УДК 336.14
Рукина С. Н., Самодурова В. Н.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
Аннотация
Использование общенаучных методов познания позволило выделить организационно-методические проблемы оценки эффективности государственных программ, подчеркнуть их дискуссионный характер. В статье предлагается доработать понятийный аппарат и типовую методику оценки эффективности государственных программ, проводить их мониторинг, что повысит качество и открытость программного бюджета. Результаты исследования расширяют теоретические представления о государственных финансах и могут использоваться при разработке государственной бюджетной политики.
Ключевые слова
Программный бюджет, бюджетная программа, эффективность бюджетных расходов, типовая методика, индикаторы.
JEL: G28, H50, H68
Rukina S. N., Samodurova V. N.
METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF BUDGET EXPENDITURES AIMED AT IMPLEMENTING STATE PROGRAMS
Annotation
Use of general scientific methods of cognition has made it possible to identify the organizational and methodological problems of evaluating the effectiveness of state programs, to emphasize their controversial nature. Article proposes to refine the conceptual apparatus, and a typical methodology for assessing the effectiveness of state programs, to monitor them, which will improve the quality and openness of the program budget. Results of research expand the theoretical understanding of public finances and can be used in development of state budgetary policy.
Keywords
Program budget, budget program, efficiency of budget expenditures, standard methodology, indicators.
Внедрение в бюджетный процесс государственных программ требует эффективного планирования расходов бюджета, так как с помощью программ увязываются цели главных распорядителей бюджетных средств с имеющимися ресурсами, повышается прозрачность и ответственность в использовании бюджетных ассигнований. Однако этого недостаточно для достижения заданных целевых индикаторов (показателей). При исполнении бюджета в программном формате важны не только объемы использованных финансовых ресурсов, но и оценка эффективности расходования бюджетных средств на реализацию государственных программ. Оценку можно определить как анализ государственной программы, направленный на выявление результатов ее реализации, которые можно сравнить с определенными критериями. В современных условиях ограниченности финансовых ресурсов необычайную актуальность приобретает проблема качественного улучшения государственных программ.
Считаем, необходимо в первую очередь обратиться к понятийному аппарату. Изучение зарубежного опыта позволило отметить различные подходы к трактовке сущности программ в странах
с развитой бюджетной системой. Программы рассматриваются как «фонд», «организация», «статья бюджетных расходов», «комплекс взаимосвязанных действий и функций», что приводит к использованию различных моделей программного бюджета: ориентированных на непосредственные результаты или ориентированных на конечные результаты с учетом национальных особенностей. Так, в Канаде под программой понимается вид бюджетных расходов, имеющих общую цель и выделяемых как объект голосования в Парламенте. В Австралии бюджетная программа представляет совокупность деятельности, направленной на оказание конкретной услуги, предоставление трансферта или иной выгоды получателю с целью достижения установленного документом определенного результата [1, 18-19].
В России определение государственной программы содержится в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»: «Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам
осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и национальной безопасности» [16].
Изучение экономической литературы свидетельствует о необходимости трактовки в российской законодательстве бюджетной программы, отказавшись от понятий «государственная программа» и «муниципальная программа», основываясь на их назначении, целепо-лагании, многоотраслевом характере, взаимосвязи со стратегией развития территории [2, с. 59]. По нашему мнению, бюджетная программа - это стратегический документ, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и финансовым ресурсам (бюджетным и внебюджетным), обеспечивающим достижение целей социально-экономического развития территорий.
На сегодняшний день, в российской практике единого понятия «эффективность бюджетных средств» нет, как и нет критериев, с помощью которых можно судить об эффективности расходов в рамках программного бюджета.
Рассмотрим основные понятия эффективности бюджетных средств.
Закрепленный статьей 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов различных уровней участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Такой подход свидетельствует о тесной
взаимосвязи между собой экономности и результативности, но при этом отражает различные стороны эффективности бюджетных расходов. Результативность рассматривается как достижение наилучшего, а не запланированного результата. Следовательно, при повышении эффективности бюджетных расходов должно улучшаться и качество государственных услуг. Таким образом, проблема эффективного использования бюджетных средств остается одним из важных приоритетов бюджетной политики страны, его оценка рассматривается как одна из стадий управления ограниченными бюджетными ресурсами.
По мнению И. А. Аветисян, эффективность бюджетных средств характеризуется достижением количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств с одновременным их мониторингом и контролем, обеспечивающих повышение качества внутренних процедур бюджетного планирования и финансового менеджмента [3, с. 14-15].
Р. А. Аландаров и К. О. Тарханов-ский трактуют эффективность расходов более широко, понимая под ней совокупность трех динамических составляющих: результативность, рентабельность, экономность. Результативность расходов, представленная как интегральный показатель полезных результатов, полученных при осуществлении бюджетных затрат, характеризует степень их роста при выполнении государственной программы, отдельной ее подпрограммы и конкретных мероприятий в текущем году в сопоставлении с базовым периодом. Рентабельность расходов отражает отношение динамики результатов (результативности) к динамике затрат конкретной государственной программы или ее подпрограммы. Экономность расходов, исчисленная как соотношение фактически полученной рентабельности к ее плановому показателю, свидетельствует о степени выполнения
государственной программы, включая соответствие фактического показателя отдачи от запланированной величины.
Важно отметить, что рост (или снижение) эффективности расходов бюджета на реализацию государственной программы, подпрограммы или отдельного мероприятия определяется только по совокупности изменений трех показателей: результативности, рентабельности и экономности расходов. Предложенный подход позволяет рассматривать эффективность бюджетных расходов как систему индикаторов, отражающих одновременно в текущем финансовом году по сравнению с плановым: рост результатов, увеличение рентабельности, повышение (или сохранение на прежнем уровне) экономности расходов [4, с. 39-40].
Основываясь на теории экономики общественного сектора, которое рассматривает эффективность как соотношение достигнутых результатов и объемов использованных ресурсов (финансовых, трудовых, административных, прочих), считаем целесообразным в программном бюджетировании эффективность бюджетных расходов определять сопоставлением достигнутых результатов деятельности, мероприятий государственных программ и затраченных бюджетных средств. Сложность оценки эффективности заключается в том, что результаты и затраты измеряются в разных показателях. Объем затрат всегда оценивается в стоимостном выражении, как объем бюджетных ресурсов, которым управляет главный распорядитель бюджетных средств. Результаты характеризуют индикаторы государственной программы, отражающие уровень реализации поставленной цели. Следовательно, оценить эффективность государственной программы можно на основе:
• достижения установленных (запланированных) индикаторов с помощью предусмотренных программой мероприятий;
• освоения объема бюджетных ресурсов, необходимого для достижения поставленной цели.
В результате государственная программа будет являться эффективной, если запланированные индикаторы достигнуты, при этом был использован минимально необходимый объем бюджетных средств.
Следует обратить внимание на то, что в современных условиях формируется в соответствии с Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г. система анализа эффективности бюджетных расходов на всех стадиях бюджетного процесса на основе следующих базовых подходах:
- сопоставимость объекта анализа;
- оценка всей совокупности финансовых, административных и иных ресурсов;
- независимость оценки;
- публичность и общедоступность промежуточных и итоговых результатов анализа;
- учет результатов анализа эффективности бюджетных расходов для будущих бюджетных циклов [17].
В настоящее время не предусмотрено нормативными правовыми актами проведение оценки результативности бюджетных расходов. В бюджетном законодательстве и законодательстве о стратегическом планировании речь идет об оценке эффективности государственных программ, которая включает оценку степени достижения запланированных результатов и социально-экономических эффектов от их реализации.
На федеральном уровне действует Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ» № 588 от 02.08.2010 [16] и Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвер-
жденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 582 от 16.09.2016 [18]. Порядком разработки, реализации и оценки эффек-
тивности государственных программ предусмотрено проведение планируемой и регулярной оценки эффективности государственных программ (рис. 1).
Оценки эффективности государственной программы
Планируемая (ожидаемые результаты, эффекты от реализации программы в будущем)
проводится исходя из предположения о достижении целевых значений показателей (индикаторов) государственных программ и подпрограмм
цель: оценка планируемого вклада в социально-экономическое развитие и обеспечение национальной безопасности
Регулярная (ежегодная в рамках подготовки годового отчета о ходе ее исполнения)
проводится на основе методики оценки
эффективности, разработанной ответственным исполнителем на базе типовой методики или иной методики
цель: обоснование предложенных способов достижения целей и решения задач, принятие решений о сокращении или прекращении финансирования, о наложении на ответственного исполнителя, соисполнителей дисциплинарного взыскания
Рисунок 1 - Планируемая и регулярная оценки эффективности государственных программ
Методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации утверждена типовая методика оценки эффективности бюджетных расходов, представляющая собой алгоритм определения фактической эффективности реализованной государственной программы и базирующаяся на определении ее результативности с учетом объема выделенных и профинансированных бюджетных средств. Разработанная ответственным исполнителем методика эффективности используется в целях внутреннего контроля за исполнением хода реализации государственной программы.
Типовая методика оценки эффективности государственной программы предполагает использование следующих критериев:
- степень достижения ее целей и решения задач;
- степень достижения показателей (индикаторов), входящих в нее подпрограмм;
- степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета;
- иные направления оценки эффективности, учитывающие отраслевую специфику государственной программы [18].
На наш взгляд, недостатками типовой методики являются следующее. Во-первых, она основана на план-факторном анализе, характеризующим только исполнительскую дисциплину. Во-вторых, ответственные исполнители самостоятельно устанавливают показатели, которые могут быть занижены, необъективны. В-третьих, она не отражает оперативную (текущую) деятельность ответственного исполнителя и соисполнителей государственной программы,
которые в течение финансового года могут вносить в нее изменения, перенаправлять бюджетные средства (изменяя бюджетное законодательство), что оказывает влияние на целевые показатели (индикаторы). Изменение объемов финансирования без корректировки показателей может привести к отсутствию связи между ними, как следствие, снижается качество планирования государственной программы. В-четвертых, методика не отражает качество документа, в ней нет обоснования альтернативных вариантов используемых бюджетных ресурсов и форм государственной поддержки.
Анализ бюджетного законодательства показал, что программная часть федерального бюджета Российской Федерации в течение последних бюджетных циклов представлена в виде совокупности государственных программ, сгруппированных в 5 основных блоков:
• «Инновационное развитие и модернизация экономики» (18 государственных программ), целью которого является создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий, а также создание разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения;
• «Новое качество жизни» (14 государственных программ), целью которого является обеспечение доступности услуг образования и здравоохранения, достижение необходимого уровня обеспеченности жильем, развитие физической культуры и спорта, обеспече-
ние личной и экологической безопасности населения;
• «Сбалансированное региональное развитие» (6 государственных программ), целью которого является обеспечение сбалансированного территориального развития Российской Федерации, ориентированного на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов и развитие геополитически приоритетных территорий;
• «Эффективное государство» (4 государственные программы), целью которого является повышение эффективности управления государственным имуществом и государственными финансами, развитие и повышение устойчивости функционирования финансовых и страховых рынков, создание условий для формирования в России международного финансового центра;
• «Обеспечение национальной безопасности» (2 государственные программы), целью которого является поддержание высокого уровня государственной безопасности и обороноспособности страны [19].
С учетом группировки всех госпрограмм по вышеуказанным направлениям деятельности в таблице 1 представим структуру расходов федерального бюджета по государственным программам за 2011-2017 гг.
Таблица 1 - Программная структура расходов федерального бюджета
за 2011-2017 гг., млрд руб.*
Направление госпрограмм 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Всего 33,0 2 409,1 3 989,9 5 612,4 9 810,5 11 196,2 12 935,8
Новое качество жизни 33,0 2 123,9 2 514,1 3 005,0 6 767,9 6 994,3 8 775,1
Инновационное развитие и модернизация экономики 0,0 270,5 728,3 1 298,7 1 925,5 2 065,5 1 787,2
Эффективное государство 0,0 0,0 136,8 495,8 305,5 1 196,4 1 319,9
Сбалансированное региональное развитие 0,0 14,6 610,6 812,8 811,5 939,9 1 053,7
* Составлена по данным Портала государственных программ.
Направление «Обеспечение национальной безопасности» содержит сведения ограниченного доступа, не подлежащее раскрытию, по этой причине в нашей работе мы не представляем никаких данных по деятельности в рамках данного направления государственных программ.
Изучив данные таблицы 1, можно заметить, что на 2011 г. все программные расходы федерального бюджета приходились на единственное направление «Новое качество жизни». Но, с 2012 г. начинается финансирование и других направлений: «Инновационное развитие и модернизация экономики» и «Сбалансированное региональное раз-
витие», на которое приходилось лишь 12% всех расходов бюджета. С 2013 года финансируется новое направление -«Эффективное государство». Однако, проследив структурные изменения в программных расходах федерального бюджета, можно отметить, что больше 50% бюджетных средств, выделяемых на госпрограммы, приходятся на направление «Новое качество жизни».
В таблицах 2 и 3 представлены результаты оценки эффективности реализации главных мероприятий госпрограмм за 2014-2015 гг., проведенной Министерством экономического развития РФ.
Таблица 2 - Оценка эффективности реализации госпрограмм направления
«Новое качество жизни»*
Наименование государственной программы Ответственный исполнитель Оценка эффективности (%) Уровень кассового исполнения расходов федерального бюджета (%)
2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г.
Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности МВД России 94,8 98,2 99,90 92,5
Социальная поддержка граждан Минтруд России 96,8 97,3 97,48 92,6
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах МЧС России 90,7 96,7 96,00 91,5
«Развитие образования» на 2013-2020 гг. Минобрнауки России 98,3 96,5 99,70 97,9
Развитие здравоохранения Минздрав России 98,5 93,8 98,60 96,7
«Доступная среда» на 2011-2020 гг. Минтруд России 94,4 83,9 99,53 80,4
Содействие занятости населения Минтруд России 92,1 80,3 95,20 88,5
Развитие физической культуры и спорта Минспорт России 97,8 80,0 99,50 91,4
Противодействие незаконному обороту наркотиков ФСКН России 91,6 74,1 100 100
«Развитие культуры и туризма» 2013-2020 гг. Минкультуры России 97,2 69,3 99,40 98,4
Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Минстрой России 88,5 62,3 97,58 81,0
«Охрана окружающей среды» на 2012-2020 гг. Минприроды России 94,9 58,5 97,65 93,9
* Составлена по данным Портала государственных программ
Таблица 3 - Оценка эффективности реализации госпрограмм направления «Инновационное развитие и модернизация экономики»*
Наименование государственной программы Ответственный исполнитель Оценка эффективности (%) % финансирования
2014 2015 2014 2015
Развитие рыбохозяйствен-ного комплекса Минсельхоз России 97,0 96,4 99,55 81,7
Развитие транспортной системы Минтранс России 91,3 96,2 98,15 96,0
«Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 гг. Минприроды России 74,4 94,4 99,16 88,5
Воспроизводство и использование природных ресурсов Минприроды России 93,2 84,5 99,85 93,9
Развитие внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России 97,0 82,4 99,36 88,4
Энергоэффективность и развитие энергетики Минэнерго России 91,0 81,5 93,92 94,5
Информационное общество (2011-2020 гг.) Минкомсвязь России 87,9 81,3 99,83 95,6
Развитие авиационной промышленности Минпромторг России 87,6 79,8 99,50 98,0
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Минсельхоз России 97,2 78,8 98,87 92,5
Экономическое развитие и инновационная экономика Минэкономразвития России 92,9 75,0 99,28 94,2
«Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг. Минобрнауки России 85,5 64,2 99,47 97,0
Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности Минпромторг России 93,3 49,3 99,94 93,0
Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2030 гг. Минпромторг России 97,0 46,0 93,95 41,0
* Составлена по данным Портала государственных программ
Таблица 2 содержит информацию о распределении 12 госпрограмм, включенных в направление «Новое качество жизни». Следует обратить внимание на то, что в 2015 г. только 4 государственные программы получили высокую оценку эффективности реализации своих основных мероприятий. К ним относятся: «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» -98,2 %; «Социальная поддержка граж-
дан» - 97,3 %; «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» - 96,7 %; «Развитие образования» на 2013-2020 гг. - 96,5 %. Следует отметить, что доля указанных госпрограмм, которые получили высокую оценку эффективности, в общем числе государственных программ достаточно значительная и составляет 66,7 %. При
этом показатели финансирования оказались ниже. Низкую оценку эффективности реализации основных мероприятий получали такие 3 государственные программы: «Развитие культуры и туризма» 2013-2020 гг. - 69,3 %; «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» -62,3 %; и на последнем месте по эффективности реализации стоит «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 гг. -58,5 % запланированных.
В таблице 3 представлена информация о распределении 13 госпрограмм, включенных в направление «Инновационное развитие и модернизация экономики» (открытая часть), по результатам анализа оценки их эффективности. Высокую оценку эффективности реализации основных мероприятий получили 2 государственные программы. К ним относятся: «Развитие рыбохозяйственного комплекса» - 96,4 %; «Развитие транспортной системы» - 96,2 %. Аналогичное количество государственных программ получило низкую оценку эффективности: «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» - 49,3 %; «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2030 гг.» - 46,0 %.
Низкая оценка эффективности указанных государственных программ связана с неисполнением значительного числа контрольных событий либо с исполнением, но с нарушением планового срока. При этом в большинстве случаев в качестве пояснения причин указано, что контрольные события не состоялись в связи с доведением до ответственных исполнителей лимитов бюджетных обязательств в размере 90 % от ранее запланированных объемов. Вместе с тем проведенный анализ показал, что некоторые государственные программы, получившие низкие оценки по критерию эффективности, согласно расчетам Минэкономразвития России, имели высокую оценку достижения плановых значений показателей. Данный факт указывает на то, что ряд требований
нормативной методологической базы при формировании контрольных событий ответственными исполнителями не соблюдается.
Нам представляется, что для повышения эффективности управления государственными программами следует:
• доработать типовую методику оценки эффективности государственной программы, устранив указанные недостатки;
• запретить корректировку элементов государственной программы в течение финансового года, что снижает качество ее планирования и не стимулирует ведомства к повышению эффективности использования бюджетных средств;
• предусмотреть закрепление промежуточных результатов подпрограмм (с поквартальной или полугодовой разбивкой), что позволит проводить мониторинг реализации государственной программы и учитывать его результаты при формировании федерального бюджета на следующий бюджетный цикл, а также повысит открытость исследуемого бюджетного инструмента для широкой общественности.
Библиографический список
1. Чулков, А. С. Программно-целевое бюджетирование на региональном и местном уровнях // Финансы. -2014. - № 3. - С. 17-24.
2. Рукина, С. Н., Самодурова, В. Н. Инструменты программного бюджетирования в системе управления общественными финансами // Лучшая научная статья 2016 : сб. статей междунар. науч.-практ. конкурса. - Пенза, 2016. -С. 54-63.
3. Аветисян, И. А. Об эффективности государственного бюджета и бюджетных расходов // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. - 2005. - № 29. -С. 9-19.
4. Аландаров, Р. А., Тарханов-ский, К. О. Оценка эффективности
бюджетных расходов на реализацию государственных сельскохозяйственных программ (на примере Краснодарского края) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - № 9. - С. 38-46.
5. Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2014 г. Портал государственных программ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.programs.gov. гц/Рог1а1.
6. Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2015 г. Портал государственных программ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.programs.gov. гц/Рог1а1.
7. Рукина, С. Н., Самодурова, В. Н. Роль государственных программ в реализации бюджетной политики // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы VII междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 февраля 2016 г.) / редкол. О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : Интерактив плюс, 2016. - № 1 (7). - С. 285-286.
8. Мастеров, А. И. Развитие методологии программного анализа как инструмент повышения эффективности бюджетного планирования // Вестник финансового университета. - 2015. -№ 2. - С. 76-83.
9. Подъяблонская, Л. М. Проблемы повышения эффективности государственных расходов в России: монография. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
10. Сенчагов, В. К. Бюджет России: развитие и обеспечение экономической безопасности : моногр. - М. : ИНФРА-М, 2015.
11. Смирнов, М. А. Использование проектного подхода при реализации государственных программ // Финансовый журнал. - 2016. - № 1. - С. 79-88.
12. Соколов, И. А., Бегчин, Н. А., Беленчук, А. А. Направления развития программно-целевого управления бюд-
жетными средствами в России // Финансы. - 2015. - № 4. - С. 8-15.
13. Соколов, И. А., Тищенко, Т. В., Хрусталев, А. А. Программно-целевое управление бюджетом: опыт и перспективы в России : моногр. - М. : Дело РАНХ и ГС, 2013.
14. Чулков, А.С. Проблемы применения программно-целевого бюджетирования в регионах Российской Федерации и пути их решения // Финансы и кредит. - 2016. - № 34. - С. 26-36.
15. Шаш, Н. Н. Управление эффективностью государственных программ: методологические основы разработки программного бюджета // Управленец. - 2015. - № 1 (53). - С. 4-15.
16. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации : [Постановление Правительства РФ № 588 от 02.08.2010 (в акт. ред.)] [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.base. consultant.ru.
17. Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г. : [Распоряжение Правительства РФ № 2593-р от 30.12.2013 (в акт. ред.)] [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.base.consultant.ru.
18. Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации : [Приказ Минэкономразвития России № 582 от 16.09.2016 (в акт. ред.)] [Электронный ресурс]. -Режим доступа : www.base.consultant.ru.
19. Портал государственных программ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.programs.gov.ru/Portal.
Bibliographic list
1. Chulkov, A. S. Program-targeted budgeting at regional and local levels // Finance. - 2014. - № 3. - Р. 17-24.
2. Rukina, S. N., Samodurova, V. N. Tools of program budgeting in system of public finance management // Collection of articles of International Scientific and Practical Competition. Best scientific article. - Penza, 2016. - P. 54-63.
3. Avetisyan, I. A. On effectiveness of state budget and budget expenditures // Economic and social changes in region: facts, trends, forecast. - 2005. - № 29. - P. 9-19.
4. Alandarov, R A., Tarkhanovskiy, K. O. Estimation of effectiveness of budget expenditures for implementation of state agricultural programs (on example of Krasnodar Territory) // Financial analytics: problems and solutions. - 2016. - № 9. - P. 38-46.
5. Consolidated annual report on implementation and evaluation of effectiveness of state programs of Russian Federation in 2014. Portal of state programs [Electronic resource]. - Mode of access : www.programs.gov.ru/Portal.
6. Consolidated annual report on implementation and evaluation of effectiveness of state programs of Russian Federation by the end of 2015. Portal of state programs [Electronic resource]. - Mode of access : www.programs.gov.ru/Portal.
7. Rukina, S. N., Samodurova, V. N. Role of state programs in implementation of budgetary policy // Actual directions of scientific research: from theory to practice : materials of VII International scientific-practical conf. (Cheboksary, Feb. 12, 2016) / ed. by O. N. Shirokov et al. - Cheboksary : CNS Interactive Plus, 2016. -№ 1 (7). - P. 285-286.
8. Masterov, A. I. Development of methodology of program analysis as a tool to improve the efficiency of budget planning // Bulletin of Financial University. -2015. - № 2. - P. 76-83.
9. Podyablonskaya, L. M. Problems of increasing the efficiency of public expenditure in Russia : monograph. - M. : UNITY-DANA, 2010.
10. Senchagov, V. K. Russia's budget: development and ensuring economic security : monograph. - M. : INFRA-M, 2015.
11. Smirnov, M. A. Use of project approach in implementation of government programs // Financial Journal. - 2016. -№ 1. - P. 79-88.
12. Sokolov, I. A., Begchin, N. A., Belenchuk, A. A. Directions of development of program-target management of budgetary funds in Russia // Finance. -2015. - № 4. - P. 8-15.
13. Sokolov, I. A., Tishchenko, T. V., Khrustaliov, A. A. Programmatic target management of budget: experience and prospects in Russia : monograph. - M. : Delo RANH and GS, 2013.
14. Chulkov, A. S. Problems of application of program-target budgeting in regions of Russian Federation and ways of their solution // Finance and credit. - 2016. -№ 34. - P. 26-36.
15. Shash, N. N. Managing the effectiveness of state programs: methodological basis for development of a program budget // Manager. - 2015. - № 1 (53). - P. 4-15.
16. About the statement of Order of development, realization and assessment of efficiency of state programs of Russian Federation : [Resolution of Government of Russian Federation № 588 from 08.02.2010 (in urgent ed.)] [Electronic resource]. -Mode of access: www.base.consultant.ru.
17. About the approval of Program of increase in management efficiency public (state and municipal) finance for the period till 2018 : [Order of Government of Russian Federation № 2593-r from 12.30.2013 (in act. ed.)] [Electronic resource]. - Mode of access: www.base. consultant.ru.
18. About the approval of Methodical instructions on development and implementation of state programs of Russian Federation : [Order of Ministry of Economic Development of Russian Federation № 582 from 09.16.2016 (in act. ed.)] [Electronic resource]. - Mode of access : www.base.consultant.ru.
19. Portal of state programs [Electronic resource]. - Mode of access : www.programs.gov. ru/Portal.