетных, и принять меры по выявлению причин отклонения. При параллельной работе двух преобразовательных агрегатов анализ следует проводить по фактическим внешним характеристикам, при одиночной работе - по фактической и расчетной (идеализированной) внешней характеристике.

Заключение

Определение загрузки агрегатов на основе данных систем измерений на стороне переменного тока не позволяет получить адекватную оценку эффективности параллельно работающих выпрямительных преобразователей. Получить последнюю можно с помощью системы измерительной системы на стороне постоянного тока тяговой подстанции. На основе данных указанной измерительной системы может быть оценена работа преобразовательных агрегатов в режиме одиночной или параллельной работы, в том числе при применении дополнительных устройств регулирования напряжения.

Анализ измерений, выполненный на ряде тяговых подстанций постоянного тока, показывает, что иногда система автоматического регулирования напряжения работает неэффективно, а уровень потерь электроэнергии на некоторых тяговых подстанциях превышает нормативный. Обработка измерений позволяет обосновать необходимость параллельной работы или, наоборот, показать возможность и эффективность одиночной работы преобразовательных агрегатов. Указанные возможности могут найти применение в системах диагностики тяговых подстанций постоянного тока для получения оценки эффективности работы электрооборудования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (вместе с «Планом мероприятий по реализации в 2008-2015 годах Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года») : распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р

// Собрание законодательства Российской Федерации. 21 июля. 2008. № 29. Ч. II. Ст. 3537).

2. Вильгельм А.С. Незевак В.Л., Черемисин В.Т. Оценка технологических потерь в тяговой сети в условиях рекуперации электроподвижного состава // Вестн. Ростов. гос. ун-та путей сообщ. 2014. № 2. С. 106-111.

3. Никифоров М. М., Вильгельм А. С., Язов А. В. Оценка // Инновационные проекты и новые технологии в образовании, промышленности и на транспорте : материалы VI науч.-практ. конф., посвященной Дню Российской науки. 2012. С. 40-45.

4. Влияние рекуперативного торможения на систему тягового электроснабжения / А.С. Вильгельм, В.Л. Незевак, В.А. Кващук и др. // Локомотив. № 8. 2013. С. 5-8.

5. Вильгельм А.С. Незевак В.Л., Черемисин В.Т. Пути повышения энергоэффективности на малом кольце

московской железной дороги с использованием инверторов // Транспорт Урала. 2014. № 3 (42). С. 90-94.

6. Полупроводниковые преобразовательные агрегаты тяговых подстанций / С. Д. Соколов, Ю. М. Бей и др. М. : Транспорт, 1979. 264 с.

7. Повышение технико-экономических показателей преобразовательных агрегатов тяговых подстанций постоянного тока / Е. Ю. Салита, Т. В. Комякова и др. // Инновации для транспорта : сб. науч. ст. с междунар. участием. Ч. 3. Сер. Трансвуз-2010. Омск, 2010. С. 33-38.

8. Двенадцатипульсовые полупроводниковые выпрямители тяговых подстанций / Б. С. Барковский, Г. С. Магай, В. П. Маценко и др. М. : Транспорт, 1990. 127 с.

УДК 338.47:629.48 Силичева Галина Валентиновна,

к. э. н., доцент, декан факультета экономики и финансов, Иркутский государственный университет путей сообщения, e-mail: gvsil@irgups.ru

Пыжьянов Никита Игоревич,

аспирант, Иркутский государственный университет путей сообщения, e-mail: nik55inx@gmail.com

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОКОМОТИВОРЕМОНТНОГО КОМПЛЕКСА ОАО «РЖД»

G. V. Silicheva, N. I. Pyzhyanov

PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF JOINT STOCK COMPANY «RUSSIAN RAILWAYS» LOCOMOTIVE REPAIR INDUSTRY DEVELOPMENT

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы и перспективы развития локомотиворемонтного комплекса ОАО «РЖД». В настоящее время в связи реформированием отрасли, в том числе сферы ремонта и обслуживания локомотивов, особую актуальность имеют вопросы, связанные с выбором дальнейшего пути развития локомотиворемонтного хозяйства. Качественное техническое обслуживание и ремонт, выполненные в срок, полное удовлетворение потребности в тяговом подвижном составе обеспечивает эффективную работу других структурных подразделений и перевозочного процесса в целом. Также в статье описано текущее состояние локомотиворемонтной отрасли, представлена общая структура локомотивного комплекса по состоянию на 2014 год и приведены основные пути повышения эффективности использования локомотивов. В заключении статьи отмечена важность эффективного взаимодействия всех участников локомотиворемонтной деятельности и изменений, происходящих с отраслью.

Ключевые слова: проблемы развития, приоритеты развития, сервисное обслуживание, концепция развития сервисного обслуживания, структура локомотивного комплекса, взаимодействие сервисных компаний и ОАО «РЖД».

Abstract. The article considers problems and perspectives of Joint Stock Company «Russian Railways» locomotive repair industry development. Currently, the problem related to the choice of the further ways of locomotive repair industry development is of great importance. It's related with reforming of the industry, including the repairing and servicing of locomotives. Quality service and repair, carried out on time, satisfying of needs in traction rolling stock provides effective functioning of other departments and transportation process altogether. Also the article describes the current state of the locomotive repair industry, shows the general structure of the complex of the locomotives as of 2014 and the main ways to improve efficiency of the locomotives use. At the end of the article, the importance of effective interaction between all locomotive repair activity participants and changes occurring with the industry is noted.

Keywords: problems of development, development priorities, services, concept of service, structure of the locomotive complex, service companies and JSC «Russian Railways» interaction.

Введение

Локомотивный комплекс, начиная с 2003 года, претерпел ряд значительных изменений, пройдя путь от полностью обособленной системы Министерства путей сообщения (МПС) к совершенно открытой структуре, построенной на принципах конкурентного взаимодействия с остальным рынком и повышения экономической эффективности [1]. Модель перехода на полное сервисное обслуживание предполагает сокращение расходов на

ремонт и обслуживание локомотивов, повышение их надежности и тем самым рост эффективности работы ОАО «РЖД» в целом.

Главной задачей структурной реформы железнодорожного транспорта является создание конкуренции в сфере производства техники и железнодорожных перевозок. Строительство конкурентной среды в когда-то монопольном секторе является предпосылкой для перехода отрасли на иной качественный уровень, это путь к снижению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.