Научная статья на тему 'Оценка эффективности использования информационных систем в непроизводственной сфере на основе сбалансированной системы показателей'

Оценка эффективности использования информационных систем в непроизводственной сфере на основе сбалансированной системы показателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Милорадов К.А.

Проанализированы методические подходы к оценке экономической эффективности корпоративных информационных систем в непроизводственной сфере. Предложена сбалансированная система показателей для оценки эффективности информационных систем в индустрии гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности использования информационных систем в непроизводственной сфере на основе сбалансированной системы показателей»

Таблица 2

Типологические модели регрессии по панельным данным

Тип жилья Уравнение регрессии R2 F

Квартиры всех типов # = 10,4 • х ^xfV12 0,54 7,4

Типовые квартиры # = 10,7 • х^х^х-^ 0,48 7,7

Квартиры улучшенной планировки #1= 11,9 • х 10Д8х°'33х4-0,41 0,53 9,2

Элитные квартиры # = 12,7 • х03 х2°,41х5-0-33 0,51 10,2

После моделирования средних цен на первичном рынке жилья без дифференциации по его типам можно сделать следующие выводы:

Рост покупательной способности населения, т.е. рост его относительного благосостояния ведёт к повышению цен на новое жильё. В более богатом регионе логично более высокие цены на новостройки.

Ввод в эксплуатацию нового жилья увеличивает существующее предложение на рынке первичной недвижимости и способствует общему снижению цен, если покупательная способность населения не успевает за ростом предложения (что являет собой весьма распространённую практику).

Характерной чертой регионов с низким (в сравнении с общероссийским) экономическим развитием является элиминация влияния ставок по ипотечным кредитам. Очевидно, в этих регионах такой вид кредитования слишком дорог для широкого распространения у потенциальных покупателей, а потому не оказывает воздействия на изучаемый показатель.

Список литературы:

1. Айвазян С.А., Бежаева З.И., Староверов О.В. Классификация многомерных наблюдений. - М.: Статистика, 2014.

2. Дубров А.М., Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы. - М.: Финансы и статистика, 2003.

3. Сайт Росстата [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ НА ОСНОВЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

© Милорадов К.А.*

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва

Проанализированы методические подходы к оценке экономической эффективности корпоративных информационных систем в непроиз-

* Доцент кафедры Информационных технологий, кандидат экономических наук, доцент.

водственной сфере. Предложена сбалансированная система показателей для оценки эффективности информационных систем в индустрии гостеприимства.

Ключевые слова сфера услуг, индустрия гостеприимства, экономическая эффективность, информационные системы, информационные технологии, сбалансированная система показателей.

В современной экономике корпоративные информационные системы не только играют важную роль в оперативном функционировании производственных и непроизводственных предприятий и организаций, но и прибрели характер стратегической составляющей бизнеса [1, 3, 9-12]. Формирование глобальной информационной инфраструктуры и развитие информационно-коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на экономическую деятельность предприятий. Все это делает актуальной задачу оценки эффективности внедрения и использования информационных технологий.

К наиболее известным методам оценки эффективности инвестиций в корпоративные информационные системы можно отнести следующие [3, 6, 9, 11]:

- Total Cost of Ownership (TCO, «совокупная стоимость владения»);

- Balanced Scorecards for IT investment (сбалансированная система показателей для оценки инвестиций в информационные технологии);

- функционально-стоимостный анализ (ФСА) для оценки эффективности внедрения корпоративной информационной системы;

- учет положительных изменений денежных потоков;

- учет денежных потоков в сочетании с моделью реальных опционов;

- модель «лучшей практики» («бенчмаркинг», сравнение с аналогами).

Каждый из перечисленных методов не лишен недостатков. Недостатком

метода TCO («совокупная стоимость владения») является учет только полных затрат (капитальных и эксплуатационных) на внедрение и эксплуатацию корпоративной информационной системы, положительный эффект, возникающий в результате внедрения и использования корпоративной информационной системы, не учитывается.

Применение метода функционально-стоимостного анализа для оценки эффективности внедрения корпоративной информационной системы требует достаточно детальных данных о бизнес-процессах предприятия, в частности, о потребляемых бизнес-процессами финансовых ресурсах, что ограничивает практическое использование данного метода.

Анализ эффективности инвестиций на основе модели реальных опционов рассмотрен, например, в [5, гл. 6], где отмечено, что «экономическая ценность, определенная как приведенная ценность свободных денежных потоков, не учитывает таких стратегических аспектов, как перспективы будущего роста и качество управления, возможность проявить управленческую гибкость при осуществлении проектов». Разнообразие видов опционов позволяет более гибко управлять ходом реализации инвестиционного проекта, вместе с тем, использование метода реальных опционов для оценки эффективности внедрения

корпоративной информационной системы требует тщательной аналитической подготовки, что ограничивает его широкое применение.

Сравнение с непосредственными конкурентами и предприятиями-лидерами отрасли необходимо для определения места предприятия на рынке и его дальнейшего позиционирования. Вместе с тем, бенчмаркинг и модели «лучшей практики» при оценке эффективности информационной системы предприятия возможно использовать не всегда: бывает сложно найти предприятие-аналог, а также получить необходимую для сопоставления информацию о внутренних бизнес-процессах.

Возможность учета положительных изменений денежных потоков в результате внедрения и эксплуатации корпоративной информационной системы зависит от того, как применение корпоративной информационной системы связано с основной деятельностью предприятия (основными бизнес-процессами). В некоторых ситуациях, например, для производственных предприятий, использующих информационные системы класса МКРН/ЕКР, такая связь прослеживается достаточно четко.

В случае предприятий непроизводственной сферы (сферы услуг) корпоративные информационные системы, как правило, играют важную роль, связанную с обеспечением основной деятельности предприятий.

Например, в такой отрасли сферы услуг, как гостиничный бизнес, информационные системы участвуют, как правило, во вспомогательных бизнес-процессах [7], поэтому определить их вклад в финансовый результат предприятия путем учета положительных изменений денежных потоков может оказаться достаточно сложно.

Использование сбалансированной системы показателей базируется на процессном подходе к управлению (управлению на основе бизнес-процессов), который достаточно широко используется в практике современного менеджмента. Процессный подход ориентирован на управление не отдельными функциями (структурными подразделениями предприятия), а сквозными процессами разработки товаров / услуг, имеющими ценность для потребителя [подробнее см., например: 1, 4, 8].

Согласно [2], в рамках сбалансированной системы показателей рассматриваются 4 составляющих деятельности компании: финансовая, клиентская, внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие персонала. Имея в виду, что современный отель является высокотехнологичным предприятием, следует подчеркнуть роль информационно-технологического обеспечения (см. рис. 1), без использования которого применение сбалансированной системы показателей в основном теряет смысл.

На рис. 1 показаны корпоративные информационные системы, соответствующие составляющим деятельности гостиничного предприятия в рамках сбалансированной системы показателей и обеспечивающие результативность деятельности различных подсистем гостиничного предприятия.

CRM, электронная коммерция. BI

Финансовое планирование и бюджетирование, бизнес -планирование.

анализ финансового состояния. BI

Взаимоотношения с клиентами

Управление финансовыми потоками

Предприятие

Обучение и развитие персонала

Внутренние бизнес-процессы

PMS. ERP. учетные системы, контроль доступа, корпоративные инфориационно-комиуникационные системы

учетные системы, системы дистанционного обучения, системы управления корпоративными знаниями

Рис. 1. Информационно-технологическое обеспечение деятельности гостиничного предприятия в рамках сбалансированной системы показателей

Источник: составлено автором.

Предложенная авторами [2] концепция сбалансированной системы показателей призвана преодолеть отмеченный, в частности, в [10] разрыв между стратегическими целями предприятия и текущими задачами, решаемыми в рамках операционной деятельности. Согласно концепции сбалансированной системы показателей, традиционные финансовые показатели дополняются нефинансовыми критериями эффективности других сфер деятельности гостиничного предприятия, в частности, взаимоотношения с клиентами и с контрагентами, внутренних бизнес-процессов, обучения и развития карьеры сотрудников, которые являются факторами достижения успеха и опережающими индикаторами будущих финансовых результатов. Нефинансовые критерии особенно важны для предприятий сферы услуг, поскольку стратегической целью таких предприятий во многих случаях является обеспечение качества услуг (уровня сервиса), оцениваемого потребителями.

Использование сбалансированной системы показателей представляется наиболее универсальным методом, с помощью которого можно оценивать, в частности, операционную эффективность корпоративных информационных систем. При формировании системы показателей необходимо учитывать стратегические цели и особенности функционирования конкретного предприятия.

Пример сбалансированной системы показателей оценки операционной эффективности корпоративных информационных систем для гостиничных предприятий приведен в табл. 1.

Таблица 1

Сбалансированная система показателей оценки операционной эффективности корпоративных информационных систем гостиничного предприятия

Вид информационной системы Показатели

Информационная система управления отелем - количество обработанных трансакций (в сутки, в неделю, в месяц) - процент времени безотказной работы (по видам оборудования), % - количество обращений (в сутки, в неделю, в месяц) в службу технической поддержки клиентов/сотрудников

Информационная система управления веб-сайтом отеля или гостиничной сети - процент времени безотказной работы - количество посещений (в сутки, в неделю, в месяц) - количество бронирований (в сутки, в неделю, в месяц) - количество отказов от бронирования (в сутки, в неделю, в месяц) - количество финансовых трансакций (оплат) - «известность» веб-сайта отеля/гостиничной сети в наиболее популярных поисковых системах (Google, Яндекс и др.) - рейтинг веб-сайта на основе отзывов посетителей

Информационные системы управления бронированием и продажами номеров с помощью сайтов-агрегаторов - процент времени безотказной работы - количество бронирований (в сутки, в неделю, в месяц) - количество отказов от бронирования (в сутки, в неделю, в месяц) - количество финансовых трансакций (оплат)

Информационные системы управления бронированием и продажами номеров помощью мобильных приложений - процент времени безотказной работы - количество бронирований (в сутки, в неделю, в месяц) - количество отказов от бронирования (в сутки, в неделю, в месяц) - количество финансовых трансакций (оплат) - рейтинг приложения на основе отзывов посетителей

Информационная система управления доходами отеля или гостиничной сети - коэффициент использования номерного фонда - фактическая стоимость размещения - доход на доступный номер - уровень предоставления скидок - валовая операционная прибыль на номер - уровень прямых и косвенных затрат на номер - уровень постоянных и переменных затрат на номер - уровень прямых расходов на один номер - чистый доход от продажи номеров/количество номеров

Источник: составлено автором.

Например, если одной из стратегических целей является обеспечение заданного качества обслуживания, то для корпоративных информационных систем отеля, работающих в круглосуточном режиме и включающих различные виды оборудования, ключевым показателем будет процент времени безотказной работы за определенный период времени (сутки, месяц, год).

Использование сбалансированной системы показателей оценки операционной эффективности корпоративных информационных систем требует не только информационно-аналитического обеспечения для сбора и анализа статистических данных и отзывов клиентов, но и организационной поддержки со стороны руководства предприятия.

Список литературы:

1. Калянов Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 240 с.

2. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. - 320 с.

3. Кащеев Р.В., Базоев С.З. Управление акционерной стоимостью. - М.: ДМК Пресс, 2002. - 224 с.

4. Ковалев С., Ковалев В. Секреты успешных предприятий: бизнес-процессы и организационная структура. - Изд 2-е., перераб. и доп. - М.: БИ-ТЕК (Бизнес-инжиниринговые технологии), 2010. - 516 c.

5. Лимитовский М.А. Инвестиционные проекты и реальные опционы на развивающихся рынках: учеб.-практич. пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт, 2011. - 486 с.

6. Скрипкин К.Г. Экономическая эффективность информационных систем. - М.: ДМК Пресс, 2002. - 256 с.

7. Уокер Дж.Р. Введение в гостеприимство. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -735 с.

8. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. - 4-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 288 с.

9. Экономическая информатика: введение в экономический анализ информационных систем / Под ред. М.И. Лугачева. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 958 с.

10. Coveney M., Ganster D., Hartlen B., King D. The Strategy Gap: Leveraging Technology to Execute Winning Strategies. - New York: John Wiley & Sons, Inc., 2003.

11. Strassman P.A. The Business Value of Computers. The Information Economics Press, 1990. - 548 p.

12. Ward J., Peppard J. Strategic Planning for Information Systems. - Third Edition. - John Wiley & Sons, Ltd. 2002. - 624 p.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ И ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ -ЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

© Рослякова Е.А.*

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск

В статье рассмотрены аспекты, характеризующие понятие экономической безопасности фармацевтической отрасли с точки зрения много-

* Соискатель (специальность 08.00.05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.