Научная статья на тему 'Оценка эффективности логистических процессов в сфере таможенной деятельности'

Оценка эффективности логистических процессов в сфере таможенной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2390
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности логистических процессов в сфере таможенной деятельности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

Таблица 2

Удельные веса показателей в системе, %

Наименование показателя Удельный вес показателя, %

Своевременность выполнения Генерального графика подготовки производства 40

Своевременная сдача технологических процессов с первого предъявления 10

Трудовая дисциплина 5

Отсутствие претензий со стороны главного технолога 20

Инициативность, ответственность и самостоятельность в принятии и реализации решений 15

Стремление к совершенствованию профессиональных навыков 10

ИТОГО 100

Приведенные выше примеры в полной мере основаны на использовании предложенных принципов построения систем ключевых показателей эффективности, реализация которых на практике способствовало достижению основной

задачи машиностроительных предприятий - повышению производительности труда работников и увеличению материальной заинтересованности в результатах собственного труда. Список использованной литературы:

1. Величко Е.А., Давыдовский Ф.Н. Методические вопросы апробации премиальных систем на предприятиях судостроительного комплекса города [Электронный ресурс] // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». Выпуск 3 (22) - СПб: Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики - 2015. URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/13794.pdf

2. Величко Е.А., Давыдовский Ф.Н. Ключевые показатели эффективности труда и концепция построения премиальных систем сотрудников проектных команд [Электронный ресурс] // Системное управление. Выпуск 2 (27). - Саранск: ФБГОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева». 2015. Doi: https://doi.org/10.17686/sced_rusnauka_2015-1540

3. Давыдовский Ф.Н. Разработка системы премирования сотрудников центральных заводских лабораторий по ключевым показателям эффективности труда [Текст] // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 5. С. 424431

4. Давыдовский Ф.Н. Система оплаты труда и проблема материального вознаграждения инженерно-технических работников, участвующих в реализации инновационных проектов [Электронный ресурс] // Вопросы инновационной экономики. - М.: Издательство «Креативная экономика» - 2014. - Т. 4, № 2 (16). С. 13-21. URL: http://bgscience.ru/lib/10067/

© Давыдовский Ф.Н., Величко Е.А., 2016

УДК 338

А.Ю.Волкова, студентка Юридический Институт Владимирский Государственный Университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых г. Владимир, Владимирская область, Россия

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной службы на долгосрочную

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

перспективу во взаимосвязи с долгосрочными целями и задачами.

Целью таможенной службы Российской Федерации является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования.

В настоящее время не существует универсальной методики измерения эффективности логистической системы, которая учитывала бы динамику происходящих в ней процессов, а также все многообразие переменных, определяющих происходящие в ней процессы. Однако, существует один универсальный параметр с помощью которого можно все-таки определить эффективность логистической системы в целом. Этот параметр - логистические затраты в цепи управления поставками, или прибыль, которая образуется при продвижении материала потока. Каждая логистическая операция непременно сопровождается издержками. Прохождению каждой логистической операции сопутствуют издержки, которые несут конкретные элементы логистической системы. В самом общем случае, оценка эффективности логистической системы может быть осуществлена через сопоставление прибыли и издержек, которые возникают в цепи поставок. Безусловно, что любая бизнес-организация, которая внедряет у себя логистические принципы управления своей деятельностью, в первую очередь пытается понять, как повысится эффективность деятельности организации при применении логистического подхода.

Таможенная логистика предназначена для решения целого спектра сложных задач, которые необходимы для реализации процессов импорта и экспорта продукции и товаров наиболее оптимальными методами, то есть методами, требующими меньшее количество затрат клиента и его времени. К таможенной логистике относят следующие действия: помощь в заполнении декларации; после таможенное сопровождение грузов;

перечень услуг по ответственному хранению товаров и грузов; оценка грузов экспертами, необходимая для заполнения декларации; документация, лицензирование и сертификация на товары и ввозимую продукцию. Парадигма таможенной логистики базируется на том, что ее возникновение и практическое применение имеет место только там, где формируются глобальные макрологические системы внешнеторгового оборота, т.е. когда таможенные органы становятся звеньями логистических цепей. Логистическая система управления внешней торговли является совокупностью множества взаимосвязанных элементов. Этими элементами являются таможенные и другие органы государственного управления ВЭД, методы тарифного и нетарифного регулирования экспортно-импортных товарных потоков, таможенные и внешнеторговые посредники, экспортеры и импортеры товаров, потребители.[1 ст.122]

Сформулируем миссию и цели таможенной логистики. Миссия - содействие развитию торговли, ускорению товарооборота и расширению внешнеторговых связей России. Цели:

повышение эффективности таможенного администрирования и создание благоприятных условий для участников ВЭД;

обеспечение таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу в объеме, необходимом для соблюдения российского законодательства и защиты отечественного товаропроизводителя;

своевременное и полное наполнение доходной части федерального бюджета РФ.

Для реализации миссии и целей таможенной логистики принципиальное значение имеют формирование таможенной и околотаможенной инфраструктуры.

Под таможенным регулированием понимается направление государственной деятельности, заключающееся в установлении порядка и правил, при соблюдении которых юридические и физические лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

Возникающие при этом общественные отношения, регулируемые таможенно-правовыми нормами, могут быть сведены к двум видам:

отношениям административно-правового характера, возникающим на основе государственно-властных предписаний и касающимся в первую очередь ограничений на ввоз и вывоз товаров, порядка совершения таможенных операций и осуществления таможенных формальностей;

отношениям финансово-правового характера, связанным с взысканием таможенных платежей.

С точки зрения логистики при перемещении экспортно-импортных товарных потоков через таможенную границу доминирующую роль играют потоки таможенных процедур, связанные с реализацией таможенных режимов. Это справедливо, так как таможенная логистическая система, как и любая другая экономическая система, имеет каналы входа и выхода.

Применительно к таможенному делу легальными каналами входа и выхода экспортно-импортных товарных потоков являются таможенные процедуры, поскольку именно они устанавливают порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его назначения, условий нахождения товара на (вне) таможенной территории, определяют рамки, в которых он может использоваться, права и обязанности лица, перемещающего товары, требования к товару, помещаемому под конкретный процедурами.

К самым общим, ключевым показателям эффективности любой логистической системы относятся:

1) Совокупные логистические издержки;

2) Уровень качества логистического сервиса;

3) Общая производительность бизнес-системы;

4) Общая продолжительность логистических процессов в системе;

5) Качество логистических операций и процессов (уровень логистического сервиса).

Именно эти показатели используются при сравнительной оценке логистических компаний и логистических систем. Эти показатели должны быть легко измеримы, именно они составляют основу оперативного, тактического и стратегического планирования современных логистических компаний. Более того, именно на них строится система контроля эффективности работы логистической системы, а также система управленческого учета компании. Рассмотрим характеристику вышеуказанных показателей. Совокупные логистические издержки - это сумма затрат, которые возникают при управлении и реализации всех без исключения процессов и операций, связанных с деятельностью логистической системы. [2 ст.76] Можно произвести декомпозицию(разделения целого на частное) совокупных логистических издержек, разделив их на следующие группы:

1) Операционные логистические издержки, или затраты на исполнение логистических операций. Часто такие затраты называются также эксплуатационными. Важно четко разделять эксплуатационные затраты на внутренние (когда логистические операции выполняются за счет собственных ресурсов компании) и внешние (когда привлекаются сторонние логистические провайдеры);

2) Издержки, связанные с управлением логистической системой или административные расходы;

3) Издержки, связанные с реализацией возможных логистических рисков.

Если говорить о классификации логистических затрат по функциональным областям логистики, то общепринятая классификация выглядит следующим образом:

1) Затраты на транспортировку или транспортные расходы;

2) Складские расходы;

3) Расходы, связанные с обработкой и переработкой грузов;

4) Затраты на управление запасами;

5) Затраты на управление заказами;

6) Расходы, связанные с эксплуатацией логистических информационных систем, например, систем комплексной автоматизации складов.

7) Отдельной группой необходимо выделить расходы, связанные с формированием и обслуживанием запасов сырья и готовой продукции;

8) Возможные ущербы от проявления логистических рисков или недостаточно высокого качества

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

логистического сервиса.

При этом, по данным зарубежных источников, самые значительные доли в структуре логистических издержек принадлежат расходам, связанным с управлением запасами (от 20 % до 40 %) и транспортными расходами (от 15 % до 35 %). В последние годы, однако, непрерывно растут расходы компаний, связанные с такими видами логистических расходов, как внедрение и эксплуатация логистических информационных систем, управление логистическими системами и логистический аутсорсинг (передача организацией, на основании договора).

Вместе с тем, в отечественной практике при использовании показателей логистических затрат для оценки эффективности логистической системы возникают некоторые проблемы, связанные во-первых с невозможностью четкого выделения собственно логистических затрат в существующей системе бухгалтерского учета;

во-вторых, с отсутствием методик оценки и экономического расчета логистических рисков; в-третьих, с закрытостью экономической и финансовой информации.

Рассмотрим качества логистического сервиса. Фактически, логистическая деятельность компании представляет из себя, по сути, предоставление логистических услуг той или иной степени сложности. При этом, в логистических системах существует целый класс логистических посредников, то есть компаний, специализирующихся на предоставлении логистических услуг. Это могут быть, например, транспортные и экспедиторские компании, склады, распределительные центры и грузовые терминалы, страховые компании или таможенные брокеры.

Поскольку логистический сервис реализуется через набор логистических услуг, возникает трудность оценки качества логистического сервиса, поскольку услуга отличается от продукта тем, что:

1) Услуга неосязаема, она не имеет материальной формы, ее трудно сформулировать и оценить;

2) Услуга направлена на конкретного потребителя, который часто сам принимает участие в ее формировании, а не только в потреблении;

3) Услуга не может быть протестирована до ее приобретения;

4) Услуга не имеет свойства хранения, она оказывается «здесь и сейчас».

Таким образом, качество логистической услуги оценивается непосредственно в период ее оказания, но при проектировании логистической системы необходимо заложить в нее логистические услуги высокого, или, по крайней мере, приемлемого для потенциального потребителя качества.

Таким образом, качество логистического сервиса можно определить как степень соответствия между ожиданиями потребителей логистических услуг и действительным уровнем предоставления этих услуг, которое выражается через восприятие набора критериев качества. Среди критериев качества в этом контексте необходимо выделить:

1) Физическую среду предоставления услуги;

2) Надежность предоставления услуги, как возможность ее реализации «точно в срок», так и надежность управления всеми логистическими потоками в системе;

3) Ответственность как гарантии исполнения логистической услуги;

4) Законченность как исполнение услуги от начала и до конца;

5) Безопасность как минимизация логистических рисков;

6) Наличие клиентурного поведения со стороны исполнителя логистической услуги.

Продолжительность логистических процессов в системе - еще один важный показатель ее

эффективности. Под продолжительностью логистических процессов следует понимать общее время выполнения заказа в логистической системе.

Общая производительность бизнес-системы (логистической системы) характеризуется через показатель объема логистических услуг, выполненных в единицу времени в данной логистической системе.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что для оценки эффективности логистической системы необходимо представлять ее как организационно-управленческий комплекс, направленный на достижение эффективного равновесия между логистическими затратами (или логистическими ресурсами, направляемыми на выполнение заказов потребителей) и приемлемым уровнем качества обслуживания

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

клиентов логистической системы.

К наиболее общим, типовым показателям оценки эффективности логистических операций и бизнес-процессов относятся показатели, характеризующие мощность, производительность, издержки логистической системы предприятия. Существует большое разнообразие и количество показателей логистических бизнес-процессов, измерение которых не окончательная задача. Само измерение предоставляет важную информацию, на основании которой делается вывод об эффективности логистической системы в свете установленных перед предприятием целей. Таким образом, если, например, перед предприятием стоит задача в сжатые сроки максимально повысить скорость продвижения материального потока, то следует измерять скорость и не учитывать производительность; если поставлена задача - минимизировать затраты, то необходимо использовать различные показатели затрат и в меньшей степени брать во внимание загруженность логистической системы предприятия. Использование показателей по иному принципу (используются показатели, которые легче получить или удобней использовать) может привести к некачественному обслуживанию потребителей, их потере; к авариям и повреждению инфраструктуры предприятия. Главным результатом учебного пособия является систематизация основных подходов, применяемых при проектировании и оценке эффективности логистических систем.

Переход Российской Федерации на инновационный принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности формируют предпосылки для совершенствования таможенной деятельности и разработки стратегии развития таможенной службы Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Реализация Концепции развития таможенных органов Российской Федерации сформировала основу для обеспечения интересов государства в таможенной сфере, противодействия угрозам экономической безопасности и создания благоприятных условий для внешней торговли. Дальнейшее совершенствование обеспечивается через формирование универсальных инструментов и установление показателей эффективности деятельности в зависимости от динамично изменяющейся внешней среды и внутренней политики государства. Основным стратегическим ориентиром таможенной службы Российской Федерации является обеспечение экономической безопасности в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и содействие внешней торговле.[3 ст.132]

К основным направлениям развития таможенной службы Российской Федерации относятся: таможенное регулирование; осуществление фискальной функции; правоохранительная деятельность; предоставление государственных услуг и осуществление контрольно-надзорных функций; содействие интеграционным процессам и международному сотрудничеству. Для обеспечения основных направлений требуется совершенствование следующих вспомогательных направлений: таможенная инфраструктура; кадровый потенциал и антикоррупционная деятельность; социальная сфера. Результативность деятельности таможенной службы Российской Федерации по ее основным направлениям развития определит необходимость внесения изменений в подходы к совершенствованию организационно-управленческой деятельности. Деятельность таможенной службы Российской Федерации происходит под воздействием факторов, оказывающих не только положительное влияние на ее развитие, но и создающих предпосылки к появлению угроз, что может негативно отразиться на реализации стратегии. Влияние общих экономических факторов на деятельность таможенной службы Российской Федерации обусловлено тенденциями, формирующимися в современной мировой экономике. С одной стороны, происходит процесс глобализации мирового хозяйства, ужесточающий мировую конкуренцию, а с другой - рост региональной интеграции как способа улучшения конкурентоспособности отдельных стран и регионов.

Список использованной литературы:

1. Самолаев Ю.Н. Основы таможенной логистики: Учебное пособие. - М.: Альфа-М:ИНФРА-М,2008. - С. 241.

2. А. А. Яшин, М. Л. Ряшко Логистика. Основы планирования и оценки эффективности логистических систем . М,2014,-С.31

3. ^storns^

© Волкова А.Ю., 2016

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 336

И.В.Галимова, канд. экон. наук, доцент АОУ ВПО «ЛГУ им. АС. Пушкина», г. СПб

E-mail: sam.ir@list.ru

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Аннотация

В статье проанализированы проблемы формирования средств Пенсионного фонда РФ, пенсионного обеспечения граждан РФ, направления реформирования пенсионной системы

Ключевые слова

Пенсионная система, проблемы пенсионного обеспечения, формирование пенсионного фонда РФ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

реформирование пенсионной системы РФ.

Пенсионное обеспечение населения в России в настоящее время характеризуется значительным числом проблем. Существующая пенсионная система имеет много недостатков: не адаптирована к финансовым кризисам; формируется по страховому принципу и ориентируется на низкооплачиваемых и средне оплачиваемых работников; при высоких тарифах страховых взносов размеры пенсий находятся на низком уровне [1,с.69]; не стимулирует сокращение рабочих мест с вредными условиями производства и не создает условия для легализации заработных плат.

Одной из важнейших проблем является растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Совокупный размер трансфертов на пенсионное обеспечение из федерального бюджета составляет 45% в общих доходах бюджета ПФР, что свидетельствует о сохранении высокого уровня зависимости бюджета Пенсионного фонда от бюджетных ассигнований из федерального бюджета [2,с.262]. Трансферты являются компенсационными выплатами выпадающих доходов ПФР. Так, в 2015 году на выплату пенсий потребовалось трансфертов на сумму 6 трлн. руб., из них только 4 трлн. руб. профинансированы собранными страховыми взносами. Из трансфертов, составляющих треть доходов ПФР, около 30 % - обязательства федерального бюджета (доплата за советский стаж, за периоды ухода за ребенком). Остальное - это компенсация пониженного работодателям тарифа (около 20 %) и нехватки средств по обязательному пенсионному страхованию (компенсация досрочных пенсий, повышение фиксированной выплаты, индексация пенсий на индекс инфляции). В 2016 году восстановление накопительной части пенсии потребует от бюджета около 340 млрд. руб. Главной причиной этого положения является большая доля теневой экономики, вследствие чего в бюджет не поступает достаточное количество обязательных взносов. На увеличение дефицита бюджета ПФР влияет рост общего количества пенсионеров. Так, по данным ПФР 36,5 млн. российских пенсионеров получают пенсии. А по оценке Росстата к 2030 году фактическое соотношение лиц пенсионного и трудоспособного возраста достигнет 52 % [3].

На пенсионную систему России негативно также влияют демографические факторы. В условиях уменьшения населения трудоспособного возраста, снижения рождаемости, увеличения инвалидности и негативной трансформации рынка труда пенсионное обеспечение не достаточно.

Низкий размер пенсий является одной из наиболее проблемных характеристик деятельности ПФР. Недостаточная ресурсная база не позволяет достичь рекомендованного Международной организацией труда (МОТ) уровня пенсионного обеспечения. По оценке МОТ достаточный уровень жизни может обеспечить пенсия в 40 % от заработной платы [1,с. 72]. Решением проблемы низких пенсий многие эксперты считают повышение пенсионного возраста и соответственно увеличение объема пенсионных отчислений за счет более долгой трудовой активности. Для этого предлагается увеличение минимального страхового стажа и существенное повышение пенсий для граждан, добровольно откладывающих свой уход на пенсию. В 2015 году была введена альтернатива повышению пенсионного возраста - бонусы за каждый год откладывания выхода на пенсию. Соцопросы показали, что этим предложением готовы воспользоваться всего 20 % пенсионеров [3].

Важной проблемой также является низкий уровень пенсионной грамотности населения. В условиях недостаточной информированности граждан не возможно повышение качества услуг, предоставляемых негосударственными пенсионными фондами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.