Научная статья на тему 'Отражение состояния и развития инфраструктуры Барнаула в архивных материалах XIX - начала XX в'

Отражение состояния и развития инфраструктуры Барнаула в архивных материалах XIX - начала XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
URBAN INFRASTRUCTURE / BARNAUL / TOMSK PROVINCE / ARCHIVAL FUNDS / ARCHIVAL DOCUMENTS / ГОРОДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / БАРНАУЛ / ТОМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / АРХИВНЫЕ ФОНДЫ / АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щетинина Анна Сергеевна

Исследование является продолжением работы по изучению пространственных и экологических аспектов инфраструктуры Барнаула. На данном этапе велось активное выявление документов в фондах Государственного архива Алтайского края (ГААК), проводился их анализ и описание. Данная работа содержит информацию о разновидностях городской инфраструктуры и их отражении в фондах ГААК. Анализировались информативность архивных фондов и документов и полнота отражения информации об объектах городской инфраструктуры. При этом была предварительно проведена классификация объектов инфраструктуры, выделены ее виды и объекты, к ним относящиеся. Описание и анализ архивных материалов осуществлялись с учетом данной классификации. Приводится информация о том, в каких фондах Государственного архива Алтайского края имеются документы, необходимые для изучения объектов городской инфраструктуры, за какой период, а также сведения о характере документной информации. Делаются выводы о степени отражения и характере информации архивных документов по тем или иным объектам инфраструктуры Барнаула за изучаемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Щетинина Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection of the State and Development of Infrastructure of Barnaul in Archival Materials of 19th - Early 20th Centuries

The research is a continuation of the work on spatial and environmental aspects of Barnaul infrastructure. At this stage, the active identification of documents in the funds of the State archive of the Altai territory was conducted, their analysis and description was carried out. This work contains information about the types of urban infrastructure and their reflection in the funds of the State archive of the Altai territory. Information content of archival funds and documents and completeness of reflection of information on the objects of the urban infrastructure were analyzed. At the same time, the classification of infrastructure objects was preliminary carried out, the types of urban infrastructure and objects related to them were allocated. Description and analysis of archival materials were carried out taking into account this classification. The article provides the information on which funds of the State archive of the Altai territory have the necessary documents for the study of urban infrastructure, for what period, as well as the nature of documentary information. In the final part of the article there are conclusions about the degree of reflection and nature of information of archival documents on various infrastructure objects of Barnaul for the period under study.

Текст научной работы на тему «Отражение состояния и развития инфраструктуры Барнаула в архивных материалах XIX - начала XX в»

Отражение состояния и развития инфраструктуры Барнаула...

УДК 930.253 ББК 79.3

Отражение состояния и развития инфраструктуры Барнаула в архивных материалах XIX — начала XX в.*

А.С. Щетинина

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Reflection of the State and Development of Infrastructure of Barnaul in Archival Materials of 19th — Early 20th Centuries

A.S. Shchetinina

Altai State University (Barnaul, Russia)

Исследование является продолжением работы по изучению пространственных и экологических аспектов инфраструктуры Барнаула. На данном этапе велось активное выявление документов в фондах Государственного архива Алтайского края (ГААК), проводился их анализ и описание. Данная работа содержит информацию о разновидностях городской инфраструктуры и их отражении в фондах ГААК. Анализировались информативность архивных фондов и документов и полнота отражения информации об объектах городской инфраструктуры. При этом была предварительно проведена классификация объектов инфраструктуры, выделены ее виды и объекты, к ним относящиеся. Описание и анализ архивных материалов осуществлялись с учетом данной классификации. Приводится информация о том, в каких фондах Государственного архива Алтайского края имеются документы, необходимые для изучения объектов городской инфраструктуры, за какой период, а также сведения о характере документной информации. Делаются выводы о степени отражения и характере информации архивных документов по тем или иным объектам инфраструктуры Барнаула за изучаемый период.

Ключевые слова: городская инфраструктура, Барнаул, Томская губерния, архивные фонды, архивные документы.

DOI 10.14258/izvasu(2019)6-16

Данная работа посвящена объектам инфраструктуры Барнаула XIX — начала XX в., их состоянию и отражению этой информации в архивных материалах. Статья является частью общего коллективного исследования пространственно-экологических аспектов инфраструктуры городов юга Западной Сибири [1-5]. Сама по себе тема городской инфраструктуры и ее пространственно-экологических аспек-

The research is a continuation of the work on spatial and environmental aspects of Barnaul infrastructure. At this stage, the active identification of documents in the funds of the State archive of the Altai territory was conducted, their analysis and description was carried out. This work contains information about the types of urban infrastructure and their reflection in the funds of the State archive of the Altai territory. Information content of archival funds and documents and completeness of reflection of information on the objects of the urban infrastructure were analyzed. At the same time, the classification of infrastructure objects was preliminary carried out, the types of urban infrastructure and objects related to them were allocated. Description and analysis of archival materials were carried out taking into account this classification. The article provides the information on which funds of the State archive of the Altai territory have the necessary documents for the study of urban infrastructure, for what period, as well as the nature of documentary information. In the final part of the article there are conclusions about the degree of reflection and nature of information of archival documents on various infrastructure objects of Barnaul for the period under study.

Key words: urban infrastructure, Barnaul, Tomsk province, archival funds, archival documents.

тов в отечественной практике является новой и малоизученной, большинство работ посвящено в большей степени тем или иным историческим или социально-политическим аспектам развития городов (подробнее о степени изученности см.: [5, с. 1]).

Для современных зарубежных исследований и крупных проектов на современном этапе характерен междисциплинарный подход, в связи с чем мно-

*Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект 17-06-00498-а «Инфраструктура городов Юга Западной Сибири второй половины XVIII — начала XX в. (пространственные и экологические аспекты)».

гие исследования по городской истории выполнены в рамках социальной истории [6]. Узконаправленных работ по указанной тематике в зарубежных исследованиях не так много ( см., например: [7, 8]). Несмотря на актуальность экологических проблем в целом, акцент в зарубежных междисциплинарных исследованиях больше делается именно на пространственное изучение развития городов. Сибирские города в выявленных нами на данном этапе работы зарубежных исследованиях с этой точки зрения не представлены.

Одной из причин низкого интереса зарубежных коллег к указанной тематике является степень массовой доступности архивных документов в российских архивах с точки зрения их оцифрованно-сти и удобства работы читальных залов. Изучение архивных фондов и анализ документов, в них содержащихся, на современном этапе остается по-прежнему актуальным. В связи с этим цель данной работы заключается не только в освещении объектов инфраструктуры и их состояния и развития в Барнауле в XIX — начале XX в., но и в том, чтобы дать описание и анализ архивных материалов, содержащих информацию об изучаемых объектах. Хронологические рамки данной работы определены были совокупностью выявленных и проанализированных на сегодняшний день архивных документов. Несомненно, что изучение городской инфраструктуры Барнаула необходимо вести с момента его образования. Поэтому в перспективе предполагается обращение и к более ранним архивным фондам и их документам, поскольку часть из них уже была ранее изучена исследователями истории Барнаула, то задача данной работы заключалась в обращении к менее изученным архивным материалам. Тем не менее нами были обозначены фонды и за XVIII — начало XIX в., но без анализа их содержания.

В связи с неоднозначностью термина «городская инфраструктура» при изучении указанной темы мы учитывали прежде всего принадлежность городской инфраструктуры к элементам территориальной структуры и ее функциональное назначение, направленное также на создание условий для жизнедеятельности населения на конкретной территории. Исходя из этого понимания за основу были взяты следующие составляющие городской инфраструктуры:

1. Жилищно-коммунальная и социальная инфраструктура: предприятия и другие объекты, которые предназначены для функционального обеспечения нормальной жизни населения. Из числа этих объектов в Барнауле на начало XX в. имелись учебные заведения (Горная школа в поселке Барнаульского завода, Зайчанская и Нагорная школы, Горное училище, Духовное училище, Барнаульское городское двухклассное училище, 1-е начальное училище, пятиклассная женская прогимназия, гимназия М.Ф. Будкевич и др.); медицинские и социальные

учреждения (Аптекарский сад/огород — госпитальный сад, Барнаульский горный госпиталь, заводская богадельня/ инвалидный дом, родильный дом, «Варфоломеевский дом призрения»/мужская богадельня, Маринский детский приют для девочек и др.); учреждения правопорядка и обеспечения безопасности; библиотеки, театры и другие учреждения для организации досуга; электростанции, телефонная сеть.

2. Транспортная: комплекс объектов, обеспечивающих пассажирские и грузовые перевозки, а также поддержание в надлежащем состоянии всех связанных с этим отраслей. В Барнауле в изучаемый период транспортная инфраструктура была развита неоднозначно. С одной стороны, пассажирские перевозки осуществляло достаточно большое количество частных извозчиков. Для них были устроены так называемые биржи, служившие местом ожидания пассажиров. К началу XX в. действовало и грузовое, и пассажирское пароходство по Оби. Была устроена пристань, набережная для погрузки и выгрузки товаров. В целом, основные улицы были достаточно широкими, однако их состояние, а также состояние дорог и подъездных путей за весь изучаемый период было неудовлетворительным. Архивные документы содержат многочисленные описания этих проблем и обращения в вышестоящие инстанции для их решения (см., например: [9, д. 5, 148].

3. Инженерная: совокупность объектов инженерно-технического обеспечения. Количество фондов и архивных документов, а также информация, содержащаяся в них, позволяют судить о слабом развитии данной инфраструктуры в XVIII-XIX вв., что в свою очередь обусловлено было ее слабой востребованностью до начала XX в. В основном имеется информация о территории Барнаульского сереброплавильного завода, комплекс которого и включал в себя существующие объекты инженерно-технического обеспечения. К ним относились прежде всего плотина и пруд сереброплавильного завода. Кроме того, имелись мосты через речку Барнаулку.

4. Экономическая: комплекс объектов, предназначенных для обслуживания производства и хозяйства. В Барнауле данная инфраструктура развивалась в разные периоды неоднозначно, но в целом можно говорить о наличии достаточно большого количества объектов: заводы (Барнаульский сереброплавильный, позднее — лесопильный завод, золото-сплавочная лаборатория (химическая лаборатория Алтайских заводов), стекольный завод, винокуренные и поваренные заводы, кожевенные заводы, вере-вочно-канатный завод, дроболитейный завод Функа, колокольный завод); многочисленные шубно-пи-мокатные и кирпичные предприятия; чертежная Алтайского горного округа; склады и другие предприятия разного профиля и масштаба.

Отражение состояния и развития инфраструктуры Барнаула.

5. Рыночная: комплекс объектов, необходимых для обеспечения непрерывного движения услуг, товаров, ценных бумаг, денег и рабочей силы. Рыночная инфраструктура в Барнауле в рассматриваемый период развивалась активно и включала множество объектов. Прежде всего это были многочисленные магазины купцов Морозовых, Сухова, Полякова, Смирнова, товарищества «А.Ф. Второв и сыновья» и др., аптекарский магазин, многочисленные торговые лавки, рыночная площадь, масляной базар, ярмарки. С конца XIX -начала XX в. стали открываться отделения банков (Отделение Сибирского торгового банка, Русский для внешней торговли банк, Русско-Азиатский банк). Действовали постоялые дворы и гостиницы (в данном случае относим их к рыночной инфраструктуре, а не к туристической, так как они предназначались в первую очередь для тех, кто привозил в город товары для продажи).

6. Военная: комплекс объектов и сооружений, предназначенных для подготовки войск и ведения возможных военных действий. В силу тылового положения Барнаула данная инфраструктура не была особо востребованной, и по состоянию на начало XX в. к ней можно было отнести лишь казармы Барнаульского пехотного полка. Остальные объекты так или иначе стали появляться в ходе и после Первой мировой войны, революционных событий и Гражданской войны.

7. Информационная: объекты информационно-организационного характера. На данном этапе исследования в выявленных архивных документах объекты данной инфраструктуры не были представлены. Их изучение и анализ являются перспективой работы.

8. Туристическая: совокупность объектов, необходимых для удовлетворения оздоровительных и отпускных потребностей людей. Данный вид инфраструктуры в Барнауле в указанный период не развивался.

В числе фондов ГААК, содержащих наибольшее число материалов по объектам перечисленных инфраструктур, можно обозначить следующие: фонд Алтайского горного правления (1775-1883 гг.) [10], Строительного отделения Томского губернского управления (1837-1917 гг.) [11], чертежной Алтайского губернского управления земледелия и государственных имуществ (1820-1999 гг.) [12], податного инспектора 1-го участка Барнаульского уезда (1898-1919 гг.) [13] и Барнаульской городской управы (1878-1922 гг.) [9]. В них нашли отражение прежде всего объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры, социальной, транспортной, экономической, инженерной и рыночной. Архивные документы содержат большое количество информации о датах образования того или иного объекта, месте нахождения, их финансовом положении. Помимо

этого, можно найти описания их влияния на экологическую и санитарную обстановку. Наиболее информативными с точки зрения изучения пространственно-экологических аспектов инфраструктуры Барнаула можно назвать фонд Барнаульской городской управы и фонд Строительного отделения Томского губернского управления.

Также можно выделить фонды, в которых имеются материалы только по отдельным видам городской инфраструктуры или даже по отдельным объектам. К ним относятся фонды: Барнаульской почтово-телеграфной конторы Томского почтово-телеграфного округа [14], Барнаульского отделения Государственного банка [15], Барнаульского отделения Русско-Азиатского торгового банка [16], Главной Барнаульской лаборатории Алтайского горного правления [17], Барнаульской горной конторы Алтайского горного правления [18], Барнаульского лесопильного завода Главного управления Алтайского округа [19], фонды барнаульских мужских, женских гимназий и училищ и городской торговой школы Министерства торговли и промышленности [20], Барнаульской казенной библиотеки и музея [21], Барнаульского духовного правления Томской духовной консистории [22], Барнаульского Богородицко-Казанского женского монастыря [23], а также фонды церквей Барнаула [24]. Все эти фонды дают возможность проследить в той или иной степени подробности историю развития вида инфраструктуры или отдельного объекта. Не все из перечисленных фондов дают полное представление об изучаемом объекте. Например, по фондам учебных заведений не всегда возможно установить даты их образования или адреса, но при этом можно найти информацию о влиянии экологической и санитарной обстановки в городе на их работу (см., например: [25, д. 20, л. 4-4 (об.)]).

В целом, можно констатировать большое разнообразие фондов, по документам которых, во-первых, можно установить факт наличия, период существования, локализацию и внешний вид (план, схему) того или иного объекта инфраструктуры Барнаула, во-вторых, проанализировать роль и значение установленных объектов с точки зрения пространственных и экологических аспектов. Наиболее информативными являются фонды органов управления и их структурных подразделений. Несмотря на наличие в ГААК у некоторых объектов инфраструктуры собственных фондов, они не всегда содержат полную информацию о развитии и состоянии объекта. Таким образом, при изучении даже одного объекта необходимо комплексное изучение документов из фондов ГААК, а в перспективе и из фондов других архивов (прежде всего это Государственный архив Томской области), а также по многочисленным опубликованным источникам и информационным ресурсам [26].

Библиографический список

1. Владимиров В.Н., Неженцева Н.В. Архивные источники по изучению инфраструктуры городов Алтая (XIX — нач. XX вв.) // Актуальные вопросы истории Алтая : сборник научных статей / под ред. В.А. Скубневско-го, Е.В. Демчик. Барнаул, 2017.

2. Владимиров В.Н., Сарафанов Д.Е. Вопросы инфраструктуры городов юга Западной Сибири второй половины XVIII — начала XX вв. в отечественной историографии // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». № 46 : материалы Всероссийской научной конференции «Демографические и экологические аспекты истории России XVIII-XX вв.: методы, технологии, ресурсы». Барнаул, 2017.

3. Силина И.Г. Историко-экологические аспекты жилой среды в городах юго-западной Сибири во второй половине XIX — начале XX вв. // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». № 46: материалы всероссийской научной конференции «Демографические и экологические аспекты истории России XVIII-XX вв.: методы, технологии, ресурсы». Барнаул, 2017.

4. Силина И.Г. Переселенческие аспекты истории Сибири в картографических материалах второй половины XIX — первой четверти XX в.: освоение территории и формирование поселенческой структуры // Человек и природа: История взаимодействия, источники и информационные ресурсы, визуальные образы и исследовательские практики : материалы ХХХ Международной научной конференции. Москва, 25-26 апреля 2017 г. М., 2017.

5. Щетинина А.С. К изучению экологических аспектов инфраструктуры г. Барнаула второй половины VIII — начала XX вв. // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». № 46: материалы Международной научной конференции «Демографические и экологические аспекты истории России XVШ-XX вв.: методы, технологии, ресурсы». Барнаул, 2017.

6. Баканов С.А. «Urban History» и тренды конъюнктуры: опыт количественного изучения глобальной историографии // Историческая информатика. 2014. № 2-3.

7. Anderson P. M. L., O'Farrell P. J. An Ecological View of the History of the City of Cape Town // Ecology and Society. 2012. 17(3).

8. Costanza R., Graumlich L., Steffen W, Crumley C., Dearing J., Hibbard R., Leemans R., Redman C., Schimel D. Sustainability or Collapse: What Can We Learn from Integrating the History of Humans and the Rest of Nature? // AMBIO: A Journal of the Human Environment. 2007. 36(7).

9. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 219.

10. ГААК. Ф. 2.

11. ГААК. Ф. 31.

12. ГААК. Ф. 50.

13. ГААК. Ф. 52.

14. ГААК. Ф. 85, 102, 103.

15. ГААК. Ф. 82.

16. ГААК. Ф. 71.

17. ГААК. Ф. 165.

18. ГААК. Ф. 5.

19. ГААК. Ф. 154.

20. ГААК. Ф. 35-38, 40-44, 45-47, 49, 87, 88.

21. ГААК. Ф. 66.

22. ГААК. Ф. 26.

23. ГААК. Ф. 187.

24. ГААК. Ф. 63, 64, 130, 131, 135, 139.

25. ГААК. Ф. 38. Оп. 1.

26. Щетинина А.С. Информационные ресурсы в изучении инфраструктуры г. Барнаула второй половины XVIII — начала XX вв. // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер» № 47: Аналитические методы и информационные технологии в исторических исследованиях: от цифровых данных к приращению знания : материалы XVI Международной конференции Ассоциации «История и компьютер». 26-28 октября 2018 г., Москва. М., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.