Научная статья на тему 'Оценка эффективности государственных программ'

Оценка эффективности государственных программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1041
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСПРОГРАММ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПРОГРАММНЫЕ РАСХОДЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитоненко Лидия Богдановна, Павлова Ирина Владимировна

В данной статье был рассмотрен механизм оценки государственных программ. Также приведены результаты оценки эффективности государственных программ, входящих в направление «Новое качество жизни». Предложены меры для повышения эффективности государственных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности государственных программ»

УДК 336.14

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ Харитоненко Лидия Богдановна, студентка (e-mail: lidia.fef@yandex.ru) Научный руководитель -Павлова Ирина Владимировна, д.э.н., профессор (e-mail:pr.pavlova@mail.ru)

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Россия

В данной статье был рассмотрен механизм оценки государственных программ. Также приведены результаты оценки эффективности государственных программ, входящих в направление «Новое качество жизни». Предложены меры для повышения эффективности государственных программ.

Ключевые слова: государственные программы, эффективность госпрограмм, оценка эффективности, программные расходы, федеральный бюджет.

Государственные (муниципальные) программы представляют собой особый инструмент, позволяющий связать расходы с ожидаемыми результатами, а также оценить деятельность ведомств по реализации поставленных целей. В связи с введением в 2012 г. практику государственного и муниципального управления государственных (муниципальных) программ появилась необходимость их оценки, поиска оптимальных критериев для анализа. И в настоящее время поставленная задача остается актуальной из-за особой роли данной оценки.

Оценка эффективности государственных (муниципальных) программ обеспечивает контроль за достижением результатов в социально-экономической политике, позволяет выявить успешные элементы программ и те сферы, которые нуждаются в корректировке. Более того, данные результаты могут быть использованы в рамках оценки качества управления государственными расходами [3], что, в конечном счете будет способствовать эффективному использованию средств бюджета.

Оценка эффективности государственных (муниципальных) программ включает в себя две составляющие. В-первую очередь производится оценка заданных целевых индикаторов, которые отображены в паспорте программы. Затем оцениваются ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей. Программа будет эффективна в том случае, если установленные целевые индикаторы будут достигнуты с использованием наименьшего объема ресурсов. То есть важна оценка не только выполнения поставленных задач, но и объемов средств, направленных на их реализацию.

На федеральном уровне процедура оценки эффективности государственных программ регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации». Также она реализуется на основе методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 582 от 16 сентября 2016 г.

Постановлением Правительства России предусмотрено осуществление планируемой оценки эффективности государственных программ. Она проводится на этапе разработки программы и реализуется с целью оценки вклада программы в социально-экономическое развитие и обеспечение национальной безопасности страны. На данном этапе оценки необходимым условием является полное выполнение запланированных целевых индикаторов. При этом применяются два основных критерия: экономической и социальной эффективности. Также проводится регулярная оценка программ в ходе составления годовых отчетов об их исполнении. В этом случае оценка эффективности производится на основе методологии, разработанной ответственным исполнителем данной программы.

В методических указаниях отмечены критерии, которые должны быть учтены в типовой методике оценки эффективности государственной программы (рис. 1).

Рисунок 1 - Необходимые для учета ответственным исполнителем в методике оценки эффективности государственной программы критерии

В настоящее время в программной части федерального бюджета можно выделить пять основных направлений, включающих в себя 43 государственных программы.

Практически половина расходов федерального бюджета направлена на реализацию программ, включенных в блок «Новое качество жизни» (рис. 2). В настоящее время это 12 государственных программ, среди которых

есть такие как «Социальная поддержка граждан», «Развитие здравоохранения», «Развитие образования» и другие.

Рисунок 2 - Программная структура расходов федерального бюджета

в 2015-2017 гг.

Источник: составлено и рассчитано автором на основе данных Казначейства России [8] и Портала госпрограмм РФ [9]

Примечание: таблица составлена без учета расходов на финансирование государственной программы «Обеспечение национальной безопасности»

В связи с высокой долей расходов федерального бюджета по направлению «Новое качество жизни» следует особое внимание уделить оценке государственных программ, включенных в его состав.

В структуре расходов федерального бюджета по направлению «Новое качество жизни» наибольшая доля расходов приходится на реализацию социально ориентированных программ. Это такие госпрограммы как «Социальная поддержка граждан» и «Развитие здравоохранения». Доля первой в 2017 г. составила около 44,8%, второй - 30,45% в общих расходах по направлению «Новое качество жизни» (рис. 3).

При этом особое внимание в последнее время уделялось вопросам финансового обеспечения социальной защиты населения, что обусловлено рядом факторов [7]. Так, в частности, одним из них выступает реализация государственных программ.

Социальная поддержка граждан

Развитие здравоохранения

Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности Развитие образования

Защита населения и территорий от ЧС*

Другие государственные программы

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Рисунок 3 -Доли государственных программ в общей сумме расходов федерального бюджета по направлению «Новое качество жизни»

Источник: составлено и рассчитано автором на основе данных Казначейства России [8] и Портала госпрограмм РФ [9]

Примечание: * чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

В предоставленном сводном годовом докладе о ходе реализации и оценке государственных программ (ГП) по итогам 2017 г. программы, включенные в направление «Новое качество жизни» были оценены по четырем критериям (табл. 1):

• Кх- достижения плановых значений показателей

• К2 - эффективности реализации основных мероприятий ГП

• К3 - соблюдения установленных требований по разработке и реализации ГП

• К4 - оценка кассового исполнения расходов федерального бюджета

По итогам проведенной оценки высокоэффективными были признаны

такие госпрограммы как «Развитие здравоохранения» (ГП 1), «Социальная поддержка граждан» (ГП 3) и «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (ГП 10).

Реализация таких программ как «Развитие образования» (ГП 2), «Содействие занятости населения» (ГП 7), «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (ГП 8) и «Развитие физической культуры и спорта» (ГП 13) была в целом оценена выше среднего уровня.

2017 г.

2016 г.

2015 г.

44,80 30,45 9,60 1

-

41,45 30,63 12,68

-

41,28 27,72 1 4,21 ■

Таблица 1 -Оценка государственных программ (ГП) направления «Новое качество жизни» по итогам 2017 г.

Код государственной программы Критерий

К! К2 К3 К4

Высокоэффективные программы

ГП 1 95,1% 99,8% 75% 95,5%

ГП 3 94,1% 99,8% 87,5% 92,5%

ГП 10 95,1% 95,2% 87,5% 89%

Выше среднего уровня

ГП 2 89,9% 95,8% 75% 96,5%

ГП 7 90% 98% 100% 89,8%

ГП 8 96,9% 99,6% 62,5% 97%

ГП 13 86,4% 95,6% 62,5% 91,6%

Источник: составлено автором на основе данных Портала госпрограмм РФ [9]

Остальные государственные программы, входящие в направление «Новое качество жизни», были отнесены к категории программ, реализующихся на уровне ниже среднего. При этом важно отметить, что ни одна из перечисленных 12 госпрограмм не была отнесена к группе программ с оценкой реализации ниже среднего.

Для повышения эффективности государственных программ можно принять ряд мер. Например, следует улучшать типовую методику оценки эффективности государственной программы. Во-первых, данная методика предусматривает установление ответственными исполнителями показателей оценки эффективности. Это может стать причиной необъективной оценки, завышенных или заниженных показателей в годовых отчетах об их исполнении. Во-вторых, оценка основана на соотношении плановых и фактических значений и не отражает оперативную деятельность ответственного исполнителя госпрограммы. Более того необходимо проводить оценку в ходе реализации программы, включая оценку подпрограмм.

Также повысить эффективность государственных программ можно, устраняя проблемы, связанные непосредственно с их реализацией. Например, рассмотрим программу, включенную в направление «Новое качество жизни» - «Развитие образования». Анализ паспорта данной государственной программы выявил ряд вопросов по его содержанию и, как следствие, осуществлению.

Программа нацелена на обеспечение потребности экономики страны в высококвалифицированных кадрах. Но при этом нет данных, каких именно специалистов необходимо для экономики государства, не предоставлена информация об обеспеченности приоритетных направлений кадрами на сегодняшний день.

Можно выделить и проблемы в используемых понятиях. В программе поставлена задача привлечь в сферу образования молодых специалистов, например, путем высокой заработной платы или системы льготного ипотечного кредитования. Однако не установлено сама характеристика такой категории как «молодые специалисты», её толкование.

Ряд таких неточностей делает целевые показатели программы неясными, как следствие недостижимыми. Поэтому для роста эффективности государственных программ необходимо устранять проблемы, выявленные в паспорте государственной программы.

Кроме того, в 2018 г. было принято решение о переводе госпрограммы «Развитие образования» на механизмы проектного управления. В новой редакции программа включает в себя перечень приоритетных проектов.

Приоритетный проект является структурным элементом государственной программы, и соответственно главным источником такого проекта выступает госпрограмма, к которой он относится. Оценку эффективности приоритетного проекта сложно осуществить в связи с тем, что он не рассматривается как самостоятельная единица.

Проводится оценка эффективности приоритетного проекта ежегодно. Осуществлять данную оценку ежеквартально не предоставляется возможным. Причина состоит в том, что большинство необходимых для подобного анализа показателей рассчитываются Росстатом ежегодно. Оценка эффективности приоритетного проекта будет зависеть от прохождения ключевых этапов и контрольных точек.

Таким образом, можно сделать вывод, что утвержденную государственную методику необходимо модифицировать. При этом для повышения эффективности госпрограмм важно не только реализовывать контроль посредством оценки эффективности, но и необходимо конкретизировать цели, указанные в паспортах данных программ.

Список литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.rU/198991/#ixzz5YdcSWSzD (Дата обращения: 03.12.2018).

2. Приказ Минэкономразвития России от 16.09.2016 N 582 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/ штес/аЬои/ structure/depStrategy/20162112_05 (Дата обращения: 03.12.2018).

3. Балынин И.В. Понятие и критерии оценки качества управления расходами бюджетов субъектов федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. №36. С.28-38.

4. Борщевский Г. А. Совершенствование подходов к оценке государственных программ Российской Федерации // Экономический журнал ВШЭ. 2018. №1. С. 110-134.

5. Бреусова А. Г. Оценка эффективности государственных программ // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2015. №2. С. 128-136.

6. Зайцев В. Е. Оценка государственных программ Российской Федерации: новые вызовы // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. №67. С. 111-136.

7. Павлова И.В. Особенности финансирования системы социальной защиты населения России // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 9-1 (51). С. 71-75.

8. Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ (Дата обращения: 03.12.2018).

9. Портал государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal/ (Дата обращения: 03.12.2018).

Kharitonenko Lidia Bogdanovna, student (e-mail: lidia.fef@yandex.ru)

Supervisor - Pavlova Irina Vladimirovna, doctor of Economics, Professor (e-mail: pr.pavlova@mail.ru)

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow,Russia EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF GOVERMENT PROGRAMS Abstract. This article describes the mechanism of evaluation of government programs. The results of the evaluation of the effectiveness of government programs included in the direction of 'New quality of life' are also presented. Measures to improve the efficiency of state programs are proposed.

Keywords: government programs, efficiency of government programs, efficiency assessment, program expenses, federal budget.

УДК 338.363

ПРОФЕССИОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ НАБОРА

СОТРУДНИКОВ Цыцулина Анастасия Алексеевна, студент

(e-mail: Tsytsulina2017@yandex.ru) Шибанова Дарья Александровна, студент (e-mail: shibanova.dascha@yandex.ru) Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: losalgiris@mail.ru)

В данной статье рассмотрен один из инструментов набора сотрудников. Выявили, что профессиограмма является одной из методик оценки персонала и подборки кадров, подходящих под критерии отбора организацией.

Ключевые слова: персонал, управление, организация, профессиограмма, должность.

Отбор персонала представляет собой процесс, с помощью которого организация выбирают из ряда заявителей одного или нескольких сотрудников, которые подходящих под критерии выбора [10].

Главной целью которого является принять на работу кадров, наиболее подходящим стандартам качества работы, выполняемой предприятием [12].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.