Научная статья на тему 'Отражение «Мая 1968 года» в итальянском женском движении'

Отражение «Мая 1968 года» в итальянском женском движении Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Италия / женское движение / «Союз итальянских женщин» / «движение 1968 года» / студенческое движение / «дух 1968 года» / социальный протест / эмансипация / феминизм / Italy / women movement / «Italian women’s union» / «the 1968’s movement» / student movement / «spirit of 1968» / social protest / emancipation / feminism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлова Светлана Юрьевна

«Движение 1968 года» оказало серьезное влияние на деятельность женских организаций в Италии, инициировало процесс их интеграции в феминистское движение, способствовало омоложению их состава, появлению новых направлений деятельности, отдалению от политических партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«The 1968’s movement» had a serious impact on the activities of women's organizations in Italy, initiated the process of their integration into the feminist movement, contributed to the rejuvenation of their membership, the emergence of new activities, the spacing from political parties.

Текст научной работы на тему «Отражение «Мая 1968 года» в итальянском женском движении»

Козлова С.Ю. *

Отражение «Мая 1968 года» в итальянском женском движении

Аннотация: «Движение 1968 года» оказало серьезное влияние на деятельность женских организаций в Италии, инициировало процесс их интеграции в феминистское движение, способствовало омоложению их состава, появлению новых направлений деятельности, отдалению от политических партий. Ключевые слова: Италия, женское движение, «Союз итальянских женщин», «движение 1968 года», студенческое движение, «дух 1968 года», социальный протест, эмансипация, феминизм

УДК 94(450).095; 316.423.6:316.346.2-055.2

Abstract: «The 1968's movement» had a serious impact on the activities of women's organizations in Italy, initiated the process of their integration into the feminist movement, contributed to the rejuvenation of their membership, the emergence of new activities, the spacing from political parties.

Key words: Italy, women movement, «Italian women's union», «the 1968's movement», student movement, «spirit of 1968», social protest, emancipation, feminism

В 1967-1968 гг. Италию, как и другие страны Запада, потрясла волна студенческих выступлений, одним из лозунгов студентов стали слова: «Хотим, чтобы с нами считались!»1 В кризисной атмосфере тех лет проявился «дух 1968 года», выражавшийся в стремлении решать проблемы не через политическое участие, а путем общественного консенсуса, способствовавший, в числе прочего, консолидации феминистского движения. Стержнем феминистского движения была идея женского освобождения, представлявшая собой доведенную до «гротеска» идею женской эмансипации. В 1960-е гг. действовавшими в Италии многочисленными женскими организациями, союзами, ассоциациями и даже объединениями «по интересам» эмансипация рассматривалась как «воспитание в женщине осознания равноправия с мужчинами во всех областях жизни»2, и, наряду с этим, как «борьба за расширение демократических прав и организацию общественной жизни в соответствии с этими новыми правами»3.

В 1967-1968 гг. студенческие волнения захватили практически все итальянские университеты. Какую часть участников «движения 1968 года» («movimento del Sessantotto») составляли женщины - вопрос

* Козлова Светлана Юрьевна - кандидат исторических наук, ученый секретарь МУК «Музей истории города Ярославля» (e-mail: yar-mig@yandex.ru)

1 Григорьева И.В. Италия в XX веке / И.В. Григорьева. М.: Дрофа, 2006. С. 205.

2 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р7928. Оп. 4. Д. 155. Л. 155.

3 Там же. Д. 166. Л. 480.

на сегодняшний день открытый, но сам факт их активного участия в движении не подвергается сомнению. 1 марта 1968 г. состоялось первое крупное столкновение студентов с полицией на площади Испании и в районе Валле Джулиа в Риме, примерно 1/3 задержанных в ходе беспорядков составили женщины4.

Начало студенческого движения в Италии связывается с убийством студента Паоло Росси на лестнице филологического факультета Римского университета в апреле 1966 г., с этого времени в стране «на политической сцене появился новый герой: студенческое движение»5. В законотворческой практике итальянского парламента период 1966-1968 гг. был отмечен резким всплеском интереса к студенческой проблематике6. В начале марта 1968 г. в одном из законопроектов лаконично была зафиксирована мысль, ставшая лейтмотивом и государственной политики, и студенческого движения, -«Совершенно точно, что наша университетская организация нуждается в широком обновлении»7 -но трактовавшаяся обеими сторонами по-разному, прежде всего, относительно перспектив развития студенческого самоуправления в итальянских университетах.

«Начиная с 1967 г. движение распространилось на все университеты и многие школы, в 1968 г. вспыхнуло в сочетании с энергичной борьбой рабочих и протестом, который привлек представителей разных социальных сред, от режиссеров, которые отреклись от Венецианского кинофестиваля, до прихожан, которые захватывали церкви»8. Начавшийся в 1968 г. период контестации9, являвшейся временем «оспаривания, направленного против основных институтов общества - против семьи, школы, Церкви» и ценностных установок, которые они хранили10, затянулся в Италии до 1973 года.

События напрямую коснулись «Союза итальянских женщин» - одной из крупнейших общественно-политических организаций, созданной ещё на волне движения Сопротивления в 1944 г. и связанной с компартией11. Пик популярности организации в итальянском обществе пришёлся на середину - вторую половину 1950-х гг., на 1968 г. в ней состояло около 4 млн. итальянок12. Основные направления деятельности Союза были зафиксированы в программе, принятой на I Национальном конгрессе в октябре 1945 г. во Флоренции. Этих направлений выделялось семь: защита женских прав в сфере труда; социальная адаптация женщин (гражданское самосознание, повышение культурного

4 Passato e Presente: Carla Lonzi e il femminismo // https://www.raiplay.it/video/2018/02/Passato-e-presente—CARLA-LONZI-e-il-femminismo-2603533f-bbcb-4190-9567-594b17641586.html (дата обращения - 10.12.2018)

5 Rodano M. Memorie di un ache c'era. Una storia dell'Udi. Milano: il Saggiatore, 2010. P. 197.

6 К этому выводу приводит подробный анализ перечня законопроектов за период I-IV легислатур (1948-1968 гг.), размещенный на сайте парламента Италии. См. по: https://storia.camera.it/documenti/progetti-legge#nav (дата обращения - 11.12.2018)

7 Atti Parlamentan. Camera dei Deputati. Proposta di legge. Disposizioni per la sperimentazione didattica e scientifica nelle universitá.

7 marzo 1968. № 4999. P.1.

8 Rodano M. Op. cit. P. 197.

9 Ит. contestare - оспаривать, отрицать, опровергать.

10 Лисовский Ю.П., Любин В.П. Политическая культура Италии. М.: ИНИОН РАН, 1996. С. 34.

11 Актив Союза возглавляли коммунистки, он был зависим от ИКП в финансовом плане, его деятельность базировалась на теоретических установках партии, поэтому его даже называют «вспомогательной организацией» ИКП. См. по: Renzoni C. Una cittá su misura. Servizi sociali e assetto urbano nella pubblicistica e nei Congressi dell'Unione donne italiane (1960-1964) // Territorio della Ricerca su Insediamenti e Ambiente. Rivista internazionale di cultura urbanistica. 2013. Vol 6. № 10. P. 124.

12 Noi Donne. 1968. № 21.

уровня); защита семьи; решение проблем детства; обеспечение солидарности в обществе (в том числе, создание демократических организаций и учреждений); подготовка женщин к участию в политической жизни; участие в международных отношениях13. До 1968 г. Союз, в целом, придерживался программы 1945 года, занимаясь вопросами социализации итальянок и равноправия полов в обществе, а задачу участия в международных отношениях решая, в основном, через участие в Движении сторонников мира и деятельности Международной демократической федерации женщин, в которую Союз вошёл с момента организации последней в декабре 1945 г.

Интересные свидетельства о событиях 1968 г. и их влиянии на Союз в своих мемуарах рассказали его третий и последний14 председатель Мариза (Мария Лиза) Чинчиари Родано (1956-1959 гг.), жена влиятельного мыслителя-коммуниста Франко Родано, и Тереза Ноче Лонго, член Национального комитета Союза, жена Луиджи Лонго, генерального секретаря ИКП.

М. Родано пишет о борьбе за свободу женщин как историческом явлении для Италии, связывает зарождение «нового» итальянского женского движения с женским участием в Сопротивлении, 1968 год считает годом вступления этого движения на новый этап - «неофеминизма». Мариза Родано и Тереза Ноче выделяют три основных последствия влияния студенческих выступлений на «Союз»: изменение приоритетов в деятельности организации, омоложение её состава, «автономизация» от Итальянской коммунистической партии.

Во-первых, изменились приоритеты в его деятельности. Несмотря на то, что в 1960-е гг. руководство «Союза» пыталось дистанцироваться от разрозненных в то время феминистских ассоциаций, называя феминизм «искажением американского капитализма»15, организация продвигала ряд инициатив, сближавших её с феминистской проблематикой. Как отмечает М. Родано, «Союз» должен был иметь дело с феминизмом, открывать новые темы»16. Областью общих интересов была реформа семейного права, в 1960-е гг. «Союз» активно содействовал широкому обсуждению проблемы в обществе с целью преодоления предрассудков и конформизма, на которых базировался институт семьи. 10 марта 1967 г. коммунисткой Н. Иотти совместно с генеральным секретарем ИКП Л. Лонго и членом ЦК ИКП П. Инграо был предложен первый проект закона, предусматривавший комплексную

13 Programma approvato dal I Congresso nazionale dell'U.D.I. // Quaderni della FIAP. 1978. № 28. P. 70-73.

14 VI Национальный конгресс, проходивший 7-10 мая 1959 г. в Риме, утвердил введение в Союзе коллегиального управления, в устав организации были внесены положения о Президиуме и Секретариате. Ликвидировалась должность председателя «Союза», его функции переходили Президиуму. Президиум состоял из 14 равноправных председателей, каждый из которых осуществлял практическое руководство в течение одной недели. См. по: ГАРФ. Ф. Р7928. Оп. 4. Д. 131. Л. 178.

15 В 1960-е гг. эта мысль многократно транслировалась через журнал «Noi Donne» («Мы - женщины»), который издавал Союз. Это выбивалось из общей тенденции использовать «примиряющий тон пропаганды, выражавшийся, в частности, в отказе от освещения острых социальных вопросов в прессе», которая неоднократно выделялась руководством организации в качестве магистральной. См. по: Rothenberg N. The Catholic and the Communist Women's Press in the Post-War Italy. An Analysis of «Cronache» and «Noi Donne» / N. Rothenberg // Modern Italy. 2006. Vol. XI. № 3. P. 296.

16 Il mio '68 di Marisa Rodano. Noi Donne. 2008. http://www.noidonne.org/articoli/il-mio-68-di-marisa-rodano-01942.php (дата обращения - 01.12.2018)

реформу семейного права, устанавливавший равенство прав и обязанностей супругов и допускавший их раздельное проживание. Новая модель семейно-брачных отношений, как отмечали авторы, была ориентирована на «включение женщин в жизнь гражданского общества в роли социально и экономически активной личности»17. В 1968 г. в Реджо-Эмилии, Сиене, Модене, Генуе, Вероне и Падуе «Союз» провел серию конференций, поднявших на щит лозунг о проведении комплексной реформы семейного права18, предполагавшей, в числе прочего, введение развода. К 1968 г. индифферентное отношение населения к проблеме развода сменилось заинтересованностью: по результатам одного из опросов, проведенного «Союзом» в 1968 г. во всех регионах Италии, большинство женщин к этому времени уже относились положительно к введению развода19, в то время как ранее подобные инициативы не находили широкой общественной поддержки20. Как вспоминает М. Родано, осенью 1968 г. в «Союзе» стало распространяться положение о женской власти как инструменте возможных социальных изменений21 - один из базовых феминистских тезисов.

М. Родано рассказывает, что «в десятилетие 1968-1978 гг. из магмы движения 1968 года выделились первые феминистские опыты - Rivolta femminile (RF) и Movimento liberazione della donna (Mld), вспыхнула грандиозная борьба трудящихся - «горячая осень» 1969 г.»22. В 1968 г. был запущен процесс интеграции Союза в феминистское движение, не означавший, однако, полного и беспрекословного принятия всех феминистских идей. Один из ключевых тезисов программного манифеста Rivolta femminile, опубликованного в 1970 г., гласивший, что равенство, к которому стремился Союз, - «это идеологическая попытка поработить женщину»23 был воспринят руководством последнего крайне негативно. Ответной реакцией Союза на рост популярности этого тезиса в женской среде в последующие годы стало увеличение количества публикуемых в журнале «Noi Donne» материалов на тему социального равенства полов как неотъемлемой составляющей процесса женской эмансипации и прогрессивного развития итальянского общества.

17 Atti Parlamentan. Camera dei Deputati. Proposta di legge. Modificazioni delle norme del codice civile concernenti il diritto di famiglia e le successioni. 10 marzo 1967. № 3900. P. i, 21, 23.

18 L'Unità. 1968. 29 ottobre.

19 L'Unità. 1968. 27 aprile.

20 С середины 1950-х гг. левые политические силы выступали за введение практики «малого развода» (для случаев тюремного заключения одного из супругов на срок более пяти лет) и внесение соответствующих изменений в Гражданский кодекс. В 1955 г. законопроект о «малом разводе» в палату депутатов внес социалист Р. Сансоне, в 1959 г. - коммунистки и члены Союза Л. Диаз и Л. Вивиани, в 1965 г. - социалист Л. Фортуна, однако отсутствие широкой парламентской и общественной поддержки привело к тому, что эти инициативы остались на уровне законопроектов. См. по: Rodano M. Op. cit. P. 47, 143.

21 Rodano M. Op. cit. P. 201. Точка зрения о том, что 1968 г. стал рубежным в процессе осмысления социальных и политических ролей женщин представителями женских объединений с учетом происходивших в обществе изменений и в контексте социального протеста поддерживается исследователями. См.: Della Porta D. Movimenti collettivi e sistema politico in Italia 1960-1995 / D. Della Porta. Bari: Editori Laterza, 1996. P. 62; Тикнер Д.Э. Mировая политика с гендерных позиций. Проблемы и подходы эпохи, наступившей после «холодной войны» I Пер. с англ. под ред. Д.И. Полывянного. M.: Культурная революция, 2006. С. 238.

22 Rodano M. Op. cit. P. 203.

23 Restaino F. Carla Lonzi: il femminismo, avanguardia filosofica di fine secolo // http://www.reteccp.org/biblioteca/disponibili/demos/dopoguerra/lonzi/femminismo.html (дата обращения - 04.01.2019).

В начале 1970-х гг. под влиянием феминизма Союз встал на защиту абортов. В этот период на страницах журнала «Noi Donne» популяризировалась идея о материнстве как результате свободного и осознанного выбора, основанного на понимании женщиной наличия альтернативы, стремления к достижению или сохранению независимости, личных и профессиональных успехов, удовлетворению индивидных потребностей, самореализации. В эти годы нередко вопрос о реальных возможностях самореализации женщин звучал в контексте градостроительной проблематики, практической реализации ранее утвержденных нововведений. В 1968 г. был принят министерский декрет № 1044 по градостроительному стандарту24, учитывавший требования ряда крупных женских организаций, в том числе Союза, по созданию в городах сети учреждений, которые освободили бы женщину от обязанностей по воспитанию детей и домашней работы. В первом случае это были детские сады, дошкольные учреждения, школы, во втором - супермаркеты, недорогие рестораны самообслуживания и столовые, прачечные, гладильни, кооперативные центры уборки квартир, ателье. На IX Национальном конгрессе Союза, первом «открытом конгрессе», в ноябре 1973 г. были выдвинуты проблемы «новых ценностей и новых общественных структур»25, преодоления «потребительского отношения к женщине»26. В 1975 г. во время ожесточенных споров, развернувшихся вокруг законопроекта о легализации абортов, Союз поддержал феминистскую борьбу27, завершившуюся в 1978 г. принятием закона.

Второе последствие влияния событий 1968 г. на «Союз», говоря словами М. Родано, заключалось в том, что «появилось совершенно новое лицо «Союза» - студентки и молодые рабочие»28. Это было связано не только с влиянием студенческого движения, но и с естественным процессом смены поколений. Первое поколение, актив которого составляли итальянки, вступившие в Союз на этапе его создания и интенсивного расширения сети местных отделений в 1944-1946 гг., в своей деятельности основывалось на личном авторитете участников антифашисткой борьбы и движения Сопротивления. Это в условиях тотального отрицания фашизма в послевоенный период было одним из основных факторов, обеспечивших доверие со стороны населения и успешную реализацию ряда инициатив. К 1968 г. значительное влияние в «Союзе» получило поколение активисток, не связанных с традицией Сопротивления, носительниц новых ценностей и новых идей.

Несмотря на произошедшие в «Союзе» изменения, которые должны были способствовать привлечению студенток, в 1968 г. проявился диссонанс идей, о котором М. Родано рассказала в одной из статей, опубликованных в журнале «Ной Донне» в 2008 г.: «Я смотрю на 1968 год с двух точек зрения. Во-первых, как мать детей, вовлеченных в столкновения на площади Сапиенца и в районе

24 Rodano M. Op. cit. P. 174.

25 L'Unità. 1973. 1 novembre.

26 L'Unità. 1973. 2 novembre.

27 Галатенко Ю.Н. Женская литература Италии в контексте истории итальянского феминизма XX в. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 2. С. 195.

28 L'Unità. 1973. 3 novembre.

Валле Джулия. Во-вторых, как руководитель «Союза». Движение оспаривало женскую ассоциацию, приравнивая её к государственным структурам, партиям, профсоюзам, то есть учреждениям старой, репрессивной реальности». Это представление было распространено среди молодежи и в студенческой среде, студентки «отказались от продвижения эмансипации, они чувствовали себя главными героями движения, наравне с мужчинами, в то время как «Союз» именно в них видел новых героев борьбы за женскую эмансипацию»29.

Проблема женской эмансипации является для Италии исторической. Только после Второй Мировой войны женщины получили право голоса, был снят ряд ограничений для женщин в сфере труда, принят закон о защите работающих матерей, выдвинувший Италию в авангард в деле признания некоторых фундаментальных прав трудящейся матери30. К 1968 г. в сфере женской эмансипации было сделано уже немало, первое послевоенное двадцатилетие по количеству принятых в интересах женщин законов было более продуктивным, чем весь предшествующий период со времени объединения Италии.

Выбор в пользу молодёжи и студентов, помимо их активной общественной позиции, проявившейся в 1968 г., объясняется и тем, что по проводившимся «Союзом» опросам именно молодое поколение активно поддерживало предлагаемую «Союзом» реформу семейного права31, ставшую основой борьбы за женскую эмансипацию, молодое поколение легче принимало новые идеалы и цели. «Союз» продолжал вести борьбу против старых консервативных предрассудков, тормозивших процесс женской эмансипации, пытался установить продуктивную беседу с католическими организациями, но в лице последних, в отличие от молодёжи, так и не смог найти верного союзника. Одной из приоритетных для «Союза» оставалась сфера трудовых отношений, 3-5 марта 1968 г. в Риме на правительственной конференции по вопросам женского трудоустройства руководство организации

32

указало на высокую степень осознания права на труд молодым поколением32.

М. Родано многократно отмечает, что «движение 1968 года» оказывало влияние на деятельность Союза, организация «вынуждена была считаться с присутствием столь оригинального и радикального движения»33. Т. Ноче пишет о том, что «в Союзе основной темой дискуссий стала неспособность создать эффективное движение борьбы»34. М. Родано объясняет это двумя причинами. Во-первых, «для того, чтобы бороться, женщины должны были иметь уверенность в немедленных результатах»35, которые на тот момент никто не мог гарантировать. Во-вторых, «студенческое движение нашло

29 Il mio '68 di Marisa Rodano. Noi Donne. 2008 // http://www.noidonne.org/articoli/il-mio-68-di-marisa-rodano-01942.php (дата обращения - 29.11.2018).

30 Wiesner-Hanks M.E. Gender in history. Global perspectives / M.E. Wiesner-Hanks. 2 ed. Oxford: Wiley-Blackwell, 2011. P. 74.

31 L'Unitá. 1968. 27 aprile.

32 L'Unitá, 1968. 3 marzo.

33 Rodano M. Op. cit. P. 197.

34 Noce T. Op. cit. P. 184.

35 Rodano M. Op. cit. P. 198.

в борьбе с авторитаризмом в университетах импульс и объединяющую платформу; для женского движения на тот момент подобного импульса найдено не было»36.

17 сентября 1968 г. на заседании Национального комитета Союза отмечалось: «столкнувшись с новыми движениями (в том числе, студенческим), женщины не смогли определить свое автономное и специфическое место в них»37. М. Родано подчеркивает, что «женщины, в общем, участвовали в студенческом и рабочем движениях, движении за мир, но лишились своей специфики в борьбе за эмансипацию». «Инициативы Союза были несвоевременны, новые движения брали начало в гражданском обществе, нашей задачей» - пишет М. Родано - «было определение путей

38

включения женщин в них»38.

Решение поставленной задачи руководство Союза видело во включении проблем, интересовавших студентов, в программу организации, что проявилось в последующие годы. В Союзе остро стояла проблема привлечения в молодёжи, основную возрастную группу его членов составляли женщины в возрасте от 40 лет и старше39, а взаимодействие с молодёжными организациями не приводило к пополнению его рядов. Если ранее студенты, как социальная страта, практически не были представлены в Союзе, то после выступлений 1968 г. они стали для Союза целевой аудиторией. Поддерживая контакт со студентами, руководство Союза после 1968 г. активно проводило «открытые заседания» с их участием, уделяя специально внимание реформе образования. В конце 1960-х - начале 1970-е гг. М. Родано и Т. Лонго наряду с другими активистками Союза активно организовывали подобные заседания и неоднократно озвучивали идею о необходимости учитывать интересы молодого поколения. Это было ещё одной (помимо естественного процесса смены поколений) причиной «омоложения» Союза.

Третье последствие влияния «движения 1968 года» на Союз - его отдаление от Коммунистической партии, ослабление связей с ней. VIII Национальный конгресс Союза, проходивший 1-4 ноября 1968 г. в Риме, стал первым «конгрессом нового типа», на котором обсуждалась проблема выработки метода самостоятельной, автономной от партии, борьбы за женскую эмансипацию, новых форм контроля над этой борьбой и народным участием в ней. Такая позиция руководства Союза была связана с общим процессом деполитизации женского движения. Уже в середине 1960-х гг. обнаружились политические сложности в организации массовых движений, которые затронули все политические силы. ИКП больше не могла эффективно развивать общую политическую работу в женской среде и привлекать женщин к крупным политическим баталиям, происходил поиск инструментов и новых основ единства женского движения. После 1968 г.

36 Ibid. P. 200.

37 Ibid. P. 197-198.

38 Rodano M. Op. cit. P. 198-199.

39 Gabrielli P. Il 1946, le donne, la Repubblica / P. Gabrielli. Roma: Donzelli, 2009. P. 64; Rodano M. Op. cit. P. 153.

40

«активистки женского движения часто принадлежали к внепарламентским группам»40, в то время как ранее именно женский актив в парламенте был инициатором всех крупных социально значимых инициатив, затрагивавших условия жизни женщин.

Руководство Союза отмечало потребность в возрождении организации, отказе от принципа ограничения сверху вниз, по которому инициативы Союза спускались сверху, разрешенные несколькими людьми, напрямую заинтересованными, и поэтому были серьезно заявлены в политических силах41. Для того, чтобы привлечь представителей «движения 1968 года», необходимо было создать новый образ Союза, как свободной открытой организации, не связанной с политическими партиями, воплощавшими в себе принципы бюрократии и авторитаризма42. К середине 1970-х гг. Союз стал одним из самых крупных общественных объединений, «нацеленных на полную ликвидацию организованного партийного женского движения»43, а в 1982 г., на XI Национальном конгрессе, получил полную автономию от ИКП.

Таким образом, 1968 год маркировал качественно новый этап в истории Союза. Кризисная атмосфера 1968-1969 гг. стала стимулом для поиска новых направлений деятельности и новых партнеров, обновления состава организации, выработки отвечавших социальным настроениям принципов взаимодействия с женщинами, привела к переосмыслению идеологической зависимости от компартии. На волне «движения 1968 года» под влиянием ряда социальных вызовов руководство Союза выделило в качестве приоритетной сферу семейно-брачных отношений, что, во многом, обусловило дальнейший процесс его интеграции в феминистское движение. Рождение организованного феминистского движения стало одним из важнейших направлений изменения западного общества в 1960-е-1970-е гг., способствовало пересмотру традиционных гендерных стандартов, социальных ролей полов.

Руководители Союза увидели в студентах и молодёжи, проявивших активную гражданскую позицию в 1967-1969 гг., новых героев борьбы за женскую эмансипацию, включили «студенческие требования» в программу организации. После 1968 года акции Союза носили ярко выраженный популистский характер и были ориентированы, прежде всего, на привлечение молодёжи. «Гибкость» руководства Союза в решении социально значимых проблем стала одной из главных причин омоложения его состава. Проблема автономии Союза от компартии, с середины 1950-х гг. не единожды обсуждавшаяся на национальных конгрессах, конференциях и собраниях, в 1968 г. зазвучала по-новому. Теперь «репрессивная» природа партии, проявлявшаяся в идеологическом давлении на Союз, интенсивность которого в 1960-е гг. несколько снизилась по сравнению с предшествующим периодом, трактовалась не в плоскости свободы действий, а в плоскости успешной адаптации организации к изменившимся социальным условиям и перспектив дальнейшего функционирования в статусе влиятельной женской ассоциации.

40 Tambor M. The Lost Wave. Women and democracy in postwar Italy / M. Tambor. N.Y.: Oxford University Press, 2014. P. 178.

41 Rodano M. Op. cit. P. 200..

42 Ibid. P. 197.

43 Галатенко Ю.Н. Указ. соч. С. 195.

Библиография:

Галатенко Ю.Н. Женская литература Италии в контексте истории итальянского феминизма XX в. //

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 2.

Григорьева И.В. Италия в XX веке / И.В. Григорьева. М.: Дрофа, 2006.

Лисовский Ю.П., Любин В.П. Политическая культура Италии. М.: ИНИОН РАН, 1996.

Тикнер Д.Э. Мировая политика с гендерных позиций. Проблемы и подходы эпохи, наступившей после

«холодной войны» / Пер. с англ. под ред. Д.И. Полывянного. М.: Культурная революция, 2006.

Deila Porta D. Movimenti collettivi e sistema politico in Italia 1960-1995 / D. Deila Porta. Bari: Editori Laterza, 1996.

Gabrielli P. Il 1946, le donne, la Repubblica / P. Gabrielli. Roma: Donzelli, 2009.

Renzoni C. Una citta su misura. Servizi sociali e assetto urbano nella pubblicistica e nei Congressi dell'Unione donne italiane (1960-1964) // Territorio della Ricerca su Insediamenti e Ambiente. Rivista internazionale di cultura urbanistica. 2013. Vol 6. № 10.

Rodano M. Memorie di un ache c'era. Una storia dell'Udi. Milano: il Saggiatore, 2010.

Rothenberg N. The Catholic and the Communist Women's Press in the Post-War Italy. An Analysis of «Cronache» and «Noi Donne» / N. Rothenberg // Modern Italy. 2006. Vol. XI. № 3.

Tambor M. The Lost Wave. Women and democracy in postwar Italy / M. Tambor. N.Y.: Oxford University Press, 2014. Wiesner-Hanks M.E. Gender in history. Global perspectives / M.E. Wiesner-Hanks. 2 ed. Oxford: Wiley-Blackwell, 2011.

Bibliography:

Galatenko Yu.N. Zhenskaya literatura Italii v kontekste istorii ital'yanskogo feminizma XX v. // Vestnik

Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2017. № 2.

Grigor'eva I.V. Italiya v XX veke / I.V. Grigor'eva. M.: Drofa, 2006.

Lisovskij Yu.P., Lyubin V.P. Politicheskaya kul'tura Italii. M.: INION RAN, 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tikner D.E. Mirovaya politika s gendernih pozicij. Problemi i podhodi epohi, nastupivshej posle «holodnoj vojni» / Per. s angl. pod red. D.I. Polyvyannogo. M.: Kul'turnaya revolyuciya, 2006.

Della Porta D. Movimenti collettivi e sistema politico in Italia 1960-1995 / D. Della Porta. Bari: Editori Laterza, 1996. Gabrielli P. Il 1946, le donne, la Repubblica / P. Gabrielli. Roma: Donzelli, 2009.

Renzoni C. Una citta su misura. Servizi sociali e assetto urbano nella pubblicistica e nei Congressi dell'Unione donne italiane (1960-1964) // Territorio della Ricerca su Insediamenti e Ambiente. Rivista internazionale di cultura urbanistica. 2013. Vol 6. № 10.

Rodano M. Memorie di un ache c'era. Una storia dell'Udi. Milano: il Saggiatore, 2010.

Rothenberg N. The Catholic and the Communist Women's Press in the Post-War Italy. An Analysis of «Cronache» and «Noi Donne» / N. Rothenberg // Modern Italy. 2006. Vol. XI. № 3.

Tambor M. The Lost Wave. Women and democracy in postwar Italy / M. Tambor. N.Y.: Oxford University Press, 2014. Wiesner-Hanks M.E. Gender in history. Global perspectives / M.E. Wiesner-Hanks. 2 ed. Oxford: Wiley-Blackwell, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.