Научная статья на тему 'Оценка эффективности использования ресурсного потенциала торгового предприятия малого бизнеса'

Оценка эффективности использования ресурсного потенциала торгового предприятия малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2437
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ОБОБЩАЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / МЕТОДЫ / RESOURCE POTENTIAL / EFFICIENCY USAGE / GENERAL INDEX / METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилова Альбина Сергеевна

Рассматривается актуальная в данное время проблема оценки эффективности ресурсного потенциала, которая бы позволила определить способность торговых предприятий малого бизнеса к эффективному функционированию и развитию. Предлагается новый метод оценки эффективного использования ресурсного потенциала, учитывающий специфику торговых предприятий малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Данилова Альбина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF THE RESOURCE POTENTIAL EFFICIENCY USAGE OF A SMALL-SCALE BUSINESS TRADE ENTERPRISE

A new method of the resource potential efficiency estimation which would allow to define the small-scale business trade enterprises possibility to effective functioning and development is offered. The method takes into account specificity of the small-scale business trade enterprises.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности использования ресурсного потенциала торгового предприятия малого бизнеса»

создаваемые и существующие российские производители в настоящий момент стоят перед выбором возможных альтернатив развития. Выбор предприятий и актуализация одного из двух существующих вариантов во многом зависят от позиции государства по отношению к солнечной энергетике и микроэлектронике. Учитывая стратегическую заинтересованность власти в развитии наукоемких производств, следует предполагать, что предпочтительным вариантом развития событий является активное культивирование солнечной энергетики в РФ, а также стимулирование отечественных производителей микроэлектроники, а значит, рост потребления интегральных микросхем отечественного производства. Дефицит отечественного спроса на данную продукцию на первом этапе развития программ будет компенсирован высоким спросом на внешнем рынке с последующей постепенной ориентацией на внутренний спрос и обеспечение отечественных программ.

В данном контексте в качестве приоритетных можно выделить проекты «Кремний России» и «Подольский кремний», реализуемые с участием государства и при его поддержке. Оба проекта могут выступать в качестве базиса для национальных программ, выступая в роли надежных поставщиков продукции, кроме того, в буду-

щем возможна кооперация предприятий в рамках выполнения обязательств по данным программам и минимизирования власти поставщиков. Для остальных проектов возможным вариантом также является участие в национальных программах, однако для них данная возможность является альтернативой в случае изменения ситуации на мировом рынке. Возможная смена собственника, снижение объемов производства или переориентирование данных производств на выпуск другой продукции, при условии существования двух предприятий, выполняющих государственный заказ и участвующих в национальных программах, не несет в данной ситуации никакой стратегической угрозы.

Библиографический список

1. Пархоменко, Ю. Н. Российскому кремнию - быть / Ю. Н. Пархоменко // Электроника: наука, технология, бизнес. 2006. № 8. С. 11-17.

2. On its way // Photon International. 2007. N° 7. P. 30.

3. Наумов, А. В. Еще раз о развитии солнечной энергетики и рынке кремниевого сырья в 2007-2010 гг. / А. В. Наумов // Изв. вузов. Материалы электрон. техники, 2007. № 1. С. 15-20.

A. V Grigorjev, R. V Beller PROSPECTIVE TRENDS OF RUSSIAN SILICON INDUSTRY

The necessity to develop silicon industry in the Russian Federation is well found. The features oft of the silicon industry in the Russian Federation development are examined and systematized: the main enterprises working in this field and the projects supposed to be implemented, the home market features. Each project existed in the RF silicon industry is estimated with the relation to the future trends, weak and strong aspects are released, much promising and viable projects are determined. Possible ways to develop silicon industry in the Russian Federation are indicated.

Keywords: silicon projects, strategies of development, silicon industry in the Russian Federation, ways to develop silicon industry in the Russian Federation.

УДК 338.24

А. С. Данилова

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Рассматривается актуальная в данное время проблема оценки эффективности ресурсного потенциала, которая бы позволила определить способность торговых предприятий малого бизнеса к эффективному функционированию и развитию. Предлагается новый метод оценки эффективного использования ресурсного потенциала, учитывающий специфику торговых предприятий малого бизнеса.

Ключевые слова: ресурсный потенциал, эффективность использования, обобщающий показатель, методы.

Малое предприятие представляет собой наиболее распространенный элемент рыночной структуры, обладающий гибкой и динамичной формой предпринимательской деятельности. Оно быстро реагирует на изменение спроса, при необходимости перестраивает номенклатуру и ассортимент продукции и наиболее восприимчиво

к техническим новинкам, обеспечивает эффективность и быструю окупаемость вложенных средств.

На 1 января 2008 г. число малых предприятий в Красноярском крае составило 15 879, по сравнению с 2007 г. увеличившись на 52 % (в 2007 г. - 10 466), из них занимались оптовой и розничной торговлей в 2007 г. - 4 607

(44 %), а в 2008 г. - 7 737 (48,7 %). Оборот торговых предприятий малого бизнеса в январе-июне 2008 г. составил 68 933,1 млн руб., это равно 71,9 % от общего оборота малых предприятий, а в 2007 г. - 70,7 % [1]

Одной из главных задач торговых предприятий малого бизнеса является учет ресурсов. Особую значимость этот вопрос приобретает в связи с ограниченностью самих ресурсов, что подтверждается необходимостью постоянного поиска путей их интенсивного использования [2; 3].

Учет внутренних возможностей и положения в рыночной среде позволяет своевременно избавиться от излишних ресурсов, если уровень их использования снижается, сохранять и растить те необходимые ресурсы, которые востребованы рынком. В этих целях целесообразно в системе оценочных показателей эффективности ресурсов использовать экономическую категорию, через которую можно учитывать величину накопленных ресурсов, степень использования возможностей и величину созданного общественного продукта. Такой оценочной категорией может служить «ресурсный потенциал» [4].

Ресурсный потенциал торгового предприятия малого бизнеса (РПТП МБ) - совокупность взаимосвязанных элементов движущих сил торгового предприятия малого бизнеса, используемых в торгово-закупочном процессе и направленных на удовлетворение потребностей предприятия, персонала и населения.

Структуру ресурсного потенциала торгового предприятия малого бизнеса составляют следующие элементы, которые в связи со спецификой данных предприятий ограничены:

1) финансово-имущественный потенциал, показывающий соотношение собственного, привлеченного, заемного капитала, возможности привлечения дополнительных финансовых ресурсов, наличие высоколиквидных активов; совокупность средств предприятия, находящихся под контролем организации;

2) кадровый потенциал, характеризующий численный и профессионально-квалификационный состав работников, их интеллектуальный уровень и способность к обучению и развитию, возможности для обучения и повышения квалификации персонала;

3) информационно-маркетинговый потенциал, отображающий объем информации о внутренней и внешней среде предприятия и возможности его увеличения; какую продукцию реализует предприятие, каков сегодня спрос на нее и каковы перспективы, уровень маркетинговых исследований - потенциал продаваемых изделий, а также перспективы развития потребностей;

4) организационно-предпринимательский потенциал, объединяющий способность к предпринимательству, понимаемому как умение эффективно соединять все ресурсы предприятия, управленцев (менеджеров) всех уровней и направлений деятельности внутреннего и внешнего характера. Эффективность организации зависит от ее структуры, коммуникаций, адаптивности, организационной культуры, динамики управленческих процессов, механизма принятия и реализации решений и др.

Далее представим возможный метод оценки эффективности ресурсного потенциала торгового предприятия малого бизнеса.

Повышение эффективности использования ресурсного потенциала является важнейшей составной частью устойчивого развития торговых предприятий малого бизнеса, так как позволяет определить возможность предприятия к эффективному функционированию и развитию.

По мнению автора, оценку эффективности использования ресурсного потенциала торговых предприятий малого бизнеса целесообразно проводить на основе универсального подхода, т. е. одним обобщающим показателем, позволяющим объективно сравнивать торговые предприятия между собой.

Исходя из учетно-методических и организационных особенностей торговых предприятий малого бизнеса, нами предложена следующая классификация показателей, которые показывают эффективность использования отдельных составляющих структурных элементов РПТП МБ: доходов; расходов; социально-экономической эффективности (см. таблицу).

Выделение данных групп показателей оценки эффективности использования РПТП МБ связана со спецификой торговых предприятий, интересам к ним со стороны государства и общества.

Данная таблица содержит возможные показатели, ко -торые могут быть применены для оценки эффективности использования РПТП МБ в зависимости от группы и (или) элемента ресурсного потенциала.

Однако данные показатели не позволяют оценить эффективность использования РПТП МБ в целом. В этой связи возникает необходимость альтернативного подхода к оценке эффективности ресурсного потенциала торгового предприятия.

Предложенный метод предлагает рассматривать динамику эффективности использования ресурсного потенциала через совокупность четырех индикаторов, характеризующих эффективность использования потенциала торгового предприятия (см. рисунок).

Данная методика состоит из четырех этапов: экспертного, аналитического, интегрального, факторного.

В основу экспертного этапа положен метод экспертных оценок, в частности, метод ранговой корреляции. Отказ от использования статистических методов решения указанной задачи был обусловлен развитием системы и, как следствие, нестабильностью статистической системной составляющей. Оценка «весомости» производилась отдельно для каждого показателя элемента РПТП МБ.

Под экспертными оценками понимают комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выработки рациональных решений [5].

Экспертные методы применяют сейчас в ситуациях, когда выбор, обоснование и оценка последствий решений не могут быть выполнены на основе точных расчетов. Такие ситуации нередко возникают при разработке современных проблем управления общественным производством и особенно при прогнозировании и долгосрочном планировании. В последние годы экспертные оценки находят широкое применение в социально-политическом и научно-техническом прогнозировании, в планировании народного хозяйства, отраслей, объедине-

ний, в разработке крупных научно-технических, экономических и социальных программ, в решении отдельных проблем управления [5].

В ходе развития общественного производства возрастает не только сложность управления, но и требования к качеству принимаемых решений. Для того чтобы повысить обоснованность решений и учесть многочисленные показатели, отражающие эффективность использования РПТП МБ, необходим разносторонний анализ, основанный как на расчетах, так и на аргументированных суждениях руководителей и специалистов, знакомых с состоянием дел и перспективами развития в различных областях практической деятельности. Применение экспертных методов обеспечивает активное и целенаправленное участие специалистов на всех этапах принятия решений, что позволяет существенно повысить качество и эффективность последних.

Метод ранговой корреляции используется для исследования связей между признаками (показателями), не

имеющими количественного измерения. Мерой признака здесь выступает его относительная интенсивность по сравнению с интенсивностью другого признака. Количественной характеристикой интенсивности признака служит номер данного признака, который называется рангом, а сам процесс расположения признаков наблюдения по относительной степени интенсивности - ранжированием.

Ранги не являются количественными категориями, так как характеризуют лишь упорядоченность в соответствии со степенью выраженности интенсивности признака, но не величину этой степени. Метод ранговой корреляции позволяет расположить объекты исследования в порядке возрастания (или убывания) какого-либо присущего им свойства.

Получение и обработка экспертных оценок методом ранговой корреляции включает в себя следующие этапы:

1) создание экспертной комиссии: рабочей и экспертной группы;

Показатели оценки эффективности использования РПТП МБ

Группа показателей Характеристика группы показателей Показатели, характеризующие группу

Показатели оценки доходов торгового предприятия Являются одними из важнейших показателей развития предприятия. Анализировать данные показатели очень удобно, так как основными формами бухгалтерской отчетности, обязательными к представлению, являются форма № 1 «Бухгалтерский баланс» и форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» [6]. Чистая прибыль Коэффициент рентабельности активов Коэффициент рентабельности продаж Прибыль от продажи товаров Коэффициент рентабельности основных средств Чрезвычайная прибыль Валовой доход Операционная прибыль Валовая прибыль Показатель эффективности финансовой деятельности Показатель эффективности трудовой деятельности Коэффициент рентабельности себестоимости продаж

Показатели оценки расходов торгового предприятия Коэффициент затратности продаж Коэффициент штрафных санкций Коэффициент потерь (доходов) по дебиторской (кредиторской) задолженности Уровень издержек обращения Коэффициент эффективности капитальных вложений Коэффициент эффективности текущих расходов Рентабельность текущих издержек Расходы на рекламу Коэффициент эффективности текущих расходов Рентабельность текущих издержек

Показатели оценки социальноэкономической эффективности предприятия Предприятие, функционирующее в сфере товарного обращения, является сложной социально-экономической системой, поскольку характеризуется неоднородностью, разнохарактерностью составных элементов и связей, структурным разнообразием [6]. Поэтому показатели социальноэкономической эффективности не должны остаться без внимания, а должны быть учтены, так как отражают связь торгового предприятия малого бизнеса с внешней средой и, в частности, с обществом Показатель продолжительности обслуживания Процент скидок Номенклатура продукции Емкость сегментов Коэффициент ритмичности и сезонности Качество продукции Срочность обслуживания

2) сбор мнений специалистов путем анкетного опроса;

3) составление сводной матрицы рангов на основе данных анкетного опроса;

4) анализ существенности, значимости исследуемых показателей, объектов;

5) подготовка рабочей группой решения по исследуемой задаче.

На аналитическом этапе для каждого элемента РПТП МБ выбираем один основной показатель по каждой группе показателей: доходов, расходов, социально-экономической эффективности.

На интегральном этапе находим интегральный показатель динамики эффективности использования элемента РПТП МБ по каждой группе показателей. Он представляет собой соотношение показателей элементов РПТП МБ за отчетный и базисный период:

/к = ^

к Р 1 0

где I - интегральный показатель динамики эффективности использования элемента РПТП МБ; Р1 - показатель отчетного периода; Р0 - показатель базисного периода.

Затем определяем интегральный показатель динамики эффективности использования РПТП МБ по каждой группе показателей:

I' = 4[г 71 ~1 71

-1 V фип ■‘кп ■'ими ■‘опп ;

Т" - *Гт 71 71 71~

1 \ ФИП ^КИ ■‘ими 2о

1— 4 П 71 71 7Т

1 V ФИП ^ки -'ими 2о

где I - интегральный показатель оценки доходности РПТП МБ; I' - интегральный показатель оценки расходности РПТП МБ; I'' - интегральный показатель оценки социально-экономической эффективности РПТП МБ.

Наконец, находим обобщающий интегральный показатель динамики эффективности использования РПТП МБ:

I общ = .

Значение данного интегрального показателя, равное единице, свидетельствует о том, что в торговой организации не произошло изменений. Значение показателя выше единицы свидетельствует о более эффективном использовании ресурсного потенциала и наоборот.

На факторном этапе производится определение влияния фактора неопределенности на эффективность использования РПТП МБ.

Предлагаемый метод позволит оценить эффективность использования РПТП МБ как с количественной точки зрения, так и качественной.

Таким образом, предложенная автором методика оценки эффективности использования ресурсного потенциала торгового предприятия малого бизнеса, которая основана на применении одного универсального показателя (обобщающего интегрального показателя динамики эффективности использования РПТП МБ), позволяет объективно сравнивать между собой предприятия и их хозяйственную деятельность и является, на наш взгляд, универсальной. При этом метод прост в использовании и аккумулирует несколько сторон деятельности предприятия.

Библиографический список

1. Малые предприятия [Электронный ресурс] // Тер-рит. орган Федер. службы гос. статистики по Краснояр. краю. Электрон. дан. Cop. 2006. Режим доступа: www.statis.krs.ru. Загл. с экрана.

2. Ковалев, А. Н. Ресурсный потенциал торговой организации и эффективность его использования : дис. ... канд. экон. наук / А. Н. Ковалев. М., 2003.

3. Окорокова, Л. Г. Методология и принципы эффективного использования и формирования ресурсного потенциала промышленных предприятий : дис. ... д-ра экон. наук / Л. Г. Окорокова. М., 2003.

1-й этап экспертный

2-й этап аналитический

3-й этап интегральный

4-й этап факторный

Схема оценки эффективности использования РПТП МБ 160

4. Ускова, С. И. Экономический потенциал предприятия как основа предпринимательской деятельности I С. И. Ускова II Экономика и эффективность организации производства : сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. Брянск, 2006. С. 139-147.

5. Характеристики методов экспертных оценок [Электронный ресурс] II Сдаю экзамен по менеджменту орг. Электрон. дан. Cop. 2006. Режим доступа:

http://examen.od.ua/upravlen/page116.html. Загл. с экрана.

6. Все о малом предпринимательстве. Регистрация. Учет. Налоги : полное практ. руководство / под ред. А. В. Касьянова. М. : ГроссМедиа, 2006. 544 с.

7. Ерохина, Л. И. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения) : учебник / Л. И. Ерохина, Е. В. Башмачникова, Т. И. Марченко. М. : КноРус, 2007. 304 с.

A. S. Danilova

ESTIMATION OF THE RESOURCE POTENTIAL EFFICIENCY USAGE OF A SMALL-SCALE BUSINESS TRADE ENTERPRISE

A new method of the resource potential efficiency estimation which would allow to define the small-scale business trade enterprises possibility to effective functioning and development is offered. The method takes into account specificity of the small-scale business trade enterprises.

Keywords: resource potential, efficiency usage, general index, methods.

УДК 656.073

Ю. А. Хегай

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРИ УПРАВЛЕНИИ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГЛОБАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рассматриваются основные задачи логистического менеджмента при управлении грузовыми автомобильными перевозками с применением информационных технологий. Приводится сравнение существующих спутниковых навигационных систем.

Ключевые слова: информационные технологии, управление, автоперевозки, транспорт, спутник, навигация.

Для управления потоковыми процессами одним из основных источников повышения эффективности принимаемых решений, производительности и конкурентоспособности производителей товаров и услуг являются информационные технологии (ИТ). Логистические ИТ определяются как совокупность внедряемых в системы организационно -го управления принципиально новых средств и методов обработки данных, представляющих собой целостные технологические системы и обеспечивающих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где развиваются новые информационные технологии.

Различают следующие виды базовых ИТ: микроэлектронные компоненты; техническое обеспечение; программное обеспечение; телекоммуникации.

Сложность, большая размерность и наличие огромного количества документов, используемых при управлении материальными потоками в логистической системе (ЛС), вызвали появление за рубежом концепции «Electronic Data Interchange» - EDI («электронного обмена данными»). В наиболее общей трактовке EDI представляет собой компьютерный информационный обмен между пользователями с применением стандартного

формата данных и обслуживающий современные телекоммуникационные технологии. Применение ЕDI существенно упростило процедуры управления заказами в зарубежных фирмах. Использование ЕDI улучшает достоверность, своевременность и качество логистической информации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применительно к автомобильному транспорту России основные задачи логистического менеджмента при управлении грузовыми автомобильными перевозками с использованием информационных технологий следующие:

- информационно-компьютерная поддержка процесса автоперевозок;

- внедрение единых информационных технологий обработки транспортной и логистической документации на основе стандарта UN/EDIFACT;

- создание, обновление и ведение баз данных и справочников;

- разработка, обновление и ведение электронной базы данных «Правовое обеспечение автотранспортных перевозок»;

- информационно-компьютерная поддержка финансовых расчетов;

- прием и оформление заказов на техническое обслуживание, ремонт, эвакуацию через систему автосервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.