Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY-NC
44
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Игонин В.В., Жуков В.А.

Статья указывает на необходимость внедрения автоматизированных систем мониторинга судовых энергетических установок и содержит обзор проблем, которые необходимо учитывать при проведении оценки эффективности использования систем мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF MONITORING SYSTEMS FOR SHIP POWER PLANTS

The article points out the need for the introduction of automated monitoring systems for marine power plants and provides an overview of the problems that need to be taken into account when evaluating the effectiveness of monitoring systems.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК»

V.V. Igonin, V.A. Zhukov

Evaluation of the effectiveness of the use of monitoring systems for ship power plants

DOI: 10.24937/2542-2324-2021-1-S-I-31-32 УДК 656.614.3+681.518.5

В.В. Игонин, В.А. Жуков

ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

Статья указывает на необходимость внедрения автоматизированных систем мониторинга судовых энергетических установок и содержит обзор проблем, которые необходимо учитывать при проведении оценки эффективности использования систем мониторинга.

Ключевые слова: системы мониторинга, автоматизация, оценка эффективности, инновации. Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

DOI: 10.24937/2542-2324-2020-1-S-I-31-32 UDC 656.614.3+681.518.5

V.V. Igonin, V.A. Zhukov

GUMRF them. Admiral S.O. Makarova, St. Petersburg

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF MONITORING SYSTEMS FOR SHIP POWER PLANTS

The article points out the need for the introduction of automated monitoring systems for marine power plants and provides an overview of the problems that need to be taken into account when evaluating the effectiveness of monitoring systems. Key words: monitoring systems, automation, effectiveness evaluation, innovation. Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

Внедрение автоматизированных систем мониторинга судовых энергетических установок является одной из основной тенденцией развития мирового судостроения и судоходства. Цифровизация процедуры мониторинга формирует принципиально новую структуру рынков и условий работы их участников. Мониторинг операционной деятельности с использованием современных цифровых технологий открывает доступ к контролю технического состояния судна, его энергетической установки и судовых систем в процессе эксплуатации [1].

Однако оценка эффективности использования систем мониторинга судовых энергетических установок не является однозначной. Методы оценки эффективности подобного проекта привязаны к определенным условиям современного рынка и конкретным типам судов. Наиболее насущными вопросами, с ко-

торыми традиционно сталкиваются судовладельцы, является значительная волатильность рынков, влияющих на деятельность компании и спрос ресурсов, а также эффективность управления активами.

Фрахтовый рынок, определяющий стоимость грузоперевозок водным транспортном, считается очень динамичным - спрос на нем может достаточно быстро меняться [2]. Ситуация, в которой рынок срочно нуждается в дополнительном количестве новых судов, не может быть разрешена оперативным способом по причине длительного строительства новых единиц техники. Для покрытия спроса судовладельцы могут реже списывать старые суда и чаще обращаться к покупке подержанных. Таким образом, за ростом фрахтовых ставок следует рост спроса на строительство новых судов, их стоимость, а также цен на поддержанные суда.

Для цитирования: Игонин В.В., Жуков В.А. Оценка эффективности использования систем мониторинга судовых энергетических установок. Труды Крыловского государственного научного центра. 2021; Специальный выпуск 1: 31-32. For citations: Igonin V.V., Zhukov V.A. Evaluation of the effectiveness of the use of monitoring systems for ship power plants. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2021; Special Edition 1: 31-32 (in Russian).

ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

31

В. В. Игонин, В.А. Жуков

Оценка эффективности использования систем мониторинга судовых энергетических установок

11-20 лет 2%

21-30 лет! 10% ,

Рис. 1. Возрастная структура судов внутреннего плавания, %

Для корректного формирования методики оценки эффективности внедрения систем мониторинга необходимо определить сектор судов, наиболее часто встречающихся на рынке грузоперевозок России. В этом состоит еще одна проблема методов оценки эффективности. Российский флот стареет значительно быстрее, чем обновляется. При относительно периодическом обновлении морского флота под флагом Российской Федерации, речной флот страны с 1996 года практически не развивался. Возрастная структура речных и озерных судов в России по данным Росстата на 2017 год представлена на рис. 1.

Пополнение российского флота в необходимом объеме сдерживается рядом факторов, среди которых высокая капиталоемкость строительства судов, высокая стоимость кредитных ресурсов для судоходных компаний и длительные сроки окупаемости судов. Для обновления речного флота разработан ряд мер, направленных на субсидирование отечественных транспортных компаний. В частности, Постановлением Правительства № 502 от 27 апреля 2017 года утверждены правила предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен сданных на утилизацию.

Методика оценки эффективности использования систем мониторинга СЭУ должна предполагать учет тарифов на грузоперевозки, которые действуют в линейном судоходстве. Конъюнктура фрахтового рынка обусловлена не только циклическими, но и регулярными изменениями. Колебания связаны с сезонным характером производства ряда определенных товаров, таких как: зерно, сахар, хлопок и т.п. Также на тарифы оказывает влияние сезонный рост спроса или сокращение числа грузопере-возчиков в определенном регионе.

Кроме того, фрахтовая конъюнктура нередко зависит от различного рода военно-политических

и социальных причин. Рост фрахтовых ставок может возникнуть вследствие обострения международных отношений, внеочередного пополнения стратегических запасов топлива и сырья вовлеченными странами, а также заказами грузоперевозок военной сферы.

Внедрение инновационных судовых систем требует пересмотра и корректировки ряда документов международно-правовой базы, в которую входят:

■ юрисдикционные нормы, определяющие права и обязанности государств в отношении судов в различных морских районах;

■ технические правила, определяющие нормы охраны окружающей среды, безопасности моряков, технической подготовки экипажей и ряда других стандартов, разработанных и принятых международной морской организацией;

■ нормы частного права, которые определяют ответственность при нанесении ущерба окружающей среде, грузу, другим участникам транспортировки и рабочим.

Оценка эффективности использования систем мониторинга СЭУ является комплексной процедурой, которая должна учитывать следующие проблемные аспекты:

■ реструктуризацию состава российского флота в связи со списанием судов советской постройки;

■ слабую прогнозируемость развития российского рынка речных и морских грузоперевозок;

■ колебания рынка фрахтовых ставок, непосредственно влияющие на прибыль судовладельцев;

■ изменения в нормативно-правовой базе использования инновационных автономных продуктов.

Список использованной литературы

1. Каретников В.В., Пащенко И.В., Соколов А.И. Перспективы внедрения безэкипажного судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации // Вестник ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова. 2017. Т. 9. № 3. С. 619-627.

2. Кутузова М. Хаос и путаница на рынке морской бункеровки [Электронный ресурс] // Нефть и Капитал [электронный журнал], 2018. URL: https://oilcapital.ru/article/general/31-08-2018/haos-i-putanitsa-na-rynke-morskoy-bunkerovki (дата обращения: 15.01.2021).

Поступила / Received: 15.11.21 Принята в печать / Accepted: 08.12.21 © Игонин В.В., Жуков В. А., 2021

32

Труды Крыловского государственного научного центра. Специальный выпуск 1, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.