Научная статья на тему 'ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ В РЕКЛАМЕ'

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ В РЕКЛАМЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоции в рекламе / эмоциональная реклама / отрицательные эмоции / положительные эмоции / негативные эмоции / emotions in advertising / emotional advertising / negative emotions / positive emotions / negative emotions

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е.А. Бурова, С.В. Стрельникова

Статья посвящена использованию отрицательных эмоций в российской и зарубежной рекламе. Авторами проанализированы границы использования негативных эмоций в рекламных материалах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGATIVE EMOTIONS IN ADVERTISING

The article is devoted to the use of negative emotions in Russian and foreign advertising. The authors analyzed the boundaries of the use of negative emotions in promotional materials.

Текст научной работы на тему «ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ В РЕКЛАМЕ»

Секция

«ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»

УДК 659

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ В РЕКЛАМЕ

Е. А. Бурова* Научный руководитель - С. В. Стрельникова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: *4061930@mail.ru

Статья посвящена использованию отрицательных эмоций в российской и зарубежной рекламе. Авторами проанализированы границы использования негативных эмоций в рекламных материалах.

Ключевые слова: эмоции в рекламе, эмоциональная реклама, отрицательные эмоции, положительные эмоции, негативные эмоции.

NEGATIVE EMOTIONS IN ADVERTISING

E. A. Burova* Scientific supervisor - S. V. Strelnikova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: *4061930@mail.ru

The article is devoted to the use of negative emotions in Russian and foreign advertising. The authors analyzed the boundaries of the use of negative emotions in promotional materials.

Keywords: emotions in advertising, emotional advertising, negative emotions, positive emotions, negative emotions.

Существует общепринятое мнение, что реклама должна вызывать положительные эмоции, создавать приподнятое настроение и оставлять приятное «послевкусие». Это распространенное и ложное мнение осталось, по-видимому, от тех времен, когда реклама рассматривалась как вид искусства и оценивалась по удовлетворению эстетических параметров целевой аудитории.

Рекламисты обладают широким арсеналом средств воздействия на свою целевую аудиторию, начиная от возможности ввести человека в приятные воспоминания до возможности создать у человека оцепеняющее чувство тревоги [1].

Почему из всего арсенала воздействия на аудиторию с завидным постоянством выбирается шок, негативные эмоции?

Если обратиться к учебникам рекламы, то можно увидеть, что еще в 1896 году Э. Левис разработал классическую модель поведения пользователей на пути к покупке - АША (attention - внимание, interest - интерес, desire - желание, action - действие). Каждое слово

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

обозначает собой определенную стадию, на которой находится потенциальный покупатель от момента знакомства с товаром до решения его приобрести.

Итак, в первую очередь реклама должна привлечь внимание потенциального покупателя. Особенно с учетом того факта, что в статье нами рассматривается именно наружная реклама, можно сделать вывод, что первый компонент модели АГОА является основополагающим, поскольку у адресанта есть всего несколько секунд (3-5 секунд способен удержать снимание на рекламном баннере пешеход, и всего лишь 1-2 секунды водитель) на то, чтобы завладеть вниманием потребителя. От этих мгновений зависит весь успех и эффективность конкретной рекламной кампании.

Эмоции «негативного» круга более насыщены энергией, пробуждают мощные силы и управляют мотивами гораздо эффективнее, чем эмоции положительные. Это закономерно и легко объяснимо, так как если вспомнить историю человечества - именно такие эмоции как гнев, страх, злость, стыд, обида, страдание отвечали за поведение человека в различных жизненно важных обстоятельствах. Например, не будет человек испытывать страх от нападения медведя, тигра или носорога - не будет возможности эффективно и оперативно избежать нападения дикого животного, и человек окажется убитым в схватке, соответственно, не сможет оставить после себя наследия в виде продолжения собственного рода.

Кроме этого, в словаре любого языка того факта, что слов, обозначающих негативные эмоции, можно встретить в 5-10 раз чаще, чем слов, обозначающих эмоции положительные [2].

Отрицательные эмоции человека - такие, как, допустим, страх, могут быть чрезвычайно сильными. Этот фактор порой спекулятивно используется рекламистами для "запугивания" потребителя проблемой, которая ему грозит в случае отказа от их чудодейственного товара. Когда человек находится в состоянии испуга, манипулировать его действиями не составляет никакого труда [3]. Насколько этичны и допустимы такие рекламные шаги - вопрос сложный и серьезный и, скорее всего, решать это нужно в каждом конкретном случае.

Страх дурно пахнуть, быть несостоятельным в каком-то из вопросов, где необходимо иметь навыки и компетенции, выглядеть постаревшим и уставшим - вот темы, которые беспокоят человечества на протяжении практически всего его существования. Страхи такого характера чаще всего интегрируются с негативными чувствами стыда за самого себя и презрения к самому себе.

Реклама, эксплуатирующая данные отрицательные эмоции, связанные с запахом изо рта, запахом пота и другими интимными вещами, должна быть предельно деликатна по отношению к покупателю. Она, по возможности, не должна вызывать чувства отвращения к самому себе.

Таким образом, рекламное сообщение может строиться на описании проблемной (опасной) ситуации и предложении путей выхода из нее. Вопрос лишь в том, каков предел страха, который могут затрагивать и эксплуатировать рекламные материалы? Для того, чтобы событие осталось в памяти, надо создать некоторый, не очень заметный, фон напряжения, возможно досады или злости. Эмоция страха может способствовать «якорению» в сознании потребителя. Естественно, с уровнем нагнетания нельзя переборщить - так как излишество в этой области скорее всего способно привести к полному отторжению рекламного материала.

Эмоция страха очень часто используется в рекламе безаварийного управления автомобилем. Также примеры использования негативных эмоций можно найти в рекламе средств фармацевтических компаний.

Например, реклама обезболивающего препарата "Солпадеин" призывает нанести боли ответный удар, как только та проявит себя. Здесь происходит обращение к укорененному в бессознательном каждого страху боли, и в качестве разрядки призыв к ответной агрессии.

Секция «Фундаментальные; и прикладные проблемы гуманитарных наук»

В рекламе детских жаропонижающих средств используется распространенный страх родителей перед неконтролируемым повышением температуры и, вследствие, ухудшения состояния у ребенка.

Эмоцию стыда, как правило, эксплуатируют в рекламе средств, избавляющих от несовершенств кожи и тела - прыщей, целлюлита, избыточного веса, обильного потоотделения и др.; в рекламе обучающих и тренинговых товаров и услуг - обучение ораторскому искусству, общению, тайм-менеджменту, иностранным языкам и многое другое. Непосредственное указание на отсутствии каких-либо навыков или физические недостатки - само по себе неприятно.

В этом смысле, реклама должна как бы заявлять: «Мы понимаем вашу проблему и пытаемся помочь вам справиться с ней». В рекламе не рекомендуется выставлять напоказ физические недостатки человека. Это может быть оправдано только в том случае, если результат борьбы с этими недостатками выглядит более значимым и убедительным. Другими словами, положительные эмоции должны превалировать.

Библиографические ссылки

1. Голубева Е.А. Негативные эмоции как инструмент современной рекламы // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/12/30391 (дата обращения: 16.12.2021).

2. Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии, 1999, 239 с.

3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

© Бурова Е.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.