Ключевые слова:
финансовые услуги, доступность услуг, управление личными финансами, финансовая грамотность
Л В. Стахович, к. э. н..
руководитель Центра финансовой политики НИФИ (e-mail: [email protected])
Е. В. Галишникова, ст науч. сотр.
Центра финансовой политики НИФИ (e-mail: [email protected])
Оценка доступности финансовых услуг для населения в России и мире
Вопросы повышения доступности финансовых услуг и адаптации населения к финансовому рынку представляют собой самостоятельную теоретическую и практическую проблему. До настоящего времени в данной области не проводилось комплексного научного исследования, учитывающего международные подходы, наиболее эффективные стратегии и механизмы. При этом проблема обеспечения равного доступа к финансовым продуктам и услугам глобальна и в той или иной мере касается каждой страны.
По официальным источникам, в современном мире 2,7 млрд человек не имеют надлежащего доступа к финансовым продуктам и услугам1. В это число входит и население стран — членов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), где проживает около 700 млн финансово исключенных (financial excluded) граждан, возможность которых полноценно участвовать в социальной и экономической деятельности значительно снижена2.
Самую большую группу финансово исключенных составляют домохозяйства. В основном неравенство в доступе связано с местом проживания (сельские жители имеют значительно более низкий уровень доступа к финансовым продуктам и услугам, нежели городские) и уровнем доходов. Другая значительная по величине группа граждан — пожилые люди (как правило, старше 70 лет) и представители различных этнических групп, испытывающие трудности в использовании финансовых продуктов и услуг вследствие наличия языкового барьера, религиозных убеждений и недостатка информации.
Сегодня в мировой практике полная и равная доступность финансовых продуктов и услуг трактуется как состояние, в котором каждый человек может с удобством воспользоваться качественной услугой по доступной цене. Финансовые продукты и услуги предоставляются финансовыми институтами, большинство из которых — частные
1 См.: The Mobile Financial Services Development Report 2011 / The World Economic Forum (http://www. weforum.org/reports/mobile-financial-services-development-report-2011).
2 Данные Национального банка Австралии и Азиатского банка развития.
компании, всем, кто может воспользоваться ими, включая людей с ограниченными возможностями, малообеспеченных и проживающих в сельской местности3.
Понятие доступности обычно трактуется с точки зрения соответствия спроса на финансовые услуги со стороны населения и предложения со стороны финансовых организаций4. При этом игнорируется тот важный факт, что в основе успешной адаптации людей лежит целенаправленное формирование общественно значимых потребностей как главного условия соответствия внешней реальности внутреннему состоянию индивида.
Впервые проблема доступности финансовых услуг была озвучена в 1993 г. учены-ми-географами Э. Лейшоном и Н. Трифтом, которые выявили физическое ограничение доступа к использованию банковских услуг. Был проведен ряд научных исследований, посвященных проблемам, которые возникают у некоторых групп граждан при обращении к банковским и страховым организациям.
Мировая практика показала, что оценка уровня доступа населения к финансовым услугам осуществляется на основе информации, полученной из следующих источников:
— данные обследования отдельных групп граждан (домохозяйства, эмигранты, женщины, молодежь, индивидуальные предприниматели и пр.);
— данные опросов, проведенных органами, которые регулируют деятельность финансовых институтов;
— сводные данные опросов граждан, финансовых институтов и регуляторов.
Наиболее масштабная работа по оценке уровня доступа к финансовым услугам
взрослого населения была проведена Всемирным банком в 2008 г. (табл. 1).
Таблица 1
Доля населения, имеющего доступ к финансовым услугам (в том числе в странах — членах АТЭС), в 2008 г.
Страна % Страна % Страна %
Азербайджан 17 Кения И 10 Республика Корея 63
Армения И 9 Киргизия 14 Республика Судан 15
Бермудские острова 48 Китай И 42 Российская Федерация 69
Великобритания ^) 91 Коста-Рика 29 Сингапур 98
Германия И 97 Куба 45 США 91
Доминиканская Республика 29 Малайзия 60 Таиланд 59
Индия И 48 Мексика ^) 25 Украина 24
Индонезия 40 Непал 20 Франция ^) 96
Иордания 37 Оман 33 Чили 60
Иран 31 Пакистан И 12 Шри-Ланка 59
Италия И 75 Перу 26 Эстония ^) 86
Казахстан 48 Республика Камерун 24 Южно-Африканская Республика 19
Канада ^) 96 Республика Конго 27
Примечание: показатель s обозначает, что данные взяты из текущих обследований домашних хозяйств или с официальных государственных сайтов.
Источник: Finance for all Policies and pitfalls in expanding access / The World Bank (http://siteresources. worldbank.org/INTFINF0RALL/Resources/4099583-1194373512632/FFA_book.pdf).
3 См.: Gardeva A., Rhyne E. Opportunities and Obstacles to Financial Inclusion. Survey Report, July 2011 / Center for Financial Inclusion Blog (http://centerforfinancialinclusionblog.files.wordpress.com/2011/07/ opportunities-and-obstacles-to-financial-inclusion_110708_final.pdf).
4 Такой подход мы, в частности, находим в монографии специалистов Всемирного банка. См.: Демиргуч-Кунт А. Финансовые услуги для всех? Стратегии и проблемы расширения доступа/Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишерз, 2011. — С. 45.
Как свидетельствуют данные таблицы, в большинстве стран доля финансово исключенного населения очень высока.
В 2011 г. Всемирный банк провел оценку охвата финансовыми услугами взрослого населения уже в 148 странах, а по результатам проведенной работы была сформирована глобальная база данных Findex5, которая помогает исследователям выявлять барьеры на пути доступа к услугам, особенности финансового поведения населения и определять долю финансово исключенных граждан.
В основу оценки положены четыре группы показателей:
— I — акцентируется на формальной отчетности: использование финансовых счетов (частота, режим и форма доступа); назначение счетов (личный или для бизнеса, расчеты с работодателем и пр.); проблемы, с которыми сталкиваются граждане при открытии и использовании счетов;
— II — направлена на исследование сберегательного поведения (способы и цели сбережений);
— III — фокусируется на источниках заимствования (формальные и неформальные) и целях (ипотека, чрезвычайные ситуации, медицинское обслуживание, образование и пр.), а также на использовании кредитных карт;
— IV — направлена на исследование страховых продуктов для здравоохранения и сельского хозяйства.
По результатам проведенной работы выявлено следующее:
• Только 50 % граждан во всем мире имеют счета в финансовых учреждениях: банках, почтовых отделениях, кооперативах, кредитных союзах и микрофинансовых учреждениях. Больше половины населения не охвачено банковскими услугами. Основными препятствиями названы высокая стоимость услуг, территориальная недоступность, а также отсутствие необходимых документов.
• В развивающихся странах 10 % граждан, или более 150 млн чел., владеют неактивными счетами (имеют доступ к счетам, но не используют их).
• Важную роль в осуществлении сбережений взрослым населением играют пол, уровень дохода и образования. Так, мужчины с высоким уровнем дохода и образования чаще делают вклады в банках, кредитных союзах, кооперативах или микрофинансовых организациях.
• В странах с высоким уровнем дохода граждан более 50 % опрошенных сообщают о наличии кредитной карты, тогда как в развивающихся странах по-прежнему процент их распространения остается низким — 7 %. Рынок кредитных карт практически не развит в таких странах, как Египет, Таджикистан, Киргизия, Пакистан, Индонезия и Сенегал, где менее чем у 2 % взрослого населения есть кредитные карты.
РОССИЯ
Следует отметить успешную оценку доступа населения к финансовым услугам, предоставляемым через банковских и платежных агентов, которая была осуществлена Минэкономразвития России совместно с Альянсом за финансовую доступность (Alliance for financial inclusion — AFI)6 в рамках проекта «Развитие инновационного
5 См. : Demirguc-Kunt A, Klapper L. Measuring Financial Inclusion. The Global Findex Database/ The World Bank (http://www-wds.worldbank.org/servlet/WDSContentServer/WDSP/IB/2012/04/19/000158349_ 20120419083611/Rendered/PDF/WPS6025.pdf).
6 AFI — сеть, объединяющая финансовых регуляторов более чем из 60 стран мира, и член Глобального партнерства за финансовую доступность (Global Partnership for Financial Inclusion — GPFI), структуры, созданной по инициативе «Группы двадцати» для поддержки реформ в области финансовой доступности, которые проводятся странами — членами G20.
регулирования и надзора за банковскими агентами в целях повышения доступности финансовых услуг».
Оценка была проведена в 2011 г. и базировалась на данных, представленных 12 479 агентами всех федеральных округов7. Информация собиралась путем опросов представителей банков и сбора данных платежных систем; проведения личных формализованных интервью с резидентами (объем выборки — 1600 чел.); изучения вторичных данных Федеральной службы государственной статистики, статистических данных Банка России; проведения интервью с экспертами рабочей группы по совместному проекту Минэкономразвития России, Российского микрофинансового центра, Германского общества технического сотрудничества и AFI.
Данные проведенных исследований показывают, что около 96 % граждан осуществляют расчеты и переводы денежных средств через банки и отделения почтовой связи, более 30 % населения имеет банковские вклады, около 25 % пользуется потребительскими кредитами. По широте клиентского охвата выделяется такая услуга, как обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО), которой пользуется 20 % граждан России, тогда как добровольными видами страхования — менее 10 %, а услугами финансовых организаций, действующих на рынке ценных бумаг, — всего 2-3 %. Получили развитие структуры серого (теневого) рынка — ростовщики, денежные курьеры, меняльные и обналичивающие конторы, управляющие активами, предлагающие свои услуги, не имея на то предусмотренных законом разрешений. Значительная часть россиян не получает необходимой информации, касающейся разнообразных финансовых продуктов, и не имеет достаточных возможностей по изучению механизмов управления личными финансами.
Наблюдается значительный рост совокупных доходов и сбережений российских граждан, что требует нового качества управления личными денежными средствами и семейным бюджетом. Без улучшения качества клиентской базы и повышения уровня финансовой грамотности населения невозможно решить накопившиеся в данной сфере социальные проблемы.
Программы по повышению доступности финансовых услуг требуют дифференцированного подхода к различным социальным группам российского общества, а также учета территориальной поляризации и различий в уровне социально-экономического развития регионов, крайней неравномерности размещения и низкой плотности населения в большей части территории страны, относительно невысокого уровня доходов населения.
Территориальное развитие и уровень предложения населению финансовых услуг в российских регионах неравномерны. Большинству из них присуща узловая организация пространства, при которой уровень доступности финансовых услуг как в сельской, так и в городской местности зависит от размера областного центра и степени удаленности от него.
Для построения общей картины с учетом территориальных различий необходимо провести зонирование (районирование) территорий субъектов Федерации и выстроить типологию муниципальных образований на основе общих социальноэкономических показателей и специфических параметров: количества структурных подразделений финансовых организаций и посредников, доступности почтовой
7 См.: Оценка доступности финансовых услуг, предоставляемых через банковских и платежных агентов / ГосБук (http://www.gosbook.ru/node/55521).
и телекоммуникационной инфраструктуры, организации наличного денежного обращения и т. д. Подобный метод деления территории регионов для целей региональной политики, в т. ч. для разработки пространственных моделей развития субъектов, широко используется в мировой практике.
Анализ данных показал, что основные барьеры, мешающие доступу к финансовым услугам и продуктам: низкий уровень дохода граждан, недоверие и осторожное отношение клиентов к агентской инфраструктуре, что ограничивает использование терминалов для погашения различных видов кредитов; недостаточный уровень финансовой грамотности населения, территориальная недоступность отделений финансовых учреждений, низкая скорость проведения операции и зачисления средств по назначению. Эта ситуация также усугубляется плохой работой недостаточно подготовленного персонала финансовых организаций.
Система защиты прав потребителей финансовых услуг для большинства россиян остается непонятной — граждане не знают о своих правах, о том, в какие организации необходимо обращаться при возникновении спорной ситуации на финансовом рынке, и испытывают недоверие к справедливому разрешению конфликта. Так, в быстром и справедливом разрешении спора уверены только 12 % граждан, в то время как 33 % сомневаются в защите своих прав8.
БЕЛАРУСЬ
Из работ по анализу и оценке условий, влияющих на уровень доступа к финансовым услугам, следует отметить исследование в рамках совместного проекта Националы ного банка Республики Беларусь и AFI «Оценка степени доступа к финансам: развитие обоснованной политики доступа к финансам в Беларуси»9. Указанная работа базировалась на модели сбалансированной системы показателей, подробно описанной Р. С. Капланом и Д. П. Нортоном10 и широко используемой в промышленности, бизнесе, деятельности государственных и общественных организаций для построения основной концепции и стратегии развития организации, улучшения внутренних и внешних коммуникаций и мониторинга достижения целевых показателей.
Исследование проводилось на основе данных, полученных в результате анкетирования 2500 граждан Республики Беларусь старше 16 лет, проведенного Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси. Для определения степени использования финансовых услуг населением проведен расчет общего индекса финансовой доступности (ОИФД-I) для граждан и домохозяйств. При этом применялась следующая градация по количеству потребляемых услуг:
— 0 услуг — услуги не используются, абсолютная недоступность;
— 1-2 — начальный уровень;
— 3-5 — активное использование;
— 6-8 — продвинутое использование;
— 9 и более — широкое использование.
8 См.: Россияне хотят научиться защищать свои права / Национальное агентство финансовых исследований (http://www. nacfin. ru/novosti-i-analitika/press/press/single/10591.html).
9 См.: Малафей Ю., Гилевич И. Оценка степени доступа к финансам в Беларуси // Банковский вестник. — 2012. — № 13 (558). — С. 53-59.
10 См.: Kaplan R. S., Norton D. P Transforming the Balanced Scorecard from Performance Measurement to Strategic Management: Part II/ Horizons Software (http://www.horizonssoftware.com/Downloads/Kaplan-Norton%20Article-Part%20II.pdf).
Вторым показателем финансовой доступности выступал индекс для расчетно-кассовых, кредитных, сберегательных и страховых услуг (ОИФД-ІІ). Данные индексы определяют процент населения, использующего отдельные виды финансовых услуг.
Были выявлены закономерности между величиной рассчитанного общего индекса финансовой доступности и отдельными характеристиками граждан и домохозяйств на основе сопоставления общего показателя финансовой доступности с качественными описаниями респондентов. Была оценена зависимость показателей «Охват граждан финансовыми услугами» и «Охват домохозяйств финансовыми услугами» от переменных: пол, возраст, уровень образования, семейное положение, социальное положение, место проживания, среднемесячный доход всех членов семьи.
Таблица 2
Концептуальная основа измерения доступности финансовых услуг в Республике Беларусь
Уровень и категории анализа Показатели Характеристики инструментария / периодичность
Финансовая доступность: индивиды и члены их семей Финансовая доступность: субъекты малого предпринимательства
Базовые показатели финансовой доступности Общие индексы финансовой доступности (ОИФД-1 и ОИФД-И): индивиды и члены их семей Общие индексы финансовой доступности (ОИФД-1 и ОИФД-11): субъекты малого предпринимательства Два самостоятельных опроса: — обследование индивидов и их членов семей; — обследование субъектов малого предпринимательства. Рекомендуется проводить ежегодно
Комплексная оценка доступности и использования финансовых услуг Индексы доступности финансовых услуг: — обобщающие (комбинированные) индексы финансовой доступности; — аналитические индексы для измерения отдельных аспектов финансовой доступности Подлежит отдельному исследованию (вне рамок проекта) Комплексный анализ трех аспектов финансовой доступности: — спрос на финансовые услуги; — предложение финансовых услуг; — меры государственной политики и регулирования. Рекомендуется проводить с периодичностью 1 раз в 3-4 года
Источник: Малафей Ю., Гилевич И. Оценка степени доступа к финансам в Беларуси// Банковский вестник. — 2012. — № 13 (558). — С 53-59.
Качественная оценка уровня использования финансовых услуг проводится по следующей шкале:
— низкий (менее 20 % пользователей);
— средний (20-40 %);
— средне-высокий (40-60 %);
— высокий (более 60 %).
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что часть населения Республики Беларусь исключена из финансового рынка страны. Анализ по возрастным группам показал, что 37,4 % граждан 16-25 лет чаще всего используют 1-2 финансовые услуги, 3-5 услуг используют около 33,2 % респондентов, не охвачено финансовыми услугами 19,3 % указанной целевой группы. В 26-35 лет наиболее активно пользуются финансовыми услугами 41,7 % опрошенных, за ним следует базовый уровень — 30,9 %, не пользуются ими в данной возрастной категории всего 5,9 %. В возрастной группе от 36 до 45 лет преимущественно используются 1-2 услуги (40,3 %) и 3-5 (37,8 %).
Среди респондентов старше 65 лет не охвачены услугами 32,6 %11. В процессе исследования выявлены такие факторы, препятствующие доступности финансовых услуг, как высокая стоимость и территориальная удаленность, дефицит соответствующей инфраструктуры и низкие стандарты качества.
Анализ мировой практики позволяет выделить показатели, используемые при оценке доступности финансовых услуг (табл. 3).
Таблица 3
Основные критерии оценки уровня доступности финансовых услуг
Критерий Описание
Базисные показатели, используемые для последующего сравнения и расчетов — Общее количество населения; — доходы и расходы населения; — проникновение и развитие технологий и Интернета; — общее число банковских и платежных агентов; — доля иностранных банков; — организационно-правовая форма агентов; — развитие местной или национальной инфраструктуры (предоставление льгот, субсидий и пр.)
Клиенты и услуги Число пользователей следующими услугами: — денежные переводы, — погашение кредитов, — выдача кредитов, — пополнение банковского счета, — использование банковских карт, — платежи в пользу страховых компаний
Географический и демографический охват Географический охват: — количество филиалов на 100 км, — количество банкоматов на 100 км
Демографический охват: — количество филиалов на 1000 чел., — количество банкоматов на 1000 чел.
Цена — Стоимость осуществления платежных операций; — стоимость банковских депозитов и кредитов; — стоимость услуг по регионам; — данные об изменении стоимости услуг
Качество услуг — Количество жалоб клиентов; — количество непоступивших платежей; — количество заявлений о несанкционированных действиях (кража и мошенничество)
Источник: составлено авторами.
Данные, свидетельствующие о высоком уровне доступности для населения финансовых услуг и продуктов, далеко не всегда подтверждают широкий охват ими населения, другими словами, финансовая доступность не гарантирует финансовую включенность (financial inclusion). Большинство граждан имеют счета в финансовых учреждениях, но не используют их по назначению, также при анализе доступа к услугам не учитывается наличие нескольких счетов и банковских карт у одного владельца.
В настоящее время многие специалисты, работающие над проблемой расширения доступности финансовых услуг, заявляют о целесообразности разработки единых международных стандартов оценки уровня доступа, которые лягут в основу национальных
11 См. : Оценка и анализ доступа населения (физических лиц) к финансовым ресурсам в Республике Беларусь / Национальный банк Республики Беларусь (http://www. пЬгЬ. by/Publications/InternationalCooperation/ UN/Individuals_full.pdf).
методик, с обязательным включением в нее индикаторов оценки уровня финансовой грамотности населения и развития системы защиты прав потребителей.
Для того чтобы в полной мере участвовать в социально-экономической жизни общества (быть финансово включенным), население должно не только иметь доступ к соответствующим услугам, но и понимать, как пользоваться ими в повседневной жизни. Таким образом, необходимо развивать финансовое образование.
Процесс оказания помощи гражданам в управлении личными финансами и информирования о тех или иных финансовых продуктах и услугах начался с отдельных инициатив общественных, частных и международных организаций (Всемирный банк, ОЭСР и др.). В настоящее время во многих странах мира понимание важности финансового образования привело к развитию большего числа национальных стратегий по повышению уровня финансовой грамотности населения. Однако инициативы в сфере образования недостаточно скоординированы, что приводит к определенному дублированию, пробелам в содержании программ, недостаточному охвату различных возрастных групп. Поэтому на данном этапе нужно объединить усилия государственного, общественного и частного секторов для реализации национальных стратегий и программ в области финансового образования.
Библиография
1. Демиргуч-Кунт, А. Финансовые услуги для всех? Стратегии и проблемы расширения доступа / Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишерз, 2011.
2. Малафей, Ю., Гилевич, И. Оценка степени доступа к финансам в Беларуси // Банковский вестник. — 2012. — № 13 (558). — С. 53-59.
3. Оценка доступности финансовых услуг предоставляемых через банковских и платежных агентов [Электронный ресурс] / ГосБук. — Режим доступа: http://www.gosbook.ru/node/55521.
4. Оценка и анализ доступа населения (физических лиц) к финансовым ресурсам в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. — Режим доступа: http:// www.nbrb.by/Publications/InternationalCooperation/UN/Individuals_full.pdf.
5. Gardeva, A., Rhyne, E. Opportunities and Obstacles to Financial Inclusion. Survey Report, 2011 [Электронный ресурс]/ Center for Financial Inclusion Blog. — Режим доступа: http://centerforfinancialinclusionblog. files.wordpress.com/2011/07/opportunities-and-obstacles-to-financial-inclusion_110708_final.pdf.
6. The Mobile Financial Services Development Report 2011 [Электронный ресурс] / The World Economie Forum. — Режим доступа: http://www.weforum.org/reports/mobile-financial-services-development-report-2011.