ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Отражение общественных настроений в произведениях французских художников в годы Великой французской революции Осенчук А. С.1, Донец Е. Ю.2, Тимошенко Е. Д.3
'Осенчук Анастасия Сергеевна / Osenchuk Anastasia Sergeyevna — студент;
2Донец Елизавета Юрьевна /Donets Elizaveta Yur'yevna — студент;
3Тимошенко Елизавета Дмитриевна / Tymoshenko Elizaveta Dmitriyevna - студент, архитектурный факультет, направление: архитектура, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье анализируется связь основных общественных настроений и тематики художественных произведений в годы переустройства французского общества. Размышления строятся на основе рассмотрения и анализа произведений, написанных в годы Великой французской революции.
Ключевые слова: Великая французская революция, искусство, живописцы, переустройство общества, тематика произведений, переворот.
В мировой истории девятнадцатый век предстает как эпоха бурного экономического развития стран Западной Европы. Во многих из них к началу столетия прокатились мощные яростные волны революционного движения. В результате на смену отжившему свое феодальному строю пришли новые капиталистические отношения. Смена феодального строя на буржуазный породила небывалый подъем национальных культур.
Произошедшее нашло свое отражение в искусстве и привело к появлению новых направлений и стилей.
Большую роль в развитии классического искусства сыграла археологическая наука. Например, раскопки городов Геркуланума и Помпеев, расположенных в юго-западной части Средней Италии, в области Кампания, дали большой объем неизвестной ранее информации о Древнем мире.
В поисках «идеала красоты» в Рим устремлялись лучшие европейские художники, желающие усовершенствовать свое мастерство и найти ответы на интересующие их философские вопросы [1, с. 239]. В девятнадцатом веке по канонам классицизма творили многие талантливые мастера стран Западной Европы и России.
Художники французского изобразительного искусства стремились к возвышению героических и нравственных идеалов [2]. Художники классицисты вместе с передовыми мыслителями своего времени утверждали, что цель искусства - воспитывать в людях высокие гражданские чувства.
Одним из самых ярких представителей этого направления является Жак Луи Давид. Имя Давида неразрывно ассоциируется у нас с событиями Великой французской революции. Он стал одним из главных певцов человеческих качеств, к которым стремились революционные деятели того времени: героизма, военного долга, честного служения идеалам общества. Одной из известнейших картин Жака-Луи Давида, в которой он отразил свои высокие патриотические чувства, является «Клятва Горациев», написанная в 1784 году. Сюжет произведения - история братьев Горациев, собирающихся на последний поединок с тремя братьями Куриациями, который должен был завершить войну между Римом и городом Альба-Лонги. Главная коллизия состоит в том, что Горации и их противники являлись друзьями детства, а сестра римских братьев была помолвлена с одним из Куриациев. Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи [6]. Художник усилил воздействие сюжета, объединив фигуры в их стройном и мощном троезвучии [10]. Полотно предельно гармонично: выделение фигур ярким и контрастным освещением, ясная и четкая композиция, в которой прослеживается символизм числа «три», «хореография» персонажей раскрывает моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней [10]. «Клятва Горациев» сильнейшим образом воздействует на зрителя, заставляя последнего проникнуться патриотизмом и гражданственностью предреволюционной эпохи. Примечательно то, что первоначально художник планировал изобразить другую сцену из этой легенды - убийство единственным оставшимся в живых Горацием своей сестры, скорбевшей по убитому мужу из рода города-противника. Но друзья Жака-Луи Давида отговорили его от этого сюжета, поскольку, по их мнению, он не отражал настроений времени. Давид заявил, что выберет момент, предшествующий битве, когда старый Гораций принимает у сына клятву победить или умереть — момент, который художник мог только предполагать, поскольку описаний его не было. Клятва Горациев - это образ решимости и, в
конечном счете, образ революции, единственный пример того, как работа художественного воображения становится в один ряд с факторами, определявшими ход истории [10].
На волне успеха «Клятвы...» художник написал несколько картин антично-героической тематики, для которых характерны публицистическая направленность, стремление выразить свободолюбивые героические идеалы предреволюционного периода через образы античной истории («Смерть Сократа», 1787, Метрополитен-музей; «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей», 1789, Лувр, Париж; и другие) [4]. Позднее эти полотна назовут «вестниками революции» [4]. Но революцию Ж.-Л. Давид не просто приветствовал и воспевал, но также был одним из активных ее участников. Революция дала ему почувствовать себя героем одной из своих исторических картин [3]. Вдохновленный ее событиями, он делал попытки создания картины, посвященной происходящим во Франции революционным событиям. Самые известные его работы, отражающие знаковые моменты Великой французской революции, это незаконченная «Клятва в зале для игры в мяч» (1791 год) и, конечно же, «Смерть Марата», по праву считающаяся главным шедевром художника.
Эта картина показывает гибель Жана Поля Марата, журналиста, лидера якобинцев, одного из ярых сторонников якобинского террора [8]. Тяжело заболев кожной болезнью, он не мог выходить из дома, публично выступать и активно участвовать в политической жизни Франции, сделавшись легкой мишенью для своих главных противников - жирондистов [8]. Для облегчения болей, вызванных болезнью, Марат был вынужден постоянно сидеть в ванне [8], где даже оборудовал себе рабочее место (эта обстановка была отражена Давидом на картине). Именно там 13 июля 1793 года он был заколот сторонницей жирондистов Шарлоттой Корде [8]. Поклонник революционера, Ж.-Л. Давид создал настоящую «икону» этому деятелю. Простота и лаконичность композиции, суровая сдержанность цвета и монументальность форм [4] подчеркивают величие личности Марата, силу его воли и мощь духа. В глазах зрителя он становится настоящим героем, мучеником Революции. Также, чтобы добиться особенно сильного трагического звучания картины, Давид несколько изменил изображенное по сравнению с действительностью. Так, он облагородил внешность Марата, и показал зрителю письмо убийцы Корде в руке журналиста. На самом деле революционер не успел получить эту записку до своей смерти. Вообще, скудность обстановки в комнате героя заставляет каждую деталь зазвучать сильнее. К примеру, деревянная конторка с посвящением художника «À MARAT, David», стоящая перед ванной, воспринимается как надгробный памятник герою, что придает особую трагичную торжественность полотну.
До конца своей жизни художник не отклонялся от вектора, сохранив приверженность классическому стилю в живописи. Но его манера эволюционировала в ногу со временем, приобретя черты романтизма, господствовавшего в искусстве в начале XIX века. Таковы творения Ж.-Л. Давида во время правления Наполеона I Бонапарта, при котором наш герой стал привилегированным живописцем императора («Наполеон на перевале Сен-Бернар», 1801 год) [4]. После разгрома наполеоновских армий и реставрации французской монархии художник-революционер был изгнан из страны. Но он успел оставить большое наследие, заложив основы французской классицистической школы и отразив в своих полотнах дух Революции, провозгласившей новые гражданские идеалы.
Также ярким примером творчества в период Великой французской революции могут служить картины француза-живописца Пьера Прюдона. Для творчества Прюдона характерно сочетание черт позднего классицизма с грацией и мягкостью. Художник, будучи под сильным воздействием античного искусства, писал картины главным образом на мифологические и аллегорические сюжеты [11]. Однако в период революции аллегории живописца становятся достаточно остры. В этот период он создает ряд работ с кричащими названиями, говорящими сами за себя: «Свобода», «Французская конституция», «Равенство» и др. - в годы революции Пьер Прюдон показал себя пламенным республиканцем [12]. Конечно, самым ярким примером творчества художника в период переустройства французского общества можно считать написанный им в 1793 году портрет «Сен-Жюст». Здесь известный политический деятель того времени представлен миловидным юношей: нежность в лице, румянец, грустные глаза и легкая улыбка, хотя на портретах, выполненных другими художниками этой эпохи, Сен-Жюст носил демонические черты. Вероятно, Прюдон хотел таким образом показать, что всё ещё впереди и грядут изменения общественного строя Франции, он верил в живость и правильность идей революционного деятеля, одного из самых молодых депутатов Национального конвента. Этот портрет также служит началом карьеры художника, и вскоре за ним следуют всё новые заказы, известные во всём мире: «Мудрость и Правда сходят на землю», «Триумф Бонапарта», «Правосудие и Возмездие, преследующие Преступление». Всё те же говорящие названия дают нам понять, какие идеи преследовал художник и какие черты хотел он привить французскому обществу, ясно прослеживается его революционный настрой. В послереволюционный период картины Прюдона вновь обретают мягкие черты, но теперь в них неотъемлемо присутствуют политические и
патриотические ноты. Живописец продолжает верить в справедливость и свободу, которые обязательно придут на спасение французскому обществу.
Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что в работах художников периода великой французской революции прослеживаются характерные для революционного общества настроения: стремление к «свободе, равенству, братству»1. Тем самым художники и другие деятели искусства пытались привить народу новые идеи устройства общества, показать людям все недостатки Старого порядка, в том числе отсутствие четкого законодательства [16]. Можно сказать, что именно благодаря искусству в умах образованной части французского общества произошёл переворот, приведший к провозглашению Первой французской республики.
Литература
1. История живописи. Ю. Рычков.
2. Мировая живопись. Сост. Т. Г. Петровец, Ю. В. Садомова.
3. Мир классицизма: Жак Луи Давид (Лувр. Louvre). [Электронный ресурс]: Музеи России. Режим доступа: http://www.museum.ru/N28737/ (дата обращения: 17.11.2016).
4. Давид Жак Луи. Картины и биография Жака Луи Давида. [Электронный ресурс]: Арт Планета Small Bay, Виртуальный художественно-исторический музей. Режим доступа: http://smallbay.ru/david.html/ (дата обращения: 20.11.2016).
5. Давид Жак-Луи. [Электронный ресурс]: Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Давид,_Жак-Луи/ (дата обращения: 17.11.2016).
6. Клятва Горациев. [Электронный ресурс]: Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Клятва_Горациев/ (дата обращения: 17.11.2016).
7. Смерть Марата. [Электронный ресурс]: Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Смерть_Марата/ (дата обращения: 17.11.2016).
8. Марат Жан-Поль. [Электронный ресурс]: Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Марат,_Жан-Поль/ (дата обращения: 17.11.2016).
9. Бенуа Франсуа. (Francois Benoit; 1870-1947) «Искусство Франции эпохи Революции и Первой империи».
10. [Электронный ресурс]: Исторические материалы. Режим доступа: http://istmat.info/node/28836/ (дата обращения: 17.11.2016).
11. David Jacques-Louis. Давид Жак Луи, картины и биография. [Электронный ресурс] : Арт Планета Small Bay, Виртуальный художественно-исторический музей. Режим доступа: http://smallbay.ru/artclassicism/david_04.html/ (дата обращения: 17.11.2016).
12. Прюдон Пьер: картины, биография. От классицизма к романтизму. [Электронный ресурс]: Art context. Режим доступа: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/906-pryudon.html/ (дата обращения: 18.10.2016).
13. Прюдон Пьер-Поль. Категории: Авторы произведений изобразительного искусства. [Электронный ресурс]: ArtWiki. Режим доступа: http://artwiki.ru/content/%D0%BF%D1%80%D1%8E%D0%B4%D0 %BE%D0%BD%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%80-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C/ (дата обращения: 18.10.2016).
14. Великая французская революция. [Электронный ресурс]: Википедия. Режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Великая_французская_революция/ (дата обращения: 20.11.2016).
15. Прюдон Пьер-Поль. [Электронный ресурс]: Википедия. Режим доступа: http://artwiki.ru/content/прюдон-пьер-поль/ (дата обращения: 20.11.2016).
16. Свобода, равенство, братство. [Электронный ресурс]: Википедия. Режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Свобода,_равенство,_братство/ (дата обращения: 20.11.2016).
17. Старый порядок. [Электронный ресурс]: Википедия. Режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Старый_порядок/ (дата обращения: 20.11.2016).
1 Национальный девиз Французской Республики и Республики Гаити — девиз, берущий своё начало с времён Великой французской революции [15].