Хамова Ирина Евгеньевна
соискатель кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России (тел.: 89184167173)
Оценка допустимости заключения эксперта с точки зрения субъектов получения
Аннотация
Надлежащими субъектами назначения судебной экспертизы, являются лица, которые несут ответственность за ее результат. К ним относятся: следователь, дознаватель, руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания, судья. В их производстве должно находится данное дело или им в соответствии с законом должно быть поручено назначение судебной экспертизы, при отсутствии обстоятельств, исключающих их участие в производстве по делу
Annotation
Appropriate subjects of appointment of judicial examination, persons who bear responsibility for its result are. Them concern: the inspector, the investigator, the head of investigatory body, the chief of division of inquiry, the judge. In their manufacture should there is a given case or according to the law appointment of judicial examination, in the absence of the circumstances excluding their participa-tion in manufacture on business should be entrusted to them.
Ключевые слова: эксперт, производство судебной экспертизы, процессуальный документ, недопустимые доказательства, процессуальная форма, экспертно-криминалистические подразделения, справочно-нормативные документы, перечень вопросов поставленных перед экспертом, специальные знания специалистов, достоверность сведений.
Key words: the expert, manufacture of judicial examination, the remedial document, inadmissible proofs, the remedial form, expert-criminalistic divisions, list-standard documents, the list of questions put before the expert, special knowledge of experts, reliability of data.
В статье 195 УПК РФ сказано, что "Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, а в случаях предусмотренных пунктом 3 части второй ст.29 настоящего Кодекса, возбуждает перед судом ходатайство...". В
ч. 2 этой же статьи указано, что судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающими специальными знания.
Из вышеуказанной нормы следует, что надлежащими субъектами получения заключения эксперта являются с одной стороны, лица, в компетенцию которых входит полномочие назначить судебную экспертизу, с другой стороны это лица, которые могут провести судебную экспертизу. В ст. 195 УПК РФ ничего не сказано про дознавателя, как субъекта получения заключения экспер-
та, но это следует из статьи 41 УПК РФ, в которой сказано, что дознаватель вправе проводить следственные действия, предусмотренные УПК РФ, а судебная экспертиза, является следственным действием. Кроме того, в силу, статей 39 (Руководитель следственного органа) и 40.1 (Начальник подразделения дознания), руководитель следственного органа и начальник подразделения дознания могут принять уголовное дело к своему производству и провести следствие или соответственно дознание в полном объеме, значит, они также являются надлежащими субъектами получения заключе-ния эксперта. В ч.2 ст. 29 УПК РФ сказано, что только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решение о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно су-
56
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • №1
дебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы.
В ходе судебного разбирательства, может назначить судебную экспертизу суд (судья) по собственной инициативе или по ходатайству сторон (ст. 283 УПК РФ).
Перечисленные нормы, в своей совокупности позволяют говорить о том, что закон ограничивает круг субъектов, которые могут назначить судебную экспертизу - это следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, начальник подразделения дознания и суд (судья).
В литературе высказываются мнения, и мы разделяем их, о том, что правомочия органов уголовного судопроизводства на производство следственных действий, в том числе и судебной экспертизы (наше дополнение), законодатель определяет применительно: 1) к отдельным стадиям процесса; 2) подследственности, либо подсудности дела соответствующему органу; 3) в связи с принятием дела к своему производству; 4) получением в установленном порядке поручения. [1, с. 59]
Кроме того, необходимо учитывать и такие обстоятельства как:
1) наличие определенного установленного законом статуса;
2) отсутствие личной заинтересованности в исходе уголовного дела;
3) наличие соответствующих оснований (полномочий) на проведение следственных действий. [ 2, а 37]
Указанные требования означают, что назначить судебную экспертизу может следователь, дознаватель или судья, в производстве которого находится уголовное дело. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: 1) соблюдены ли правила о подследственности (ст.ст. 150-152 УПК РФ), либо подсудности (ст. 30-36);
2) имеется ли в деле решение руководителя следственного органа или начальника подразделения дознания о наделении соответствующего следователя или дознавателя полномочиями по ведению этого дела;
3) принято ли дело к своему производству следователем, дознавателем или судьей;
4) если судебная экспертиза назначается лицом в силу наделения его полномочиями на производство отдельных следственных действий (ч.1 ст. 152 УПК РФ), то имеется ли в деле письменное поручение следователя, в производстве которого находится данное дело, поручение именно этому дознавателю или следователю назначение судебной экспертизы;
5) нет ли обстоятельств препятствующих сле-
дователю, дознавателю или судье назначить судебную экспертизу. (ст. 61-67).
Оценка заключения эксперта с позиции допустимости надлежащего субъекта его получения означает, что лицо, назначившее экспертизу, должно отвечать указанным требованиям, не соблюдение которых ведет к тому, что такое заключение должно быть признано недопустимым. [ 3, с. 153-155]
Итак, надлежащими субъектами назначения судебной экспертизы, являются лица, которые несут ответственность за ее результат. К ним относятся: следователь, дознаватель, руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания, судья. В их производстве должно находится данное дело или им в соответствии с законом должно быть поручено назначение судебной экспертизы, при отсутствии обстоятельств, исключающих их участие в производстве по делу.
В теории, правило о надлежащем субъекте получения заключения эксперта рассматриваются учеными применительно к лицу, которое провело судебную экспертизу. "Другими словами", - пишет А.В.Кудрявцева: "...это правило предполагает не только надлежащего субъекта оценки доказательств, но и чтобы эксперт, проводивший исследование отвечал всем требованиям уголовно-процессуального закона" [ 4, с. 350].
В соответствии с ч.2 ст. 195 УПК РФ "Судебная экспертиза производится судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. В статье 57 УПК РФ под экспертом понимается "лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном настоящим Кодексом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения". Больше в УПК РФ ничего не сказано по поводу того, какими именно специальными знаниями должен обладать эксперт, и как, лицо, назначающее экспертизу, может правильно оценить его компетенцию.
В научной литературе, ученые, придерживаются однозначного мнения, что эксперт должен обладать определенной компетенцией. Под компетенцией следует понимать знания и опыт в той или иной области [ 5, с. 621].
В юридической литературе получило распространение понятие научной компетенции, сформулированное РС.Белкиным: "Компетенция эксперта - комплекс знаний в области теории, методики и практики экспертизы определенного рода, вида" [ 6, с. 260] Такое определение, на наш взгляд, в полной мере раскрывает понятие "научной компетенции эксперта" и дает
57
возможность лицу или органу, назначающему экспертизу правильно выбрать эксперта для производства соответствующего исследования.
Т.В.Аверьянова считает, что данное определение необходимо еще дополнить "такой составляющей, как знание уголовно-процессуального законодательства по вопросам, касающимся института судебных экспертиз в целом, и прав и обязанностей эксперта в частности" [ 7, с. 184].
Ее мнение разделяет и Н.А. Замараева, которая указывает, что "специальные познания неразрывно связаны с процессуальными полномочиями эксперта как участника процессуальной деятельности, наделенного определенными обязанностями и правами. Процессуальные обязанности и права эксперта составляют другую (юридическую) сторону компетенции судебного эксперта" [ 8, с. 35].
Гарантией компетентности судебного эксперта, может являться, на наш взгляд, то, что он состоит на службе в государственном судебноэкспертном учреждении, деятельность которого довольно детально регламентирует Фе-дераль-ный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
В настоящее время действуют следующие судебно-экспертные учреждения: судебно-экспертные учреждения Минюста России; экспертно-криминалистические подразделения МВД России; судебно-медицинские и судебно-психиатрические учреждения Минздравсоцразвития России; судебно-медицинские лаборатории Минобороны России; экспертные подразделения ФСБ, ФСНК, МЧС России и другие государственные судебно-экспертные учреждения, создаваемые в порядке, определенном ФЗ ГСЭД, федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов [ 9, с. 137]
В статье 12 ФЗ ГСЭД сказано, что судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей. Статья 13 этого Закона устанавливает, что должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел
может занимать гражданин российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование.
Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру каждые пять лет. (ст. 13 ФЗ ГСЭД).
Приказом Министерства юстиции РФ утверждено специальное Положение об аттестации работников судебно-экспертных учреждений Минюста России на право самостоятельного производства судебной экспертизы [10].
Положение предусматривает порядок аттестации сотрудников для получения свидетельства (допуска), дающего право самостоятельного производства судебной экспертизы определенного вида в судебно-экспертных учреждениях Минюста России. Аналогичные приказы по аттестации экспертных кадров действуют в МВД [ 11], ФСКН, [12] ФТС [13], и других ведомствах, где имеются государственные экспертные учреждения.
Что касается юридической компетенции судебного эксперта, то ее можно определить как совокупность процессуальных прав и обязанностей эксперта, а также оснований исключающих его участие в деле (ст. 57 УПК РФ).
Согласно ФЗ ГСЭД организационно-контрольную функцию в ходе производства судебной экспертизы выполняет руководитель государственного судебно-экспертного учреждения. В статьях 14 и 15 ФЗ ГСЭД перечислены обязанности и права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения. Руководитель обязан, с одной стороны, "обеспечить контроль за соблюдением сроков производств судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принципа независимости эксперта", а с другой стороны, он не вправе "давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе" [14, с. 340]. Надо заметить, что в УПК РФ, вообще не обозначен такой участник уголовного процесса, как руководитель судебноэкспертного учреждения, что является на наш взгляд недостатком действующего законодательства.
Считаем, что для устранения названного недостатка необходимо законодательно закрепить в УПК РФ среди участников уголовного процес-
58
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • №1
са руководителя судебно экспертного учреждения и указать, что "руководитель государственного судебно-экспертного учреждения, выполняет организационно-контрольные функции, направленные на обеспечение законности и качества судебных экспертиз, проводимых экспертами в его учреждении. В соответствии с ФЗ ГСЭД имеет обязанности и права".
1. Ананенко И.В. Допустимость протоколов следственных действий. Краснодар, 2004. С.59.
2. Зеленский Д.В. Проблемы допустимости доказательств в российском уголовном процессе: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Краснодар, 1995. С.37.
3. Более подробно об основаниях признания следователя и дознавателя ненадлежащим субъектом доказывания см. Костенко Р.В. Теоретические, законодательные и правоприменительные аспекты понятия уголовно-процессуальных доказательств. Краснодар, 2005. С. 153-155.
4. Кудрявцева А.В. Судебная экспертиза в уголовном процессе Росси. Челябинск, 2001. С.350.
5. Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С.621.
6. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2000. С.260.
7. Аверьянова Т.В.Судебная экспертиза. М., 2006. С. 184.
8. Замараева Н.А.Правовые и организацион-
но-методические проблемы использования компьютерных технологий при производстве судебных экспертиз. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2001. С.35.
9. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. Теории судебной экспертизы Учебник М., 2009. С.137.
10. Приказ Минюста России от 12 июля 2007г. № 142 "Об утверждении Положения об аттестации экспертов в государственных судебноэкспертных учреждениях Министерства юстиции российской Федерации".
11. Приказ МВД России от 14 января 2005 г. № 21 "Об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки".
12. Приказ от 28 декабря 2006 г. №440 "Об утверждении Положения об организации обучения экспертов экспертно-криминалистических подразделений органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, об Экспертно-квалификационной комиссии Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, о порядке аттестации экспертов экспертно-криминалистических подразделений органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на право самостоятельного производства судебных экспертиз и пересмотра уровня их профессиональной подготовки".
13. Приказ ГТК России от 7 июня 2004 г. № 646 "Об утверждении Положения об аттестации экспертов
14. Аверьянова Т.В.Судебная экспертиза. М., 2006. С.340.
59