Научная статья на тему 'Оценка эффективности использования частично виртуальных организаций в экономической системе Краснодарского края'

Оценка эффективности использования частично виртуальных организаций в экономической системе Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТИЧНО ВИРТУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (АУТСОРСИНГОВАЯ КОМПАНИЯ) / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / PARTIALLY VIRTUAL ORGANIZATION (OUTSOURCING COMPANIES) / TRANSACTION COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткачева Елена Николаевна, Болтава Антонина Леонидовна

Актуальность данной темы состоит в повышении значимости виртуальных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF EFFICIENCY OF USE OF THE PARTIALLY VIRTUAL ORGANIZATIONS IN ECONOMIC SYSTEM OF KRASNODAR REGION

The urgency of the given theme consists in increase of the importance of virtual organizations.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности использования частично виртуальных организаций в экономической системе Краснодарского края»

3 Время работы телесотрудника Процент времени от общего рабочего времени, когда дистанционный сотрудник работает дистанционно

4 Характер функционирования виртуальной организации Время, потраченное на выполнение проекта, устойчивость связей между партнерами

5 Степень гибкости виртуальной организации Возможность замены агентов в результате работы над проектом

б Уровень организационной культуры виртуальной бизнес-сети Уровень социальных коммуникаций на этапах ЖЦ, способность уменьшать неопределенность задач, предсказуемые и повторяющиеся схемы общения

7 Степень регламентации деятельности виртуальной компании Наличие правил и целей осуществления деятельности внутри виртуальной сети

е Степень распределения рисков агентов виртуальной организации Взаимные соглашения о страховании партнеров

9 Характер производимого продукта или услуги Традиционный или виртуальный продукт (услуга)

10 Вид механизма осуществления управленческих действий Наличие общего сайта виртуальной организации с персонифицированным доступом агентов виртуальной организации

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧАСТИЧНО ВИРТУАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Ткачева Елена Николаевна, к.э.н., доцент кафедры экономики.

Место работы: Южный институт менеджмента (г. Краснодар).

Контакты автора: e-mail: magadan.79@mail.ru

Болтава Антонина Леонидовна, преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита.

Место работы: Южный институт менеджмента (г. Краснодар).

Контакты автора: e-mail: ationa@list.ru

Аннотация. Актуальность данной темы состоит в повышении значимости виртуальных организаций.

Ключевые слова: частично виртуальная организация (аутсорсинговая компания), эффективность, трансакционные издержки.

ESTIMATION OF EFFICIENCY OF USE OF THE PARTIALLY VIRTUAL ORGANIZATIONS IN ECONOMIC SYSTEM OF KRASNODAR REGION

Tkacheva Elena Nikolaevna, Candidat of economy science, Docent of Economics.

Place of employment: South Institute of Management Krasnodar.

Contacts of the author: e-mail: magadan.79@mail.ru

Boltava Antonina, The teacher of chair of book keeping, the analysis and audit.

Place of employment: South Institute of Management Krasnodar.

Contacts of the author: e-mail: ationa@list.ru

Annotation. The urgency of the given theme consists in increase of the importance of virtual organizations. Keywords: partially virtual organization (outsourcing companies), transaction costs.

В настоящее время в российской практике не предпринимаются попытки выделения типов виртуальных предприятий. Поэтому мы будем опираться на классификацию организаций виртуального типа, выделенную нами в предыдущих исследованиях (табл. 1). Таблица 1 - Критерии для типологии организаций

1 Ткачева Е.Н. Управление организациями виртуального типа: исследование классификации // Сборник материалов межд. Конференции «Социально-политические аспекты реформирования экономической системы современного общества». - Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2009.

В зависимости от наличия у компаний предлагаемых выше критериев для предприятий виртуального типа, разработанная нами классификация для данной организационной формы, будет включать в себя три подгруппы:

- традиционные организации с элементами виртуальных;

- частично виртуальные организации (аутсорсинговые компании);

- полностью виртуальные организации.

Первый тип предприятий «Традиционные организации с элементами виртуальных» обладает следующими признаками:

- количество традиционных сотрудников преобладает над дистанционными. Телеработники выполняют второстепенную по отношению к основному направлению деятельности фирмы работу, которая имеет меньшую ценность;

- производимый продукт носит, как правило, традиционный, но возможно инновационный характер;

- отсутствие сетевой организационной культуры;

- наличие сайта у каждой организации, входящей в сеть.

Считаем, что к таким компаниям относятся фирмы, занимающиеся информационными технологиями и коммуникациями, инновационными направления деятельности.

Второй тип организаций «Частично виртуальные организации (аутсорсинговые компании)» имеют такие черты:

- телеработники являются ключевым персоналом компании. Большую часть работы они выполняют вне офиса, но все же имеют реальный доступ к офисному пространству.;

- организация обладает высокой устойчивостью связей между партнерами;

виртуального типа в России1

№ п/п Критерий Показатель

1 Степень виртуальности компании Процент виртуальных сотрудников

2 Значимость дистанционных сотрудников в достижении целей компании Сфера деятельности телесотрудников, субъективная оценка менеджеров

- социальные коммуникации между участниками сети отлажены, используются повторяющиеся схемы общения;

- степень регламентации деятельности достаточна высока;

- производимый продукт или услуга носят, как правило, традиционный характер;

- возможны взаимные соглашения о страховании партнеров.

Виртуальные организации второго типа могут быть представлены страховыми компаниями и агентствами недвижимости, электронными и традиционными СМИ.

Третий тип компаний: «Полностью виртуальные организации». Они обладают следующими характеристиками:

- подавляющее число сотрудников являются телеработниками;

- связи между агентами виртуальной сети стабильны, что обеспечивается с помощью: отлаженных схем социальных коммуникаций, четкого разбиения технологического процесса выполнения заказа на этапы и закрепления их за предприятиями-партнерами, соглашений взаимного страхования всех участников проекта;

- заказчик продукции или услуги является сопроиз-водителем и участвует в разработке технологии изготовления необходимого ему товара, что достигается с помощью общего сайта виртуального предприятия. Система статусов, имеющаяся на сайте, позволяет участникам проекта в рамках своих компетенций отслеживать график выполнения заказа и корректировать его при необходимости.;

- расчеты между партнерами происходят с помощью электронных систем оплаты после выполнения ими своей части работ по проекту;

- гибкая организационная структура предусматривает при необходимости возможность включения в процесс выполнения рыночного заказа новых участников или замены не справляющихся со своими обязательствами партнеров. Наличие математической модели виртуальной организации позволяет рассчитать необходимое количество «запасных» игроков сети.

К таким предприятиям можно отнести консалтинговые фирмы, состоящие из сети профессионалов, юридические компании, объединяющие удаленны юристов, психологические сообщества, информационные порталы и др.

В дальнейшем в статье будет оцениваться эффективность использования частично виртуальных организаций (аутсорсинговых компаний) в экономической системе Краснодарского края. Для того, чтобы уточнить их роль в экономике Краснодарского края, проведем сравнительную характеристику совокупности показателей аутсорсинговых компаний ООО «Транспортная группа «Экспресс», ООО «Аутсорсинговая Компания «Ваш Бухгалтер», ООО «ASP» и края в целом, результаты представим в таблице 2.

Наибольший рост по всем показателям аутсорсинговых компаний был в 2006г. по сравнению с 2005г., но это объясняется тем, что ООО «Транспортная группа «Экспресс», ООО «Аутсорсинговая Компания «Ваш Бухгалтер» были образованы лишь в 2006г. Следует отметить еще одну динамику: к 2008г. темпы роста показателей выборки снижаются по сравнению с предыдущими годами. Положительным моментом в динамике является отсутствие резких изменений в росте совокупной выручки выборки за 2007 и 2008гг. Однако

при анализе совокупного финансового результата можно отметить снижение показателя за 2007, 2008гг. в выборке, такая же ситуация складывается и в Краснодарском крае в целом. В то же время, в условиях кризисной рецессии (2008 г.) аутсорсинговые компании продемонстрировали более глубокий спад по исследованным индикаторам.

Таблица 2 - Сравнительная характеристика основных социально-экономических показателей Краснодарского края и выборки (в % к предыдущему го-

По рассмотренным в совокупности показателям выборки, можно сделать вывод о том, что аутсорсинговые компании относятся к эффективной и устойчивой составляющей экономической системы Краснодарского края. При этом растет общая устойчивость данной системы, что проявилось в условиях современного финансового кризиса (табл. 3).

Анализ таблицы показал, что даже в кризисных условиях (2008г.) показатели среднедушевых денежных доходов населения, сальдированный финансовый результат деятельности организаций, инвестиции в основной капитал Краснодарского края находятся на достаточно высоком уровне по сравнению с остальными субъектами ЮФО.

Таблица 3 - Кризисная ситуация в ЮФО России.

2 Расчеты авторов по данным источника: Краснодарский край в цифрах и фактах. Краснодар, 2008.

ду)2.

Показа- тель 2006г. 2007г. 2008г.

Кра й Вы- борка Кра й Вы- борка Кра й Вы- борка

1 Рост конечной продукции (для края - ВРП) 133, 7 303,6 114, 5 17е,3 114, 0 161,0

2 Совокупный финансовый результат хозяйствующих субъектов 217, 3 154,5 172, 2 240,0 е4,е е0,5

3 Общее число рабочих мест 100, 4 550,0 101, е 154,5 103, 5 126,5

4 Приток инвестиций в основной капитал 11е, 0 133,3 12е, 0 112,5 117, 0 ее,9

Регаовы Средвдушев ыелевешые ЛОХОІЬ] ддяч. руб в мес. Численность берботных, тыс. чел. Сальдированный финансовый резрьтаг деятельности организации, млн.руб. Инвестиции в «новкш кашлял, млрд. руб.

2007г. 2008г. 2007г. 2005г. 2007г. 200!г. 2007г. 2008г.

Краисдаскшщй 9778 12134 19,0 22,7 83459 70766 229,7 321,7

Рештата Адыгея 5755 8021 8,4 6,5 4S2 699 11,0 11,2

Республика Дагестан 7981 11405 53,6 46,8 2406 -1006 60,7 36,3

Ресиубкшы Ищшеш 4006 7034 49,6 42,4 465 499 7,7 5,4

Кабардино- Балкарсш реац&шп 6643 8830 30,1 23,7 40! 413 12,! 13,9

Республика Калмыии 4466 5693 5,7 5,3 -549 -1979 6,2 7,!

Кграчвню-Чергаам ркздбпш 6939 8943 7,3 5,2 400 156 5,1 10,9

Республика Северная Осеш-Аланш 7872 10224 т 11,0 1275 65 14,6 16,3

Чяшсш республики н'д І/д 320,0 298,9 539 260 41,3 37,7

Ставропольский край 8273 10291 24,! 30,5 24034 24039 53,7 70.1

Асірпвяиві області 8691 11053 7,9 7,7 4256 226!3 50,0 65,2

Воігпрадсш облапь 9454 10881 19,4 23,7 49009 79631 65,0 32,7

Ростовская область 9630 12024 27,2 28,4 30473 31145 135,1 1176,4

Определим преимущества, недостатки аутсорсинга, а так же факторы внешней среды, использование которых создаст его преимущество на рынке и факторы, которые могут потенциально ухудшить положение аутсорсинга на рынке на основе SWOT - анализа, резуль-

Таблица 4 - SWOT - анализ аутсорсинга3 Покажем связи сильных сторон, слабых сторон, возможностей и потенциальных угроз использования аутсорсинга:

W3T2 - Данная инициатива по преодолению слабых мест и угроз предполагает механизмы общественного контроля над деятельностью аутсорсера со стороны участников данного рынка, а так же введение раздела о гарантиях конфиденциальности в типовой контракт на проведение аутсорсинга.

W4 Тз - Указанная инициатива предполагает выход функции повышения квалификации специалистов во внешнюю среду, то есть, переход на аутсорсинг.

Данная стратегическая инициатива предполагает диверсификацию деятельности компании за счет использования знаний, опыта, ресурсов аутсорсера.

S5T6 - Стратегическая инициатива связана с выделением из портфеля бизнесов тех видов деятельности, с которыми компания в кризисной ситуации не может эффективно справиться.

S6T1 - Путь преодоления дефицита доверия через создание ассоциации аутсорсеров и введения механизма лицензирования на основе такой ассоциации.

Эффективность использования аутсорсинга в экономической системе Краснодарского края может быть оценена по изменению совокупных издержек ведения бизнеса до и после осуществления аутсорсинга. Рассчитаем эффективность аутсорсинга для ООО «Гарантпост - Краснодар», передавшее по договору ведение бухгалтерского учета ООО «Аутсорсинговая Компания «Ваш бухгалтер».

Для расчета эффективности

воспользуемся формулой:

Эа = Ида - Ипа х100%;

В

где, Эа - экономическая эффективность аутсорсинга, %;

Ида - издержки организации на самостоятельное ведение процесса до аутсорсинга;

Ипа - издержки организации после аутсорсинга (сумма по договору с аутсорсером);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В - выручка организации (начиная с периода заключения договора с аутсорсером).

При этом в составе издержек необходимо учитывать трансформационную

составляющую, транзакционную

составляющую, в том числе налоговое бремя.

Трансформационные издержки

[transformation costs] - включают непосредственные издержки фирмы, на переработку исходного сырья и материалов в готовую продукцию, предназначенную для продажи на рынке.

Трансакционные издержки [transaction costs] - издержки, возникающие в процессе

3 Разработана авторами

81 - Позволяет получить комплектующие или услуги выше качеством к или дешевле. 52 - Улучшает ЙННПЯЯГТНГЖньТР возможности компании за счет взаимодействия и партнерства с поставщиками мирового уровня, имеющими большой интеллектуальный ПОТеНПНаЛ И иннОНЯТТНОнтЛТ ОПЫТ. Бз - Обеспечивает большую гибкость компании в случае внезапного изменения рыночной ситуации или потребительских пррттпо'гтрним' проще наити новых поставщиков с необходимыми возможностями и ресурсами, чем перестраивать внутреннюю деятельность компании. Б4- Ускоряет приобретение ресурсов и навыков Б5 - Позволяет сосредоточиться на тех операциях. которые эффективно выполняются силами компании, и тех. которые стратегически целесообразно сохранить под ее контролем. - Возможность передачи ответственности за выполнение конкретных функции Opportunities О: - Становление рынка аутсорсинга 02- Подготовка специалистов по аутсорсингу в системе высшего образования. 03- Проведение программ повышения квалификации руководителей организаций по курсу «Аутсорсинг». 04- Расширение рынка аутсорсинга. О3- Димргнфмя! тя предприятии. Об- Накопление человеческого капитала в компании (рост ключевых компетенций).

\Yeaknesses - Снижение оперативности в предоставлении необходимых сведений для управления организацией Шг - Отрыв руководящего звена от бизнес — практики. Шэ — Отсутствие четкой законодательной базы. — ДсфиШТ »мтпи||111 |ирп—яянт сотрудников на рынке. Threats Ti — Отсутствие доверия потенциальных клиентов. Тг — Отсутствие контроля над деятельностью организации или специалистов, которые предоставляют услуги. Тз — Ужесточение конкуренции на рынке Т4 — Угроза утечки конфиденциальной информации Т5 - Компания рискует вывести за свои пределы СЛИШКОМ многие ЯНТКГ деятельности и лишиться части собственных ресурсов и возможностей. Тб - Компания может утратить вилы деятельности, которые прежде обеспечивали ей успех на рынке.

таты представим в таблице 4.

поиска партнера, ведения переговоров о коммерческой сделке, ее заключения и контроля за ходом ее выполнения. Они включают как собственно издержки (напр., на обработку информации или на транспорт), так и - что важно - затрачиваемое время. В широкой трактовке это, собственно, все издержки общества, которые не относятся непосредственно к физическому процессу производства благ.

Согласимся с научной позицией Е. Ярушкиной, которая выделяет пять типов трансакционных издержек:

1. Издержки поиска информации (консультационные, посреднические услуги).

2. Издержки ведения переговоров (представительские, командировочные расходы).

3. Издержки измерения (сертификация продукции, знаки качества, участие в конкурсах продукции, реклама).

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности (патенты на изобретение, лицензии, услуги юристов, аудиторов, охранных служб).

5. Издержки оппортунистического поведения (штрафы, пени, неустойки за ненадлежащее выполнение договора)4.

Опыт рыночной трансформации в России позволяет выделить в составе трансакционных издержек легитимные и нелигитимные. Легитимные трансакционные издержки имеют подтверждение факта совершения хозяйственной операции и на этом основании отражаются в учете собственника. Нелегитимные трансакционные издержки не имеют документального подтверждение факта совершения хозяйственной операции и на этом основании не могут быть отражены в учете.

Применение аутсорсинга для организации - это шанс сократить трансакционные издержки и как следствие оградить себя от нелегитимных издержек.

Проведем сравнение издержек ООО «Гарантпост -Краснодар» на содержании бухгалтерии до заключения договора аутсорсинга и после заключения договора (на 2008г.), результаты представим в таблице 5.5

Для того, чтобы определить степень удовлетворенности аутсорсинговыми компаниями, был проведен опрос среди трех клиентов: ООО «Бондюэль - Кубань», ООО «Гарантпост - Краснодар», Санаторий «Лаба», Лабинск, результаты обобщены в таблице 5.6 Состав выборки был определен исходя из приоритетных направлений развития экономики Краснодарского края (АПК, транспорт, рекреационно-туристский бизнес).

На основании проведенных исследований можно заключить, что аутсорсинговые компании оказывают качественные, доступные услуги, выполняют сроки договора.

Однако клиенты аутсорсинговых компаний не оценивают экономическую эффективность заключенного договора, что несколько противоречит достижению одной из основных целей использования аутсорсинга - сокращение издержек ведения бизнеса, что было особенно характерно для индустриальной экономики.

4 См.: Ярушкина Е.А. Воспроизводство отношений собственности в кризисных условиях хозяйствования/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Воронеж, 2003.

5 Рассчитано авторами на основании договора оказания бухгалтерских услуг и опроса ООО «Гарантпост - Краснодар»

6 Обобщено авторами по данным социологического опроса ООО «Бондюэль - Кубань», ООО «Гарантпост - Краснодар», Санаторий «Лаба»

Таблица 5 - Сопоставление издержек ООО «Гарантпост - Краснодар» на содержание собственной бухгалтерии и предоставления услуг сторонней организацией._______________________________________

Наименование расходов Затраты на содержание собственной бухгалтерии, мес./руб. Стоимость услуг на ведение бухгалтерского учета по договору с аутсорсером, мес./руб.

Единовременные затраты:

1 Организация автоматизированного рабочего места бухгалтера (оргтехника, лицензионное программное обеспечение, стол,стул, шкаф) - единовременные затраты 60 000 0

Продолжение табл. 4

1 2 3

Итого единовременных затрат 60 000 0

Ежемесячные затраты:

1 Заработная плата бухгалтера 15 000 15 000

2 Единый социальный налог (26%) с ФОТ 4 483 0

3 Подписка на бухгалтерское (экономическое) периодическое издание 800 0

4 Использование справочно -консультационной системы (на локальном компьютере с периодическими обновлениями) 2 000 0

5 Приобретение канцелярских и расходных материалов (бумага, ручки, папки, заправка картриджа и т.д.) 1 000

6 Затраты на доставку первичных документов в бухгалтерию 0 1 000

Итого ежемесячных затрат 23 283 16 000

Общие затраты на содержание бухгалтерии за 1 год 339 396 192 000

339 396 - 192 000 Эа = = х 100% = 2,8%.

5 000 082

Соответственно, в условиях постиндустриальной экономики для клиентов на первый план выходит качество оказываемых аутсорсером услуг в сопоставлении с их ценой.

Таблица 6 - Опрос клиентов частично виртуаль-

ных организаций (аутсорсинговых компаний)

Вопрос ООО «Бондюэль -Кубань» «Г - К ООО ірантпост раснодар» Санаторий «Лаба», Лабинск

га Нет Не знаю го с! Нет Не знаю го с! Нет Не знаю

1 Устраивает ли качество оказываемых услуг? + + +

2 Устраивают ли сроки предос- + + +

тавления оказываемых услуг?

3 Доступны ли цены на оказываемые услуги? + + +

4 Оцениваете ли экономическую эффективность проекта? + + +

5 Планируете ли дальнейшее сотрудничество с аутсорсером? + + +

6 Есть ли у Вас виды деятельности, которые Вы готовы передать аутсорсеру, но пока не получали предложений? + + +

Для повышения эффективности использования аутсорсинговых компаний необходимо соблюдать следующие условия:

- проводить выбор аутсорсера на конкурсной основе;

- затраты на оплату работ (услуг), выполняемых аутсорсером, должны быть меньше затрат на выполнение этих работ (услуг) собственными силами;

- обеспечивать экономическую безопасность предприятий и сохранять их рыночных позиций;

- сохранять и повышать качество выполняемых работ (услуг);

- сокращать персонал филиала, занятого выполнением работ (услуг), передаваемых аутсорсеру.

Список литературы:

1. Ткачева Е.Н. Управление организациями виртуального типа: исследование классификации // Сборник материалов межд. Конференции «Социальнополитические аспекты реформирования экономической системы современного общества». - Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2009.

2. Краснодарский край в цифрах и фактах. Краснодар, 2008.

3. Ярушкина Е.А. Воспроизводство отношений собственности в кризисных условиях хозяйствования / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Воронеж, 2003.

4. Положение об использовании аутсорсинга филиалами ОАО «РЖД» (утв. ОАО «рЖд» от 27 апреля 2006г. № 530)

5. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаф-финг: высокие технологии менеджмента: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2009. -С. 261-264.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья Ткачевой Е.Н. и Болтава А. Л. написана на актуальную тему. Глубокие сдвиги в экономическом развитии, происходящие практически во всех странах, обусловили необходимость возникновения и развития виртуальных организаций. Предприятия виртуального типа функционируют на рынке относительно небольшой период времени, что обусловливает потребность в проведении исследований, направленных на изучение их функциональных характеристик. Вопросы оцен-

ки эффективности виртуальных организаций не нашли адекватного отражения в трудах российских ученых.

Авторы исходят из собственной классификации виртуальных предприятий, выделяя: традиционные организации с элементами виртуальной деятельности; частично виртуальные организации, к которым они относят, в частности, аутсорсинговые компании; полностью виртуальные организации. Перспективны предложения авторов в области сопоставления задержек на содержание собственной бухгалтерии и предоставления соответствующих услуг сторонней организацией.

Считаю возможным публикацию статьи Ткачевой Е.Н., Болтава А.Л. в журнале, рекомендованном ВАК для публикации материалов диссертационных исследований.

Проректор по научной работе Института экономики, права и гуманитарных специальностей, д.э.н., профессор Берлин С.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.