Научная статья на тему 'Отражение темы голода 1921 года в творчестве татарских писателей'

Отражение темы голода 1921 года в творчестве татарских писателей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
765
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОД / ПОВОЛЖЬЕ / РЕВОЛЮЦИОННАЯ АВАНТЮРА / ТАТАРСКИЕ ПИСАТЕЛИ / МАЖИТ ГАФУРИ / ГАЛИМДЖАН ИБРАГИМОВ / ФАТЫХ АМИРХАН / ХАДИ ТАКТАШ / FAMINE / REVOLUTIONARY ADVENTURE / TATAR WRITERS / MAZHIT GAFURI / GALIMDZHANA IBRAGIMOV / FATYH AMIRHAN / HADI TAKTASH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахметова М. А.

В статье рассмотрено отображение бедствия 1921 года в Поволжье в творчестве татарских писателей (М. Гафури, Г. Ибрагимов, Х. Такташ, Ф. Амирхан). Выясняются причины бедствия и роль большевиков, захвативших в 1917 г. власть в стране, в гибели миллионов людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFLECTION OF THE THEME OF FAMINE OF 1921 IN THE WORKS OF TATAR WRITERS

The main task of the article is to review to represent the disaster of 1921 in Tataria in works of the Tatar writers (M. Gafuri, G. Ibragimov, H. Taktash, F. Amirkhan) the reasons of a disaster and a role of the Bolsheviks who seized in 1917 power in the country in death of millions of people become clear.

Текст научной работы на тему «Отражение темы голода 1921 года в творчестве татарских писателей»



ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 82-9

М.А. Ахметова

научный сотрудник,

Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова

Академии наук Республики Татарстан,

г. Казань

ОТРАЖЕНИЕ ТЕМЫ ГОЛОДА 1921 ГОДА В ТВОРЧЕСТВЕ ТАТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье рассмотрено отображение бедствия 1921 года в Поволжье в творчестве татарских писателей (М. Гафури, Г. Ибрагимов, Х. Такташ, Ф. Амирхан). Выясняются причины бедствия и роль большевиков, захвативших в 1917 г. власть в стране, в гибели миллионов людей.

Ключевые слова: голод, Поволжье, революционная авантюра, татарские писатели, Мажит Гафури, Галимджан Ибрагимов, Фатых Амирхан, Хади Такташ.

М.А. Ahmetova, Institute of language, literature and arts named after G. Ibragimov of the Academy of science of the Republic of Tatarstan, Kazan

THE REFLECTION OF THE THEME OF FAMINE OF 1921 IN THE WORKS OF TATAR WRITERS

Abstract. The main task of the article is to review to represent the disaster of 1921 in Tataria in works of the Tatar writers (M. Gafuri, G. Ibragimov, H. Taktash, F. Amirkhan) the reasons of a disaster and a role of the Bolsheviks who seized in 1917 power in the country in death of millions of people become clear.

Keywords: famine, revolutionary adventure, tatar writers, Mazhit Gafuri, Galimdzhana Ibragimov, Fatyh Amir-han, Hadi Taktash.

Голод 1921 года, его страшные последствия занимают особое место в истории России. Татарские писатели, активно принимавшие участие в организации помощи страдающему населению, не могли не обратиться к этой теме в своих художественнных произведениях. Свой отпечаток она оставляет в творчестве многих «художников слова», таких как М. Гафури, Г. Ибрагимов, Ф. Амирхан, Х. Такташ и др.

В прозе М. Гафури центральное место занимает тема бедности, нелегкой жизни простых людей, обреченных на страдания, унижения, нищету, голод. Тема людских страданий стала поэтическим кредо писателя, обратившегося к ней уже в начале ХХ столетия. «Поражает точность деталей, глубина изображения писателем быта и нравов народа», - так оценивает его первое произведение «Жизнь, прошедшая в нищете» (1904) Г. Ахунов и справедливо отмечает, что поэт сам прошел через эти страдания: «...М. Гафури в дореволюционные годы сам познал жизнь, полную нужды и лишений. Рано оставшись без родителей, он в поисках заработка странствовал из одного аула в другой, из города в город, нанимался в батраки, был чернорабочим на уральских заводах и золотых приисках...» [1, с. 10]. Писатель с раннего возраста видел своими глазами бытие крестьян, деревенских нищих, их страдания и не только видел, но и ощущал это на себе. Горестные познания свои он положил в основу рассказа «Жизнь, прошедшая в нищете».

В самый разгар революции у М. Гафури появляется новый рассказ «Голодный год, или Проданная девушка» (1906), где автор видит спасение от голода в смерти, которая прекращает все муки и страдания. В рассказе мы сталкиваемся с типичной картиной голодных бедствий, когда, продавая девушек, делали деньги. В понимании Лутфуллы, продавшего девушку Марьям, женщины рождены для того, чтобы страдать: «Женщины для того и созданы, чтобы их продавать, они ничем не отличаются от животных, разве что двуногие» [4, с. 31]. Отмечается, что «...судьба Гайши и Марьям - общая, типичная для многих женщин, ... но в словах Лутфуллы кроется гнилая мораль буржуазного общества» [9, с. 38].

Реалистические картины, вызывающие чувство сострадания и ужаса от происходящего

катастрофического голода, легли в основу поэтического сборника М. Гафури «В когтях у голода» (1923). «Голод 1921 года причинил тяжелую душевную боль. Сборник «В когтях у голода» написан под влиянием этого трагического голода» [3, с. 28]. Здесь собраны его произведения на тему голода: поэма «Людоеды» (1922), стихотворения «Голодный» (1921), «Увядшие цветы» (1921), «В последнюю минуту» (1921), «Плачут!» (1922), «Погасли!» (1922), «Золотой крест, бархатный ковер» (1922). «Написанные под влиянием событий этого года (1921 г. - М.А.), разные статьи, стихотворения и большая поэма «Людоеды» дают возможность полноценно отразить деятельность поэта», - пишет Ф. Ибрагимова [8, с. 124].

Г. Ибрагимов описывая ужасное бедствие в повести «Адамнар» («Люди») (1923) излагает трагическую реальность, жуткую действительность, тревожные события из жизни сельского народа, и, таким образом, создает широкую панораму голодного года: «... Смерть распустила свои черные крылья, которые накрыли всю землю. Вдруг наступила темнота, вокруг - черные надгробия, призраки мертвых заполнили все пространство.» [7, с. 286].

Показывая катастрофические, губительные результаты бездарной политики руководства республики, писатель воссоздает «действительное, подлинное описание одного ракурса голодных лет» [10]. Через героев-крестьян, таких как Минлебай, Гарай и Марьям, Г. Ибрагимов в произведении показывает, почему люди погибали от голода. Рабочие, выезжая на село, усердно выполняя планы продразверстки и продналога, обрекли народ-кормилец на голодную смерть, в полной мере испытали на своем горбу преступную политику государства. В результате гибели хлеборобов, землепашцев и города были обречены на голод.

Горестные события голода 1921 года воссозданы и в повести Г. Халита «Люди»: «Нарисованная Ибрагимовым картина трагического хаоса в голодающей деревне производит глубокое, потрясающее впечатление. Однако его яркое психологическое мастерство служит здесь не раскрытию социальных отношений между людьми, борющимися с голодом, а детальному, оголенному описанию их биологической и нравственной деградации» [11, с. 102].

На страницах «Вестника научного общества Татароведения», Г. Губайдуллин особо выделяет рассказ «Люди»: «Здесь автор вышел из бытовых рамок узко-татарской общественной жизни и затронул весьма интересный вопрос общечеловеческого характера. На фоне татарской сельской жизни он изобразил эволюцию психологии людоедства на почве голода» [6, с. 66].

Некоторые критики обвиняли Г. Ибрагимова в натурализме, отсутствии описания помощи, организованной правительством, в непонимании политики советской власти и ошибочном воплощении темы в своих произведениях. Да, писатель не раскрывает причин трагедии - ни общественных, ни политических, ни экономических. На примере одной татарской семьи автор показал, как люди, теряя человеческий облик, опускаются до людоедства. Изображенные в произведении люди, как дикари и варвары способны отнять жизнь у близких и даже у детей. В повести «Люди» Г. Ибрагимов воссоздал страшные картины голода, но изобличить власть конкретно, как, например, Ф. Амирхан, он не мог, поскольку сам был одним из представителей реальной власти, что также накладывало отпечаток на его творчество.

Ф. Амирхан в дневниках 1921 года с негодованием писал о тех, кто конкретно виноват в том, что происходило в Татарии. Все власть имущие стали для него объектом жесткой критики: «Вот только за последнюю четверть века этот голод в России третий раз. И все три раза самый сильный голод был здесь, от него более всего пострадал татарский народ, живущий на побережье Волги и Камы. И в эпоху самодержавия больше всех пострадал от голода татарский народ, и после революции он по-прежнему голодает. очень велика «заслуга» прежних руководителей, стоявших у власти в том, что на центральное место поднялось течение Саидгалеевых -Мансуровых, много способствовавших тому, что на головы татарской нации обрушился и этот голод. Большевики, перевалив тяжесть продразверстки на татарские деревни, свалили с ног все крестьянские хозяйства, и во всех этих безобразных делах, без сомнения, виновата партия,

22

№ 9 (61) - 2016

состоящая из таких правителей, как Саидгалеевы - Мансуровы» [12].

Эти реалистические картины, вызывающие чувство сострадания и ужаса от происходящего, убеждают нас в том, что силы, пришедшие к власти в 1917 году, явно не выдержали духовного испытания властью. Они обрушили на народ столько бедствий, что люди не могли понять, почему все это происходит, искали виноватых. Причины были в том, что представители новой власти никак не могли по-настоящему понять, что они пришли всерьез и надолго, что их революционная авантюра удалась, что нужно страной управлять, нужно отлаживать быт. Разрушить - разрушили, а новый мир, громогласно обещанный, так и не построили. Все эти проблемы и стали предметом активного внимания, в том числе и татарских писателей.

Х. Такташ голод в Поволжье отобразил в стихотворении «Царь-Голод» (1921), опубликованном в Оренбургской газете «Слово пролетариев»: Просыпаюсь в ужасной пустоте На поверхности некой заброшенной земли. Вокруг - кромешная ночь, Тяжелая, безжизненная. Кричу... Нет ответа. Нет никого [2, с. 37].

Название явно взято из одноименной драмы Л. Андреева, тема же подается в традициях Ф. Сологуба.

В стихотворении «Тени» (1922) Х. Такташ через психологические страдания, переживания лирического героя воссоздает картины ужасающего бедствия. «Для описания некоторых явлений голодной трагедии автор использовал оригинальные романтические методы, только вот не смог передать политический смысл данной трагедии» [5, с. 89]. Оценивая произведение поэта, Х. Госман подчеркивает, что автор в своих произведениях не мог показать реальных причин голода 1921 года.

Татарские писатели, отобразив тему голода в художественных произведениях, передали грядущим поколениям реалистические картины душераздирающих страданий татарского народа в 1920-е гг.

Список литературы:

1. Ахунов Г. Ступени творчества // Маджит Гафури: материалы науч. конф., посвященной 100-летию со дня рождения. Казань, 1981. С. 9-11.

2. Гайнутдинов М.В. Хади Такташ // В тисках безвременья: классики 20-х гг. Казань, 2002. С. 32-55.

3. Гафури М. Отрывки из биографии // Гайнуллин М.Х., Вазиева З.Г. Татарская литература. ХХ век. II часть. Казань: Таткнигоиздат, 1954. С. 21-29. (на тат. яз.).

4. Гафури М. Соч.: в 4 т. Казань: Таткнигоиздат, 1983. Т. 3: Проза и публицистика

5. Госман Х. Татарская поэзия 20-х годов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1964. (на тат. яз.).

6. Губайдуллин Г. Новые произведения Галимджана Ибрагимова // Вестник научного общества Татароведения. 1925. № 1-2. С. 65-67.

7. Ибрагимов Г. Рассказы, повесть, роман. Казан: Таткнигоиздат, 2007. (на тат. яз.).

8. Ибрагимова Ф.М. Рукописи М. Гафури в архиве ИЯЛИ имени Г. Ибрагимова // Маджит Гафури: материалы науч. конф., посвященной 100-летию со дня рождения. Казань, 1981.

9. Рамазанов Г.З. Мажит Гафури: очерк жизни и творчества. М.: Совет. Россия, 1980.

10. Тулумбайский Г. Люди // Татарстан. 1924. 9 января.

11. Халит Г. Гали Халит о Галимджане Ибрагимове в 1957 году // Галимджан Ибрагимов: док. и факты; Галимджан Ибрагимов глазами молодых / [авт.-сост. М.Х. Ибрагимова]. Казань: Татар. кн. изд-во, 2012. С. 93-113.

12. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова // АН РТ. Ф. 16. Оп. 2. Д. 655. Ед.хр. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.