САГАЛАЕВА С. С., ХАРИЧКИН И. К.
ОТРАЖЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА РОССИИ В СМИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ Аннотация. Позитивный имидж государства является одним из ключевых элементов, обеспечивающих успешность внешнеполитической деятельности страны, эффективным инструментом коммуникации с целевыми группами. Значительная часть представлений о стране в общественном сознании иностранных граждан формируется вследствие влияния средств массовой информации. В статье рассматриваются особенности транслирования образа России британскими СМИ.
Ключевые слова: имидж России, массовое сознание, СМИ Великобритании, медиадискурс, внешнеполитический образ, публичная дипломатия.
SAGALAEVA S. S., KHARICHKIN I. K.
RUSSIA'S PERCEIVED IMAGE IN MEDIA DISCOURSE OF THE UNITED KINGDOM Abstract. The positive image of the state is a key element that assures the state's foreign-policy success and an effective communication tool for various target groups. A significant part of the national image in collective conscience of international societies is promoted via mass media. The article deals with the features of Russia's image cultivated by the British media.
Keywords: image of Russia, collective conscience, British mass media, media discourse, foreign policy image, public diplomacy.
Российскими и зарубежными исследователями уделено значительное внимание теме конструирования имиджа государства. Среди них как исследователи прошлого века (Эдвард Бернейс, Айви Ли), сделавшие ряд открытий в сфере публичной дипломатии и заслуженно именуемые сегодня «историческими отцами» PR, так и современные исследователи (С. Анхольт, Э. Галумов, А. Федякин), имеющие ряд трудов в области вопросов формирования позитивного образа государства в массовом сознании зарубежной аудитории.
На протяжении многих лет главным связующим звеном между событиями в мире и образами в общественном сознании реципиентов - представителей той или иной страны -являлись средства массовой информации, а в эпоху глобализации и информатизации их роль еще более возросла. И хотя Николас Кул в своем исследовании и выделял иновещание в отдельный компонент [3], но отдавал предпочтение по значимости иным структурным составляющим публичной дипломатии, то большинство исследователей последних лет отводят СМИ главенствующую роль в формировании внешнеполитического имиджа страны.
1
Объектом настоящего исследования является внешнеполитический имидж современной России в британском общественном сознании, транслируемый посредством авторитетных английских изданий. Предмет исследования - особенности и проблемы формирования позитивного внешнеполитического имиджа России в контексте развития отношений с Великобританией. Актуальность исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа эффективности внешнеполитического имиджа России в условиях обострения геополитического противоборства на международной арене.
Эмпирическим материалом данной исследовательской работы послужили тексты публикаций качественных британских газет: ежедневной The Guardian и еженедельного издания The Observer за 2017-2018 годы. The Guardian имеет тираж более 160 000 экземпляров в день, сайт газеты является самым посещаемым сайтом среди британских изданий [2]. The Observer является старейшей в мире воскресной газетой с еженедельным тиражом более 450 000 экземпляров.
Огромные объемы обновляющихся текстов с политической информацией в электронных ресурсах делают невозможным личное изучение человека с его содержанием. Для решения этой проблемы в настоящее время широко используются программные продукты аналитической обработки текстовой информации в рамках статистического подхода, включающие методы контент-анализа и др. [11, с. 102]. При проведении качественного и количественного контент-анализа нами были отобраны все публикации, по тексту которых содержится упоминание о России. В связи с тем, что издания имеют весьма высокий показатель по освещению российской тематики, нами было проанализировано в общей сложности 1437 статей, включающих в себя как публикации новостного потока, так и редакционные комментарии и колонки экспертов.
Образ России в английском дискурсе складывается как из исторически укоренившихся стереотипов, по словам британского историка Ч. Пирсона, о «неевропейской и агрессивной империи», так и из политической конъюнктуры настоящего, остро резонирующей с новыми информационными потоками. Существует разница в том, как события в нашей стране рассматриваются в России и за рубежом, что подвергается критике и какие выводы делают представители того или иного издания.
При качественном анализе эмпирический материал был разбит по тональностям публикаций: позитивные, умеренно позитивные, нейтральные, умеренно негативные и негативные публикации. Негативная тональность публикации предполагает транслирование негативного образа России, а также связанных с Россией понятийных единиц, передающееся открытой лексикой. Умеренно негативная тональность публикации предполагает транслирование связанных с Россией единиц когнитивной организации политического
2
сознания в негативно сдержанной форме. Такие публикации не содержат открыто-негативной оценочной лексики в тексте, но, из-за передачи неявного негативного оттенка, формируют у читателя негативный осадок. Публикации с нейтральной тональностью не содержат в себе какую-либо оценочную лексику, транслирование образа России по всему тексту данных публикаций передается при помощи политически неокрашенных лексем. Публикации с тональностями позитивными и умеренно позитивными различаются по уровню передаваемого в них положительного оттенка и в зависимости от сдержанности характера транслирования материала.
Необходимо подчеркнуть, что по меньшей мере 60% статей каждой отдельно взятой политической темы, освещаемой британскими СМИ, являются негативными, что указывает на высокую степень напряженности информационной обстановки по отношению к России в настоящее время (см. рис. 1).
Информационный повод и тональность публикаций по отношению
к России
Угроза кибер безопасности в т.ч. распространение фейковой информации
Отравление Скрипалей
Ураинский кризис
Расследование связей Д.Трампа с Россией
Ядерная эскалация Сирийский конфликт Исследование космоса
Негативная тональность
Нейтральная тональность
Позитивная тональность
0%
50%
100%
Рис. 1. Распределение публицистических материалов по тональностям (The Guardian, The Observer) за период 2017-2018 гг.
Отметим, что количество публикаций на тему угрозы кибербезопасности за последнее время возросло, а процент их негативной тональности по отношению к России намного выше, чем показатель негативной тональности сравнимо широко освещаемой темы ядерной эскалации. Частое упоминание в рассмотренных материалах словосочетаний «cyberwar», «hacking», «date protection», «fake news» отвечает вызовам современности и указывает на расширение информационно-телекоммуникационной инфраструктуры неотъемлемо
влекущее за собой развитие деятельности по обеспечению безопасности информационных систем, главным образом, на государственном уровне. Основные новостные статьи, отнесенные к данной теме, касались предполагаемого «вмешательства России» в выборы в США, «вмешательства России» в референдум по Brexit и иных вмешательств, сопровождающихся распространением фейковой информации в социальных сетях, по мнению Запада, российскими хакерами («Russian trolls») с целью влияния на результаты конкретных политических событий или мнения населения той или иной страны.
Большое количество публикаций по данной теме и смещение акцентов в сторону России, представление страны и ее главы как «главного врага западным демократиям» выводит публикации данного рода на первое место по уровню негатива в информационной обстановке последних двух лет.
Стоит отметить, что «особый политический накал» в контексте российско-британских отношений был достигнут в марте 2018 года после отравления в британском городе Солсбери экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. 77 % публикаций, освещающих «дело отравления Скрипалей», являются негативными, и только 20 % -нейтральными. «Людям было трудно представить, что какая-либо другая страна отправит кого-то сюда, чтобы провести этот возмутительный акт» [6], «Два московских убийцы принесли химический ужас в английский город» [1] - большинство статей не просто содержат оценочную лексику относительно произошедших событий, они прямо повествуют о событиях, оперируя «фактами», оставляя у читателя четкий образ виновника - России. При этом российская действительность в данного рода публикациях представлена как «страна многочисленных спецслужб, собирающих секреты и проводящих операции за рубежом» [8].
Как пишет российский исследователь В. А. Аватков о событиях в Грузии, освещаемых десять лет назад: «Несмотря на успешное ведение боевых действий, информационную войну Россия проиграла, и западным СМИ удалось представить ее мировой общественности в образе агрессора» [9, с. 31]. Русофобская политика западных СМИ всецело сохраняется и в настоящее время. Прямым тому подтверждением является освещение рассматриваемыми изданиями событий на Украине и в Сирии. Публикации, касающиеся включения двух новых субъектов в состав России, которое именуется во всех западных СМИ не иначе как «аннексия Крыма», а также действий российских военных в Сирии, направленных на устранение угрозы «Исламского государства», ярко освещаемых как «поддержка Б. Асада Кремлем» и «военные действия России направленные против мирных жителей», имеют резко негативную тональность и, ввиду большого количества статей по данным темам, способствуют созданию в массовом сознании зарубежной аудитории крайних односторонних оценок.
Благодаря проводимому в России Чемпионату мира по футболу процент позитивных по тональности газетных статей возрос, однако в анализируемых британских медиа-изданиях данная тема транслировалась сдержанно, в связи с чем не оказала значительного влияния на общее отражение имиджа России за рассматриваемый период. Хорошую возможность для отслеживания динамики информационной обстановки предоставляет диаграмма, формирующая представление о том, каково соотношение материалов различных тональностей (см. рис. 2).
Диаграмма указывает на сформировавшийся напряженный информационный фон вокруг России, что неотделимо влечет за собой формирование негативного имиджа страны. Особым образом отобранная и частично интерпретированная информация и составляет медиареальность, посредством которой формируется устойчивое отношение внутренней аудитории к «восточному соседу».
В публикациях рассматриваемого периода особенно ярко указывается на авторитарность России, в том числе это подчеркивается употреблением идеологемы «путинская Россия». Транслируется образ России, как чужого государства: «Спустя почти столетие мы все еще неправильно понимаем пропаганду как нечто, что делают только другие, более злые люди, организации и государства - и, в первую очередь, путинская Россия» [5], так и угрозы другим демократиям: «Мы должны вместе противостоять Путину. Если мы этого не сделаем, он осмелеет в своей войне с нашими либеральными демократиями» [4]. Негативная тональность подобных публикаций усиливается, в том числе, использованием концепта «русский медведь»: «Запад слишком часто уступает, в то время как русский медведь порочит наши либеральные демократии, развращает наши политические системы, взламывает наши политические партии, загрязняет наши сетевые
Умеренно Позитивно позитивно 60 14
Л
Рис. 2. Соотношение публикаций по тональностям за 2017-2018 гг.
платформы и пытается вернуть европейские страны назад к насильственному и разрозненному прошлому» [4].
Информационная агрессия, создающая и поддерживающая русофобские настроения во всем западном мире, привела также к тому, что премьер-министр Великобритании Тереза Мэй учредила в правительстве должность министра по борьбе с подрывной деятельностью. По данным газеты The Times, задачей нового министра будут «обширные усилия внутри правительства по защите неприкосновенности демократической жизни в Британии» на фоне опасений, что российские кибератаки, фейковые новости и деньги могут дестабилизировать демократию в стране [10, с. 69]. Тем самым, подход Т. Мэй в отношении России «сотрудничай, но будь бдительным» («engage but beware») вылился сегодня в политику сдерживания России [7].
Таким образом, в медиа-дискурсе образ России характеризуется совокупностью мировоззренческих установок, существующих в британском общественном сознании и связанных как с историческими событиями прошлого российского государства, так и с текущей политической обстановкой. Как показывают «дело Скрипалей», «вмешательство» в выборы или версия «белых касок» о химической атаке в сирийском г. Дума, сегодня имеет место формирование последовательной технологической цепочки, основанной на вбросе информации правительством западных стран, раздувании истерии, базирующейся на уже стереотипной оценке «режима», медиаподдержке как способе обработки общественного мнения. Все это приводит к консолидированному политическому демаршу союзников, направленному против России.
Внешнеполитический имидж России на данный момент испытывает беспрецедентное информационное давление со стороны как британских СМИ, так и официальных лиц, что значительно снижает его эффективность и жизнеспособность. России следует активно использовать инструменты «мягкой силы», способствующие формированию позитивного международного имиджа страны, среди которых: создание сети органов внешнеполитической пропаганды, широкое использование приемов и методов PR, а также устранение объективно существующих внутриполитических проблем. В ином случае продолжится существующая тенденция британских СМИ к оказанию информационного давления, в рамках которой изображенная перед читателями субъективная картина происходящего будет и далее восприниматься большинством как объективная реальность. Это, в свою очередь, может повлиять и на эффективность проводимых внешнеполитических проектов, так как имидж в данном случае является важным элементом информационной поддержки.
ЛИТЕРАТУРА
1. 'Will they forgive me? No': ex-Soviet spy Viktor Suvorov speaks out [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.theguardian.com/world/2018/dec/29/ex-soviet-spy-viktor-suvorov (дата обращения 13.03.2019).
2. Alexa - Top Sites by Category: News [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alexa.com/topsites/category/News (дата обращения 13.03.2019).
3. Cull N. J. Public Diplomacy: Taxonomies and Histories // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. - 2008. - 616(1). - pp. 31-54 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.1177/0002716207311952 (дата обращения 13.03.2019).
4. Europe needs a collective defence strategy to counter Russia [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/mar/22/europe-collective-defence-strategy-counter-russia-putin (дата обращения 13.03.2019).
5. If you talk about Russian propaganda, remember: Britain has myths too [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/ mar/21/russia-propaganda-skripal-britain-churchill (дата обращения 13.03.2019).
6. Putin allegedly gave Skripal poisoning suspect hero's award [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.theguardian.com/uk-news/2018/oct/09/putin-allegedly-gave-skripal-poisoning-suspect-heros-award (дата обращения 13.03.2019).
7. UK Prime Minister tells Trump to "engage but beware" of Russia [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.com/world/927570 (дата обращения 13.03.2019).
8. What does the expulsion mean for Russia's spies? [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.bbc.com/news/world-europe-43550186 (дата обращения13.03.2019).
9. Аватков В. А. Идеологемы внешней политики России: 25 лет поиска // Свободная мысль. - 2016. - № 5 (1659). - С. 27-38.
10. Грамматчиков А., Вандышева О. Идет кибервойна народная // Эксперт. - 2017. - № 5. - С. 13-19.
11. Цацкина Е. П. Исторический аспект интеграции математических методов и политических процессов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Общественные науки. - 2017. - Вып. 3 (787). - С. 95-104.