Научная статья на тему 'Отражение мифологического сознания в музейной экспозиции'

Отражение мифологического сознания в музейной экспозиции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
292
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИФОЛОГИЯ / МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / ЭКСКУРСИЯ / СИМВОЛЫ / MYTHOLOGY / MUSEUM EXPOSITION / EXCURSION / SYMBOLS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аглиуллина Людмила Тагировна

Миф и мифоэтические структуры сознания не только в первобытности это мощное духовное оружие. Для того чтобы предупредить и обезопасить людей от этих и других видов духовного закабаления, важно эксплицировать, прояснить основания мифа и производных от него форм (социальных и политических утопий, квазинаучных мифологий, фольклорных жанров и др.). Используя образность мифологической истории можно воспитывать у посетителей музеев устойчивые морально-этические нормы и принципы, развивать эстетическое восприятие, актуализировать культурно-историческое прошлое человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection of the mythological consciousness in the museum exposition

Myth and mithoethic structure of consciousness, not only in the primitive state, but in the conditions of modern civilization is a powerful spiritual weapon. In order to prevent and protect people from these and other forms of spiritual bondage, it is important to explicate, clarify the basis of myth and its derivative forms (social and political utopias, quasi-scientific mythology, folklore genres, etc.). Using the imagery of mythological stories can educate museum visitors sustained moral and ethical norms and principles, develop aesthetic appreciation, actualize the cultural and historical past of mankind.

Текст научной работы на тему «Отражение мифологического сознания в музейной экспозиции»

Л. Т. Аглиуллина

ОТРАЖЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

Мифологическое начало глубоко заложено в природе человека, в его духовности. Такое «глубинное» его положение усиливает действенность мифа как культурного фактора. Миф и мифоэтические структуры сознания не только в первобытности, но и в условиях современной цивилизации - это мощное духовное оружие. С его помощью можно и возвысить, облагородить человека, воспитывая его на облаченных в формы мифологической образности лучших образцах Добра и Красоты. Но возможно и совершенно другое -духовное закабаление человека, изощренное манипулирование им, например, с помощью социальных утопий и политико-идеологического мифотворчества. Для того, чтобы предупредить и обезопасить людей от этих и других видов духовного закабаления, важно эксплицировать, прояснить основания мифа и производных от него форм (социальных и политических утопий, квазинаучных мифологий, фольклорных жанров и др.). И, конечно же, сделать эти знания широкодоступными, привить даже массовому сознанию понимание культурно-исторической природы мифа1.

Музейная экспозиция и грамотно составленная и преподнесенная экскурсия в таком случае могут являться самым активным посредником между сознанием отдельной личности и научным изучением мифологии как значительного мировоззренческого фактора. Представленные в витринах экспонаты иллюстрируют отношение наших предков к окружающему миру, а также зачастую и сохранившиеся в сознании современного человека мифологические представления о различных явлениях. Образы, рожденные в древности, в массе своей не теряют актуальности и поныне, влияют на духовную культуру народа, на ценностные ориентиры и менталитет людей. Мы считаем, что важно обращать внимание слушателей на значение самого мифа в контексте истории духовной культуры народов.

Самые различные мифологические сюжеты находят отражение в экспозиции Национального Музея Республики Татарстан. Ярким примером является золотая подвеска с изображением птицы (подробное описание экспонатов дано в «Путеводителе по залам музея»)2. Подвеска была найдена в составе клада ювелирных изделий у села Мокрые Курнали в 1959 г. К фигурке птицы прикреплены золотые подвески в виде шариков. Всего в мире подобных изделий булгарских ювелиров XI - XII вв. насчитывается около 11 эк-

1 Найдыш В. М. Философия мифологии от античности до эпохи романтизма. М., 2002. С. 17.

2 См.: Стационарные экспозиции и выставки. Путеводитель по залам музея / Сост. Е. И. Карташева. Казань, 2006. (Рукопись в архиве автора).

земпляров. В этом височном кольце исследователи видят отображение сюжета космогонической мифологии тюрко-угорских и индо-иранских племен. Согласно древней легенде утка, нырнув на дно первоначального море-океана, достала комок земли, и от него пошло начало суши.

Утка символизировала мир в трех стихиях (летает в небе, ходит по земле, плавает в воде) - небесный свод, земную твердь, водную глубину. Эти символы отражены в височном кольце тремя бусинами на самом кольце и тремя подвесками на ажурных цепочках. Сама птица олицетворяет семейное благополучие, здоровье и счастье.

Существует и другая трактовка сюжета - рождение мира из яйца утки. Согласно ему Земля, Солнце и Луна возникли из трех яиц, снесенных уткой. Этот сюжет находит отражение в трех бусинах на кольце и цепочках. Образ утки встречается в многочисленных археологических находках, фольклорных и этнографических материалах и выступает как символ солнца и неба3.

Образ птицы представлен и на костяной защитной пластине (Волжская Булгария, XI - XII вв.), на которой вырезаны изображения совы и двух хищных птиц (вероятно, орлов). Во многих культурах сова связана с символикой ночи. Ее ночное зрение становится метафорой мудрости. Древние греки считали сову птицей мудрой богини Афины. Однако это и зловещий образ, в Китае она воспринимается как вестник несчастья. Орел - символ солнца, небесной силы, бессмертия и духа, посланец богов, один из универсальных зооморфных символов. Орел соотносится с вершиной мирового древа и со стихиями воздуха и огня. Основной миф индоевропейской мифологии повествует о борьбе орла, олицетворяющего солнечное божество, со змеем, смертоносным началом. Поскольку орел обрушивается на добычу сверху, в символике этого образа закрепилось значение сокрушения низких сил. Вероятно, изображения могущественных птиц должны были придать воину дополнительную мудрость, зоркость, силу и служили оберегом в бою4.

Изображения птиц встречаются в экспозиции музея в разных залах. В витринах представлены прикамские птицевидные подвески I тыс. н.э., египетские статуэтки. Птица - это архетипический образ духа, души, она выполняет функцию связующего начала между двумя мирами: нашим, человеческим, и иным, обителью богов (или единого Бога). Образ души-птицы развит в мифологии Египта, Вавилона, Греции, позднее отражен в христианском представлении о Святом Духе в образе голубя. На выставке «Вечный Египет» посетители видят статуэтку души «Ба». В египетской традиции изображение птицы с человеческой головой - это обозначение ба (жизненное начало, обычно отождествляемое, хотя и несколько неточно, с понятием «душа»), покидающего тело после смерти.

Выставка «Памятники православной культуры» позволяет иллюстрировать музейными экспонатами библейские мифы, имеющие общечеловеческое значение. В разделах, посвященных XVIII - XIX вв., представлены интересные предметы материальной культуры, связанные с мифологией ан-

3 Там же. С. 17.

4 Словарь символов и знаков /Авт.-сост. В. В. Адамчик. М.; Минск, 2006. С. 159.

тичности и Востока (изображения богов на возке кареты XVIII в., статуэтки амуров и богинь, восточный фарфор с красочной росписью, японские статуэтки). Таким образом, можно получить представление о различии и сходстве мифологических воззрений на окружающий мир в различных культурах и эпохах.

Многие предметы быта, животные, окружавшие человека, издревле наделялись символическим значением. Проходя мимо витрин с деталями вооружения можно вспомнить легенды о волшебных конях, магических непобедимых мечах. Можно рассказать слушателям об особом положении воинов не только при жизни, но и после смерти. Так, например, бронзовая секира (V - IV вв. до н.э., Прикамье), украшенная изображениями орла и дракона, позиционирует воина как властителя на земле, над соплеменниками. Секира служила олицетворением силы и могущества властителей трех миров: символом верхнего мира выступал орел (олицетворение души); среднего мира - мира живых - был сам владелец секиры; воплощением нижнего -подземного мира являлся дракон. Данная секира не использовалась как оружие, она служила символом власти и применялась в ритуалах ананьинских племен. Военные вожди стремились обладать не только жизнями, но и душами соплеменников . Погребальные известняковые стелы с высеченными изображениями предметов вооружения выделяют воинские погребения среди остальных. Прорези для глаз и рта в серебряной маске (IX - X вв., Танке-евский могильник) являются свидетельством загробных представлений наших предков, веривших в продолжение существования после смерти. Погребальный обряд с использованием серебряных масок характерен для Тан-кеевского могильника и показывает многообразие этнокультурных компонентов ранней Волжско-Камской Булгарии. Подобный ритуал известен и среди угорских народов. Согласно древним верованиям душа человека не сразу покидает тело умершего. Поэтому лицо при захоронении оборачивали тканью, но, чтобы душа могла «видеть» и «говорить», оставляли отверстия для глаз и рта.

Таким образом, экспозиции самых разных музеев, представляющие экспонаты, связанные с мифологическим сознанием людей, позволяют раскрыть значение самого мифа в контексте истории духовной культуры народов. Предания являются иллюстрацией архаичного представления об окружающем мире, отражают отношение наших предков к различным явлениям и духовным ценностям. Используя образность мифологической истории, можно воспитывать у посетителей устойчивые морально-этические нормы и принципы, развивать эстетическое восприятие, актуализировать культурноисторическое прошлое человечества.

5 Стационарные экспозиции и выставки. Путеводитель по залам музея. С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.