Научная статья на тему 'Оценка эффективности кластерной формы развития перерабатывающей отрасли АПК (на примере Воронежской области)'

Оценка эффективности кластерной формы развития перерабатывающей отрасли АПК (на примере Воронежской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / РЕГИОН / МОЛОЧНЫЙ КЛАСТЕР / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / РИСКИ / CLUSTER / REGION / DAIRY CLUSTER / SYNERGETIC EFFECT / RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булгакова Ирина Николаевна

В статье дана оценка уровня развития и потенциала кластеризации молочной отрасли Воронежской области, как наиболее перспективной формы развития интеграционных процессов, позволяющей с учетом отраслевых и региональных особенностей полнее реализовать эффект масштаба производства. Представлены количественные и качественные показатели деятельности молочного кластера, выявлены основные проблемы его развития и сформулированы условия роста производственных показателей в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article assesses the level of development and clustering potential of the dairy industry of the Voronezh region. It is the most promising form of development of integration processes, since it allows taking into account industry peculiarities and regional characteristics to fully realize the effect of the scale of production. The quantitative and qualitative indicators of the milk cluster activity are presented, the main problems of its development are revealed and the long-term conditions of production indicator growth are formulated.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности кластерной формы развития перерабатывающей отрасли АПК (на примере Воронежской области)»

Булгакова И.Н.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛАСТЕРНОЙ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ АПК (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. В статье дана оценка уровня развития и потенциала кластеризации молочной отрасли Воронежской области, как наиболее перспективной формы развития интеграционных процессов, позволяющей с учетом отраслевых и региональных особенностей полнее реализовать эффект масштаба производства. Представлены количественные и качественные показатели деятельности молочного кластера, выявлены основные проблемы его развития и сформулированы условия роста производственных показателей в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова. Кластер, регион, молочный кластер, синергетический эффект, риски.

Bulgakova I.N.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE CLUSTER FORMS OF DEVELOPMENT OF THE PROCESSING INDUSTRY AIC (BASED ON THE EXAMPLE OF THE VORONEZH REGION)

Abstract. The article assesses the level of development and clustering potential of the dairy industry of the Voronezh region. It is the most promising form of development of integration processes, since it allows taking into account industry peculiarities and regional characteristics to fully realize the effect of the scale of production. The quantitative and qualitative indicators of the milk cluster activity are presented, the main problems of its development are revealed and the long-term conditions of production indicator growth are formulated.

Keywords. Cluster, region, dairy cluster, synergetic effect, risks.

В экономике Воронежской области довольно развитая промышленность успешно соседствует с аграрным комплексом. В регионе зарегистрировано около пяти тысяч промышленных предприятий. В структуре промышленности сочетаются: электроэнергетика, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, промышленность строительные материалов и пищевая промышленность. Поэтому в развитии экономики такого индустриально-аграрного региона большую роль играют институциональные реформы и продуманная региональная политика, направленная на создание новых форм интеграции и кооперации, которые призваны обеспечивать накопление и эффективное использование ресурсов на территории региона, повышение конкурентоспособности производимой продукции, инновационное развитие и устойчивость развития региона в долгосрочной перспективе [1-4].

Целевой компонентой структуризации региона является институциональная разработка и адаптация предприятий - «точек роста» перерабатывающей промышленности. В рамках принятой и реализуемой сегодня Концепции кластерной политики Воронежской области в промышленном секторе экономики, областным правительством оказывается активная поддержка по созданию и

ГРНТИ 06.61.33 © Булгакова И.Н., 2017

Ирина Николаевна Булгакова - кандидат экономических наук, доцент кафедры математических методов исследования операций Воронежского государственного университета.

Контактные данные для связи с автором: 394018, г. Воронеж, Университетская пл., 1 (Russia, Voronezh, Universitetskaya sq., 1). Тел.: 8 (905) 653-17-68. E-mail: [email protected].

поддержанию кластерных инициатив на территории региона. Применение кластерного подхода в целях развития экономики соответствует требованиям современной промышленности и общему направлению совершенствования форм хозяйствования на основе интеграции [5, 6].

Механизмы функционирования интегрированных структур представляют собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, методов и форм на стабильной или временной основе при объединении ресурсов участников объединенных структур и определяющих реализацию стратегии их развития. Рассматриваемые механизмы включают программы модернизации действующих и создания новых производств, реализующих инвестиционные, маркетинговые и образовательные проекты и, главное, предполагают удовлетворение потребностей как участников кластеров (сетей), так и общества в целом, с достижением оцениваемых количественных показателей. При оценке эффективности кластеризации речь идет о синергетическом эффекте [7]. Конечным результатом деятельности кластера предполагается получение эффекта определенной природы и определенного характера. В частности, это может быть увеличение положительных финансовых результатов через рост получения доходов и одновременного снижения общего уровня затрат.

В соответствии с «дорожной картой» кластерного развития региональное правительство координирует молочное направление. Разработка воронежского молочного кластера началась в 2014 году. Основной задачей создания структуры являлось объединение и синхронизация усилий всех компаний, задействованных в разных отраслях - от производства кормов и сырья до создания конечного продукта переработки. Локализация подобных интегрированных структур молочной продукции полностью определяется развитием молочного скотоводства в области и предприятиями по переработке молока. Так, в период с 2011 г. по 2015 г. в регионе функционировали 15 молочных комплексов, рассчитанных на 1,2-3,0 тыс. голов дойного стада каждый. При этом годовой объем производства молока вырос за пять лет на 48%, или 163 тыс. т, надой на одну фуражную корову увеличился более чем на 1069 кг и составил 9790 кг.

С 2016 года в кластер было объединено более 200 предприятий и хозяйств разного масштаба и специализации, к которым относятся производители комбикормов, селекционные центры, производители и переработчики молока, организации ветеринарного сопровождения. Крупнейшие предприятия кластера - ООО «ЭкоНиваАгро», УК ООО «Дон Агро», ГК «Молвест» и ГК «Продимекс». Молочный кластер Воронежской области имеет структуру, приведенную на рисунке. Финансирование проекта по созданию молочного кластера Воронежской области оценивается в 60 млрд рублей, которые должны быть освоены в период с 2014 по 2020 гг. Почти половину требуемых средств составят вложения частных инвесторов, которыми могут стать компании, уже реализующие проекты на территории региона, и новые инвесторы, в том числе из других регионов и стран (табл. 1).

Реализация программы позволила создать благоприятные экономические условия для устойчивого развития молочного скотоводства, повысить эффективность работы аграрных товаропроизводителей, занимающихся производством молока, обеспечить население молоком и молочными продуктами отечественного производства, повысить конкурентоспособность продукции. Эффективность проводимой политики подтверждается рейтингом Воронежской области по производству молока в ЦФО (см. табл. 2).

В январе-июне 2017 года в Воронежской области было произведено 292 тыс. тонн молока, что на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По объемам произведенного молока по итогам 2016 года Воронежская область уступает Республике Татарстан (1 место), Республике Башкортостан (2 место), Алтайскому краю (3 место), Краснодарскому краю (4 место), Ростовской области (5 место) и республике Дагестан (6 место). Среди областей ЦЧР Воронежская область является безусловным лидером, ежегодно наращивая темпы производства (в остальных областях в период 2014-2016 гг. темпы производства молока остаются неизменными или снижаются).

Анализируя деятельность молочного кластера, обратим внимание на риски, связанные с его становлением и развитием. А именно: внешние риски - недостаточный уровень финансирования, неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т.д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией; внутренние риски - организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров, производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).

Рис. Структура молочного кластера Воронежской области Объемы финансирования проекта создания молочного кластера (млн руб.)

Таблица 1

Источник финансирования 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Итого

Внебюджетные средства 3736,8 5475,8 3917,8 4139,3 4181,6 4273,3 4273,3 29951,1

Средства федерального бюджета 1071,9 1611,4 1691,3 1775,6 1862,4 1955,3 2052,9 12020,8

Средства регионального бюджета 1860,3 2276,8 1964,8 2766,7 2849,1 2935,6 2025,3 17678,6

Всего (без учета средств местных бюджетов) 6683,9 9379,0 7588,8 8696,6 8908,1 9132,4 9366,4 59650,5

Источник: Программа создания и развития молочного кластера Воронежской области.

Адаптация функционирования механизмов молочного кластера происходит за счет управления рисками: точное и своевременное финансирование, поступающее из разных источников; выполнение технологических регламентов; цены (на удобрения, фуражное зерно) регулируются государством. При определении безопасной деятельности предприятий, входящих в интегрированную структуру по молоку, учитывался риск недополучения «запланированных объемов молока из-за невыхода на прогнозируемые показатели среднего удоя на корову в год и невыхода на плановое поголовье молочного скота» [8-10].

В качестве критериев невыхода на плановые показатели Ведомственной целевой программой «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ Воронежской области на 2013-2015 годы» было принято: 20% от ежегодной прибавки продуктивности - кг на одну корову; и минус 4% к плану по численности коров (см. табл. 3).

Расчеты показали, что риски от невыхода на плановые показатели по удою на корову в год и численности коров приводят к существенными экономическими потерями. По мнению экспертов, риски от невыхода на плановый годовой валовой надой молока составляют 20% от плановых показателей, из них: от невыхода на плановую продуктивность - 9%, невыхода на плановое поголовье коров - 6%, из-за повышения цены реализации молока - 5%. Возможность снизить указанные риски позволяет объединение предприятий, что посредством мониторинга указанных рисков позволит принять соответствующие меры, поскольку регулирование рисков и адаптация деятельности интегрированных структур входит в сферу планирования и контроля предприятий, входящих в кластер.

Таблица 2

Рейтинг регионов России в разрезе Центрального федерального округа по производству молока _в хозяйствах всех категорий (тысяч тонн)_

2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Ранг в РФ, 2016

Российская Федерация 31070 31847 31646 31756 30529 30791 30797 30759

Центральный фед. округ 6431,5 5753,2 5708,0 5784,1 5494,0 5393,4 5406,3 5434,8 2

Белгородская область 517,8 557,4 538,9 557,7 542,7 544,2 531,5 542,6 20

Брянская область 437,8 337,3 336,5 350,7 332,0 312,7 291,1 293,2 38

Владимирская область 303,1 311,9 333,7 359,7 346,6 345,1 354,7 369,1 33

Воронежская область 618,2 683,3 708,1 742,4 755,9 788,5 807,7 829,3 7

Ивановская область 183,3 168,1 164,7 163,3 150,6 149,2 154,5 158,0 59

Калужская область 241,6 232,6 227,9 234,0 219,7 228,3 253,8 269,1 40

Костромская область 156,1 133,2 127,6 121,0 111,3 106,9 108,1 108,2 65

Курская область 396,7 384,3 392,6 394,2 359,4 325,0 310,0 294,2 36

Липецкая область 337,8 274,5 285,3 275,1 253,3 248,1 254,6 255,0 41

Московская область 950,2 769,4 727,5 693,0 643,9 637,4 631,1 628,9 16

Орловская область 294,3 236,2 228,1 229,3 214,7 191,6 183,9 178,0 55

Рязанская область 382,6 364,4 366,2 370,5 354,9 365,1 374,9 381,1 32

Смоленская область 372,1 299,9 324,1 325,8 298,3 235,6 218,1 207,9 47

Тамбовская область 280,9 232,9 221,0 221,1 221,6 223,8 220,3 200,2 49

Тверская область 388,9 297,2 270,5 250,8 223,2 212,6 213,5 212,6 46

Тульская область 269,0 205,8 202,0 192,9 173,1 176,7 187,3 185,8 52

Ярославская область 301,1 264,8 253,7 261,1 263,3 272,4 280,7 293,6 37

г. Москва 41,6 29,6 30,1 30,5 28,1 75

Источник: данные Росстата.

Таблица 3

Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта реализации проекта кластерного развития в части объемов производства молока, млн рублей (в ценах соответствующего года)_

Виды рисков 2013 2014 2015

От невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову) 48,2 39,6 32,4

От невыхода на плановое поголовье коров, голов 3526 3628 3710

Общая оценка рисков от невыхода на плановый валовый надой молока в год, тонн 170 143,7 120,2

Общая оценка рисков: от невыхода на плановый валовый надой молока в год, млн. руб. (в ценах 2012 г. -13729 руб./тонна) 1,8 1,5 1,3

Источник: Распоряжение правительства Воронежской области от 27.06.2012 г. № 383-р «О Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года».

Кадровый потенциал и наличие квалифицированных кадров в молочном производстве Воронежской области является оптимизирующим фактором формирования молочной интегрированной структуры. Воронежский государственный аграрный университет ежегодно выпускает около 2500 специалистов по различным сельскохозяйственным специальностям; Воронежская государственная технологическая академия осуществляет подготовку около 850 специалистов для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

Согласно данным органов управления АПК в субъектах федерации, в последние годы на предприятиях сельского хозяйства остаются трудиться около 20% выпускников вузов соответствующих специальностей. Текучесть рабочих кадров, как и сменяемость руководителей предприятий, продолжает оставаться высокой. При этом органы управления АПК не вовлечены ни в вопросы набора, ни в трудоустройство выпускников. Такая ситуация объясняет двукратное расхождение показателей отчетности вузов о получивших направления на предприятия АПК - 50-55% и отчетности органов управления АПК субъектов федерации о прибытии на предприятия АПК молодых специалистов - 23-25%.

В числе главных специалистов хозяйств доля специалистов с высшим образованием составляет 66,4%, средним специальным - 31,7%. Лица в возрасте до 30 лет составляют 37,7% (в том числе руководители сельскохозяйственных предприятий - 1,6%), от 30 до 55 лет - 24,6%, от 55 лет и старше - 37,7%. Дефицит квалифицированных трудовых ресурсов с высшим профессиональным образованием в агропромышленном комплексе составляет более 300 человек, в том числе по наиболее востребованным для сельскохозяйственной отрасли специальностям: агрономы (25 чел.), зоотехники (21 чел.), ветеринарные врачи (37 чел.) и инженеры (28 чел.).

Оптимизации структуры подготовки специалистов в новых экономических условиях может послужить создание единых образовательных комплексов, включающих в себя профессионально-техническое, средне-специальное, высшее, последипломное образование. Этому способствует географическое расположение центров получения среднего профессионального образования Воронежской области и их соответствие зонам производства кластерной структуры. Стратегической задачей таких комплексов будет являться формирование системы непрерывного образования, осуществляющей ступенчатую подготовку специалистов. Главным преимуществом единого образовательного центра будет концентрация ресурсов, скоординированность и преемственность учебных программ, большая привязка содержания образования к реальным потребностям рынка труда.

В долгосрочной перспективе добиться роста производственных показателей молочного кластера можно будет только при выполнении следующих условий [11]: построение внятной стратегии допуска импорта на отечественный рынок; внедрение системы товарных закупок и интервенций со стороны государства для регулирования закупочных цен на молоко; дальнейшее наращивание объемов субсидирования отрасли (прямые дотации на производство 1 кг молока, а также компенсации процентных ставок по инвестиционным кредитам); санация проблемных предприятий и передача их в управление эффективным собственникам на льготных условиях; внедрение эффективных мер борьбы с фальсифицированной молочной продукцией на рынке; стимулирование внутреннего спроса на молоко и молокопродукты путем реализации социальных программ разного характера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронежский статистический ежегодник. 2017: Стат. сборник. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://voronezhstat.gks.ru (дата обращения 30.12.2017).

2. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 511 с.

3. Российский статистический ежегодник. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ bgd/regl/b17_13/Main.htm (дата обращения 30.12.2017).

4. Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций: монография. М.: Дашков и К, 2003.

5. Вертакова Ю.В., Клевцова М.Г., Плотников В.А., Положенцева Ю.С. Механизм структуризации социально-экономического пространства региона: кластерный подход: монография. М.: Русайнс, 2017. 296 с.

6. Распоряжение правительства Воронежской области от 27.06.2012 г. № 383-р «О Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года».

7. Абрамов Г.В., Булгакова И.Н., Алексеев А.П. Использование трудности достижения цели для оценки си-нергетического эффекта при создании интегрированных структур // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 10 (41). Часть 2. С. 6-10.

8. Программа создания и развития молочного кластера Воронежской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dairynews.ru/images3/2014/August/Klast/Klast.pdf (дата обращения 14.05.2016).

9. Чарыкова О.Г. Стратегическое направление развития регионального рынка молока в условиях глобализации // Стратегия инновационного развития агропромышленного комплекса в условиях глобализации экономики: материалы международной научно-практической конференции, 2015. С. 342-345.

10. Чарыкова О.Г., Чернышева И.И. Методологические аспекты мониторинга рынка молока // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2015. № 8. С. 50-53.

11. Отечественные производители молока способны заменить на рынке зарубежные компании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://voronezh.milknet.ru/news/otechestvennie-proizvoditeli-moloka-sposobni-zamenit-na-340962 (дата обращения 30.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.