Научная статья на тему 'Оценка эффективности лечебно-профилактических мероприятий по снижению заболеваемости гипертонической болезнью среди работников локомотивных бригад Ижевского отделения ГЖД'

Оценка эффективности лечебно-профилактических мероприятий по снижению заболеваемости гипертонической болезнью среди работников локомотивных бригад Ижевского отделения ГЖД Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
771
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность движения / пароксизмальные состояния / внезапная смерть / гипертоническая болезнь / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / план реабилитации

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Ионов П. В., Камалова Е. И., Чиркова Н. В., Лобанова Т. В., Чирков В. Е.

Проведен анализ причин возникновения гипертонической болезни (ГБ), ее прогрессирования, зависимости от возраста, стажа работы машинистов и помощников машинистов. Перечислены проведенные лечебно-профилактические мероприятия, направленные на снижение заболеваемости ГБ и их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Ионов П. В., Камалова Е. И., Чиркова Н. В., Лобанова Т. В., Чирков В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности лечебно-профилактических мероприятий по снижению заболеваемости гипертонической болезнью среди работников локомотивных бригад Ижевского отделения ГЖД»

- отравление этанолом - 9 (13,9%);

- механическая асфиксия (самоповешение) - 6 (9,2%);

- ишемическая болезнь сердца - 5 (7,7%);

- черепно-мозговая травма - 4 (6,2%);

- другие болезни - 15 (23,1%);

- не установлено - 6 (9,2%).

Из приведенных данных видно, что распределение по причине смерти также не является равномерным. Основное количество КТ поступило от лиц, умерших от острой сердечно-сосудистой недостаточности. Неравномерное распределение образцов КТ по различным категориям определяется неодинаковой вероятностью наступления смерти в зависимости от возраста и пола.

В результате проведенных исследований в образцах КТ, помимо элементов, составляющих основу её органической и минеральной частей (Н + С + О + N + Са + Р) обнаружено ещё 17 элементов (таблица2).

Методом ЛМС анализированы следующие образцы КТ: бедро левое (ЛБ) и правое (ПБ); плечо левое (ЛП) и правое (ПП), большая берцовая кость левая (ЛББК) и правая (ПББК). Были обнаружены отличия по содержанию М§ и Бг во всех образцах КТ мужчин и женщин (таблица 3).

Из таблицы 3 видно, что содержание как М§, так и Бг в КТумужчин существенно ниже, чемуженщин. Кроме того, в ходе выполнения данной работы также были обнаружены отличия в содержании некоторых элементов в правой и левой частях скелета (таблица 4).

Из таблицы 4 видно, что содержание Са в левом бедре и большой берцовой кости выше, чем в правом, тогда как содержание Б выше только в левом бедре. Содержание К, Си, 2п, Бг в левом бедре, напротив, ниже, чем в правом, а содержание 2п в левой большой берцовой кости ниже, чем в правой.

В результате выполнения работы не было выявлено явного отличия содержания каких-либо элементов в КТ разных костей (минимальные и максимальные значения содержания различных элементов получены как в плече, бедре, так и в большой берцовой кости). В отношении некоторых элементов (Са, Б, К, Си, 2п и Бг) наблюдалось явление асимметрии, то есть, содержание этих элементов в левой кости меньше или больше, чемв правой, независимо от их абсолютного значения.

Применение полученных результатов в судебно-медицинской практике может оказать помощь в этапном решении вопросов принадлежности фрагментов КТ конкретным погибшим.

Литература

1. Беняев Н.Е. Исследование и разработка теоретических основ безэталонного лазерного масс-спектрального метода микроанализа медико-биологических проб для решения медицинских задач: Дис. ... д-ра техн. наук. - М., 2000.

2. Звягин В.Н., Иванов В.К., Куликов А.Ю. Методические рекомендации № 94/264. - М., 1996 -С.17 (Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ).

3. Колосова В. М., Туровцев А. И. Материалы 5-й Всесоюзной научной конференции судебных медиков. - Л., 1969. - Т. 1. - С. 430-431.

4. Назаров Г.Н., Макаренко Г. Ф. Методы спектрального анализа в судебной медицине (практ. руководство) - М., МНПП "ЭСИ", 1994 г.

5. Чупятова Т.С. Дис. ... канд. хим. наук. - М., 1994.

6. Яблонский М.Ф. // Суд.-мед. эксперт. - 1976. - № 1. - С. 16-17.

© П.В.Ионов, Е.И.Камалова, Н.В.Чиркова, Т.В. Лобанова, В.Е. Чирков, 2004 УДК 340.624

П.В.Ионов, Е.И.Камалова, Н.В.Чиркова, Т.В. Лобанова, В.Е. Чирков ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХМЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙБОЛЕЗНЬЮ СРЕДИ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ИЖЕВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ГЖД

Отделенческая больница на ст. Ижевск (глав. врач - П.В.Ионов) Горьковской железной дороги. ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (начальник - В.И. Жихорев), Ижевск

Проведен анализ причин возникновения гипертонической болезни (ГБ), ее прогрессирования, зависимости от возраста, стажа работы машинистов и помощников машинистов. Перечислены проведенные лечебнопрофилактические мероприятия, направленные на снижение заболеваемости ГБ и их эффективности.

Ключевые слова: безопасность движения, пароксизмальные состояния, внезапная смерть, гипертоническая болезнь, заболеваемость, профилактика, план реабилитации.

P.V.Ionov, E.I.Kamalova, N.V.Chirkova, T.V.Lobanova, V.E.Chirkov THE ESTIMATION OF MEDICAL PRETENTIVE MEASURES, AIMED AT REDUTION OF WORKERS' (LOCOMOTIVE BRIGADES OF GORKOVSKAYA RAILWAY, IZHEVSK)

HIGH BLOOD - PRESSURE

Izhevsk

The reasons of illness (high blood - pressure), her progress, dependence on engine -drivers ' and their assistants ' ages, length of service, were analyzed. Medical prophylaxis, aimed at reduction of this illness,were realized. The results,the effects are enumerated here. Key words: safety of movement, state of paroxysm, sudden death, high blood - pressure, sickness rate, prophylaxis, plan of rehabilitation.

В медицинском обеспечении безопасности движения поездов один из важнейших вопросов - повышение надежности звена "человек" на локомотиве [1].

Особенно опасна здесь возможность возникновения у работников локомотивных бригад пароксизмальных состояний. Среди них самое трагичное для человека и опасное для сохранения нормального движения - внезапная смерть (ВС), происходящая на локомотиве.

Применительно к проблеме снижения риска, ВС у машинистов наиболее приемлемым будет следующее определение: внезапной считается ненасильственная смерть, наступающая в период до 24 часов от возникновения того заболевания, которое является причиной смерти до того практически здорового человека [2]. Внезапная сердечная смерть (ВСС) составляет от 60-90% всех ненасильственных внезапных смертей и 15-20% всех ненасиль-

ственных смертей [5]. Тем самым, ВС - прежде всего кардиологическая смерть.

Основная причинная нозологическая форма ВСС -ИБС, острая коронарная недостаточность. Далее по значимости следуют: идеопатические аритмии высоких градаций, кардиомиопатии, пороки, миокардиты. Особое ме-

сто занимают гипертоническая гипертрофия миокарда, алкогольная кардиомиопатия, тромбоэмболия легочной артерии. В одном ряду с ними находится гипертоническая болезнь (ГБ), которая играет немаловажную роль в возникновении пароксизмальных состояний.

В связи с необходимостью обеспечения безопасности движения проводится медицинский отбор на работы, связанные с движением поездов, который регламентирован прика-

Таблица№2

зом по Министерству путей сообщения РФ № 6 Ц от 29.03.1999. "Об утверждении Положения о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотровна федеральном железнодорожном транспорте". Приказ предписывает начальникам железных дорог направлять на медицинский

осмотр лиц, связанных с движением поездов и не допускать их к работе без положительного решения врачебно-экспертной комиссии о профессиональной пригодности [4].

ГБ повышает риск пароксизмальных состояний, представляющих опасность для безаварийного движения поездов. Среди пароксизмальных состояний, имеющих прямое или опосредованное отношение к ГБ, важнейшие следующие: гипертонические кризы, нарушение мозгового кровообращения, сердечная астма, увеличение риска острой коронарной недостаточности, фатальных аритмий, разрыва аорты, и через все это возможность ВС. Хрони-

Таблица№4

Стратификация риска сердечно-сосудистых заболеваний

Степень риска Машинисты Помощники машинистов

Первая 4 3

Вторая 41 14

Третья 10 2

Четвертая - -

ческое течение ГБ ведет к гипертонической кардиомио-патии, способствует атеросклерозу, в том числе сосудов в жизненно важных органах, ИБС, сердечной недостаточности и др. В целом с увеличением стадии заболевания от 1 до 3 увеличивается риск этих осложнений. И все же с экспертных позиций здесь возникают исключения. Например, кри-

Таблица№5 Препараты, применяемые в лечении ГБ у работников локомотивных бригад

Наименование Количество Процентное

групп препаратов больных соотношение

Бета -блокаторы 14 20%

ИАПФ 16 23%

Комбинированная терапия (бета -блокаторы+ ИАПФ 33 47%

Немедикаментозная 7 10%

терапия

зовое течение в 1-2 стадии может быть более опасным, чем стабильная гипертония 2 стадии. Начиная со второй стадии заболевания работоспособность и надежность явно снижаются. В случаях безкризового течения и отсутствия началь-

Таблица№6

Заболеваемость ГБ с временной утратой трудоспособности

2000 2001 2002 2003

случаи дни случаи дни случаи дни случаи дни

о Ю ей На 100 раб о Ю ей На 100 раб о Ю ей ю А 0 0 X О Ю На 100 раб о Ю На100раб о Ю а На 100 раб О б а б а р 0 0 а Н О б а б а р 0 0 а Н

О 10, |> 243 о О 2 О, ОС* 334 133,1 00 10, |> 305 126,6 сч 4,86 тГ 5 со ,2 6

ных признаков недостаточности мозгового кровообращения работающий с повышенным артериальным давлением в среднем более надежен, чем человек с нормальным АД. Абсолютными общими противопоказаниями к работе во всех профессиях и должностях, связанных с движением поездов как для поступающих, так и работающих является ГБ 3 стадии, а также 2 стадии с выраженным кризовым течением [3].

В этиологии ГБ существенными являются генетические внешнесредовые факторы, обычно их сочетание. Профессия машиниста- образец профессии, в которой сочетается ряд вредных экзогенных факторов, имеющих отношение к ГБ. Среди этих факторов ведущий - значительное продолжительное психо-эмоциональное напряжение в сочетании с частыми острыми стрессовыми ситуациями. На втором месте стоит шум. Затем следуют ночные смены, гиподинамия и другие составляющие. Частота повышения АД нарастает с возрастом и стажем работы.

Учитывая, что ГБ и ее осложнения часто приводят к

Таблица№1

Повозрастная характеристика диспансерных больных с ГБ.

Возраст Машинисты Помощники машинистов

До 30 лет - 1

30-39 лет 5 10

40-49 лет 26 4

50 и более лет 20 4

Диспансерная группа больных с ГБ в зависимости от стажа работы

Стаж работы Машинисты Помощники машинистов

До 5 лет 4 5

6-10 лет 7 2

11-15 лет 4 3

16-20 лет 9 4

Более 20 лет 27 5

Таблица№3

Распределение больных с ГБ по степени тяжести

Степень ГБ Машинисты Помощники машинистов

Первая степень 30 12

Вторая степень 21 7

Третья степень - -

пароксизмальным состояниям нами был проведен анализ заболеваемости работников локомотивных бригад и эффективность лечебно-профилактическихмероприятий за период с 2000 по 2003 гг.

В отделенческой больнице на станции Ижевск ГЖД в 2002 году на диспансерном учете с ГБ состояло 51 машинист и 19 помощников машинистов. Повозрастная характеристика их дана в таблице № 1.

Из таблицы видно, что подавляющее большинство машинистов, состоящих на диспансерном учете с ГБ старше 40 лет (90%), доминирующий возраст помощников с ГБ моложе - 30-39 лет (53%).

На длинных перегонах работали 11 человек (8 машинистов и 3 помощника).

Распределение больных по группам в зависимости от стажа работы показано в таблице №2.

Из таблицы видно, что на диспансерном учете с ГБ состоят в основном машинисты и их помощники с длительным стажем работы. Лица со стажем работы более 15 лет составили 65 %.

В следующей таблице показано распределение больных с ГБ по степени тяжести.

Показательно что, больные с тяжелой степенью ГБ, к работе связанной с движением поездов не допускаются.

Следующий немаловажный фактор, который необходимо учитывать у больных с ГБ это степень риска возникновения тех или иных осложнений. В таблице №4 представлено распределение больных по степеням риска.

Из таблицы видно, что больные с высокой степенью риска к работе не допускаются.

Гипотензивная терапия у работников локомотивных бригад имеет свою специфику. Многие лекарственные средства, снижающие артериальное давление угнетают их профессионально значимые функции. Критерием отбора лекарственных препаратов является их влияние на готовность к экстренному действию. Поэтому здесь применимы препараты только двух групп - ингибиторы ангиотензин превращающего фермента (ИАПФ) и некоторые из группы бета - блокаторов (анаприлин, обзидан).

Нами проведен анализ заболеваемости ГБ с временной утратой трудоспособности среди работников локомотивных

бригад. Полученные результаты представлены в таблице №6.

Из таблицы видно, что в 2001 году был рост заболеваемости по ГБ среди машинистов и помощников машинистов. Заболеваемость по итогам 2001 года была рассмотрена на совещании при начальнике отделения дороги с приглашением руководства локомотивного депо на станции Агрыз. Было принято решение:

1. Администрации предприятия, профкому совместно с СЭС разработать мероприятия по снижению заболеваемости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. На предприятии организовать школу больного артериальной гипертонией, где проводятся групповые занятия цеховым врачом по здоровому образу жизни, по коррекции режима дня, по физической активности в межрейсовые периоды, по нормализации социально бытовых факторов.

3. Разработка индивидуальной программы реабилитации на каждого больного с ГБ. Контроль выполнения программы возлагается на цехового врача и фельдшера выполняющего предрейсовые осмотры.

4. Организовать комнату психологической разгрузки с привлечением к работе специалиста.

5. Цеховым терапевтом ежеквартально проводить анализ заболеваемости локомотивных бригад.

6. Цеховому терапевту проводить работу по своевременному выявлению ГБ, адекватному лечению ее и предупреждению осложнений.

7. С целью профилактики прогрессирования заболеваний сердечно - сосудистой системы у указанной категории лиц предоставлять путевки на санаторно-курортное лечение за счет средств железнодорожного страхового общества.

В результате проведенных мероприятий, заболеваемость ГБ среди машинистов и помощников машинистов снизилась в 2002 году на 0,5% случаев и 6,5% в днях по сравнению с 2001 годом и в 2003 году на 47% в случаях и на 31% в днях по сравнению с 2002 годом.

Заключение.

По нашему мнению комплекс рекомендованных лечебно - профилактических мероприятий для больных с ГБ может быть успешно применен для других профессиональных групп, связанных с работой в аналогичных условиях.

Литература

1. Вилък М. Ф. Железнодорожная медицина. 2001, №2., с 11 - 18.

2. Вихерт А. М. Внезапная смертъ. - М.: 1980 - 368 с.

3. Цфасман А. 3. Железнодорожная медицина. Кардиология. - М., 1998 - 384 с.

4. Цфасман А. 3., Журавлева Г. Н. Клинические основы железнодорожной медицины. М., 1990 -183 с.

5. Нокпіозет 8. Н. в кн.: // ТНетаріпгоеке. -1988, 38, №43 - р. 3160 - 3164.

© Р.В.Кандауров, 2004 УДК 616.072.1

Р.В.Кандауров

КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ ЛИКВОРА В СЛУЧАЯХ СМЕРТИ ОТ АЛКОГОЛЬНОЙКАРДИОМИОПАТИИ

Бюро судебно- медицинской экспертизы Управления Здравоохранения Администрации Калининградской области (начальник - Ю.И.Баранов), Калининград

В статье приведены результаты кристаллографического исследования спинномозговой жидкости в 26 случаях смерти от алкогольной кардиомиопатии. Кристаллограммы оценивали по визуальной и стереоскопической картине, в результате чего были определены некоторые специфические особенности роста колоний кристаллов спинномозговой жидкости у лиц, умерших от алкогольной кардиомиопатии.

Ключевые слова: кристаллографический метод, ликвор, диагностика, алкогольная кардиомиопатия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.