Научная статья на тему 'ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ'

ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
598
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНИВАНИЕ / КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есингельдинов Б. Т., Аширбаев Н. К., Рахымбек Д.

Оценивание является одним из важных компонентов процесса обучения, который дает информацию о продвижении обучающихся в обучении, помогает совершенствовать учебный процесс. Наиболее актуальным становится вопрос оценивания в рамках дистанционного обучения. Существует много различных платформ для дистанционного обучения, которые позволяют осуществить формативное оценивание, однако для суммативного оценивания данные ресурсы являются не всегда уместными. Для проведения суммативного оценивания в дистанционном режиме подходящими являются платформы, которые позволят использовать разнообразные типы заданий, определить время выполнения заданий, автоматически выставить баллы. В статье проведен анализ литературы по вопросам оценивания, дистанционного обучения, подходам к разработке заданий для процедур оценивания, приведен пример реализации заданий суммативного оценивания на уроках математики через платформу Microsoft Forms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Есингельдинов Б. Т., Аширбаев Н. К., Рахымбек Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF STUDENTS’ LEARNING ACHIEVEMENTS OF MATHEMATICS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Assessment is one of the important components of learning, which provides information about the progress of students in learning, aids to improve the learning process. The most urgent issue nowadays is the assessment in the framework of distance learning. This article analyses the literature on assessment, distance learning, and approaches to the development of assignments for assessment procedures. There are many different distance learning platforms for formative assessment, but these resources are not always relevant for summative assessment. Platforms, which allow you to use various types of tasks, determine the time for completing tasks, and automatically assign points are more suitable for conducting summative assessment in a process of distance learning. The example of the implementation of summative assessment tasks in Mathematics through the Microsoft Forms platform is given in the article.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ»

МРНТИ 14.25.09

ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Б.Т. Есингельдинов, Н.К. Аширбаев, Д. Рахымбек Южно-Казахстанский государственный университет им. М.Ауезова, г.Шымкент, Казахстан

yessingeldinov.b@gmail.com

Оценивание является одним из важных компонентов процесса обучения, который дает информацию о продвижении обучающихся в обучении, помогает совершенствовать учебный процесс. Наиболее актуальным становится вопрос оценивания в рамках дистанционного обучения. Существует много различных платформ для дистанционного обучения, которые позволяют осуществить формативное оценивание, однако для суммативного оценивания данные ресурсы являются не всегда уместными. Для проведения суммативного оценивания в дистанционном режиме подходящими являются платформы, которые позволят использовать разнообразные типы заданий, определить время выполнения заданий, автоматически выставить баллы.

В статье проведен анализ литературы по вопросам оценивания, дистанционного обучения, подходам к разработке заданий для процедур оценивания, приведен пример реализации заданий суммативного оценивания на уроках математики через платформу Microsoft Forms.

Ключевые слова: оценивание, критериальное оценивание, дистанционное обучение, суммативное оценивание, информационно-коммуникационные технологии.

Введение

Запросы современного общества ставят перед системой образования новые вызовы в образовательных потребностях. Развитие информационных технологий, цифровизация позволяют совершенствовать способы получения образовательных услуг, внедрить дистанционные формы обучения. Дистанционное обучение стремительно развивается в сфере высшего образования, однако и для среднего образования дистанционные формы работы становятся актуальными.

В различных источниках встречаются термины «дистанционное образование» (distance education) и «дистанционное обучение» (distance learning), при этом в одних случаях они используются как синонимы, в других - как разные понятия. Говоря о дистанционном образовании, А.Н.Тихонов определяет этот термин как особые дистанционные технологии, информационно-образовательную среду [1]. Д.Шелл рассматривает дистанционное образование как образование на расстоянии [2]. Е.С. Полат утверждает, что дистанционное обучение - это система обучения, которая основана на взаимодействии учителя с учащимися и учащихся между собой на расстоянии. При этом данная система отражает все компоненты учебного процесса (цели, содержание и средства обучения). Рассматривая образование как систему обучения или результат обучения, а обучение как организованный процесс взаимодействия педагога и обучающегося, можно сделать вывод, что определение Е.С. Полат более применимо для системы образования [3].

Обзор литературы

Оценивание учебных достижений обучающихся является на данный момент одним из актуальных вопросов образования при любой форме обучения. Изучением оценивания в разное время занимались Ш.А. Амонашвили, К.Д. Ушинский, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский и др., рассматривая его с различных аспектов [4; 5; 6; 7].

С точки зрения психологии оценивание рассматривалось как необходимый компонент процесса обучения, стимулирующий и направляющий ученика (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин) [6; 7; 8; 9]. Социальный аспект оценивания рассматривался A.A. Кроником, В.П. Трусовым, P. Black, D. Wiliam [10; 11; 12], которые говорили об оценивании, как о средстве социальной регуляции. Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, В.Ф. Шаталов рассматривали оценивание с педагогической точки зрения как оценку формирования знаний, умений и навыков ученика [4]. При этом и педагоги, и психологи по-разному трактуют данное понятие, рассматривая его как процесс или действие, осуществляемое учителем и учеником, или как результат

данного процесса, отождествляя понятия «оценивание» и «оценка/отметка». Несмотря на разные трактовки, многие ученые сходятся во мнении, что оценивание должно основываться на критериях, так как оценка должна быть обоснованной. Отечественные ученые также поднимали вопросы внедрения и реализации системы оценивания, основанной на критериях (А.Е. Сагимбаева, С. Авдарсоль, К.Г. Кожабаев, С.Ж. Зыкрина, А.А. Буркитова, Р.Х. Шакиров и др.) [13; 14; 15].

На современном этапе развития системы образования в Казахстане решение вопроса о системе оценивания осуществляется через поэтапное внедрение системы критериального оценивания, начиная с 2016-2017 учебного года, в рамках внедрения обновленного содержания образования. До 2016 года в стране действовала система оценивания, введенная в 1944 году на основании Постановления Совета народных комиссаров РСФСР №18 [18].

Внедряемая система критериального оценивания нацелена на получение объективной информации о результатах обучения на основе критериев оценивания и предоставление ее всем заинтересованным участникам образовательного процесса для дальнейшего его совершенствования [16; 17]. Методология системы критериального оценивания позволяет выработать новые стандарты и механизмы оценивания, соответствующие требованиям систем оценивания ведущих стран мира. Для получения информации об обучении учащихся школы используются разработанные критерии оценивания, основанные на целях обучения, а также задания, соответствующие установленным критериям оценивания.

Структура системы критериального оценивания подразумевает реализацию формативного оценивания, дающего информацию об усвоении материала на уроке, и суммативного оценивания по итогам изучения материала за определенный период времени. Формативное оценивание не подразумевает выставление баллов, отметок, оно направлено на предоставление обратной связи учащимся об их продвижении в обучении. Суммативное оценивание проводится по итогам изучения раздела, четверти, уровня обучения, направлено на проверку усвоения материала за определенный период. По итогам суммативного оценивания учащимся выставляются баллы, которые формируют оценку обучающегося за четверть, год, итоговую оценку за уровень образования.

В условиях реализации дистанционного обучения контроль и учет учебных достижений обучающихся приобретает значимость, так как сам формат взаимодействия педагога и обучающегося влияет не только на процесс обучения, но и процесс оценивания усвоения материала. Важность результатов оценивания повышается тем, что они дают учителю информацию о пробелах в обучении учащегося, позволяют своевременно внести изменения в процесс обучения. Поэтому результаты, полученные при оценивании, должны быть объективными и достоверными, соответствовать принципам системы критериального оценивания -взаимосвязи обучения и оценивания, объективности, достоверности и валидности [16].

Применение подходов к оцениванию при дистанционном обучении, как и при традиционном обучении в школьном классе, выявило ряд сложностей. Методы и формы оценивания учебных достижений обучающихся требуют изменений, особенно в процессе суммативного оценивания. Ограниченные временные рамки, уровень сложности изучаемого материала, используемые технологии и программное обеспечение для реализации оценивания, разделение педагога и обучающегося в пространстве влияют на качество результатов оценивания, поэтому при проведении процедур оценивания необходимо выбрать способ его реализации: через информационно -коммуникационные технологии, через мессенджеры, использование программного обеспечения.

Казахстанские педагоги Л.К. Жайдакбаева, Т.О. Балыкбаев, Ж.Ж. Жанабаев, К.К. Кабдыкаирова, М.А. Абдуалиева, Г.О. Дуйсеева, Б.Т. Ортаев, Б.Р. Бекмолдаева, К.М. Беркимбаев, Л.А. Шкутина, С.Ж. Зыкрина занимались вопросами внедрения информационно -коммуникационных технологий в учебный процесс. Авторы отмечают, что применение информационно-коммуникационных технологий в процессе критериального оценивания разработаны недостаточно, в частности, в обучении математике [14, 19].

Методология исследования

Современный этап развития интернет-технологий позволяет внедрять в учебный процесс различные образовательные порталы, обучающие онлайн-каналы, платформы и тренажеры (Bilimland.kz, NIS Play, Kahoot.com и др.). Данные интернет-технологии позволяют не только организовать урок, но и проводить оценивание (тесты, упражнения в игровой форме и т.д.). Практика показывает, что эти ресурсы удобны для проведения формативного оценивания, так как позволяют

отработать изучаемый материал, отследить прогресс учащихся, вызвать интерес к изучению предмета, обеспечить дифференцированный подход в обучении и оценивании при охвате большого количества обучаемых. Еще одним наиболее важными для учителя положительными моментом является то, что в большинстве случаев материалы на данных интернет ресурсах уже готовы, и есть возможность автоматической проверки, что позволяет сэкономить время на подготовку к уроку и проверку работ.

Однако для проведения суммативного оценивания данные ресурсы являются не всегда уместными: сложно отследить результат отдельного ученика, не всегда удается проследить ход выполнения задания для выставления баллов, выбрать подходящий тип задания для проверки навыков высокого порядка, творческих навыков, а также нет уверенности в соблюдении академической честности.

Для проведения суммативного оценивания необходимы тестовые оболочки или платформы, которые позволят использовать разнообразные типы заданий, определить время выполнения заданий, автоматически выставить баллы. Чаще всего это такие оболочки, которые предназначены для проведения анкетирования и опросов. Наиболее популярными и доступными тестовыми оболочками для образовательного процесса являются продукты компаний Microsoft и Google, такие как Microsoft Forms и Google Forms. Тестовые оболочки подразумевают самостоятельное составление заданий учителем на данной оболочке с последующим предоставлением учащимся доступа для выполнения. В нашей статье приводится пример использования оболочки Microsoft Forms для проведения суммативного оценивания по математике.

Результаты исследования

Microsoft Forms - продукт компании Microsoft, позволяющий пользователям быстро и легко создавать собственные опросы, тесты, анкеты и др. После создания теста, педагог может предоставить доступ к прохождению тестирования обучающимся с помощью ссылки доступа или QR-кода. Учащиеся смогут ответить на вопросы теста со своего компьютера, используя любой удобный браузер, или с помощью своего мобильного телефона. Ниже представлен краткий пошаговый алгоритм составления теста в Microsoft Forms, на официальном сайте Microsoft расположена подробная информация и инструкция по применению [20].

Схема 1. Краткий алгоритм работы с формой MS Forms

Преимущества платформы Microsoft Forms:

1. Математический редактор форм. Чаще всего задания для оценивания по математике содержат математические символы и формы, что вызывает трудности при реализации оценивания в онлайн формате. Microsoft Forms дает возможность использовать математические формулы как в составлении заданий, так и учащимся при внесении ответов на тест.

2. Разнообразие типов заданий. Платформа предоставляет возможность использовать различные типы заданий: тестовые задания с одним или несколькими правильными ответами, задания на ранжирование и составление алгоритмов, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом и др. Использование различных типов заданий позволяет осуществить дифференцированный подход к оцениванию, определить время выполнения оценивания.

3. Встроенные средства анализа. Немаловажным этапом оценивания является проверка работ обучающихся и анализ результатов. Ответы обучающихся автоматически проверяются и обрабатываются с помощью встроенных средств анализа, имеется возможность предоставить обратную связь обучающимся. Результаты ответов учащихся легко экспортируются в Microsoft Excel, что позволяет использовать их в процессе обучения.

Основным недостатком платформы является то, что отправлять ответы могут как зарегистрированные учащиеся, так и незарегистрированные пользователи. Поэтому есть вероятность,

что учащийся может пересылать ссылку другим пользователям. Создание учетных записей для всех учащихся и выбор настройки теста, согласно которой ответы могут загружать только пользователи, имеющие учетную запись, позволит снизить риск нарушения академической честности, но не устранит его.

Как было отмечено выше, результаты оценивания должны быть объективными и достоверными, что напрямую связано с заданиями, используемыми для оценивания. Результативность и эффективность проводимого оценивания напрямую зависят от качества составленных заданий, поэтому процесс разработки заданий является трудоемким, требующим накопления опыта и большой ответственности учителя [20].

Система критериального оценивания особое внимание уделяет именно требованиям к инструментам оценки: критериям оценивания, заданиям, дескрипторам и т.д. Так как они должны дать объективную информацию об учебных достижениях учащимся, которая будет использована для совершенствования учебного процесса. Поэтому подходы к разработке инструментов оценивания и, в частности, заданий, может варьироваться в зависимости от вида оценивания. При формативном оценивании оценивается достижение каждой цели с последующим предоставлением обратной связи. При суммативном оценивании проводится оценка накопленных знаний за определенный период, поэтому задания, используемые для суммативного оценивания, должны помочь учащимся продемонстрировать усвоение материала за определенный период. Такой дифференцированный подход к видам оценивания позволяет анализировать влияние практики оценивания на обучение учащихся [11].

Разработку инструментов оценивания исследовали такие зарубежные и отечественные педагоги, как S.J. Burton, R. Sudweeks, P. Merrill, B. Wood, B. Clay, Н.В. Глинская, О.И. Можаева, А.С. Шилибекова, Д.Б. Зиеденова. Педагоги рассматривают подходы к разработке различных типов заданий, требованиям к их разработке, критерии их проверки, даются рекомендации по определению времени выполнения [20; 21; 22; 23; 24; 25]. Авторами отмечается важность качественно разработанных заданий на объективность и достоверность результатов. Использование заданий разного уровня сложности позволит оценить изученный материал за определенный период не только на уровне знания и понимания, но и навыки применения и навыки высокого порядка (анализ, синтез, оценка).

При составлении заданий суммативного оценивания использовались рекомендации по разработке заданий открытого и закрытого типов, были учтены возможности Microsoft Forms для реализации суммативной работы. Ниже представлены примеры нескольких заданий суммативной работы.

1. Критерий оценивания: определяет алгоритм решения дробно-рациональных неравенств.

Данное задание подразумевает, что учащийся расставит шаги решения дробно-рациональных неравенств с помощью компьютерной мыши.

Расставьте этапы решения дробно-рациональных неравенств по порядку {сверху вниз)

Выбрать необходимый ответ с учетом знака неравенства

Расставить знаки на каждом промежутке

Разложить числитель и знаменатель на простые множители

Нанести нули числителя и знаменателя на числовую ось, учитывая ОДЗ

Перенести все члены неравенства в одну сторону от знака неравенства

Привести дроби к общему знаменателю

Рисунок 1. Пример задания 1

2. Критерий оценивания: применяет алгоритм для решения дробно-рациональных неравенств. Для проверки навыка решения дробно-рациональных неравенств предложено задание с развернутым ответом. Учащийся может ввести решение или загрузить фотографию решения.

Решите неравенство:

+ £¡1 с 20 >+2 л--2 - л =

Введите ответ

Рисунок 2. Пример задания 2 3. Критерий оценивания: находит решение систем неравенств.

С целью экономии времени для проверки навыка решения систем неравенств учащемуся предложено найти решение системы неравенств, одно из которых решалось в предыдущем задании. Решив второе неравенство, обучающийся сможет найти решение системы. Используется задание с множественным выбором. Для исключения угадывания или подбора ответа предлагается найти наименьшее целое решение системы. В качестве альтернативных ответов в задании предложены варианты, основанные на типичных ошибках учащихся. Например, если обучающийся допустит ошибку в знаках нулей второго неравенства, то соответственно выберет неверный ответ - 5.

Используя результаты предыдущего задания,, найдите наименьшее целое решение

Рисунок 3. Пример задания 3

Приведённые примеры заданий показывают, как может быть реализовано суммативное оценивание на платформе Microsoft Forms. При определении времени выполнения учитывалось время на выполнение задания, время на обзор решения и время на внесение ответов. Время начала и завершения работы настроено заранее. Регистрация обучающихся, ограничение времени на выполнение способствуют минимизации нарушения академической честности, препятствуют списыванию.

По окончании теста платформа Microsoft Forms предоставила результаты учащихся по каждому вопросу, как в общем виде, так и индивидуально по каждому ученику. Пример результатов на задание 1 показан ниже. Индивидуальные результаты учащихся не показаны с целью сохранения конфиденциальности.

Расставьте этапы решения дробно-рациональных неравенств по порядку [сверху вниз) Правильных ответов на этот вопрос: 82 % [37 из 45).

¿□полнителыые СЕедени;

■ Правильно ■ Неправильные

Быбрз-ь необходимый ответ,,, 93.3%

Расставить :-аки ha каждом ,,. 91.1%

Нанести нули числителя и эк , 3&9%

Разложить числитель и jhам... 97.S%

ПриЕести дрс&и к общему з.,, В£к9% Перенести все члены 1-ераве... 91.1%

Рисунок 4. Пример результатов ответов обучающихся

Заключение

Проведение процедур оценивания в рамках дистанционного обучения возможно при выборе подходящей платформы оценивания, разработке качественных инструментов оценивания, определении времени, однако это трудоемкий процесс для педагога. При соблюдении перечисленных условий педагог получит объективные результаты оценивания, которые помогут совершенствовать процесс обучения.

Вопрос оценивания учебных достижений обучающихся был и остается одной из актуальных проблем в развитии современного образования. Внедрение дистанционного обучения еще больше обострило проблему оценивания, это связано с ограниченными временными рамками, разделение педагога и обучающегося в пространстве, а иногда и во времени, используемыми средствами проведения оценивания, проблемами идентификации личностей обучающихся. Анализ литературы

показывает, что методы и формы оценивания учебных достижений обучающихся нуждаются в проработке и совершенствовании, разработке совершенно новых форм оценивания.

Список литературы

1. Сорокина В.С. (2010) Анализ понятия «Дистанционное образование» // Вестник Череповецкого государственного университета. №2.

2. Shale D.G. (2005) Toward a reconceptualization of distance education // The American journal of distance education. №5.

3. Панарина Н.А. (2004) Дистанционное обучение: к вопросу об основных понятиях // Социологические исследования. № 4. С. 116-121.

4. Амонашвили Ш. (1984). Воспитательная и общеобразовательная функция оценки учения школьников. Педагогика.

5. Ушинский К.Д. (1990) Избранные педагогические сочинения: В 6 тт. -М., 1990. Т.3,6.

6. Ананьев Б.Г. (1935) Психология педагогической оценки. В кн.: Труды Института по изучению мозга им. В.М. Бехтерева, IV. Л. - 146 с.

7. Выготский Л.С. (1996) Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс. - 533 с.

8. Фридман Л.М. (1987) Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М.: Просвещение. -

224 с.

9. Эльконин Д. Б. (1974) Психология обучения младшего школьника. М.

10. Трусов В. П. (1984) Психология межличностного влияния и оценивания. Л.

11. Кроник А.А. (1983) Установка и эталоны межличностного оценивания // Социальная психология личности. М. - 189 с.

12. Black P., Wiliam D. (1989) Inside the black box. Raising standards through classroom assessment. -London: King's college London school of education.

13. Сагимбаева А.Е., Авдарсоль С., Заславская О.Ю. (2019) Критериальный подход к оцениванию учебных достижений в республике Казахстан // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сб. науч. тр. / XI Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы».

14. Зыкрина С.Ж., Кржабаев KF. (2019) Бшм берудщ мацызды компонент репнде багалаудьщ тарихы жэне казiрri жагдайы // Вестник Казахского Национального Женского Педагогического Университета. №3(79).

15. Шакиров Р.Х., Буркитова А.А., Дудкина О.И. (2012) Оценивание учебных достижений учащихся: методическое руководство. Бишкек: «Билим». - 80 с.

16. Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ: Учебно-методическое пособие. (2016) / Под ред. О.И. Можаевой, А.С. Шилибековой, Д.Б. Зиеденовой. Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». - 56 с.

17. ОЭСР (2014). Обзор национальной образовательной политики: Среднее образование в Казахстане.

Астана.

18. Постановление Совета народных комиссаров РСФСР №18 от 10 января 1944 г. https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A1%D0%9D%D0%9A_%D0%A0%D0%A1%D0%A4%D0%A1% D0%A0_%D0%BE%D1%82_10.01.1944_%E2%84%96_18

19. Зыкрина С.Ж., Кожабаев KF. (2019) Математика сабагында интернет-технологияларын колданудагы тиiмдi керi байланыстыц рeлi // Абай атындагы Казак ^лттыщпедагогикалык; университепХАБАРШЫ«Педагогика гылымдары» сериясы. №4(64).

20. Справка и обучение по Forms https://support. microsoft. com/ru-ru/forms

21. Шилибекова А.С., Зиеденова Д.Б., Есингельдинов Б.Т., Абсатова М.Б., Мусина Д.С. (2017) Разработка инструментов оценивания учащихся (в рамках обновления содержания образования). Учебно-метод. пособие. Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». - 86 с.

22. Burton S., Sudweeks R., Merrill P., Wood B. (1991) How to Prepare Better Multiple-Choice Test Items: Guidelines for University Faculty: https://testing.byu.edu/handbooks/betteritems.pdf

23. Callan G. L., Cleary T. J. (2018). Multidimensional assessment of self-regulated learning with middle school math students. School Psychology Quarterly, 33(1), 103-111.

24. Глинская Н.В. (2014) Процесс оценивания как инструмент управления качеством результатов при реализации требований ФГОС // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 2(37). Новосибирск: СибАК.

25. Clay B. (2001) A Short Guide to Writing Effective Test Questions Designed https://www.k-state.edu/ksde/alp/resources/Handout-Module6.pdf

кашыктыктан окыту жаFдайында математика пэншен окушылардыц оку жетктштерш баFалау

Б.Т. Есингельдинов, Н.К. Аширбаев, Д. Рацымбек М.Эуезов атындаты ОнтYCтiк Казакстан мемлекеттiк университетi, Шымкент к., Казакстан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

yessingeldinov.b@gmail.com

Баталау - окытудын ен манызды к¥рамдас белтнщ бiрi болып табылады. Ол окушынын сабактаты iлгерiлеуi туралы акпарат бередi жэне оку YДерiсiн жетiлдiруге кемектеседт Казiрri уакытта кашыктыктан окыту жатдайындаты баталау - аса езектi мэселелердщ бiрi болып отыр. Калыптастырушы баталауды жузеге асырута мYмкiндiк беретiн кашыктыктан окытута арналтан тYрлi платформалар бар, дегенмен аталтан ресурстар жиынтык баталауды етшзуге колайлы бола бермейдi. Кашыктыктан окыту жатдайында жиынтык баталауды етшзу Yшiн тапсырмалардын тYрлi типтерiн колданута, тапсырмаларды орындау уакытын аныктаута, автоматты тYрде балл коюта мYмкiндiк беретш платформалар ынтайлы болып табылады. Макалада баталаута катысты эдебиеттерге, кашыктыктан окытута, баталау рэамдерше байланысты тапсырмалар к¥растырудын тэсiлдерiне талдау жасалган, Microsoft Forms платформасы аркылы математика пэнiнен сабактарда жиынтык баталау тапсырмаларын жYзеге асырудын мысалдары берiлген.

Клт свздер: багалау, критериалды багалау, щашыщтан ощыту, жиынтыщ багалау, ащпараттыщ-коммуникациялыщ технологиялар.

Assessment of students' learning achievements of mathematics in the conditions of distance learning

B. T. Yessingeldinov, N.K. Ashirbaev, D. Rakhymbek South Kazakhstan State University named after M. Auezov, Shymkent, Kazakhstan yessingeldinov.b@gmail.com

Assessment is one of the important components of learning, which provides information about the progress of students in learning, aids to improve the learning process. The most urgent issue nowadays is the assessment in the framework of distance learning. This article analyses the literature on assessment, distance learning, and approaches to the development of assignments for assessment procedures. There are many different distance learning platforms for formative assessment, but these resources are not always relevant for summative assessment. Platforms, which allow you to use various types of tasks, determine the time for completing tasks, and automatically assign points are more suitable for conducting summative assessment in a process of distance learning. The example of the implementation of summative assessment tasks in Mathematics through the Microsoft Forms platform is given in the article.

Key words: assessment, criteria-based assessment, distance learning, summative assessment, information and communication technologies.

Поступила в редакцию 01.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.