Научная статья на тему 'ОЦЕНКА БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ИЗ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ'

ОЦЕНКА БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ИЗ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
209
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern European Researches
Ключевые слова
благополучие / оценка благополучия / дети / замещающая семья / индикаторы благополучия / well-being / well-being assessment / children / substitute family / indicators of well-being

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волченкова Елена Валерьевна, Бельтюкова Оксана Витальевна, Будилова Татьяна Алексеевна

Дети, воспитывающиеся в замещающей семье, входят в категорию социально уязви-мых, поэтому обращение к проблеме оценки их благополучия представляется важным с научно-практической точки зрения. В статье рассматриваются разные подходы к по-ниманию благополучия детей и дается его авторское определение. Установлены пока-затели благополучия ребенка из замещающей семьи. Приведены результаты эмпири-ческого исследования по оценке благополучия детей из замещающих семей в образо-вательном пространстве. Применен подход к оценке с участием детей, для чего ис-пользованы соответствующие методы. По итогам исследования авторами дана оценка благополучия детей из замещающих семей в сфере учебной, внеучебной деятельности и в отношениях с одноклассниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Волченкова Елена Валерьевна, Бельтюкова Оксана Витальевна, Будилова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the well-being of children from substitute families

Children brought up in a substitute family are included in the category of socially vulnerable, therefore, addressing the problem of assessing their well-being is important from a scientific and practical point of view. The article discusses different approaches to understanding the well-being of children and gives its author's definition. Indicators of the well-being of a child from a substitute family have been es-tablished. The results of an empirical study on the assessment of the well-being of children from substitute families in the educational space are presented. An approach to assessment with the participation of chil-dren was applied, for which appropriate methods were used. Based on the results of the study, the authors assessed the well-being of children from substitute families in the field of educational, extracurricular ac-tivities and in relationships with classmates.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ИЗ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ»

ОЦЕНКА БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ИЗ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

Аннотация

Дети, воспитывающиеся в замещающей семье, входят в категорию социально уязвимых, поэтому обращение к проблеме оценки их благополучия представляется важным с научно-практической точки зрения. В статье рассматриваются разные подходы к пониманию благополучия детей и дается его авторское определение. Установлены показатели благополучия ребенка из замещающей семьи. Приведены результаты эмпирического исследования по оценке благополучия детей из замещающих семей в образовательном пространстве. Применен подход к оценке с участием детей, для чего использованы соответствующие методы. По итогам исследования авторами дана оценка благополучия детей из замещающих семей в сфере учебной, внеучебной деятельности и в отношениях с одноклассниками.

Ключевые слова

благополучие, оценка благополучия, дети, замещающая семья, индикаторы благополучия

АВТОРЫ

Волченкова Елена Валерьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и молодежной политики, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Российская Федерация

ыбг1 1176@vyatsu.ru

Бельтюкова Оксана Витальевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Российская Федерация

^г19880@vyatsu .т

Будилова Татьяна Алексеевна,

магистрант факультета истории, политических наук и культурологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Российская Федерация

budilova-98@mail.ru

йй!: 10.24412/2311-8806-2022-4-4-11 Введение

В современном мире особое внимание уделяется изучению вопроса детского благополучия. В зарубежной литературе еще с 1980-х гг. подчеркивалось, что детское благополучие — это многомерный концепт, включающий когнитивное и эмоциональное, физическое и социальное измерения [1]. Имеются различия в индикаторах оценки детского благополучия, разнообразны методы их выявления. Важной задачей является оценка благополучия детей из замещающих семей, поскольку данная категория детей является социально уязвимой и требует отдельного внимания. Оценка благополучия детей из замещающих семей позволит выявить «проблемные точки» и в дальнейшем работать над их устранением.

Методология и результаты исследования

В научной литературе понятие «благополучие» раскрывается через такие научные категории, как «удовлетворенность жизнью», «качество жизни», «уровень жизни», «счастье» [2]. Следует отметить, что благополучие - это абстрактное понятие, которое зависит от внешних и внутренних факторов (от социального статуса, культуры, мировоззрения, религии, жизненного опыта индивида). Также этот термин может рассматриваться как с точки зрения объективных статистических показателей, так и с позиции субъективного отражения в сознании людей. При этом первое и второе может не совпадать между собой, что позволяет говорить о субъективном благополучии [3].

В Конвенции ООН о правах ребенка, благополучие — это реализация прав детей и обеспечение наилучших условий для наиболее полного их развития, которое измеряется с точки зрения положительных и негативных показателей, где первые указывают на благополучие, а вторые — на нарушения прав детей и депривацию.

По мнению ученых, благополучие детей - это понятие мультипликативное, так как не разработана общепринятая система его различных компонентов, не определен стандартный набор согласованных на международном уровне показателей для количественной оценки благополучия [4].

Научные сотрудники НИЦ социологии детства СИ РАН В. А. Одинокова, М. М. Русакова, Н. М. Усачева сформулировали рабочее определение благополучия ребенка. По их мнению, оно определяется как состояние, при котором ребенка не беспокоят симптомы психических и физических расстройств, он обладает навыками и умениями, которыми гордится, удовлетворен своей учебой в школе, удовлетворен общением с друзьями и значимыми взрослыми, имеет как минимум одного взрослого, к которому может обратиться за поддержкой, чувствует себя в безопасности в детском доме и в школе, удовлетворен условиями жизни в детском доме, знает свои права и участвует в принятии решений [5].

Следует отметить, что данное определение опирается на трехуровневую структуру благополучия (индивидуальный уровень, уровень отношений и уровень среды/ресурсов), предложенную исследователями Центра ЮНИСЕФ Инноченти [6]. Так, на уровне личности благополучие рассматривается в четырех областях: физическое здоровье и безопасность; познавательное развитие и образование; социальное развитие и поведение; субъективное благополучие. На уровне отношений и уровне среды индикаторы локализованы в следующих областях: семья, сверстники, школа, общество, макросистема. Средовые (ресурсные) показатели — это контекстные переменные, связанные в том числе с материальным благосостоянием, влияющие на благополучие детей [7].

Фонд детского развития (США) в 2004 году впервые в мире разработал и опубликовал Индекс детского благополучия (Child Well-being Index), включающий семь основных показателей: 1) материальное благополучие семьи; 2) состояние здоровья ребенка; 3) образовательные достижения; 4) взаимоотношения ребенка с семьей и сверстниками; 5) эмоциональное благополучие; 6) поведение ребенка, в том числе ведущее к снижению уровня безопасности его жизни (употребление наркотиков, алкоголя и т. п.); 7) вовлеченность ребенка в жизнь сообщества (участие в образовательных, экономических и политических институтах) [8].

По схожей системе индикаторов оценивания детского благополучия анализируется ситуация в конкретных странах и для сравнения положения детей в них в настоящее время.

Традиционно благополучие детей рассматривалось через негативные показатели, такие как отставание в развитии, поведенческие отклонения, нарушения прав

(«неблагополучие»). Но актуальные тенденции в сфере изучения благополучия детей связаны с определением «позитивных индикаторов». Так, оценивая и сравнивая благополучие детей в разных странах, Детский фонд ООН ЮНИСЕФ в 2007 году для мониторинга благополучия детей учитывал шесть параметров: материальное благополучие; состояние здоровья и неприкосновенность; образование; отношения в семье и со сверстниками; поведение и риски; субъективное восприятие благополучия самими детьми.

В 2013 году принимались во внимание уже только пять параметров: материальное благополучие; здоровье и безопасность; образование; поведение и риски; условия жизни и среда. При сопоставлении параметров в 2007 и 2013 годах важно отметить, что в 2013 году из международных показателей благополучия детей были исключены показатели оценки субъективного (эмоционального) восприятия ребенка собственной жизни, его отношения в семье и в ближайшем окружении.

При оценке благополучия детей в России, Г. М. Цинченко анализировал следующие показатели: положение семей с детьми, организация системы социальной поддержки семей и детей, политика в сфере здравоохранения детства, качество и доступность образования, участие детей в принятии решений, затрагивающие их интересы. Благополучие детей определяется экономической ситуацией, в которой живут дети, отношениями, складывающимися между ребенком и его сверстниками, возможностями развития детей и правами, которыми они обладают [9].

Ряд зарубежных исследователей считают важным показателем детского благополучия активность участия детей в жизни общества и обеспечение прав детей на охрану и поддержание своего здоровья, что означает возможность детей иметь право быть услышанными и вовлеченными в принятие решений в семье, в школьном сообществе и в целом в обществе по всем вопросам, касающимся их жизни и влияющим на состояние детского благополучия [10]. То есть каждый ребенок, независимо от места и формы проживания (родная или приемная семья, или проживание в государственном интернатном учреждении), знает о своих правах и может их реализовывать и защищать, обращаясь при необходимости к государственным, частным и общественным институтам за помощью и поддержкой [11].

Таким образом, в связи с многогранностью понятия «благополучие ребенка» мы предлагаем определять данный термин как состояние, при котором ребенок чувствует себя безопасно и комфортно в окружающей его действительности, его не беспокоят проблемы со здоровьем (как физическим, так и психическим), он удовлетворен своей учебной деятельностью, взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками, в его жизни присутствует поддержка и любовь значимых людей, реализуется право ребенка быть услышанным и вовлеченным в принятие решений, касающихся его жизни в различных сферах (в семье, школьном сообществе, учебной и внеучебной деятельности, со сверстниками и т.д.).

При оценке благополучия ребенка из замещающей семьи мы ориентируемся на следующие параметры:

1) состояние взаимоотношений ребенка со сверстниками и с другими значимыми взрослыми;

2) сфера учебной деятельности ребенка;

3) сфера внеучебной деятельности ребенка;

4) включенность ребенка в жизнь группы (сообщества);

5) эмоциональное благополучие ребенка;

6) ощущение безопасности в окружающей действительности ребенка.

Для оценки благополучия детей используются разные методы, один из них предполагает участие в ней детей. Оценка с участием ребенка - это подход к оценке, ко-

торый нацелен на активное вовлечение ребенка в процесс принятия решений о планировании и реализации оценки программ, а также разработки плана действий по их улучшению [12]. При организации процесса оценки важно учитывать один из основных принципов - ориентированность на обеспечение интересов ребенка. Поэтому при проведении оценки необходимо принимать во внимание точку зрения ребенка, его желания, убеждения и взгляды.

Существуют разные модели участия детей в оценке. Наиболее продвинутой является модель, когда дети из замещающих семей вовлечены и выполняют все этапы оценки - от постановки задачи до анализа и предоставления результатов оценки.

С функциональной точки зрения, оценка с участием детей может рассматриваться как минимум с трех позиций [13].

1) как инструмент социальных преобразований: в этой модели участники (дети и заинтересованные взрослые) берут на себя ведущую роль по запуску оценки, а оценщик выполняет роль активно вовлеченного консультанта. Участники, в свою очередь, берут на себя ответственность по фасилитации социальных изменений;

2) создание нового практического знания: дети участвуют как источники информации и следуют плану участия, разработанному взрослыми, а оценщики занимают руководящую позицию по запуску, проведению и внедрению изменений;

3) педагогическая технология: в этой парадигме роль оценщика заключается в повышении навыков и потенциала участников оценки, включая детей.

Исследователи выделяют ряд доступных методов вовлечения детей из замещающих семей в исследовательскую деятельность, дружественную детям. Такие методы можно классифицировать на традиционные и инновационные.

Традиционные методы включают интервью, фокус-группы, опросы и т. д. Изначально они были созданы для сбора данных с участием взрослых, а не детей. Традиционные методы могут быть слишком формальными, вызывающими неудобство и непринятие у детей, особенно из легко уязвимых групп, в частности у детей из замещающих семей. Чаще всего традиционные методы конструируются исключительно взрослыми без возможности внесения изменений со стороны ребенка (например, вопросы к интервью). С точки зрения детского развития, процесс детской коммуникации отличается от процесса коммуникации у взрослых. Дети часто используют рисунок, игру, рассказы для выражения своих мыслей. Возраст детей-участников оказывает большое влияние на выбор инструмента. Устойчивость внимания у детей младшего возраста не так развита, как у более старших детей. Соответственно, инструменты для работы с ними должны быть либо игровыми и увлекать ребенка, либо давать возможность оценщикам быстро собрать необходимую информацию.

Традиционные методы считаются наиболее валидными, но не всегда подходящими для детей из уязвимых групп. Часто используются в комбинации с другими методами, в том числе и креативными. В дополнение к опросу могут быть использованы фокус-группы с участием детей, прежде всего для того, что объяснить полученные количественные данные.

В инновационные методы оценки входят такие, как постановочные, визуальные, нарративные, методы с использованием фото- и видеоматериалов, этнографические, метод анализа вторичных данных и комплексный метод [14]. К постановочным методам относится, например, технология социального театра. Дети сами сочиняют сценарии, распределяют роли и проигрывают сюжет. Взрослые участвуют в определении темы для оценки. Применяются данные методы при оценке потребностей детей и ситуаций. Также к постановочным методам можно отнести ролевые игры. Постановочные методы часто используются как альтернатива интервью.

Визуальные методы включают индивидуальные и групповые рисунки, карты местного сообщества, «Карту тела», «Дерево проблем», доски обратной связи. Как

правило, данные методы основаны на идее установления коммуникации с ребенком посредством рисования как выражения мнения через визуальные образы на бумаге.

Нарративные методы: ведение дневников, письма, написание стихотворений, стори-теллинг. Примером нарративной методики может быть протокол детского видения ситуации, стимулирующий написание ребенком рассказа о своей жизни, окружении, предпочтениях и о том, что он понимает под благополучием. По сравнению с другими методами обеспечивает сравнительно быстрый сбор данных, готовых к анализу. При этом анализ полученных данных требует тщательной проработки [15].

Методы с использованием фото- и видео. Детям выдаются фото и видео камеры и представляется около 3-5 вопросов (один в неделю), на которые они должны ответить с помощью создания фото или видео продукта. Каждую неделю проводятся встречи-сессии, в ходе которых дети обсуждают принесённые материалы. Результатом применения данного метода будет являться сбор историй, оценка ситуации, оценка потребностей, видение проблем детьми.

Особое место среди методов сбора информации занимают методы визуальной социологии, в том числе связанные с применением цифровых технологий. Одним из таких методов является создание видеоролика. Дети записывают себя, мир вокруг, моделируют свои собственные истории. Их видео обеспечивает возможность углубленно изучать положение членов сообщества, размышлять об их опыте вместе, анализировать реально существующую ситуацию, определять способы ее изменения на основе вновь полученного знания [16].

Этнографические методы (дети-гиды, дети-наблюдатели) состоят в том, чтобы трансформировать ребенка из транслятора информации в создателя информации. Ребенок выполняет активную роль через презентацию своего мира для взрослых. С помощью применения данного метода возможно определение потребностей и проблем детей, проживающих в замещающих семьях. У взрослых появляется возможность взглянуть на мир глазами ребенка, например, проживающего в замещающей семье [17].

При анализе вторичных данных (совместная интерпретация административных данных, ранжирование, географическое картирование) используются существующие данные исследований, предыдущих оценок, административные данные. Метод ориентирован на включение детей в постановку вопроса на основе имеющихся данных и их анализа для ответа на вопросы. Часто используется в рамках школьного исследовательского кружка для оценки потребности местного сообщества, детей определённой школы, детского дома [18].

Комплексный подход (подход Элисон Кларк «Мозаика») представляет собой адаптируемый набор техник, включая составление фотоальбомов, интервью с воспитателями и родителями, наблюдения и неформальные интервью с детьми, определение их потребностей и проблем. Комплексный подход также можно рассматривать как совокупность всех вышеперечисленных методов, использование которых вкупе поможет создать единую, более полную картину характеристик жизни детей из замещающих семей [19].

При этом процесс оценки должен быть организован таким образом, чтобы дети не потеряли интерес к реализации программы. Для этого нужно дать возможность использовать различные каналы коммуникации.

Нами было проведено эмпирическое исследование «Благополучие учащихся в школе: точка зрения детей из замещающих семей» (январь - июль 2022 года), направленное на оценку благополучия детей из замещающих семей в образовательном пространстве по трем основным фокусам: учебный процесс, внеучебная деятельность, взаимоотношения с одноклассниками [20]. В исследовании приняли участие восемь детей из замещающих семей.

Процесс оценки строился на принципах: открытости; конфиденциальности; кон-текстуальности; фокуса исследования на позитивных изменениях; субъект-субъектного типа взаимодействия; социальную ориентированность.

Процесс оценки благополучия детей из замещающих семей происходил поэтапно:

1 этап. Информационно-организационный: дети из замещающих семей знакомятся с концепцией исследования и на добровольной основе дают информированное согласие на участие в экспериментальном исследовании;

2 этап. Организационно-деятельностный: проведение эмпирического исследования «Благополучие учащихся в школе: точка зрения детей из замещающих семей»;

3 этап. Аналитический: интерпретация полученных в процессе исследования результатов, обсуждение результатов, проведение рефлексии.

В нашем исследовании были использованы следующие методы:

- фотоистории (РИ0^У01'се) - объектное фотографирование: поиск и фотографирование объектов окружающей среды, которые наиболее целостно (с точки зрения ребенка) отражают проблему (трудность), с которой он сталкивается в образовательном учреждении. Метод позволяет собрать информацию об эмоциях и переживаниях ребенка в разных сферах жизнедеятельности в образовательном учреждении;

- шеринг - участник группы придумывает название фотографии и в формате сто-рителлинга раскрывает историю ее появления. Представленные детьми истории обсуждаются, интерпретируются, классифицируются по тематическим фокусам, анализируются способы разрешения проблемных ситуаций, предложенных детьми;

- групповое обсуждение (беседа) - объектное фотографирование помогает модератору группы и детям выстраивать диалог с каждым участником в формате коллективного обсуждения;

- включенное наблюдение модератора - регистрация детских историй по определенным тематикам, участвует в процессе обсуждения, направляет беседу, задает уточняющие вопросы детям;

- рефлексия - поведение итогов, проговаривание детьми о том, что он узнал новое, что ему понравилось / не понравилось обсуждать, менялось ли настроение по ходу проведения занятия, то есть это анализ собственного сознания и деятельности, результатов этой деятельности.

Заключение

В результате проведенного исследования оценки благополучия детей из замещающих семей в образовательном пространстве сделаны следующие выводы.

Благополучие в сфере учебной деятельности.

У детей из замещающих семей нейтральное или равнодушное отношение к школе и школьным предметам, домашнее задание хочется побыстрее закончить; эмоция -«мне все равно» по причине лени и отсутствия мотивации выполнять домашние задания, так как для ребят это является бесполезной тратой времени.

Отношения с педагогами амбивалентные, чаще не дружественные к детям, наблюдается неадекватное вербальное оценочное отношение к детям (оскорбления, ругань). В связи с этим у ученика формируется низкая мотивация к учебному процессу. Дети ценят и уважают доброжелательных и спокойных учителей, к которым можно обратиться за советом и поддержкой, выговориться и быть услышанными. Таким образом, педагог становится значимым взрослым в жизни ребенка. Положительные взаимоотношения с учителями являются залогом качественного обучения детей из замещающей семей.

В связи с тем, что дети из замещающих семей, чаще всего, переводятся в новую школу, то на этапе адаптации в новом коллективе дети испытывают страх, стеснение,

неуверенность. Изолированность от школьной группы сверстников вызывает у детей из замещающих семей негативное отношение к пребыванию в школе и самому учебному процессу.

Благополучие в сфере внеучебной деятельности - характеризуется тем, что большинство детей из замещающих семей свободное время стараются посвятить своим увлечениям и хобби. Благодаря этому подростки отвлекаются от внешнего мира, расслабляются от учебных будней, чувствуют себя спокойнее, заряжаются положительными эмоциями.

Благополучие в сфере взаимоотношений с одноклассниками определяется следующими позициями.

Как правило, ребенок имеет 1-2 друзей в классе, которые помогают ему скрасить «серые» школьные будни. Однако отношения с одноклассниками дети из замещающих семей характеризуют по-разному. Признают, что характер и удовлетворенность взаимодействиями с одноклассниками во многом определяются их собственными проблемами.

Роль детей из замещающих семей в школьных сообществах сверстников, чаще всего, характеризуется пассивностью, то есть дети не идут первыми на контакт, стесняются, боятся. В некоторых случаях становятся изолированными, их исключают из беседы класса.

Ребенок, проживающий в замещающей семье, иногда чувствует себя небезопасно в школьном коллективе. Чаще всего «покушаются» на социальную безопасность ребенка один-два человека из класса. Опасность социального характера выражается в буллинге как физическом (телесные повреждения, повреждение личного имущества), так и психологическом (клевета, слухи, сплетни, игнорирование).

ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ

1. Columbo, S. A. (Eds.). General Well-Being in Adolescents: its Nature and Measurement: PhD thesis / S. A. Co-lumbo // St. Louis University. — 1984.

2. Смолева, Е. О. Удовлетворенность жизнью и уровень счастья: взгляд социолога : монография / Е. О. Смолева, М. В. Морев; под науч. рук. д.э.н. А. А. Шабуновой. — Вологда: ИСЭРТ РАН. — 2016. — 164 с.

3. Бессчетнова, О. С. Благополучие детей как социальная проблема современности / О. С. Бессчетнова // Logos et Praxis. — 2019. — №4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blagopoluchie-detey-kak-sotsialnaya-problema-sovremennosti (дата обращения: 05.11.2022). — Текст: электронный.

4. Курникова, М. В. Социальное самочувствие семьи с ребенком-инвалидом: определение, критерии и индикаторы оценки (теоретическое обоснование проблемы) / М.В. Курникова // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. — 2018. — №4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-samochuvstvie-semi-s-rebenkom-invalidom-opredelenie-kriterii-i-indikatory-otsenki-teoreticheskoe-obosnovanie-problemy (дата обращения: 06.06.2022). — Текст: электронный.

5. Одинокова, В. А. Опыт оценки благополучия детей в учреждениях для детей-сирот/ В. А. Одинокова, М. М.Русакова, Н. М. Усачёва // Мониторинг. — 2017. — №2 (138). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-otsenki-blagopoluchiya-detey-v-uchrezhdeniyah-dlya-detey-sirot (дата обращения: 06.10.2022). — Текст: электронный

6. Lippman, L. H. (Eds.). Positive indicators of child well-being: a conceptual framework, measures, and methodological issues / L. H Lippman, K. A. Moore, H. Mcintosh // Applied Research in Quality of Life. — Vol. 6 (4). — 2011. —Р. 425— 449.

7. Bradshaw, J. (Eds.). An index of child well-being in Europe/ J. Bradshaw, D. Richardson // Child Indicators Research. — 2009. — Vol. 2 (3). — P. 319-351.

8. Ярская-Смирнова, Е. В. Дети в трудной жизненной ситуации: профилактика неблагополучия / Е. В. Ярская-Смирнова, В. К. Антонова // Доклад Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. — М. — 2013. — 72 с.

9. Цинченко, Г. М. Благополучие детей в контексте новых социальных исследований в западных странах /Г. М. Цинченко // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. — 2017. — № 1. — С. 76-88.

10. Boulding, E. (Eds.). Children's Rights and the Wheel of Life / E. Boulding // New Brunswick. —NJ. — USA. — 1979. — P. 89.

11. Кученкова, А. В. Социальное самочувствие и субъективное благополучие: соотношение понятий и способов измерения / А. В. Кученкова // Вестник РГГУ. Философия. Социология. Искусствоведение. — 2016. — № 2(4) — С. 118—127.

12. Alexander, J. (Eds.). Ensuring Quality of Evidence Generated Through Participatory Evaluation in Humanitarian Contexts / J Alexander. & F. Bonino. — 2014. — URL: https://www.alnap.org/pool/files/mn3.pdf (Дата обращения: 10.06.2022). — Текст: электронный.

13. Социальные и психологические характеристики детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: материалы региональных исследований : сборник / под ред. Н. Н. Ершовой, М. Н. Бородатой. — НОУ ЦСПП. — Киров. —2015. — 48 с.

14. Галкина, А. Н. Теоретические основы сценарного подхода к анализу инновационной деятельности / А. Н. Галкина // Экономический анализ: теория и практика. — 2012. — №37. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-stsenarnogo-podhoda-k-analizu-innovatsionnoy-deyatelnosti (дата обращения: 11.10.2022). — Текст: электронный.

15. Калабихина, И. Е. Методические рекомендации по развитию участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы в муниципальных образованиях / И. Е. Калабихина — М.: Фонд под-держки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. — 2014. — 114 с.

16. Нельзин, А. Е. Использование фотои видеотехники в демонстрационном эксперименте / А. Е. Нельзин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. — 2010. — №6. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-fotoi-videotehniki-v-demonstratsionnom-eksperimente (дата обращения: 11.10.2022). — Текст: электронный.

17. Рассадина, М. И. Основы исследовательской деятельности студентов: учеб. пособие / М. И. Рассадина // Департамент культуры адм. Владим. обл., Владим. обл. колледж культуры и искусства. — Владимир: Изд-во ВлГУ. — 2017. — 208 с.

18. Стрельникова, А. В. Вторичные данные как информационный ресурс: специфика и порядок работы/ А. В. Стрельникова // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». — 2010. — №3 (46). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vtorichnye-dannye-kak-informatsionnyy-resurs-spetsifika-i-poryadok-raboty-1 (дата обращения: 11.10.2022). — Текст: электронный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Alison Clark. (Eds.). Listening to Young Children. — 2017. — URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.74a725c2-62af3011-550a9693-74722d776562/https/www.overdrive.com/media/3330769/listening-to-young-children-expanded (дата обращения: 19.10.2022). — Текст: электронный.

20. Волченкова, Е. В. Возможности партисипаторного подхода в оценке благополучия детей из замещающих семей / Е. В. Волченкова, Т. А. Будилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93708/ (дата обращения: 08.11.2022).

Elena V. Volchenkova,

Associate Professor of the Department of Social Work and Youth Policy, Vyatka State University, Kirov, Russian

Federation

usrl 1176@vyatsu.ru

Oksana V. Beltyukova,

Associate Professor of the Department of Psychology, Vyatka State University, Kirov, Russian Federation usrl 9880@vyatsu. ru Tatiana A. Budilova,

Master's student of the Faculty of History, Political Sciences and Cultural Studies, Vyatka State University, Kirov, Russian Federation budilova-98@mail. ru

Assessment of the well-being of children from substitute families

Annotation. Children brought up in a substitute family are included in the category of socially vulnerable, therefore, addressing the problem of assessing their well-being is important from a scientific and practical point of view. The article discusses different approaches to understanding the well-being of children and gives its author's definition. Indicators of the well-being of a child from a substitute family have been established. The results of an empirical study on the assessment of the well-being of children from substitute families in the educational space are presented. An approach to assessment with the participation of children was applied, for which appropriate methods were used. Based on the results of the study, the authors assessed the well-being of children from substitute families in the field of educational, extracurricular activities and in relationships with classmates.

Keywords: well-being, well-being assessment, children, substitute family, indicators of well-being.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.