Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ДЕФОРМАТИВНОСТИ ОДНОПОЯСНОГО ВАНТОВОГО ПОКРЫТИЯ'

ОЦЕНКА ДЕФОРМАТИВНОСТИ ОДНОПОЯСНОГО ВАНТОВОГО ПОКРЫТИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДНОПОЯСНОЕ ВАНТОВОЕ ПОКРЫТИЕ / ДЕФОРМАТИВНОСТЬ / КИНЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ВАНТОВОГО ПОКРЫТИЯ / АНАЛИЗ / НОРМАТИВНАЯ НАГРУЗКА / ПОСТОЯННАЯ НАГРУЗКА / СНЕГОВАЯ НАГРУЗКА / ВЕРТИКАЛЬНЫЕ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ / ПРОГИБ / SINGLEBELT CABLESTAYED FLOORING / DEFORMABILITY / KINEMATIC DISPLACEMENT OF THE CABLE-STAYED COATING / ANALYSIS / STANDARD LOAD / CONSTANT LOAD / SNOW LOAD / VERTICAL AND HORIZONTAL MOVEMENTS / DEFLECTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Нахмеджанов А. М.

В статье рассмотрена деформативность однопоясного вантового покрытия в зависимости от вида загружения. Описаны особенности определения вертикальных и горизонтальных перемещений, приведены расчетные схемывант для различных вариантов загружения, мозаики вертикальных и горизонтальных перемещений, полученные в программном комплексе «ЛИРА-САПР», аналитически определены перемещения в характерных сечениях ванты. Выполнено сравнение полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF DEFORMABILITY OF SINGLE-CAPTIVE SWEET COATING

The article discusses the deformability of a singlebelt cablestayed coating, depending on the type of loading. The features of the definition of vertical and horizontal displacements are described, the design schemes for various loading options are given, the mosaic of vertical and horizontal displacements obtained in the LIRA-SAPR software package, the displacements in characteristic cable sections are analytically determined. Comparison of the results is obtained.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ДЕФОРМАТИВНОСТИ ОДНОПОЯСНОГО ВАНТОВОГО ПОКРЫТИЯ»

УДК [624.07:69.07]:004.4

Нахмеджанов А.М., магистрант, направление подготовки 08.04.01. Строительство, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: nakhmedzhanov95@mail.ru

Научный руководитель: Никулина О.В., канд. техн. наук, доцент кафедры строительных конструкций, Оренбургский государственный университет, Оренбург

ОЦЕНКА ДЕФОРМАТИВНОСТИ ОДНОПОЯСНОГО ВАНТОВОГО ПОКРЫТИЯ

В статье рассмотрена деформативность однопоясного вантового покрытия в зависимости от вида загружения. Описаны особенности определения вертикальных и горизонтальных перемещений, приведены расчетные схемывант для различных вариантов загружения, мозаики вертикальных и горизонтальных перемещений, полученные в программном комплексе «ЛИРА-САПР», аналитически определены перемещения в характерных сечениях ванты. Выполнено сравнение полученных результатов.

Ключевые слова: однопоясное вантовое покрытие, деформативность, кинематические перемещения вантового покрытия, анализ, нормативная нагрузка, постоянная нагрузка, снеговая нагрузка, вертикальные и горизонтальные перемещения, прогиб.

На сегодняшний день висячие покрытия приобретают все большее распространение и популярность при проектировании и строительстве зданий, в которых требуются большие помещения без промежуточных опор, таких как стадионы, концертные залы, различные павильоны и т. д. Висячие покрытия обладают рядом преимуществ: практически полностью реализуется несущая способность вант, малый вес конструкции, удобная транспортабельность, надежность в эксплуатации. Однако у висячих конструкций имеется достаточно значительный недостаток - повышенная деформативность. Для изучения вопроса деформативности висячих покрытий был произведен расчет однопоясного ван-тового покрытия.

Объектом исследования является торговый комплекс для осуществления торговли продовольственными товарами в городе Уфа. Здание комплекса

относится ко II классу сооружений и II степени огнестойкости в соответствии с существующими нормами [1]. Общая вместимость торгового комплекса составляет 1500 торговых мест, размеры в плане 105х54м.

Покрытие здания однопоясное вантовое с параллельным расположением вант из стальных канатов двойной свивки типа ЛК-РО по ГОСТ 7669-80[2] пролетом 52 м, по которым уложены железобетонные ребристые плиты, утеплитель из минераловатных плит толщиной t = 150 мм, цементная стяжка толщиной t = 30 мм, битумно-по-лимерный рулонный ковер. Конструкция каната: 6-36(1+7+7/7+14)+7-7(1+6) диаметром 61,5 мм, площадью сечения А = 2058,71 мм2. Шаг вант составляет 2 м.

Поперечный разрез здания приведен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Поперечный разрез исследуемого объекта

Сбор постоянной нагрузки от веса 1 м2 покрытия для определения усилий в несущих вантах представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Сбор постоянной нагрузки на 1 м2 покрытия

Наименование нагрузки а , кПа У/ а, кПа

1 2 3 4

Битумно-полимерный рулонный гидроизоляционный материал t = 3 мм, удельный вес 3,5 кг/м3 0,035 1,3 0,0455

Цементная стяжка t = 30 мм 0,42 1,1 0,462

Утеплитель минераловатная плита р = 60 кг/м3, t = 150 мм 0,09 1,2 0,108

Пароизоляция «Ондутис А100» р = 50 кг/м3, t = 2 мм 0,01 1,2 0,02

Ж/б ребристая плита, приведенная толщина t = 50 мм 1,25 1,1 1,375

Стальные канаты 0,1 1,05 0,105

Всего 1,905 2,12

Нормативная погонная нагрузка на ванту определяется по формуле

q :

1,905 2 = 3,81 кН/м,

(1)

где

а - шаг вант, равный 2 м.

Снеговая нагрузка на 1 м2 покрытия определяется согласно пункту 10.1 и приложению Б.10 СП20.13330.2016 «Нагрузки и воздействия» [3].

Нормативное значение погонной снеговой нагрузки на горизонтальную проекцию вант определяется по формуле

= с • с • ц • S • а,

в ¡г g '

(2)

где

с -коэффициент, учитывающий снос снега с покрытий зданий под действием ветра или иных факторов, принимаемый равным 1;

с - термический коэффициент, принимаемый равным 1;

ц - коэффициент перехода от веса снегового покрова земли к снеговой нагрузке на покрытие, для максимального угла наклона оси ванты к горизонту 14 градусов, принимаемый равным 1;

5 - нормативное значение веса снегового покрова на 1 м2 горизонтальной поверхности земли, принимаемое для города Уфа, расположенного в V снеговом районе, 2,5 кПа;

5 = 1 ■ 1 ■ 1 ■ 2,5 ■ 2 = 5 кН/м,

Оценка деформативности однопоясной ванто-вой системы выполняется для двух случаев загру-жения снеговой нагрузкой:

- равномерная снеговая нагрузка на всем пролете;

- снеговая нагрузка на половине пролета.

Расчетная схема однопоясной вантовой системы

при равномерной снеговой нагрузке на всем пролете представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Расчетная схема однопоясного вантового покрытия при симметричной снеговой нагрузке

Проверим жесткость несущей ванты для случая всем пролете. Условие обеспечения жесткости кон-ее загружения равномерной снеговой нагрузкой на струкции записывается в виде

а • а

1п

I 200'

(3) X

где

А/- приращение стрелки провисания, определяемое по формуле

3 1,0242

0,05 • 5200"

128 3502 1,47 • 104 • 20,5871

= 24,24 =242,2

Af 24,24

1 1

-<-

I 5200 214,52 200

лг 3 / 5 • I2

128 /2 Е • А,

(4)

где

Е - модуль упругости стального каната, принимается 1,47 ■ 104 кН/см2;

Л - отношение длины ванты к пролету, определяемое по формуле

16 3 5 2

и = 1 +16 • /2 / (3 • I)2 = 1 + 16 ^ = 1,024

Условие выполняется. Жесткость несущих вант обеспечена.

Рассмотрим вариант при несимметричном за-гружении вантового покрытия.

При оценке деформативности покрытия при несимметричном загружении в расчетной схеме кроме односторонней снеговой нагрузки прикладывается постоянная нормативная нагрузка.

Расчетная схема однопоясной вантовой системы при несимметричном загружении представлена на рисунке 3.

5=5кН/м

......

д=3,81 кН/м

С5

О

п-1

II

1— е Р - - ее-'

Г4 <

1=52000

Рисунок 3 - Расчетная схема однопоясной вантовой системы при несимметричномзагружении

Значение 3 для незнгруженннй части

Вертикальные перемещения в четвертях пролч та определяются по формуле [4]

Л 3 5 • I2 Лу = —Уо ±

64 • Я,

(5) Уо =

где

Н - распор ванты, кН;

у0 - определяется по формуле

уо=¥ ±

32 • (1 + у + — V) 16

(6)

где

у - отношение постоянной нагрузки к временной.

5 5 1 31

У =— = ~ „■.= 1,31.

д 3,81

0,^424

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,312. (з,5_ 0^

а 2 '

32 - (1 +1,31 + — -1,312)

а 16

= 0,3) 8 =Р Н .

Распор в взттл Нн опредтл^е^з^я по формуле

Не=-

г-1ч

I -

ОР^Р

16

з,т -

0,4343

3,81-Т4ч 8 Т • 1,314 ,. _ „- тт • еО1 + 1,31+-е-= 633,01кН.

16

Определим значение приращения прогиба на за-груженнойчрсти

Значение у0 для загруженной части

1 312 (35 _ 0,2424,

0 2424 1,31 '(3, 5 2 '

у0 = +-5Л-= 0,185 =185

2 32 ■ (1 +1,31 + — -1,31)

16

Ау = 3 • 0,18Т = Т-Т)Г— = 0,367м=467мм. ' зз ' 63 • 633,01

Определим значение приращения прогиба

нанезагруженнои части

Ау = -■ 0,185 -

5 ■ 522

64 643,01

= -0,19м= - 190мм.

Горизонтальное перемещение в середине проле-за еррре несимметричном зш^жеиииконсфурщч огфечагаетеяпа фортуле

Аг =

24 ■ Я,

■I =

5 ■ 52-3,5 24 643,01

=0,059м=59мм.

Как показывают результаты аналитических расчетов, определяющим оказался не упругий прогиб в середине пролета при симметричной нагрузке, а вертикальное кинематическое перемещение в четверти пролета от несимметричного загружения снеговой нагрузкой на половине пролета. ефиаРассчитаем данную конструкцию при симметричном и несимметричном загружении в программном комплексе «ЛИРА-САПР». Мозаика вертикальных перемещений, полученная в программном комплексе, представлена на рисунке 4.

а)

б)

(13,89;-2,74)

-г.

522,71 мм - значение перемещения;

(х; z) - исходные координаты рассматриваемой точки, м:

а) симметричное загружение; б) несимметричное загружение

Рисунок 4 - Мозаика вертикальных перемещений при различных вариантах загружения вантовой конструкции

При симметричном загружении ванты нормативной снеговой нагрузкой в программном комплексе максимальное вертикальное перемещение

в середине пролета составляет 213 мм. При несимметричном загружении ванты снеговой нагрузкой с учетом постоянной нормативной нагрузки

в нагруженной части вертикальное перемещение в четверти пролета составляет 522,71 мм, на незагруженной части перемещение с отрицательным знаком, что означает подъем системы, составляет -210,77 мм. Максимальный прогиб ванты составля-

ет 527,66 мм для сечения на расстоянии 13,89 м от левой опоры.

Мозаика горизонтальных перемещений, полученная в программном комплексе, представлена на рисунке 5.

а)

б)

103,5 мм - значение перемещения;

(х; z) - исходные координаты рассматриваемой точки, м.

а) симметричное загружение; б) несимметричное загружение

Рисунок 5 - Мозаика горизонтальных перемещений при различных вариантах загружения вантовой конструкции

Максимальное горизонтальное перемещение при симметричном загружении ванты нормативной снеговой нагрузкой составило 16,63 мм, данная точка находится на расстоянии 9,88 м от левой опоры. При несимметричном загружении временной нагрузкой с учетом постоянной нормативной нагрузки максимальное горизонтальное перемещение составило 103,5 мм для сечения, расположенного на расстоянии 11,88 м от опоры на загруженной части. В середине пролета горизонтальное переме-

щение от несимметричного загружения составило 70,73 мм.

Графики изменения величины перемещений для обоих видов загружения представлены на рисунке 6.

Для определения максимальных значений вертикальных и горизонтальных перемещений вант только от несимметричной временной нормативной нагрузки вычисляем дополнительно перемещения от постоянной нормативной нагрузки, мозаики которых представлены на рисунке 7.

а)

б)

а) вертикальные перемещения; б) горизонтальные перемещения

Рисунок 6 - Графики изменения величины перемещения в зависимости от удаления от левой опоры от действия временной нагрузки

а)

б)

где

12,74 мм - значение перемещения;

(х; z) - исходные координаты рассматриваемой точки, м.

а) симметричное загружение; б) несимметричное загружение

Рисунок 7 - Мозаики перемещений ванты от нормативной постоянной нагрузки

Для определешм максимальных вертикальных перемещений при несимметричном занружении снеговой нагрузки принимается тачкв с ноорднна-тами (13,88; - 2,61), т. к. данной точке соонвечсвву-ет максимальное вертикальное переме ние ванты по результатамдрсчета в пртпхрлимм компчкнсе.

максималмлоо ка-ратдлтальрого перемещения от несимаеорнчного снегового загружения принимается точка с ооьрди-натами (12,88; - 2,47), т. к. данной чччие соотвеоса-вует максимальное горизонтальное персмещьние по результатах латмеаа в; пкогнклмис)м чо!^пнч1сне «ЛИРА-САПР». Для определенив мапромалнного вертикального перемещения от неаиммояричной временной нагрузки по результатум онооноооо-ского расчета принимается точка випоодинаташ-(12,89; - 2,61), которая соответствует токке четверти пролета нагруженной части ванты, рекомендованной для определения перемещения аналитическим споснбом.

Тмшк оТрхьол» махдимальчое вертилолвоан нтр ремещьниеь ^з^ес кт(^б^0Р^;^т^]^и(1а,НЛ; - 2,61) оо нормативного значения несимметричной снеговой

нагруеюи по ^з^ооатам русчета гомнлвкрр ЛH[HA-C:ИПP:

3РгГт1аз1 = 027»б -о 1—4,-3 о 3НЗ,0Вжж.

Р4т1^а1Л0г^чв малббмрлзрее роризонт,ьл1>^^ пм {)Д]^ел^еич«р н рзле сх^очдчнк^нргчр^(1З,8X; н ДОК) от ноомаононосо наор|р,31ы:

Дгтах = 103,5 -12,74 = ИО^ьь.

Максимальное вертикальное перемещение ^увне с уооонинаоенв (С2,В0; -2,61)пвнopмaтиено-гоенеченно нсcиммстpиь20йвнeр0внй ннфузуч по рeвoретатвн аналитического расчета:

л^ =4ба -е28,о = :ооо,^м(^.

^авлим ^качвх[р;р пакамвьров даМормааквне-счи нвлyнонныe нтдодтичд1у^м споссПхм,

с результатами расчета в программном комплексе ЛИРА-САПР в табличной форме.

Таблица 2 - Сравнение результатов аналитического расчета с результатами, полученными в программно) кятмкексе «ЛШ^-САПР»

Щрлумакир, »» Щиххчждрнлр -рлулакиток, %

Влд дрнрлмщрнля ьЬнимлклтрхплй Нихтрк ПК «ЛИРА-САПР»

1 2 3 4

Симметричное загружение

Врртлпиманчр дрнрдрщрнлр к хр-рдснр днчмрки 242,4 213 13,8

Ак. 1 - 1

1 214,52 244,17

Несимметричное загружение

Врртлпиманчр дрнрдрщрнлр к трккрртл днчмрки к 338,2 393,53 16,36

ниднужрннчи тихкл

Ак. 1 1 1 16,36

1 157,76 172,14

Гч-лланриманар дрнрдрщрнлр к хрнрдлнр днчмрки 59 70,73 19,88

В результате вычислений и сравнения полученных значений было выявлено следующее:

- при симметричном загружении покрытия нормативной снеговой нагрузкой вертикальные перемещения, полученные аналитическим расчетом, превышают значения перемещений, определенных в программном комплексе ЛИРА-САПР,на 13,8%;

- при несимметричном загружении покрытия нормативной снеговой нагрузкой максимальное значение вертикального перемещения по результа-

там расчета в программном комплексе превышает значение перемещения, полученного аналитически на 16,36%, причем в обоих случаях относительный прогиб превышает рекомендуемое предельное значение в 1/200 пролета;

- наибольшие горизонтальные перемещения вант при несимметричном загружении покрытия нормативной снеговой нагрузкой, определенные в программном комплексе, превышают аналитические значения в 1,2 раза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

- оценку деформативности вантового покрытия при действии несимметричной снеговой нагрузки следует выполнять с использованием программных комплексов, учитывающих геометрическую нелинейность конструкции, так как определение максимальных перемещений по аналитическим выражениям [4] приводит к заниженным результатам;

- однопоясное вантовое покрытие при работе на несимметричные временные нагрузки обладает повышенной деформативностью, следствием которой может явиться повреждение элементов кровельного ограждения, и требует дополнительных мер по его стабилизации, к которым можно отнести включение в работу железобетонной предварительно напряженной оболочки или устройство двух поясного покрытия с несущими и стабилизирующими вантами [5].

Литература

1. ГОСТ 7669-80* Канат двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6х36(1+7+7/7+14)+7х7(1+6) /. -М., 1980. - 11 с.

2. Рекомендации по проектированию висячих конструкций / ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко. - М., 1973, - 177 с.

3. СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты. - М., 2012, - 41с.

4. СП 20.13330.2016 Нагрузки и воздействия / Минрегион России.- М.: Минрегион России, 2016. -136 с.

5. Трущев, А. Г. Пространственные металлические конструкции / Стройиздат, - М., 1983. - 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.