Научная статья на тему 'Оценка эффективности использования экономического потенциала предприятия'

Оценка эффективности использования экономического потенциала предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
607
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / АССОРТИМЕНТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / РЫНОК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кренева Светлана Геннадьевна, Хабибуллина Динара Фаритовна

Современные предприятия находятся в условиях сурового рынка, конкурентоспособность на котором обеспечивает эффективность экономического потенциала предприятия. Экономический потенциал является многогранным понятием, дискуссии по поводу которого ведутся и в современном обществе. Деятельность предприятия любой отрасли направлена на оптимизацию использования его экономического потенциала, поэтому исследования в данной области приобретают большое значение. Сегодня необходимо более серьезно задумываться о содержании методик оценки экономического потенциала, учитывая при этом и отраслевую принадлежность объекта исследования, и его текущее положение, и рыночные позиции, и многие другие факторы. Сегодня создан достаточно хороший фундамент в части теоретического обоснования экономического потенциала. Но недостаточно глубоко изучены и представлены результаты практического использования данной экономической категории, не достаточно детально учтены отраслевые особенности предприятий при его оценке. Любой субъект бизнеса сегодня должен демонстрировать свои потенциальные возможности внешней среде. Это в свою очередь, возможно сделать только оценив всесторонне экономический потенциал предприятия, через который возможно раскрыть реальные финансовые возможности предприятия. Так же мы не должны забывать, что высокий уровень динамичности развития внешней среды диктует нам поиск новых подходов к оценке экономического потенциала, поиска новых форм его выражения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности использования экономического потенциала предприятия»

УДК 338.24

Кренева Светлана Геннадьевна,

кандидат экономических наук, доцент,

заведующая кафедрой управления малым и средним бизнесом, Институт экономики, управления и финансов (структурное подразделение), ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Хабибуллина Динара Фаритовна,

Институт экономики, управления и финансов (структурное подразделение), ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола, Российская Федерация.

Kreneva Svetlana Gennadievna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Head of the Department of Management of Small and Medium Business, Institute of Economics, Management and Finance (structural subdivision), Mari state University, Yoshkar-Ola, Russian Federation. Habibullina Dinara Faritovna,

Institute of Economics, Management and Finance (structural subdivision), Mari state University, Yoshkar-Ola, Russian Federation.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF ECONOMIC POTENTIAL

OF THE ENTERPRISE

Современные предприятия находятся в условиях сурового рынка, конкурентоспособность на котором обеспечивает эффективность экономического потенциала предприятия. Экономический потенциал является многогранным понятием, дискуссии по поводу которого ведутся и в современном обществе. Деятельность предприятия любой отрасли направлена на оптимизацию использования его экономического потенциала, поэтому исследования в данной области приобретают большое значение. Сегодня необходимо более серьезно задумываться о содержании методик оценки экономического потенциала, учитывая при этом и отраслевую принадлежность объекта исследования, и его текущее положение, и рыночные позиции, и многие другие факторы. Сегодня создан достаточно хороший фундамент в части теоретического обоснования экономического потенциала. Но недостаточно глубоко изучены и представлены результаты практического использования данной экономической категории, не достаточно детально учтены отраслевые особенности предприятий при его оценке. Любой субъект бизнеса сегодня должен демонстрировать свои потенциальные возможности внешней среде. Это в свою очередь, возможно сделать только оценив всесторонне экономический потенциал предприятия, через который возможно раскрыть реальные финансовые возможности предприятия. Так же мы не должны забывать, что высокий уровень динамичности развития внешней среды диктует нам поиск новых подходов к оценке экономического потенциала, поиска новых форм его выражения.

Ключевые слова: экономический потенциал, ассортимент, эффективность, результативность, рынок, конкурентоспособность.

Modern enterprises are in a harsh market, the competitiveness of which ensures the effectiveness of the economic potential of the enterprise. Economic potential is a multifaceted concept, which is also discussed in the existing society. The activity of the enterprise of any industry is aimed at optimizing the use of its economic potential, so research in this area is of great importance. Today, it is necessary to think more seriously about the content of methodologies for assessing economic potential, taking into account both the sectoral identity of the research object, its current situation, market positions and many other factors. Today, a rather good foundation has been created in terms of theoretical justification of economic potential. But the results of practical use of this economic category are not sufficiently studied and presented, industry peculiarities of enterprises are not sufficiently taken into account in its assessment. Any business entity today must demonstrate its potential to the external environment. This, in turn, can only be done by assessing the comprehensive economic potential of the enterprise, through which it is possible to reveal the real financial capabilities of the enterprise. Nor should we forget that the high level of dynamic development of the external environment dictates us to find new approaches to assessing economic potential, to find new forms of its expression. Keywords: economic potential, assortment, efficiency, effectiveness, market, competitiveness.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рынка, характеризующегося нестабильностью, обусловленной изменчивостью спроса и предложения, цен на товары и факторы производства, изменениями в конкурентной среде и другими

101

макро- и микроэкономическими факторами, одной из первоочередных задач руководства предприятия является формирование и оценка текущих и перспективных возможностей предприятия, т.е. его потенциала. Это вызвано, прежде всего, необходимостью обеспечения эффективности функционирования и укрепления конкурентоспособности на рынке.

Результативность деятельности компании во многом определена верным формированием состава и структуры экономического потенциала. Достижение более высокого экономического потенциала является вместе с тем и одной из главных результирующих характеристик их развития. Важен не только объем выпуска продукции, ее качество и конкурентоспособность, но и более высокое качество самой хозяйственной системы, определяющее эффективное функционирование в будущем. Экономический потенциал играет особую роль в системе организации национального хозяйства, региональной и производственной организации. Величина экономического потенциала характеризует уровень развития производительных сил, определяет конкурентоспособность и степень капитализации предприятий. Это определяет актуальность данной темы курсовой работы.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью исследования является изучение экономического потенциала, его основы — структуры ассортимента ООО «Пивной мастер», а также оценка эффективности использования. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты управления экономическим потенциалом предприятия; провести анализ и оценку управления экономическим потенциалом ООО «Пивной мастер»; проанализировать имущественный потенциал ООО «Пивной мастер»; исследовать структуру ассортимента товаров предприятия; оценить конкурентоспособность анализируемого предприятия. РЕЗУЛЬТАТЫ

Для определения потенциала предприятия как объекта исследования экономической науки необходимо остановиться на теоретических подходах к определению категории экономического потенциала в исследованиях отечественных и зарубежных ученых-экономистов.

В словаре «Управление социалистическим производством» под ред. О.В. Козлова дается определение экономического потенциала следующим образом «Экономический потенциал — это экономические возможности страны, зависящие от уровня развития производительных сил и производственных отношений, наличия трудовых и производственных ресурсов, эффективности хозяйственного механизма» [1].

Так, Л.С. Сосненко рассматривает экономический потенциал как совокупность ресурсов и резервов, т.е. наличие активов, обеспеченных соответствующими источниками финансирования, или как способность предприятия обеспечивать свое долговременное функционирование и достижение стратегических целей на основе использования системы наличных ресурсов.

О.Н. Криворучко в своей монографии «Становление предпринимательской экономики в России» отводит экономическому потенциалу важное место, под которым понимает емкое, многоструктурное понятие, в наибольшей мере подходящее для обобщенной (интегральной) оценки экономических процессов, влияющих на разнообразие путей, форм методов проведения экономической реформы. Особое место отводится экономическому потенциалу страны как целостной системе, включающей такие потенциалы, как трудовой, инвестиционный, природно-ресурсный и инновационный.

Сегодня недостаточно полно изучены вопросы оценки экономического потенциала на предприятиях переработки. С целью проведения оценки экономического потенциала авторами был проведен анализа результатов работы ООО «Пивной мастер», основной деятельностью которого является оптовая торговля напитками. Для представления более полной картины рассмотрены основные финансово — экономические показатели предприятия, представленные в таблице 1.

По результатам анализа видно, что увеличение выручки на 8,68%, уменьшение валовой прибыли на 7,69%. Увеличение выручки происходит за счет того, что ООО «Пивной мастер» находится на стадии роста и успешно развивается. Себестоимость продаж выросла на 65853 тыс. руб., то есть на 11,35 % в течении анализируемого периода за счет снижения наценки на товары, которую в свою очередь снижают для повышения конкурентоспособности. Темп роста себестоимости превышает темп роста выручки, что привело к уменьшению чистой прибыли на 62,24%. Также наблюдается резкое сокращение прочих доходов и расходов, соответственно, на 81,39% и 82,52%. Прочие доходы выросли по статьям восстановления резервов по сомнительным долгам, связанных с изменением договорных условий, и выросли доходы по деятельности, связанной с финансовыми вложениями. По результатам вертикального анализа видно, что наибольший удельный вес в выручке от продаж занимает себестоимость проданных товаров. Среднесписочная численность увеличилась на 24 %, в связи с тем, что предприятие находится на стадии роста.

Одной из основных составляющих экономического потенциала является имущественный потенциал. Рассмотрим динамику имущественного потенциала ООО «Пивной мастер» за три года, данные которого представлены в таблице 2.

102

Таблица1. Основные финансово-экономические показатели ООО «Пивной мастер» *

Показатель Год 2018 г. к 2016 г.

2016 2017 2018 ±, тыс. ру& %

Выручка, тыс. руб. 674853 732224 733 421 58568 108,68

Себестоимость продаж, тыс. руб. 580153 635923 646006 65853 111,35

Валовая прибыль, тыс. руб. 94700 96301 87 415 -7285 92,31

Чистая прибыль, тыс. руб. 5620 3862 2 122 -3498 37,76

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 9030 9218 452 -8578 5,01

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. 8545 5820 1 865 -6680 21,83

Прочие доходы, тыс. руб. 141319 22214 26 293 -115026 18,61

Прочие расходы, тыс. руб. 141879 25657 24 803 -117086 17,48

Внеоборотные активы, тыс. руб. 3805 3144 3315 -490 87,12

Оборотные активы, тыс. руб. 266793 291926 300350 33557 112,58

Фонд оплаты труда, тыс. руб. 24380,73 36760,80 36692,85 12312 150,50

Среднесписочная численность работников, чел. 65 93 81 16 124,62

Производительность труда, тыс. руб. 10382,35 7873,376 9054,58 -1 328 87,21

* Составлено на основании отчетности предприятия

Таблица2. Динамика состава имущественного потенциала *

Показатель Год 2018 г. к 2016 г.

2016 2017 2018 ±, тыс. руб. %

Внеоборотные активы, тыс. руб. 3805 3144 3315 -490 87,12

в том числе: основные средства, тыс. руб. 1769 1108 1369 -400 77,39

доходные вложения в материальные ценности, тыс. руб. 1867 1823 1 475 -392 79,00

отложенные налоговые активы, тыс. руб. 169 213 471 302 278,70

Оборотные активы, тыс. руб. 266792 291925 300350 33558 112,58

в том числе: дебиторская задолженность, тыс. руб. 156462 172430 183 291 26829 117,15

запасы, тыс. руб. 99664 115972 113 062 13398 113,44

налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, тыс. руб. 4036 476 0 -4036 0,00

денежные средства и денежные эквиваленты, тыс. руб. 6630 3047 3 997 -2633 60,29

* Составлено на основании отчетности предприятия

Имущественный потенциал ООО «Пивной мастер» состоит из внеоборотных и оборотных активов, причем удельный вес внеоборотных активов снижается на 12,88 %. Соответственно, удельный вес оборотных активов растет на 12,58 %. Основную часть внеоборотных активов составляют доходные вложения во внеоборотные активы — 58 %, затем идут основные средства. Оборотные средства ООО «Пивной мастер» увеличиваются в течении всего периода, при этом в 2018 году основной удельный вес приходится на дебиторскую задолженность — 61 %, затем запасы — 37 % и денежные средства — 2 %, наибольший темп роса наблюдается у дебиторской задолженности и составляет 17,15 %. Наибольшую часть средств предприятия составляют оборотные активы, что определят специфику деятельности ООО «Пивной мастер». Далее рассмотрим состав источников имущества. Данные представлены в таблице 3.

На основании данных таблицы 3, можно сделать вывод, что темп прироста источников имущества составил 11,89 %. Это произошло во многом за счет увеличения собственного капитала предприятия, который состоит из нераспределенной прибыли и добавочного капитала, темп прироста нераспределенной прибыли составил 89,63%. Заемный капитал состоит из долгосрочных и краткосрочных обяза-

103

Таблица 3. Динамика состава источников имущества ООО «Пивной мастер» *

Показатель Год 2018 г. к 2016 г.

2016 2017 2018 ±, тыс. руб. %

Источники имущества всего: 271404 295070 303665 32261 111,89

Капитал и резервы, тыс. руб. 19314 23176 25298 5984 130,98

в том числе: уставный капитал, тыс. руб. 10000 10000 10000 0 100,00

добавочный капитал, тыс. руб. 2638 2638 2 638 0 100,00

нераспределенная прибыль, тыс. руб. 6676 10538 12 660 5984 189,63

Долгосрочные обязательства, тыс. руб. 92003 85273 85178 -6825 92,58

в том числе: заемные средства, тыс. руб. 92003 85273 85178 -6825 92,58

Краткосрочные обязательства, тыс. руб. 160087 186621 193 189 33102 120,68

в том числе: заемные средства, тыс. руб. 15000 4900 9 673 -5327 64,49

кредиторская задолженность, тыс. руб. 144211 180637 182 093 37882 126,27

оценочные обязательства, тыс. руб. 876 1084 1 423 547 162,44

* Составлено на основании отчетности предприятия

тельств, при этом долгосрочные обязательства в течении всего периода уменьшаются на 7,42%, а краткосрочные увеличиваются на 26,27 %. Дебиторская задолженность в анализируемом периоде превышает кредиторскую, что говорит об иммобилизации собственного капитала в дебиторскую задолженность и отрицательно характеризует финансовое состояние ООО «Пивной мастер», при этом темп прироста кредиторской задолженности превышает дебиторскую на 9,12 %, что является благоприятной тенденцией.

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности торгового предприятия, следовательно, и экономического потенциала в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах. Рассмотрим структуру выручки от оптовой торговли по товарным группам, данные представлены в таблице 4.

Табяица 4. Структура выручки от оптовой торговли по категориям товаров *

Показатель Год 2018 г. к 201 6 г.

2016 2017 2018 ± тыс. руб. %

Выручка от торговой деятельности, тыс. руб. в том числе: 589823 651260 722473 132650 122,49

Продовольственные товары, тыс. руб. в том числе: 531869 589564 665783 133914 125,18

Алкогольные напитки, в том числе: 325256 369283 422785 97529 129,99

слабоалкогольные напитки 78125 86346 111375 33250 142,56

сильно алкогольные напитки 136456 144892 171254 34798 125,50

крепкие напитки 110675 138045 140156 29481 126,64

Безалкогольные напитки 63936 68328 77223 13287 120,78

Табачные изделия 87457 91124 99964 12507 114,30

Бакалейные товары 40125 43156 46385 6260 115,60

Кондитерские изделия 12349 10672 9967 -2382 80,71

Прочие продовольственные товары 2746 7001 9459 6713 344,46

Непродовольственные товары, тыс. руб. 57954 61696 56690 -1264 97,82

* Составлено на основании отчетности предприятия

Как видно из таблицы большая часть выручки приходится на продовольственные товары около 92 %, что определяет специализацию ООО «Пивной мастер». Алкогольные напитки занимают 58,52 % от общей выручки оптовой торговли. Наибольший удельный вес алкогольных напитков приходится на сильноалкогольные напитки — 40,14%, затем крепко алкогольные — 33,15%. Наглядно удельный вес в выручке основных групп товаров представлен на рисунке 1.

104

□ Слабоалкогольные напитки □ Сильно алко гольные напитки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Крепкие напитки □ Безалкогольные напитки

□ Табачные изделия □Бакалейные товары

■ Кондитерские изделия □ Прочие продовольственные товары

■ Непродовольственные товары, тыс.руб.

Лс 1. Структура выручки от оптовой торговли 2018 год, % (Составлено на основании отчетности предприятия)

Данные рисунка 1 говорят о преобладающем значении в выручке алкогольных напитков, табачных изделий и бакалейных товаров, которые являются сопутствующими товарами к алкогольной продукции. Также 8% от выручки занимают непродовольственные товары.

Далее представлена диаграмма Парето, которая позволяет наглядно увидеть, какие группы товаров приносят наибольшую прибыль.

PUc. 2. Диаграмма Парето (Составлено на основании отчетности предприятия)

105

По данным рисунка 2 можно сделать вывод о том, что сильноалкогольные, крепкие и слабоалкогольные напитки, а также табачные изделия приносят 80% прибыли, а остальные 20%. Следовательно, необходимо сконцентрировать усилия на данных видах товаров, а также разработке соответствующей стратегии.

ООО «Пивной мастер» функционирует в условиях ранка, поэтому важно провести оценку рыночного потенциала предприятия. Для оценки рыночного потенциала, являющегося одним из составляющим экономического потенциала, проанализируем жизненный цикл ООО «Пивной мастер», представленного на рисунке 3.

Чистая прибыль, тыс. руб.

6000 п

5000 -

4000 -

3000 -

2000 -

1000 -0 -

2015 год 2016 год 2017 год 2018 год

Рис. 3. Жизненный цикл ООО «Пивной мастер» за 2015-2018 гг. (Составлено на основании отчетности предприятия)

Таким образом, анализируемое предприятие ООО «Пивной мастер» с 2015 по 2016 гг. находилось на стадии роста, так как наблюдался рост чистой прибыли на 60 %, затем следует стадия зрелости, поскольку денежный поток снижается, далее с 2017 года наступает стадия роста, так как денежные потоки увеличиваются на 7 %. Итак, жизненный цикл предприятия имеет цикличный характер, стадия роста сменяет зрелость.

Следствием эффективности использования экономического потенциала предприятием является его конкурентоспособность. Для оценки конкурентоспособности ООО «Пивной мастер» воспользуемся матрицей БКГ, для начала рассмотрим основных конкурентов предприятия в отрасли, данные представлены в таблице 5.

Табяица 5. Выручка основных конкурентов в отрасли оптовой торговли, тыс. руб. *

Показатель Год Доля, % Темп роста, %

2016 2017

Выручка ООО «Энтрего» 643 191 453 258 23 70

Выручка ООО «Пивной мастер» 674 853 732 224 37 109

Выручка ООО «Старый мастер» 21 862 32 512 2 149

Выручка ООО «Академия» 114 360 520 042 26 455

Выручка ЗАО «Бакалея» 227 790 231355 12 102

* Составлено на основании отчетности предприятий

На основании рисунка 4, можно выделить в разные группы конкурентов и само предприятия ООО «Пивной мастер» на рынке оптовых услуг. Рыночным лидером или, так называемым, «звездами» является ООО «Академия», предприятие является конкурентоспособным, но также нуждается в финансировании для поддержания высокой доли динамичного рынка. ООО «Пивной мастер» занимает положе-

106

О 25

ftiC 4. Построение матрицы БКГ (Составлено авторами)

ние, называемое «Дойные коровы», для которого характерно большая доля рынка, при низком его темпе роста. Следовательно, предприятию необходимо сохранение доли рынка, а также получение максимально возможной прибыли, в течение как можно длительного периода времени.

Для выхода ООО «Пивной мастер» из зоны «Дойные коровы» необходимо пересмотреть стратегию развития организации, при этом важно производить жесткий контроль капиталовложений.

ООО «Старый мастер», ООО «Энтрего» и ЗАО «Бакалея» занимают положение, называемое «Дохлые собаки», их характеризует относительно маленькая доля рынка, для увеличения которой требуются большие усилия и затраты. Это связано с тем, что ООО «Академия» и ООО «Пивной мастер» стали лишь недавно участниками рынка, в то время как другие предприятия на рынке уже более 10-15 лет.

Также оценку конкурентоспособности ООО «Пивной мастер» и его положение на рынке можно оценить при помощи SWOT- и STEP-анализа. Для начала рассмотрим STEP-анализ ООО «Пивной мастер», представленного в таблице 6.

Таблица 6. STEP-анализ *

Социальные факторы Экономические факторы

• демография (естественный прирост населения Республики Марий Эл: 1,9 на 1000 человек); • традиции и обычаи; • уровень образования; • реклама и связь с общественностью. • инфляция (теку щий уровень инфляции 0,34 %); • уровень жизни и платежеспособность населения; • эластичность потребления; • уровень безработицы (в 2018 году составил 5,6%, в России 4,8%); • усиление конкуренции.

Технологические факторы Политические факторы

• НТП; • инновационный потенциал предприятия и ее конкурентов; • информация, коммуникационные влияние интернета; • развитие технологий в сфере торговли алкогольной продукции. • изменения в нормативных и законодательных актах; • общеполитическая обстановка; • регулирование хозяйственной деятельности; • выборы властей на всех уровнях.

* Составлено авторами

Таким образом, факторы внешней среды оказывают непосредственное влияние на ООО «Пивной мастер». Изменения в нормативно-правовых актах в отрасли торговли напитками оказывает сильнейшее влияние на предприятие, так как правила ведения деятельности в данной сфере все более ужесточается, усложняя работу предприятия. Также спрос на продукцию определяют социальные и экономические факторы. В республике Марий Эл наблюдается естественная убыль населения, что уменьшает в

107

дальнейшем количество клиентов ООО «Пивной мастер», негативно сказывается на предприятии. Экономические факторы определяют финансово-экономическое положение организации, текущий уровень инфляции в республике равен 0,34%, уровень безработицы — 5,6% (для сравнения в 2017 году данный показатель равен 6,9), данные показатели снижают платежеспособность и уровень жизни потребителей ООО «Пивной мастер», что также негативно сказывается на предприятии. Уровень развития технологической оснащенности предприятий России в данной отрасли непосредственно влияет на организацию, определяя степень необходимой оснащенности.

ООО «Пивной мастер» находится и функционирует в среде. Внешняя среда является источником, питающим предприятие ресурсами, необходимыми для формирования и поддержания ее потенциала. Внутренняя среда определяет климат внутри предприятия, взаимоотношения между сотрудниками и работодателем, а также выявление его слабых и сильных сторон. Для оценки внутренней среды предприятия воспользуемся 8\¥ОТ-анализом, представленным в таблице 7.

Таблица 7. SWOT-анализ деятельности ООО «Пивной мастер» *

Хар актерисгики Возможности Угрозы

• Увеличение продаж за счет роста покупательской способности. • Новые рынки продаж • Обслуживание швых потребителей. • Открытие розничных магазинов, кафе-баров. • Расширение ассортимента. • Возрастающее конкурентное давление. • Появление новых конкурентов. • Изменение предпочтений клиентов. • Ухудшение финансового состояния.

Сильные стороны • Готовый рынок сбыта. • Минимизация издержек обращения с товаром. • Постоянные, многолетние контракты с поставщиками и потребителями • Расширение занимаемой доли конкурентами осложнено репутацией ООО «Пивной мастер» за счет своевременных поставок, соотношения цена/ качество.

• Большой охват рынка • Соблюдение сроков поставки • Высококвалифицированный персонал. • Наличш лояльных покупателей. • Высокое качество услуг (подразумевается малая доля сбоев).

Слабые стороны • Необходимость внедрения маркетинговых коммуникаций. • Расширение круга покупателей. • Возрастающее конкурентное давление за счет внедрения ими передовых технологий.

• Отставание в применении передовых технологий • Неэффективные маркетинговые коммуникации. • Неразвитость интернет-сайта.

* Составлено авторами

В период цифровизации одним из важнейших факторов выступают инновации, большое значение приобретает сайт предприятия, так как потребитель изначально знакомится с организацией при помощи Интернет-сайтов. ООО «Пивной мастер» имеет собственный сайт, но он не ориентирован под пользовательские запросы, имеется лишь две ссылки, которые рассказывают об организации и условиях заключения договоров, что недостаточно для привлечения покупателей. Также предприятие не имеет собственного логотипа, что также говорит неэффективных маркетинговых коммуникациях. Все это определяет слабые стороны ООО «Пивной мастер».

Анализируемое предприятие находится на стадии роста, систематично получает прибыль, занимает большую долю рынка — 37 %, имеет лояльных покупателей. Угрозы ООО «Пивной мастер» — это, в большей степени, появление новых конкурентов на рынке, а также изменения предпочтений клиентов. Возможности предприятия предопределяют открытие магазинов, кафе-баров, расширение ассортимента продукции, что способствует получению большей прибыли, привлечению покупателей. ВЫВОДЫ

В заключении необходимо отметить, что экономический потенциал является неотъемлемым компонентом функционирования любого предприятия. Понятие «экономический потенциал» является слож-

108

ным и многогранным, требует длительного исследования и анализа. Экономический потенциал — многосторонняя категория, включающая в себя различные подсистемы: производственный, инновационный, инвестиционный, трудовой, маркетинговый, рыночный потенциал.

В статье рассмотрен аспект управления экономическим потенциалом торгово-оптового предприятия ООО «Пивной мастер» г. Йошкар-Ола. Оценка имущественного потенциала показывает преобладающее значение оборотных средств около 98%, а в структуре источников имущества — заемные средства — 91%, что является негативной тенденцией. Основным составляющим экономического потенциала анализируемого предприятия является ассортиментный потенциал, в структуре которого лидируют продовольственные товары около 92 %, что определяет специализацию ООО «Пивной мастер». Алкогольные напитки занимают 58,52 % от общей выручки оптовой торговли. Наибольший удельный вес алкогольных напитков приходится на сильноалкогольные напитки — 40,14 %, затем крепко алкогольные — 33,15 %. Оценка ассортиментного потенциала методом Парето показывает, что сильноалкогольные, крепкие и слабоалкогольные напитки, а также табачные изделия приносят 80 % прибыли, а остальные 20 %. Следовательно, предприятию необходимо уделять большое внимание реализации алкогольных напитков и табачных изделий, а также разработке соответствующей стратегии.

Оценка конкурентоспособности предприятия показывает, что ООО «Пивной мастер» занимает большую долю на рынке — 37 %, но также имеет низкий темп роста. Организации необходимо разработать стратегию сохранения доли рынка, а также получения максимально возможной прибыли, в течение как можно длительного периода времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Управление социалистическим производством: словарь / Под ред. О.В. Козловой. — М., 1983.

2. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: федер. закон [принят Гос. Думой 15 июля 2016 г.] // Официальные документы в торговле. — 2016. — № 381-ФЗ. — С. 39

3. Миско К.М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методологические аспекты исследования) / К.М. Миско. — М.: Наука, 1991. — 325 с.

SPISOK LITERATURY

1. Upravleniye sotsialisticheskim proizvodstvom: slovar' / Pod red. O.V. Kozlovoy. — M., 1983.

2. Ob osnovakh gosudarstvennogo regulirovaniya torgovoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii: feder. zakon [prinyat Gos. Dumoy 15 iyulya 2016 g.] // Ofitsial'nyye dokUmenty v torgovle. — 2016. — № 381-FZ. — S. 39

3. Misko K.M. Resursnyy potentsial regiona (teoreticheskiye i metodologicheskiye aspekty issledovaniya) / K.M. Misko. — M.: Nauka, 1991. — 325 s.

Статья поступила в редакцию 07 октября 2019 года Статья одобрена к печати 11 декабря 2019 года

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.