Научная статья на тему 'Отражение ценностного ядра культуры в летописях хоринских бурят'

Отражение ценностного ядра культуры в летописях хоринских бурят Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / ценностное ядро / традиционные ценности / летописи хоринских бурят / аксиологический подход / ценностно-онтологический анализ / values / value core / traditional values / chronicles of the Khori Buryats / axiological approach / value-ontological analysis

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елена Садоевна Намжилова

Статья посвящена выявлению ценностного ядра культуры, представленного в летописях хоринских бурят. Необходимость обращения к ценностным основаниям обусловлена такими сегодняшними тенденциями, как утрата традиционной культуры, подмена общечеловеческих ценностей утилитарными. Об-ращение к летописным источникам объясняется не только интересом к истории этноса, но и актуальностью воспроизводства культурных ценностей, отраженных в летописях, в современном мире. Материалом иссле-дования послужили опубликованные на бурятском и русском языках летописи хоринских бурят. Аксиологиче-ский подход позволил рассмотреть летописное наследие в аспекте гуманизма и общечеловеческих ценностей. Методология представлена общенаучными методами анализа и синтеза, специальными методами ценностно-онтологического анализа на уровне ценностных установок авторов произведений. В результате выявлено цен-ностное ядро культуры, отраженное в летописном наследии: ценность родной земли и связи с народом, об-щинность как основа патриотизма, ценность религии как источника знаний и добродетели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection of the Value Core of Culture in the Chronicles of the Khori Buryats

The article is devoted to identifying the value core of culture, reflected in the chronicles of the Khori Buryats. The necessity to address the value bases is conditioned by such current trends as the loss of traditional culture, substitution of universal values by utilitarian ones. The appeal to chronicle sources is explained not only by the interest in the history of the ethnos, but also by the relevance of reproducing cultural values reflected in chronicles in the modern world. The research material was the chronicles of the Khori Buryats, published in the Buryat and Russian languages. The axiological approach made it possible to consider the chronicle heritage in the aspect of humanism and universal values. The research methodology is presented by general scientific methods of analysis and synthesis, special methods of value-ontological analysis at the level of value attitudes of the authors of the works. As a result, the value core of culture reflected in the chronicle heritage is revealed: the value of native land and connection with the people, community as the basis of patriotism, the value of religion as a source of knowledge and virtue.

Текст научной работы на тему «Отражение ценностного ядра культуры в летописях хоринских бурят»

Научная статья

УДК 130.2:316.752

htlps://doi.org/10.24158/fik.2023.12.23

Отражение ценностного ядра культуры в летописях хоринских бурят Елена Садоевна Намжилова

Забайкальский государственный университет, Чита, Россия, elenasnam@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7395-461X

Аннотация. Статья посвящена выявлению ценностного ядра культуры, представленного в летописях хоринских бурят. Необходимость обращения к ценностным основаниям обусловлена такими сегодняшними тенденциями, как утрата традиционной культуры, подмена общечеловеческих ценностей утилитарными. Обращение к летописным источникам объясняется не только интересом к истории этноса, но и актуальностью воспроизводства культурных ценностей, отраженных в летописях, в современном мире. Материалом исследования послужили опубликованные на бурятском и русском языках летописи хоринских бурят. Аксиологический подход позволил рассмотреть летописное наследие в аспекте гуманизма и общечеловеческих ценностей. Методология представлена общенаучными методами анализа и синтеза, специальными методами ценностно-онтологического анализа на уровне ценностных установок авторов произведений. В результате выявлено ценностное ядро культуры, отраженное в летописном наследии: ценность родной земли и связи с народом, об-щинность как основа патриотизма, ценность религии как источника знаний и добродетели.

Ключевые слова: ценности, ценностное ядро, традиционные ценности, летописи хоринских бурят, аксиологический подход, ценностно-онтологический анализ

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Намжилова Е.С. Отражение ценностного ядра культуры в летописях хоринских бурят // Общество: философия, история, культура. 2023. № 12. С. 167-172. https://doi.org/10.24158/fik.2023.12.23.

Original article

Reflection of the Value Core of Culture in the Chronicles of the Khori Buryats

Elena S. Namzhilova

Transbaikal State University, Chita, Russia, elenasnam@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7395-461X

Abstract. The article is devoted to identifying the value core of culture, reflected in the chronicles of the Khori Buryats. The necessity to address the value bases is conditioned by such current trends as the loss of traditional culture, substitution of universal values by utilitarian ones. The appeal to chronicle sources is explained not only by the interest in the history of the ethnos, but also by the relevance of reproducing cultural values reflected in chronicles in the modern world. The research material was the chronicles of the Khori Buryats, published in the Buryat and Russian languages. The axiological approach made it possible to consider the chronicle heritage in the aspect of humanism and universal values. The research methodology is presented by general scientific methods of analysis and synthesis, special methods of value-ontological analysis at the level of value attitudes of the authors of the works. As a result, the value core of culture reflected in the chronicle heritage is revealed: the value of native land and connection with the people, community as the basis of patriotism, the value of religion as a source of knowledge and virtue.

Keywords: values, value core, traditional values, chronicles of the Khori Buryats, axiological approach, value-ontological analysis

Funding: Independent work.

For citation: Namzhilova, E.S. (2023) Reflection of the Value Core of Culture in the Chronicles of the Khori Buryats. Society: Philosophy, History, Culture. (12), 167-172. Available from: doi:10.24158/fik.2023.12.23 (In Russian).

В условиях современности, когда скорость социальных и политических изменений заставляет человека искать точку опоры для повышения устойчивости, особую актуальность приобретают традиционные духовно-нравственные ценности, которые составляют ценностное ядро культуры. Ценностное ядро - духовные ценности, которые «имеют происхождение из социокультурных традиций и ценностей исторического прошлого этноса» (Ростовская, Калиев, 2019: 341). С.В. Лурье подчеркивает, что «при всех трансформациях жизни этноса, при любой смене инвариантов культурной традиции, присущей тому или иному этносу, неизменной остается "центральная зона его культуры". До тех пор, пока эта "центральная зона" не разрушена, этнос сохраняет

© Намжилова Е.С., 2023

свою идентичность, каковы бы ни были внешние формы выражения этой идентичности»1. Как отмечает польский социолог Л. Дычевский, ценность автоматически считается чем-то положительным, но в культуре, созданной человеком, есть ценности и отрицательные (Dyczewski, 2016: 147), которые при определенных условиях могут оказаться в ценностном ядре культуры.

Сегодня мы становимся свидетелями разрушения «центральной зоны культуры», ценностного ядра, когда «постмодернистская философия размывает границы между ценностями и их антиподами. Добро и зло меняются местами или растворяются друг в друге» (Иманбаева, 2019: 50). Проблема разрушения ценностного ядра актуализирует изучение истории и традиций. В современном бурятском обществе также наблюдается интерес к исследованию истории этноса, и люди искусства, общественные деятели обращаются к бурятским летописям как к источникам по истории и культуре бурят. Летописи сочетают в себе фольклорные мотивы, выражающиеся в передаче народных легенд и преданий, и научный характер изложения, заключающийся в опоре на подлинные исторические документы. В XX в. неоднократная смена письменности, идеологические преграды сделали недоступными летописи, написанные старобурятским вертикальным письмом. На данный момент для ученых и всех заинтересованных лиц, владеющих современным бурятским языком, доступны материалы летописей бурят, опубликованных на бурятском и русском языках Н.Н. Поппе в 1935-1940 гг., Ш.Б. Чимитдоржиевым, Ц.П. Ванчиковой в 1992, 1995, 2022 гг. Обращение к летописным источникам обусловлено не только интересом к истории этноса, но и актуальностью воспроизводства культурных ценностей, отраженных в летописях, в современном мире.

В данной статье сделана попытка выявления ценностного ядра культуры, которое нашло отражение в бурятских летописях. Материалом исследования послужили опубликованные на бурятском и русском языках летописи хоринских бурят Тугэлдэра Тобоева, Вандана Юмсунова, «Доклад о происхождении одиннадцати хоринских родов» Доржи Дарбаева, летопись на бурятском языке Шираб-Нимбу Хобитуева. Наряду с этими историческими хрониками анализировались «Балжан хатан тухай туужа домог» и «Балжан хатанай туужа», включенные Ш.Б. Чимитдоржиевым в сборник «Буряадай тYYхэ бэшэ^д».

Для исследования выбран аксиологический подход, который «выступает универсальным критерием оценки нравственного развития общества в пространственно-временном континууме» (Ростовская, Калиев, 2019: 7). Данный подход позволяет рассматривать летописное наследие в аспекте гуманизма и общечеловеческих ценностей. Г.А. Дырхеева отмечает: «Исследование духовных основ бурят, проживающих во многих регионах не только России, но и мира, расселившихся на стыке буддизма, православия и шаманизма, представляет огромный интерес, так как, как и у многих народов, в них заложен фундамент общечеловеческих устоев, философско-религиозных учений о мире, обществе, человеке, они представляют огромную картину ценностных абсолютов, качеств, передававшихся из поколения в поколение» (2021: 1535).

Ценностно-онтологический анализ необходимо начать с определения ценностных установок, на которые следует ориентироваться в первую очередь. Такие установки называют исследователи бурятской культуры: «...в качестве смыслообразующих констант культурных ценностей бурят выделяются идеи целостности, устойчивости и срединности. Они выражены в конкретных культурных ценностях бурят, каковыми являются ценность месторождения (тоонто), культ знаний, образованности, культ предков, почитание старших, коллективизм, общинность, экологическое сознание. Благодаря этой ценностно-смысловой конструкции своей культуры бурятский народ на протяжении всей истории, начиная с древних веков до современности, несмотря на все перипетии судьбы, сумел сохранить в основе своей целостность культуры, что явилось источником его устойчивости в меняющемся мире» (Цынгуева, 2018: 146). Обозначенные ценности, составляющие ядро культуры или этнической ментальности, проанализированы на мезоуровне аксиологического изучения летописей согласно подходу, разработанному А.В. Филатовым (2019).

На мезоуровне анализируется мировоззрение реального автора как носителя ценностных отношений. В связи с тем, что, как отмечают ученые, «особенностью бурятских летописей является личностное отношение авторов к тем или иным событиям или должностным лицам» (Даме-шек и др., 2020: 100), анализ на мезоуровне должен выявить ценностные установки авторов исторических хроник.

Здесь необходимо подчеркнуть, что авторами бурятских летописей являлись люди, занимающие высокое положение в социуме, а также то, что описанию, документальному подтверждению в летописях подлежали события, имеющие важное значение в истории народа. Таким образом, в летописях мы имеем описание сакрального мира: духовность, религиозность, народ и власть. Т.Д. Скрынникова раскрывает сакрализацию власти в монгольском обществе в периоды

1 Лурье С.В. Историческая этнология : учеб. пособ. для вузов. М., 1997. С. 216.

- 168 -

Монгольской империи XIII в. и конца XVI - XVII в., при этом замечает, «что ситуация XVII в. практически сохраняется вплоть до начала ХХ в., поскольку заметных изменений в социальной структуре и политической организации, в экономике и других сферах общественной жизни за три века не произошло в силу специфики кочевых обществ» (2005: 293).

Поскольку процесс сакрализации власти происходил в периоды, которые охватывают бурятские летописи, одно из центральных мест в анализируемых произведениях занимают описания деятельности хоринских и агинских главных тайшей. Наряду с их позитивными деяниями, совершенными во благо народа, в летописях раскрываются и негативные стороны деятельности тайшей. Такие примеры публиковались и в газетах: «Например, в одной из статей отмечалось, что "власть тайшей и нойонов еще очень обширна, и, хотя они стеснены вмешательством русских чиновников, но при условии дружбы с ними делают с инородцами, что хотят". В другой статье "Бурятское дело" автор пишет, что "отношения бурятских тайшей к простым бурятам напоминают крепостное право в форме старинной исторической сибирской кабалы"» (Дамешек и др., 2020: 96-97). Таким образом, при анализе ценностных установок будут учитываться интересы и убеждения авторов, обусловленные их социальным положением.

Доклад о происхождении одиннадцати хоринских родов, написанный в 1839 г., в соответствии с заявленным жанром написан предельно лаконично. Тем не менее уже в первой части можно определить ценностные установки автора. Заседатель Хоринской думы Д. Дарбаев, несший безупречную службу с 24-летнего возраста, подчеркивает ценность религии как защитника народа (сострадательный хутухта-лама, приглашенный во времена Алтан-хана из далекой снежной страны, «усмирил всех шимнусов и разных духов монгольской земли») и источника знаний: «Когда они [некоторые из 11 отоков хоринских бурят, откочевавшие от солонгутского Бубэй Бэйлэ хана вместе с Дай-Хун-тайджи и Бальжин-хатан] прибыли в страну русского хана, у них были монгольские и тибетские ламы, которые, обучая их, передавая знания и учение, распространяли буддийское учение»1. Примечательно, что в докладе нет упоминаний о шаманизме. Как представитель власти его автор проявляет уважение к свободе вероисповедания: когда пишет о буддийской вере и бурятах, добровольно принявших крещение, то не использует коннотативную лексику. При этом во второй части доклада при описании животрепещущих тем, связанных с владением землей, явно или неявно прослеживается отношение автора к российскому государю (русскому хану) как благодетелю, пожаловавшему хоринцам право жить и кочевать по указанным землям.

Вернемся к вопросу о ценностном отношении авторов летописей к вероисповеданию. В летописи «Хориин болон Агын буряадуудай урда сагай тYYхэ» 1863 г. Т. Тобоев пишет о времени начала распространения буддизма: «приблизительно после того времени, когда он (далай-лама Содном-Жамсо) устроил в благоверии монгольского хана (Алтан-хана)»2. Согласно Саган Сэцэну, Алтан-хан родился в 1506 г. и умер в 1583 г. Значит, среди монголов буддизм начал распространяться в XVI в. Т. Тобоев демонстрирует ценностное отношение к буддийской вере как к источнику знаний и благонравия. Он пишет, что раньше буряты не знали тибетской грамоты, монгольскую грамоту хотя и знали некоторые, но не было людей, которые бы понимали значение священных книг, избегали грехов и совершали благие дела3. Несомненно, такое отношение связано не с тем, что буряты действительно не имели нравственных ценностей, а с тем, что необходимо было распространять буддийскую веру, которая могла помочь укрепить государственность и верноподданнические настроения среди иноверцев.

В хронике В. Юмсунова, написанной в 1875 г., через 9 лет после хроники Т. Тобоева и через 36 лет после доклада Д. Дарбаева, описанию буддийской религии и шаманизма посвящены отдельные главы. Во второй главе В. Юмсунов описывает историю распространения буддийской веры в 63 пунктах начиная с 1207 г., когда «гениальный богдо Чингис хан отправил из местности Уй в Тибете своего доверенного сановника с разными весьма драгоценными подношениями к ламе Сакья Гунга Нимбу, имевшему жительство в местности Цзанг в Тибете»4.

В третьей главе, посвященной истории шаманизма, летописец пишет, что шаманская вера распространилась во времена кочевий по Ольхону, Кударе и северному берегу Байкала вследствие связей хоринцев с бурятами, исповедующими шаманизм, хотя «хоринский народ сначала исповедовал веру будды Шакиямуни, и у него ламы имелись»5. Во введении к переводу летописей Н.Н. Поппе отмечает искажение фактов летописцем: «Стремясь, очевидно, доказать приоритет буддизма, а следовательно, его преимущества как исконной хори-бурятской религии, Юмсунов

1 Бурятские летописи / сост. Ц.П. Ванчикова, Ш.Б. Чимитдоржиев. Улан-Удэ, 2022. С. 90.

2 Летописи хоринских бурят. Хроники Тугулдур Тобоева и Вандана Юмсунова / пер. Н.Н. Поппе ; отв. ред. А.П. Баранников. М.; Л., 1940. С. 15.

3 Буряадай туухэ бэшэгууд / сост. Ш.Б. Чимитдоржиев. Улаан^дэ, 1992. С. 25-26.

4 Летописи. С. 47.

5 Буряадай туухэ бэшэгууд. С. 52.

здесь искажает факты. На самом деле все буряты были первоначально шаманистами, и лишь с конца XVII ст. некоторые из восточных бурят могли познакомиться впервые с буддизмом»1.

Подробно описав шаманские традиции, автор летописи в пункте 52 пишет, что его современники стали исповедовать буддизм: «люди, действительно, начинают понимать разницу между добродетелью и грехами, добро и зло прошлых и будущих деяний и последствий, и все более перестают прибегать к тем обманщикам шаманам и их обрядам»2. Было важно убедить народ в превратности шаманизма и распространить буддизм.

Ш.-Н. Хобитуев, зайсан галзутского рода хори-бурят, помощник главного тайши Хоринской степной думы, написал свою хронику «Хориин арбан нэгэн эсэгын буряад зоной тYYхэ» («История бурят одиннадцати хоринских родов») в 1887 г. Начав повествование со времен образования озера Байкал, автор ведет родословную Чингисхана с 835 г. от рождества Будды. В 2123 г. от рождения Будды, в 1162 г. от Рождества Христова родился в семье Есугея - 1о поколении БYртэ-Шоно -Тэмуджин. В возрасте 45 лет Чингисхан обратился к тибетскому Сажаа бандида Дагба Жалсан ламе, чтобы тот прислал лам для распространения буддийской веры. Среди бурят-монголов распространение буддизма началось с приглашения Алтан-ханом далай-ламы Содном Жамсо в 1577 г. - здесь Ш.-Н. Хобитуев согласен с Т. Тобоевым, но уточняет год.

При описании событий второй половины XIX в. Ш.-Н. Хобитуев рассказывает о тяжелом положении верующих, которое сложилось при генерал-губернаторе Восточной Сибири Н.П. Синельникове. В 1872 г. от Верхнеудинского и Читинского округов была направлена делегация в Санкт-Петербург во главе с Ш.-Н. Хобитуевым. Автор пишет, что они получили поддержку царя в вопросах улучшения положения буддистов, и отмечает, что «во времена исполнения должности бандида хамбы и освобождения от этой должности Ванчикова (в 1869 г.) буддизм распространялся быстрее, чем в предыдущие времена»3.

Интересно, что В. Юмсунов, писавший свою хронику в 1875 г., посвящает этой истории пункты 52-63 второй главы. «Со времени приезда тот доверенный Хобитуев до начала 1875 г. никакого уведомления о вышеизложенном деле ниоткуда дождаться не мог и составил в марте месяце 1875 г. прошение господину военному губернатору Забайкальской области относительно возможности уведомления об обстоятельствах тех дел. Когда он лично явился и доложил об этом, устами его высокопревосходительства, когда он изволил говорить, было сказано: "Когда это дело было от господина восточносибирского генерал-губернатора передано мне, это было сделано не для того, чтобы уведомлять вас. Сказано, что будет только вестись работа и наблюдение над вашими религиозными делами". <...> Таким образом путевые заметки доверенного Хобитуева и достоверные копии со всех привезенных им дел ходят сшитые в виде отдельной тетради»4.

Передавая в максимально документальном повествовании вопросы распространения буддийской религии, авторы Д. Дарбаев, Т. Тобоев, В. Юмсунов, Ш.-Н. Хобитуев проявляют ценностное отношение не только к религии как источнику знаний и добродетели, но и к решениям властей, которые покровительствовали распространению религии. Среди современных ученых есть мнение, что «в распространении буддийской религии как смягчающей воинственный дух суровых монгольских кочевников были заинтересованы как маньчжурские, так и российские власти» (Бад-маева, 2019: 37). Л.Б. Бадмаева пишет: «Особенно российское правительство было обеспокоено угрозой восстания со стороны инородцев и осады с их стороны русских острогов, что действительно происходило в Иркутской губернии по Ангаре, Оке и Лене после вынужденного присоединения их земель к российской империи» (2019: 37). Ценностное отношение к власти в данном случае переходит в ценностное отношение к государству. Мы наблюдаем зарождение российской идентичности в среде хоринских бурят, обусловленное многими факторами, в числе которых главные - поддержка со стороны Российского государства традиционных верований и документальное подтверждение исконных земель.

Земельному вопросу уделяется особое внимание во всех исследуемых произведениях. Это обусловлено тяжелым положением хоринцев, вынужденных кочевать в поисках безопасных земель и благополучной жизни. Неслучайно самыми частотными словами в летописях являются нуухэ - кочевать, амаржаха, амаржан жаргаха - жить в благоденствии, удэхэ - стать многочисленными. И если при описании событий до начала X VII в., когда «подданные Дай-хун-тайджи из-за неблагоприятных условий жизни бежали в страну русского царя и приняли его подданство»5, слова со значением благоденствия практически не используются, то при описании жизни под защитой русских ханов они становятся обычными в повествовании.

1 Летописи. С. 7.

2 Там же. С. 69.

3 Бурятские летописи. С. 258.

4 Летописи. С. 58.

5 Бурятские летописи. С. 92.

Во всех источниках авторы подчеркивают особую ценность указов, грамот - различных документов, свидетельствующих о праве владения землей. В. Юмсунов посвятил данному вопросу седьмую главу своей хроники. Д. Дарбаев в докладе дважды называет документ - распоряжение Иркутской провинциальной канцелярии от 3 марта 1749 г. № 1966, выданное тайшам Ринчину Шодоеву и Олбори Дашиеву: «Пусть хоринский народ живет, кочуя на любом подходящем месте к югу от озера Байкал до монгольской границы»1.

В системе ценностей бурятского этноса категории «родная земля» и «народ» являются ценностями одного порядка. Они отражены в сюжете о договоре 1727 г. о границе между Российской империей и империей Цин. Об этом событии написано во всех исследуемых источниках, но в летописи Ш.-Н. Хобитуева и исторической легенде о Балжан хатан представлен также сюжет о Шэлдэй Занги, который в памяти народа остался народным героем, отстаивающим родные земли. В хронике Ш.-Н. Хобитуева история Шэлдэй Занги передана так: «Настало время установления границы между Российской и Цинской империями. <...> В те времена кочевавший на той стороне Шэлдэй Занги, родственник зайсана Болтирокова, остался за учрежденной границей. Опечалившись тем, что оказался отрезанным от своего народа, родной земли, он собрал всех своих людей и со всем имуществом и скотом отправился в сторону границы с целью перейти учрежденную двумя ханами границу»2. Но не суждено было Шэлдэй Занги воссоединиться с народом, законом Цинской империи его приговорили к смертной казни на границе. Этот отрывок наполнен поэзией любви к родной земле и ценности народного единства.

Более развернуто сюжет о Шэлдэй Занги раскрыт в исторической легенде «Балжан хатанай туужа»3. Здесь повествуется о тайном послании Шэлдэй Занги к Шодо Болтирокову: заберите черного коня и золотое седло, что означало названия реки и местности, где ранее проживала Балжан хатан. Но Болтироков не смог найти отгадку послания, поэтому часть народа осталась жить за границей. Шэлдэй Занги проявил настоящий патриотизм в стремлении воссоединиться с народом.

Таким образом, в рамках данной работы на основе аксиологического анализа источников на мезоуровне - уровне ценностных установок авторов - выявлено ценностное ядро культуры в летописях хоринских бурят: ценность родной земли и связи с народом, общинность как основа патриотизма, ценность религии как источника знаний и добродетели. Эти ценности составляют ценностное ядро культуры многих народов, что обусловлено культурной интеграцией, которая «доказывает, что естественным является совпадение глубинных духовных ценностей разных культур» (Мордвина, Дампилова, 2022: 119-120). Тем не менее отмечаются этнические особенности, которые проявляются и в летописях.

Сегодня, когда совершается поворот к традиционным ценностным основаниям культуры, бурятские летописи могут стать базой для устойчивого развития общества: «Литературные памятники как феномены трансцендентной культуры обладают способностью к возрождению после долгих периодов забвения. Пребывая до поры до времени в тени, письменный памятник под веянием нового мышления вновь обретает актуальность, чтобы выполнить свою историческую миссию - быть свидетелем эпохи, социальным документом, исторической памятью народа» (Бадма-ева, 2022: 219). Летописное наследие бурят уже должно выполнять свою историческую миссию, становясь источником для воспроизводства традиционных этнокультурных ценностей и сохранения ценностного ядра этнической культуры бурят. Как это происходит или должно происходить -актуальная тема для исследований в области гуманитарных наук.

Список источников:

Бадмаева Л.Б. Литературное наследие бурят на старомонгольской письменности // Банзаровские чтения : материалы Междунар. науч. конф., посвященной 200-летию со дня рождения Д. Банзарова и 90-летию БГПИ-БГУ / отв. ред. О.Н. Полянская. Улан-Удэ, 2022. Ч. 1. С. 216-219. https://doi.org/10.18101/978-5-9793-1709-0-216-219.

Бадмаева Л.Б. Отражение истории распространения буддизма в бурятских летописях // Актуальные проблемы мон-головедных и алтаистических исследований : материалы III Междунар. науч. конф., посвященной 80-летию академика РАЕН, профессора В.И. Рассадина, 30-летию создания тофаларской письменности и 20-летию сойотской письменности / отв. ред. Б.К. Салаев. Элиста, 2019. С. 35-39.

Дамешек Л.М., Жалсанова Б.Ц., Курас Л.В. Бурятский этнос в имперской системе власти (XIX - начало ХХ вв.) : монография / отв. ред. Б.В. Базаров. Иркутск, 2020. 740 с.

Дырхеева Г.А. Язык и ментальность бурят-билингвов (по результатам ассоциативного эксперимента) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14, № 5. С. 1529-1536. https://doi.org/10.30853/phil210235.

Иманбаева Ж.М. Культура как система ценностей // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2019. № 2. С. 44-57.

Мордвина Т.Н., Дампилова Л.С. Мифо-ритуальные и фольклорные традиции в драматургии Бурятии. Улан-Удэ, 2022. 140 с.

Ростовская Т.К., Калиев Т.Б. Ценностные ориентиры современной молодежи: особенности и тенденции : монография. М., 2019. 228 с.

1 Бурятские летописи. С. 92-93.

2 Там же. С. 242.

3 Буряадай туухэ бэшэгууд. С. 221-227.

Скрынникова Т.Д. Сакральность правителя в средневековом монгольском обществе // Сакрализация власти в истории цивилизаций / отв. ред. Л.А. Андреева, А.В. Коротаев. М., 2005. С. 293-317.

Филатов А.В. Аксиология в теории литературы: основные направления ценностного анализа // Сибирский филологический журнал. 2019. № 4. С. 130-140. https://doi.org/10.17223/18137083/69/11.

Цынгуева Д.Д. Теоретико-методологическое осмысление базовых конструктов культурных ценностей бурят // Родной язык - путь «цивилизации и культуры» : коллективная монография / под общ. ред. И.А. Грешиловой, Е.Д. Дугаржаповой. Чита, 2018. С. 137-149.

Dyczewski L. Values - the core of culture // Politeja. 2016. Vol. 13, no. 5. P. 143-169. https://doi.org/10.12797/Politeja.13.2016.44.10. References:

Badmaeva, L.B. (2022) Literary heritage of the Buryats in the old Mongolian script. In: Polyanskaya, O.N. (ed) Banzarov readings: Proceedings of the International scientific conference dedicated to the 200th anniversary of the birth of D. Banzarov and the 90th anniversary of BSPI-BSU. Pt 1. Ulan-Ude, BGU imeni Dorzhi Banzarova, 216-219. Available from: doi:10.18101/978-5-9793-1709-0-216-219. (In Russian)

Badmaeva, L.B. (2019) Reflection of the history of the spread of Buddhism in the Buryat chronicles. In: Salaev, B.K. (ed.) Current problems of Mongolian and Altaic studies: Proceedings of the III International scientific conference dedicated to the 80th anniversary of Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Professor V.I. Rassadin, the 30th anniversary of the creation of Tofalar writing and the 20th anniversary of Soyot writing. Elista, Kalmytskii Gosudarstvennyi Universitet Imeni B.B. Go-rodovikova, 35-39. (In Russian)

Dameshek, L.M., Zhalsanova, B.Ts. & Kuras, L.V. (2020) Buryat ethnic group in the imperial system of power (XIX - early XX centuries). Irkutsk, Ottisk. (In Russian)

Dyczewski, L. (2016) Values - the core of culture. Politeja. 13 (5), 143-169. Available from: doi:10.12797/Politeja.13.2016.44.10. Dyrkheeva, G.A. (2021) The bilingual Buryats' language and mindset (By the results of associative experiment). Philology. Theory & Practice. 14 (5), 1529-1536. Available from: doi:10.30853/phil210235. (In Russian)

Filatov, A.V. (2019) Axiology in literary criticism: Main directions of value analysis. Siberian Journal of Philology. (4), 130140. Available from: doi:10.17223/18137083/69/11. (In Russian)

Imanbaeva, Zh.M. (2019) Culture as a value system. Bulletin of the Armavir State Pedagogical University. (2), 44-57. (In Russian) Mordvina, T.N. & Dampilova, L.S. (2022) Mythological-ritual and folklore traditions in the dramaturgy of Buryatia. Ulan-Ude, VSGIK. (In Russian)

Rostovskaya, T.K. & Kaliev, T.B. (2019) Value guidelines of modern youth: Features and trends. Moscow, Rusayns. (In Russian) Skrynnikova, T.D. (2005) The sacredness of the ruler in medieval Mongolian society. In: Andreeva, L.A. & Korotaev, A.V. (eds.) Sacralization of power in the history of civilizations. Moscow, Institut Afriki, 293-317. (In Russian)

Tsyngueva, D.D. (2018) Theoretical and methodological understanding of the basic constructs of cultural values of the Buryats. In: Greshilova, I.A. & Dugarzhapova, E.D. (eds.) Native language - the path of "civilization and culture". Chita, Institut Razvitiya Obrazovaniya Zabaikal'skogo Kraya, 137-149. (In Russian)

Информация об авторе Е.С. Намжилова - аспирант, Забайкальский государственный университет, Чита, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1081681

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author E.S. Namzhilova - PhD student, Transbaikal State University, Chita, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1081681

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 11.10.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 08.11.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 19.12.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.