Научная статья на тему 'Отражение северной специфики в налоговом законодательстве российской Федерации'

Отражение северной специфики в налоговом законодательстве российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНЫ СЕВЕРА И АРКТИКИ / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ ЭКО НО МИ ЧЕС КИХ ПРОЦЕССОВ / REGIONS OF THE NORTH AND THE ARCTIC / TAX REGULATION OF ECONOMIC ENTITIES / STIRRING UP ECONOMIC PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барашева Татьяна Игоревна

Целью данного исследования является систематизация мер налогового регулирования хозяйственной деятельности в экстремальных северных условиях как основы для разработки и совершенствования налоговых механизмов, стимулирующих активизацию социально-экономических процессов в северных и арктических регионах. Проведенный анализ нормативно-правовой базы в сфере налогообложения позволил сделать вывод о том, что налоговые льготы для северных и арктических территорий представлены в законодательстве фрагментарно и не решают проблему «северного удорожания». Предложены рекомендации, направленные на поддержку предпринимательских структур и развитие экономического потенциала северных и арктических территорий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барашева Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection of northern specificity in the tax legislation of the Russian Federation

The study is aimed at systematization of measures of tax regulation of economic activities under the extreme northern conditions as the basis for development and improvement of tax mechanisms that stimulate stirring up socio-economic processes in regions of the North and the Arctic. The work analyzes the regulatory framework of taxation, in the course of which current tax breaks and preferences for Northern and Arctic territories were identified, and their regulatory impact on activities of economic entities was assessed. The analysis made it possible to conclude that tax privileges for Northern and Arctic territories are presented fragmentary in the legislation and do not solve the problem of «northern rise in prices». The limited set of tax tools involved in the implementation of the regional tax policy is recognized as a serious obstacle to the further development of the Northern and Arctic territories. Recommendations aimed at supporting entrepreneurial structures and development of economic potential of the Northern and the Arctic territories are proposed

Текст научной работы на тему «Отражение северной специфики в налоговом законодательстве российской Федерации»

Отражение северной специфики в налоговом законодательстве Российской Федерации

Reflection of northern specificity in the tax legislation of the Russian Federation

БАРАШЕВА Татьяна Игоревна

Ведущий научный сотрудник Института экономических проблем имени Г.П. Лузина Кольского научного центра ФИЦ КНЦ, к.э.н. Tatyana I. BARASHEVA

PhD (Econ.), Leading researcher, Luzin Institute for Economic Studies, FRC KSC

Аннотация: Целью данного исследования является систематизация мер налогового

регулирования хозяйственной деятельности в экстремальных северных условиях как основы для разработки и совершенствования налоговых механизмов, стимулирующих активизацию социально-экономических процессов в северных и арктических регионах. Проведенный анализ нормативно-правовой базы в сфере налогообложения позволил сделать вывод о том, что налоговые льготы для северных и арктических территорий представлены в законодательстве фрагментарно и не решают проблему «северного удорожания». Предложены рекомендации, направленные на поддержку предпринимательских структур и развитие экономического потенциала северных и арктических территорий.

Abstract: The study is aimed at systematization of measures of tax regulation of

economic activities under the extreme northern conditions as the basis for development and improvement of tax mechanisms that stimulate stirring up socio-economic processes in regions of the North and the Arctic. The work analyzes the regulatory framework of taxation, in the course of which current tax breaks and preferences for Northern and Arctic territories were identified, and their regulatory impact on activities of economic entities was assessed. The analysis made it possible to conclude that tax privileges for Northern and Arctic territories are presented fragmentary in

the Legislation and do not solve the problem of «northern rise in prices». The limited set of tax tools involved in the implementation of the regional tax policy is recognized as a serious obstacle to the further development of the Northern and Arctic territories. Recommendations aimed at supporting entrepreneurial structures and development of economic potential of the Northern and the Arctic territories are proposed.

Регионы Севера и Арктики; налоговое регулирование субъектов хозяйствования; активизация экономических процессов.

Regions of the North and the Arctic; tax regulation of economic entities; stirring up economic processes.

Система налогообложения, отвечающая современным требованиям российской экономики, должна стимулировать активное освоение и развитие северных и арктических территорий. Анализ действующих механизмов налогового регулирования демонстрирует весьма ограниченный налоговый инструментарий, задействованный государством в целях создания благоприятных условий для жизнедеятельности населения и развития экономического потенциала северных и арктических территорий.

Социальная защита в отношении работающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях населения представлена налоговыми нормами [1] в виде изъятия из налогооблагаемой базы по НДФЛ части получаемого физическим лицом дохода, связанного с увольнением, оплатой проезда и провоза багажа в отпускной период.

Налоговый кодекс выделяет в отдельную категорию льготников семейные общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. В качестве поддержки государство предусматривает освобождение от уплаты: НДФЛ и страховых платежей в части доходов (не включая оплату труда работников) от реализации продукции, полученной ими от традиционных видов промысла; сбора за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов; земельного налога в части земельных участков, используемых для проживания, хозяйствования и промыслов; государственной пошлины в связи с государственной регистрацией прав на земельные участки, используемые для северного оленеводства.

В отношении предприятий и организаций, функционирующих в северных и арктических регионах, можно выделить ряд налоговых инструментов, носящих стимулирующий характер и направленных на экономическую поддержку налогоплательщиков.

Ключевые слова: Keywords:

Российским законодательством предусмотрены компенсации работникам за работу в северных условиях. В связи с тем, что в бюджетных учреждениях данного рода социальные обязательства финансируются государством, а в организациях, задействованных в негосударственном секторе, компенсационные выплаты обеспечиваются за счет собственных средств, Налоговым кодексом с целью сокращения возросшей нагрузки на частный бизнес установлено списание в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль выплат по районным коэффициентам и северным надбавкам, а также зачет следующих видов расходов: оплата дополнительного отпуска для северян; оплата проезда в отпуск и обратно самого работника и членов его семьи - иждивенцев, включая провоз багажа; оплата расходов, связанных с переездом в другую местность в случае завершения трудовой деятельности.

Наряду с этим выводятся из-под обложения страховыми взносами компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников в части, превышающей установленную законом норму, а также оплата провоза багажа и проезда в отпуск и обратно. То есть издержки работодателя, вызванные северными условиями хозяйствования, не подлежат обложению страховыми взносами лишь частично.

Несмотря на то что обозначенные расходы уменьшают налоговые обязательства налогоплательщика, они включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), снижая конкурентные преимущества северных компаний и особенно субъектов малого предпринимательства. Еще больше осложнило данную ситуацию повышение в 2018 г. МРОТ до величины прожиточного минимума, результатом которого явились следующие непопулярные кадровые решения: перевод сотрудников на неполный рабочий день, сокращение штата и привлечение работников по договору ГПХ в сезон, закрытие малых предприятий. Кроме того, высокие затраты становятся препятствием для малого бизнеса северных регионов на равных с компаниями других субъектов РФ участвовать в конкурсах на получение государственного задания и побеждать в них, поскольку их цена контракта значительно превышает цену, заявленную конкурентами. В итоге сотрудники малых предприятий лишаются работы, что приводит к росту социальной напряженности в северных регионах. В сложившейся ситуации необходимо учесть возросший уровень затрат, вызванный северным удорожанием. Для малых предприятий необходимо осуществить компенсацию издержек, принимая во внимание, что специальных «северных» налоговых льгот для них законодательство сегодня не предусматривает.

Кроме того, для северного предпринимательства любых форм хозяйствования одним из наиболее проблемных вопросов продолжает оставаться уплата страховых взносов. Следствием единого подхода к установлению страховых тарифов, применяемых на всей территории РФ, становится сохранение в регионах Севера и Арктики следующих нега-

тивных явлений: намеренное дробление крупных предприятий с целью создания дочерних малых предпринимательских структур, применяющих льготный налоговый режим и пониженные страховые тарифы; нежелание работодателей повышать заработную плату, что не способствует росту уровня жизни населения; сдерживание внедрения научно-технических достижений (прежде всего, на предприятиях обрабатывающих отраслей, для которых характерен более высокий удельный вес заработной платы в добавленной стоимости по сравнению, например, с компаниями добывающего сектора [4]); ограничение развития малых предприятий и их участия в социально-экономических процессах северных и арктических регионов. Для создания равных условий хозяйствования на всей территории РФ и обеспечения населению компенсации в виде установления достойной заработной платы за экстремальные условия жизни целесообразно снизить размер страхового тарифа для работодателей северных и арктических регионов.

Со стороны государства усиливаются меры налогового стимулирования в направлении развития, модернизации и технического перевооружения производства, а это особенно актуально для организаций Севера и Арктики, отличающихся высоким уровнем физического износа ОПФ. Однако из предлагаемого перечня налоговых инструментов (ускоренная амортизация, инвестиционная премия, инвестиционный налоговый кредит) к исключительно «северным» льготам, которыми могут определенно воспользоваться компании нефтегазовой отрасли, следует отнести применение повышающего коэффициента к основной норме амортизации ОС, находящихся «в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой и используемых в условиях повышенной сменности».

Для усиления инвестиционной активности и привлечения инвестиций в регион специальными законодательными актами устанавливается ряд инструментов региональной политики (таблица), которые напрямую или по косвенным основаниям могут быть причислены к «северным» льготам.

Целью регионального инвестиционного проекта (РИП), специального инвестиционного контракта (СИК) является производство товаров, предназначенных для реализации конечным потребителям, а также поддержка отраслей промышленности, в рамках которых реализуются инвестиционные проекты [2]. Первоначально предоставлялось право реализации РИП на территории Дальнего востока и Сибири (в числе 15 субъектов РФ 8 принадлежат регионам Крайнего Севера и 3 являются регионами арктической зоны (Республика Саха, Красноярский край и Чукотский АО)), с 2017 г. сфера применения РИП распространилась на все субъекты РФ.

Общей целью образования особой экономической зоны (ОЭЗ), зоны территориального развития (ЗТР), территории опережающего

социально-экономического развития (ТОСЭР) является социально-экономическое развитие территорий, создание и производство продукции на этих территориях за счет применения особого режима для предпринимательской деятельности. Территории, на которых могут быть созданы ЗТР, утверждаются Правительством РФ. С 2016 г. в перечень таких субъектов РФ включена Мурманская область - представитель Арктической зоны, а также Республика Карелия и Магаданская область — представители районов Крайнего Севера. В отличие от ЗТР ОЭЗ могут быть созданы на всей территории РФ по решению Правительства РФ на основе установленных критериев. Создание ТОСЭР находится также в компетенции Правительства РФ. С 2018 г. они могут быть созданы в северных и арктических регионах.

К «северным» налоговым льготам и преференциям в их «точечном» территориальном исполнении можно отнести действующие подходы к налогообложению в нефтегазовой отрасли. Нулевая ставка по НДПИ действует при добыче горючего природного и газового конденсата на участках недр, расположенных на полуостровах Гыданский и Ямал в Ямало-Ненецком АО. Пониженная ставка по НДПИ сохраняется при добыче нефти на территории Красноярского края, Республики Саха, Ненецком АО и иных территориях.

Без территориальной привязки введена льгота по НДПИ для месторождений трудноизвлекаемой нефти: понижающий коэффициент устанавливается в зависимости от степени сложности добычи нефти (вида залежи, показателя проницаемости и толщины пласта) и степени выра-ботанности залежей. По оценке специалистов [3], данная льгота может быть применима в регионах Сибирского ФО и Ханты-Мансийского АО в связи с особенностями расположенных там месторождений.

Налоговыми льготами могут воспользоваться предприятия, разрабатывающие морские и новые морские месторождения углеводородного сырья на континентальном шельфе РФ, в т. ч. в его северной части. В зависимости от категории сложности разработки месторождений устанавливаются пониженные ставки по НДПИ и освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины.

Подводя итог анализу инструментов действующей системы налогового регулирования, следует констатировать, что налоговые льготы и преференции для северных и арктических территорий представлены в законодательстве фрагментарно и не решают проблему «северного удорожания».

Проектом федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в АЗРФ», вынесенного в текущем году на общее обсуждение, делается попытка смягчить условия хозяйствования в Арктической зоне. Меры поддержки, представленные в проекте закона, направлены на активизацию инвестиционной деятельности и привлечение инвестиций в регион, а также на создание

Таблица. Инструменты для привлечения инвестиций в регион*

Виды Виды льгот Возможности

инструментов создания для регионов

региональной политики

РИП, СИК действует пониженная ставка по: до 2017 г.

- налогу на прибыль в федеральной и региональной предусматривалось

частях ставки; создание для

- налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) ограниченного числа

(на основе применения коэффициента территории добычи); регионов(на территории

- региональным и местным налогам Дальнего Востока и Сибири);

после 2017 г. - на всей

территории РФ

ЗТР действует пониженная ставка по: создаются в границах

- налогу на прибыль в региональной части ставки; МО ограниченного

- региональным и местным налогам; числа регионов

срок предоставления инвестиционного налогового кредита (территории

увеличен до 10 лет утверждаются

Правительством РФ)

ОЭЗ действует пониженная ставка по: создаются решением

- налогу на прибыль в региональной части ставки Правительства РФ

(не менее 13,5%); на земельных участках,

- таможенным платежам; находящихся

- региональным и местным налогам в государственной,

муниципальной или частной

собственности, по всей

территории РФ

в т. ч.: технико- действует пониженная ставка по:

внедренческие - налогу на прибыль в федеральной части ставки (0%);

и туристско- - налогу на прибыль в региональной части ставки

рекреационные (не менее 13,5%);

не действует ограничение на перенос убытков

ТОСЭР действует пониженная ставка по налогу на прибыль: до 2018 г.

- в федеральной части ставки (0%); предусматривалось

- региональной части ставки (не более 5% за первые 5 лет создание для ограниченного

и не меньше 10% в течение следующих 5 лет; числа территорий

отмена уплаты налога на землю и налога на имущество; (на территории ДВФО,

действует пониженная ставка по страховым взносам моногородов, ЗАТО, в т. ч. тех,

которые являются

моногородами); после 2018 г. - в границах МО или нескольких МО на всей территории РФ

"Составлено автором

и поддержку исключительно новых видов предпринимательской деятельности. Однако в отношении уже действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, которые осуществляют деятельность в Арктической зоне, проект закона никаких мер поддержки и стимулирования не содержит.

Российское налоговое законодательство также не предусматривает каких-либо стимулов к расширению деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, то есть смене статуса «микро-» на «малые», а «малые» на «средние» и «крупные». В современных налоговых условиях изменение статуса предприятия сопряжено с лишением права применения специальных (льготных) режимов и обязанностью перехода на общий режим налогообложения, уравнивающий налоговые условия субъектов малого предпринимательства и крупных предпринимательских структур. Учитывая данные обстоятельства и то, что для северных и арктических территорий увеличение масштаба малых предприятий также является актуальной задачей, поскольку здесь функционируют преимущественно предприятия малых форм хозяйствования, целесообразным видится выработка новых механизмов поддержки для действующих в условиях Арктики субъектов малого и среднего предпринимательства, которые позволят обеспечить их дальнейшее развитие.

Библиографиче- 1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998

ский список: № 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) и «Налоговый кодекс Российской Федера-

ции (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018).

2. Баянова Л.И. Об особенностях налогообложения при реализации РИП / Налог на прибыль: учет доходов и расходов. - 2016. - №12.

3. Кондуков П. Новые условия развития нефтегазовой отрасли РФ // ЭЖ-Юрист. 2014. № 38. С10.

4. Финансовое регулирование развития регионов Крайнего Севера: институциональный аспект // Бадылевич Р.В., Барашева Т.И., Верби-ненко Е.А., Дядик Н.В., Кобылинская Г.В., Крапивин Д.С, ЧапаргинаА.Н.// Под науч. редакцией Г.В. Кобылинской. - Апатиты: ФИЦ КНЦ РАН, 2018. -150 с.

List of References: 1. «Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' vtoraya)» ot 05.08.2000 No

117-FZ [The Tax Code of the Russiann Federation. Part 2]. Reference date: 25.02.2019.

2. Bayanova L.I. Ob osobennostyakh nalogooblozheniya pri realizatsii RIP. Nalog na pribyl': uchet dokhodov i raskhodov [On the peculiarities of taxation when implementing RIP]. Nalog na pribyl': uchet dohodov i rashodov[Tax for profits: registration of incomes and expenses], 2016, no 12. (In Russ).

3. Kondukov P. Novye usloviya razvitiya neftegazovoi otrasli RF [New conditions for the Russian oil and gas industry development]. EZh-Yuris [JeZh-Jurist], 2014, no 38, pp. 10. (In Russ).

4.Badylevich R. V., Barasheva T.I, Verbinenko E.A,DyadikN. V,Kobylinskaya G. V, Krapivin D.S., Chapargina A.N. Finansovoe regulirovanie razvitiya regionov Krainego Severa: institutsional'nyi aspect [Financial regulation of development of the High North Regions: The Institutional Aspect], Apatity, 2018,150 pp.

Контактная информация:

Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина 184209, Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Ферсмана, 24а. Барашева Татьяна Игоревна Е-таН: [email protected]

Contact information:

Luzin Institute for Economic Studies

24a Fersman Str., Apatity, Murmansk region, Russia, 184209

Tatyana I. BARASHEVA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.