Научная статья на тему 'ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ'

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
571
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕРВНАЯ СИСТЕМА / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ОРГАНИЗМ / РЕАКЦИЯ / ВНИМАНИЕ / NERVOUS SYSTEM / ENVIRONMENT / ORGANISM / REACTION / ATTENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юнусова М.П.

В этой статье рассматривается факторы влияющие на развитие и функционирование нервной системы ребёнка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGATIVE IMPACT OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT ON THE DEVELOPMENT OF THE NERVOUS SYSTEM IN CHILDREN

This article discusses the factors affecting the development and functioning of the child’s nervous system.

Текст научной работы на тему «ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ»

УДК 374.98

Юнусова М.П. студент ТашПМИ

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ

Аннотация: В этой статье рассматривается факторы влияющие на развитие и функционирование нервной системы ребёнка

Ключевые слова: Нервная система, внешняя среда, организм, реакция, внимание

Yunusova M.P.

Student of TashPMI NEGATIVE IMPACT OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT ON THE DEVELOPMENT OF THE NERVOUS SYSTEM IN CHILDREN

Annotation: This article discusses the factors affecting the development and functioning of the child's nervous system.

Key words: Nervous system, environment, organism, reaction, attention

Человек является субъектом социального мира. Он по-настоящему становится человеком только в мире людей. Все родители хотят, чтобы их дети были здоровыми и гармонично развитыми личностями. В этом плане особую значимость приобретает исследование реальной социальной среды ребёнка на каждом периоде развития и той среды, в которой практически находится и формируется Детство в целом.

Ребёнок несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

В этом случи самою главную роль играет нервная система ребёнка.

Основными клетками нервной системы являются нервные клетки -нейроны. Все нервные клетки, с которыми человеку предстоит прожить всю жизнь, образуются за 4-5 месяц внутриутробного развития. В дальнейшем они немного увеличиваются в размерах и приобретают специфические функции. Если клетки других органов постоянно обновляются и заменяются новыми, то число нервных клеток с возрастом уменьшается. В молодом и зрелом возрасте эти потери незаметны, в пожилом и старческом -замедляются реакции организма, ухудшается способность различать раздражители окружающей среды, ослабляется память. На развитие нервной

системы плода влияет здоровье беременной женщины и действие на ее организм факторов среды. Будущая мать должна избегать инфекционных заболеваний, нарушающих развитие плода. Малоподвижный образ жизни женщины во время беременности тоже является фактором риска: плод позже начинает проявлять двигательную активность, что тормозит созревание нервной системы.

У курящих матерей развивающийся плод страдает от недостатка кислорода, замедляющего развитие мозга. Крайне пагубно воздействие алкоголя. Он нарушает процессы развития нервных клеток и нервной системы в целом. Мозг становится уплощенным, число извилин уменьшается. У новорожденных нарушаются рефлексы и психические функции, они отстают в росте. Любые неблагоприятные воздействия на организм беременной женщины изменяют, состояние нервной системы матери и плода. В дальнейшем нервная система ребенка может стать менее устойчивой.

В подростковом возрасте даже небольшие дозы алкоголя отрицательно влияют на познавательные процессы. Ухудшается внимание, память и мышление. Наркотические вещества оказывают более сильное негативное воздействие на высшую нервную деятельность. Снижается реакция на факторы внешней среды. Возникают затруднения с восприятием, запоминанием и воспроизведением информации. Эмоции не соответствуют ситуации, что приводит к противоправному, конфликтному и агрессивному поведению. При больших концентрациях наркотиков в крови после начального возбуждения блокируется речемыслительная деятельность и многие функции организма вплоть до остановки дыхания.

В школьном возрасте необходимо правильно распределять учебную нагрузку. Умственно-эмоциональное напряжение возникает в процессе усвоения большого объема учебных знаний, при работе с компьютером и других условиях интенсивной умственной работы.

Умственно-эмоциональное напряжение может привести к развитию утомления, которое сопровождается чувством усталости. Утомление - это следствие напряженной и длительной работы.

Снижение работоспособности и развитие утомления при умственном труде происходит постепенно. На первом этапе наблюдается врабатывание. Затем наступает этап оптимальной работоспособности. В дальнейшем умственная продуктивность снижается. В школе у большинства учащихся это происходит после третьего урока. На это этапе человек справляется с умственной нагрузкой волевыми усилиями. Далее утомление нарастает. У учащихся старших классов признаки утомления проявляются на последних уроках в конце недели.

Утомление, возникающее ежедневно, способно накапливаться и переходить в переутомление. В организме становятся заметны глубокие изменения. Происходит нарушение ритма сердечных сокращений и артериального давления, потеря аппетита. Проявляются такие нервно-

психические расстройства, как раздражительность, капризность, беспричинные страхи, бессонница. Возникает стойкое снижение работоспособности и сопротивляемости организма неблагоприятным факторам. При переутомлении эти признаки не исчезают после кратковременного отдыха или достаточного по продолжительности ночного сна. Для полного восстановления сил требуется длительный отдых, а иногда лечебные процедуры.

Развитие утомления можно замедлить, если входить в работу постепенно, соблюдая благоприятный ритм. Нужно планировать свою работу, а также чередовать труд и отдых. При умственной работе физические упражнения малой и средней интенсивности снимают нервно -психическое напряжение и способствуют появлению положительных эмоций. Упражнения высокой интенсивности нежелательны, так как ведут к перенапряжению.

Для поддержания высокой умственной работоспособности необходимо соблюдать такие гигиенические условия в помещениях, как регулярное проветривание, влажная уборка, освещенность, оптимальная температура.

Использованные источники:

1. Бабушкина Н.П., Черепанова М.В. Влияние экологических факторов на развитие детского организма. - Владивосток: ВГЭУ, 2004.

2. Беляков В.А., Васильев А.В. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на физическое развитие детей // Гигиена и санитария. - 2003. - № 4.

3. Гигиенические аспекты окружающей среды. - М .: Медицина, 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.