Научная статья на тему 'ОТРАЖЕНИЕ ПОЭТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ВЕЛИКОГО МЫСЛИТЕЛЯ'

ОТРАЖЕНИЕ ПОЭТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ВЕЛИКОГО МЫСЛИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / лирика / литература / произведения.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джумагылыджова Х.

в данной статье рассматриваются особенности творчества Махтумкули и его значение в литературе. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния выбора направления развития изучения творчества поэта. Даны рекомендации по внедрению разработок в изучение литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТРАЖЕНИЕ ПОЭТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ВЕЛИКОГО МЫСЛИТЕЛЯ»

УДК 00 - 82.0

Джумагылыджова Х. старший преподаватель кафедра английского языка Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмамеда Азади

Туркменистан, Ашхабад

ОТРАЖЕНИЕ ПОЭТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ

ВЕЛИКОГО МЫСЛИТЕЛЯ

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности творчества Махтумкули и его значение в литературе. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния выбора направления развития изучения творчества поэта. Даны рекомендации по внедрению разработок в изучение литературы.

Ключевые слова: творчество, лирика, литература, произведения.

Jumagylyjova H. senior lecturer Department of English Language Turkmen National Institute of World Languages named after

Dovletmamet Azady Turkmenistan, Ashgabat

REFLECTION OF THE POETIC AND SOCIOLOGICAL VIEWS OF

THE GREAT THINKER

Abstract: this article examines the features of Magtymguly work and its significance in literature. A cross-sectional and comparative analysis of the influence of the choice of the direction of development of the study of the poet's work is carried out. Recommendations on the implementation of developments in the study of literature are given.

Keywords: creativity, lyrics, literature, works.

Как известно, каждый народ имеет своего неповторимого героя духовного мира, который мог в свои времена возвысить имя народа, который имел огромное влияние не только на литературу, но и на быт, на культуру, на социум народа. Такой личностью для туркменского народа является Махтумкули Фраги.

Махтумкули Фраги - один из самых выдающихся поэтов и мыслителей

туркменского народа. Он прожил короткую жизнь, но оставил после себя богатое творческое наследие, которое оказало большое влияние на развитие туркменской литературы.

Он вырос на берегах рек Гюрген и Атрек, в местах, где долгое время жили туркмены (сам Махтумкули происходил из племени гоклен). Первоначально он посещал сельскую школу, где его отец был учителем, но, наделенный значительными способностями и усидчивостью, Махтумкули рано закончил курс начальной школы, стал помогать отцу по хозяйству, пас скот, обрабатывал землю. Позже он стал превосходным ювелиром и изготовителем серебра.

Здесь он проводит большую часть своей жизни. Его отец Довлетмаммамет Азади был хорошо образованным человеком и выдающимся поэтом своего времени. С юных лет Махтумкули начал учиться манерам, наукам и образованию у своего отца. Затем он учился в сельской школе под руководством муллы по имени Нияз Салих. Махтумкули с детства стремился к работе. Он тесно помогал своим родителям по хозяйству. Достигнув половой зрелости, он начал заниматься серебряным делом. Позже он стал мастером -ювелиром своего времени. Довлетмаммет Азади приложил все усилия, чтобы обеспечить высшую науку и образование своему сыну Махтумкули в соответствии с требованиями времени.

Дальнейшее образование он получил в городах Керки и Бухара, завершив его в городе Хива в медресе Ширгази. Он посвятил ему стихи, в которых с благодарностью вспоминал три года, проведенные в стенах этого учебного заведения.

Три года что ни день ты соль делил со мною, — Прости, я ухожу, прекрасный Ширгази! Ты мне приютом был зимою и весною, — Прости, я ухожу, прекрасный Ширгази!

Махтумкули был одним из первых туркменских поэтов, который ввел использование классического чагатайского, придворного языка ханов Центральной Азии, в качестве литературного языка, вобравшего в себя многие туркменские лингвистические особенности. Его поэзия иллюстрирует тенденцию к более широкому использованию тюркских языков, а не персидского; его почитают как основателя туркменской поэзии, литературы и языка. Поэзия Махтумкули также положила начало эпохе, которую литераторы называют "Золотым веком" туркменской литературы. Его литературная форма стала мощным символом исторического и зарождающегося национального самосознания туркменского народа.

В отличие от своего отца и другого выдающегося туркменского поэта той эпохи, Андалиба, Махтумкули использовал в своих стихах строфическую форму, обычно четверостишия (кошук), делая их силлабическими. Подавляющее большинство его стихотворений написаны

в форме народных туркменских песен, кошука и идиша, причем последнее является формой музыкального конкурса, в котором обычно участвуют два поэта.

Махтумкули был величайшим и известнейшим мыслителем художественных, философских, политических и социальных идей в истории человечества. Широта проблем, на которых он сосредоточен, впечатляет, и он предлагает свои новаторские решения для всех этих проблем и выражает их в своих стихах.

Проблемы, высказанные Махтумкули, можно разделить на три большие группы:

1. Общефилософские проблемы;

2. Натурфилософские проблемы;

3. Социальные проблемы.

Ведущий ученый-гуманист, Махтумкули создает новую литературную школу в мире своей поэзии и выдвигает ценные политико-социальные, философские, гуманистические, морально-этические взгляды, идеи о единстве народа. Он заботится о свободе, раскрепощении и благополучии туркменского народа.

Еще одним ценным аспектом поэзии Махтумкули, великого мастера восточной поэзии второй половины XVIII века, продолжившего творчество других великих поэтов, чьи корни уходят в предыдущие исторические периоды, является то, что поэт способен понять скрытые тайны, сложные правила общества и человека.

Великий поэт и мыслитель выражает в своих стихах необходимость материальных ценностей в жизни человека и свое отношение к ним. Махтумкули глубоко верил в способность людей воспринимать добро и зло и придавал большое значение образованию и влиянию нравственного воспитания. Вот почему он призывал действовать в интересах народа. Он широко проповедовал свои гуманитарные принципы.

Поэт ценил упорный труд и рассматривал его как источник мирной жизни и богатства. Поэт считал упорный труд одной из благороднейших добродетелей человека и считал его одним из главных источников славы и гордости. Согласно Махтумкули, человек является продуктом окружающей среды. Он считал, что его характер и психология были воспитаны в обществе. Поэтому, по словам Махтумкули, с улучшением окружающей среды улучшается и психология человека, и на основе этой ситуации улучшается общество.

Стихи поэта охватывают все стороны туркменской жизни. Основными темами в стихах жемчужины туркменской литературы являются: туркменское единство, туркменский дух и сознание, религия и мистицизм, сравнение хороших и плохих людей, социальная справедливость, любовь, вредные привычки, образование.

Поэтическое наследие Махтумкули составляют в основном песни, написанные в древней народной форме. В его песнях отображена героическая тематика, легенды и предания туркменского народа. Немаловажное значение в его творчестве занимает любовная лирика («Возлюбленная», «Две луны», «Приди на свиданье»). В юные годы Махтумкули влюбился в девушку Менгли, но ее родня выдала ее замуж за другого.

Мир мыслей мудрого поэта Махтумкули бесконечен. Все, что происходит в мире, интересует поэта, заставляет его задуматься, доставляет духовное наслаждение. Главное, что у этого великого поэта огромная любовь к своей стране и жизни.

Великий поэт, навсегда останется в сердцах народа. Махтумкули, который всегда мечтал о том, чтобы его народ жил мирной и спокойной жизнью. Развивая свою собственную культуру, поэт оставил после себя соотечественникам прекрасное поэтическое наследие. Благодаря глубоким мыслям замечательных стихов, которые устремлены далеко в будущее, поэзия Фраги отвечает духовным потребностям не только туркменского народа, но и всего человечества.

Использованные источники:

1. History of Turkmenistan. - Ashgabat, 1966.

2. Magtymguly. - Açgabat: "Ylym", 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.