Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОНГОЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ О ПРАЗДНИКАХ'

ОТРАЖЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОНГОЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ О ПРАЗДНИКАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционные ценности / воспитание / традиционные праздники Монголии / traditional values / education / traditional holidays of Mongolia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева В. В.

Успешность воспитательных методов, используемых в работе педагога, во многом зависит от уровня развития ценностных представлений школьников, среди которых традиционные ценности народа являются основой морали ребенка, но именно они подвержены в настоящее время негативному влиянию глобализации. Сохранение этнокультурной направленности образования с приоритетом воспитания российской гражданственности в условиях негативного влияния западной культуры остается нерешенной проблемой для педагогической науки и практики, что объясняет интерес к системе образования Монголии, находящегося в процессе социокультурных изменений на стыке тенденций глобализации (вестернизации) и задач сохранения этнокультурной направленности. Традиционные праздники являются наиболее мощным транслятором национальных традиционных ценностей, эффективным средством воспитания национальной гордости, запускающей механизм становления национальной идентичности. Цель статьи — на примере Монголии, сохранившей этнокультурную направленность воспитания, изучить социокультурную динамику традиционных ценностей в представлениях школьников о праздниках. Методология и методы исследования: изучение социальных представлений городских и сельских учащихся о праздниках методом анонимного письменного опроса (n = 209), сравнение в городской и сельской выборке; контент-анализ текстов статей в электронных СМИ. В результате исследования было выявлено стабилизирующее аксиологическое ядро традиционных праздников, связанное с ценностями патриотизма, основанного на национальной гордости, ценностями семьи, любви и уважения к близким, гостеприимства, уважения к старшим, и любви к детям, обнаружено снижение популярности национальных праздников в городской выборке. В заключение делается вывод о том, что глобализация негативно влияет на национальную идентичность городской монгольской молодежи, что выражается в снижении их интереса к национальным традициям и ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF THE SOCIO-CULTURAL DYNAMICS OF TRADITIONAL VALUES IN THE IMAGES OF MONGOLIAN SCHOOLCHILDREN ABOUT THE HOLIDAYS

The success of the educational methods used in the work of a teacher largely depends on the level of development of the value ideas of schoolchildren, among which the traditional values of the people are the basis of the morality of the child, but they are currently object of the negative influence of globalization. The preservation of the ethnocultural orientation of education with the priority of educating Russian citizenship in the face of the negative influence of Western culture remains an unresolved problem for pedagogical science and practice, which explains the interest in the educational system of Mongolia, which is in the process of sociocultural changes at the junction of globalization trends (Westernization) and the tasks of preserving the ethnocultural orientation. Traditional holidays are the most powerful transmitter of national traditional values, an effective means of instilling national pride, which launches the mechanism for the formation of national identity. The purpose of the article is to study the sociocultural dynamics of traditional values in schoolchildren's ideas about traditional holidays using the example of Mongolia, which has retained the ethnocultural orientation of education. Methodology and research methods: study of social perceptions of urban and rural students about traditional holidays by anonymous written survey (n = 209), comparison in urban and rural samples. The study revealed a stabilizing axiological core of traditional holidays associated with the values of patriotism based on national pride; family values; love and respect for loved ones; hospitality; respect for elders; and love for children, a decrease in the popularity of national holidays in the urban sample was found. In conclusion, it is concluded that globalization has a negative impact on the national identity of urban Mongolian youth, which is reflected in a decrease in their interest in national traditions and values.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОНГОЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ О ПРАЗДНИКАХ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 2 (91). С. 129-143. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 2 (91). P. 129-143.

Научная статья УДК 379.8

doi: 10.24412/2224-0772-2023-91-129-143

ОТРАЖЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ

ДИНАМИКИ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОНГОЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ О ПРАЗДНИКАХ

Валерия Викторовна Васильева

Красноярский государственный университет имени

В. П. Астафьева, Улан-Батор, Монголия, vasilieva@rcnkmn.ru

В. В. Васильева

Аннотация. Успешность воспитательных методов, используемых в работе педагога, во многом зависит от уровня развития ценностных представлений школьников, среди которых традиционные ценности народа являются основой морали ребенка, но именно они подвержены в настоящее время негативному влиянию глобализации. Сохранение этнокультурной направленности образования с приоритетом воспитания российской гражданственности в условиях негативного влияния западной культуры остается нерешенной проблемой для педагогической науки и практики, что объясняет интерес к системе образования Монголии, находящегося в процессе социокультурных изменений на стыке тенденций глобализации (вестернизации) и задач сохранения этнокультурной направленности. Традиционные праздники являются наиболее мощным транслятором национальных традиционных ценностей, эффективным средством воспитания национальной гордости, запускающей механизм становления национальной идентичности.

Цель статьи — на примере Монголии, сохранившей этнокультурную направленность воспитания, изучить социокультурную динамику традиционных

© Васильева В. В., 2023

ценностей в представлениях школьников о праздниках.

Методология и методы исследования: изучение социальных представлений городских и сельских учащихся о праздниках методом анонимного письменного опроса (п = 209), сравнение в городской и сельской выборке; контент-анализ текстов статей в электронных СМИ.

В результате исследования было выявлено стабилизирующее аксиологическое ядро традиционных праздников, связанное с ценностями патриотизма, основанного на национальной гордости, ценностями семьи, любви и уважения к близким, гостеприимства, уважения к старшим, и любви к детям, обнаружено снижение популярности национальных праздников в городской выборке.

В заключение делается вывод о том, что глобализация негативно влияет на национальную идентичность городской монгольской молодежи, что выражается в снижении их интереса к национальным традициям и ценностям.

Ключевые слова: традиционные ценности, воспитание, традиционные праздники Монголии

Для цитирования: Васильева В. В. Отражение социокультурной динамики традиционных ценностей в представлениях монгольских школьников о праздниках // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 2 (91). С. 129-143 . аок 10.24412/2224-0772-2023-91-129-143.

Original article

REFLECTION OF THE SOCIO-CULTURAL DYNAMICS OF TRADITIONAL VALUES IN THE IMAGES OF MONGOLIAN SCHOOLCHILDREN ABOUT THE HOLIDAYS

Valeriya V. Vasilyeva

Krasnoyarsk State University named after V. P. Astafiev, Ulaanbaatar, Mongolia, vasilieva @rcnkmn.ru

Abstract. The success of the educational methods used in the work of a teacher largely depends on the level of development of the value ideas of schoolchildren, among which the traditional values of the people are the basis of the morality of the child, but they are currently object of the negative influence of globalization. The preservation of the ethnocultural orientation of education with the priority of educating Russian citizenship in the face of the negative influence of Western culture remains an unresolved problem for pedagogical science and practice, which explains the interest in the educational system of Mongolia, which is in the process of sociocultural changes at the junction of globalization trends (Westernization) and the tasks of preserving the ethnocultural orientation. Traditional holidays are the most powerful transmitter of national traditional values, an effective means of instilling national pride,

which launches the mechanism for the formation of national identity. The purpose of the article is to study the sociocultural dynamics of traditional values in schoolchildren's ideas about traditional holidays using the example of Mongolia, which has retained the ethnocultural orientation of education.

Methodology and research methods: study of social perceptions of urban and rural students about traditional holidays by anonymous written survey (n = 209), comparison in urban and rural samples. The study revealed a stabilizing axiological core of traditional holidays associated with the values of patriotism based on national pride; family values; love and respect for loved ones; hospitality; respect for elders; and love for children, a decrease in the popularity of national holidays in the urban sample was found.

In conclusion, it is concluded that globalization has a negative impact on the national identity of urban Mongolian youth, which is reflected in a decrease in their interest in national traditions and values.

Keywords: traditional values, education, traditional holidays of Mongolia

For citation: Vasilyeva V. V. Reflection of the socio-cultural dynamics of traditional values in the images of mongolian schoolchildren about the holidays. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;1(2):129-143. (In Russ.). doi: https://doi.org/ 10.24412/2224-0772-2023-91-129-143.

Введение. В современных социокультурных условиях, отражающих негативные последствия глобализации и экспансии западной культуры, традиционные ценности, присущие конкретному этносу, также испытывают социокультурную динамику. Интерес для российских исследователей представляют системы образования стран, сохраняющих этнокультурную направленность воспитания, при этом не являющихся закрытыми от межкультурных контактов. Среди них — Монголия, чья национальная система образования достаточно полно изучена исследователями в области сравнительного образования в конце ХХ — начале XXI века [3; 13], но недостаточно представлена в российской компаративистике за последние 20 лет.

ХХ век привнес во многие национальные системы образования последствия геополитических изменений. Монголия не стала исключением. Как и в других странах, находившихся под влиянием СССР, система ценностей новой, постсоветской Монголии претерпела существенные изменения. С 90-х годов XX века национальная идентичность монголов стала возрождаться через обращение к монгольским народным играм и праздникам [3, с. 2-3; 10, с. 6; 13]. Идентичность, по определению исследователя З. И. Ивановой,— это субъективное ощущение принадлеж-

ности человека к некоей совокупности людей, отличающейся от другой совокупности [12]. Н. И. Бутенко, разграничивая три вида идентичности (этническую, национальную и цивилизационную) и конкретизируя особенности каждой, определяет национальную идентичность как... идеологический, духовный, рационализированный уровень сознания [7]. Но несмотря на то, что национальная идентичность представляет собой важнейший аспект бытия человека, определяющий чувство коллективного «Мы» [2], она напрямую связана с формирующей ее цивилизацией и в результате происходящих процессов начинает расшатываться, разламываться [14].

Официальным указом президента Монголии Ц. Элбэгдоржа «Об основных курсах монгольской традиционной мысли и методологии», вышедшим в 2010 году, была утверждена учебная программа «Основы монгольской традиционной мысли и методологии» и введен предмет «Гражданское воспитание» в целях приобщения учащихся общеобразовательных школ к общим нормам национальных ценностей, культуры, традиционного мышления и обычаев [21]. Фактическое внедрение нового предмета в программу монгольских школ было осуществлено только в 2015 году.

В 2019 году министр образования, культуры, спорта и науки Е. Баатарбилэг способствовал реализации добавления в учебную программу начальной школы (с 1-го по 5-й класс) нового предмета «Монгольская культура и воспитание», а в программу 6-12-х классов — предмета «Гражданская этика» [26].

Актуальность проблемы социокультурной динамики традиционных ценностей подчеркивается такими современными монгольскими учеными, как С. Эрдэнэцэцэг, С. Эрдэнэмаам, Д. Энхбаяр, которые указывают, что в конце ХХ века в Монголии произошли существенные изменения в нравственном сознании и нормах вследствие преобразований материальной и духовной сторон жизни общества, связанных с началом развития экономических отношений, основанных на нормах, присущих западной цивилизации [11; 22; 24]. С. Эрдэнэцэцэг отмечает, что в связи с этим в монгольской семейной этике и традиционной морали стали происходить негативные изменения [24]. Тем не менее, по утверждению Д. Тунгалаг, следуя традициям, монголы сделали образ упорядоченной и воспитанной семьи нормой семейной жизни [25].

Цель статьи — на примере Монголии, сохранившей этнокультур-

ную направленность воспитания, изучить социокультурную динамику традиционных ценностей в представлениях школьников о праздниках.

Большая Российская энциклопедия характеризует понятие «традиция» (от лат. traditio — передача, предание) как социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, нормы, ценности...» [4, с. 331]. Национальные ценности представляют собой духовные достижения, принадлежащие народу и составляющие основу его нравственного существования и развития [5, с. 207].

Традиционными монгольскими ценностями, согласно современным исследователям, являются семья, патриотизм, сострадание и трудолюбие [25], любовь к детям [6], физическое воспитание [6; 10].

Из текста монгольского, в историческом смысле самого известного правового документа «Биография Чингиса (Чингисхана), или Великий закон», действовавшего с XIII века, можно выделить такие ценности, как любовь и уважение к близким, честность, аккуратность, образованность, воспитанность, уважение ко всем людям, независимо от их материального положения, уважение к старшим, помощь бедным. Согласно «Великому закону», разрушение семьи приводит к поражению государства от врага [29]. Таким образом, наиболее важными традиционными ценностями монголов являются сохранение семьи, преемственность поколений и патриотизм, основанный на национальной гордости.

Стремление монголов воспитывать детей, опираясь на исконные ценности и традиции, отражено и в концепции предшкольного образования «Развитие каждого ребенка» и «Ядро-программы дошкольного образования». В статье «Современное состояние предшкольного образования в России и Монголии» авторы Г. Х. Вахитова, Э. П. Леонтьев, А. Батсуурь, ссылаясь на данные Ц. Цэвээн, пишут, что «дошкольные учреждения сегодня призваны предоставлять образование на основе применения главного национального принципа «традиционного монгольского воспитания, когда через конкретную деятельность дети овладевают знаниями и формируют характер» [8].

Традиционные ценности, несомненно, отразились в монгольских национальных праздниках. Именно праздники в наибольшей степени, чем другие народные средства воспитания, аккумулируют в себе традиционные ценности и сохраняют их благодаря выработанному и реализу-

емому в течение веков сценарию. Праздник, как концепт этнопедагогики, успешно реализуется в воспитании детей разного возраста как один из видов коллективного творческого дела [9, с. 33], часть событийного подхода [15, с. 106-107].

Методология и методы исследования. В качестве объекта исследования нами были выбраны представления о праздниках, так как они являются средством интенсификации духовной жизни личности, уникальной комплексной формой организации воспитания и жизнедеятельности детей и взрослых, в которых проявляется национальный характер, находят отражение религиозные верования народа [15, с. 93].

Исследование основано на материалах, полученных в результате анонимного опроса двух групп школьников 7-9-х классов, в состав которых вошли респонденты средних школ Завханского аймака Монголии (село) и школы № 40 города Улан-Батора (п = 209). Цель исследования — сравнение представлений о предпочитаемых праздниках у современных городских и сельских монгольских школьников, аксиологический анализ содержания праздников.

Результаты исследования

Опрос проводился по следующему гайду: «Какие праздники вы обычно отмечаете в семье?», «Перечислите все монгольские праздники, которые вы отмечаете в своей семье. Как вы их отмечаете?». Всего было получено 209 бланков ответов. Среди праздников были названы как национальные: Цагаан сар, Наадам, Битуун, «Дээлтэй монгол», День рождения Чингисхана, Монгол цэргийн едер (Цэргийн баяр), Наурыз, так и заимствованные из западноевропейской культуры: Новый год, Международный день защиты детей (в Монголии: Эх урсийн едер / Хуухдийн баяр, дословно: День матери и ребенка / Детский праздник), Международный женский день (8 Марта), День знаний (1 сентября), День смеха (1 апреля), День отца, День матери, Рождество / Праздник приветствия (в Монголии: Зулсар / Мэндэлсний баяр), а также бытовые — день рождения.

В дальнейшем аксиологическом анализе участвовали праздники, набравшие не менее 10% ответов, частота упоминания представлена на рисунке 1.

Частота упоминаний праздников монгольскими школьниками (%)

I I

Цагаан сар Новый год Наадам День рождения Дээлтэй монгол Хуухдийн эрхийг

хамгаалах ©дер

Рисунок 1. Популярность праздников у монгольских школьников (2022 год)

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

Праздники

Обратимся к аксиологическомусодержаниюнаиболее популярных среди респондентов праздников.

Лидирующий по частоте упоминания традиционный монгольский праздник Цагаан сар (Белый месяц) имеет тысячелетнюю историю. Он ведет свое началос конца 1206 года,годаОгненногоТигра, когда Чингисхан объединил разрозненные монгольские племена под своим началом[23, с. 281-282]. О празднованииЦагаансар монголами свидетельствовал и итальянский путешественник Марко Поло в своей «Книге чудес света». Первый день нового года отмечался как государственный праздник, люди надевали белую одежду, готовили много блюд.

Лувсандамбижанцан, китайский ученый XVIII века, в своей книге «Зурхайн жилийн эх тэргуутний асуулгын хариу» отметил, что Чингисхан провел свадебную церемонию в первый месяц весны, «так пусть этот месяц будет назван первым месяцем Монголии» [23, с. 282-283].

Холодной весной, зимой и поздней осенью скотоводы не могли проводить масштабные гулянья, поэтому встречали Цагаан сар в кругу семьи, играя в различные интеллектуальные игры: шагай (настольная игра с косточками от бараньих лодыжек), головоломки, игры с развязыванием узлов и т.д. [22].

Опираясь на вышеизложенные исторические факты, можно сделать вывод, что центральной фигурой праздника Цагаан сар является личность основателя Монгольской империи, завоевателя Чингисхана, внесшего

наибольший вклад в объединение разрозненных монгольских племен и формирование национальной идентичности монголов. Праздник, соответственно, формирует такую ценность, как патриотизм, основанный на национальной гордости.

Другими ценностями Цагаан сар являются семья, любовь и уважение к близким, гостеприимство, уважение к старшим, любовь к детям.

Новый год — международный праздник, основными ценностями которого являются семья, любовь и уважение к близким, любовь к детям. Он был привнесен в монгольскую культуру во времена СССР, но в данный момент испытывает влияние вестернизации: на смену Деду Морозу пришел Санта-Клаус, а стандартные поздравления («С Новым годом!», «Шинэ жилийн мэнд!») заменила фраза Merry Christmas! [20; 28].

По личным наблюдениям выявлено, что на праздничных елках можно теперь увидеть нетипичных для традиционного праздника персонажей: третий год подряд одним из злодеев праздничного спектакля является Гринч, главный антагонист одноименного фильма (2018 год, производство США), а с 2022 года к отрицательным персонажам праздника присоединилась Киси-Миси, подруга монстра Хагги-Вагги.

Наадам — традиционный монгольский праздник, один из двух главных календарных праздников Монголии, как и Цагаан сар. В летнее время, когда скот был на выпасе, у кочевых монгольских племен было достаточно запасов еды, а также свободного времени, что и приводило к увеличению социальных контактов между семьями, их объединению и, соответственно, крупным совместным праздникам [22].

В своем масштабном исследовании истории и традиции Наадама «Монгол баяр Наадам туухэн товчоон» Х. Менхбаяр пишет, что «влияние любой заинтересованности в управлении человеческими удовольствиями трансформируется в автономную систему социального влияния и создает групповую идентичность», из этого далее он делает вывод, что после 1911 года праздник Наадам стал одним из инструментов, создающих национальную идентичность монгольского народа [22, с. 35-36]. По его мнению, в результате победы Монгольской народной революции 1921 года и Демократической революции 1990 года общественные отношения в Монголии были реорганизованы, и уже реконструированная традиция сыграла важную роль в формировании национальной идентичности монголов. Другими словами, в то время как в обычном понимании явления, переданные издавна, называются

традициями, новая культура, созданная государственной политикой, распространяется под видом «традиции».

Образ Чингисхана, национальные герои, шаманизм, морин хуур (монгольский музыкальный инструмент, дословно переводится как «конская скрипка»), национальная монгольская музыка и другие составляющие нематериального культурного наследия монгольского народа являются обязательными культурными образами праздника Наадам, объединяющими монголов и этим формирующими их национальную идентичность. Этот факт был изучен такими современными учеными, как Д. Снийт, М. Буяндэлгэр, Б. Цэцэнцолмон и др. [30-32]. Неотъемлемая часть праздника Наадам — «Три мужские игры», или «Эрийн гурван Наадам». Это конные скачки, стрельба из лука и монгольская борьба.

Стоит отметить, что в своей работе Х. Менхбаяр отрицает применение названия «Эрийн гурван Наадам» к празднику Наадам в целом, так как упомянутое выше название несет сугубо спортивный характер, относясь только к части фестиваля, и не используется в монгольской науке по отношению к национальному фестивалю, символизирующему национальную гордость монгольского народа. Ведь, как свидетельствуют источники, официально с 1946 года монголы 11-13 июля празднуют годовщину победы Народной революции (101 год в 2022 году) [22; 27].

Таким образом, Наадам выражает ценности национальной гордости, самодостаточности, влияет на формирование национальной идентичности монголов.

«Дээлтэй монгол» — конкурсный фестиваль традиционной монгольской одежды, который проводится во время Наадама с 2006 года. Впервые был организован Монгольской ассоциацией туризма совместно с ООО «Монгольские костюмы» [17; 18]. Мероприятие «Дээлтэй монгол» напрямую связано с Наадамом и так же, как и фестиваль Наадам, способствует формированию ценности национальной гордости, самоопределения себя как монгола.

День рождения, вошедший в число часто упоминаемых школьниками праздников, — бытовой праздник, главной ценностью которого является семья, любовь к ближним.

Олон улсын хуухдийн эрхийг хамгаалах едер, или Монголын эх урсийн баярын едер, — Международный день защиты детей, или День монгольской матери, государственный выходной в Монголии. Первое упоминание в монгольском источнике относится к 1 июня 1950 года,

когда в правительственном вестнике «Правда» была опубликована статья «Дэлхий дахины хуухдийн энх жаргалын телее!» («За мир и счастье детей мира!»). Второе название, Монголын эх Yрсийн баярын едер, возникло в 1995 году. День монгольской матери праздновался до 2003 года, затем его снова сменил Международный день защиты детей [19]. Основное празднование проходит на главной площади имени Чингисхана. Дети облачаются в монгольские национальные костюмы, зрителей развлекают ростовые куклы, изображающие мальчиков и девочек в монгольской национальной одежде. Облачение в монгольскую одежду подчеркивает национальный колорит международного праздника и способствует укреплению чувства национальной идентичности.

Сравнительный анализ показывает, что наблюдается негативная социокультурная динамика в отношении представленности в сознании у городских школьников традиционных монгольских праздников (табл. 1).

Таблица 1

Популярность праздников в представлениях сельских и городских монгольских школьников (аксиологический аспект)

Праздник Ценности Частота упоминания(доля)

село город

Цагаан сар патриотизм,основанный на национальной гордости; семья; любовь и уважение к близким;гостеприимство; уважение к старшим; любовь к детям 0,33 0,26

Новый год семья; любовь и уважение к близким; любовь к детям 0,19 0,31

Наадам патриотизм,основанный на национальной гордости; национальная самодостаточность 0,17 0,07

Дээлтэй монгол патриотизм,основанный на национальной гордости; национальная самодостаточность 0,12 0

День рождения семья; любовь к ближним 0,04 0,17

Международный день защиты детей любовь к детям; укрепление чувства национальной идентичности 0,02 0,07

Праздник Новый год, подвергшийся вестернизации, и бытовой праздник день рождения превалируют среди городских школьников в сравнении с сельскими. Национальный праздник Наадам и сопутствующий ему фестиваль монгольской национальной одежды «Дээлтэй монгол» доминируют в сельской среде.

У сельских школьников такой праздник, как «Дээлтэй монгол», влияющий на формирование чувства национальной гордости, самодостаточности, сохраняет достаточно выраженную степень популярности, в то время как городские школьники его вообще не отмечают.

Таким образом, у городских школьников мы видим тенденцию снижения популярности национальных праздников и повышение популярности праздников бытовых, в том числе подвергшихся вестернизации.

Выводы

Интерпретируя обнаруженные различия, можно выдвинуть гипотезу о том, что городская культура, испытывающая влияние вестернизации через массмедиа и рекламу коммерчески выгодных товаров, размывает национальную идентичность городских школьников. Однако обнаружено пока устойчивое 1-2-е рейтинговое место по частоте упоминания праздника Цагаан сар, что свидетельствует о сохранении этнокультурной идентичности как сельскими, так и городскими школьниками.

Для нашего исследования важным является вывод об общем аксиологическом ядре национальных праздников, во-первых, чувстве национальной гордости. На наш взгляд, его основу составляет историческая фигура Чингисхана, чей идеализированный образ активно поддерживается в государственной культурной политике. Из сложившегося образа Чингисхана черпают ценности национальной гордости, самодостаточности, способствующие формированию национальной идентичности. Эти ценности представлены в содержании наиболее популярных среди городских и сельских учащихся праздников: Цагаан сар, Наадам, «Дээлтэй монгол».

Во-вторых, аксиологическое ядро традиционных монгольских праздников концентрирует семейные ценности, такие как семья, любовь и уважение к близким, гостеприимство, уважение к старшим, любовь к детям. Называемые школьниками международные праздники, испытывающие наибольшее влияние западной массовой культуры, празднование Международного дня защиты детей (ведущая ценность — любовь к де-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тям) отмечены национальным колоритом и способствуют укреплению чувства национальной идентичности.

Таким образом, ведущими значимыми традиционными ценностями в представлениях монгольских школьников о праздниках являются семья, любовь к детям, уважение к старшим, любовь и уважение к близким, гостеприимство, патриотизм, национальная гордость и самодостаточность, консолидируемые образом Чингисхана как значимой для становления монгольской идентичности исторической фигурой. Полученные данные соответствуют упомянутым в «Биографии Чингиса, или Великом законе» наиболее важным традиционным ценностям монголов, а именно сохранению семьи, преемственности поколений, выражаемой в сохранении традиций и патриотизма, основанного на национальной гордости.

Это вызывает постановку новой исследовательской задачи изучения организационно-педагогических условий применения потенциала национальных традиционных праздников в воспитании традиционных ценностей у детей и молодежи Монголии, что позволит обнаружить механизмы сохранения этнокультурной идентичности у молодежи в глобально нестабильном мире.

Список источников

1. Адамьянц Т. З. Влияние современной социокультурной среды на духовное и физическое здоровье общества // Материалы к Круглому столу «Здоровая социокультурная среда как составляющая духовного и физического здоровья общества»: конференция «Общество и здоровье». 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www.isras.ru/files/File/publ/Adamyants_Konf_materialy_k_ kruglomu_stolu.pdf (дата обращения: 18.01.2023).

2. Аполлонов И. А. Идентичность и глобализация глазами молодежи (на материале исследования студентов Кубани) / И. А. Аполлонов, О. Р. Тучина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 2 (35). С. 339-344.

3. Бизъяагийн С. Педагогический потенциал монгольских народных игр «Шагай»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998. С. 23.

4. Большая Российская энциклопедия / председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов, отв. ред. С. Л. Кравец: в 35 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 2016. Т. 32: Телевизионная башня — Улан-Батор. С. 767.

5. Большая энциклопедия / гл. ред. С. А. Кондратов: в 62 т. М.: ТЕРРА, 2006. Т. 57. С. 592.

6. Будаева Т. Ч. Об особенностях дошкольного и общего образования Монголии / Т. Ч. Будаева, С. Д. Намсараев // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 4 (21). C. 266-268.

7. Бутенко Н. А. К проблеме критериев разграничения этнической, национальной и циви-лизационной идентичности // Социосфера. 2014. № 1. С. 31-35.

8. Вахитова Г. Х. Современное состояние предшкольного образования в России и Монголии / Г. Х. Вахитова, Э. П. Леонтьев, А. Батсуурь // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 3 (37). С. 162-171.

9. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. С. 168.

10. Должинсурэн Ч. Этнокультурная направленность физического воспитания дошкольников в монгольской семье: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. С. 25.

11. Дэмбэрэл Э. Эволюция системы образования в Монголии (начало XX — XXI век): авто-реф. дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ: 2011. С. 26.

12. Иванова З. И. Нации и национальная идентичность // Вестник МГСУ. 2007. № 2. С. 40-42.

13. Ишийн О. Роль монгольской народной игры в трудовом воспитании глухих детей младшего школьного возраста: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999. С. 200.

14. Рачипа А. В., Бурьков В. В., Алексеева А. В. Национально-культурная идентичность в контексте диалога культур в эпоху глобализации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. С. 1-4.

15. Соловьев Г. Е. Событийный подход в воспитании школьников // Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2009. № 2. С. 103-111.

16. Сосорбарам Э. О положении русского языка в Монголии и об интерферентных ошибках, допускаемых студентами-монголами / Э. Сосорбарам // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. Новосибирск. 2019. С. 138-143.

17. Дээлтэй Монгол наадам-ыг цахимаар зохион байгуулж эхэллээ // Ikon TM Next Horizon [Электронный ресурс]. URL: https://ikon.mn/n/29vy (дата обращения: 21.01.2023).

18. Дээлтэй Монгол наадам-ын шилдгууд тодров // МОНЦАМЭ Mongolian news agency [Электронный ресурс]. URL: https://montsame.mn/mn/read/272422 (дата обращения: 27.01.2023).

19. Монгол Улс «Хуухдийн баяр»-ыг 1967 оноос тэмдэглэж эхэлжээ // МОНЦАМЭ Mongolian new agency [Электронный ресурс]. URL: https://montsame.mn/mn/read/265595 (дата обращения: 21.01.2023).

20. Монголчууд 100 жилийн емнеес шинэ жилийн баяр тэмдэглэж эхэлжээ // iToim [Электронный ресурс]. URL: http://itoim.mn/article/монголчууд-100-жилийн-емнеес-шинэ-жи-лийн-баяр/7402 (дата обращения: 26.01.2023).

21. Монголын уламжлалт сэтгэлгээ, арга билгийн ухааны ундэс хичээлийн тухай: Монгол Улсын Еренхийлегчийн Зарлиг. 21.05.2010. № 103 [Электронный ресурс]. URL: https://legalinfo. mn/mn/detail/758.2010 (дата обращения: 27.01.2023).

22. Менхбаяр Х. Монгол баяр Наадам туухэн товчон. Улан-Батор: «Соембо Принтинг» ХХК, 2019.

23. Нандинбилиг Г., Дулам С., Дашдэжид С. и др. Монгол соел иргэншил судлал. Улан-Батор: МУИС пресс хэвлэлийн газар, 2020.

24. Сандуйн Э. «Гэр бYЛийн ес ЗYЙ» хетелберийг хувьсах агуулгаар судлуулж XYYXдийн ес суртахууны хегжлийн тевшинг дээшлYYЛэх нь (ЕБС-ийн ахлах ангийн жишээн дээр): дис. ... канд. пед. наук. Улаанбаатар: 2002.

25. Тунгалаг Д. Гэр бYЛийн ес суртахууны Yнэлэмж, еерчлелт хувьсал (монголын жишээн дээр): дис. ... канд. филос. наук. Улаанбаатар: 1999.

26. Тэнгис М. Нэгхэн жилийн дараа «хэрэг^й» болсон «Иргэний боловсрол»-ын сурах би-чиг / М. Тэнгис // Eguur [Электронный ресурс]. URL: https://eguur.mn/41277 (дата обращения: 23.01.2023).

27. Yндэсний их баяр наадмын YYCэл, TYYX // Yндэсний их баяр Наадам [Электронный ресурс]. URL: https://enaadam.mn/about/history (дата обращения: 24.01.2023).

28. Шинэ жилийн баярын TYYX // Zindaa [Электронный ресурс]. URL: https://news.zindaa. mn/1f4b (дата обращения: 24.01.2022).

29. Эзэн богд Чингисийн их засаг. 46-р. Улаанбаатар: 1995.

30. Buyandelger M. Who «makes» the shaman? The politics of shamanic practices among the Buriats in Mongolia // Inner Asia. 1999. № 1. С. 221-244.

31. Sneath D. Political mobilization and the construction of collective identity in Mongolia // Central Asia Survey. 2010. № 29. С. 251-267.

32. Tsetsentsolmon B. Music in cultural construction: nationalisation, popularization and commercialisation of Mongolian music // Inner Asia. 2015. № 17. С. 118-140.

References

1. Adam'janc T. Z. Vlijanie sovremennoj sociokul'turnoj sredy na duhovnoe i fizicheskoe zdorov'e obshhestva // Materialy k Kruglomu stolu «Zdorovaja sociokul'turnaja sreda kak sostavljajush-haja duhovnogo i fizicheskogo zdorov'ja obshhestva»: konferencija «Obshhestvo i zdorov'e». 2013

[Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.isras.ru/files/File/publ/Adamyants_Konf_materialy_k_kru-glomu_stolu.pdf (data obrashhenija: 1S.01.2023). [In Rus].

2. Apollonov I. A. Identichnost' i globalizacija glazami molodezhi (na materiale issledovanija studentov Kubani) / I. A. Apollonov, O. R. Tuchina // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija. 2021. T. 10, № 2 (35). S. 339-344. [In Rus].

3. Bizjaagijn S. Pedagogicheskij potencial mongol'skih narodnyh igr «Shagaj»: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 199S. S. 23. [In Rus].

4. Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija / predsedatel' nauch.-red. soveta Ju. S. Osipov, otv. red. S. L. Kravec: v 35 t. M.: Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija, 2016. T. 32: Televizionnaja bashnja — Ulan-Bator. S. 767.

5. Bol'shaja jenciklopedija / gl. red. S. A. Kondratov: v 62 t. M.: TERRA, 2006. T. 57. S. 592. [In Rus].

6. Budaeva T. Ch. Ob osobennostjah doshkol'nogo i obshhego obrazovanija Mongolii / T. Ch. Budaeva, S. D. Namsaraev // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2017. T. 6, № 4 (21). C. 266-26S. [In Rus].

7. Butenko N. A. K probleme kriteriev razgranichenija jetnicheskoj, nacional'noj i civilizacionnoj iden-tichnosti // Sociosfera. 2014. № 1. S. 31-35. [In Rus].

S. Vahitova G. H. Sovremennoe sostojanie predshkol'nogo obrazovanija v Rossii i Mongolii / G. H. Vahitova, Je. P. Leont'ev, A. Batsuur' // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2021. № 3 (37). S. 162-171. [In Rus].

9. Volkov G. N. Jetnopedagogika: ucheb. dlja stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 1999. S. 16S. [In Rus].

10. Dolzhinsurjen Ch. Jetnokul'turnaja napravlennost' fizicheskogo vospitanija doshkol'nikov v mongol'skoj sem'e: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2012. S. 25. [In Rus].

11. Djembjerjel Je. Jevoljucija sistemy obrazovanija v Mongolii (nachalo XX — XXI vek): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Ulan-Udje: 2011. S. 26. [In Rus].

12. Ivanova Z. I. Nacii i nacional'naja identichnost' // Vestnik MGSU. 2007. № 2. S. 40-42. [In Rus].

13. Ishijn O. Rol' mongol'skoj narodnoj igry v trudovom vospitanii gluhih detej mladshego shkol'nogo vozrasta: dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 1999. S. 200. [In Rus].

14. Rachipa A. V., Bur'kov V. V., Alekseeva A. V. Nacional'no-kul'turnaja identichnost' v kontekste dialoga kul'tur v jepohu globalizacii // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2014. S. 1-4. [In Rus].

15. Solov'ev G. E. Sobytijnyj podhod v vospitanii shkol'nikov // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Filosofija. Psihologija. Pedagogika. 2009. № 2. S. 103-111. [In Rus].

16. Sosorbaram Je. O polozhenii russkogo jazyka v Mongolii i ob interferentnyh oshibkah, dopuskae-myh studentami-mongolami / Je. Sosorbaram // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta. Novosibirsk. 2019. S. 13S-143. [In Rus].

17. Дээлтэй Монгол наадам-ыг цахимаар зохион байгуулж эхэллээ // Ikon TM Next Horizon [Электронный ресурс]. URL: https://ikon.mn/n/29vy (дата обращения: 21.01.2023).

1S. Дээлтэй Монгол наадам-ын шилдгууд тодров // МОНЦАМЭ Mongolian news agency [Электронный ресурс]. URL: https://montsame.mn/mn/read/272422 (дата обращения: 27.01.2023).

19. Монгол Улс «Хуухдийн баяр»-ыг 1967 оноос тэмдэглэж эхэлжээ // МОНЦАМЭ Mongolian new agency [Электронный ресурс]. URL: https://montsame.mn/mn/read/265595 (дата обращения: 21.01.2023).

20. Монголчууд 100 жилийн емнеес шинэ жилийн баяр тэмдэглэж эхэлжээ // iToim [Электронный ресурс]. URL: http://itoim.mn/article/монголчууд-100-жилийн-eмнeeс-шинэ-жи-лийн-баяр/7402 (дата обращения: 26.01.2023).

21. Монголын уламжлалт сэтгэлгээ, арга билгийн ухааны ундэс хичээлийн тухай: Монгол Улсын Еренхийлегчийн Зарлиг. 21.05.2010. № 103 [Электронный ресурс]. URL: https://legalinfo. mn/mn/detail/75S.2010 (дата обращения: 27.01.2023).

22. Мвнхбаяр Х. Монгол баяр Наадам туухэн товчон. Улан-Батор: «Соембо Принтинг» ХХК, 2019.

23. Нандинбилиг Г., Дулам С., Дашдэжид С. и др. Монгол соел иргэншил судлал. Улан-Батор: МУИС пресс хэвлэлийн газар, 2020.

24. Сандуйн Э. «Гэр булийн ес зуй» хетелберийг хувьсах агуулгаар судлуулж хуухдийн ес суртахууны хегжлийн тевшинг дээшлуулэх нь (ЕБС-ийн ахлах ангийн жишээн дээр): дис. ... канд. пед. наук. Улаанбаатар: 2002.

25. Тунгалаг Д. Гэр бYЛийн ес суртахууны унэлэмж, еерчлелт хувьсал (монголын жишээн дээр): дис. . канд. филос. наук. Улаанбаатар: 1999.

26. Тэнгис М. Нэгхэн жилийн дараа «хэрэг^й» болсон «Иргэний боловсрол»-ын сурах би-чиг / М. Тэнгис // Eguur [Электронный ресурс]. URL: https://eguur.mn/41277 (дата обращения: 23.01.2023).

27. Yндэсний их баяр наадмын YYCэл, TYYX // Yндэсний их баяр Наадам [Электронный ресурс]. URL: https://enaadam.mn/about/history (дата обращения: 24.01.2023).

28. Шинэ жилийн баярын TYYX // Zindaa [Электронный ресурс]. URL: https://news.zindaa. mn/1f4b (дата обращения: 24.01.2022).

29. Эзэн богд Чингисийн их засаг. 46-р. Улаанбаатар: 1995.

30. Buyandelger M. Who «makes» the shaman? The politics of shamanic practices among the Buriats in Mongolia // Inner Asia. 1999. № 1. С. 221-244.

31. Sneath D. Political mobilization and the construction of collective identity in Mongolia // Central Asia Survey. 2010. № 29. С. 251-267.

32. Tsetsentsolmon B. Music in cultural construction: nationalisation, popularization and commercialisation of Mongolian music // Inner Asia. 2015. № 17. С. 118-140.

Информация об авторе

В. В. Васильева — аспирант кафедры социальной педагогики и социальной работы, старший референт Русского Дома в Улан-Баторе

Information about the author

V. V. Vasilyeva — Postgraduate student, senior assistant of the Russian House in Ulaanbaatar

Статья поступила в редакцию 13.02.2023; одобрена после рецензирования 27.02.2023; принята к публикации 07.03.2023. The article was submitted 13.02.2023; approved after reviewing 27.02.2023; accepted for publication 07.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.