Научная статья на тему 'Отречение Николая II: конспект урока истории. . '

Отречение Николая II: конспект урока истории. . Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
800
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРЕЧЕНИЕ НИКОЛАЯ II / ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ / ТРАГЕДИЯ ЛИЧНОСТИ / КРИЗИС ВЕРЫ / НРАВСТВЕННОСТИ / ТРАГЕДИЯ НАРОДА / ТРАГЕДИЯ СТРАНЫ / КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКИЙ / КРИЗИС ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / КРИЗИС СОЦИАЛЬНЫЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кадыкова Ольга Мамедовна

В статье представлен конспект урока, в котором реализован деятельностный подход в обучении. Приведён пример организации развивающей учебной деятельности на историческом материале

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отречение Николая II: конспект урока истории. . »

Your complimentary use period has ended. Thank you for using PDF Complete.

Click Here to upgrade to Unlimited Pages and

іром pea-гдён npu-юсти на

историческом материале.

Кадыкова Ольга Мамедовна

ГОУ ЦО № 641 имени Сергея Есенина заместитель директора по научно-методической работе г. Москва кота641 @уапс1ех.ги

Отречение Николая II: конспект урока истории

Как можно дать урок, который формирует субъективное восприятие исторических событий?

Ключевые слова: отречение Николая II, лист рефлексии деятельности на уроке, трагедия личности; кризис веры, нравственности; трагедия народа;трагедия страны; кризис политический; кризисэкономи-ческий; кризис социальный.

| 1 истории есть темы, которые требуют личностного I У осмысления, переживания, формирования независимого отношения к историческому факту, которые могут служить индикатором гражданской позиции, нравственным ориентиром в жизни. Субъективное восприятие таких исторических вопросов является первым шагом к адекватному поступку, действию, принятию того или иного решения, социальному выбору. Оно должно предостеречь от формальной оценки событий и поступков современников. Предлагаю пример такого урока.

Тема урока:« Отречение Николая II»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Урок размышление с элементами рефлексивного анализа.

Цель: Изучить на теоретическом уровне информацию, входящую в содержание темы урока. Продолжить формирование представлений о причинах, следствиях, проявлении исторических фактов.

Продолжить формировать навыки работы с историческими документами и источниками.

Используя личностные ассоциации, субъективное восприятие ученика, добиться личного (авторского) понимания, отношения, трактовки факта отречения Николая П.

Социализировать эту позицию через формы работы на уроке. Продолжить создание ситуаций на уроке, стимулирующие активизацию

логического, абстрактного мышления, прослеживая исторический факт в динамике: вчера, сегодня, завтра, через субъективный образ.

Схема: Я и проблема: вчера, сегодня, завтра.

Создать комфортные условия, ситуацию успеха, так как субъективное мнение не может быть ошибочным, главное его сформулировать.

Создать условия дгея анализа и коррекции своих взглядов через общение с учителем и одноклассниками.

Подвести учащихся к рефлексии своих представлений, знаний, деятельности по данной теме, потребности в самооценке себя, как участника исторического процесса через отношение к данному событию.

Оборудование: учебник, тетрадь, доска, раздаточный материал:

Документы по теме;

Оценочный лист;

Лист рефлексии деятельности на уроке.

Лист для работы в группе.

Ход урока. Теоретический план урока.

1.Организационный момент.

Взаимное приветствие (начало общения учителя и учеников);

Определение отсутствующих;

Проверка готовности учащихся к уроку;

Организация внимания учащихся.

Место урока среди других (урок усвоения новых знаний).

Инструкции к деятельности на уроке:

1.У вас на столе лежит оценочный лист, который вы заполните в течение урока;

Ф.И. ученика Ассоци- ация Работа в группе Обсуж- дение Доку- мент Домашнее задание Итог

1. Лист рефлексии, который заполните в конце урока. Сдадите мне в конце урока.

2. Записи в тетради делайте самостоятельно и параллельно с объяснением и работой на уроке;

3. Все, что я буду писать на доске, вы должны перенести в тетрадь.

Сообщение краткого плана урока.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний.

Учебно-воспитательная задача этапа:

Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала. Формировать целенаправленный характер деятельности учащихся. Научить учащихся формулировать цель и выбрать конкретные средства для ее достижения. Тема нашего урока: Отречение Николая П.

Формулировка и процесс принятия цели урока учащимися:

Your complimentary use period has ended.

Thank you for using acTep-KAacc PDF Complete.

Click Here to upgrade to Unlimited Pages and

том

OHO

! Ка/вдши ш паъ ССИЧЯЯ или иили ДЛЯ

страны, личности тогда в 1 СИ □ году □ Каким образом оно может быть оценено в будущем Итак, отречение Николая Ш вчера, сегодня, завтра. И есть ли вообще ответ на эти вопросы □Давайте вместе поразмышляем. □

Практическая значимость изучения этой темы.

Зачем это нужно □ Насколько эта тема актуальна □ Давайте вспомним недавние события: идентификация останков царя; перезахоронение останков царской семьи; канонизация Николая Щ резонанс в стране и в мире по этому поводу. Как же я могу к этому относиться □ С какой позиции прозвучит мое мнение. Я часть страны, я могу, хочу иметь свое мнение. Я и отречение Николая Ш

Постановка перед учащимися учебной проблемы:

Чем же явилось отречение Николая 11: субъективным или объективным фактором Ш

Для этого давайте ответим на вопросы, которые мы изучали ранее, проверим небольшой работой знания некоторых моментов истории России к февралю. Мы будем работать по следующему плану (см. Приложения).

Проверка домашнего задания в виде мини-теста из пяти вопросов.

Учащиеся отвечают в рабочей тетради, затем переносят ответ в оценочный лист. (□ III -тест да -1, нет-

0. Ответ: код.)

□ ШИестП

1 Действительно, что одной из главных причин инфляции в России была первая мировая война Ш

2.Можно считать, что влияние Распутина на царя, явилось основной причиной политического кризиса в России к Ш Пгоду □

3.Все партии в России к концу 1СИ6 года разделились на три части, относительно вопроса о войне, забыв свои политические разногласия, на оборонцев, центристов, пораженцев. Так ли этоП

□Россия в □ Мировой войне была в составе □Тройственного союза □ Так ли это

□ Согласны ли вы, что альянс- это союз, объединение на основе договорных обязательств.

1 1

2 0

3 0 код

□ 0

□ 1

□ Этап усвоения новых знаний.

Учебно-воспитательная задача этапа:

Дать конкретное представление об изучаемом факте. Добиться усвоения способов и путей, приведших к обобщениям, метода воспроизведения материала, уровня усвоения. Беседа с целью определения ассоциаций.

Итак СОтречение Николая □ С чем ассоциируется у вас это событие □ Что это такое □ Какие ассоциации могли возникнуть в феврале 1И года, после того как было объявлено об отречении Николая Шот престола □( Учащиеся называют ассоциации. Учитель записывает на доске, разделив доску на две части, но не обозначив их.)

1. сторона ассоциации Субъективные (личностные) трагедия личности; страх; трагедия русского народа; кризис нравственности; кризис веры; наказание за грехи; посланные муки; потеря веры;

потеря спасителя; потеря отца; неизвестность ...

2. сторона ассоциации Объективные (факт) политический кризис; кризис власти; факт;

закономерность;

демократия;

выбор;

начало нового периода; катастрофа государства; итог войны;

решение аграрного вопроса;

Учитель подводит итог: СИтак, ваши ассоциации записаны в двух колонках. Почему Ш

Вывод: Восприятие субъективно, а событие объективно.

Работа в группах с документами.

Цель: Обобщить и найти конкретную основу для своих ассоциаций по факту отречения Николая И.

Класс делится на шесть групп примерно по пять человек. Каждая группа получает текст документа, по которому делается вывод.

Смысл ответа: Отречение Николая это

Трагедия личности;

Кризис веры, нравственности;

Трагедия народа;

Трагедия страны;

Кризис политический;

Кризис экономический;

Кризис социальный.

Вывод: Эти понятия одновременно являются причиной и следствием отречения Николая Нот престола.

Задание по документам: На основе содержания документа сделать выводы о

ситуации в России к февралю 1П1 □ года. Как эти

факты повлияли на отречение Николая 11 ре дета вить

выводы в виде схемы.

Your complimentary use period has ended. Thank you for using PDF Complete.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Click Here to upgrade to Unlimited Pages and

ПТ1В ппГСМ ТТЛСКСШЩрШ Чг'^дОрОВНЫ

Николаю П. Сентябрь ИДО

Некоторые сердятся, что я вмешиваюсь в дела, но моя обязанность тебе помогать. Даже в этом меня осуждают некоторые министры и общество: они все критикуют, а сами занимаются делами, которые их совсем не касаются.

Март 1Д6.

Горько разочаровываться в русском народе такой он отсталый; мы стольких знаем, а когда приходится выбирать министра, нет ни одного человека, годного на такой пост.

Июль 1Д6.

Наш Друг находит, что, во избежание больших потерь, не следует так упорно наступать.

Сентябрь 1П6.

О, прошу тебя, повтори свой приказ Брусилову, прекрати эту бесполезную бойню... Ты должен на этом настоять... Наши генералы не щадят жизней □ они равнодушны к потерям, а это грех.

Ноябрь 1И 6.

Пока не забыла, должна тебе передать то, что видел во сне наш Друг. Он просит тебя отдать приказ вести наступление у Риги.

Документ ПИ Из воспоминаний Ш . [Родзянко.

В ночь на 1П декабря 1Д6 г. произошло событие, которое по справедливости надо считать началом второй революции □ убийство Распутина. Вне всякого сомнения, что главные деятели этого убийства руководились патриотическими целями. Видя, что легальная борьба с опасным временщиком не достигает цели, они решили, что их священный долг избавить царскую семью и Россию от опутавшего их гипноза. Но получился обратный результат. Страна увидела, что бороться во имя интересов России можно только террористическими актами, так как законные приемы не приводят к желаемым результатам.

Схема ответа □

Группа 2.

Документ Щ [Из записки министра внутренних дел А.Д. Протопопова.

Финансы расстроены, товарообмен нарушен... пути сообщения Пв полном расстройстве... Двоевластие (ставка и министерство) на железных дорогах привело к ужасающим беспорядкам... Наборы обезлюдили деревню, остановили землеобрабатывающую промышленность... Общий урожай в России превышал потребность войска и населения; между тем система запрета вывозов □ сложная, многоэтажная, □ реквизиции, коими злоупотребляли, и расстройство вывоза создали местами голод, дороговизну товаров и общее недовольство... Многим казалось, что только деревня богата; но товара в деревню не шло, и деревня своего хлеба не выпускала. Но и деревня без мужей, братьев, сыновей и даже подростков тоже была несчастна. Города голодали, торговля была завалена, постоянно под страхом реквизиций. Единственного пути к установлению цен □ конкуренции Пне существовало... Таксы развили продажу Сиз-под полыЦ получилось Пмародерство Ц не как коренная болезнь, а как проявление недостатка производства и товарообмена... Армия устала, недостатки всего понизили ее дух, а это не ведет к победе.

Документ . Из записок председателя.............

Государственной Думы М.В. Родзянко

С продовольствием стало совсем плохо. Города голодали, в деревнях сидели без сапог, и при этом все чувствовали, что в России всего вдоволь, но нельзя ничего достать из-за полного развала в тылу. Москва и Петроград сидели без мяса, а в это время в газетах писали, что в Сибири на станциях лежат битые туши и что весь этот запас в полмиллиона пудов сгниет при первой же оттепели. Все попытки земских организаций и отдельных лиц разбивались

о преступное равнодушие или полное неумение что-либо сделать со стороны властей. Каждый министр и каждый начальник сваливал на кого-нибудь дру-

гого, и виновника никогда нельзя было найти. Ничего, кроме временной остановки пассажирского движения, для улучшения продовольствия правительство не могло придумать.

Your complimentary use period has ended. Thank you for using PDF Complete.

Click Here to upgrade to Unlimited Pages and Exp

Голод в городе

Нет предметов

Бездеятельность

Кризис транспорта

Группа 3.

Документ Щ [Из воспоминаний В. В. Шульгина о февральских днях ! 1 1г.

Мы были рождены и воспитаны, чтобы под крылышком власти хвалить ее или порицать... Мы способны были , в крайнем случае, безболезненно пересесть с депутатских кресел на министерские скамьи... Под условием, чтобы императорский караул охранял нас. Но перед возможным падением власти, перед бездонной пропастью этого обвала у нас кружилась голова, и немело сердце...

Пулеметов вот чего мне хотелось. Ибо я чувствовал, что только язык пулеметов доступен уличной толпе и что он, свинец, может загнать обратно в его берлогу вырвавшегося на свободу страшного зверя □

Увы □ этот зверь был... Его Величество русский народ...

То, чего мы боялись, чего во что бы то ни стало, хотели избежать, уже было фактом. Революция началась.

Документ□□□СИз листовок Петербургского и Выборгского районного комитетов большевиков 1 □ февраля И □! ШТ.

Ждать и молчать больше нельзя. Рабочий класс и крестьяне, одетые в серую шинель и синюю блузу, подав друг другу руки, должны повести борьбу со всей царской кликой, чтобы навсегда покончить с давящим Россию позором... Настало время открытой борьбы...

Схема ответа.

Озлобленность к власти

Неверие в царя

Страх правит народом

Беспорядки на улице

Неспособность власти управлять

Активность революционных масс

КРИЗИС экономический во всех

сферах

Группа □

Документ □□ СИз писем императрицы Алек сандры Федоровны Николаю П зимой-1П1Ш 1 □! От.

В Думе все дураки; в Ставке сплошные идиоты; в Синоде одни только животные; министры □ мерзавцы... Дипломатов наших надо перевешать; разгони всех, назначь... новых министров... поскорей закрой Думу... Думу надо прихлопнуть; заставить их дрожать. Все они должны научиться дрожать перед тобой. Тебя должны бояться. Покажи, что ты хозяин... Мы, слава Богу, не конституционное государство и не смеем им быть. Наш народ не подготовлен к этому, и, слава Богу, наш император □ самодержец. Будь Петром Великим, Иваном Грозным и Павлом Первым, сокруши всех... Будь решительным и более самодержавным, показывай свой кулак...

Документ ШШИз речи П. Н. Милюкова на зассда нии ШП [Государственной Думы

1 ноября 1 16 г. Мы потеряли веру в то, что власть может нас привести к победе... Когда со все большей настойчивостью Дума напоминает, что надо организовать тыл для успешной борьбы, а власть продолжает твердить, что организовать (тыл) значит организовать революцию, и сознательно предпочитает хаос и дезорганизацию, что это глупость или измена □ Мы имеем много, очень много отдельных причин быть недовольными правительством... Но все частные причины сводятся к одной: неспособности и злонамеренности дан-

КРИЗИС

политический

Your complimentary use period has ended. .

Thank you for using Мастер-класс PDF Complete.

Click Here to upgrade to Unlimited Pages and

ное ЗЛО, игрышу

лаю

Документі ПГГелеграммаШ .В. Родзянко Нііко □февраля І 1 її.

Схема ответа.

Положение серьезное. В столице анархия. Правительство парализовано. Транспорт продо-

Группа □

Документ □ □□ □ Из письма великого князя Александра Михайловича Николаю ШйтШПдекаП бряНДШГ.

Мы переживаем сейчас опасный момент в истории России: вопрос стоит, быть ли России великим государством, свободным и способным самостоятельно развиваться и расти, или подчиниться германскому безбожному кулаку... И в это святое время... какие-то силы внутри России ведут Тебя

и, следовательно, Россию к неминуемой гибели. Я говорю: Тебя и Россию вполне сознательно, так как Россия без царя существовать не может, но нужно помнить, что царь один править таким государ-

вольствия и топлива пришел в полное расстройство. Растет общественное недовольство. На улицах происходит беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя. Всяческое промедление смерти подобно. Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца. В ответ на эту телеграмму царь сказал: СОпять этот толстяк Родзянко мне написал разный вздор, на который я ему не буду даже отвечать □

Схема ответа-

ством, как Россия, не может; это надо раз навсегда себе усвоить. Все министры должны быть выбраны из числа лиц, пользующихся доверием страны и деятельность которых общеизвестна. Такое министерство должно представить Тебе подробную программу тех мер, которые должны проводиться в связи с главной задачей момента, т.е. победы над германцами, и включать те реформы, которые могут проводиться попутно, без вреда для главной цели, и которых ждет страна.

Группа 6.

Документ11.[Из показаний царского министра внутренних дел А. Д. Протопопова Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства летом И □! ШТ.

Финансы расстроены, товарообмен нарушен, производительность страны □ на громадную убыль. Пути сообщения в полном расстройстве, что чрезвычайно осложнило экономическое и

Click Here to upgrade to Unlimited Pages and

Your complimentary use period has ended.

Thank you for using ____

PDF Complete.

1НЮ,

пен-

ищуиии;я цшмадныи нсдиишшк раиОчеи силы... Деревня без мужей, братьев, сыновей и даже подростков тоже была несчастна.

Города голодали, торговля была задавлена, постоянно под страхом реквизиций... Товара было мало, цены росли, развилась продажа из-под полы, получилось мародерство. Армия устала, недостатки всего понижали ее дух... Упорядочить дело было некому.

Документ СШ [Из писем А. А. Клопова Николаю Ш

Ваше Императорское величество □

Россия накануне катастрофы. Никогда это еще не чувствовалось так реально, как теперь... В стране нет доверия к власти, у Вас же нет доверия к стране, доверия настолько, чтобы дать ей то Правительство, которое она хочет и которому может верить. Теперь ради счастья и спасения России все сошлись на одной мысли: перенести ответственность монарха на правительство и сам народ в лице Государственной Думы...

Государь, Вы переживаете такой момент, который, быть может, не повторится в истории монархов. Россия переросла свое правительство и теперь от Вас зависит, что будет написано на страницах ее истории: СРеволюцияП или СВеликие преобразования □

Довольно крови мы от нее в ужасе. Итак, смена правительства и системы управления до созыва Государственной думы неизбежны. Да благословит Вас Бог на этот путь □ Не бойтесь, этот шаг не новшество. Это естественный исторический путь, которым шли почти все культурные страны, и для России настал час, когда монарху надо возвестить этот путь народу по своей воле для спасения родины, не дожидаясь, чтобы он был проведен самой страной □

Схема ответа □

астер-класс

□ Первичное закрепление □ обобщение новых знаний.

Построение и объяснение логической схемы учителем. Нарисовать на доске, учащиеся у себя в тетради.

Учитель: Чтение □ Манифеста об отречении Николая ШИП Краткий комментарий по тексту.

□ ШЗакрепление через личностное осмысление знаний Сиолученных на уроке.

Итак, что же такое отречение Николая сегодня

Для каждого из вас с позиции начала 21 века.

Учащиеся высказывают свое мнение.

■ Исторический факт

■ Трагедия

■ Катастрофа

■ Закономерность

■ Урок истории

■ Плата за грехи

■ Нет ответа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Ответ в духе времени

Каждое из мнений обосновать примерно пятью предложениями.

□ Домашнее задание.

А что же завтрак

Через рефлексию урока, подумайте, чем будет, отречение Николая через несколько лет и отчего это будет зависеть □

□ Заключение.

Самоанализ учителем урока, относительно целей урока.

Подведение итогов.

Your complimentary use period has ended. Thank you for using PDF Complete.

Click Here to upgrade to Unlimited Pages and

Покатился к ногам,

Ему не вернуться На место святое

Уже голова, что Россией звалась.

Стала вдруг

Двух или трех □головой.

Святость затоптана Верною паствой,

Вот и свобода.

Что делать Ото с ней Много ее для любого народа,

Ну а для русского,

С верхом □

Налей □

Выпьем за Родину,

Веру и что же там ...

Трудно так сразу Замену найти,

Святость свободою Стала так запросто,

Что помолиться забыли все мьЛ Семьдесят лет В забытьи и безверии.

Только свобода звала впереди, Но горизонтом Была наша Родина,

Даже в мечтах

автор- Не смогли мы дойти.

Боль и любовь.

Никому не понятная,

Мучает душу Свободной тоской.

Хочет покаяться,

Хочет очиститься,

Только вот некому Выплеснуть боль.

Наши дела,

Во грехов искупление Жалкие образы веры в ничто...

Мы потеряли

Дорогу, что к Господу

И без тропинки идем напролом.

Много потеряно,

Много не найдено,

Трудно идти в темноте перемен.

Я так хочу из сиротского холода Вырваться с теплой душой насовсем.

Список литературы

1. Конаржевский ЮЛ. Анализ урока,- М.: Образовательный центр [Педагогический ттоискф N11- 336с.

2. Штейнберг В.Э.Дидактические многомерные инструменты. Теория, методика, практика. □ М.: Народное образование,2002. ЗОГс.

3. История Отечества в документах, 1ПЮ1ШЗ гг Ч. 1-я. 1 □ П-1 С20 гг. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы □Составитель Г.В. Клокова, -М.: ИЛБИ, 1 ШИ- 22Гс.

В статье представлен сценарий урока математики в

1 классе по теме «Величины. Длина». Автор делится опытом, как организовать деятельность обучающихся на уроке введения новых знаний.

Боякинова Ганна Николаевна

учитель начальных классов МОУ «Октемский лицей» с. Октемцы Хангаласский улус Республика Саха (Якутия) bi-ega@inbox.ru

Освоение способа измерения длины

Как организовать деятельность обучающихся на уроке введения новых знаний?

Ключевые слова: сценарий урока; деятельностная технология; освоение способа измерения длины; приёмы сравнения и обобщения

Сценарий урока математики в 1 классе по теме «Величины. Длина»

Цели урока:

1. Формирование представления о величинах и их измерении.

2. Освоение способа измерения длины с помощью различных мерок и линейки.

3. Выявление зависимости между результатом измерения длины и величиной мерки.

□ Знакомство с величиной длина и единицами измерения длины (дюйм, фут, ладонь, шаг, сажень, харыс, тутум (единицы измерения у якутов), сантиметр).

□ Развитие логического мышления, приёмов сравнения и обобщения, анализа и синтеза, речи.

6. Воспитание коллективизма, любознательности, с амо стоятельно ста.

Оборудование: коробка, на которой стоит знак

□□□, 2 веревки; мерки; линейки

Урок введения новых знаний, построен в деятельностной технологии. Изучение величин в первом классе по программе Л. Г. Петерсон начинается с изучения отрезка и его частей (урок № □ часть 2). На этом этапе дети учатся правильно измерять отрезки, чертить отрезки заданной длины, то есть приобретают измерительные умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.