Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. № 42
УДК 334.01
DOI: 10.17223/19988648/42/7
В.О. Индукаев, М.С. Каз
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ДЛЯ НУЖД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ1
Статья посвящена эмпирическому анализу результатов закупочной деятельности органов государственной власти Томской области за период 2014-2016 гг. с использованием авторских коэффициентов эффективности контрактной системы. В качестве показателей эффективности контрактной системы используются показатели «среднее количество участников конкурсных процедур размещения государственного заказа на одну процедуру», «доля государственных контрактов в стоимостном выражении, заключенных с государственными организациями, в общем количестве заключенных контрактов», «доля государственных контрактов в стоимостном выражении, заключенных с региональными подрядчиками, в общей стоимости государственных контрактов в отчетном периоде». В статье выявляются закономерности и делаются соответствующие выводы об эффективности закупочной деятельности органов государственной власти Томской области.
Ключевые слова: государственный контракт, государственные закупки, контрактная экономика, эффективность государственных закупок, государственный заказчик, Томская область.
Эффективность в экономике как категория экономической науки есть отражение системы отношений, складывающихся в обществе по поводу достижения желаемого результата, создаваемого процессом производства и реализуемого в потреблении, в связи с совершаемыми затратами [3. С. 38]. Определение такого рода эффективности может осуществляться на уровне национального хозяйства страны, на уровне иных региональных и отраслевых хозяйственных систем, на уровне предприятий, домохо-зяйств, предпринимательских проектов. Вопрос об эффективности государственного регулирования экономики остается актуальным и широко обсуждаемым в научных кругах. То, насколько эффективно государство реализует свои функции и полномочия при регулировании экономических процессов, напрямую влияет на социально-экономическое положение общества. В свете депрессивных явлений в мировой экономике последних лет исследователи по всему миру все чаще говорят об очередной несостоятельности методов государственного регулирования, применяемых правительствами стран. При этом речь идет не о масштабах государственного регулирования, а о его качественном аспекте.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-30-50003 «Изучение потенциала контрактной индустрии в системе государственного хозяйствования в промышленности России (на примере радиоэлектронной промышленности)».
Эффективность системы, рассматриваемая как свойство системы достигать поставленную цель в заданных условиях использования и с определенным качеством, в экономике представляет собой отражение системы отношений, складывающихся в обществе по поводу достижения желаемого результата, создаваемого процессом производства и реализуемого в потреблении, в связи с совершаемыми затратами.
Таким образом, критерии эффективности контрактной системы должны отражать то, насколько эффективно она удовлетворяет общественные потребности, а также реализует функции государственных закупок по регулированию экономики.
На основании положений о том, что эффективность контрактной системы должна напрямую влиять на эффективность реализации государственных программ, а также реализации функций государственных закупок, авторами выделены следующие критерии эффективности контрактной системы:
1) уровень конкуренции на рынке государственных закупок (высокий уровень конкуренции влияет на удовлетворенность общественных потребностей, кроме того, чем выше уровень конкуренции, тем больше фирм выполняют заложенные в качестве обязательных условия получения права заключения государственного контракта);
2) степень участия государственных предприятий в исполнении государственных контрактов (данные фирмы обладают гораздо более низкой мотивацией, риски убыточной деятельности нивелируются вероятностью покрытия убытков за счет бюджетных средств, однако государственные контракты с такими фирмами заключаются довольно часто. Искусственная защита некоторых отраслей от конкуренции в пользу государственных предприятий приводит к неэффективному использованию последними экономических ресурсов);
3) своевременность и полнота исполнения государственных контрактов (так, в условиях значительной социально-экономической дифференциации регионов страны очень важным становится недопущение оттока денежных средств из региона через другие каналы, одним из которых являются государственные закупки, кроме этого, очевидно, что факт принадлежности подрядчика к другому региону повышает риски неисполнения контракта, так как осложняет коммуникацию заказчика и исполнителя на этапе исполнения контракта).
На основании выделенных критериев авторами предлагаются следующие показатели эффективности контрактной системы:
- среднее количество участников конкурсных процедур размещения государственного заказа на одну процедуру:
^уч
Кг = ы~'
"пр
где К1 - количество участников конкурсных процедур размещения государственного заказа на одну процедуру; Иуч - количество участников конкурсных процедур размещения государственного заказа; N„2 - количество проведенных процедур размещения государственного заказа;
- доля государственных контрактов в стоимостном выражении, заключенных с государственными организациями, в общем количестве заключенных контрактов:
р
^ _ ггос
2 — р ,
где К2 - доля государственных контрактов в стоимостном выражении, заключенных с государственными организациями, в общем количестве заключенных контрактов в отчетном периоде; Ргос - сумма стоимостей государственных контрактов, заключенных с государственными организациями в отчетном периоде; Р - общая стоимость заключенных государственных контрактов в отчетном периоде;
- доля государственных контрактов в стоимостном выражении, заключенных с региональными подрядчиками, в общей стоимости государственных контрактов в отчетном периоде:
л р >
где К3 - доля государственных контрактов в стоимостном выражении, заключенных с региональными подрядчиками, в общей стоимости государственных контрактов в отчетном периоде; Ррег - стоимость государственных контрактов, заключенных с региональными подрядчиками в отчетном периоде; Р - общая стоимость государственных контрактов, заключенных в отчетном периоде.
Проанализируем основные результаты закупочной деятельности государственных заказчиков Томской области за период 2014-2016 гг. с использованием обозначенных выше коэффициентов (табл. 1).
Таблица 1. Соотношение объема государственных закупок и расходной части бюджета Томской области в 2014-2016 гг.
Показатели 2014 2015 2016
Расходная часть бюджета Томской области, тыс. руб. 50 837 768,7 53 464 353,7 60 651 755,7
Сумма заключенных государственных контрактов, тыс. руб. 8 446 513,4 7 941 813,0 11 275 956,5
% от расходной части бюджета 16,6 14,9 18,6
В 2016 г. государственными заказчиками Томской области были заключены государственные контракты на общую сумму 11 275 956,5 тыс. руб., что составляет 18,6% от расходной части бюджета Томской области.
Несмотря на то, что сумма расходов бюджета Томской области за последние 3 года демонстрирует тенденцию устойчивого роста, сумма государственных закупок, как в абсолютном, так и в относительном выражении, в 2015 г. ниже, чем в 2014 и 2016 гг.
Следует отметить, что средства бюджета Томской области, помимо государственных закупок, расходуются на предоставление межбюджетных трансфертов, уплату налогов, заработной платы государственных служащих, субсидии юридическим лицам и т. д.
Наглядное соотношение величин расходной части бюджета Томской области и государственных закупок представлено на рис. 1.
70000000
Прочие расходы (субсидии, межбюджетные трансферты, оплата труда и т.д.), тыс. руб. - Сумма заключенных государственных контрактов, тыс. руб.
Рис. 1. Соотношение величин расходной части бюджета Томской области и государственных закупок в 2014-2016 гг.
Для расчета коэффициентов эффективности контрактной системы в Томской области в 2014-2016 гг. потребовались следующие исходные данные:
1) общая сумма заключенных в рассматриваемом периоде государственных контрактов;
2) сумма государственных контрактов, заключенных с государственными предприятиями;
3) сумма государственных контрактов, заключенных с региональными поставщиками;
4) общее количество проведенных закупок для государственных нужд;
5) общее количество поданных заявок на участие в государственных закупках.
Исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Томской области, является департамент государственного заказа Томской области. Целью деятельности департамента является обеспечение эффективного и рационального использования бюджетных средств, выделяемых на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с распоряжением администрации Томской области от 28.12.2016 г. № 976-ра департамент осуществляет мониторинг закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Томской области. «Мониторинг проводится с целью комплексной оценки эффективности закупочной деятельности заказчиков на основе информации:
1) по закупкам, осуществляемым конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя):
- о количестве размещенных извещений об осуществлении закупок, о суммарном значении начальных (максимальных) цен контрактов, в том числе с разбивкой по способам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- о количестве состоявшихся процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), о суммарном значении начальных (максимальных) цен контрактов, указанных в извещениях о проведении таких процедур, в том числе с разбивкой по способам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- о количестве процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), признанных несостоявшимися, которые не привели к заключению контракта, и о суммарном значении начальных (максимальных) цен контрактов, в том числе с разбивкой по способам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- об экономии бюджетных средств, сложившейся по результатам процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которые привели к заключению контракта;
- о среднем количестве участников процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) по закупкам у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемым в соответствии со ст. 93 Закона о контрактной системе: о количестве и общей стоимости контрактов, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с разбивкой по основаниям для заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» [4].
Раздел «Мониторинг закупок» включен в информационную аналитическую систему мониторинга и анализа социально-экономического развития Томской области, данные которой размещены в сети Интернет [2].
По данным системы, в 2014 г. показатель конкуренции поставщиков в конкурентных способах закупки составил 2,91 извещения на одну закупку, в 2015 г. - 3,32 извещения на одну закупку, в 2016 г. - 3,72 извещения на одну закупку, что ниже среднего показателя по России.
Можно сделать вывод, что, несмотря на то, что объем государственных закупок в Томской области как в абсолютном, так и в относительном выражении в 2015 г. снизился, показатель «количество участников конкурсных процедур размещения государственного заказа на одну процедуру» растет на протяжении всего рассматриваемого периода, что свидетельствует о развитии контрактной системы Томской области, увеличении доступности государственных закупок для поставщиков.
Информация о региональной принадлежности поставщиков, а также об их организационно-правовой форме получена из реестра контрактов Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг.
Таблица 2. Основные показатели конкуренции на государственном рынке Томской области в 2014-2016 гг.
Показатели 2014 2015 2016
Расходная часть бюджета Томской области, тыс. руб. 50 837 768,7 53 464 353,7 60 651 755,7
Сумма заключенных государственных контрактов, тыс. руб. 8 446 513,4 7 941 813,0 11 275 956,5
Количество участников конкурсных процедур размещения государственного заказа на одну процедуру в Томской области 2,91 3,32 3,72
Количество участников конкурсных процедур размещения государственного заказа на одну процедуру в России 3,15 3,52 4,26
Состав реестра контрактов определен ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ. Информация, содержащаяся в реестре контрактов, обширна и включает в себя наименование заказчика, поставщика, источник финансирования контракта, способ определения поставщика, объект закупки, цену контракта, срок его исполнения и т. д.
В 2014 г. государственными заказчиками Томской области заключены государственные контракты с государственными предприятиями на общую сумму 1 520 919,17 тыс. руб., что составляет 0,18 от общей суммы заключенных государственных контрактов (табл. 2).
Наибольшая общая сумма заключенных контрактов приходится на ГУП Томской области «Областное дорожное ремонтно-строительное управление» (ГУП ТО «Областное ДРСУ»). С данным предприятием в 2014 г. были заключены 22 государственных контракта на общую сумму 1 008 603,46 тыс. руб. Средняя цена одного государственного контракта составляет 45 845,61 тыс. руб. Заказчиком по всем указанным контрактам выступило областное государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Томской области». Предметы контрактов - выполнения дорожно-строительных и ремонтных работ.
Также с ОГУП «Областной аптечный склад» были заключены 52 государственных контракта на общую сумму 145 500,6 тыс. руб. Заказчиком по данным контрактам выступал департамент здравоохранения Томской области. Предмет контрактов - поставка медикаментов.
В 2015 г. сумма заключенных с госпредприятиями контрактов составила 985 594,19 тыс. руб., или 0,124 от общей суммы заключенных государственных контрактов. С ГУП ТО «Областное ДРСУ» было заключено 28 контрактов на общую сумму 424 986,9 тыс. руб. С ОГУП «Областной аптечный склад» заключен 71 контракт на общую сумму 175 418,6 тыс. руб.
В 2016 г. с государственными предприятиями заключены государственные контракты на общую сумму 4 243 025,01 тыс. руб., что составило 0,376 от общей суммы заключенных государственных контрактов. С ГУП ТО «Областное ДРСУ» было заключено 15 контрактов на общую сумму 3 429 242,35 тыс. руб. С ОГУП «Областной аптечный склад» заключено 79 контрактов на общую сумму 212 108,38 тыс. руб.
Наглядное соотношение сумм заключенных с ГУП и с негосударственными поставщиками государственных контрактов в рассматриваемом периоде представлено на рис. 2.
Рис. 2. Соотношение сумм государственных контрактов, заключенных с негосударственными поставщиками, и государственных контрактов, заключенных с государственными унитарными предприятиями в Томской области в 2014-2016 гг.
Итоговые данные по расчету показателя «доля государственных контрактов в стоимостном выражении, заключенных с государственными организациями, в общем количестве заключенных контрактов в отчетном периоде» представлены в табл. 3.
Таблица 3. Доля государственных контрактов в стоимостном выражении, заключенных с государственными организациями, в общем количестве заключенных контрактов в Томской области в 2014-2016 гг.
Показатели 2014 2015 2016
Общая сумма заключенных контрактов, тыс. руб. 8 446 513,4 7 941 813,0 11 275 956,5
Сумма контрактов, заключенных с ГУП, тыс. руб.: 1 520 919,17 985 594,19 4 243 025,01
в т.ч. ГУП ТО «Областное ДРСУ», тыс. руб. 1 008 603,46 424 986,9 3 429 242,35
ОГУП «Областной аптечный склад», тыс. руб. 145 500,6 175 418,6 212 108,38
Доля от общей суммы заключенных контрактов 0,180 0,124 0,376
Можно сделать следующие основные выводы.
В 2015 г. произошло снижение общей стоимости заключенных с государственными предприятиями государственных контрактов как в абсолютном, так и в относительном выражении.
Средняя цена одного контракта, заключенного с основным поставщиком из числа государственных предприятий - ГУП ТО «Областное ДРСУ», в 2015 г. также снизилась по сравнению с 2014 г. с 45 845,61 до 15 178,1 тыс. руб.
Однако в 2016 г. наблюдается резкий скачок показателя «доля государственных контрактов в стоимостном выражении, заключенных с государственными организациями, в общем количестве заключенных контрактов» до уровня 0,376, а средняя цена одного контракта, заключенного с ГУП ТО «Областное ДРСУ», увеличилась до 228 616,16 тыс. руб.
Принимая во внимание, что в 2016 г. произошло увеличение объема расходов бюджета Томской области на строительство дорог, можно сделать предположение, что в 2016 г. государственные заказчики стремились защитить дорожно-строительную отрасль в пользу государственного предприятия путем укрупнения лотов.
В 2014 г. из общей суммы заключенных государственных контрактов 61,6%, или 5 203 423,05 тыс. руб., приходится на контракты, заключенные с поставщиками из Томской области (табл. 4). С поставщиками из Ленинградской области было заключено контрактов на сумму 1 543 160,16 тыс. руб., или 18,27% от общей суммы, с поставщиками из Московской области - на сумму 1 161 203,69 тыс. руб., или 13,75% от общей суммы. На субъекты Федерации, граничащие с Томской областью, пришлось 300 266,9 тыс. руб., или 3,55% от общей суммы заключенных государственных контрактов, на прочих поставщиков - 238 459,55 тыс. руб., или 2,82% от общей суммы.
Таблица 4. Распределение стоимости заключенных в Томской области в 2014 г. государственных контрактов по группам поставщиков в разрезе региональной принадлежности
Сумма заключенных государственных контрактов с поставщиками из региона В % к общей сумме заключенных контрактов
Всего 8 446 513 350,98 100,00
Томская область 5 203 423 045,35 61,60
Ленинградская область 1 543 160 160,12 18,27
Московская область 1 161 203 689,53 13,75
Новосибирская область 173 261 296,34 2,05
Красноярский край 57 054 188,18 0,68
Тюменская область 27 199 924,62 0,32
Кемеровская область 21 923 040,74 0,26
Омская область 20 828 460,54 0,25
Прочие 238 459 545,56 2,82
Соотношение стоимости заключенных в Томской области в 2014 г. государственных контрактов по группам поставщиков в разрезе региональной принадлежности представлено в виде диаграммы на рис. 3.
21 923 040,74
■ Томская область
■ Ленинградская область
■ Московская область
■ Новосибирская область
■ Красноярский край Тюменская область Кемеровская область Омская область Прочие
Рис. 3. Распределение стоимости заключенных в Томской области в 2014 г. государственных контрактов по группам поставщиков в разрезе региональной принадлежности, тыс. руб.
В 2015 г. из общей суммы заключенных государственных контрактов 35,65%, или 2 831 125,05 тыс. руб., приходится на контракты, заключенные с поставщиками из Томской области. С поставщиками из Ленинградской области было заключено контрактов на сумму 1 784 072,6 тыс. руб., или 22,46% от общей суммы, с поставщиками из Московской области - на сумму 1 196 978,43 тыс. руб., или 15,07% от общей суммы. На субъекты Федерации, граничащие с Томской областью, пришлось 1 886 507,62 тыс. руб., или 23,75% от общей суммы заключенных государственных контрактов, на прочих поставщиков - 243 129,36 тыс. руб., или 3,06% от общей суммы (табл. 5).
Таблица 5. Распределение стоимости заключенных в Томской области в 2015 г. государственных контрактов по группам поставщиков в разрезе региональной принадлежности
Сумма заключенных госу- В % к общей сумме
дарственных контрактов с заключенных контрак-
поставщиками из региона тов
Всего 7 941 813 072,59 100,00
Томская область 2 831 125 052,09 35,65
Ленинградская область 1 784 072 606,92 22,46
Омская область 1 561 090 277,70 19,66
Московская область 1 196 978 430,04 15,07
Красноярский край 147 990 551,80 1,86
Новосибирская область 147 437 066,16 1,86
Кемеровская область 23 688 884,89 0,30
Тюменская область 6 300 843,41 0,08
Прочие 243 129 359,58 3,06
173 261 296,34
,_20 828 460,54
,238 459 545,56
Соотношение стоимости заключенных в Томской области в 2015 г. государственных контрактов по группам поставщиков в разрезе региональной принадлежности представлено в виде диаграммы на рис. 4.
23 688 884,89 ^6 300 843,41
■ Томская область
■ Ленинградская область
■ Омская область
■ Московская область Красноярский край Новосибирская область Кемеровская область
I. Тюменская область Прочие
Рис. 4. Распределение стоимости заключенных в Томской области в 2015 г. государственных контрактов по группам поставщиков в разрезе региональной принадлежности, тыс. руб.
В 2016 г. из общей суммы заключенных государственных контрактов на контракты, заключенные с поставщиками из Томской области, приходится 54,32%, или 6 125 294,26 тыс. руб. С поставщиками из Московской области было заключено контрактов на сумму 1 661 505,48 тыс. руб., или 14,73% от общей суммы, с поставщиками из Ленинградской области - на сумму 29 237,9 тыс. руб., или 0,26% от общей суммы. На субъекты Федерации, граничащие с Томской областью, пришлось 3 256 668,46 тыс. руб., или 28,88% от общей суммы заключенных государственных контрактов, на прочих поставщиков - 203 250,42 тыс. руб., или 1,80% от общей суммы (табл. 6).
Таблица 6. Распределение стоимости заключенных в Томской области в 2016 г. государственных контрактов по группам поставщиков в разрезе региональной принадлежности
Сумма заключенных государ- В % к общей сумме
ственных контрактов с по- заключенных
ставщиками из региона контрактов
Всего 11 275 956 525,31 100,00
Томская область 6 125 294 261,14 54,32
Новосибирская область 3 059 150 905,51 27,13
Московская область 1 661 505 484,93 14,73
Красноярский край 116 728 838,07 1,04
Кемеровская область 66 985 003,05 0,59
Ленинградская область 29 237 897,50 0,26
Омская область 10 570 185,61 0,09
Тюменская область 3 233 530,58 0,03
Прочие 203 250 418,92 1,80
Соотношение стоимости заключенных в Томской области в 2016 г. государственных контрактов по группам поставщиков в разрезе региональной принадлежности представлено в виде диаграммы на рис. 5.
■ Томская область
■ Новосибирская область □ Московская область
Красноярский край
■ Кемеровская область Ленинградская область
с Омская область
■ Тюменская область Прочие
Рис. 5. Распределение стоимости заключенных в Томской области в 2016 г. государственных контрактов по группам поставщиков в разрезе региональной принадлежности, тыс. руб.
Доли контрактов, заключенных с группами поставщиков по региональной принадлежности, в стоимостном выражении за период 2014-2016 гг. представлены в табл. 7.
Таблица 7. Доли контрактов, заключенных с группами поставщиков по региональной принадлежности, в стоимостном выражении в Томской области за период 2014-2016 гг., %
2014 2015 2016
Томская область 61,6 35,65 54,32
Московская область 13,75 15,07 14,73
Ленинградская область 18,27 22,46 0,26
Субъекты, граничащие с Томской областью 3,55 23,75 28,88
Прочие регионы 2,82 3,06 1,8
Можно сделать следующие основные выводы.
В 2015 г. на фоне снижения расходной части бюджета и общих затрат на государственные закупки Томской области наблюдается снижение показателя «доля государственных контрактов в стоимостном выражении, заключенных с региональными подрядчиками, в общей стоимости государственных контрактов». Доля государственных контрактов в стоимостном выражении, заключенных с поставщиками субъектов, граничащих с Томской областью, напротив, возросла.
В 2016 г. наблюдается рост доли государственных контрактов, заключенных с региональными поставщиками, а также с поставщиками субъектов, граничащих с Томской областью.
Традиционно высокой на протяжении всего рассматриваемого периода остается доля государственных контрактов, заключенных с поставщиками Московской области.
Итоговое значение авторских показателей эффективности контрактной системы Томской области в 2014-2016 гг. представлено в табл. 8.
Таблица 8. Значения коэффициентов К, К2 и К3 в Томской области в 2014-2016 гг.
2014 2015 2016
К1 2,91 3,32 3,72
К2 0,18 0,124 0,376
К3 0,616 0,3565 0,5432
Количество заключенных контрактов 2191 2215 2497
Количество расторгнутых контрактов 562 685 644
Доля расторгнутых контрактов, % 25,7 30,9 25,8
Примечание. К1 - количество участников конкурсных процедур размещения государственного заказа на одну процедуру; К2 - доля государственных контрактов в стоимостном выражении, заключенных с государственными организациями, в общем количестве заключенных контрактов в отчетном периоде; К3 - доля государственных контрактов в стоимостном выражении, заключенных с региональными подрядчиками, в общей стоимости государственных контрактов в отчетном периоде.
Можно сделать следующие основные выводы.
В Томской области затраты на государственные закупки составляют значительную долю расходной части областного бюджета. Однако на фоне роста расходной части бюджета области в рассматриваемом периоде в 2015 г. наблюдается снижение общей суммы затрат на государственные закупки как в абсолютном, так и в относительном выражении.
Уровень конкуренции на государственном рынке Томской области на протяжении рассматриваемого периода стабильно растет - показатель «количество участников конкурсных процедур размещения государственного заказа на одну процедуру» в Томской области от года к году увеличивается. Данная тенденция, на наш взгляд, свидетельствует о развитии контрактной системы Томской области, росте заинтересованности коммерческих организаций в участии в конкурсных процедурах, а также доступности этих процедур для участников.
В 2015 г. произошло снижение общей стоимости заключенных с государственными предприятиями государственных контрактов как в абсолютном, так и в относительном выражении.
Средняя цена одного контракта, заключенного с основным поставщиком из числа государственных предприятий - ГУП ТО «Областное ДРСУ», в 2015 г. также снизилась по сравнению с 2014 г. с 45 845,61 до 15 178,1 тыс. руб.
Однако в 2016 г. наблюдается резкий скачок показателя «доля государственных контрактов в стоимостном выражении, заключенных с государственными организациями, в общем количестве заключенных контрактов»
до уровня 0,376, а средняя цена одного контракта, заключенного с ГУП ТО «Областное ДРСУ», увеличилась до 228 616,16 тыс. руб.
Данная тенденция, на наш взгляд, свидетельствует о стремлении государственных заказчиков к защите дорожно-строительной отрасли в пользу государственного предприятия путем укрупнения лотов.
Наибольшая доля стоимости государственных контрактов Томской области в рассматриваемом периоде приходится на поставщиков Томской области, однако в 2015 г. показатель «доля государственных контрактов в стоимостном выражении, заключенных с региональными подрядчиками, в общей стоимости государственных контрактов» снизился до уровня 0,3565. Значительная доля государственных контрактов в стоимостном выражении в 2015 г., а именно 0,3753, пришлась на поставщиков Московской и Ленинградской областей, кроме того, 0,2375 стоимости заключенных государственных контрактов пришлось на поставщиков субъектов, граничащих с Томской областью. На протяжении всего периода 2014— 2016 гг. количество заключенных государственных контрактов увеличивается, однако именно в 2015 г. количество расторгнутых государственных контрактов, а также доля расторгнутых государственных контрактов в общем количестве заключенных наивысшие за весь рассматриваемый период - 685 и 30,9% соответственно.
Литература
1. Единая информационная система в сфере закупок. URL: zakupki.gov.ru
2. Информационная аналитическая система мониторинга и анализа социально-экономического развития Томской области. URL: https://monitoring.tomsk.gov.ru/ in-dex.php/razdely/monitoring-zakupok (дата обращения: 27.08.2017).
3. Морозова А.И. Основные направления повышения эффективности реализации государственной закупочной политики // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2013. № 4. С. 38-46.
4. «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Томской области»: распоряжение администрации Томской области от 28.12.2016 № 976-ра // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2017. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»: Закон Томской области от 27 декабря 2013 года № 227-ОЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2017. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»: Закон Томской области от 30 декабря 2014 г. № 193-ОЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2017. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
Indukaev V.O., Department of General and Applied Economies, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Kaz M.S., Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of Management and Marketing of Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation); Tomsk State University Control Systems and Radioelectronics, Department of Economics (Tomsk, Russian Federation). E-mail:[email protected]
118
В.О. HudyKaee, M.C. Ka3
EVALUATION OF TOMSK REGION PURCHASING SYSTEM EFFICIENCY IN THE FIELD OF GOODS AND SERVICES PROCUREMENT
Keywords: procurement, state contracts, contractual economy, procurement efficiency, state costumer, Tomsk region.
This paper is devoted to the empirical analysis of the results of procurement activities in Tomsk region for the period 2014-2016. For this analysis authorial coefficients of the procurement efficiency are using. Author use following indicators of procurement efficiency: "the average number of participants in the competitive procedures per one procedure", "the share of state contracts in value terms, concluded with state organizations in the total number of contracts concluded," "the share of state contracts in value terms, with regional contractors in the total value of government contracts in the reporting period." The article reveals regularities and makes appropriate conclusions about the efficiency of procurement activities of public authorities of the Tomsk region.
References
1. Edinaya informacionnaya sistema v sfere zakupok [EHlektronnyj resurs]. URL: zakupki.gov.ru
2. Informacionnaya analiticheskaya sistema monitoringa i analiza social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Tomskoj oblasti [Elektronnyj resurs]. URL: https://monitoring.tomsk.gov.ru/index.php/razdely/monitoring-zakupok (data obrashcheniya: 27.08.2017). '
3. Morozova A.I. Osnovnye napravleniya povysheniya ehffektivnosti realizacii gosudar-stvennoj zakupochnoj politiki // HTAP: ehkonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. 2013. № 4. S. 38-46.
4. «O monitoringe zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya nuzhd Tomskoj oblasti» [Elektronnyj resurs]: rasporyazhenie administracii Tomskoj oblasti ot 28.12.2016 № 976-ra // Konsul'tantPlyus : sprav. pravovaya sistema. Versiya Prof. EHlektron. dan. M., 2017. Dostup iz lokal'noj seti Nauch. b-ki Tom. gos. un-ta.
5. «Ob oblastnom byudzhete na 2014 god i na planovyj period 2015 i 2016 godov» [Elektronnyj resurs]: Zakon Tomskoj oblasti ot 27 dekabrya 2013 goda №227-OZ // Konsul'tantPlyus : sprav. pravovaya sistema. Versiya Prof. EHlektron. dan. M., 2017. Dostup iz lokal'noj seti Nauch. b-ki Tom. gos. un-ta.
6. «Ob oblastnom byudzhete na 2015 god i na planovyj period 2016 i 2017 godov» [Elektronnyj resurs]: Zakon Tomskoj oblasti ot 30 dekabrya 2014 g. № 193-OZ // Konsul'tantPlyus : sprav. pravovaya sistema. Versiya Prof. EHlektron. dan. M., 2017. Dostup iz lokal'noj seti Nauch. b-ki Tom. gos. un-ta.V.O. Indukaev, M.S. Kaz
For referencing:
Indukaev V.O., Kaz M.S. Ocenka ehffektivnosti kontraktnoj sistemy v sfere zakupok tovarov, rabot i uslug dlya nuzhd Tomskoj oblasti [Evaluation of Tomsk region purchasing system efficiency in the field of goods and services procurement]. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics, 2018, no 42, рр. 105-118.