Научная статья на тему 'Отражение возрастной стратификации савромато-сарматских племен эпохи раннего железа в погребальной обрядности'

Отражение возрастной стратификации савромато-сарматских племен эпохи раннего железа в погребальной обрядности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
246
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САВРОМАТЫ / САРМАТЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ВОЗРАСТ / ОБРЯДНОСТЬ / КЛАСТЕР-АНАЛИЗ / ФАКТОР-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Берлизов Николай Евгеньевич

Статья посвящена выявлению индикаторов возрастной принадлежности в погребальных памятниках савромато-сарматской археологической культуры и проблеме связи возрастной принадлежности индивида с его социальным статусом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отражение возрастной стратификации савромато-сарматских племен эпохи раннего железа в погребальной обрядности»

УДК 902/904

Берлизов Николай Евгеньевич Berlizov Nikolay Evgenievich

кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории и музееведения

Краснодарского государственного университета

культуры и искусств

berlizov@mail.ru

ОТРАЖЕНИЕ

ВОЗРАСТНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ САВРОМАТО-САРМАТСКИХ ПЛЕМЕН ЭПОХИ РАННЕГО ЖЕЛЕЗА В ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ

PhD in History, associate professor of the chair of history and museology, Krasnodar State University of Culture and Arts

berlizov@mail.ru

REFLECTION OF AGE STRATIFICATION OF SAVROMAT-AND-SARMATIAN TRIBES OF EARLY IRON AGE IN FUNERARY RITUALISM

Аннотация:

Статья посвящена выявлению индикаторов возрастной принадлежности в погребальных памятниках савромато-сарматской археологической культуры и проблеме связи возрастной принадлежности индивида с его социальным статусом.

Ключевые слова:

савроматы, сарматы, социальный статус, возраст, обрядность, кластер-анализ, фактор-анализ.

The summary:

The article is dedicated to the identifying indicators of age accessories in funerary monuments of savromat-sarmatian archeological culture and the problem of correlation between the age accessories of the individual and his social status.

Keywords:

savromatians, sarmatians, social status, age, ritualism, cluster analysis, factor analysis.

Возрастные отличия играли значительную роль в общественном положении человека эпохи первобытности. Вместе с тем далеко не всегда они точно определяются для погребенных. Поэтому имеет смысл выявление обрядовых индикаторов возраста. Это может позволить упростить возрастную атрибуцию комплексов и проверить наличие связи этих характеристик с положением погребенных и погребального инвентаря. Данная гипотеза была проверена в ходе многомерного анализа древностей савромато-сарматской археологической культуры. В исследуемую выборку вошли 4 493 комплекса, описанные по 105 признакам. Первые 10 из них являются внеобрядовыми интерпретаторами и связаны с географической, этнокультурной, хронологической и половозрастной атрибуцией погребенных (подробно о методике см. [1; 2]).

В данной работе мы рассмотрим результаты выявления универсальных критериев для выявления возрастных различий в обрядности савромато-сарматской культуры, существовавшей с VII в. до н.э. по конец IV в.н.э. В дальнейшем планируются работы, знакомящие с результатами анализа по ее отдельным периодам.

Итак, судя по результатам фактор- и кластер-анализа 957 комплексов, для которых определялся возраст, к числу этих критериев можно отнести признаки «надмогильная конструкция», «характер подкурганного погребения», «вид захоронения», «число костяков в могиле», «поза погребенного», «ориентировка», «число сосудов», «амфора в ногах, слева или в насыпи», «металлические кувшин, кубок, сковорода, обкладки для сосуда», «предметы туалета из драгоценных металлов», «плотницкий инструмент», «орудия для жертвоприношения», «кости овцы и их размещение». Объективность данного набора характеристик подтверждается результатами кластер-анализа по данным признакам (с учетом половой принадлежности). Он позволил выделить кластеры погребений стариков, зрелых людей, юношей, подростков и детей. Смешанные кластеры часто объединяли комплексы из смежных возрастных групп (ребенок + подросток, подросток + юноша и т.д.). Можно отметить следующие возрастные особенности обряда, общие для всей савромато-сарматской культуры:

В мужской подгруппе младенцы (учтено 2 комплекса) во всех случаях похоронены под земляными насыпями эпохи раннего железа, где их могилы могут быть как впускными, так и основными. Все они похоронены индивидуально либо в парных погребениях и всегда вытянуты на спине. Ориентировка - всегда меридиональная. Младенцев сопровождает не более 1 сосуда. Из орудий труда могут встречаться ножи. Остальные обрядовые индикаторы возраста отсутствуют.

Погребения мальчиков-подростков (55 комплексов) фиксируются под земляными (иногда с кромлехом) либо каменно-земляными насыпями. Они могут быть основными либо впускными

в насыпь эпохи бронзы, железа или курган-кладбище «своей» культуры. Эти погребения могут быть индивидуальными, встречены в парных и коллективных захоронениях. Как и младенцы, они всегда вытянуты на спине, но могут лежать головой в любую сторону. Количество сосудов варьирует от полного отсутствия до 4 и более. Обычны погребения без керамики либо с 1 сосудом. Фиксируются ножи, оселки либо наборы (нож + оселок, нож + оселок + пряслице). Встречаются ножи с костями животных либо парные большие жертвенные ножи. Кости жертвенных овец представлены останками целых туш, ребрами, ножками, сочетанием ребер и ножек либо ножек и черепа/челюсти. Они могли лежать в головах, справа от погребенного, на нем, на алтаре (в миске). Иные обрядовые индикаторы возраста отсутствуют.

Погребения юношей (184 комплекса) совершались под насыпями той же конструкции, что и подростковые, либо были бескурганными. Они могут быть основными, впускными в курганы или в дюны. Обычно они индивидуальны, но встречаются в парных и коллективных захоронениях. С доминирующей вытянутой позой сочетается положение ничком. Ориентировка разнообразна. Количество сосудов разнообразно, но чаще колеблется от полного отсутствия до 2. В юношеском погребении может встречаться амфора слева от костяка, металлический кубок. Отмечены ножи, оселки и пряслица, как по одиночке, так и в различных комбинациях, тесла, ножи с костями животных. Ассортимент останков жертвенных овец таков же, как и у подростков. Размещение их относительно погребенного пополняется вариантом «в головах и справа».

Возмужалые мужчины (158 комплексов) покоились под курганами той же конструкции, что и юноши с подростками либо в бескурганных могилах. Их погребения могут быть основными, впускными в насыпи разных эпох, дюнными, индивидуальными, парными и коллективными. Хоронили их по преимуществу на спине вытянуто, но встречается скорченное положение на правом или левом боку либо вытянутое на правом боку. Ориентировки разнообразны. Количество сосудов разнообразно (обычно 1-3). Амфоры не зафиксированы. Встречаются металлические кувшины и золотые обкладки деревянных сосудов. Обычны ножи, оселки и пряслица как по одиночке, так и в различных комбинациях. Помимо тесел, встречаются стамески и пешни. Фиксируются ножи с костями животных. Набор останков жертвенных овец в этой группе пополняется лопатками. Располагаются они там же, где и в юношеских погребениях, а также одновременно на костяке и на алтаре (в миске).

Погребения зрелых мужчин (79 комплексов) совершались под курганами такого же устройства, как в предыдущей группе, либо были бескурганными. Они были основными либо впускными под курганами. Встречаются в погребениях, содержащих не более 3 костяков. Преобладает вытянутая на спине поза погребенных, но отмечена и вытянутая на правом боку, а для к. 2 у ст. Павловской Ф.Д. Нефедов описал позу сидя на коне (?) [3, т. 3, с. 30-31]. Ориентировки разнообразны. Амфоры слева и в ногах не фиксируются, зато встречаются металлические кубки. В состав инвентаря могут входить нож, оселок или пряслице порознь либо в наборе. Встречаются ножи с костями жертвенных животных. Из костей овцы встречаются ребра и кости ног порознь и вместе, позвоночник. Они могли помещаться в головах у погребенного, справа (либо и в головах, и справа), на алтаре (в миске), справа и в горшке.

Погребения стариков (2 комплекса) покоятся под земляными насыпями эпохи раннего железа, где могут быть и основными, и впускными. Они индивидуальные. Погребенные вытянуты на спине либо на животе. Из ориентировки исключен западный сектор. Их сопровождало не более 2 сосудов. Амфоры, металлические сосуды, мелкий и плотницкий инструмент, орудия для жертвоприношения, кости овцы отсутствовали.

Независимо от возраста во всех мужских погребениях отсутствуют предметы туалета из драгоценных металлов.

В женской подгруппе анализируемые признаки распространяются в возрастных группах несколько иначе. Девочки младенческого возраста (24 комплекса) похоронены под земляными насыпями (иногда с кромлехом) либо в бескурганных могилах. Их погребения могут быть основными, впускными в курганы или дюны, грунтовыми. Они могут быть индивидуальными, парными либо находиться в погребениях, содержащих 4 и более костяков. Костяки всегда вытянуты на спине. Ориентировка разнообразна. Количество сосудов варьирует от полного отсутствия до 4 и более, хотя чаще встречается 1 сосуд. Амфоры отсутствуют. В состав инвентаря может входить металлический кубок. Встречаются ножи, пряслица, жертвенные ножи. Жертвенные овцы представлены целыми тушами, передней частью туши, ребрами, ногами, лопатками, лежавшими в головах погребенных, справа, в головах и под костяком человека.

Девочек-подростков (82 комплекса) хоронили под земляными (иногда с кромлехом) и каменно-земляными курганами либо вне курганов. Эти погребения могут быть основными либо впускными в курганы или дюны. Девочек-подростков хоронили индивидуально, в парных и, реже, коллективных погребениях. Костяки лежат вытянуто на спине, скорченно или вытянуто на

левом боку, ориентировка разнообразна. Количество сосудов столь же вариативно, как и в предшествующей возрастной группе (чаще 1 -2 сосуда). Амфоры могут помещаться в ногах погребенных, фиксируются металлические кубки. В состав инвентаря включаются ножи, оселки, пряслица, иногда сочетаются вместе нож и пряслице. Могут встретиться ножи с костями жертвенных животных. Зафиксированы находки ребер и костей ног овцы (иногда совместно). Они могли находиться в головах погребенной, справа, на алтаре (в миске), на погребенной.

Погребения девушек (184 комплекса) совершались под земляной или каменной насыпью либо не под курганом. Подкурганные погребения могут быть и основными, и впускными. Костяки девушек обнаружены в индивидуальных, парных и коллективных погребениях. Они лежат вытянуто на спине или правом боку, скорченно на левом или правом боку. Ориентировка различна. Количество сосудов по-прежнему варьирует от полного отсутствия до 4 и более, но чаще встречается 1 сосуд. В насыпи или заполнении могилы могут встречаться амфоры. В погребениях девушек встречаются также сковороды (патеры), металлические обкладки сосудов (иногда вместе с металлическим кувшином). Только в этой группе встречаются серебряные косметические принадлежности. Ножи, оселки и пряслица встречаются порознь и во всех возможных сочетаниях. Отмечены находки тесел и топоров, ножей с костями жертвенных животных. Фиксируется обычай помещения в могилу целой бараньей туши либо овечьих ребер, костей ног порознь и совместно, костей грудины. Варианты их размещения - те же, что и у девочек-подростков + сочетание «в головах и справа от погребенной».

Молодые женщины (117 комплексов) покоились под земляными (иногда с кромлехом) или каменно-земляными насыпями либо вне курганов. Обряд их погребения ближе обряду девочек-подростков, чем девушек. Они также могут быть грунтовыми, дюнными, подкурганными основными либо впускными, и похоронены индивидуально либо в парном или, реже, коллективном погребении. Костяки вытянуты на спине или правом боку либо скорчены на левом боку. Ориентировка разнообразна. Количество сосудов вновь колеблется от полного отсутствия до 4 и более, но чаще встречается 1-2 сосуда. Могут встречаться амфоры слева от погребенной, металлические кубки либо обкладки деревянных сосудов. Обычны находки ножей, оселков и пряслиц порознь и в наборах (хотя вместе все 3 предмета не встречаются). Из некоторых комплексов происходят тесла. Помимо ножей с костями жертвенных животных встречаются парные большие жертвенные ножи. Жертвенные овцы представлены целыми тушами, ребрами, костями ног, их сочетанием, набором из костей ног и черепа или туши одной овцы и ребер другой. Они могут размещаться в головах, справа, и в головах, и справа, на алтаре (в миске), на погребенной.

Зрелые женщины (67 комплексов) всегда похоронены под курганами чисто-земляными (иногда с кромлехом) либо из земли и камня. Они могут быть как основными, так и впускными. Останки их встречены в коллективных и парных, но чаще - индивидуальных погребениях. Они лежали вытянуто на спине, реже - скорченно на левом боку. Ориентировка разнообразна. Количество сосудов варьирует, как и в предыдущей возрастной группе. Амфоры отсутствуют, зато встречаются наборы из металлических кувшина и кубка. Мелкие орудия труда могут быть представлены ножом или пряслицем порознь либо в наборе или сочетанием ножа, оселка и пряслица. В составе инвентаря встречаются тесла, ножи с костями жертвенных животных. Из костей жертвенных овец представлены ребра, ноги порознь и «в комплекте», ребра, лопатки, позвонки и кости таза вместе. Они могли размещаться в головах, справа, на алтаре (в миске), справа и в сосуде одновременно.

Для старых женщин (3 костяка) свойственны погребения под земляными курганами (впускные в насыпях эпохи бронзы либо основные). Они всегда похоронены индивидуально и всегда вытянуты на спине. Из ориентировок исключен западный сектор. Сосуды либо отсутствуют, либо встречаются по 2. Из мелких орудий труда присутствуют только пряслица. Прочие обрядовые индикаторы возраста отсутствуют.

Говоря в целом о возрастных особенностях обряда савромато-сарматских племен можно отметить, что наиболее сложный обряд и престижный инвентарь характерен для погребений возмужалых мужчин и молодых женщин. В свою очередь простотой обряда и скромностью инвентаря отличается обряд младенцев и стариков обоего пола. Можно предположить, что в сав-ромато-сарматском обществе зрелые мужчины и молодые женщины находились в привилегированном положении, а младенцы и старики ограничены в правах.

Ссылки:

1. Берлизов Н.Е., Винидиктов А.П. К оценке информационных возможностей сарматского погребального обряда // Античная цивилизация и варварский мир (Материалы 7-го археологического семинара. Краснодар, 8-11 июня 1999 г.). Краснодар, 2000.

References (transliterated):

1. Berlizov N.E., Vinidiktov A.P. K otsenke informatsion-nyh vozmozhnostey sarmatskogo pogrebal'nogo obryada // Antichnaya tsivilizatsiya i varvarskiy mir (Materialy 7-go arheologicheskogo seminara. Krasnodar, July, 8-11, 1999). Krasnodar, 2000.

2. Берлизов Н.Е., Винидиктов А.П., Зеленский Ю.В., Пьянков А.В. Статистический анализ погребальных памятников сарматского времени - эпохи средневековья. Часть I. Памятники сарматского времени. Краснодар, 2003.

3. Нефедов Ф.Д. Отчет об археологических исследованиях в Южном Приуралье, произведенных летом 1887 и 1888 г. // Материалы по археологии восточных губерний России. 1899.

2. Berlizov N.E., Vinidiktov A.P., Zelenskiy Y.V.,

P'yankov A.V. Statisticheskiy analiz pogrebal'nyh pamyatnikov sarmatskogo vremeni - epohi sredne-vekov'ya. Chast' I. Pamyatniki sarmatskogo vremeni. Krasnodar, 2003.

3. Nefedov F.D. Otchet ob arheologicheskih issledova-

niyah v Yuzhnom Priural'e, proizvedennyh letom

1SS7 i 1SSS g. // Materialy po arheologii vostochnyh guberniy Rossii. 1S99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.