Научная статья на тему 'Оценка безопасности транспортной инфраструктуры по данным дистанционного зондирования окрестностей атомных электростанций'

Оценка безопасности транспортной инфраструктуры по данным дистанционного зондирования окрестностей атомных электростанций Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
274
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / СРЕДСТВО / СИСТЕМ / METHOD / MEANS / SYSTEMS

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Керимов Рафиг Керим

Применение методов обработки данных дистанционного зондирования Земли и автоматизированного анализа результатов определяет необходимость внедрения эффективных программных средств и более быстродействующих вычислительных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF SAFETY OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE TO REMOTE SENSING DATA ENVIRONS OF NUCLEAR POWER PLANTS

The application of data processing of remote sensing and computer-aided analysis of the need for the introduction of effective software tools and more highspeed computing systems.

Текст научной работы на тему «Оценка безопасности транспортной инфраструктуры по данным дистанционного зондирования окрестностей атомных электростанций»

E-mail: evg8787@mail.ru

44, Nekrasovsky, Taganrog, 347928. Phone: 88634-371-689 УДК 621.324.2

РЖ. Керимов

ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПО ДАННЫМ ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ОКРЕСТНОСТЕЙ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ

Применение методов обработки данных дистанционного зондирования Земли и автоматизированного анализа результатов определяет необходимость внедрения эффективных программных средств и более быстродействующих вычислительных систем.

Метод; средство; систем.

R. K. Kerimov

EVALUATION OF SAFETY OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE TO REMOTE SENSING DATA ENVIRONS OF NUCLEAR POWER PLANTS

The application of data processing of remote sensing and computer-aided analysis of the need for the introduction of effective software tools and more highspeed computing systems.

Method; means; systems.

Разработка алгоритма для прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ЧС) является достаточно актуальным вопросом. В данной работе предлагается применение современных информационных технологий для защиты глобальной транспортной инфраструктуры с прогнозированием ЧС на основе геоинформа-ционных систем (ГИС) [1].

Для исследования выбран Азербайджанский сектор Российско-Азербайджанской глобальной транспортной инфраструктуры, являющийся составной частью транспортной инфраструктуры под названием “Шелковый Путь”.

Азербайджанский сектор глобальной транспортной инфраструктуры включает в себя:

- нефтепровод и газопровод Моздок - Казимагомед, включая насосные станции, компрессорные установки и терминалы;

- железную дорогу, включая вокзалы и станции;

- главные водные артерии: Самур - Апшеронский канал, Шолларский

;

- .

Для моделирования в основном используем дистанционные пространственно-распределенные данные и информационные технологии для оценки уязвимости и экологической / энергетической безопасности Азербайджанского сектора глобальной транспортной инфраструктуры.

В определенном смысле понятие «безопасность глобальной транспортной инфраструктуры» является не совсем корректным, так как в силу случайного

характера природных катаклизмов компоненты транспортной инфраструктуры не могут быть «абсолютно» защищены.

Как правило, безопасность глобальной транспортной инфраструктуры сводится к задаче минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природно.

На рис. 1. Приведен основные результат мониторинга нефтепровода Ба-

-

жодая 2007 года.

Рис.1. Результаты мониторинга нефтепровода Баку-Новороссийск

Одной из основных функциональных задач, решаемых в составе автоматизированной информационной подсистемы, является краткосрочное прогнозирование чрезвычайных ситуаций, оценивание ситуации и идентификация объектов вдоль глобальной транспортной инфраструктуры - это населенные пункты, водные объекты, дороги и т.д.

На рис. 2 представлена схема алгоритма для решения задачи прогнозирования ситуации по ГИС-технологии.

В основу решения задачи прогнозирования ЧС положено использование функциональных зависимостей 0.(к, q)

обработки выборок случайных величин в к-х и д-х временных сечениях (к = 1; И]-; д = к +1; И]-; к < д), а также представление взаимосвязей между значениями ряда в различных временных сечениях [2].

П о с тр О е НЕЕ 1ЯО де ПИ для прогнозирования ЧС

П рогиэзиро е анне ситуации

Об работка аэрокосмических данных

гас

Электронная карта масштаба 1:2000

БД с реальной ситуацией

Определение ^ космических снимков зон пргайдя1щ-п-: к ЧС

Определение местоположения уязвимых объектов (тр^боПрОЕОДОЕ, газопроводов е о до про е о до е , нас е не ННЬЕ-Г пунктов)

Рис. 2. Схема алгоритма прогнозирования чрезвычайной ситуации с применением ГИС-технологий

Прогнозирование ЧС на основе фактических данных, зафиксированных в , . -, , модели взаимосвязи событий в различных временных сечениях.

При оценивании функциональных зависимостей 0.(к, д) приходится сталкиваться с ситуацией, когда априорно неизвестна структура функциональной зависимости 0.(к, д), и объемы выборочных данных являются весьма ог-.

Для оценивания функциональных зависимостей 0.(к, д) целесообразно ,

задаче оценивания функции распределения функции случайного аргумента [3]. При этом законы распределения строятся на основе априорных данных.

, -стей предлагаемым методом определяется качеством оценивания законов распределения случайного аргумента и функции случайного аргумента (законов

).

Выявлено, что оценки параметров распределения, получаемые с помощью информационного метода, являются состоятельными, эффективными и достаточными; оценки плотности распределения являются наиболее вероятными при имеющихся результатах наблюдений; использование унифицированной непараметрической модели позволяет извлекать почти всю информацию о функции распределения, содержащуюся в выборке [4].

С космических снимков высокого разрешения с учетом информативных и априорных данных выделяются уязвимые зоны. Сравнивая результаты обработки на космических снимках методами прогнозирования, получаем эффективный метод прогнозирования ЧС.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Jankowski P. Integrating geographical information systems and muhi-criteria decision making methods. //Journal of Geographic Information Systems. 1995, - № 9, -P.251-260.

2. Гвоздев B.E., Колоденкова АЖ. Непараметрическое оценивание функциональных зависимостей по эмпирическим данным. - М.: Новые технологии, 2005.

- № 8. -С. 12-18.

3. Дружшин ИЛ. Долгосрочный прогноз и информация. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1987. -225 с.

4. Розенберг Г.С., Шитиков В.К., Брусиловский ПМ. Экологическое прогнозирование. - Тольятти, 1994. -182 с.

Керимов Рафиг Керим

Национальная Академия Авиации Азербайджана, Баку E-mail: fredkasimi@mail.ru

370010, Азербайджан, г. Баку, пр. Азадлыг, 20. Тел: 050-5840901

Kerimov Rafig Kerim

National Academy of Aviation Azerbaijan, Baku E-mail: fredkasimi@mail.ru

20 Azadlik, Baku, Azarbejan, 370010. Phone: 050-5840901

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.