Л. Т. Аглиуллина
ОТРАЖЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ
Мифологическое начало глубоко заложено в природе человека, в его духовности. Такое «глубинное» его положение усиливает действенность мифа как культурного фактора. Миф и мифоэтические структуры сознания не только в первобытности, но и в условиях современной цивилизации - это мощное духовное оружие. С его помощью можно и возвысить, облагородить человека, воспитывая его на облаченных в формы мифологической образности лучших образцах Добра и Красоты. Но возможно и совершенно другое -духовное закабаление человека, изощренное манипулирование им, например, с помощью социальных утопий и политико-идеологического мифотворчества. Для того, чтобы предупредить и обезопасить людей от этих и других видов духовного закабаления, важно эксплицировать, прояснить основания мифа и производных от него форм (социальных и политических утопий, квазинаучных мифологий, фольклорных жанров и др.). И, конечно же, сделать эти знания широкодоступными, привить даже массовому сознанию понимание культурно-исторической природы мифа1.
Музейная экспозиция и грамотно составленная и преподнесенная экскурсия в таком случае могут являться самым активным посредником между сознанием отдельной личности и научным изучением мифологии как значительного мировоззренческого фактора. Представленные в витринах экспонаты иллюстрируют отношение наших предков к окружающему миру, а также зачастую и сохранившиеся в сознании современного человека мифологические представления о различных явлениях. Образы, рожденные в древности, в массе своей не теряют актуальности и поныне, влияют на духовную культуру народа, на ценностные ориентиры и менталитет людей. Мы считаем, что важно обращать внимание слушателей на значение самого мифа в контексте истории духовной культуры народов.
Самые различные мифологические сюжеты находят отражение в экспозиции Национального Музея Республики Татарстан. Ярким примером является золотая подвеска с изображением птицы (подробное описание экспонатов дано в «Путеводителе по залам музея»)2. Подвеска была найдена в составе клада ювелирных изделий у села Мокрые Курнали в 1959 г. К фигурке птицы прикреплены золотые подвески в виде шариков. Всего в мире подобных изделий булгарских ювелиров XI - XII вв. насчитывается около 11 эк-
1 Найдыш В. М. Философия мифологии от античности до эпохи романтизма. М., 2002. С. 17.
2 См.: Стационарные экспозиции и выставки. Путеводитель по залам музея / Сост. Е. И. Карташева. Казань, 2006. (Рукопись в архиве автора).
земпляров. В этом височном кольце исследователи видят отображение сюжета космогонической мифологии тюрко-угорских и индо-иранских племен. Согласно древней легенде утка, нырнув на дно первоначального море-океана, достала комок земли, и от него пошло начало суши.
Утка символизировала мир в трех стихиях (летает в небе, ходит по земле, плавает в воде) - небесный свод, земную твердь, водную глубину. Эти символы отражены в височном кольце тремя бусинами на самом кольце и тремя подвесками на ажурных цепочках. Сама птица олицетворяет семейное благополучие, здоровье и счастье.
Существует и другая трактовка сюжета - рождение мира из яйца утки. Согласно ему Земля, Солнце и Луна возникли из трех яиц, снесенных уткой. Этот сюжет находит отражение в трех бусинах на кольце и цепочках. Образ утки встречается в многочисленных археологических находках, фольклорных и этнографических материалах и выступает как символ солнца и неба3.
Образ птицы представлен и на костяной защитной пластине (Волжская Булгария, XI - XII вв.), на которой вырезаны изображения совы и двух хищных птиц (вероятно, орлов). Во многих культурах сова связана с символикой ночи. Ее ночное зрение становится метафорой мудрости. Древние греки считали сову птицей мудрой богини Афины. Однако это и зловещий образ, в Китае она воспринимается как вестник несчастья. Орел - символ солнца, небесной силы, бессмертия и духа, посланец богов, один из универсальных зооморфных символов. Орел соотносится с вершиной мирового древа и со стихиями воздуха и огня. Основной миф индоевропейской мифологии повествует о борьбе орла, олицетворяющего солнечное божество, со змеем, смертоносным началом. Поскольку орел обрушивается на добычу сверху, в символике этого образа закрепилось значение сокрушения низких сил. Вероятно, изображения могущественных птиц должны были придать воину дополнительную мудрость, зоркость, силу и служили оберегом в бою4.
Изображения птиц встречаются в экспозиции музея в разных залах. В витринах представлены прикамские птицевидные подвески I тыс. н.э., египетские статуэтки. Птица - это архетипический образ духа, души, она выполняет функцию связующего начала между двумя мирами: нашим, человеческим, и иным, обителью богов (или единого Бога). Образ души-птицы развит в мифологии Египта, Вавилона, Греции, позднее отражен в христианском представлении о Святом Духе в образе голубя. На выставке «Вечный Египет» посетители видят статуэтку души «Ба». В египетской традиции изображение птицы с человеческой головой - это обозначение ба (жизненное начало, обычно отождествляемое, хотя и несколько неточно, с понятием «душа»), покидающего тело после смерти.
Выставка «Памятники православной культуры» позволяет иллюстрировать музейными экспонатами библейские мифы, имеющие общечеловеческое значение. В разделах, посвященных XVIII - XIX вв., представлены интересные предметы материальной культуры, связанные с мифологией ан-
3 Там же. С. 17.
4 Словарь символов и знаков /Авт.-сост. В. В. Адамчик. М.; Минск, 2006. С. 159.
тичности и Востока (изображения богов на возке кареты XVIII в., статуэтки амуров и богинь, восточный фарфор с красочной росписью, японские статуэтки). Таким образом, можно получить представление о различии и сходстве мифологических воззрений на окружающий мир в различных культурах и эпохах.
Многие предметы быта, животные, окружавшие человека, издревле наделялись символическим значением. Проходя мимо витрин с деталями вооружения можно вспомнить легенды о волшебных конях, магических непобедимых мечах. Можно рассказать слушателям об особом положении воинов не только при жизни, но и после смерти. Так, например, бронзовая секира (V - IV вв. до н.э., Прикамье), украшенная изображениями орла и дракона, позиционирует воина как властителя на земле, над соплеменниками. Секира служила олицетворением силы и могущества властителей трех миров: символом верхнего мира выступал орел (олицетворение души); среднего мира - мира живых - был сам владелец секиры; воплощением нижнего -подземного мира являлся дракон. Данная секира не использовалась как оружие, она служила символом власти и применялась в ритуалах ананьинских племен. Военные вожди стремились обладать не только жизнями, но и душами соплеменников . Погребальные известняковые стелы с высеченными изображениями предметов вооружения выделяют воинские погребения среди остальных. Прорези для глаз и рта в серебряной маске (IX - X вв., Танке-евский могильник) являются свидетельством загробных представлений наших предков, веривших в продолжение существования после смерти. Погребальный обряд с использованием серебряных масок характерен для Тан-кеевского могильника и показывает многообразие этнокультурных компонентов ранней Волжско-Камской Булгарии. Подобный ритуал известен и среди угорских народов. Согласно древним верованиям душа человека не сразу покидает тело умершего. Поэтому лицо при захоронении оборачивали тканью, но, чтобы душа могла «видеть» и «говорить», оставляли отверстия для глаз и рта.
Таким образом, экспозиции самых разных музеев, представляющие экспонаты, связанные с мифологическим сознанием людей, позволяют раскрыть значение самого мифа в контексте истории духовной культуры народов. Предания являются иллюстрацией архаичного представления об окружающем мире, отражают отношение наших предков к различным явлениям и духовным ценностям. Используя образность мифологической истории, можно воспитывать у посетителей устойчивые морально-этические нормы и принципы, развивать эстетическое восприятие, актуализировать культурноисторическое прошлое человечества.
5 Стационарные экспозиции и выставки. Путеводитель по залам музея. С. 14.