Научная статья на тему 'Оценка аэродинамических свойств токоприемника при его проектировании'

Оценка аэродинамических свойств токоприемника при его проектировании Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
94
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОКОПРИЕМНИК / ПОЛОЗ / УГОЛ АТАКИ / РАБОЧАЯ ВЫСОТА / СПЕКТР ОБТЕКАНИЯ / АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / CURRENT COLLECTOR / A RUNNER / ANGLE OF ATTACK / WORKING HEIGHT / A FLOW SPECTRUM / AERODYNAMIC CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Капралова Марина Анатольевна

В рамках проекта «Разработка и организация высокотехнологического производства нового магистрального токоприемника для применения на линиях с модернизированной инфраструктурой системы токосъема», реализуемого при поддержке Министерства образования и науки РФ, в ОмГУПСе создается токоприемник «Аист». В статье приводятся спектры обтекания этого токоприемника воздушным потоком, полученные путем расчета, с использованием которых определены его аэродинамические характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Капралова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF AERODYNAMIC PROPERTIES OF A CURRENT COLLECTOR AT IT IS DESIGNING

Within the limits of the project « Working out and the organization of highly technological manufacture of a new main current collector for application on lines with the modernized infrastructure of system current collection», implemented with the support of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, in OSTU the current collector AIST is created. In article flow spectra by an air stream of this current collector, received by calculation are resulted, using which its aerodynamic characteristics are defined.

Текст научной работы на тему «Оценка аэродинамических свойств токоприемника при его проектировании»

2. Анисимов, А. С. Методы исследования взаимовлияния параметров функционирования тепловоза [Текст] / А. С. Анисимов, В. А. Михеев, Ю. Б. Гришина // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2010. - № 1 (1). - С. 2 - 8.

3. Володин, А. И. Прогрев систем тепловозного дизеля в зимний период [Текст] / А. И. Володин, Р. Ю. Якушин // Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте: Сб. науч. ст. / Московский гос. ун-т путей сообщения. - М., 2000. - С. 56.

4. Балагин, О. В. Математическая модель процесса технической эксплуатации дизельных локомотивов [Текст] / О. В. Балагин, А. В. Чулков, Д. В. Балагин // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2010. - № 4 (4). - С. 2 - 6.

5. Данковцев, В. Т. Совершенствование стационарного прогрева тепловозных дизелей [Текст] / В. Т. Данковцев, Р. Ю. Якушин // Вестник инженеров-электромехаников железнодорожного транспорта / Самарская гос. акад. путей сообщения. - Самара, 2003. - Вып. 1. -С. 340.

6. Овчаренко, С. М. Влияние переходных процессов на расход топлива дизелем в эксплуатации [Текст] / С. М. Овчаренко, П. С. Корнеев, В. А. Четвергов // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2012. - № 1 (9). - С. 27 - 32.

7. Якушин, Р. Ю. Способы прогрева систем тепловозных дизелей в условиях локомотивных депо [Текст] / Р. Ю. Якушин // Методы оценки технического состояния, эксплуатационной экономичности и экологической безопасности дизельных локомотивов: Монография.-М.: Желдориздат, 2007. - С. 185 - 201.

8. Володин, А. И. Исследование процессов теплопередачи в тепловозном дизеле [Текст] / А. И. Володин, Д. В. Балагин, Ю. С. Комкова // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2011. - № 4 (8). - С. 6 - 10.

УДК 625.4.015

М. А. Капралова

ОЦЕНКА АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ТОКОПРИЕМНИКА ПРИ ЕГО ПРОЕКТИРОВАНИИ

В рамках проекта «Разработка и организация высокотехнологического производства нового магистрального токоприемника для применения на линиях с модернизированной инфраструктурой системы токосъема», реализуемого при поддержке Министерства образования и науки РФ, в ОмГУПСе создается токоприемник «Аист». В статье приводятся спектры обтекания этого токоприемника воздушным потоком, полученные путем расчета, с использованием которых определены его аэродинамические характеристики.

Аэродинамические свойства токоприемника принято оценивать по его аэродинамическим характеристикам, которые представляются в виде зависимостей аэродинамических сил лобового сопротивления и подъемной от скорости встречного воздушного потока. Эти характеристики можно получить при обдуве конструкции в аэродинамической трубе или в натурном эксперименте на участке электрической железной дороги.

На стадии проектирования токоприемника возможен лишь один способ оценки аэродинамических свойств - аналитический. В этом случае аэродинамические характеристики получают расчетным путем. Для выполнения расчетов необходимо знать аэродинамические коэффициенты токоприемника или его отдельных элементов. Аэродинамические коффици-енты могут быть получены путем расчета спектров обтекания. Обычно для этого пользуются виртуальным способом визуализации обтекания и на основе полученных спектров, рассчитывают аэродинамические коэффициенты [1]. Этот способ использован при проектировании токоприемника «Аист».

Расчет обтекания произведен с помощью программы SoHdWorks. При расчете выполнялись следующие этапы: разработка и необходимая модификация модели, создание проекта,

задание граничных и начальных условии, регулирование расчетной сетки, управление процессом расчета, просмотр и интерпретация результатов, определение точности полученного решения.

Проектирование токоприемника связано с необходимостью анализа непрерывных физических процессов. Математическим описанием их являются дифференциальные уравнения в частных производных (уравнения Навье - Стокса для описания течения газов с учетом вязкости воздуха) [2]. Эти уравнения, как правило, имеют множество решений. Для получения единственного решения необходимо задать краевые условия. Это - сведения об искомых непрерывных функциях на границах рассматриваемых областей - граничные условия, а в случае нестационарных задач (есть изменения значений функции во времени) - значения этих же функций в начальный момент времени - начальные условия. Исходное дифференциальное уравнение в частных производных вместе с краевыми условиями (дифференциальная краевая задача) представляет собой математическую модель токоприемника:

р d_ r _ gradp + ^д w +1 |grad(divW), dt 3

(1)

3

где р - плотность газа, кг/м ;

R - вектор напряжения объемной силы, Па;

W - вектор скорости потока газа, м/с;

P - давление, Па;

р- динамическая вязкость газа, Па-с.

В случае несжимаемого трехмерного потока (р = const), что соответствует условиям обтекания токоприемника воздушным потоком, последний член в уравнениях Навье - Стокса отсутствует (divW = 0).

Анализ уравнений движения Навье - Стокса показал, что в случае среды малой вязкости (вода, воздух и т. п.) при достаточно больших числах Рейнольдса влияние вязкости сказывается лишь в тонком слое, прилегающем к поверхности обтекаемого тела, - пограничном слое. Вне этого слоя роль вязкостных сил оказывается настолько малой, что соответствующими членами в уравнениях Навье - Стокса можно пренебречь.

Число Рейнольдса рассчитано по формуле [3]:

р^ср S

Re _

(2)

где Уср - средняя скорость потока, м/с;

* 2 £ - миделево сечение, для токоприемника «Аист» при рабочей высоте 1,5 м £ = 0,679 м ,

Re = 2129403.

Условиям обтекания токоприемника воздушным потоком соответствуют большие числа Рейнольдса ^е > 1000). Поэтому получим уравнения движения воздушного потока в скалярной форме:

du р — dt _ Rx dP +— dx

dv р — dt N dP +— dy

dw р — dt _ Rz dP +— dz

(3)

где и, V, ж - проекции вектора скорости потока газа на оси координат х, у, z соответственно; Rx, Ry, Rz - проекции вектора напряжения объемной силы на оси координат. Рассматриваемая модель токоприемника является плохообтекаемым телом с множеством

№ 2012

острых кромок. Следовательно, течение набегающего потока воздуха можно принять как отрывное с фиксированными местами отрыва. В общем случае задача об отрывном обтекании несущих поверхностей формулируется и решается полностью как нестационарная.

Алгоритм расчета аэродинамических характеристик токоприемника приведен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Алгоритм расчета аэродинамических характеристик

Трехмерная сборка разработанного токоприемника показана на рисунке 2,а. Для расчета использовалась упрощенная модель (рисунок 2,б).

а б

Рисунок 2 - Модель токоприемника: а - без упрощений; б - упрощенная

При формировании математической модели процессов обтекания токоприемника учитывались модели среды (климатические параметры воздушного потока: температура, плотность и давление) и объекта (тип токоприемника: тяжелый или легкий), его схема и расположение по направлению движения.

На различной рабочей высоте токоприемника учтены изменяющиеся показатели набегающего воздушного потока (скорость и угол атаки). Для каждого высотного положения получены его лобовое сопротивление и аэродинамическая подъемная сила.

При расчете аэродинамического воздействия на токоприемник использовались климатические параметры: температура +20 °С и атмосферное давление 760 мм рт. ст.

Полученные в результате расчета спектры обтекания приведены на рисунке 3.

<=

Velocity [mis]

.74.0115 .66.6104 . 59.2092 . 51.8081 . 44.4069 . 37.0058 29.6046 22.2035 1 4.8023 7.40115

а б

Рисунок 3 - Спектр обтекания токоприемника на рабочей высоте Н = 1,2 м при угле атаки а = 1° при движении «коленом» вперед (а) и назад (б)

В общем случае картина обтекания токоприемника представляется разными зонами. Турбулентные потоки 1 стекают с полоза, подвижных рам, неподвижного основания. Ламинарный поток 2 наблюдается на передней кромке этих элементов. В створе между элементами подвижной рамы при движении токоприемника «коленом» назад характер течения набегающего потока практически не меняется и определяется для переднего токоприемника ло-

бовой частью локомотива, а для заднего - расположением крышевого оборудования.

На основании полученных данных построены семейства аэродинамических характеристик лобового сопротивления Рвтх (рисунок 4) и аэродинамической подъемной силы Рвт (рисунок 5).

600

Рв

600 Н

400 300 200 100 0

Н = 1,8 м

1 ,5

1 ,2

1

1 0 ,9

Н

400 300 200 Рвт 100

о

Н г = 1,8 м

1, 5

1,2

/0,9

м/с

Vв -►

м/с

Ув -►

б

60,8

Рисунок 4 - Лобовое сопротивление токоприемника при угле атаки а = 1° при движении «коленом» вперед (а) и назад (б)

Из приведенных данных видно, что максимальное лобовое сопротивление токоприемника на рабочей высоте 1,8 м соответствует 524 Н, а подъемная сила для данных условий равна 53 Н. Подъемная сила токоприемника больше при движении «коленом» назад и достигает 67 Н, лобовое сопротивление - 482 Н.

Рв

60 Н

40 30 20 10 0

Н = 1, 8 м

1,5 ¿г уг

1,2

1

(0,9

Рв

70 Н 50 40 30 20 10 0

Н Ч = 1,8 м

1,5 >

1,2

\0 9

м/с

Ув -►

38,8 443 49,8

м/с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60,8

б

Рисунок 5 - Аэродинамическая подъемная сила токоприемника при угле атаки а = 1° при движении «коленом» вперед (а) и назад (б)

Для всех токоприемников электропоездов при взаимодействии с встречным воздушным потоком углы атаки воздушного потока в зоне полоза токоприемника равны нулю, поскольку они удалены на большое расстояние от лобовой стенки первого вагона. В верхних частях

а

а

поднятых токоприемников на электровозах угол атаки зависит от занимаемого ими места: для переднего (нормально нерабочего) токоприемника угол атаки составляет в среднем +3 °С, для заднего (нормально рабочего) - в среднем +1 °С.

Токоприемник «Аист» является асимметричным, при эксплуатации его располагают «коленом» вперед. Для сравнения аэродинамических показателей указанного и других токоприемников приведены аэродинамические характеристики их лобового сопротивления (рисунок 6) и подъемной силы (рисунок 7). Характеристики токоприемников, рассмотрены при рабочей высоте 1,5 м в нормальном рабочем состоянии (поднят задний токоприемник).

1400 Н

Рв

Рисунок 6 - Лобовое сопротивление токоприемников при угле атаки а = 1°

При определении лобового сопротивления принято, что токоприемник типа SSS-87 и «Аист» воспринимают воздействие потока воздуха на подвижную раму, верхний узел и «колено», при этом неподвижное основание и подъемно-опускающий механизм находятся в крышевом углублении и исключены из расчетов. Остальные токоприемники расположены на изоляторах, для них учитывалось полное аэродинамическое сопротивление.

Рв

Рисунок 7 - Аэродинамическая подъемная сила токоприемников при угле атаки а = 1°

Для оценки аэродинамических свойств токоприемников их характеристики получены в «чистом виде» - без учета свойств дополнительных аэродинамических устройств [4].

4(12)

Аэродинамические характеристики токоприемника «Аист», полученные расчетным путем, практически идентичны характеристикам SSS-87, полученным при натурном эксперименте. Это объясняется тем, что они имеют схожие аэродинамические профили и миделево сечение.

Сумма вертикальной составляющей аэродинамической силы на поднятый рабочий токоприемник (задний по ходу) и активного нажатия не должна превышать 144 Н при условии, что ЭПС движется с наибольшей скоростью при встречном ветре не более 10 м/с. При этом по техническому заданию активное контактное нажатие должно изменяться в диапазоне от 70 до 110 Н, следовательно, аэродинамическая подъемная сила не должна превышать 34 Н.

Токоприемник «Аист» имеет аэродинамическую подъемную силу выше установленной в техническом задании. В связи с этим для обеспечения заданной аэродинамической подъемной силы при максимальных скоростях необходимо использовать дополнительные аэродинамические устройства.

Список литературы

1. Маслов, Г. П. Аэродинамические показатели токоприемников скоростного электрического подвижного состава [Текст] / Г. П. Маслов, М. А. Капралова // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2010. - № 1 (1). - С. 20 - 25.

2. Алямовский, А. А. SolidWorks. Компьютерное моделирование в инженерной практике [Текст] / А. А. Алямовский. - СПб: БХВ-Петербург, 2005. - 800 с.

3. Краснов, Н. Ф. Аэродинамика / Н. Ф. Краснов. М.: Высшая школа, 1981. - 720 с.

4. Маслов, Г. П. О выборе рациональный аэродинамической характеристики токоприемника [Текст] / Г. П. Маслов, О. И. Поздняков, Е. Н. Панзо // Исследования и разработка ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте: Межвуз. сб. науч. тр. с между-нар. участием / Самарский ин-т инж. ж-д. трансп. - Самара, 2002. - Вып. 23. - С. 70, 71.

УДК 621.336.7

А. В. Кодылев

АНАЛИЗ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ КОРПУСА АВТОСЦЕПКИ СА-3

С целью совершенствования конструкции корпуса автосцепки СА-3 разработана система автоматизированной оценки прочности. Проведены расчеты и дано графическое представление результатов исследований. Проведенные расчеты дали возможность оценить прочность корпуса автосцепки и выработать предложения и рекомендации по совершенствованию его конструкции. Применение системы для оценки прочности корпуса автосцепки позволяет автоматизировать расчеты и ускорить совершенствование его конструкции.

Анализ данных по отказам корпусов автосцепок свидетельствует о высокой повреждаемости в эксплуатации трещинами и остаточными деформациями (выпучивание) зоны перехода от головы к хвостовику и боковой стенки головы со стороны малого зуба. Это указывает на необходимость совершенствования конструкции корпуса автосцепки с целью снижения концентрации напряжений в наиболее повреждаемых зонах, перераспределения силовых потоков между наиболее и наименее нагруженными областями. Проведенные исследования по анализу нагруженности отдельных зон корпуса автосцепки продольными эксплуатационными усилиями показали, что в них имеют место концентрация напряжений и значительное превышение максимальных значений напряжений их среднего уровня. Для проведения уточненной оценки напряженно-деформированного состояния (НДС) в этих зонах и выработки предложений по совершенствованию конструкции корпуса автосцепки проведено компьютерное моделирование с использованием конечно-элементных моделей (КЭМ) повышенной степени дискретизации в областях концентрации напряжений. На рисунке 1 представлен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.