21. Покровитель Дигорского ущелья Северной Осетии.
22. Название башни в Куртатинском ущелье Северной Осетии.
УДК 82.161.1-1:81776.1
Е. Ю. Ширшикова
ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТОВ-САМОУЧЕК НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв. (КОНЦЕПТЫ ДОМ - ДВОР - ПОЛЕ)
В статье рассматривается художественный мир вятских поэтов-самоучек рубежа XIX-XX вв., проявление в их творчестве концептосферы национальной картины мира. Наиболее важными концептами в их поэтическом мире являются дом, двор, поле. Опираясь часто на произведения фольклора, поэты-самоучки перенимают опыт устного народного творчества, продолжая определенным образом его традиции, а также традиции и ценности крестьянской среды.
The article deals with the works of self-educated poets of the XIX-XX centuries, analyzed from the point of view of the national world picture reflected in them. The most important concepts are the house, the yard, and the field. The poets develop the folklore traditions in their works, as well as customs and values of peasantry.
Ключевые слова: национальная картина мира, фольклор, концепт, концептосфера, поэты-самоучки, дом, двор, поле.
Keywords the national world picture, folklore, concept, the totality of concepts, self-educated poets, the house, the yard, the field.
Конец XIX - начало XX вв. ознаменовался новыми тенденциями во взаимодействии фольклора и литературы. Усилились взаимодействия в так называемых пограничных зонах: устной и письменной трансмиссии некоторых жанров фольклора и литературы. Развивалась эта тенденция на стыке бульварной поэзии и фольклорной баллады, городского романса. Именно на этот период приходится расцвет городского романса, самодеятельной поэзии, так называемой примитивной поэзии, которую чаще именуют творчеством поэтов-самоучек.
Поэты-самоучки как некая особая часть народной культуры отражали реальную действительность, которая, естественно, накладывала отпечаток на их представления и жизненные ориентиры, формировала стереотипы поведения, этические и эстетические стереотипы. Для каждого этноса существует своя система ценностей, норм
© Ширшикова Е. Ю., 2010 114
и представлений, которая определяет национальную картину мира.
Национальная картина мира проявляется через язык и культуру. Языковая картина мира -это «своего рода мировидение сквозь призму языка, это упорядоченная, социально значимая система языковых знаков, содержащая информацию об окружающем мире, это отражение объективной действительности средствами конкретного языка» [1].
Языковая картина мира включает понятия, или концепты, без которых трудно себе представить ту или иную национальную культуру [2].
Творчество любого поэта или писателя, любое художественное произведение включает в себя ряд определенных концептов, которые духовно близки и понятны художнику слова и которые создают идейно-художественную основу произведения.
В наивном творчестве или в творчестве поэтов-самоучек, на наш взгляд, наиболее выпукло проявляется национальная картина мира, представленная в определенных концептах, скорее потому что поэты-самоучки не «отягощены» грузом литературных ассоциаций, как поэты из высших слоев общества. Поэты-самоучки (или, как их еще называют, поэты-самородки, самобытные поэты, поэты из народа, поэты «третьей культуры») - это чаще всего выходцы из крестьян. Они родились и воспитывались в условиях сельской местности, перенимали быт, обычаи и традиции деревенской жизни. Поэты-самоучки не всегда могли черпать знания из книг и в основном опирались в своих стихотворениях на национальную культуру, фольклор, на те представления, которые брали из реальной жизни.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. можно выделить целый ряд самобытных вятских поэтов-самоучек: Н. А. Баранов, А. И. Веселицкий, П. Н. Второв,
A. П. Грудцын, И. Г. Зыков, Н. А. Оглобин, М. И. Ожегов, И. И. Павлов, С. Т. Семенов, Д. М. Чистопашин, И. Г. Шадрин, произведения которых публиковались в вятских периодических изданиях: «Вятский край», «Вятская речь», «Приложение к Вятским губернским ведомостям» и т. п. Исследованию творчества поэтов из народа посвящены работы Н. П. Изергиной,
B. Карпова, В. Г. Пленкова, В. А. Поздеева,
C. Т. Тюриной, Н. В. Черных, Г. Н. Шершневой.
Одной из главных тем творчества самобытных поэтов является тема деревни, «мужика», которая всегда была и остается традиционной для всей русской литературы. «Следуя традициям И. Никитина, И. Сурикова, С. Дрожжина, вятские поэты в своих произведениях немало внимания уделяли изображению крестьянской жизни, быта», - пишет В. А. Поздеев во вступительной статье к сборнику «Вятская поэзия начала XX века» [3]. Поэты-самоучки, выросшие
в крестьянской среде, восторгались красотами родной природы. Любовь и уважение к крестьянскому быту и труду в их стихах неразрывно связаны и с реальной действительностью, с неприглядной деревенской жизнью: нуждой, горькой долей и тяжелой судьбой крестьянина. На рубеже Х1Х-ХХ вв. Л. Н. Толстой сказал поэту из народа С. Т. Семенову: «Для народа хорошо выходит у тех писателей, кто сам знает народ и живет с ним» [4].
В творчестве поэтов-самоучек национальная картина мира представлена, на наш взгляд, важными концептами: дом, двор, хлеб, поле, земля, деревня (село), родная природа, Родина.
Дом, очаг для крестьянина всегда был средоточием быта, традиций и духовного начала. Здесь подрастали новые поколения, здесь закладывались нравственные нормы и духовные ценности. Дом был определенным ориентиром достатка и в то же время некоего сакрального пространства. Поэты-самоучки, вобравшие в себя культурные традиции деревни, осознавали значение дома, в их подсознании он стал самым важным концептом.
Поэты из народа рассматривают дом в двух направлениях. Во-первых, дом - это строение, непосредственное жилище, где живет крестьянин. В стихотворениях самобытных поэтов этот концепт представлен и другими лексемами: хата, кров, изба, терем.
Чья это хата, вся ветром раскрытая, Кто в ней несчастный живет?
(Н. Я. Баранов «Несчастные») [5].
Концепт «дом» в этом значении включает в себя части, из которых строение состоит (стена (стены), дверь, пол, потолок, окно, ставни, порог, крыльцо и т. д.), а также все, что находится внутри помещения (печь, стол, лавка и т. д.).
В. А. Маслова определяет дом как «связующее звено в общей картине мира»: с одной стороны, дом принадлежит крестьянину, а с другой - дом связывает человека с внешним миром [6].
На Руси девушкам часто запрещали смотреть в окно, однако тем больше хотелось этот запрет нарушить. В фольклоре в мотивах любовной игры, ухаживаний окно часто связано со встречей любимых, с выходом во внешний мир.
- Ты открой, Марфа, окошко, Погляди, Марфа, в окошко, Уж не едет ли твой Федор?
(русская народная песня «Федор и Марфа») [7].
Поэты-самоучки, ориентируясь в своем творчестве на произведения фольклора, также обращаются к любовным мотивам и к образу окна.
В стихотворении М. И. Ожегова «Пастушок» влюбленный молодец просит девицу выглянуть в окошко:
Посмотри ты, погляди, Девица в оконце, Посмотри, как хорошо Ныне светит солнце! [8]
Во-вторых, дом - это еще и духовный центр, средоточие определенного миропорядка. Дом в концептосфере крестьянина как бы поддерживает свод норм и правил поведения, выработанных веками, источник душевной гармонии, но в каких-то ситуациях и дискомфорта.
В стихотворении П. Н. Второва, который по воле судьбы находился далеко от родного края, звучит мотив тоски, отчаяния и острой боли по Родине.
В лохмотья серых туч Оделись небеса, И веет от всего Тоскою безотрадной... На улицу на час Не выйдешь со двора. Дрожишь в своем углу От сырости и стужи. Льет непрерывный дождь До вечера с утра.
Убогий угол мой, Печален, как тюрьма.
В доме лирическому герою тоскливо и одиноко, но за его пределами еще тяжелее, поэтому дальше поэт пишет:
Закрою ставни я И тусклую свечу Поставлю на окно.
(П. Н. Второв «Маленький фельетон.
Песни изгнания. IX») [9]
В концептосфере «дом» располагается и концепт судьбы девушки и женщины. Известно, что женщина - хранительница очага, однако в крестьянской патриархальной семье ее роль была принижена, и она должна была подчиняться мужчине. В русских лирических песнях часто встречается мотив тяжелой судьбы девушки, когда ее отдают замуж в чужую семью.
Ой, матушка, не могу, Сударыня, не могу! Э-э-э-ха-хо, Э-э-ахти мне! Хочу хлеба да меду! Отдавали молоду,
Э-э-э-ха-хо, На чужу сторону...
Как за то ль меня муж Да и больно бил: Привязал нитку На соломинку! Я со этого побоя, Э-э-э-ха-хо, Э-э, ахти мне, Три нидели лежала, Три без памяти была!
(русская народная песня «Ой, матушка, не могу.») [10]
Поэты-самоучки, опираясь в своем творчестве на фольклорные традиции, также обращаются к теме нелегкой жизни в кругу семьи.
Однако в поэзии поэтов-самоучек появляются и мотивы, в которых изображается «сильная» женщина, женщина властная, а иногда и вздорная. Такая трактовка образа женщины также присуща фольклору, особенно в социально-бытовых или новеллистических сказках. И. Г. Зыков в стихотворении «Женщина в крестьянском быту» осуждает поведение жены-хозяйки, от которой нет житья никому в доме.
Бушуется в море Нередко волна; А в мире и в доме Жизнь мутит жена: Для ней там не в пору Дела и слова, И искру к содому Добудет она. Ей свекор не к нраву Свекровь не по ней, То муж не под пару, То тесно жить ей.
Наверно бы, доле Мир с братьями был, И если б не жены, -Их кто б разделил?... [11]
В народном сознании дом понимается не только как центр семейных ценностей. Существует еще более высокая ступень духовности, связанная с храмом, домом Божьим. Недаром в избе всегда выделялся «красный угол», где была «божница», висела лампадка, то есть был своеобразный уголок церкви. В доме перед иконами и в церкви люди, совершая молитвы, думают о «вышнем», о достойных поступках и высоких ценностях.
Звонят разливно в воскресенье, -Толпится много христиан,
Молить то люди Провиденье Идут, - и я пошел во храм.
Молитесь Богу со слезами, Терпите скорби в жизни сей, Снабдитесь добрыми делами, На небо нет иных путей.
(А. П. Грудцын «Звон в воскресенье») [12]
Огнями залит душный храм. Толпа нарядная теснится. Благоуханный фимиам Волнами в воздухе клубится.
(П. Н. Второв «Пасхальные песни изгнанника») [13].
Очень важно, что в понимании святости, духовности в русской литературе в целом, и в произведениях поэтов-самоучек в частности, звучит мотив противопоставления храма как Божьего дома, праведничества и того, что повседневная жизнь наполнена трудностями, низменными страстями, греховным началом. В стихотворениях поэтов из народа к греховному началу можно отнести мотив пьянства, когда нивелируются нравственные ценности и высокие идеалы.
.Плачет Ванькина жена!
Всю прибил ее, бедняжку. Горько плакала она. -Продал лучшую рубашку И купил себе вина.
Выпил вволю, улыбнулся, Кое-как пришел домой; Шедши, в лужах окунулся, С бранью мерзкою своей.
(А. П. Грудцын «Вот до чего доводит пьянство») [14]
Концептосфера «дом» охватывает и пространство, которое окружает дом. Дом и двор - это сложная система не только хозяйственных связей, включающая в себя хозяйственные постройки, баню, хлев, амбар, ворота, огород, сад и все, что находится рядом с домом, но и определяет сакрально-мифологический мир крестьянина. Двор - это пространство, которое открыто, которое уже не имеет сакрального центра, поэтому и несет в себе больше опасностей и бед. Такое понимание концепта «двор» усиливается «реалистичностью» хозяйственной жизни. Как правило, в творчестве поэтов-самоучек почти нет подробного описания двора, в силу того что их произведения зачастую носят характер душевных откровений. Образ двора лишь намечен от-
дельными штрихами. Вероятно, поэтому в описании пространства около дома усиливается эмоциональная напряженность в творчестве поэтов-самоучек. Концептосфера «дом - двор» распространяется и на хозяйственные работы, в частности поэты-самоучки часто обращались к теме возделывания земли и выращивания хлеба, потому что эта была непосредственная часть их жизни, их труд и способ существования. В их творчестве можно выделить образы поля, нивы, хлеба (ржи, пшеницы, колоса, зерна), орудий крестьянского труда (сохи, бороны, вил, молота, цепа и т. д.). Для поэтов из народа поле является источником урожая, кормильцем, поэтому особенно важными, на наш взгляд, являются концепты «поле и хлеб».
На полях все опустело, Ветер лишь гуляет, За сохой не ходит пахарь, Зерен не бросает.
(Н. Я. Баранов «Осень») [15]
Хлеб с полей увозят И кладут в лужки; Ветерок срывает С садиков листки.
(А. П. Грудцын «Зима») [16]
В фольклорных текстах, которые оказывали влияние на творчество поэтов-самоучек, также встречается тема возделывания земли:
Мужик пашеньку пахал, Сам на солнышко глядел: О, ох, о, ох, охахонюшки мои! - Я еще попашу, я еще погляжу...
(русская народная песня «Мужик пашеньку пахал.») [17]
В творчестве поэтов-самоучек на рубеже XIX-ХХ вв. представлено в целом достаточно большое количество концептов, отражающих русскую национальную картину мира. В своих произведениях они используют те понятия, которые так или иначе были представлены в их жизни: связанные с трудом и бытом крестьянина, с родной природой и ее просторами. Это только небольшая часть тех образов, которые используют в своем творчестве поэты-самоучки. Но именно эти
концепты создают впечатление «изначальности» их поэзии, непосредственной связи с фольклором и в то же время с большой русской литературой.
Ориентируясь на произведения фольклора и высокой литературы, дополняя свои знания впечатлениями и опытом реальной действительности, поэты из народа создают свой особый поэтический мир. Он чаще всего далек от эстетического совершенства, но при этом чрезвычайно индивидуален, самобытен, глубоко искренен и открыт. Часто этот мир наивен, но обладает особой притягательностью и помогает понять внутренние связи русской национальной культуры. В этом плане творчество поэтов-самоучек еще недостаточно изучено.
Примечания
1. Яковлева Е. С. К описанию языковой картины мира // Русский язык за рубежом. 1996. № 1, 2, 3.
2. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие. Минск, 2004. С. 27.
3. Вятская поэзия XX века / сост. В. Поздеев. Киров, 2005. Т. 2. С. 7.
4. Семенов С. Т. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом. СПб., 1912. С. 7.
5. Баранов Н. Я. Несчастные // «Завещаем молодым»: сб. стихов / сост. Н. В. Крупина, Л. В. Суруш-кина. Уржум, 1994. С. 107.
6. Маслова В. А. Указ. соч. С. 82.
7. Киреевский П. В. Собрание народных песен П. В. Киреевского. Тула, 1986. № 10. С. 18.
8. Ожегов М. И. Пастушок // Ожегов М. И. Песни и стихи М. И. Ожегова, самоучки, писателя, крестьянина Вятской губернии Нолинского уезда Маль-канской волости д. Михино. М., 1891. С. 26.
9. Второв П. Н. Маленький фельетон. Песни изгнания. IX // Вятская речь. 1912. № 46 (28 февр.). С. 2.
10. Киреевский П. В. Указ. соч. № 385. С. 282.
11. Зыков И. Г. Женщина в крестьянском быту // Зыков И. Г. Стихотворения крестьянина Вятской губернии, Орловского уезда, Истобенской волости, деревни Пленковы Ивана Зыкова с кратким биографическим очерком автора. Вятка, 1911. С. 13.
12. Грудцын А. П. Звон в воскресенье // Грудцын А. П. Стихотворения. СПб., 1874. С. 45.
13. Второв П. Н. Пасхальные песни изгнанника // Вятская речь. 1912. № 67 (25 марта). С. 2.
14. Грудцын А. П. Вот до чего доводит пьянство // Грудцын А. П. Стихотворения. СПб., 1874. С. 19.
15. Баранов Н. Я. Осень // Вятская поэзия XX века / сост. В. Поздеев. Киров, 2005. Т. 2. С. 31.
16. Грудцын А. П. Зима // Грудцын А. П. Стихотворения. СПб., 1874. С. 29.
17. Киреевский П. В. Указ. соч. № 497. С. 360.