Научная статья на тему 'Оценка эффективности инновационной деятельности на промышленных предприятиях'

Оценка эффективности инновационной деятельности на промышленных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РИСК / СДЕРЖИВАЮЩИЙ ФАКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скворцова Инга Викторовна, Федорец Ольга Вячеславовна

В статье рассматриваются ключевые вопросы оценки экономической эффективности инновационной деятельности промышленных предприятий, определения степени экономического риска при внедрении инноваций в реальный сектор экономики. Указаны основные факторы и экономические трудности, сдерживающие инновационную активность, а также приведены рекомендации по их устранению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скворцова Инга Викторовна, Федорец Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article given key questions of the cost efficiency assessment of innovative activity of industrial business are considered. Economic risk evaluation when bringing innovations to the market is also mentioned. The main factors and economic difficulties that restrict innovation activity are stated as well as recommendations on how to deal with them.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности инновационной деятельности на промышленных предприятиях»

УДК 338.28

И.В. Скворцова, О.В. Федорец

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

На сегодняшний день невозможно представить существование какого - либо предприятия, которое не пыталось бы применить к производимым товарам и оказываемым услугам все более новые и совершенные технологии. Потребности рынка постоянно изменяются, их рост неограничен, и конкурентное преимущество организаций определяет именно тот факт, насколько быстро они сумеют разработать, а главное - воплотить в жизнь свою долгосрочную стратегию инновационного развития. Успешная же реализация подобной инновационной стратегии будет в значительной мере способствовать повышению производительности труда, созданию новых отраслей промышленности и рабочих мест и, что самое важное, росту конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.

Обычно выделяют следующие возможные виды инновационной стратегии предприятия в зависимости от состава решаемых задач:

1. Традиционная. Не стремится ни к чему другому, кроме повышения качества существующих продуктов.

2. Оппортунистская. Предприятие занято поисками такого продукта, который не требует слишком больших затрат на исследования и разработки, но с которым оно в течение определенного времени сможет единолично присутствовать на рынке.

3. Имитационная. Новая технология приобретается у других, например, путем закупок лицензий. Лицензия стоит намного дешевле, приобретается быстрее и действует надежнее, чем собственные разработки.

4. Оборонительная. Осуществляется предприятиями, цель которых заключается в том, чтобы не отстать от других в области техноло-

гического развития и при случае постараться повысить технический уровень производства.

5. Зависимая. Наблюдается главным образом на мелких предприятиях, которым крупные предприятия вменяют новый продукт или производственный метод.

6. Наступательная. Производится предприятиями, стремящимися быть первыми на рынке

[4].

Для выбора правильной инновационной стратегии в первую очередь необходимо определить, что подразумевает под собой инновационный потенциал организации. В общем виде он представляет собой систему, состоящую из четырех взаимосвязанных сегментов (рис.1).

1) научно-технический потенциал, обеспечивающий наличие новшеств, предназначенных для производственного использования в макросистеме;

2) образовательный потенциал, характеризующий возможности макросистемы к созданию и использованию научно-технических новшеств;

3) инвестиционный потенциал, характеризующий возможности макросистемы к введению в практику производственного использования научно-технических новшеств и их диффузии по всей макросистеме;

4) потенциал потребительского сектора -все физические и юридические лица, которые являются, с одной стороны, потребителями предлагаемых к использованию новшеств, а с другой стороны, через формирование новых потребностей инициируют последующую деятельность других сегментов.

—» Научно - технический потенциал Инновационный <- -1 Потенциал потребительскою сектора

Технологический потенциал: технологии, имеют неся в стране и н мире (в том числе новые и передовые), объем и и неегиции в новые технологии и основной капитал, кадры для создания и использования технологий, механизмы передачи технологий

Инвестиционный ПОТСППнал -1 потенциал Образовательный потенциал

Рис. 1. Структура инновационного потенциала

Центральное место в инновационном потенциале занимает технологический потенциал, который охватывает все четыре перечисленных элемента в той области, которая связана с созданием, освоением и распространением передовых технологий.

Под экономическим эффектом любого инновационного мероприятия на всех стадиях его реализации понимается превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат всех видов ресурсов за весь срок осуществления данного мероприятия

[3].

При этом под сроком для каждого инновационного мероприятия подразумевается весь цикл разработки и реализации мероприятия, включающий время на проведение НИОКР, опытное освоение, серийное производство, а также период коммерциализации результатов мероприятия. Таким образом, любое нововведения представляет собой не единовременный акт, а трудоемкий и длительный процесс.

Научным инструментом выбора наилучшего варианта инновационного мероприятия является технико-экономическое обоснование (ТЭО), представляющее собой комплексный процесс определения методами экономической науки степени соответствия данного проектного решения заданным требованиям или уровню достижений научно-технического прогресса в данной области.

На этапе ТЭО процесс выбора наилучшего варианта реализации инновационного мероприятия сводится к осуществлению следующих мероприятий:

а) из всех потенциально возможных отбираются варианты, каждый из которых удовлетворял бы всем заранее заданным ограничениям: социальным нормативам и стандартам, экологическим требованиям, срокам реализации;

б) по каждому из выбранных вариантов определяются затраты, результаты и экономический эффект;

в) лучшим признается вариант, у которого величина экономического эффекта максимальна, либо минимальны затраты на его достижение [3].

Определение экономического эффекта любого нововведения по условиям использования продукции осуществляется в следующем порядке:

1. Рассчитывается суммарно по годам расчетного периода экономический эффект:

Э

Ррт Зт

(1)

где Эт - экономический эффект нововведения за расчетный период; Рт - стоимостная оценка результатов осуществления нововведения за расчетный период; Зт - стоимостная оценка затрат на осуществление нововведения

за расчетный период.

Расчет экономического эффекта осуществляется с приведением разновременных затрат и результатов к единому моменту времени - к

так называемому расчетному году г р - путем умножения их величины за каждый год на ко-

а

эффициент приведения ^ г .

За расчетный год обычно принимается наиболее ранний из всех вариантов календарный год, который предшествует началу выпуска продукции или использования в производстве новой технологии.

2. Стоимостная оценка результатов за весь расчетный период проводится по следующей формуле:

Рт = Е р-а

(2)

г=г„

Р -

продукции обычно рассчитываются единообразно по формуле:

зп(и) = £ (и,+к, - л,)

(4)

где ± г - стоимостная оценка результатов в гт году расчетного периода; г п - начальный

год расчетного периода; г к - конечный год

расчетного периода.

При этом за начальный год расчетного периода принимается год начала финансирования работ, включая проведение исследований. За конечный год расчетного периода принимается момент завершения всего жизненного цикла мероприятия.

3. Затраты на реализацию инновационных мероприятий за расчетный период должны включать затраты при производстве и использовании продукции и рассчитываются по формуле:

ЗТ = ЗТ + ЗН , (3)

Зп

где ^Т - затраты при производстве про-й ЗН

дукции за расчетный период; ->Т - затраты при использовании продукции (без учета затрат на приобретение самой продукции) за расчетный период.

Затраты на производство и использование

ЗП (И)

где ->т - величина затрат всех ресурсов в году г (включая затраты на получение сопутствующих результатов); И - текущие

издержки при производстве (использовании) продукции в году г без учета амортизационных

отчислений на реновацию; К, - единовременные затраты при производстве (использовании) продукции в году Л, - остаточная стоимость

основных фондов, выбывающих в г году.

Важным показателем является определение срока окупаемости капитальных вложений, планируемых на внедрение новой техники; он рассчитывается по формулам:

г Кп

Т =— - (5)

Т = КП

П

Т = Д

ЛП

или

или

лС/ , КД

Т'_ Д

ЛС/

(6)

где Т и О - срок окупаемости планируемых и дополнительных капитальных вложений

в нововведение, в руб.; Кп и КД - планируемые и дополнительные капитальные вложения в новую технику, в руб.; Пг и АПг - планируемая (абсолютная) и дополнительная (по сравнению с базовой техникой) прибыль соответственно от реализации годового объема новой техники на планируемый г-й год ее производства в объеме а, , в руб.; Ас, - планируемое (фактическое) снижение себестоимости (то есть прироста прибыли), в руб.

Нормативный срок окупаемости с которым сравнивают фактические сроки окупаемости капиталовложений в создание новой техники, определяются по формуле:

1 1

(7)

Т =

1 Н

Е

Н

0,15

При разработке ТЭО важно оценить риск осуществления инноваций, так как он в первую

п

очередь связан с инвестициями. Это обусловлено прежде всего высокой неопределенностью получения запланированных результатов инновационной деятельности, главным образом - неопределенным характером спроса.

Степень экономического риска можно определить с помощью формулы оценки эффективности осуществления нововведений:

ЭН _ ПН • СН • ТН • РТ

н Р н

1 К

э

■, (8)

где ЭН - эффективность реализации нововведения; Пн - годовой объем продажи нового изделия (или услуг); Сн - продажная цена изделия (или услуг); Т - жизненный цикл изделия (или услуг); РТН - вероятность техноло-н

гического успеха; РК - вероятность коммерческого успеха (возможность получения предполагаемой прибыли); Еэ - сумма затрат на реализацию нововведения (включая затраты на разработку, освоение производства и текущие производственные затраты) [3].

Одной из основных проблем, существующих на сегодняшний день в инновационной сфере, является комплекс противоречий между современными требованиями к уровню организации инновационного процесса в промышленных организациях и существующей методологической базой решения инновационных проблем на российских предприятиях [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факторы, сдерживающие осуществление инноваций, можно условно разделить на две основные группы:

1. Экономические факторы:

- недостаток собственных денежных средств и финансовой поддержки со стороны государства;

- низкий платежеспособный спрос на новые продукты;

- высокая стоимость нововведений и экономический риск;

- длительные сроки окупаемости нововведений.

2. Производственные факторы:

- низкий инновационный потенциал предприятия;

- недостаток квалифицированного персонала;

- недостаток информации о новых техноло-

гиях и рынках сбыта;

- невосприимчивость предприятия к нововведениям.

На пути реализации нововведений предприятия сталкиваются, прежде всего, с экономическими трудностями. К числу наиболее весомых из них на протяжении последних лет относится недостаток собственных денежных средств [1].

Система предварительной оценки эффективности внедрения инноваций позволяет в значительной степени снизить действие вышеперечисленных сдерживающих факторов, а также быстро и с достаточно высокой степенью вероятности ответить на вопрос, какая инновация при внедрении принесет требуемый эффект, а какая сведет на нет все усилия, что позволит компании избежать возможных финансовых потерь.

В результате проведенных исследований можно сделать вывод, что для получения максимального эффекта от применения системы имеет смысл внедрение следующего инновационного инструмента - инновационного центра, целью которого является выделение процесса внедрения инноваций в компании в отдельное направление ее деятельности наряду с традиционными. Инновационный центр может быть создан как новая организационная структура внутри компании; независимая компания, выделенная из существующей; приобретенная сторонняя компания.

Инновационный центр в форме новой организационной структуры внутри компании возможно использовать, если требуется изменить процессы взаимодействия ее структурных единиц.

Если внедрение инноваций не может осуществляться в рамках компании, инновационный центр выделяется в качестве независимой компании или приобретенной сторонней организации, что позволяет обеспечить быстроту и гибкость принятия решений, так как отпадет необходимость соблюдения устоявшихся корпоративных процедур, которые не учитывают особенностей реализации инновационных проектов.

В целях стимулирования инноваций в сфере производства, а также для развития инновационного потенциала целесообразно образова-

ние ряда взаимосвязанных и взаимодополняющих структурных комплексов: информационного обеспечения, экспертизы, научно-технических и инновационных программ, финансово-экономического обеспечения научно-технической и инновационной деятельности

предприятий - что позволит определять внутренние возможности и преимущества организации в инновационной сфере в целях повышения эффективности ее коммерческой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Инновационная политика и инновационный бизнес в России /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Специальный выпуск к пятому Петербургскому экономическому форуму, №15 (146)- 2001 . - 89с.

2. Гамидов Г.С., Колосов В.Г., Османов Н.О. Основы инноватики и инновационной деятельно-

сти. - СПб.: Политехника, 2000. - 15с.

3. Ивченко В.В. Экономика и управление инновациями (Инновационный менеджмент): Курс лекций / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996. -55с.

4. Тодосийчук А.В. Управление инновационным предприятием. - М.: Экос, 2000. - 61с.

УДК 338.28

И.В. Скворцова, Л.О. Отиева

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Открытость по отношению к инновациям во всем мире рассматривается как важнейший фактор обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, региона, отдельных компаний и вузов. Сейчас мы живем в эпоху инноваций, которая пришла на смену эпохам эффективности (1950-е и 1960-е годы), качества (в 1970-х и 1980-х) и гибкости (в 1980-е и 1990-е). Постоянное и непрерывное создание и реализация нововведений - вот сегодняшний ключ к преуспеванию в конкурентной борьбе. Чтобы выжить, выиграть и постоянно повышать уровень благосостояния населения, нужно непрерывно улучшать и преобразовывать продукцию, услуги, совершенствовать производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий [3].

В настоящее время, преимуществом обладают вузы, осуществляющие долгосрочную стратегию инновационного развития, ориентированную на разнообразные потребности рынка. Развитие инноваций в пределах ее жизнен-

ного цикла предполагает выполнение комплекса исследований от поисковых НИР до пилотных инновационных проектов, при этом большинство элементов действующей инновационной системы в вузах страны направлены, в первую очередь, на поддержку авторов идей и открытий, а не на тех, кто профессионально внедряет эти идеи в производство. Поэтому возникает необходимость разработки методологической базы для построения эффективной системы реализации инновационных проектов в вузе.

В общей тенденции на модернизацию и переоснащение технических площадей, замене устаревших технологий на современные, передовые, политехнический вуз всегда выступал как генератор новых, свежих идей. Идти не просто в ногу со временем, а на шаг вперед, было и есть принципиальная позиция политехников. Период перестройки и «послеперестро-ечные» годы несколько сдержали темпы переоснащения различных структур вуза. Сейчас, когда государство оказывает поддержку на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.