Научная статья на тему 'Оценивание профессионального роста педагога-воспитателя за рубежом'

Оценивание профессионального роста педагога-воспитателя за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИРЕКТОР ШКОЛЫ / ОЦЕНКА КАДРОВ / EDUCATION MANAGEMENT MODEL / EDUCATION QUALITY / SCHOOL DIRECTOR / STAFF ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переславцева Екатерина Викторовна, Макаров Виктор Анатольевич, Макарова Татьяна Николаевна

Зависимость профессионального становления и роста педагогов воспитателей от выбранной модели управления образованием. Зарубежные концепции, исследования и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment Of Professional Growth Of A Teacher-Educator Abroad

The dependence of the professional formation and growth of educators on the chosen model of educational management. Foreign concepts, research and practice.

Текст научной работы на тему «Оценивание профессионального роста педагога-воспитателя за рубежом»

УДК 371

ОЦЕНИВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО роста педагога-воспитателя за рубежом

Екатерина Викторовна Переславцева,

кандидат педагогических наук, заместитель генерального директора Автономной некоммерческой организации Издательский Дом «Педагогический поиск», Москва

Виктор Анатольевич Макаров,

доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Военной академии ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, г. Балашиха

Татьяна Николаевна Макарова,

кандидат педагогических наук, Москва

Любая система образования всегда соответствует периоду истории страны. В то же время мировой опыт показывает, что идеальной системы образования нет ни в одной стране мира. Если внимательно изучать образовательные системы разных стран, то в каждой из них можно найти как недостатки, так и что-то позитивное. При этом оказывается, что качество образования не всегда связано со стоимостью учёбы.

• модель управления образованием • качество образования • директор школы

• оценка кадров

Характеристика образовательных систем стран Запада

Европейская система образования основана на принципах массовой школы как государственного образовательного учреждения. По данным конференций Совета Европы в Албании, Болгарии, Италии, Ирландии, Нидерландах, Португалии, Румынии, Словакии, Словении, Турции, Хорватии, сохраняются централизованные системы образования. В других странах, например в Бельгии, Великобритании, Венгрии, Дании, Греции, Люксембурге, Норвегии, ФРГ, Швеции, Швейцарии, приняты децентрализованные системы образования, Некоторые страны, такие как Австрия, Испания, Польша, Россия, Франция, Финляндия, Чехия, делают попытки перейти

от централизованной системы образования к децентрализованной.

Выбор модели управления образованием связан со спецификой социально-политических условий в той или иной стране. Так, в Великобритании, Греции, Италии, Люксембурге, Швейцарии принято двухуровневое, основанное на сочетании централизованного и местного управления. В Австрия, Бельгии, Дании, Испании, Нидерландах, Португалии, Швеции действует трёхуровневая система управления образованием, которая сочетает централизованное управление с региональным и местным. В Германии и Италии велика роль местного управления образованием. Унитарные государства, такие как Франция и Россия, где на протяжении длительного времени

образование было одноуровневым, централизованным, в настоящее время стремятся к децентрализации.

Как видим, государственное управление образованием в том или ином виде существует во всех странах. Это вызвано тем, что рынок образовательных услуг предполагает равноправное и свободное функционирование всех форм получения образования. Однако образование как товар носит двойственный характер: до определённого уровня это государственный товар — бесплатная услуга, после этого — государственно-частный или частный товар и платная услуга. Таким образом, образование как особый товар нуждается в систематическом государственном управлении и регулировании, ведь рынок склонен к прагматизму и не всегда правильно оценивает образовательные потребности.

В настоящее время в мире доминирует концепция образования, поддерживаемая Всемирным банком, по которой образование — это одна из многих отраслей, способ для зарабатывания денег. В этих условиях государство вынуждено сохранять определённую часть бесплатных образовательных услуг, поскольку эти услуги — база для всей сис-

Страна Доля бюджета

Канада 4,8

Германия 4,6

Италия 4,7

Япония 3,8

Великобритания 5,6

США 5,4

Франция 5,9

Россия 4,1

темы образования и их собственное качество не должно вызывать сомнений. В соответствии с этим во всех странах Европы существуют государственные и частные школы, но роль государственной политики в области образования никем не отрицается. Все понимают: высокое качество образования способствует социально-экономическому и культурному развитию страны, необходимо для конкуренции государства на мировой арене. Государство гарантирует общее образование, доступное всем, оно остаётся гарантом развития демократического образования. Рынок же просто должен стимулировать творчество и инициативу. Тем более что образование само по себе и есть творчество.

Анализ данных Всемирного банка реконструкции и развития показывает, что доля бюджета страны, выделяемая на образование в развитых странах, примерно одинакова (4—6%), распределяются они в разных странах по-разному (табл. 1, 2)1.

Кроме того, в странах, где принята децентрализованная система управления образованием, соотношение управленческих и педагогических кадров в образовании составляет примерно 1 к 20, а соотношение педагогических кадров и учащихся — 1 к 13. В странах, имеющих централизованную систему управления сферой образования, эти соотношения значительно ниже (табл. 3).

Из данных таблиц видно, что число управленческих кадров, приходящихся на одного учителя, примерно одинаково во всех наиболее развитых странах мира. В то же время по количеству учителей Россия и Франция значительно превосходят эти страны (в 1,5—2,5 раза). То есть

1 Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование. Гуманитарная энциклопедия: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006—2019 (последняя редакция: 23.04.2019). — иКЬ: https://gtmarket.ru/ratings/ ехрепЛшге-оп-ес^иса^оп/тЮ

Таблица 1 Расходы на образование (в процентах)

Таблица 2

Распределение средств на образование (в процентах)

Страна Распределение средств

дошкольное образование обязательное образование высшее образ.

Канада - 66 34

Германия 6 70 24

Италия 7 76 17

Япония 4 89 8

Великобритания 5 74 21

США 6 67 27

Франция 11 73 16

Россия 24 56 20

получается, что в России и во Франции, где до последнего времени существовала централизованная система управления образованием, в пересчёте на одного учащегося в 2—2,5 раза больше управленческих кадров, чем в других развитых странах.

Таблица 3

Соотношение «управленцы-кадры-учащиеся»

Соотношение управленческих и педагогических кадров в системе образования

Германия 1 : 18

Великобритания 1 : 20

Франция 1 : 16

США 1 : 16

Россия 1 : 20

Соотношение педагогических кадров и учащихся в системе образования

Германия 1 : 17

Великобритания 1 : 13

Франция 1 : 10

США 1 : 20

Россия 1 : 8

Основное преимущество западной системы образования в том, что ребёнка с раннего детства приучают к самостоятельности и учат делать правильный выбор. Задача школы — подготовить ученика к взрослой жизни, дать не только общее образование, но и полезные знания и навыки. Поэтому зарубежное школьное образование — при всём богатстве учебных программ — более специализированное и ориентированное на будущую профессию ученика.

Политика государства в области оценки деятельности педагогических кадров

Политика государства в области оценки деятельности педагогических кадров образовательных учреждений направлена на целесообразное и оптимальное их использование в соответствии с профессиональной подготовкой, опытом и личными возможностями, на формирование у них потребности в профессиональном развитии и предоставлении им возможности для профессионального роста и продвижения по службе.

В последние годы в разных странах были приняты новые дополнительные законодательные и нормативные документы, регулирующие различные аспекты оценки кадров сферы образования.

В соответствии с этими документами сотрудник, проходящий служебную аттестацию, имеет право выбора аттестующих из предложенных кандидатур. При этом сотруднику или руководителю образовательного учреждения гарантируется защита его прав в административном или судебном порядке при конфликтах, связанных с оценкой.

В Великобритании в соответствии с действующим законодательством

предусмотрена оценка кадров образования на различных этапах их карьеры:

• при получении профессионального образования;

• при конкурсном отборе для занятия управленческой должности;

• в процессе профессиональной деятельности.

Оценка кадров образованием рассматривается не как эпизодическое мероприятие, а как постоянный процесс. Поэтому выделяют два вида оценки: текущая (2 раза в год) и периодическая итоговая оценка-аттестация (1 раз в два года). Строго регламентируется и сама процедура оценивания.

Согласно законодательству Англии, предусматривается следующая общая процедура оценки:

• первоначальная встреча «оценивающий — оцениваемый»;

• самооценка;

• наблюдение и сбор информации;

• оценочное интервью (собеседование);

• подготовка оценочного утверждения;

• заключительная встреча.

Очень большое значение придаётся подготовке к процессу оценки как оценивающих, так и оцениваемых с точки зрения знания ими содержания, критериев, методов, процедур оценки и взаимодействия в этом процессе субъектов и объектов оценки.

В большинстве школьных округов используется пятибалльная шкала как для оценки учителей, так и управленческих кадров, но, как это почти везде принято на Западе, с обратной системой оценок, где «единица» означает высшую оценку, а «пятёрка» — низшую. С небольшими различиями в названиях баллов оценки в разных округах шкала обычно включает следующие оценки:

• «выдающаяся» = 1;

• «высшая» = 2;

• «удовлетворительная» = 3;

• «минимально достаточная» = 4;

• «неудовлетворительная» = 5.

Если объект оценки не согласен с какими-то аспектами оценки или с общим рейтингом, то он/она имеет право написать объяснение, которое прилагается к копиям оценочного формуляра (аттестационного листа), который вручается руководителю органа управления образованием.

Директор школы обычно совмещает должность главы учебного заведения и управляющего делами. Он отвечает за работу школы в целом, а также за состояние и дисциплину членов школьного сообщества. Директор имеет обычно двух заместителей, отвечающих соответственно за учебную и воспитательную часть (к последней относятся общее состояние и психологический климат среди учащихся).

Каждая школа имеет регистратора, который принимает и рассматривает запросы на обучение.

Учёт школьных финансов ведёт главный бухгалтер (Bursar). Он же отвечает за получение платы за обучение, подготовку детских счетов в конце каждого триместра, расход и распределение карманных денег учащихся.

В последнее время во многих школах введена должность заместителя директора по маркетингу и развитию, который отвечает за успех различных коммерческих аспектов частной школы.

В персонал школы входят также учителя и воспитатели. Они находятся в постоянном близком контакте с учащимися, проживающими в общежитии, и способны оказать любую помощь и поддержку ребёнку, будь то учебная, личная или социальная проблема.

Каждая школа имеет квалифицированную медсестру (Matron), постоянно проживающую на территории школы, которая может оказать первую медицинскую помощь или провести лечение лёгкого заболевания.

В серьёзных случаях она организует консультацию у врача, который также живёт на территории школы или приходит в школу ежедневно.

Успехи в учёбе отнюдь не вся суть школьной жизни, а побочный продукт западного образования, добротного в своей основе. Практически все школы имеют собственные спортивные сооружения, где учащиеся играют в футбол, регби, крикет, нетбол, сквош, занимаются плаванием, фехтованием, теннисом. Во многих школах практикуются верховая езда, гольф, парусный спорт. Очень популярны художественные, драматические и музыкальные кружки.

Во многих странах очень распространены школы-пансионы, где большинство учащихся проживают круглый год. Стандартная школа-пансион представляет собой комплекс зданий и построек, которые служат конкретным учебным целям. В зависимости от размеров школы и земельных владений территория может походить на небольшой городок со своими садами и парками, с дорогами и проездами, соединяющими различные строения. Каждая школа-пансион имеет собственную библиотеку, столовую, часовню, где отправляются религиозные службы, спортивный зал, игровые спортивные поля и теннисные корты. Большинство школ также имеют собственный бассейн. В школе есть своя «лечебница», где лечат наиболее типичные детские заболевания.

Основа любой школы-пансиона — группа (House) во главе со старшим воспитателем. Группы в разных пансионах формируются по-разному: иногда по «семейному принципу», когда в группу включены дети разного возраста, иногда вся группа состоит из ровесников.

Внеклассная работа состоит в основном из общественной деятельности и развлекательных мероприятий, которые организуются в пределах группы или между ними. Помимо этого, школьные спортивные команды и общества любителей искусства принимают участие в соревнованиях и конкурсах между школами. Большинство школ-пансионов оставляют учащимся раз в неделю свободные полдня для подготовки курсовых работ, посещений театров и музеев, спортивных игр и соревнований.

Одно из достоинств такой практики в том, что школа-пансион даёт общее образование в условиях, когда общение с преподавателями не ограничивается уроком. Но учителя и воспитатели не заменяют родителей. Поэтому, хотя все школы-пансионы обеспечены условиями для проживания в течение всего учебного года, включая каникулы, в последнее время среди учащихся распространилась практика жить в школе во время занятий, уезжая домой на выходные и каникулы. Детям разрешается в течение триместра проводить 1—2 выходных дома. Такие выходные называются Exeats. Большинство школ имеют фиксированные и заранее объявленные даты для таких выходных, но некоторые школы разрешают детям и родителям выбирать любые выходные в течение триместра.

тг «

Каждый триместр школы проводят родительские собрания. Такие собрания дают возможность родителям лично поговорить с каждым из преподавателей и воспитателей для получения полного представления об успехах и психологическом состоянии своего ребёнка.

Для обеспечения безопасности и поддержания нормального психологического климата среди учащихся в каждой школе существуют свой свод правил поведения. Эти правила публикуются и являются обязательными для исполнения всеми членами образовательного сообщества школы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с этими правилами от детей всегда требуется вежливое обращение друг к другу и персоналу школы, чувство ответственности, аккуратность в течение всего времени пребывания в школе. Особое внимание обращается на поведение учащихся за пределами школы, т.е. когда дети представляют свою школу на различных соревнованиях и при проведении внеклассных мероприятий.

Во время занятий в классе от детей требует ся позитивное отношение к обучению. Демонстративное неподчинение требованиям учителя во время урока неприемлемо. Нарушение распорядка дня — также серьёзный проступок.

Агрессивное, бесчестное поведение или угрозы также не допускаются. Запрещено хранение и использование хлопушек и взрывчатых веществ, опасного оружия, сигарет, алкоголя, наркотических препаратов и порнографических материалов. НО

Assessment Of Professional Growth Of A Teacher-educator Abroad

Ekaterina V. Pereslavtseva, Candidate of Pedagogical Sciences Autonomous non-commercial organization Publishing house «Pedagogicheskiy poisk», Moscow

Viktor A. Makarov, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate professor Peter the Great Strategic Missile Troops Academy, Balashikha

Tatiana N. Makarova, Candidate of Pedagogical Sciences Moscow

Abstract. The dependence of the professional formation and growth of educators on the chosen model of educational manage ment. Foreign concepts, research and practice.

Keywords: education management model, education quality, school director, staff assessment. Ispol'zovannye istochniki:

1. Rejting stran mira po urovnyu raskhodov na obrazovanie. Gumanitarnaya enciklopediya: Issledovaniya [Elektronnyj resurs] // Centr gumanitarnyhtekhnologij, 2006—2019 (poslednyaya redakciya: 23.04.2019). — URL: https://gtmarket.ru/ratings/ expenditure-on-education/info

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.