МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
нисходящий тренд. В этой связи мы часто наблюдаем отрицательное влияние внешней среды на результаты аграрной деятельности. Наиболее благоприятной для сельскохозяйственных организаций является внешняя среда отраслевого уровня, поскольку она оказывает положительное влияние на изучаемую отрасль во многих крупных экономических районах страны. Так как влияние отдельных уровней внешней среды является не существенным, целесообразно построение многофакторных регрессионных моделей, включающих совокупное воздействие всех уровней внешней среды на результаты производства сельскохозяйственных организаций крупных экономических районо России. Список использованной литературы:
1. Мировая экономика [Электронный ресурс]: URL: http://www.ereport.ru/(дата обращения 01.03.2016)
2. Мировая экономика: новости, статьи, статистика, аналитика [Электронный ресурс]: URL: http://www.webeconomy.ru/(дата обращения 12.03.2016)
3. Мировая экономика, финансы и инвестиции [Электронный ресурс]: URL: http://www.globfín.ru/(дата обращения 08.03.2016)
4. Мировые товарные рынки [Электронный ресурс]: URL: http://www.cmmarket.ru/(дата обращения 07.03.2016)
5. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]: URL: http://gks.ru/(дата обращения 17.04.2016)
6. Федеральное казначейство РФ [Электронный ресурс]: URL: http://roskazna.ru/(дата обращения 06.04.2016)
7. Центральный банк РФ [Электронный ресурс]: URL: http://cbr.ru/(дата обращения 07.04.2016)
8. Экономические показатели [Электронный ресурс]: URL: http://ru.tradingeconomics.com/(дата обращения 18.03.2016)
9. Investfunds [Электронный ресурс]: URL: http://world.investfunds.ru/(дата обращения 16.03.2016)
10.World population [Электронный ресурс]: URL: http://countrymeters.info/(дата обращения 26.03.2016)
© Теньковская Л.И., 2016
УДК 336.148
Е.М. Толокновская
Студент УГАТУ Научный руководитель: Р. Р. Яруллин д.э.н., профессор ИНЭФБ, БашГУ
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены основные недостатки и достоинства государственного финансового контроля в Российской Федерации, предложены пути решения проблем оценки его эффективности.
Ключевые слова
Государственный финансовый контроль, методы, эффективность, критерии, контрольные органы.
Государственный финансовый контроль следует рассматривать как форму реализации контрольной функции финансов, охватывающую всю совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных денежных фондов государства. Государственный финансовый контроль является одной из важнейших функций управления государственными финансами [1].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
В настоящее время в России отсутствует научная теория контроля: не разработаны вопросы организации, правовой регламентации и методологии финансового контроля, не закончен процесс формирования отдельных видов контроля, не исследована сущность бюджетного контроля и не разработана единая концепция государственного финансового контроля страны.
В связи с вышеизложенным, данная проблема приобретает особую актуальность.
В Российской Федерации не существует единой, четко и понятно организованной системы органов финансового контроля. Основные органы государственного финансового контроля представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Основные органы государственного финансового контроля
Для начала, отметим такой орган, как Контрольное управление Президента РФ, действующее на основании соответствующего Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июня 2004 года №729.
Оно наделено функциями по контролю за исполнением актов, издаваемых Президентом, за исполнением поручений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ, за реализацией общенациональных проектов, а также за реализацией ежегодных посланий Президента РФ и иных его программных документов. Не обладая полномочиями по проведению непосредственного финансового контроля, данный орган может контролировать ход различных финансово-бюджетных мероприятий.
В соответствии с главой 26 Бюджетного кодекса РФ полномочиями по осуществлению государственного финансового контроля на федеральном уровне обладают законодательные органы РФ, осуществляющие предварительный, текущий и последующий контроль в финансово-бюджетной сфере (статья 265 БК РФ). Эти органы вправе создавать собственный контрольный орган, которым сейчас является Счетная Палата РФ. Государственный финансовый контроль осуществляется также федеральными органами исполнительной власти (статья 266 БК РФ), среди которых выделены
Федеральное Казначейство, а также главные распорядители бюджетных средств (статья 269 БК РФ)
[2].
В связи увеличением интереса к проблемам государственного финансового контроля требуется обратиться к отчетам Счетной палаты РФ - ведущему органу государственного финансового контроля. В 1995-2014 годах Счетной палатой выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере на общую сумму около 4,6 трлн руб., в том числе в 2013-2014 годах - на сумму свыше 1 ,1 трлн руб. За 2014 год выявлено более 2,5 тыс. нарушений на общую сумму 488 млрд руб., что составляет 8,2% от общего объема проверенных средств-5,945 трлн руб.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан за 9 месяцев 2015 г. проведено 149 ревизий и проверок, проведено 9 обследований. Общая сумма проверенных средств составила 62 369 011,856 тыс. рублей, из них средств федерального бюджета
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
проверено 17 605 718,467 тыс. рублей. Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 1 085 607,646 тыс. рублей, в том числе в использовании средств федерального бюджета - 116 134,394 тыс. рублей, что составляет 0,7 % от проверенных средств, а также в использовании средств, выделенных из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов - 922 351,06 тыс. рублей.
При оценке эффективности деятельности органа финансового контроля могут применяться пять основных критериев: результативность, действенность и экономичность, интенсивность и динамичность работы
Таблица 1
Критерии для оценки эффективности деятельности органа финансового контроля [4]
Критерий Формула для определения Обозначения
Результативность Кв=УН/С где УН — сумма установленных нарушений; С — сумма бюджетных средств, представленных к проверке.
Нецелевое использование бюджетных средств Кнецел=Ннецел/Н где Ннецел — сумма нарушений, отнесенных к категории «нецелевое использование бюджетных средств»; Н — общая сумма нарушений.
Неэффективное использование бюджетных средств Кнеэфф=Ннеэфф/Н где Ннеэфф — сумма нарушений, отнесенных к категории «неэффективное использование бюджетных средств»
Действенность Kn=n/N где п — исполненных представлений и предписаний; N — количество всех выданных представлений и предписаний.
Оценка экономичности Ээкф = Эк/Зфк где Ээкф — экономическая эффективность деятельности; Эк — экономический эффект от всех контрольных мероприятий (средства, восстановленные в бюджет); Зфк — затраты на содержание органа финансового контроля
Динамичность Кдин=Тз/Тнорма где Тз — затраченного времени на осуществление контрольного мероприятия; Тнорма — нормативный или плановый показатель
Критерий интенсивности характеризует загруженность органа финансового контроля, систематичность и методичность контроля. Его оценка может проводиться, как по всему органу финансового контроля в целом, так и по направлениям деятельности органа. Главный же критерий определения эффективности финансового контроля — это конечный результат [4].
На сегодняшний момент времени Правительство РФ ведет работу над единой концепцией государственного финансового контроля в РФ, где указаны цели и основные задачи государственного финансового контроля:
1) Образование единой системы информационного обеспечения органов государственного финансового контроля.
2) Разработка механизма взаимодействия и четкого разграничения полномочий и ответственности между органами государственного финансового контроля РФ для исключения параллелизма и дублирования в работе.
3) Определение главных положений взаимодействия органов государственного и муниципального финансового контроля с правоохранительными органами.
4) Необходимо усилить контроль за соблюдением законодательства РФ при проведении валютных, экспертно-импортных и других внешнеэкономических операций, в частности связанных с незаконным вывозом за рубеж отечественного капитала, а также проверка исполнения государственных международных обязательств.
5) Проведение легализации доходов, которые были получены преступным путем.
6) Установление порядка проведения финансового контроля органами законодательной и исполнительной власти РФ и формирование единой системы мониторинга финансовых операций как базы информационного обеспечения государственного финансового контроля.
7) Совершенствование методов контроля для минимизации условий, которые способствуют потерям и нецелевому использованию государственных средств, обеспечение возврата использованных в незаконном порядке государственных средств и поступления доходов от их использования в государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
8) Внедрение изменений в законодательство РФ: уголовное, бюджетное, гражданское и административное.
9) Согласованное планирование контрольных мероприятий всеми органами государственного финансового контроля в текущем году на очередной год.
10) Формирование единой методологии и методики проведения контрольных мероприятий для всех органов государственного финансового контроля, а также единых критериев обобщения результатов контрольных мероприятий.
11) Сотрудничество с органами государственного финансового контроля стран СНГ, иностранных государств и международными организациями, занимающимися вопросами финансового контроля.
12) Увеличение кадрового, информационно-технического и материального обеспечения органов государственного финансового контроля, унификация форм и методов их работы, более качественная подготовка, переподготовка рост квалификации специалистов в сфере государственного финансового контроля.
Список использованной литературы:
1. Аветисян, И. А. О государственном финансовом контроле в современной России / И. А. Аветисян // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. - 2006. - Вып. 34. - С. 19-31.
2. Салихов, З.А. Методология, методика и организация контрольно-ревизионной работы: монография/З.А. Салихов; Финансовая академия при правительстве Российской Федерации. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. унта; Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2005. — 277 с.
3. Яруллин Р.Р., Закирова Р.Р. Пути совершенствования финансово-бюджетного контроля в РФ// Инновационная наука: международный научный журнал: в 3 ч. 2016. №8. Ч. 1. С. 55 - 57.
4. Яруллин Р.Р., Сиразева Э.А. Основные недостатки и меры по совершенствованию существующей системы государственного финансового контроля// Инновационная наука: международный научный журнал: в 5 ч. 2016. №4. Ч. 2. С. 114 - 115.
5. Яруллин Р.Р., Закирова Р. Р. Методы финансового контроля и пути их совершенствования// Математические методы и информационные технологии в социально - экономической сфере: сборник статей по материалам IV Всероссийской научно - практической конференции (28 мая 2015 г., г. Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2015.- С. 115 - 117.
© Толокновская Е.М., 2016
УДК 336.62
М.В. Чараева
д.э.н., профессор кафедры «Управление развитием пространственно-экономических систем»
Южный федеральный университет Т.В. Бабиева Студент магистерской программы «Корпоративные финансы» (направление «Финансы и кредит») Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЁМНЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
В статье приведены теоретические основы управления заёмным капиталом, исходя из чего выстраивается авторская позиция о возможностях разработки политики управления заёмным капиталом на