DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.63.070 Мамаева В.Е.
ORCID: 0000-0003-1477-2899, Кандидат экономических наук, Марийский государственный университет
ОЦЕНКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ ИНТЕГИРОВАННЫХ
СТРУКТУР
Аннотация
Приведен индекс человеческого развития (ИЧР) в России, Приволжском федеральном округе (ПФО), Республике Марий Эл. Построена многофакторная регрессионная модель с учетом факторов, влияющих на ИЧР ПФО. Рассчитан интегральный показатель человеческого потенциала Республики Марий Эл (ИПЧПР), с учетом развития интегрированных структур. Результаты исследований показали, что инвестируя в образование, мы повышаем уровень развития науки, которая, в конечном счете, влияет на эффективность производства, которое увеличивает валовой региональный продукт. В этом проявляется эффект интеграции образования, науки и производства.
Ключевые слова: человеческий потенциал, интегрированные структуры, Приволжский федеральный округ, Республика Марий Эл.
Mamaeva V.E.
ORCID: 0000-0003-1477-2899, PhD in Economics, Mari State University
EVALUATION OF HUMAN POTENTIAL OF THE REGION WITH REGARD TO THE DEVELOPMENT
OF INTEGRATED STRUCTURES
Abstract
The Human Development Index (HDI) in Russia, the Volga Federal District (VFD), the Republic of Mari El, is presented in the article. A multi-factorial regression model is constructed taking into account the factors affecting the HDI of the VFD. The integral indicator of the human potential of the Republic of Mari El (IIHPR) is calculated, taking into account the development of integrated structures. The results of the research showed that by means of investing in education, we increase the level of science development, which ultimately affects the efficiency of production and the gross regional product. This is the effect of integrating education, science and production.
Keywords: human potential, integrated structures, Volga Federal District, Republic of Mari El.
В настоящее время существуют различные методы оценки человеческого потенциала, предложенные как отечественными, так и зарубежными учеными [9, С. 318]. Но, несмотря на большое количество трудов, которые посвящены данной проблеме, оценка человеческого потенциала региона с учетом развития интегрированных структур изучена еще недостаточно, поэтому требует дальнейших исследований.
Развитие человеческого потенциала возможно за счет повышения конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов российской экономики, а также улучшения качества социальной среды и условий жизни людей [2]. На наш взгляд, системные преобразования данных направлений можно достичь благодаря эффективному и конкурентоспособному функционированию интегрированных структур, а также интеграции образования, науки и производства.
Рассмотрим индекс человеческого развития (ИЧР) в России с учетом региональных различий, который приводится в Докладе о человеческом развитии в Российской Федерации [1, С. 285]. Для оценки ИЧР использовались следующие составляющие (ресурсы человеческого развития): индекс дохода, индекс долголетия, индекс образования. Чем выше данные индексы, тем больше возможности для реализации потенциала человека. Так, в России ИЧР в 2014 г. составил 0,874 (50 место в мире): индекс дохода 0,924, индекс долголетия - 0,766, индекс образования - 0,933. В России ИЧР в 2015 г. - 0,804 - высокий ИЧР - 49 место среди 188 стран, для сравнения ИЧР Норвегии (1 место) в 2015 г. - 0,949.
В России среди федеральных округов на 1 месте по ИЧР Центральный федеральный округ (ЦФО) с ИЧР равным 0,882, в свою очередь, в Приволжском федеральном округе (ПФО) ИЧР в среднем составил 0,860, 4 место по ИЧР среди федеральных округов РФ.
Среди субъектов ПФО 1 место по ИЧП занимает Республика Татарстан (с диверсифицированной экономикой) -0,894, 2 место - Оренбургская область (аграрно-промышленный регион) - 0,866, 3 место - Самарская область (с диверсифицированной экономикой) - 0,865, 4 место - Пермский край (регион с опорой на добывающую промышленность) - 0,863. В среднем по развитым регионам ПФО ИЧП составляет - 0,8662, по среднеразвитым -0,848.
Так, в Республике Марий Эл ИЧР составил 0,835 (60 место в России): индекс дохода - 0,837, индекс долголетия -0,740, индекс образования - 0,929. Республика Марий Эл занимает по ИЧР 14 место из субъектов ПФО, по индексу образования - 13 место, опережая Пензенскую область, по доли учащихся в возрасте от 7 до 24 лет - 12 место, опережая Пензенскую область и Республику Башкортостан [1, С. 285].
С другой стороны, для реализации потенциала человека необходимы инвестиции всех субъектов экономики в его развитие. Так, для превращения человеческого потенциала в человеческий капитал, который является источником дохода человека и общества в целом, необходимо создавать максимально благоприятные условия, в том числе должен быть достаточный уровень государственных расходов (инвестиций) в социальную сферу, который сопровождается справедливым распределением ресурсов между всеми субъектами в экономике региона.
Рассмотрев структуру расходов консолидированных бюджетов субъектов ПФО на образование, здравоохранение, социальную политику за 2013-2015 гг. можно сделать вывод о том, что ИЧР выше в тех субъектах ПФО, где доля расходов на социальную сферу в общей структуре расходов выше, по сравнению с другими субъектами. Так,
Республика Татарстан в рейтинге по ИЧР в 2014 г. среди субъектов ПФО занимала 1 место, доля расходов на образование составляла 31,97 %, здравоохранение - 12,17 %, социальную политику - 10,44 %, или 54,57 % (128042,5 млн. руб.) от всех расходов республики (234626,1 млн. руб.), Оренбургская область (2 место по ИЧР по ПФО) - 66,38 % составляла доля расходов на образование, здравоохранение, социальную политику (61731,6 млн. руб.) от всех расходов консолидированного бюджета (92993,5 млн. руб.). Тогда, как в Республике Марий Эл (14 место по ИЧР среди субъектов ПФО) расходы на образование, здравоохранение и социальную политику составили 52,9 % (15054,2 млн. руб.) от всех расходов консолидированного бюджета (28459 млн. руб.).
С учетом структуры расходов консолидированных бюджетов субъектов ПФО на образование, здравоохранение, социальную политику в 2013-2015 гг. построим регрессионную модель, в которой проверим наше предположение о том, что ИЧР зависит от государственных расходов на социальную сферу.
В результате проведенного регрессионного анализа, ИЧР (у) в субъектах ПФО зависит только на 17,15 % от факторов, учтенных в регрессионной модели:
y = 0,8144 + 0,1665 x1 - 0,0304 x2 - 0,0870 x3 + 0,1573 х4, где х1 - доля расходов на образование, х2 - доля расходов на здравоохранение, х3 - доля расходов на социальную политику,
х4 - доля расходов на культуру, кинематографию, физическую культуру и спорт, средства массовой информации. R = 41,41 %, R2 = 17,15 %.
Если в данную регрессионную модель включить долю расходов на национальную экономику, то ИЧР (у) зависит на 62,55 % от данных факторов:
y = 0,4669 + 0,4551 x1 + 0,2971 x2 + 0,4713 x3 + 0,3622 х4 + 0,6439х5, R = 79,09 %, R2 = 62,55 %.
Существуют и другие факторы, которые влияют на человеческий потенциал. Рассмотрим некоторые из них, для этого проведем оценку человеческого потенциала по методике комплексной оценки человеческого потенциала региона Чучулиной Е.В. [10, С. 12]. Рассчитаем интегральный показатель человеческого потенциала Республики Марий Эл (ИПЧПР) в 2013-2015 гг., с учетом развития интегрированных структур региона.
ИПЧПР по Республике Марий Эл в 2013 году составил 0,2046, 2014 году - 0,2023, в 2015 году - 0,2022. Данный показатель (ИПЧПР) является многофакторным, так как включает в себя составляющие показатели запаса, потока, инвестиций и качества человеческого потенциала в регионе[10, С. 12], а также развитие и функционирование интегрированных структур. Данный показатель отражает как экономическую, так и социальную стороны развития региона.
В 2015 г. ИПЧПР составил 0,2022, по сравнению с 2013 г. сократился на 0,0024 или 1,17%, это связано с тем, что сократились его составляющие: число родившихся в регионе за год в 2015 г. по сравнению с 2013 г. сократилось на 1,71 %, число студентов ВПО за год в 2015 г. по сравнению с 2013 г. сократилось на 14,04% или на 3,2 тыс. чел., численность трудовых ресурсов, отвечающих непосредственно за качество трудовых ресурсов в регионе (занятые в сфере образования и здравоохранения) сократилась на 1,7 тыс. чел. или 3,63 %.
Результаты исследований показали, что инвестируя в образование [3, С. 390], мы повышаем уровень развития науки, которая, в конечном счете, влияет на успехи, результаты в производстве, которое увеличивает валовой региональный продукт [5, С. 146]. В этом проявляется эффект интеграции образования, науки и производства [4, С. 189]. Интегрированные структуры имеют конкурентные преимущества перед другими структурами [8, C. 23], так как каждый элемент системы, благодаря синергетическому эффекту получает максимальный результат с минимальными затратами, что характеризуется максимальной отдачей вложенных средств, так как именно в интегрированных структурах сосредотачивается максимальный человеческий потенциал [9, С. 319] с характерными ему качественными и количественными характеристиками.
В создании регионального ВВП большую роль играют интегрированные структуры [6, C. 234]. Локомотивом в этой цепочке являются организации в сфере образования, сельского хозяйства и производства пищевых продуктов, научно-исследовательские организации, которые формируют производственно-образовательный кластер АПК [7, С. 450].
Благодаря развитию человеческого потенциала, непрерывному образованию, а также интегрированным структурам и другим формам хозяйствования, которые позволят максимально использовать имеющиеся ресурсы, можно достичь высокого уровня благосостояния населения региона.
Список литературы / References
1. Бобылев С. Н. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 / С. Н. Бобылев, Л. М. Григорьев. - М. : Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. - 298 с.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. распор. Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 № 1662-р. - Режим доступа: http://www.government.ru (дата обращения: 10.06.2017).
3. Mamaev A. E. Competitive development strategies of the educational institutions of higher education / A. E. Mamaev, M. N. Shvetsov, V. E. Mamaeva, A. V. Lebedev // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - 6 (3).- С. 389-396.
4. Мамаев А. Е. Интеграционные процессы в сфере науки и образования / А. Е. Мамаев // Актуальные проблемы экономики современной России. - 2014. - №1. - С. 189-191.
5. Мамаев А. Е. Проблема импортозамещения в аграрном секторе Республики Марий Эл / А. Е. Мамаев // Актуальные проблемы экономики современной России. - 2016. - № 3. - С. 145-150.
6. Мамаев А. Е. Факторы экономического роста России в современных условиях / А. Е. Мамаев, В. Е. Мамаева // Актуальные проблемы экономики современной России. - 2015. - № 2. - С. 232-236.
7. Мамаев А. Е. Человеческий потенциал интегрированных структур в АПК как фактор социально-экономического развития региона / А. Е. Мамаев // Актуальные вопросы совершенствования технологии производства и переработки продукции сельского хозяйства: Мосоловские чтения. - 2017. - № 19. - С. 450-453.
8. Мамаева В. Е. Роль интегрированных агроформирований в сценариях развития аграрного сектора Республики Марий Эл / В. Е. Мамаева // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2012. - №2 (24). - С. 2124.
9. Mamaeva V. E. The role of human potential of integrated structures in the forecasting of socio-economic development of the region / Viriniya Mamaeva, Albert Mamaev, Evgeny Tsaregorodtsev // Proceedings of SOCIOINT 2017- 4th International Conference on Education, Social Sciences and Humanities 10-12 July 2017- Dubai, UAE. - 317-323.
10. Чучулина Е. В. Человеческий потенциал как ключевой фактор социально-экономического развития региона : автореф. дис. канд. экон. наук : 08.00.05 : защищена 20.01.12 / Чучулина Екатерина Викторовна. - Пермь: ПГНИУ,
2011. - 26 с.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Bobulev S. N. Doklad o chelovecheskom razvitii v Rossiyskoy Federacii za 2016 [Report on Human Development in the Russian Federation in 2016] / S. N. Bobulev, L. M. Grigorev. - M. : Analiticheskiy centr pri Pravitelstve Rossiyskoy Federecii [Analytical center for the Government of the Russian Federation], 2016. - 298 p. [in Russian]
2. Koncepciya dolgosrochnogo socialno-economicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii do 2020 [Concept of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the period until 2020]: utv. rasporyajeniem Pravitelstva Rossiyskoy Federacii ot 17 noyabrya 2008 № 1662-r [approved by the Decree of the Government of the Russian Federation on November 17, 2008 № 1662-p]. ). [Online] Available: http://www.government.ru. [in Russian]
3. Mamaev A. E. Competitive development strategies of the educational institutions of higher education / A. E. Mamaev, M. N. Shvetsov, V. E. Mamaeva, A. V. Lebedev // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - 6 (3).- P. 389-296. [in Italy]
4. Mamaev A. E. Integracionnuie processyi v sfere nauki i obrazovaniya / A. E. Mamaev // Actualnyie problemyi economiki sovremennoy Russii [Actual problems of economy of modern Russia]. - 2014. - №1. - P. 189-191. [in Russian]
5. Mamaev A. E. Problema importozamescheniya v agrarnom sektore Respubliki Many El / A. E. Mamaev // Actualnyie problemyi economiki sovremennoy Russii [Actual problems of economy of modern Russia]. - 2016. - № 3. - С. 145-150. [in Russian]
6. Mamaev A. E. Faktoryi ekonomicheskogo rosta Rossii v sovremennuch usloviyah [Factors of economic growth of Russia in modern conditions] / A. E. Mamaev, V. E. Mamaeva // Actualnyie problemyi economiki sovremennoy Russii [Actual problems of economy of modern Russia].- № 2. - P. 232-236. [in Russian]
7. Mamaev A. E. Chelovecheskiy potencial integrirovannyih struktur v APK kak factor socialno-economicheskogo razvitiya regiona / A. E. Mamaev // Aktualnyie voprosyi sovershenstvovaniya tehnologii proizvodstva i pererabotki produkcii selskogo hozyaystva: Mosolovskie chtenia. 2017. - № 19. - P. 450-453. [in Russian]
8. Mamaeva V. E. Rol integririvannyih struktur agroformirovaniy v scenariyah razvitia agrarnogo sektora Respubliki Mariy El [The role of integrated agroformations in the development of the agrarian sector of Mari El Republic] / V. E. Mamaeva // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Vestnik of Kazan state agrarian university]. -
2012. - №2 (24). - P. 21-24. [in Russian]
9. Mamaeva V. E. The role of human potential of integrated structures in the forecasting of socio-economic development of the region / Viriniya Mamaeva, Albert Mamaev, Evgeny Tsaregorodtsev // Proceedings of SOCIOINT 2017- 4th International Conference on Education, Social Sciences and Humanities 10-12 July 2017- Dubai, UAE. - 317-323. [in UAE]
10. Chuchulina E. V. Chelovecheskiy potencial kak kluchevoy factor socialno-economicheskogo razvitiya regiona : avtoreferat dis.kand.nauk : 08.00.05 / E. V. Chuchulina. - Perm: PGNIU, 2011. 26 p. [in Russian]