ЛЯШЕНКО Елена Александровна
Старший преподаватель кафедры экономики и права
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-26-17 e-mail: [email protected]
Оценка динамики развития технопарковых структур на территории Свердловской области1
Ключевые слова: технопарк; резиденты; инновации; инновационный потенциал региона; динамика развития; государственная поддержка; финансирование технопарков; Свердловская область.
В статье проведена оценка динамики развития технопарковых структур в Свердловской области с учетом основных показателей. По итогам оценки выявлена в целом положительная тенденция развития и функционирования технопарков на территории региона. К негативным моментам относятся сокращение государственного финансирования технопарковой деятельности, слабая информационная поддержка технопарков органами власти. Методы исследования включают сравнение показателей за несколько лет, графический анализ, выявление зависимостей показателей.
Согласно рейтингу инновационного развития субъектов РФ, подготовленному Ассоциацией инновационных регионов России, Свердловская область входит в состав «средне-сильных инноваторов» наряду с 21 другим регионом России. По состоянию на 2014 г. Средний Урал улучшил свои позиции в рейтинге инновационной активности регионов, переместившись с 26-го на 19-е место и показав вторую по результатам динамику [1].
Значимый вклад в развитие и повышение инновационной активности субъектов РФ и в целом страны вносит такой элемент инновационной инфраструктуры, как тех-нопарковые структуры, к которым относятся бизнес-инкубаторы, технопарки, научные парки, технополисы, центры трансфера технологий и другие типы инновационных организаций.
Технопарковая структура - институт (механизм) создания и коммерциализации инноваций, представляющий собой совокупность норм и правил целенаправленного управления внутренними институтами ресурсного обеспечения технопарковой деятельности под влиянием внешних институтов с целью создания, развития, коммерциализации и диффузии инноваций [2]. Технопарковая структура включает в себя такие неотъемлемые элементы, как управляющая компания и организации-резиденты (в том числе якорные). Кроме того, в технопарковую структуру могут входить бизнес-инкубаторы, университеты, научные организации.
За основу нашего исследования были взяты показатели оценки функциониро-
5 вания технопарков, заложенные в Законе Свердловской области «О технопарках
<г в Свердловской области» [3].
м
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 13-32-01214) и информа-© ционном содействии Министерства промышленности и науки Свердловской области.
Согласно данным Министерства промышленности и науки Свердловской области, по состоянию на середину 2014 г. в регионе функционирует 16 технопарков [4; 5]:
1. Уральский лесной технопарк (структурное подразделение ФБГОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет»).
2. Технопарк в сфере высоких технологий «Университетский» (ОАО «Уральский университетский комплекс»).
3. Научно-производственный парк «ТЕХНОМЕТ» (ОАО «Центральный научно-исследовательский институт металлургии и материалов»).
4. ОАО «Управляющая компания «Технопарк Аверон».
5. ЗАО Управляющая компания «Химический парк Тагил».
6. Технопарк «Энергия» (ЗАО «Универсальная сервисная компания»).
7. Технопарк «Авиценна» (ЗАО «ИТ Квадрум»).
8. ЗАО «Управляющая компания «Технопарк Торгмаш».
9. ЗАО «Технопарк».
10. Технопарк «Высокие технологии машиностроения» (ООО «Уральская машиностроительная корпорация «Пумори-СИЗ»).
11. Технопарк «Синарский» (ООО УК «Синарская»).
12. Научно-внедренческий биомедицинский технопарк «Новоуральский» (ООО «Легант 2011»).
13. Технопарк «Евразийский» (НО «Евразийский фонд привлечения и поддержки инвестиций»).
14. АНО «Управляющая компания „Уральский горно-промышленный научно-технологический парк «ИнтелНедра»"».
15. НП Инновационно-технологический центр «Академический».
16. НП «УК Технопарка «Приборостроение».
Общая картина создания названных технопарков представлена на рис. 1.
♦ ♦
♦ ♦
1]
1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013 Рис. 1. Распределение технопарков Свердловской области по времени создания [5]
Как видно из рис. 1, в 1990-е годы было создано всего два технопарка, причем появление первого технопарка в Свердловской области совпало с первой волной техно-паркового развития в стране (конец 1980-х - начало 1990-х). Более активное развитие технопарков на территории области началось с 2006 г., после принятия в 2003 г. постановления Правительства Свердловской области «О создании технопарков на земельных участках, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области» (от 8 июля 2003 г. № 410-ПП) и принятия в 2006 г. распоряжения Правительства РФ «О государственной программе „Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий"» (от 10 марта 2006 г. № 328-р).
Из всех технопарков Свердловской области 75% расположены в Екатеринбурге, остальные 25% - в городах области - Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Заречном и Новоуральске [6].
Свердловская область - крупнейший промышленный регион России. Ключевыми отраслями являются черная и цветная металлургия, машиностроение, горнодобывающая
промышленность, что отражается на специализации технопарков (рис. 2): более 70% имеют промышленную направленность хозяйственной деятельности [7].
Машиностроение 4 технопарка 25
Городобывающая промышленность 2 технопарка 12,5%
Металлургия 3 технопарка 18,8%
Универсальные 3 технопарка 18,8%
Лесная промышленность 1 технопарк 6,3%
Химическое производство 1 технопарк 6,3%
Медицина и биотехнологии 2 технопарка 12,5%
Рис. 2. Отраслевая специализация технопарков Свердловской области [4]
Создаваемые на территории Свердловской области технопарки организуются в виде закрытых акционерных обществ (35,7%), некоммерческих организаций (28,6%), открытых акционерных обществ (14,3%), обществ с ограниченной ответственностью (14,3%) и в качестве структурного подразделения университета (7,1%) [8].
Анализ технопарков Свердловской области по занимаемой ими площади показал следующее (рис.3). Наибольшие доли составляют технопарки с площадью до 5 000 кв. м (43,8%) и от 5 000 до 30 000 кв. м (31,3%). Технопарки с большей площадью занимают меньшие доли (от 6,3 до 12,5%).
100 тыс. кв. м 1 технопарк 6,3%
5-30 тыс. кв. м 5 технопарков 31,3%
600-1000 тыс. кв. м 2 технопарка 12,5%
Более 2000 тыс. кв. м 1 технопарк 6,3%
До 5 тыс. кв. м 7 технопарков 43,8%
Рис. 3. Структура технопарков Свердловской области по занимаемой площади (январь 2014 г.) [4]
Преобладающее количество управляющих компаний технопарков (11 технопарков - 69%) относится по числу сотрудников к микропредприятиям (менее 15 чел.), остальные (5 технопарков) - к малым (от 15 до 100 чел.).
Анализ структуры технопарков по количеству созданных резидентами рабочих мест выявил, что на протяжении 2010-2013 гг. она не менялась. На начало 2014 г. в 50% (или 8) технопарков создано до 100 рабочих мест, в 37,5% (6) - не более 500, в 6,3% (1) -в пределах 1000-1500, еще в 6,3% (1) - 1500-2000 рабочих мест (рис. 4).
От 1001 до 1500 1 технопарк 6,3%
От 101 до 500 6 технопарков 37,5%
От 1501 до 2000 1 технопарк 6,3%
До 100 8 технопарков 50,0%
Рис. 4. Структура технопарков Свердловской области по количеству созданных резидентами рабочих мест [4]
По состоянию на I полугодие 2014 г. по количеству резидентов технопарки делятся на две группы (рис. 5): технопарки, объединяющие до 10 организаций-резидентов -57,1%; от 10 до 20 резидентов - 42,9%.
9 технопарков 57,1%
7 технопарков 42,9%
Рис. 5. Структура технопарков Свердловской области по количеству организаций-резидентов [4]
Анализ числа выпущенных из состава технопарков организаций-резидентов в 2010-2013 гг. выявил незначительное их количество (0-2 в год). Так, в 2013 г. только в 5 из 16 технопарков наблюдалась данная ситуация. Основной причиной исключения из технопарка организации-резидента была ее реорганизация или прекращение деятельности.
Источниками финансирования управляющей компании технопарка и его резидентов являются федеральный, региональный, местный бюджеты, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника), частный капитал и иные источники.
Оценка финансирования деятельности управляющих компаний технопарков в 2010-2013 гг. показала, что преобладающими финансовыми источниками были негосударственные (частный капитал, займы, кредиты, собственная прибыль, собственные инвестиционные фонды); доля государственных финансовых средств (федеральный, региональный, местный бюджеты, Фонд Бортника) незначительна. Так, в 2010 г. соотношение негосударственных и государственных источников финансирования составило 74 / 26%; в 2011 г. - 95 / 5%; в 2012 г. - 99 / 1%; в 2013 г. - 99,5 / 0,5%. По количеству технопарков, получивших государственное финансирование, картина следующая: в 2010 г. - 3 из 11; в 2011 г. - 2 из 11; в 2012 г. - 1 из 14; в 2013 г. - 2 из 16. Таким образом, наблюдается ежегодное снижение относительных и абсолютных показателей объемов финансирования из государственных источников. Такое положение дел вызвано, по нашему мнению, рядом причин: отсутствием достаточного объема государственных финансовых средств, сложностью получения государственного финансирования,
недостаточной заинтересованностью государства в развитии отдельных инновационных территорий.
Структура финансирования технопарковой деятельности на территории Свердловской области складывается из финансирования управляющих компаний и финансирования резидентов. Общая картина по объемам финансирования деятельности управляющих компаний в 2010-2013 гг. представлена на рис. 6.
100
80
60
40
20
0
2010 2011 2012 2013 Федеральный бюджет □ Региональный бюджет I Фонд Бортника ■ Частный капитал I
■ Всего, млн р.
700 600 500 400 300 200 100 0
I Местный бюджет I Иные источники
Рис. 6. Финансирование управляющих компаний технопарков Свердловской области [4]
Как видно из рис. 6, общий объем финансирования технопарков Свердловской области в абсолютном измерении на протяжении 2010-2013 гг. увеличивался, показав цепной темп прироста в 2011 г. 37%, в 2012 г. - 572%, однако в 2013 г. цепной прирост составил отрицательную величину -33%. Структура источников финансирования технопарков следующая:
• в 2010 г. федеральный бюджет - 16,3%; региональный бюджет - 9,3%; местный бюджет - 0,1%; частный капитал - 74,2%;
• в 2011 г. фонд Бортника - 4,5%; частный капитал - 21,7%; иные источники - 73,8%;
• в 2012 г. региональный бюджет - 1,3%; частный капитал - 18,4%; иные источники - 80,2%;
• в 2013 г. региональный бюджет - 0,4%; частный капитал - 16,2%; иные источники - 83,4%.
Анализ финансирования резидентов технопарков показал, что источниками средств являются федеральный и региональный бюджеты, Фонд Бортника, госзаказы и частный капитал (рис. 7).
100
80 —
60 —
40 —
20 —
2010
I Федеральный бюджет I Госзаказы
2011 2012 2013 ] Региональный бюджет I Частный капитал
Фонд Бортника •— Всего, млн р.
Рис. 7. Финансирование резидентов технопарков Свердловской области [4]
%
%
1000
900
800
700
600
500
400
300
200
100
0
Как видно из рис. 7, общий объем финансирования резидентов технопарков Свердловской области на протяжении 2010-2013 гг. увеличивался в абсолютном измерении. В 2011 г. цепной темп прироста был отрицательным —40%, в 2012 г. произошло значительное увеличение, темп прироста составил 1611%, в 2013 г. цепной прирост составил 108%. Структура источников финансирования резидентов технопарков следующая:
• в 2010 г. региональный бюджет - 58,1%; Фонд Бортника - 41,9%;
• в 2011 г. региональный бюджет - 97,2%; Фонд Бортника - 2,8%;
• в 2012 г. федеральный бюджет - 3,0%; региональный бюджет - 5,7%; Фонд Бортника - 0,3%; госзаказы - 68,6%; частный капитал - 22,3%;
• в 2013 г. федеральный бюджет - 1,5%; региональный бюджет - 2,7%; Фонд Бортника - 2,2%; госзаказы - 78,0%; частный капитал - 15,6%.
Таким образом, в 2010-2011 гг. основным источником финансирования резидентов технопарков являлся региональный бюджет, в 2012-2013 гг. - госзаказы.
Помимо финансирования, органами государственной власти и органами власти Свердловской области осуществлялась информационная и консультативная поддержка, однако общий охват технопарков этим инструментом незначителен. Так, за 20102013 гг. такую помощь получили всего три технопарка.
Важнейшим показателем, характеризующим хозяйственную деятельность любой компании, является объем реализованной продукции. На рис. 8 представлена структура технопарков за 2012-2013 гг. по данному показателю.
2012
2013
21,4% 3 14,3% 2 21,4% 3 21,4% 3 7,1% 1 14,3% 2
25,0% 4 12,5% 2 18,8% 3 18,8% 3 6,3% 1 18,8% 3
10 20
□ До 50 млн р.
□ 500-1000 млн р.
30 40 50 60 □ 50-100 млн р. ■ 1000-2000 млн р.
70 80 90 100
□ 100-500 млн р. ■ Более 2000 млн р.
Рис. 8. Структура технопарков Свердловской области по годовому объему продукции, реализованной предприятиями-резидентами [4]
На рис. 8 видно, что в 2013 г. увеличилось количество технопарков, реализующих продукцию на сумму до 50 млн р. (что связано с организацией новых технопарков), а также технопарков с объемом реализуемой продукции более 2000 млн р. Удельный вес остальных групп уменьшился. Сопоставление показателей объема реализованной продукции с показателями площади технопарка, количества резидентов и созданных рабочих мест не выявило какой-либо зависимости. В стоимостном выражении совокупный объем продукции, реализованной всеми предприятиями-резидентами всех технопарков, в 2012 г. составил 13,1 млрд р., в 2013 г. - 14,2 млрд р.
Оценка доли инновационных товаров и услуг в общем объеме реализованных резидентами в 2011-2013 гг. показала, что лишь у незначительной части технопарков (около 10%) доля инновационной продукции составила более 80% от общего объема товаров и услуг (рис. 9).
100' 80 60 40 20 0
1
3
4
1
2011 2012 10-20% ■ 21-40% □ 41-60%
161-80%
2013 ■ 81-100%
Рис. 9. Структура технопарков Свердловской области по доле инновационных товаров и услуг [4]
Как видно из рис. 9, в 2011-2013 гг. преобладали технопарки, резидентами которых было реализовано инновационной продукции от 41 до 60%: в 2011 г. - 44%; в 2012 г. -57%; в 2013 г. - 44%. Небольшую долю (от 7 до 12%) составляют технопарки, в рамках которых за исследуемый период было реализовано до 20% инновационной продукции. Анализ также показал, что во всех группах технопарков (по доле инновационной продукции) есть как существующие более 5 лет, так и вновь образованные.
Важным показателем, характеризующим инновационную активность технопарко-вых структур, является количество научно-технических разработок, промышленных образцов, полученных патентов [9]. На рис. 10 представлена динамика данных показателей.
70 60 50 40 30 20 10 0
71
73
26
52 44
34 34
18
14
II I
Патенты
Научно-технические Промышленные образцы разработки
■ 2010 □ 2011 И2012 ■ 2013 Рис. 10. Динамика инновационной активности в технопарках Свердловской области, ед. [4]
Как видно из рис. 10, в динамике показателей прослеживается общая тенденция снижения в 2011 г. количества научно-технических разработок, промышленных образцов и патентов. Если соотнести данный график с рис. 6 и 7, то заметно идентичное снижение объемов финансирования технопарков в этот период. В последующие 20122013 гг. наблюдается рост общего количества разработок и образцов. По количеству полученных технопарками патентов ситуация иная: в 2010-2013 гг. рост количества патентов чередуется со снижением.
В настоящее время в условиях активного развития информационных технологий большое значение имеет наличие официального сайта технопарка, на котором размещена информация о его деятельности, условиях для резидентов и другие данные. Контент-анализ наличия сайтов технопарков Свердловской области выявил следующее. Из 16 технопарков у 9 есть свои сайты, из них только 3 являются, на наш взгляд,
2
3
2
3
8
7
информативными (Уральский лесной технопарк, Химпарк Тагил, Технопарк в сфере высоких технологий «Университетский»), 5 сайтов не оптимизированы для поисковых систем (технопарки «Аверон», «Академический», «Университетский», «Торгмаш», «Авиценна»), 2 сайта не работают (технопарки «Торгмаш», «Авиценна»), по сайту одного технопарка невозможно определить, что это именно технопарк («Аверон»). Складывается общая картина, что продвижение технопарков в Интернете недостаточно активное. В такой ситуации инноваторам, инновационным компаниям и другим заинтересованным лицам сложно реализовать свой потенциал.
Таким образом, оценка динамики развития технопарков Свердловской области позволила нам сделать следующие выводы:
• технопарки продолжают развиваться и функционировать, организуются новые технопарки;
• технопарки сконцентрированы преимущественно на территории Екатеринбурга, что связано с более развитой инфраструктурой и большей инвестиционной привлекательностью столицы региона по сравнению с другими населенными пунктами области;
• технопарки имеют преимущественно промышленную направленность хозяйственной деятельности;
• основными источниками финансирования деятельности управляющих компаний технопарков являются негосударственные средства, главным образом частный капитал, заемные средства, собственная прибыль;
• основными источниками финансирования деятельности организаций-резидентов являются региональный бюджет и госзаказы;
• совокупный объем реализованной резидентами технопарков продукции в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличился на 8,4%, составив 14,2 млрд р.;
• количество технопарков, выпускающих более 80% инновационной продукции от общего объема, составляет около 10%;
• ежегодно увеличивается количество научно-технических разработок, промышленных образцов;
• в сети Интернет официальные источники информации о деятельности технопарков Свердловской области представлены слабо;
• информационная поддержка технопарков государственными органами власти и органами власти Свердловской области недостаточна;
• объемы государственного финансирования технопарков сокращаются.
Резюмируя, можно отметить, что Свердловская область обладает мощным промышленным потенциалом и является перспективной территорией инновационного развития Уральского региона и страны. Функционирование технопарков на территории области в 2010-2013 гг. характеризуется положительной динамикой, но темпы развития невысоки. В настоящее время, в условиях применения европейских и американских санкций к России, технопарковые структуры станут играть еще более важную роль в становлении инновационной, независимой экономики, однако несмотря на это, по нашему мнению, возможно замедление темпов развития технопарковых структур в связи со снижением объемов государственного финансирования, перенаправлением его на поддержку других отраслей национальной экономики.
Источники
1. Информационный портал «Деловой Квартал». Режим доступа: ЬИр://екЬ. dk.ru/news/sverdlovskaya-oblast-peremestilas-na-7-pozicij-v-innovacionnom-rejtinge-ге§юпоу-236873341.
2. Ляшенко Е. А. Методологические подходы к понятию «технопарковая структура» // Управленец. 2013. № 5 (45).
3. Закон Свердловской области «О технопарках в Свердловской области». Режим доступа: http://base.consultant.ru/.
4. Статистические данные Министерства промышленности и науки Свердловской области. Режим доступа: http://mpr.midural.ru/.
5. Ассоциация технопарков Свердловской области. Режим доступа: http://at-so.ru/.
6. Свердловская область. Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/technopark/ part5/.
7. Ассоциация инновационных регионов России. Режим доступа: ://"№. i-regions.org/.
8. Технопарки - «Екатеринбургский фонд поддержки предпринимательства». Режим доступа: http://ekbiznes.ru/tehnoparki/.
9. Дармилова Ж. Д. Инновационный менеджмент. М. : Дашков и Ко, 2013.