Научная статья на тему 'Оценка эффективности деятельности таможенных органов РФ в современных условиях'

Оценка эффективности деятельности таможенных органов РФ в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2615
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / EFFICIENCY OF CUSTOMS OPERATIONS / КОНТРОЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / BENCHMARK PERFORMANCE / КАЧЕСТВО ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ / THE QUALITY OF CUSTOMS ADMINISTRATION / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / INTERNATIONAL STANDARDS / СКОРОСТЬ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ / THE RATE OF CUSTOMS OPERATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агамагомедова Саният Абдулганиевна, Григоренко Ксения Александровна, Козлова Марина Анатольевна

Рассматриваются существующие положения в области оценки эффективности деятельности таможенных органов РФ. На основании анализа существующих показателей по оценке деятельности таможенных органов авторами вносятся предложения по учету уровня таможенного органа и конкретного направления деятельности таможенной службы при разработке критериев оценки эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агамагомедова Саният Абдулганиевна, Григоренко Ксения Александровна, Козлова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE EVALUATION OF CUSTOMS RF IN MODERN CONDITIONS

This paper discusses the existing provisions in the area of ​​evaluating the performance of the customs authorities of the Russian Federation. Based on the analysis of existing indicators to assess the activity of customs bodies are being proposed by the authors to incorporate the level of the customs authority and the specific activities of the Customs Service in the development of performance criteria

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности деятельности таможенных органов РФ в современных условиях»

РАЗДЕЛ 1 МОДЕЛИ, СИСТЕМЫ, СЕТИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

УДК 339.543

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

С. А. Агамагомедова, К. А. Григоренко, М. А. Козлова

PERFORMANCE EVALUATION OF CUSTOMS RF IN MODERN CONDITIONS

S. A. Agamagomedova, K. A. Grigorenko, M. A. Kozlova

Аннотация. Рассматриваются существующие положения в области оценки эффективности деятельности таможенных органов РФ. На основании анализа существующих показателей по оценке деятельности таможенных органов авторами вносятся предложения по учету уровня таможенного органа и конкретного направления деятельности таможенной службы при разработке критериев оценки эффективности.

Ключевые слова: эффективность деятельности таможенных органов, контрольный показатель эффективности деятельности, качество таможенного администрирования, международные стандарты, скорость совершения таможенных операций.

Abstract. This paper discusses the existing provisions in the area of evaluating the performance of the customs authorities of the Russian Federation. Based on the analysis of existing indicators to assess the activity of customs bodies are being proposed by the authors to incorporate the level of the customs authority and the specific activities of the Customs Service in the development of performance criteria.

Key words: efficiency of customs operations, benchmark performance, the quality of customs administration, international standards, the rate of customs operations.

В современных условиях реформирования таможенного регулирования в рамках интеграционных процессов в мире вопросы определения эффективности деятельности таможенных органов, разработки критериев оценки их работы приобретают особую актуальность. Несмотря на значительное количество различных научных публикаций, посвященных вопросам оценки эффективности деятельности в области таможенного дела, оптимальная методика оценки эффективности деятельности таможенных органов до сих пор не разработана. При этом следует согласиться с мнением о том, что бессмысленно оценивать деятельность таможенных органов по аналогии с хозяйствующими субъектами, поскольку метод соизмерения затрат и результатов для оценки эффективности применим лишь тогда, когда между затратами и

результатами существует зависимость, которая может быть количественно определена [1].

Традиционно эффективность деятельности таможенных органов определяется посредством такого установленного на ведомственном уровне параметра, как контрольный показатель эффективности деятельности (КПЭД). Соответствующие КПЭД устанавливаются Федеральной таможенной службой ФТС) России в отношении основных направлений деятельности таможенных органов для определенного периода времени. При этом расчет данного показателя производится на основании специально разработанных методик.

Приведем примеры КПЭД, установленных ФТС России для таможенных органов РФ. Для Ульяновской таможни в 2012 г. были установлены следующие контрольные показатели эффективности деятельности:

- КПЭД № 2 «Доля таможенных платежей, фактически уплаченных или взысканных по решениям о корректировке таможенной стоимости товаров, которые впоследствии были отменены, в общей сумме таможенных платежей, фактически уплаченных или взысканных по решениям о корректировке таможенной стоимости товаров»;

- КПЭД № 7 «Изменение суммы задолженности по уплате таможенных платежей, пеней, процентов»;

- КПЭД № 12 «Доля деклараций на товары, выпущенные с применением технологии удаленного выпуска, в общем числе деклараций на товары»;

- КПЭД № 13 «Эффективность проведения таможенными органами таможенных досмотров товаров при применении системы управления рисками на основании профилей рисков, утвержденных ФТС России при таможенном декларировании товаров путем подачи декларации на товары»;

- КПЭД № 17 «Эффективность проведения таможенными органами таможенных досмотров товаров на основании региональных и зональных профилей рисков, утвержденных самостоятельно региональными таможенными управлениями при таможенном декларировании товаров путем подачи декларации на товары»;

- КПЭД № 30 «Доля судебных дел по искам таможенных органов, по которым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе рассмотренных судами дел по искам таможенных органов»;

- КПЭД № 33 «Равномерность расходования бюджетных средств» [2].

КПЭД представляет собой показатель, установленный на ведомственном уровне и достаточно закрытый для потребителей таможенных услуг, повышение качества которых является одной из приоритетных задач таможенных органов на современном этапе.

Следует заметить, что введение понятия оценки работы таможенных органов РФ стало одной из новелл российского таможенного законодательства. Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон) основными критериями оценки работы таможенных органов являются:

- скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;

- своевременность и полнота поступления таможенных платежей;

- эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям [3].

Таким образом, обширная система всевозможных критериев оценки деятельности таможенных органов РФ сведена законодателем к трем основным. Раскроем содержание каждого из них.

Скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации представляет собой важнейший современный критерий оценки эффективности таможенного администрирования, который исчисляется как временной промежуток совершения определенной таможенной операции. Очевидна прямая зависимость между оперативностью совершения таможенным органом (представителем таможенного органа) конкретной операции и сокращением издержек участника внешнеэкономической деятельности. При этом имеются в виду и временные, и материальные издержки.

Стремление к ускорению таможенного оформления или так называемой «таможенной очистке» явно прослеживается в таможенном законодательстве последних десятилетий. Так, если Таможенный кодекс РФ 1993 г. устанавливал десятидневный срок для выпуска товаров, то важным новшеством практического характера Таможенного кодекса РФ 2003 г. явилось существенное сокращение срока для выпуска товаров и, соответственно, для проверки декларации. Согласно ст. 152 Кодекса он составил три рабочих дня. С принятием Таможенного кодекса таможенным союзом (далее - ТК ТС) были сокращены сроки оформления товаров с трех до одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (ч. 1 ст. 196 ТК ТС), а экспортных товаров, не облагаемых вывозными пошлинами, до четырех часов. Указанные сроки включают и время проведения таможенного контроля.

Процессы ускорения закономерно сочетаются с упрощением таможенных формальностей. Так, в рамках данных процессов Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» дополнительно сокращает перечень документов, необходимых для предоставления в таможенный орган при декларировании товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины.

С процессами ускорения и упрощения таможенных процедур напрямую связано развитие института электронного декларирования. И в этом направлении можно проследить своеобразную эволюцию. Если Таможенный кодекс РФ 2003 г. впервые регламентирует возможность подачи таможенной декларации в электронном виде, то важнейшей новеллой Закона является необходимость подачи декларации на товары в электронной форме. С 1 января 2014 г. таможенные органы полностью переходят на безбумажный документооборот и технологию представления в электронном виде как таможенной декларации, так и документов, на основании которых она заполнена.

В соответствии с переходными положениями до 2014 г. сохраняется возможность подачи декларации в бумажном виде. Предоставление подобного «коридора» необходимо и для подготовки информационных ресурсов таможенных органов, и для создания соответствующей базы участниками внешнеэкономической деятельности.

Совершенствование и внедрение таможенных технологий представления таможенным органам сведений в электронной форме, в том числе с использованием международной ассоциации сети Интернет, является сегодня одним из приоритетных направлений деятельности ФТС России.

Таким образом, скорость совершения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу и, как следствие, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности как критерии оценки деятельности таможенных органов связаны с ускорением и упрощением таможенных формальностей, составляющими качественно новый уровень таможенного администрирования.

Другими важнейшими критериями оценки деятельности таможенных органов являются своевременность и полнота поступления таможенных платежей. Функция начисления и сбора таможенных пошлин и сборов была одной из основных функций таможенных органов на всем протяжении своего существования. Таможенные органы исторически возникли прежде всего как органы фискальные. Сам термин «таможня» связан с таможенным сбором. В связи с этим логично введение данного критерия как показателя эффективности деятельности таможенного ведомства. Общеизвестно, что таможенные сборы составляют более половины поступлений в государственный бюджет РФ.

Таким образом, правильное исчисление, своевременное и полное поступление таможенных платежей составляют важнейший критерий определения эффективности деятельности таможенных органов РФ.

Эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям в области таможенного дела связана с важнейшей функцией таможенных органов - правоохранительной. Борьба с преступлениями и административными правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности была исторически присуща таможенному ведомству.

Эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям в области таможенного дела заключается в выявлении, пресечении, расследовании и профилактике преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов. Правоохранительная составляющая в деятельности таможенного ведомства является значительной, и это обстоятельство позволило законодателю включить данный параметр в качестве одного из основных критериев оценки работы таможенных органов.

Следует отметить, что данные показатели имеют комплексный характер, они могут быть рассчитаны только на основании многокомпонентного показателя. Так, ФТС России установлены десять таких показателей, которые в целом характеризуют данные три критерия (табл. 1) [4].

Данные показатели установлены Правительством РФ и используются в целях определения скорости совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и их вывозе из Российской Федерации, а также сокращения издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций [5].

Таблица 1

Сведения о выполнении основных показателей работы таможенных органов РФ за II квартал 2013 г.

№ п/п Наименование показателя Значение показателя

1 2 3

Критерий 1. Скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций

1.1. Время совершения таможенными органами Российской Федерации операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска (мин): - для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитар-ному и санитарно-карантинному контролю; - для иных товаров, по которым не выявлены риски нарушений 50,3 30,6

1.2. Время, прошедшее с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита товаров, перевозка которых под таможенным контролем осуществляется автомобильным транспортом, от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа до момента выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (минут), за исключением следующих случаев: - помещения товаров на временное хранение; - неисполнения положений, установленных ст. 190-192 Таможенного кодекса таможенного союза; - неисполнения декларантом условий выпуска товаров (ст. 195 Таможенного кодекса таможенного союза) 391

1.3. Доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (%) 58,2

1.4. Доля стоимости товаров, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общей стоимости оформленных товаров при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (%) 59,3

Критерий 2. Своевременность и полнота поступления таможенных платежей

2.1. Уровень выполнения прогнозируемого задания по админи-стрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет (%) 109,07'

2.2. Доля таможенных платежей, возвращенных плательщикам в связи с удовлетворением жалоб участников внешнеэкономической деятельности на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в общем объеме уплаченных таможенных платежей (%) 0,01

1 Значение показателя рассчитано нарастающим итогом за I полугодие 2013 г.

11

Окончание табл. 1

1 2 3

2.3. Доля таможенных платежей, возвращенных плательщикам или зачтенных в счет будущих платежей по решениям суда, отменяющим незаконные решения должностных лиц таможенных органов, в общем объеме уплаченных таможенных платежей (%) 0,4

Критерий 3. Эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям

3.1. Доля товарных партий ввозимых (вывозимых) товаров, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары (%) 6,4/1,1

3.2. Доля товарных партий, подвергнутых таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, либо в результате которого в выпуске товаров было отказано, в общем объеме досматриваемых партий товаров (%) 15,1

3.3. Доля результативных таможенных проверок после выпуска товаров в общем количестве завершенных таможенных проверок (%) 76

Соответствующие принципы заложены в распоряжении Правительства РФ от 06.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования», которое также призвано облегчить порядок перемещения товаров через таможенную границу [6].

В то же время таможенная служба представляет собой субъект государственного управления в сфере внешнеэкономической деятельности, и оценивать эффективность таможенных органов следует именно в управленческом аспекте, т.е. как степень достижения поставленных целей и задач, как успешность исполнения возложенных на таможенные органы функций. При этом при оценке деятельности таможенного органа необходимо ориентироваться на системный подход. Каждый таможенный орган, как и все экономические объекты, является сложной системой, имеющей организационную структуру, представленную в виде взаимосвязанных между собой и системой в целом элементов - структурных подразделений [1].

При этом следует согласиться с мнением специалистов о том, что новые подходы к оценке качества таможенного администрирования должны быть основаны на международных стандартах, общепризнанных нормах и правилах с учетом как потребностей участников внешнеэкономической деятельности, государства, так и требований самих таможенных органов [7, с. 106].

В настоящее время модель управления качеством таможенной деятельности на основе международных стандартов ИСО серии 9000 внедрена, сертифицирована и успешно функционирует в Приволжском таможенном управлении.

На наш взгляд, анализ и оценка показателей эффективности работы таможенных органов РФ должны осуществляться, во-первых, для таможенных

органов одного уровня (в системе ФТС России - региональные таможенные управления - таможни - таможенные посты); во-вторых, по каждому направлению деятельности (функции) таможенного органа в отдельности. Все рассчитанные показатели должны систематизироваться в итоговый комплексный показатель, который и будет отражать качество деятельности таможенного органа.

Например, согласно пп. 9 п. 1 ст. 6 Таможенного кодекса таможенного союза одной из основных задач таможенных органов является обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции [8].

Показатель деятельности конкретного таможенного органа по данному направлению должен включать в себя:

- количество приостановлений выпуска товаров, содержащих признаки контрафактных;

- количество единиц контрафактной продукции (ЕКП), выявленной таможенными органами и признанной таковой на основании решений суда;

- количество дел об административных правонарушениях в области интеллектуальной собственности, инициированных таможенными органами;

- суммы доначисленных и взысканных таможенными органами платежей на основании включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров;

- оценку уровня взаимодействия с правообладателями, государственными контролирующими органами в рамках борьбы с оборотом контрафактной продукции и др.

Оценка реализации любой другой задачи таможенных органов будет основана на иной совокупности показателей.

Таким образом, современные условия оптимизации таможенных операций делают актуальной проблему оценки качества деятельности таможенных органов. Единой методики оценки качества оказания таможенных услуг и реализации таможенного контроля в настоящее время нет. При этом анализ существующих предложений в данном направлении позволяет внести ряд рекомендаций в области оценки работы таможенных органов. Учет уровня (категории) таможенного органа и разработка показателей деятельности по направлениям в области таможенного дела на основе обеспечения баланса интересов участников внешнеэкономической деятельности, государства, таможенных органов и всех иных участников таможенных правоотношений позволят существенно повысить эффективность деятельности таможенных органов РФ в современных условиях.

Список литературы

1. Пятов, А. А. О направлении совершенствования оценки эффективности деятельности органов таможенной службы / А. А. Пятов, Е. И. Бережнова // Международный экономический форум. - URL: http://www.be5.biz/ekonomika1/ r2010/01460.htm (дата обращения: 30.09.2013).

2. Информационная справка об основных итогах деятельности Ульяновской таможни в 2012 году // Официальный сайт Приволжского таможенного управления. -URL: http://ptu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7083: 2013-03-12-07-36-03&catid=118:2010-12-22-14-31-47&Itemid=163 (дата обращения: 29.09.2013).

3. Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2010. - 29 ноября.

4. Сведения о выполнении основных показателей работы таможенных органов Российской Федерации за II квартал 2013 года // Официальный сайт ФТС России. -URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view= article&id=18031 :-ii-2013-&catid=393:2013-&Itemid=2402 (дата обращения: 29.09.2013).

5. Постановление Правительства РФ от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» // СПС «Консультант Плюс».

6. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р (ред. от 17.08.2013) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» // СПС «Консультант Плюс».

7. Локтева, О. Г. Баланс интересов потребителей и заинтересованных сторон как основа построения системы показателей деятельности таможенных органов (на примере Приволжского таможенного управления) / О. Г. Локтева // Актуальные проблемы совершенствования теории и практики таможенного дела в условиях членства России во Всемирной торговой организации : сб. материалов Меж-дунар. науч.-практ. конф. - М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2013.

8. Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17) // СПС «Консультант Плюс». - URL: http://www.consultant.ru.

Агамагомедова Саният Абдулганиевна кандидат социологических наук, доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин, Пензенский государственный университет E-mail: saniyat_aga@mail.ru

Григоренко Ксения Александровна

студентка,

Пензенский государственный университет E-mail: tamog.delo@rambler.ru

Козлова Марина Анатольевна

студентка,

Пензенский государственный университет E-mail: tamog.delo@rambler.ru

Agamagomedova Sanijat Abdulganievna сandidate of sociological sciences, associate professor,

sub-department of state-legal disciplines, Penza State University

Grigorenko Ksenija Aleksandrovna student,

Penza State University

Kozlova Marina Anatol'evna

student ,

Penza State University

УДК 339.543 Агамагомедова, С. А.

Оценка эффективности деятельности таможенных органов РФ в современных условиях / С. А. Агамагомедова, К. А. Григоренко, М. А. Козлова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 1 (9). - С. 7-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.