ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
ESTIMATION OF EFFICIENCY OF THE STATE SUPPORT OF AGRICULTURE
DOI: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-451-456 АКМАРОВ Петр Борисович
Президент Союза экономистов Удмуртской Республики, к.э.н., профессор Petr B. AKMAROV
President of the Union of economists of the Udmurt Republic, PhD in Economics, Professor
КНЯЗЕВА Ольга Петровна
Доцент Ижевской государственной сельскохозяйственной академии, к.э.н. Olga P. KNIAZEVA
Senior Lecturer, Izhevsk state agricultural academy, PhD in Economics
В статье приведен анализ развития сельского хозяйства России за последние годы во взаимосвязи с элементами государственной поддержки отрасли. Показана роль государственного регулирования в обеспечении продовольственной безопасности страны, особенности его применения в условиях рыночной экономики. Приведен анализ влияния государственной поддержки на социально-экономическое развитие сельского хозяйства. Дана оценка эффективности инвестиций в аграрном производстве. Выделены существующие недостатки экономических механизмов поддержки крестьянства.
In article the analysis of development of agriculture of Russia during the last years in interrelation with elements of the state support of branch is resulted. The state regulation role in maintenance of food safety of the country, feature of its application in the conditions of market economy is shown. The analysis of influence of the state support on social and economic agriculture developments is resulted. The estimation of efficiency of investments in agrarian manufacture is given. Existing errors of economic mechanisms of support of peasantry are allocated.
Ключевые слова Сельское хозяйство, государственная поддержка, эффективность инвестиций, производительность труда, льготное кредитование, технологическая трансформация.
Keywords Agriculture, state support, efficiency of investments, labour productivity, preferential
crediting, technological transformation.
Сельское хозяйство России исторически является основой развития экономики страны, и сегодня оно выделяется как одно из наиболее стабильно и быстро растущих секторов производства. Объективными условиями такого развития являются огромные трудовые, материальные, биологические и земельные ресурсы, сосредоточенные в аграрном производстве. Сельское хозяйство создает основу продовольственной безопасности государства, поэтому во всем мире огромное внимание уделяется регулированию аграрного производства.
В истории развития отечественного сельского хозяйства ему в разной степени всегда оказывалась государственная поддержка. От эффективности механизмов этой поддержки существенно зависят темпы развития отрасли.
В начале 90-х годов свободная конкуренция на рынке продукции сельского хозяйства в условиях либеральной экономики и неконтролируемого диспаритета цен со смежными отраслями, поставляющими технику, энергоресурсы, топливо, семена, материалы, удобрения и т.д. в сочетании с диктатом условий со стороны переработчиков и потребителей оказали сильное негативное воздействие на развитие сельского хозяйства.
К началу развала СССР Россия являлась крупнейшим экспортером аграрной продукции. Она производила 5,7% мирового объема мяса и зерна, более 10% молока и почти 8% яиц. В сельском хозяйстве работало почти 26 тысяч колхозов и совхозов. По показателям развития аграрного сектора экономики Россия значительно опережала многие развитые страны мира.
В результате непродуманных реформ начала 90-х, когда государственное регулирование было сведено к минимуму, сельское хозяйство в основном развивалось стихийно. Хотя следует отметить, что в этот период выполнялась специально разработанная программа развития сельского хозяйства, которая была направлена в основном на реорганизацию совхозов и колхозов и создание рыночной и финансовой инфраструктуры в аграрном секторе экономики. Но эта программа существенной поддержки развитию села не могла оказать.
В итоге к 1998 году страна попала в продовольственную зависимость от импорта, особенно по животноводческой продукции. После распада СССР поголовье животных всех видов за несколько лет сократилось более чем в два раза, сокращение производства зерна составило более 40%. За период с 1991 по 1998 год заработная плата работников в сельском хозяйстве сократилась в два раза, на такую же величину сократилась их численность. В конце 90-х годов прошлого столетия доля сельского хозяйства в ВВП России упала с 16,4 до 6% [1]. В 1997 году 82% сельскохозяйственных организаций работали убыточно.
После глобального экономического кризиса 1998 года влияние государства на процессы, происходящие в агропромышленном комплексе, стало усиливаться, и это позволило стабилизировать аграрное производство. В этот период ежегодные темпы роста производства в аграрном секторе составляли от 2 до 2,5%. На защиту отечественного товаропроизводителя были направлены в основном ограничительные меры в виде квотирования импорта, ввозных пошлин, налоговых льгот для селян и т.д. Большое влияние на развитие отрасли оказали региональные меры поддержки, поэтому разрыв в уровне развития сельского хозяйства между территориями страны усиливался.
Систематическая и целенаправленная политика государственной поддержки агропромышленного комплекса России началась с принятием в 2006 году Феде-
рального закона «О развитии сельского хозяйства»1. В реализации положений указанного закона в 2007 году была принята государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, которая выделила главные направления развития сельского хозяйства. Из федерального бюджета по этой программе планируется выделение на пятилетний период более 500 млрд рублей, а фактически выделяется еще больше - почти 646 млрд рублей. Уже в 2008 г. на развитие отрасли в виде государственной поддержки направляется 118 млрд руб. В последующие годы эта сумма возрастает и достигает 130 млрд руб. в 2012 году. Почти половина выделенных средств направляется на стабилизацию финансового положения сельскохозяйственных организаций в виде субсидирования процентной ставки по кредитам [2].
Необходимо отметить, что эффект указанной программы оказался весьма существенным, поэтому она регулярно пересматривается и продолжает действовать и сегодня. Однако сами механизмы государственного регулирования за этот период были значительно скорректированы, особенно после вступления страны в ВТО в 2012 г. [3]. Таким образом, за счет государственной поддержки по федеральной программе развития сельского хозяйства удалось добиться стабильного развития отрасли и улучшения социально-экономического положения на селе (рис. 1).
Рис. 1. Динамика влияния государственной поддержки на аграрное производство
260 140 120 100 80 БО 40 20
А / г
\ ✓ / / v4^ \——1
■* \ V / / / • - - г
200 В 2009 2010 2011 2012 2013 - • - индекс производства, %
2014 2015 2016 — рост господдержки, %
2017 2018
За счет выделяемых ресурсов сельскохозяйственные организации получили доступ к кредитным ресурсам и выгодные условия развития бизнеса. Благодаря этому в сельском хозяйстве началась технологическая трансформация, переход на современное технологическое оборудование, внедрение в производство научных достижений, что позволило значительно улучшить экономические показатели аграрного производства2 (таблица 1).
1 Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ.
2 Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2018 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.».
Таблица 1. Основные итоги развития сельского хозяйства России за 2008-2018 годы
Годы Выделено Валовая Рост Уровень Среднемесячная Индекс
средств добавленная производства рентабельности заработная произво-
федерального стоимость продукции аграрного плата в сельском дительности
бюджета, сельского сельского производства, хозяйстве, тыс. руб. труда, %
млрд руб. хозяйства, хозяйства, % %
млрд руб.
2008 118,3 1651,1 110,8 14,8 8,6 113,0
2009 165,0 1668,7 101,4 9,4 9,9 109,2
2010 107,3 1451,5 88,7 8,3 11,1 103,2
2011 125,0 1986,3 123,0 11,8 13,0 103,8
2012 130,0 1979,6 95,2 12,1 14,9 103,0
2013 197,9 2193,4 102,2 7,3 16,9 106,2
2014 186,6 2656,3 101,6 16,1 19,2 103,3
2015 222,3 3214,8 104,2 20,3 21,6 104,2
2016 218,1 3312,2 106,3 16,4 24,1 102,6
2017 233,8 3270,3 109,6 12,0 26,3 105,3
2018 249,5 3268,6 104,2 12,6 28,9 101,0
Так, например, в 2018 году только на поддержку инвестиционных кредитов сельскому хозяйству было выделено более 174 млрд руб. кредитных средств. Кроме того, еще 433 млрд руб. выделено на краткосрочные кредиты [4]. В результате такой поддержки аграрная отрасль страны вошла в число лидирующих по темпам экономического развития, намного опередив среднероссийские показатели как по росту валовой добавленной стоимости отрасли, так и по увеличению производительности и привлекательности сельского труда.
За период с 2013 по 2018 год заработная плата в сельском хозяйстве выросла более чем на 70% и сегодня составляет 66% от средней величины показателя по экономике в целом (рис. 2). Вполне очевидно, что рост доходов сельского населения обусловлен, прежде всего, увеличением производительности труда. Начиная с 2000 года среднегодовой рост производительности труда в сельском хозяйстве составляет почти 5%.
Сегодня из более чем 350 тысяч сельских товаропроизводителей страны почти 95% работают с положительной рентабельностью (таблица 2). Средняя величина показателя рентабельности в 2018 году составила 12,5% с учетом субсидий и 6,4% без учета субсидий [5]. В целом по стране в валовой добавленной стоимости сельского хозяйства государственная поддержка составляет от 5 до 9%. При отсутствии государственной поддержки доля рентабельных сельскохозяйственных организаций сократилась бы до 35%.
Таблица 2. Изменение рентабельности работы сельскохозяйственных организаций России
Уровень рентабельности, % Доля хозяйств в 2017 году, % Доля хозяйств в 2018 году, % Изменение, %
Выше 50 10,3 10,3 0
20-50 20,6 19,5 -1,1
10-20 16,8 17,6 0,8
0-10 35,4 35,8 0,4
Менее 0 16,9 16,8 -0,1
Рис. 2. Динамика ежегодного роста производительности труда и заработной платы
114 112 110
105
106 104 102 100
98 96
/< к \
\ / / \ i
N Ч J к ; / *
ч \ /Х- V f- 4 t j / / \ \
\ 1 --1 — ✓ > \ i V
\ \ / / \ \ / /
11 / >1 / J*
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 —•— рост производительности труда — • — рост заработной платы, %
Необходимо отметить, что государственное регулирование развития аграрного сектора экономики включает не только прямую поддержку в виде субсидирования процентных ставок по кредитам. Поддержка села со стороны государства сегодня осуществляется также посредством регулирования цен и тарифов, налоговых преференций, которые напрямую к государственной поддержке не относятся, но тоже играют немалую роль в развитии села [6].
Львиная доля государственной поддержки сельского хозяйства направляется на обновление основных фондов отрасли и частично на краткосрочное кредитование текущих расходов. Как показывают наши исследования, эффект последействия инвестиционных вложений в аграрном производстве ощущается в течение не менее 15 лет, а средний срок их окупаемости составляет 4 года. С учетом этих особенностей на каждый рубль государственной поддержки сельское хозяйство отзывается прибавкой валовой добавленной стоимости отрасли на 13-15 рублей.
Необходимо отметить, что при положительной динамике развития отрасли в целом, имеются и отдельные недостатки, связанные с государственной поддержкой сельских товаропроизводителей. Помимо излишней бюрократизации процессов доведения выделяемых средств до производителей, многим организациям, особенно мелким,
сложно выполнить условия получения льготных ресурсов. Поэтому механизмы государственной поддержки нуждаются в совершенствовании.
В соответствии с государственной программой общее увеличение продукции сельского хозяйства всех категорий в 2020 году по отношению к 2012 году должно составить 24,8%. Уровень рентабельности сельхозпредприятий должен повыситься на 10-15%. Для решения этих задач государство выделяет почти 1,5 трлн рублей. Это огромные деньги, при эффективном использовании которых сельское хозяйство обеспечит не только продовольственную безопасность страны, но и существенно нарастит экспортный потенциал отрасли.
Библиографический список
1. Svatos M, Smutka L, Ishchukova N. The position of agriculture in Russian Federation - the last two decades development overview //Agricultural Economics. - Czech, 2014, № 60, pp. 589-502.
2. Шкарупа Е.А, Переходов П.П. Кредитование сельского хозяйства: особенности, проблемы, тенденции развития //Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 44. С. 52-56.
3. Акмаров П.Б, Березкина К.Ф. Особенности и проблемы интеграции сельского хозяйства России в мировую экономику //Аграрный вестник Урала. 2008. № 7. С. 12-13.
4. Ушачев, И.Г. Основные направления стратегии устойчивого социально-экономического развития АПК России /И.Г. Ушачев //АПК: экономика, управление. 2017. № 6. С. 4-24.
5. Чекалин, В.С.Драйверы роста в аграрном секторе экономики России/В.С. Чекалин//Прикладные экономические исследования. 2017. № 82. С. 86-91.
6. Акмаров П.Б, Абрамова О.В, Князева О.П. Инвестиции в цифровую экономику как фактор роста производительности труда в сельском хозяйстве // Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. № 4 (218). С 564-572.
References
1. Svatos M, Smutka L, Ishchukova N. The position of agriculture in Russian Federation - the last two decades development overview //Agricultural Economics. - Czech, 2014, № 60, pp. 589-502.
2. Shkarupa E.A, Perehodov P.P. Kreditovanie sel'skogo hozjajstva: osobennosti, problemy tendencii razvitija // Regionalnaja jekonomika: teorija ipraktika. 2015. № 44.S. 52-56.
3. AkmarovP.B, Berezkina K.F. Osobennosti iproblemy integraciisel'skogo hozjajstva Rossii vmirovuju jekonomiku //Agrarnyj vestnik Urala. 2008. № 7. S. 12-13.
4. Ushachev, I.G. Osnovnye napravlenija strategii ustojchivogo socialno-jekonomicheskogo razvitija APKRossii/ I.G. Ushachev//APK: jekonomika, upravlenie. 2017. № 6. S. 4-24.
5. Chekalin V.S. Drajvery rosta v agrarnom sektore jekonomiki Rossii/ V.S. Chekalin //Prikladnye jekonomicheskie issledovanija. 2017. № 82. S. 86-91.
6. Akmarov P.B, Abramova O. V, Knjazeva O.P. Investicii v cifrovuju jekonomiku kak faktor rosta proizvoditelnosti truda v sel'skom hozjajstve //Trudy Volnogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. 2019. № 4 (218). S. 564-572.
Контактная информация / Contact information
Ижевская государственная сельскохозяйственная академия,
426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, д. 11.
Izhevsk State Agricultural Academy, 11, Student Street, 426069, Izhevsk, Russia
Акмаров Петр Борисович / [email protected]
Князева Ольга Петровна / [email protected]