Научная статья на тему 'Отражение социокультурных представлений майя i тыс. Н. Э. В предметах мелкой пластики'

Отражение социокультурных представлений майя i тыс. Н. Э. В предметах мелкой пластики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
250
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЙЯ / ТЕРРАКОТОВЫЕ СТАТУЭТКИ / СТАТУАРНЫЕ ТИПЫ / MAYA / TERRACOTTA FIGURINES / STATUTORY TYPES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Демичева Ирина Юрьевна

Анализируются терракотовые статуэтки майя I тыс. н.э. как самостоятельный исторический источник, позволяющий рассмотреть некоторые социально-экономические и культурные особенности развития цивилизации майя. Выделяются базовые статуарные типы. Выявляются и анализируются особенности мировосприятия майя, отраженные в предметах коропластики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL IDEAS OF MAYA AS REPRESENTED IN THE TERRACOTTA FIGURINES

Maya terracotta figurines of the first millennium A.D. are analyzed as an independent historical source which allows to consider some socio-economic and cultural features in the development of the Mayan civilization. Basic statutory types are identified and an analysis is presented of the features of the Maya worldview, as reflected in the coroplastic objects.

Текст научной работы на тему «Отражение социокультурных представлений майя i тыс. Н. Э. В предметах мелкой пластики»

242

История

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 1, с. 242-248

УДК 902

ОТРАЖЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МАЙЯ I тыс. н.э. В ПРЕДМЕТАХ МЕЛКОЙ ПЛАСТИКИ

© 2011 г. И.Ю. Демичева

Институт археологии РАН, Москва

[email protected]

Поступила в редакцию 02.12.2010

Анализируются терракотовые статуэтки майя I тыс. н.э. как самостоятельный исторический источник, позволяющий рассмотреть некоторые социально-экономические и культурные особенности развития цивилизации майя. Выделяются базовые статуарные типы. Выявляются и анализируются особенности мировосприятия майя, отраженные в предметах коропластики.

Ключевые слова: майя, терракотовые статуэтки, статуарные типы.

Одним из приоритетных направлений при изучении древних цивилизаций является изучение их социально-экономических и культурных традиций. Безусловно, что комплексная реконструкция этих сфер жизни напрямую зависит от степени изученности исторических, и в первую очередь археологических, источников. К сожалению, при проведении таких исследований далеко не всегда должным образом реконструируются и учитываются представления древних народов о самих себе и своем месте в окружающем мире. В силу этих причин использование терракотовых статуэток майя классического периода как самостоятельного и независимого источника существенно расширяет диапазон знаний как о самом обществе майя классического периода, так и о том, как данное общество воспринималось его собственными представителями. Кроме того, предметы мелкой пластики сами по себе, а также образы, воплощенные в них, напрямую связаны с рядом культурных традиций, характерных для общества майя.

Вопросы социального устройства майяского общества I тыс. н.э. достаточно хорошо изучены на материалах археологических и письменных источников. Данная проблема на протяжении длительного времени являлась одной из ведущих в майянистике.

В начале ХХ века в основу теократической концепции были положены идеи С. Морли, который выделял в обществе майя четыре большие социальные группы, включавшие в себя аристократию, жречество, общинников и работников, среди которых ведущее место занимали жрецы [1, с. 163]. Данные представления, которые были ведущими в майянистике до 70-х го-

дов XX века, активно развивал в своих работах

Э. Томпсон.

Р. Пинья, работая с материалами, полученными в ходе раскопок на о-ве Хайна (побережье Кампаче, Мексика) выделяет три категории населения. Первая состоит из знати, жреческой верхушки, богатых торговцев. Вторая включает в себя профессиональных ремесленников, художников, танцоров, игроков в мяч. Третья представлена крестьянами, охотниками, слугами и т.п. [2, с. 110, 118]. Схожую структуру описывал У.Р. Ко [3, с. 503].

В.И. Гуляев, основываясь на анализе археологического и исторического материала полагает, что общество майя имело довольно сложную структуру и состояло не только из массы земледельцев и правителей, но и включало в себя разные прослойки городского населения, чиновников, жрецов, профессиональных воинов, общинников различного уровня достатка и социального положения [4, с. 254]. В настоящее время данная характеристика общества подтверждается все большим количеством археологического и исторического материала.

Д.Д. Беляев, рассматривая организацию власти и управления в царствах Петена позднекла-сического времени, характеризует ее как «централизованную систему, основанную на иерархии владетельных лиц... Должностной аппарат состоял из чиновников-писцов, осуществлявших разнообразные функции в управленческой и дворцовой сферах. Главной характерной чертой всей системы являлась наследственность статуса и должностей» [5, с. 191, 192]. Таким образом, общество майя имело развитую и достаточно сложную структуру, что нашло свое

отражение в том числе и в предметах мелкой пластики.

В терракотах отражен довольно широкий диапазон социальных групп, разделенных как по статусу, так и по роду деятельности. Основываясь на критерии социальной принадлежности изображенного субъекта, все представленные статуэтки можно разделить на несколько типов (см. рис. 1).

30

25

20

15

10

5

0

п П п П П 1-І п П 1-і

X. 15

ю

О

Рис. 1. Социальные группы майяского общества, %

Первый тип статуэток по социальной принадлежности включает в себя четыре подтипа: правители, светская знать, жреческая верхушка, часть воинов. В выборке, представленной 435 антропоморфными статуэтками наиболее распространены изображения представителей светской знати (27.0%). Статуэток, выполненных в виде правителей, зафиксировано 3.3% от общей численности терракот данной группы.

Второй тип состоит из семи подтипов: музыканты, игроки в мяч, ткачихи, часть воинов, танцовщики, писцы, часть жрецов. Определить численное преобладание того или иного подтипа достаточно сложно. Практически все они представлены незначительным количеством терракот (от 3.7 до 0.9%).

Третий тип представлен статуэтками, изображающими рядовых общинников (22.7%) и охотников (0.9%). Четвертый - включает в себя изображения рабов (0.4%) и военнопленных (1.8%) При этом определить их изначальный социальный статус до обращения в рабство и (или) захват в плен не всегда представляется возможным.

Среди статуэток данной выборки наиболее распространены изображения представителей светской знати (27.0%), воинов (24.6%) и рядовых общинников (22.7%). Вероятно, в предметах мелкой пластики коропласты воплощали наиболее значимые для общества майя социальные образы. Выполнены они были с высокой долей достоверности, с соблюдением анатомических особенностей.

Поэтому, основываясь на морфологическом анализе, можно выделить три базовых статуарных типа, которые часто связаны с социальным статусом изображенного субъекта.

Первый статуарный тип представлен изображениями женщин как в положении стоя, так и сидящих. Голова овальная или эллипсоидная, реже подквадратная. Нос подтреугольной формы с горбинкой, средней длины. Кончик носа заострен, часто незначительно загнут вниз. Ноздри представлены в виде несквозных отверстий, крылья носа проработаны детально, часто линейным контуром. Глаза миндалевидные или овальные, средних размеров, расположены близко к носу. Внешние края глаз заострены, приподняты вверх или размещены прямо. Детально проработаны оба века. Верхнее веко, как правило, больше нижнего. Зрачки не прорисовывались. Брови дугообразные, выполнены выступами. Рот овальный, приоткрыт или открыт. Верхняя губа волнообразная, нижняя дугообразная. Лоб высокий широкий или узкий, щеки полные с округлым контуром. Подбородок под-треугольный или овальный, незначительно выставлен вперед. Уши выполнены с высокой долей реалистичности (если они представлены на статуэтке). Все черты лица прорисованы четки-

Рис. 2. Женщина с веретеном. Остров Хайна

ми глубокими контурами. Шея расположена прямо.

Туловище цилиндрическое или трапециевидное, часто скрыто за широкой одеждой. Живот в большинстве случаев плоский. Грудь могла быть частично и полностью обнажена, и, как правило, прорабатывалась выступами. Плечи широкие, прямоугольные или дугообразные. Руки средней длины, плотно прижаты к телу на уровне живота или незначительно отстранены. Кисти рук в основном короткие, пальцы прорисованы глубокими линиями. Ноги расставлены на ширине плеч, пятки выполнены контуром, пальцы прорабатывались насечками. Женщины были плотного телосложения, достаточно крупными, в ряде случаев склонными к полноте (см. рис. 2). Так часто изображались женщины высокого социального статуса, представительницы правящей верхушки, или воплощенные в них богини. Женщины такого телосложения часто фигурируют в изображениях на расписной керамике, стелах.

Второй статуарный тип представлен изображениями мужчин. Положение тел в пространстве различно. Голова эллипсоидная или овальная. Нос подтреугольный, визуально удлиненный за счет увеличения верхней части центральной линии носа. Кончик носа заострен, незначительно загнут вниз. Ноздри детально проработаны. Глаза овальные или миндалевидные, в большинстве случаев узкие. Внешние края глаз сильно заострены и часто приподняты вверх. Веки хорошо проработаны, верхнее веко больше нижнего. Рот приоткрыт, губы дугообразные или верхняя волнообразная, а нижняя дугообразная. Лоб высокий или нависает над глазами. Щеки плоские, подбородок заострен. Уши скрыты под украшениями.

Туловище цилиндрическое. Грудная клетка и живот плоские. Плечи широкие, в большинстве случаев прямоугольные. Предплечье значительно полнее руки ниже локтя. Положение рук различно. Ноги расставлены на ширине плеч или скрещены в положении сидя. Колени выделены выступами. Ступня плоская, пальцы проработаны насечками, пятка незначительным выступом. Мужчины этой группы изображены более худыми, чем женщины. Большой акцент сделан на проработке мышц рук. Большей частью так изображались воины.

Третий статуарный тип представлен изображениями мужчин более полного телосложения. Технология проработки головы сходна со вторым статуарным типом. В данном случае внимание обращено на полный, иногда достаточно большой живот изображенного субъекта, с про-

работкой кожных складок (в случае если он обнажен). Руки и ноги объемные, это в ряде случаев достигается изображением большого количества деталей одежды. В случае если мужчина обнажен, то грудь прорисовывается подтре-угольными контурами. Таким образом могли изображаться представители разных социальных групп. Более точная идентификация социального статуса изображенного в терракоте субъекта возможна при комплексном исследовании статуэтки.

Многим изображениям свойственна динамика и проявление ярких человеческих эмоций: страх, боль, радость, задумчивость, сосредоточенность и т.п. Таким образом, коропласты воплощали в образах не только представителей разных социальных групп, но и живых людей со свойственными им переживаниями.

В некоторых терракотах отражены особенности гендерных отношений. Встречаются статуэтки влюбленной пары, женщины и старика, женщины и мужчины, женщины на шее у мужчины и наоборот. Р. Джойс в своих работах вопросы гендерного взаимодействия предлагает рассматривать исходя из того, кто изготавливал терракоты - мужчина или женщина. В случае если статуэтки изготавливали мужчины, то изображения мужчин могли отражать мужское самосознание и их собственные взгляды на общественные и социальные вопросы. Если же мужчины изготавливали женские статуэтки, то они воплощали свое восприятие женских ролей в обществе. В случае изготовления статуэток женщинами они в предметах мелкой пластики воплощали свои образы и представления как о них самих, так и о мужчинах [6, с. 63-70].

Отметим, что изображения ряда социальных ролей зачастую не зависели от авторства. Так, не встречается изображений женщин - воинов, охотников, т.к. это основное занятие мужчин. Женщины в основном представлены с предметами домашнего обихода, за ткацкими станками, с детьми. Они выполняли общественные функции, свойственные только женщине, а не мужчине.

Таким образом, майя представляли свое общество не только как сложную систему, но и как общество живых людей со свойственными им эмоциями и переживаниями, повседневными занятиями и увлечениями.

Воплощение культурных традиций и особенностей в предметах мелкой пластики напрямую зависело от функционального назначения терракот.

Со второй половины XX века исследователи выделяют несколько направлений функционального назначения статуэток. К предметам

религиозно-культового назначения статуэтки относят Р.Пинья [2, с. 66], Г. Уилли [7], Р. Рэндс и Б. Рэндс [8]. Сам факт нахождения статуэток в погребениях и использование их как предмета погребального инвентаря напрямую свидетельствует об их религиозно-культовой направленности. В.И. Гуляев отмечает, что таким образом статуэтки могут свидетельствовать о наличии культа предков [4, с. 153].

Терракоты Месоамерики (включая майяс-кие) относят к ритуальным предметам такие исследователи, как Э. Брамфил [9, с. 143-166], Дж. Хэндон [10], Дж. Маркус [11, с. 285-191]. Дж. Маркус также отмечает, что статуэтки могли «применятся» женщинами во время отправления обрядов [11, с. 287]. Также они могли использоваться дома как образы божеств-покровителей. Об использовании статуэток в качестве предметов культа упоминает в своей работе М. Батлер [12, с. 640]. Такая традиция, по-видимому, существовала довольно длительное время. Об идолах из камня, глины и дерева, которым поклонялись майя, неоднократно упоминает Диего де Ланда [13, с. 307]. Также он отмечает, что таких идолов клали вместе с покойником, как подношение [13, с. 321]. Таким образом, статуэтки использовались во время обряда погребения, являлись элементом погребального инвентаря и использовались в качестве домашних «идолов».

Утилитарно-практическую функцию выполняли статуэтки, изготовленные в виде музыкальных инструментов. Они широко представлены по всему региону майя. Практически повсеместно распространены свистульки, свистки, флейты. Достаточно редко встречаются сурдинки [7, с. 274], элементы трещоток, погремушки, керамические барабаны [14, с. 24-31]. Свидетельством того, что такие музыкальные инструменты использовались довольно активно, является их высокая степень повреждений и поломки [15, с. 284]. Д. Триадан отмечает, что большая часть статуэток Агуатеки найдена вблизи частей построек, которые активно использовались женщинами и детьми, что, по ее мнению, может свидетельствовать, что терракоты производились и активно использовались в основном этими группами населения [15, с. 285].

Музыкальные инструменты майя довольно широко представлены не только археологическим материалом. Выделено некоторое количество расписной керамики с изображениями музыкантов [16, с. 437]. Детально они проработаны на фресках Бонампака [17, с. 158]. Нередко сами терракоты, выполненные в виде музыкантов, представляют разные категории музыкальных

инструментов: ударных, духовых и шумовых. Группа ударных в зависимости от размера инструмента состоит из барабанов трех видов. Высота первого достигает груди музыканта, второго

- доходит до пояса, третий помещается под мышкой. Духовые инструменты представлены большими трубами, шумовые - погремушками. Отметим, что профессиональные музыканты представлены только изображениями мужчин.

В данной выборке наиболее распространены терракоты, выполненные в виде свистулек (128 экз.), также зафиксировано 87 экз., которые предположительно также можно отнести к данной группе терракот (затрудняет идентификацию сильное повреждение экземпляров или их фрагментирование). Статуэток в виде флейт выявлено 8 экз., они также сильно повреждены, погремушек - 6 экз. (см. рис. 3).

Терракотовые статуэтки также могли использоваться как элементы украшений - подвески [18, с. 65] или кулоны [15, с. 274]. В данной выборке они представлены одним экземпляром, выполненным в виде головы человека с круглыми сквозными отверстиями в области висков. Отметим, что косвенно свидетельством ношения подобных кулонов служат изображения нагрудных украшений на самих терракотах. Встречаются статуэтки, изготовленные в виде мужчины знатного происхождения, на шее которого с помощью жгута крепится массивная подвеска-личина.

Предположение об использовании терракот в качестве детских игрушек выдвигали еще Г. Уилли [7, с. 8], Р. Рэндс и Б. Рэндс [8]. На сегодняшний день этот вопрос рассматривают Л. Раскейнски [19] и Д. Триадан [15]. Послед-

87

128

5 6 2 8

□ Свистульки

□ Флейты

□ Заготовки

□ Погремушки

□ Игрушки

□ Предположительно свистульки

□ Подвески

Рис. 3. Функциональное назначение терракотовых статуэток, экз.

1

няя отмечает, что в период поздней классики статуэтки клали только в женские и детские погребения (кроме территории о-ва Хайна), и, как упоминалось выше, во время раскопок их также находили вблизи мест проживания женщин и детей [15, с. 285]. Это косвенно указывает на то, что дети могли использовать их в качестве игрушек. В нашей выборке подобных терракот выявлено 5 экз. Большая часть относится к типу марионеток, имеющих подвижные части, манипуляция с которыми могла оказывать существенное влияние на развитие у детей младшего возраста мелкой моторики. Пока данное предположение нуждается в большем количестве подтверждающих фактов и является довольно перспективным направлением исследования функционального назначения статуэток.

Многие статуэтки могли совмещать в себе разные функции. Так, большую часть терракот, обнаруженных в погребениях, составляют свистульки, т.е. одновременно они использовались как музыкальный инструмент в процессе погребальной церемонии [2, с. 65; 4, с. 153] и как элемент погребального инвентаря. Таким образом, они выполняли и утилитарно-практическую, и религиозно-культовую функции. Подобных статуэток в данной выборке около 200 экз., все они относятся к терракотам с о-ва Хайна, так как именно там большая часть статуэток выявлена в погребениях. Г. Рейчел-Долматофф вообще предполагает, что с момента изготовления до окончательной утилизации статуэтки могли менять свое назначение [20, с. 229-241]. Отметим также, что в процессе производства статуэтки изготовитель мог не достигнуть желаемого результата, и такие бракованные терракоты впоследствии могли переделываться.

Таким образом, терракотовые статуэтки выполняли достаточно разнообразные функции и были не только предметом почитания, но и активно использовались в повседневной жизни.

Особый пласт для иконографического анализа представляют терракоты, выполненные в виде божеств, воплощенных как в антропоморфных, так и в зооморфных образах. Отметим, что точная идентификация изображения как божественного затруднена сложностью мифологических и сакральных представлений майя. Тем не менее условно можно выделить несколько вариантов изображений божеств: 1 - изображение бога в виде старика; 2 - изображение бога с крючковатым волнообразным носом; 3 - изображение бога с «оскалом»; 4 -изображение человека с черепом вместо головы; 5 - изображения ткачих.

Так, например, изображения стариков в статуэтках, как в одиночных, так и в парных, представлены с одним и тем же набором характерных черт. Это морщинистое лицо, с глубокими складками в области рта и скул. Рот приоткрыт в улыбке-оскале, нос крючковатый с горбинкой, глаза прищурены, при этом искусно проработана область вокруг глаз. Головной убор старика имеет не меньше двух ярусов, нижний из которых представлен переплетенным жгутом. Нижняя часть туловища в ряде случаев значительно меньше верхней, ноги крайне худые и непропорциональные.

Необходимо отметить, что определение и персонификация бога-старика в каждом конкретном случае представляет значительную проблему ввиду крайней сложности и запутанности мифологии майя. Так, Ю.В. Кнорозов отмечает, что в Дрезденской рукописи встречаются персонажи с «глазом бога», имеющие «лицо со старческой морщиной и впалым беззубым ртом, небольшой «римский нос» [21, с. 242]. Данное описание справедливо и для наших терракот, изображающих Старого бога.

Кроме того, в мифологии майя встречается сюжет о вступлении в брак юной девушки со стариком-прапредком. Как отмечает Я.Н. Нерсесов, подобный сюжет мог нести дополнительную семантическую нагрузку, т.к. имя девушки в переводе означает «цветок», а получение цветка символизировало вступление в брак [22, с. 105]. Кроме того, женский персонаж мог обладать и божественным началом, выступая, в данном контексте, как покровительница плодородия и деторождения.

Животная символика майя также очень многообразна и разнопланова. Поэтому, как отмечает И. Кэлвин, анализ терракотового материала, выполненного в виде животных, помогает раскрыть суть отношений майя к окружающему миру и миру сверхъестественного, основанных зачастую на взаимодействии животного и человека [23].

Животный мир широко представлен в мифологии и религии майя. Ю.В. Кнорозов на основании функций в изображении выделяет несколько категорий животных [21, с. 245]. Некоторые из них могут быть отнесены и к предметам мелкой пластики: животные в человеческих позах, животные, фигурирующие в качестве атрибутов персонажей, животные в реальных ситуациях [21, с. 245].

Кролик часто изображается вместе с женщиной. В мифологии он наделяется человеческими качествами: хитростью, ловкостью и умом [24, с. 114, 115], в Пополь-Вух он является одним из

основных представителей групп животных [25, с. 79]. Ягуару вообще отведено отдельное место. Его почитали и боялись, убивали и использовали шкуру и зубы в качестве трофеев, пользовались ими, как правило, люди высокого статуса. Также изображение ягуара широко представлено на расписной керамике [26, с. 223]. В мифах довольно распространен сюжет о человеке, который превращается в животное

- оборотень-нагуаль [24, с. 183], часто это был ягуар. В Пополь-Вух рассказывается, что ягуар был в числе животных, созданных богами для своего поклонения [25, с. 30, 31]. Также Ю.В. Кнорозов отмечает, что был бог ягуар, который связан с богом дождя и сторон света [27, с. 6].

Олень мог изображаться и как божественное воплощение и как объект охоты [21, с. 245]. В терракоте часто встречаются статуэтки, у которых головные уборы выполнены в виде головы оленя. Подобные головные уборы представлены и на расписной керамике [26, с. 204]. Также олень часто сопровождает бога охоты или бога оленей или сам является его воплощением [27, с. 5].

Обезьяны в большей степени, чем другие животные, наделены человеческими чертами. В Пополь-Вух это одни из потомков несовершенных людей [25, с. 74]. В нашей выборке встречаются терракоты, где изображены воины в маске обезьяны.

Сову часто связывают с войной [28] и бо-гом-совой [27, с. 4]. Лягушка могла воплощать бога дождя, тем более что наступление дождя лягушки часто предвещают кваканьем [21, с. 232].

Животный мир довольно разнообразен и многогранен, и в каждом конкретном случае изображение того или иного животного, земноводного, птицы, рыбы, представленного в терракоте, требует индивидуального рассмотрения на основе анализа иконографических особенностей.

Таким образом, в предметах мелкой пластики коропласты майя воплотили свое видение сложной общественной структуры, психоэмоционального взаимодействия между людьми, гендерных отношений. Большое внимание уделяли окружающему животному миру, который представлен как неотъемлемая часть повседневности, религии и мифов. Сами терракоты, как предмет слабоканонизированного искусства, являются уникальным источником для анализа культурных традиций майяского общества классического периода.

Список литературы

1. Morley S.G. The Ancient Maya. Stanford. Stanford Press. 1947.

2. Piña R. C. Jaina. La casa en el agua. México. Instituto Nacional de Antropologia e Historia. 1968. 138 p.

3. Coe W.R. A summery of excavation and research at Tikal, Guatemala, 1956-1961 // Aan, Vol. 27. № 4. 1962.

4. Гуляев В.И. Города-государства майя (структура и функции города в раннеклассовом обществе). М.: Наука, 1979. 303 с.

5. Беляев Д.Д. Формирование и развитие государственной организации у майя Петена в классический период (I тыс. н.э.). Дис... канд. ист. наук. М.: РГГУ, 2001. 352 с.

6. Joyce R.A. Images of Gender and Labor Organization in Classic Maya Society // Exploring Gender Through Archaeology: Selected Papers from the 1991 Boone Conference, edited by Cheryl Claassen, Monographs in World Prehistory 11. Madison. Wisconsin. Prehistory Press. 1992. Р. 63-70.

7. Willey G.R. The artifacts of Altar de Sacrificios // Papers of the Peabody Museum of Archaeology and Ethnology. Peabody Museum. Cambridge. Harvard University Press. 1972. Vol. 64. № 1. Р. 6-69.

8. Rands R. and Rands B.C. Pottery figurines of Maya Lowlands // Archaeology of Southern Mesoamerica. University of Texas Press. 1965. P. 535-560.

9. Brumfiel E.M. Figurines and Aztec State: testing the effectiveness of ideological domination // Gender and Archaeology. Edi. by Rita P. Wright. Philadelphia. University of Pennsylvania Press. 1996. P. 143-166.

10. Hendon J.A. Status and power in Classic Maya society: an archaeological case study // American Anthropologist. 1991. Vol. 93 (4). Р. 894-918.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Marcus J. The importance of context in interpreting figurines // Cambridge Anthropological Journal. 1996. Vol. 6 (2). Р. 285-291.

12. Butler M. A Study of Maya Mouldmade Figurines // American Anthropologist. New Series. 1935. Vol. 37. № 4. Part 1. 1935. Р. 636-672.

13. Ланда Диего де. Сообщение о делах в Юкатане. Пер. Р.В. Кнорозова // Священные письмена майя. СПб.: Амфора, 2000. С. 245-350.

14. Healy P.F. Music of the Maya // Archaeology. 1988. Vol. 41 (1). Р. 24-31.

15. Triadan D. Warriors, nobles, commoners and beasts: figurines from elite buildings at Aguateca, Guatemala // Latin American Antiquity. 2007. Vol. 18. № 3. P. 269-293.

16. The Maya vase book. A corpus of rollout photographs of Maya vases. Vol. 3. New York. 1992. P. 362-556.

17. Schele L., Miller E.M. The blood of kings. Dynasty and ritual in maya art. New York. 2006. 336 p.

18. Bryant D.D. Excavations at House 1, Yerba Buena, Chiapas Central Highland. Mexico // Papers of the New World Archaeological Foundation. Numbers Fifty-four. New World Archaeological Foundation Brigham Young University. Provo. Utah. 1998. P. 65-73.

19. Ruscheinsry L.M. The social reproduction of gender identity through the production and reception of Lowland Maya figurines. Ph.D. dissertation, Department

of Art History, Visual Art and Theory. University of British Columbia. 2003. 460 p.

20. Reichel-Dolmatoff G. Anthropomorphic figurines from Colombia, their magic and art // Essays in PreColumbian Art and Archaeology. Cambridge. Harvard University Press. 1961. P. 229-241.

21. Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев майя. М. - Л.: Изд-во АН СССР. Институт этнографии, 1963. 664 с.

22. Нерсесов Я.Н. Мифы Центральной и Южной Америки. М.: Астрель, 2004. 464 с.

23. Calvin I. Were the Wayob live: A further examination of Classic Maya supernaturals // The Maya vase book. 1997. Vol. 5. New York. P. 868-883.

24. Легенды, мифы и сказки индейцев майя / Отв. ред. Г.Г. Ершова. М.: РГГУ, 2002. 202 с.

25. Пополь-Вух (Книга народа). Пер. Р.В. Кинжа-лова // Священные письмена майя. СПб.: Амфора. 2000.

С. 23-179.

26. The Maya vase book. A corpus of rollout photographs of Maya vases. Vol. 2. N.-York. 2000. Р. 362-556.

27. Кнорозов Ю.В. Пантеон древних майя. VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук. М.: Наука, 1964. 9 с.

28. Grube N., Schele L. Kuy the owl of omen and war // Mexicon. 1994. XVI-1. Р. 10-17.

SOCIAL AND CULTURAL IDEAS OF MAYA AS REPRESENTED IN THE TERRACOTTA FIGURINES

I.Yu. Demicheva

Maya terracotta figurines of the first millennium A.D. are analyzed as an independent historical source which allows to consider some socio-economic and cultural features in the development of the Mayan civilization. Basic statutory types are identified and an analysis is presented of the features of the Maya worldview, as reflected in the coroplastic objects.

Keywords: Maya, terracotta figurines, statutory types.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.